Почему именно с романтизмом связано активное изучение фольклора кратко

Обновлено: 02.07.2024

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Адыгейского государственного университета.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор Л.И. Демина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Эпоха романтизма – один из интереснейших и самых насыщенных периодов истории человечества. Французская революция, грозные походы Наполеона, перекраивавшие карту Европы, ломка старого уклада жизни и вековых человеческих отношений – таково было то время, которое застали первые романтики. При этом ускорение темпа жизни закономерно влечет за собой калейдоскопическую смену течений, взглядов, философских систем. Возникает волна новых течений, форм, экспериментальных попыток синтеза различных областей искусства.

Романтизм как господствующее направление постепенно ут­верждается в английском искусстве в 1790 – 1800-х годах. Это был интенсивный период, ознаменовавшийся целым рядом катаклизмов. Именно в кризисные периоды чаще всего происходит смена литературных стилей, философских, религиозных и культуроведческих концепций; ломка формаций и привычных общественных структур заставляет пересматривать этические и онтологические категории, обнажая с особой остротой извечные вопросы человеческого бытия, по-иному распределяя приоритеты ценностей и норм и закладывая основы новой морали, что и произошло в период появления романтизма.

Европейская литература первых трех десятилетий XIX в., получив мощный стимул для своего развития в событиях Французской рево­люции 1789 – 1799 гг., оказалась в дальнейшем тесно связанной с последующей политической жизнью, с наполеоновскими и антинапо­леоновскими войнами.

Необычайно острую и сложную форму романтическое на­правление приобрело в английской литературе. Это обстоятель­ство находит свое объяснение в особенностях английского пути буржуазного развития. Второе поколение британских романтиков – Байрон (1788 – 1824), его аполитичный предшественник Китс (1795 – 1821) и более других Шелли (1792 – 1822) – были первыми, кто объединил романтизм и активную революцию: разочарования французской революции, не забытые большинством представителей старшего поколения, на фоне видимых ужасов капиталистической трансформации в их собственной стране. В Европе союз между романтиками-художниками и революцией возник в 1820-х гг., но полного единения они достигли после французской революции 1830 г.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах: Италии (Н.У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Испании (Х. де Эспронседа, Соррилья-и-Мораль), Австрии (драмы Грильпарцера, поэзия Н. Ленау), Дании (А. Эленшлегер), Швеции (Э. Тегнер), Венгрии (Петёфи), Румынии (М. Эминеску); он составил целую эпоху в развитии польской литературы (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, З. Красиньский, Ц. Норвид).

Вся лирика романтиков лучше всего может быть подразделена по внутреннему содержанию – на стихотворения, посвященные изображению чувства, восприятия или идей. Таким образом, типология романтизма – это видо­вые его разграничения: психологический, философский, гражданский. Первая группа объединяет наиболее субъективные произведения, например, любовные. К стихотворениям, отвечающим восприятию, принадлежат прежде всего описания природы. Гёте раньше других обратился к изображению природы в своих лирических пьесах. Стихотворения описательного характера часто совпадают с изображающими личное настроение поэта, но часто ограничиваются чисто описательными целями, и именно это составляет характерную особенность романтической и современной лирики. Последняя группа лирической поэзии, гражданская, воспроизводит какую-либо политическую или социальную мысль.

Каждый тип романтизма может иметь тенденции – прогрессивные и регрессивные. Разграничительная линия между прогрессивным и регрессивным романтизмом всегда зигзагообразна и под­вижна, она не есть нечто раз и навсегда данное, а долж­на конкретно устанавливаться исследователем примени­тельно к тем или и ным сопоставляемым явлениям в ро­мантизме.

Различаются лишь два подхода к романтизму – исторический и типологический.

В плане типологическом романтизм – художественный метод, в котором субъективная позиция автора является преобладающей и открыто высказываемой (в реализме авторская позиция раскрывается через объективное изображение действительности, изображение жизни в формах самой жизни). Приверженность романтиков идее органической целостности художественного переживания, воссоздающего все богатство жизненного опыта в его неразложимости послужила выработке тонких средств воплощения разнообразных психологических состояний.

Обзор научной литературы по истории вопроса позволяет сделать вывод о том, что вопросы зарождения, становления и развития романтизма в литературах Запада, а затем и России, требуют дальнейшего исследования с учетом фольклора как эстетической категории, заметно повлиявшей на весь процесс романтизации конца XVIII – начала XIX вв., что и определяет бесспорную актуальность проводимого исследования .

Что касается усвоения культуры Запада на Востоке, то, несмотря на уси­лившиеся в результате колониальных завоеваний контакты, активного взаимо­действия культур не возникло. И только к концу XIX века в странах Азии и Ближнего Востока происходят социальные сдвиги (рост буржуазных отноше­ний), создающие почву для восприятия культуры Запада. Африка включается в мировой литературный процесс лишь во второй половине XX века. И потому в рамках проблемы взаимовлияния острой становится проблема качественного художественного перевода.

Поэтическая ценность художественного произведения вообще определяется идейной глубиной и верностью познания реальной действительности и ее отражения в художественных образах. Задача переводчика заключается поэтому не только в том, чтобы точно перевести сказанное на одном языке на другой язык; художественный перевод должен перенести поэтические ценности одной литературы в другую литературу. Потому Пушкин и Жуковский как переводчики произведений западного романтизма в России стремились не к буквальной точности, а к точности поэтической и прежде всего к тому, чтобы переводное стихотворение или поэма стали фактом русской поэзии. Таковы переводы Жуковского из Гете, Шиллера, Вальтер Скотта, Байрона и других поэтов, переводы Пушкина из Горация, Вольтера, Шенье, Мицкевича.

Стремление ознакомить современ­ников с произведениями различных народов необычайно расширяет переводческую деятельность. Именно романтики являются создателями под­линно художественного перевода, первых успешных попыток передать национальное и историческое своеобразие подлинника (примечательны, например, переводы А.В. Шлегеля и Л. Тика в Германии, В.А. Жу­ковского в России).

Работ, посвященных проблемам художественного перевода, еще недостаточно. Очевидно, что в этих немногих работах не подчеркнуто достаточно резко отличие перевода художественной прозы от перевода стихов. В обоих случаях предъявляют одинаковые требования, и тут и там читатель ждет от переводчика верности подлиннику, но различие методов, которым переводчики стихов и переводчики прозы пользуются, чтобы добиться этой верности, заставляет впоследствии по-разному подходить к анализу и оценке их работ. И в том, и в другом случае переводное произведение в идеале должно стать явлением художественной литературы на русском языке. Но если переводах прозы добросовестный литературный труд, даже не поднятый до высоты русской классической прозы, имеет право на существование уже хотя бы потому, что дает возможность читателю, не знающему языка оригинала, получить представление об идеях и образах иностранного прозаического произведения, то в переводах поэзии действуют другие правила. И потому проблема художественного перевода, остающаяся неразработанной в настоящее время, также затрагивается в ходе изучения романтизма как художественного метода.

- определить роль фольклора в начальных и в более поздних духовно-философских исканиях английского и европейского романтизма, установить структурные, тематические, жанрово-композиционные и стилистические особенности произведений, влияния на них традиционного фольклорного начала;

- выделить в романтическом наследии те литературные жанры, в которых с наибольшей полнотой осуществляется освоение фольклора (баллады, элегии);

- обозначить русский романтизм как самостоятельное литературное направление с учетом, как его специфики, так и степени влияния на его становление национального фольклора и, одновременно, общемирового романтического опыта.

Объектом исследования , таким образом, является сформировавшийся с учетом фольклорного элемента романтизм и его проявление в английской, европейской и русской литературах конца XVIII – начала XIX вв.

Предметом исследования избран процесс зарождения, становления и последовательного развития в конце XVIII – начале XIX вв. на фольклорной основе романтизма в литературах заявленных этнических групп.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных философов, историков, литературоведов, критиков: В.Г. Белинского, Гегеля, Гейне, Л.Я. Гинзбург, Г.А. Гуковского, Н. Гумилева, Н.Я. Дьяконовой, О. Кривцуна, Т. Пикока, В.А. Пронина, Л.И. Тимофеева, Н.В. Фридмана, Л.Г. Фризмана, Ф. Шлегеля и других.

Методологической основой работы являются труды В.Г. Белинского, Гегеля, Гейне, Л.Я. Гинзбурга, Г.А. Гуковского, Н. Гумилева, Н.Я. Дьяконовой, О. Кривцун, Т. Пикока, В.А. Пронина, Л.И. Тимофеева, Н.В. Фридмана, Л.Г. Фризмана, Ф. Шлегеля и др.] . Обращение к подобной методологии вызвано необходимостью изучения конкретно-исторических и литературных ситуаций зарождения данного художественного направления, анализа отдельных его образцов и стремлением показать общие типологические характеристики на отдельных этапах развития этого жанрового течения

Методы: в ходе исследования использованы сравнительно-типо-логический, исторический, системно-структурный и сопоставительный методы исследования применительно к различным стадиям зарождения и развития романтизма.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что диссертация углубляет представления о формировании и развитии романтизма в мировых литературах, а ее выводы и заключения могут использоваться непосредственно для сопоставительного анализа литератур заявленных в исследовании этнических групп.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в школьной и вузовской практике, при создании авторских программ, при разработке спецкурсов и семинаров по проблемам как английского, так и общемирового романтизма.

На защиту выносятся следующие положения :

1. Хотя романтизм каждой отдельной европейской страны, отражая социальные процессы, в ней происходящие, сохранял собственное национальное своеобразие, в работе делается упор на творчество английских поэтов У. Вордсворта и Р. Саути как романтиков, оказавших наибольшее влияние на развитие английского романтизма.

2. Особую роль в формировании романтической эстетики оказали средневековые легенды, средневековые рыцарские романы, элементы и баллады.

3. С фольклором во многом связан и готический элемент в романтизме: тяготение к загадочному, таинственному, фантастическому, страшному.

5. Фольклор отличается от романтизма жанровым своеобразием народного эпоса, который представлен в романтизме элегией и балладой.

По теме диссертации опубликовано 48 работ, общим объем в 87,5 п/л..

Объем и структура диссертации . Основной текст диссертации составляет 334 страницы. Список использованной литературы включает 340 наименований. Диссертация состоит из введения, 7 глав и заключения.

Во введении обосновывается актуальность исследования избранной темы, определяются цель, задачи и методологические основы диссертационной работы, формулируются положения, выносимые на защиту, аргументируются научная новизна, теоретическое и практическое значение исследования.

Фото Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма

Что такое романтизм?

Романтизм - это направление в литературе и искусстве, которое в конце XVIII и начале XIX века пришло на смену классицизму. Представители романтизма стремились отразить в своем творчестве национальное и индивидуальное своеобразие, изобразить идеальных героев и свободные чувства.

Главный признак романтизма: изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах . Романтизм использует яркие образы, чтобы с их помощью показать высокое назначение человека.

В более общем смысле романтизм - это умонастроение, мироощущение, в основе которого лежит идеализация действительности, мечтательная созерцательность.

Эпоха романтизма - когда он появился?

Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.

Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.

Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.

Черты романтизма

Основная черта романтизма - стремление противопоставить миру рассудка и закона новую систему ценностей: культ творчества и воображения, критику логических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению индивидуальности человека, следование природе. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм - это культ природы, чувств и естественного в человеке.

Среди других особенностей романтизма - стремление личности к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.

Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.

Романтический герой

Романтизм провозглашал ценность личности и индивидуализма. Герой-романтик - особенная и зачастую таинственная личность. Внешние события находят отражение в его внутреннем мире. В душе у него постоянно происходит борьба противоречий.

Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.

Романтический герой одинок, поскольку стремится сбежать от привычного, удобного для других мира, который его не устраивает. Он изгнанник - не хочет быть как все, стремится изменить привычный жизненный уклад.

Для героя-романтика свобода дороже жизни. Если он чувствует внутреннюю правоту, то готов пойти ради нее на все. Романтический герой - цельная личность. В нем всегда четко определяется главная черта характера.


Романтизм в литературе

Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.

Кроме того, романтизм предполагает пересмотр религии. Согласно идеям немецкого философа Фридриха Шлейермахера, истинная религия - это чувство и вкус бесконечности.

Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.

Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.

Действие начинается в необычном месте - в монастыре на Кавказе, то есть герой находится в уединении, одиночестве. Тесные стены монастыря противопоставлены величественной природе Кавказа.

Сам образ героя окутан тайной: о жизни Мцыри рассказывается очень мало, почти отсутствует описание его внешности. При этом ярко раскрыт внутренний мир персонажа. Мцыри - бунтарь, и это отражено в трех кульминационных днях, когда герой обретает желанную свободу. Героя не понимает и не принимает окружающий мир.

Романтизму также свойственно четкое разделение мира на две стороны - черное и белое. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе, поэтому, оставаясь верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь.

Романтизм в музыке

Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.

Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.

Романтизм в живописи и архитектуре

Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.


Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.


Присущий романтизму протест против окружающего имел конкретные впечатляющие формы. Яркими и выразительными были его сюжеты, его герои, обстановка, в которой они действовали, даже сам язык повествования. Герой не преклонялся перед миром природы. Он и его хотел преобразовать: отсутствие гармонии в мире порождает противоречия между миром и человеком, противоречия в духовном мире самого человека.

Романтизм отличало двоемирие, то есть убеждение в том, что мир мечты и реальный мир сосуществуют и неизбежно сталкиваются в непримиримых противоречиях. Обращаясь к истории человечества, романтики видели её как историю борьбы Добра и Зла. Они отчётливо воспринимали движение человеческой истории, благодаря чему им удалось привнести в литературу принцип историзма. История – это непрерывный процесс, в котором неразрывно соединяются прошлое, настоящее и будущее. В жанре исторического романа, созданном Вальтером Скоттом, эти неразрывные связи очевидны.

В русской музыке и живописи также появились имена, прочно связавшие себя с романтическим искусством. Это А. Н. Верстовский, А. А. Рубинштейн, О. А. Кипренский, И. К. Айвазовский.

Вопросы и задания


В чём состоит принципиальное отличие романтизма от классицизма?

2. Какие художественные приёмы очень часто используются в описаниях романтических героев?

5. Выберите слова, которые, на ваш взгляд, встречаются в романтических произведениях: битва, благоденствие, бой, счастье, сражение, блаженство, побоище, благо, сеча, благополучие. Мотивируйте свой ответ.


1. Какие произведения писателей, которых вы назвали бы романтиками, вам удалось прочитать? Что привлекло вас в этих произведениях?

2. Приведите примеры романтических произведений разных жанров.

3. Какие признаки романтизма вы считаете ведущими?

4. Почему именно с романтизмом связано активное изучение фольклора?

5. Какие жанры фольклора изучались писателями-романтиками особенно активно? Чем вы это можете объяснить?

6. Какие прочитанные вами исторические романы вы можете отнести к этому литературному направлению?

7. Известны ли вам романтические произведения в современной художественной литературе?

8. Создаются ли в настоящее время романтические произведения? Можно ли отнести к ним популярные произведения в духе фэнтези? Каких писателей – создателей фэнтези вы знаете?

Традиция составления рукописных фольклорных сборников продолжается и в XVIII в. Особенно много появляется рукописных песенников, в которых помещаются литературные и народные песни.

Во второй половине XVIII века ведется дальнейшее изучение фольклора, различным его жанрам посвящаются отдельные сборники.




Вместе с тем следует заметить, что в XVIII в. русская фольклористика еще не сформировалась как наука. Фольклор еще не был осознан как самостоятельный объект исследования, он еще не отделяется отчетливо от литературы. В большинстве сборников фольклорные произведения помещаются вместе с произведениями литературными. Народные произведения печатаются в литературной обработке. В это время еще не было выработано специфически фольклористических методов и приемов исследования.

Интерес к фольклору, заметно усиливается после Отечественной войны 1812 года. Главное внимание уделяется русским народным песням, пословицам и поговоркам, в которых наиболее полно отразилось национальное самосознание русского народа.

Фольклористические взгляды А. С. Пушкина формировались в том числе и под влиянием декабристов. Пушкин, как и декабристы, интересуется казачьими песнями, записывает песни и предания о Разине и Пугачеве. Однако фольклористические интересы Пушкина были значительно шире взглядов декабристов. Его привлекают не только исторические, но и современные лирические народные песни. Им была записана песня об Аракчееве, а также народные баллады, солдатские и семейно-бытовые песни, преимущественно свадебные. Пушкин задумал составить сборник народных песен, но его замыслу не суждено было сбыться, и свое собрание песен он передал П. В. Киреевскому.


Рассматривая фольклор как важную форму выражения народного самосознания и проявление народного поэтического таланта, Пушкин сделал меткие высказывания по многим жанрам русского фольклора (сказкам, песням, пословицам и поговоркам).

В 1831 г. начал собирательскую деятельность Петра. В. Киреевский (1808—1856) и продолжал собирание народных песен всю жизнь. У Киреевского был широкий круг помощников, собирателей-корреспондентов. В числе таких его помощников были выдающиеся деятели литературы (А.С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А.В. Кольцов, Н.М. Языков, П.И. Якушкин, В.И. Даль, А.Ф. Писемский, Пав.И. Мельников-Печерский и др.), представители разночинной интеллигенции и даже крестьяне. Фольклорное собрание Киреевского пополнялось очень быстро. Уже в 40-е годы оно насчитывало несколько тысяч песен самых различных жанров (былины, исторические, обрядовые и необрядовые лирические песни, баллады, городские романсы и др.).

В эти годы в России окончательно оформляется наука о фольклоре — фольклористика. Славянофилы (братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский, К. С. Аксаков, А. С. Хомяков и др.) утверждали, что русский традиционный фольклор в своей основе глубоко самобытен и религиозен. Именно поэтому П. В. Киреевский из своего богатейшего песенного собрания как, по его мнению, наиболее ценное, опубликовал лишь духовные стихи (1848).

Западничество (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин и др.) глубоко ценило и уважало русский фольклор.

Именно Белинским было начато историческое изучение русского фольклора.

К этому времени сформировалась русская теоретическая фольклористика. В 50—60-х годы XIX в. она разделилась на два лагеря: мифологическую и демократическую фольклористику.

Эти ученые и составили русскую мифологическую школу.

Рассматривая вопросы возникновения и развития фольклора, представители мифологической школы стремились доказать, что его истоки лежат в мифологии, имеющей религиозный характер, и ранних формах языка, отличающегося большой образностью. Мифологические образы, исторически трансформируясь, по мнению мифологов, послужили основой возникновения сказок, былин, пословиц, поговорок и загадок. Основные свои усилия мифологи направляют на выявление элементов мифологии (образов, сюжетов и мотивов) в произведениях фольклора, записанных преимущественно в XIX в.

Заслуга мифологов в том, что они впервые к исследованию фольклора привлекли большой фактический материал, исходили из того, что фольклор - это не личное, а общенародное, коллективное творчество, впервые применили сравнительный метод в изучении фольклора. Недостатки мифологической школы (уход от современности в прошлое, чрезмерная архаизация русского фольклора, преувеличение следов мифологии и т. п.) были отмечены уже их современниками, и прежде всего представителями демократической критики.

Подход к фольклору Чернышевского и Добролюбова противоположен фольклористическим взглядам мифологов. Демократическая критика видела в фольклоре отражение не древних форм народного мышления, а современного мировоззрения крестьянства, определяла значение фольклора не для древней русской, а для новой литературы, находила отражение в фольклоре национальной истории народа, стремилась раскрыть живое эстетическое значение памятников русской народной поэзии.

Н.Г. Чернышевский говорит о тесной связи фольклора с жизнью народа, его национальной историей. Н. А. Добролюбов в своих работах высказывает ценные мысли об особенностях содержания русских народных сказок, песен, пословиц и поговорок, дает блестящие образцы анализа их поэтики, рассматривает использование фольклора русской литературой, дает ценные советы по приемам и принципам собирания фольклора. Он говорил, что важно не только точно записать фольклорное произведение, но и передать внешнюю и внутреннюю (нравственную) обстановку, при которой услышана та или иная песня или сказка.

Исследования сторонников миграционной теории имели для своего времени некоторое положительное значение. В них справедливой критике подверглась мифологическая теория, было обнаружено немало фактов перехода сюжетов из фольклора одного народа в фольклор другого. А.Н. Веселовский в явлениях заимствования видел двусторонний процесс. Он изучал не только культурные явления одного народа, которые были заимствованы но и внутренние условия другого народа, подготовившие и обусловившие эти заимствования.

Недостатком работ представителей теории заимствования являлось то, что они нередко преувеличивали роль заимствований, недооценивали национальную основу фольклора. Миграционная теория вызвала возражение в академической фольклористике (А.Аф. Потебня) и подверглась острой критике со стороны демократов (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Школа выдвинула принцип изучения народного творчества на основе русской национальной истории. Данная школа на рубеже двух веков стала ведущим направлением в русской фольклористике.

В конце XIX —начале XX в. продолжается собирание и издание русского фольклора Сказки собирают Д. И. Садовников, Н. Е. Ончуков, Д. К. Зеленин, братья Б.М. Соколов и Ю.М. Соколов; былины-А. В. Марков, Н.Е. Ончуков и А. Д. Григорьев; лирические песни —П. В. Шейн, С.М. Ляпунов, Г.О. Дютш и др.; пословицы и поговорки — И.И. Иллюстров; народные драмы - Н.Н. Виноградов и Н.Е. Ончуков; частушки-Д. К. Зеленин, Е. Н. Елеонская, В. И. Симаков и др.

Наиболее значительны следующие сборники русского фольклора: Соболевский А. И. Великорусские народные песни (7 томов, 1895—1902); Шейн П. В. Великорусские в своих песнях. (2 выпуска, 1898—1900); Марков А. В. Беломорские былины (1901); Григорьев А Д. Архангельские былины (1904); Иллюстров И. И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках (1904); Ончуков Н.Е Северные сказки (1909); Симаков В.И. Сборник деревенских частушек (1913); Елеонская Е.Н. Сборник великорусских частушек (1914); Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края (1915).

Традиция составления рукописных фольклорных сборников продолжается и в XVIII в. Особенно много появляется рукописных песенников, в которых помещаются литературные и народные песни.

Во второй половине XVIII века ведется дальнейшее изучение фольклора, различным его жанрам посвящаются отдельные сборники.

Вместе с тем следует заметить, что в XVIII в. русская фольклористика еще не сформировалась как наука. Фольклор еще не был осознан как самостоятельный объект исследования, он еще не отделяется отчетливо от литературы. В большинстве сборников фольклорные произведения помещаются вместе с произведениями литературными. Народные произведения печатаются в литературной обработке. В это время еще не было выработано специфически фольклористических методов и приемов исследования.

Интерес к фольклору, заметно усиливается после Отечественной войны 1812 года. Главное внимание уделяется русским народным песням, пословицам и поговоркам, в которых наиболее полно отразилось национальное самосознание русского народа.

Фольклористические взгляды А. С. Пушкина формировались в том числе и под влиянием декабристов. Пушкин, как и декабристы, интересуется казачьими песнями, записывает песни и предания о Разине и Пугачеве. Однако фольклористические интересы Пушкина были значительно шире взглядов декабристов. Его привлекают не только исторические, но и современные лирические народные песни. Им была записана песня об Аракчееве, а также народные баллады, солдатские и семейно-бытовые песни, преимущественно свадебные. Пушкин задумал составить сборник народных песен, но его замыслу не суждено было сбыться, и свое собрание песен он передал П. В. Киреевскому.


Рассматривая фольклор как важную форму выражения народного самосознания и проявление народного поэтического таланта, Пушкин сделал меткие высказывания по многим жанрам русского фольклора (сказкам, песням, пословицам и поговоркам).

В 1831 г. начал собирательскую деятельность Петра. В. Киреевский (1808—1856) и продолжал собирание народных песен всю жизнь. У Киреевского был широкий круг помощников, собирателей-корреспондентов. В числе таких его помощников были выдающиеся деятели литературы (А.С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А.В. Кольцов, Н.М. Языков, П.И. Якушкин, В.И. Даль, А.Ф. Писемский, Пав.И. Мельников-Печерский и др.), представители разночинной интеллигенции и даже крестьяне. Фольклорное собрание Киреевского пополнялось очень быстро. Уже в 40-е годы оно насчитывало несколько тысяч песен самых различных жанров (былины, исторические, обрядовые и необрядовые лирические песни, баллады, городские романсы и др.).

В эти годы в России окончательно оформляется наука о фольклоре — фольклористика. Славянофилы (братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский, К. С. Аксаков, А. С. Хомяков и др.) утверждали, что русский традиционный фольклор в своей основе глубоко самобытен и религиозен. Именно поэтому П. В. Киреевский из своего богатейшего песенного собрания как, по его мнению, наиболее ценное, опубликовал лишь духовные стихи (1848).

Западничество (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин и др.) глубоко ценило и уважало русский фольклор.

Именно Белинским было начато историческое изучение русского фольклора.

К этому времени сформировалась русская теоретическая фольклористика. В 50—60-х годы XIX в. она разделилась на два лагеря: мифологическую и демократическую фольклористику.

Эти ученые и составили русскую мифологическую школу.

Рассматривая вопросы возникновения и развития фольклора, представители мифологической школы стремились доказать, что его истоки лежат в мифологии, имеющей религиозный характер, и ранних формах языка, отличающегося большой образностью. Мифологические образы, исторически трансформируясь, по мнению мифологов, послужили основой возникновения сказок, былин, пословиц, поговорок и загадок. Основные свои усилия мифологи направляют на выявление элементов мифологии (образов, сюжетов и мотивов) в произведениях фольклора, записанных преимущественно в XIX в.

Заслуга мифологов в том, что они впервые к исследованию фольклора привлекли большой фактический материал, исходили из того, что фольклор - это не личное, а общенародное, коллективное творчество, впервые применили сравнительный метод в изучении фольклора. Недостатки мифологической школы (уход от современности в прошлое, чрезмерная архаизация русского фольклора, преувеличение следов мифологии и т. п.) были отмечены уже их современниками, и прежде всего представителями демократической критики.

Подход к фольклору Чернышевского и Добролюбова противоположен фольклористическим взглядам мифологов. Демократическая критика видела в фольклоре отражение не древних форм народного мышления, а современного мировоззрения крестьянства, определяла значение фольклора не для древней русской, а для новой литературы, находила отражение в фольклоре национальной истории народа, стремилась раскрыть живое эстетическое значение памятников русской народной поэзии.

Н.Г. Чернышевский говорит о тесной связи фольклора с жизнью народа, его национальной историей. Н. А. Добролюбов в своих работах высказывает ценные мысли об особенностях содержания русских народных сказок, песен, пословиц и поговорок, дает блестящие образцы анализа их поэтики, рассматривает использование фольклора русской литературой, дает ценные советы по приемам и принципам собирания фольклора. Он говорил, что важно не только точно записать фольклорное произведение, но и передать внешнюю и внутреннюю (нравственную) обстановку, при которой услышана та или иная песня или сказка.

Исследования сторонников миграционной теории имели для своего времени некоторое положительное значение. В них справедливой критике подверглась мифологическая теория, было обнаружено немало фактов перехода сюжетов из фольклора одного народа в фольклор другого. А.Н. Веселовский в явлениях заимствования видел двусторонний процесс. Он изучал не только культурные явления одного народа, которые были заимствованы но и внутренние условия другого народа, подготовившие и обусловившие эти заимствования.

Недостатком работ представителей теории заимствования являлось то, что они нередко преувеличивали роль заимствований, недооценивали национальную основу фольклора. Миграционная теория вызвала возражение в академической фольклористике (А.Аф. Потебня) и подверглась острой критике со стороны демократов (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Школа выдвинула принцип изучения народного творчества на основе русской национальной истории. Данная школа на рубеже двух веков стала ведущим направлением в русской фольклористике.

В конце XIX —начале XX в. продолжается собирание и издание русского фольклора Сказки собирают Д. И. Садовников, Н. Е. Ончуков, Д. К. Зеленин, братья Б.М. Соколов и Ю.М. Соколов; былины-А. В. Марков, Н.Е. Ончуков и А. Д. Григорьев; лирические песни —П. В. Шейн, С.М. Ляпунов, Г.О. Дютш и др.; пословицы и поговорки — И.И. Иллюстров; народные драмы - Н.Н. Виноградов и Н.Е. Ончуков; частушки-Д. К. Зеленин, Е. Н. Елеонская, В. И. Симаков и др.

Наиболее значительны следующие сборники русского фольклора: Соболевский А. И. Великорусские народные песни (7 томов, 1895—1902); Шейн П. В. Великорусские в своих песнях. (2 выпуска, 1898—1900); Марков А. В. Беломорские былины (1901); Григорьев А Д. Архангельские былины (1904); Иллюстров И. И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках (1904); Ончуков Н.Е Северные сказки (1909); Симаков В.И. Сборник деревенских частушек (1913); Елеонская Е.Н. Сборник великорусских частушек (1914); Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края (1915).

Читайте также: