Формирование белорусов как самобытной этнической общности кратко

Обновлено: 14.05.2024

Государственность на белорусских землях. Княжения как протогосударственные образования. Восточнославянские княжества как составные части Древнерусского государства (Киевской Руси). Значение Древнерусского государства для возникновения предпосылок формирования белорусской общности и ее государственности. Значение вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи в формировании и развитии белорусского народа и зарождении идеи создания его собственной государственности.

Становление белорусской национальной государственности. Провозглашение Белорусской Народной Республики – попытка создания собственно белорусской государственности. Белорусская Советская Социалистическая Республика (ССРБ, БССР) – исторически первое реальное белорусское национальное государство. Значение вхождения БССР в состав СССР для развития институтов белорусской государственности. Формирование территории белорусского национального государства. Международно-правовое признание БССР.

Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Альтернативы развития белорусской государственности после распада СССР и провозглашения государственного суверенитета Беларуси. Становление институтов белорусской государственности в постсоветский период. Утверждение Республики Беларусь в качестве полноправного субъекта международных отношений. Самоутверждение и развитие в качестве нации-государства в союзе с евразийскими народами – доминирующий компонент современного самосознания белорусской общности. Союзное государство Беларуси и России – форма практической реализации белорусской национальной идеи в условиях глобализирующегося мира.

Билет 26. Социальн. правовое гос-во и гражд. общество. Становление и раз-ие гражд. общества в РБ.Правов. гос-во – гос-во, огранич. в своих действиях правом (конст.) и призванное обеспечить реализацию прав и свобод личности. В основе прав. гос-ва лежит стремление оградить человека от произвола властей, государственного террора, насилия над совестью, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Родоначальником теории прав. гос-ва считается англ. философ Нового времени Дж. Локк. Признаки прав. гос-ва: 1) верховенство закона; 2) равенство всех перед законом, 3) гарантии прав и свобод личности 4) взаимная ответственность гос-ва и личности; 5) принцип разделения власти 6) стабильн. конституция и сист. законодательства; 7) наличие эффективной сист. правоохранительных органов; 8) наличие ГО; 9) развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, их уважение к закону. Социальн. гос-во- это гос-во, стремящееся к обеспечению каждому члену общества достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, равных возможностей для самореализации личности в обществе. Для осуществления частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты: семью, церковь, негос. СМИ, учреждения культуры, научные, проф. и спорт. объединения, ассоциации и союзы. Повседневная жизнь индивидов и составляет сферу гражд. общества. ГО представляет собой совок. межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных структур, кот. развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства гос-ва.

Билет 27. Полит. партии: понятие, функции и типология. Прав. регулирование деятельности ПП РБ. ПП– организов. группа единомышленников, представляющая интересы определен. части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос. власти или участия в ее осуществлении. Полит. группы, партии, были известны еще в Др. Греции. Аристотель упоминает о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какого-либо политического деятеля. ПП в соврем. понимании возникли в XIX в.: либеральн. партия (виги) и консервативн. партия (тори) в Великобритании, демократ. партия США, республиканск. партия США. К на. XX века ПП стали отражать и отстаивать интересы не столько отдельных индивидов, сколько определенных социальных групп, классов. Характерн. признаки ПП явл.:наличие организационной структуры; долговременность действия; существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центр. руководством; стремление к завоеванию и осуществлению власти в качестве основн. цели; это отличает партию от групп давления, которые не стремятся к захвату власти, а пытаются влиять на власть, оставаясь вне ее сферы; активное участие в выборных кампаниях; этот признак отличает партии от полит. клубов, кот. не участвуют в выборах и парламентской деятельности; наличие программы и устава партии, той или иной идеологии. Общие функции ПП:1. агрегирования (согласования и обобщения) интересов. 2. Коммуникативная - связь населения с гос. Структурами. 3. Полит. социализация 4. Полит. рекрутирования - отбора пол. лидеров. 5. распределение властных статусов. Классифик. ПП. 1. По ориентации на определенный соц. слой, класс. 2. По хар-ру их идеологических доктрин 3. По отнош. к существ. 4. По методам достижения целей - революционные и реформистские. 5. По организационной структуре - кадровые и массовые партии. Эта классификация принадлежит французскому политологу М.Дюверже и является наиболее признанной.

Билет 28. Партийные системы: понятие, типология. Особенности формирования ПС в РБ.ПС – совок. существующих в обществе партий, устойчивые связи и отношения их друг с другом, а также с гос-ом и др. институтами власти. Традиционно выделяют три разновидности ПС: монопартийную, двухпартийную и многопартийную. При монопартийной системе власть в обществе контролирует одна партия. Обычно подобная ПС характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: способна итерировать социальные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой и бюрократизацию. Об этом красноречиво свидетельствует опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии. Двухпартийная система характерна для стран, где действует несколько партий, однако преобладают две наиболее влиятельных. Классич. примером двухпартийной сист. явл-ся Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США, где конкурируют республиканская и демократическая партии. Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентск. большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако в случае победы на выборах оппозиционной партии возможна смена политического курса и вытекающие отсюда проблемы. Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни более двух партий. Пример многопартийности являют страны Зап. Европы, в которых экономические, нац., религ. и иные различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, Голландии - 12, в Швеции, Дании, Норвегии -более пяти. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не доминирует. Недостатки данной системы - частые правительственные кризисы при расхождении интересов внутри правительственной коалиции или при невозможности ее создания. В РБ многопартийная система, которая начала формироваться еще в 80-е г. XX века. В полном смысле слова партии не существовали в этот период, но их полит. оформление и их идеологический поиск начался уже тогда. Особенностями соврем. ПС Беларуси является: 1. Низк. полит. активность партий и партийного руководства. 2. Оппозиционные партии финансируются из-за рубежа. 3.На данный момент нет партии, которую в полном смысле называли бы партией власти. На сегодняшний день ни одна из 15 партий не имеет серьезного представительства ни в парламенте ни в правительстве страны. 4. Большинство партий существует более 15 лет и ниразу не были у власти.

Билет 29Общественные объединения: понятие, классификация и политическая роль. Общественные объединения в Республике Беларусь.

Общ. объед. - до­бровольное формирование граждан, возникшее в результате свободного их волеизъявления на основе общности своих интересов. Общ. объед. призна­ются полит. партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские орг-ции, общества инвалидов, молодежные и детские орг-ции, научные, технические, культурно-просветительские, физкульт.-спортивные и иные добровольные общ-ва, фон­ды, ассоциации, другие формирования граждан. Общественным объединением является всякое до­бровольное формирование граждан: партии, организации, сою­зы, общества, ассоциации, движения, фонды.Общ. организация - добровольное объединение граждан, имеющее внутреннюю организаци­онную структуру снизу доверху, фиксированное индивиду­альное или коллективное членство. Профсоюзы(индивидуальное членство). Массовое общ. движение - совместная деятель­ность граждан, преследующих определенные общественные цели, но не имеющих завершенной организационной струк­туры и фиксированного членства. Имеют полит. черты или не имеют; легальные не легальные. Граждане РБ имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения. На территории РБ создаются и действуют международные, республиканские и местные общ. объединения, союзы, отделения международных обществ. объед.,созд. на территории иностр. гос-в. Закон РБ от 4 ноября 2013 г. № 71-З об общ.обьед направлен на реализацию конституционного права граждан на свободу объединений, а также на установление правовых и организационных основ создания, деятельности, реорганизации , ликвидации общественных объединений, союзов общественных объединений.

Билет 30Понятие представительства. Национальное и региональное представительство. Представительство в Республике Беларусь.

Политическое представительство – это отношения, возникающие между субъектами, которые позволяют осуществлять от имени первого властные полномочия и иную полит. деятельность (выборы, делегирование). Национальное представительство - конституционно-правовой принцип, в соответствии с которым лицо, избранное депутатом общенационального законодательного (представительного) органа, представляет в нем всю нацию. Н.п. предполагает наличие у депутата свободного мандата, т.е. отсутствие юридической обязанности выполнять наказы своих избирателей. Н.п. означает также, что утрата территории, от которой был избран конкретный депутат, не влечет прекращения его депутатских полномочий. Региональное представительство - принцип организации представительной власти, согласно которому депутаты представляют не всю нацию, а территориальные части государства. При этом органы Р.п. формируются либо путем избрания в них депутатов непосредственно населением соответствующей территории (США, Бразилия, Венесуэла), либо путем назначения их членов органами государственной власти территорий (ФРГ, РФ). Органом Р.п., как правило, является верхняя палата парламента, тогда как нижняя палата - органом национального представительства. В РБ органом Р.п. является Совет Республики и состоит из 64 депутатов. Членом Совета Республики может быть только тот гражданин Республики Беларусь, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет. От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по 8 членов Совета Республики. Еще 8 членов Совета назначает Президент. Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с исполкомами. Орган Н.п. - Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан РБ. Полномочия Палаты представителей перечислены в ст. 97 Конституции.

С учетом направленности процессов формирования белорусского народа, его антропологических, языковых, культурно-бытовых особенностей в истории Беларуси выделяются четыре этнические эпохи:

1) время заселения Беларуси и существования здесь древнейшего доиндоевропейского населения (совпадает с каменным веком – палеолитом, мезолитом, неолитом);

2) появление индоевропейцев, эта эпоха обозначается как балтская (на рубеже III-II тысячелетий до н.э., соответствует бронзовому
и железному веку) и характеризуется перевесом балтского этнического элемента;

3) славянское заселение Беларуси (VI-VIII в.в. н.э.), время существования восточнославянских племенных союзов полочан, дреговичей, радимичей (последняя четверть I тысячелетия н.э.)
и Древнерусского государства (IX-XIII в.в.), а также образование ВКЛ;

4) становление и развитие белорусской народности, а затем белорусской нации как самостоятельной этнической общности (с XIV в.
и до нашего времени).

Истоки белорусского этноса, формирование белорусской национальной идеи и его государственности историки связывают
с существованием следующих этапов становления идеологии белорусской государственности:

1. Предыстория Беларуси со времени славянской колонизации Восточноевропейской равнины и до расчленения общевосточнославянского древнерусского государства Киевская Русь (первые века 1-го тысячелетия н.э. – XIII в.).

2. Белорусские земли в составе Великого княжества Литовского, формирование белорусской народности (вторая половина XIII в. – 1569 г.).

3. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795 г.г.).

4. Белорусские земли в составе Российской империи. Становление белорусской нации (1795 – 1917 г.г.).

5. Советский период истории Беларуси. Образование
и консолидация белорусского национального государства – БССР (1917 – 1991 г.г.).

6. Современный этап формирования сильной и процветающей Беларуси.

Первый период в истории белорусского этноса и становления идеологии государственности на территории современной Беларуси связан с эпохой Киевской Руси (IX-XIII в.в.). Это древнерусское государство – Киевская Русь – представляло собой типичную средневековую монархию, объединявшую все племена восточных славян. Культурообразующим и консолидирующим фактором для всех восточных славян стало принятие Киевской Русью христианства (988 г.). Истоки белорусской государственности восходят к образованию Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств.

Особое положение в формировании белорусской антропотерритории занимало Полоцкое княжество. Это было первое государственное образование на территории Беларуси. Оно имело собственную княжескую династию (династию Рогволодовичей), т.е. относительную самостоятельность Полоцкой Руси от Киева (в других княжествах
на белорусской антропотерритории была династия Рюриковичей).

Идея белорусской государственности всегда имела общерусские корни и восходит к древнерусской государственности. Такие выдающиеся национальные просветители, как Евфросиния Полоцкая (1120 – 1173 г.г.) и Кирилл Туровский (1130-1182 г.г.), внесли весомый вклад
в формирование идеи единения восточнославянских земель, или идеи общерусского единства. Эта идея прочно вошла в идеологию белорусской государственности.

Итак, существовавшие до XIII в. на территории Беларуси государства – княжества входили в состав Киевской (или Древней) Руси. Отсюда следует вывод, что белорусская государственность имеет древнерусские корни и тесно связана с историей государственности русского и украинского народов.

Создание ВКЛ привело к возникновению целостной этнической территории белорусов. Столицей нового государства стал славянский Новоградок (в польском варианте Новогрудок). Государственным языком был старобелорусский язык. Правовая культура белорусского народа развивалась в Статутах ВКЛ 1529, 1556, 1558 г.г. В процессе создания
и существовании Великого княжества Литовского исключительно важную роль сыграл принцип религиозно-этнической толерантности. Предпосылкой становления национального самосознания в XIV – XVII в.в. являлось развитие белорусских городов, относительно демократической системы городской жизни. Этому способствовала практика дарования нашим городам магдебургского права. Осознание важности духовной консолидации на базе родного языка, национальной культуры проявилось в творчестве Ф. Скорины, С. Будного,
В. Тяпинского, М. Гусовского и др. Ф. Скорина (ок. 1490 – 1552 г.г.)
и М. Гусовский (ок. 1470 – 1533 г.г.) заложили гуманистическую
и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа. Отечественные мыслители данного периода поставили проблемы соотношения права и закона, происхождения и сущности государственной власти, естественных прав человека, правового государства и др.

Третий этап развития идеологии белорусской государственности был связан с историей Речи Посполитой (1569 – 1795 г.г.), возникшей
в 1569 г. в результате подписания Люблинской унии. Новое государство – Речь Посполитая – представляло федерацию или даже конфедерацию Короны Польской и ВКЛ.

Этот период имел исключительно важное значение
для самоидентификации белорусов как самобытного этноса, для своего политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего ориентировалась на развитие белорусов в качестве самобытного народа. Она делала все для того, чтобы стереть из памяти белорусов их славяно-русскую этническую принадлежность. Большинство белорусов убеждается в том, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическое давление вынудило сплотиться все православное население, искать защиты за пределами Речи Посполитой. И эта борьба
не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством. По мере роста и значения Московского государства как общерусского центра идея воссоединения
с русскими с середины XVI в. овладевает сознанием все новых слоев православного населения, а с середины XVII в. становится доминирующей в умонастроениях широких народных масс.

Выразителями идей единения русского, белорусского и украинского народов были Афанасий Филиппович (1597 – 1648 г.г.), Стефан Зизания (2-я половина XVI – нач. XVII в.), Симеон Полоцкий (1629 – 1680 г.г.), Георгий Конисский (1717 – 1795 г.г.), Мелетий Смотрицкий (1572 – 1633 г.г.).

Четвертый период формирования идеологии белорусской государственности приходится на время вхождения Беларуси в состав Российской империи. Этот период начался в конце XVII в. тремя разделами Речи Посполитой (1773 г., 1792 г., 1795 г.) и присоединением белорусских земель к Российской империи и закончился революционными событиями 1917 г.

В период вхождения Беларуси в состав Российской империи были подготовлены этнические, социальные, экономические, политические
и духовные предпосылки для становления национальной белорусской государственности. Эти предпосылки явились результатом социально-экономических и политических процессов, происходивших
на протяжении всего XIX в. и начала XX в. в России. Здесь вопросы
о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии,
о переустройстве жизни на демократических основаниях встали как важнейшие общественные проблемы времени. В национальных окраинах, в т.ч. и в Беларуси, они переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав составляющих многонациональное государство народов.

Политическая мысль Беларуси этого периода приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность.
Для развития революционно-демократических политических идей
и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся Калиновского (Константина Семеновича) (1838 – 1864 г.г.), а также Франтишка Богушевича (1840 – 1900 г.г.), Адама Гуриновича (1869 – 1894 г.г.), Алоизы Пашкевич (Тетки) (1876 – 1916 г.г.), Максима Богдановича (1891 – 1917 г.г.), Янки Купалы (1882 – 1942 г.г.), Якуба Коласа (1882 – 1956 г.г.) и др. Они выступали
с национально-белорусских позиций, рассматривали Беларусь
как самобытную страну, отстаивали возможность становления самостоятельной государственности белорусов.

Национальному течению противостояло в XIX – нач. XX в. идейно-политическое направление, получившее название западно-руссизма. Среди видных западно-руссистов были Иосиф Семашко (1799 – 1868 г.г.), Ксенофонт Говорский (ок. 1811 – 1871 г.), Михаил Коялович (1828 – 1891 г.г.), Лукьян Солоневич (1868 г. - ?) и др. Сторонники этого течения рассматривали Беларусь как один из основных элементов России,
ее западную часть и стремились доказать, что она не в состоянии самостоятельно экономически и политически развиваться. Белорусов
же они рассматривали как одно из славянских племен, которое органично входит в состав единого русского народа.

Создание политических партий привело к более четкой выработке позиций. Первая национальная партия, начавшая функционировать
в конце 1902 г. – Белорусская социалистическая громада (БСГ), созданная по инициативе братьев И. и А. Луцевичей, В. Ивановского и др., провозгласила необходимость свержения царского самодержавия, создания Российской федеративной демократической республики,
где Беларусь имела бы государственную автономию.

В IX—X веках в результате консолидации различных восточнославянских общностей — полян, древлян, северян, волынян, хорватов, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, словен и др. — сформировалась новая восточнославянская этническая общность — древнерусская народность. Это произошло в эпоху существования Киевской Руси — крупнейшего средневекового государства Восточной Европы.

Первое упоминание в летописи о Белой Руси датировано 1305 годом; только в XIX веке это название распространилось на всю территорию нашей страны. Территория Гродненщины (исключая ее южную часть), западная часть Минских и Витебских земель в исторических источниках назывались Черной Русью, а южная лесисто-болотистая равнина — Полесьем.

К концу XVI — началу XVII века. Не только сложился белорусский язык (западнорусский, старобелорусский), но и сформировался связанный с ним комплекс традиционной культуры, возникли общее название этнической территории — Белая Русь — и общее наименование сформировавшейся на ней общности людей — белорусы, т. е. возникла Беларусь.

а) как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа;

Работа содержит 1 файл

В обыденном сознании власть.docx

а) как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа;

б) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного класса или политической организации общества;

в) для обозначения государственного аппарата;

г) при объединении группы каких-либо общих черт или признаков государства (например, тоталитарного, демократического государства).

Каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни.

Эти идеи составляют основу построения народом своего государства.

Систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства можно назвать идеологией национальной государственности. Идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности – это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

Центральным звеном самосознания народа, его духовной доминантой является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа), т. е. национальная идея. Национальная идея играет важнейшую роль в становлении национального самосознания народа, она способна консолидировать народ в единую социальную целостность.

Формирование белорусов как самобытной этнической общности начинается в эпоху раннего средневековья. С V-VI вв. на территорию Беларуси проникают славянские племена. Одним из первых крупных государственных образований славян была Киевская Русь (вторая половина IX - начало XII века). В составе Киевской Руси находились и земли кривичей, радимичей, дреговичей, населявших земли современной Беларуси. Это было не столь централизованное государство, сколь политическое объединение местных феодалов вокруг великого князя в Киеве. Наиболее значимым на территории Беларуси было Полоцкое княжество, которое и считается истоком белорусской государственности. Полоцкое княжество, как и другие государственные образования того периода на территории Беларуси было раннефеодальной монархией, во главе с князем, который осуществлял верховную власть. Ему были подчинены рада и управленческий аппарат, занимавшийся сбором дани, налогов, судопроизводством и т. д. Законодательную власть осуществляло вече.

Среди элементов политической системы важное место отводилось церкви, которая, по сути, была идеологическим центром. Высшее духовенство принимало активное участие в государственных и хозяйственных делах.

В этот период оформился раннефеодальный общественный строй. Жители княжеств называли себя по названию главного города земли.

Первые государственные образования, существовавшие в раннем средневековье на территории современной Беларуси, свидетельствовали о начале формировании белорусской государственности.

С середины XIII века начался процесс образования Великого княжества Литовского. Образование ВКЛ – результат естественного исторического процесса, который длился более ста лет. На основе анализа национального состава руководящего органа ВКЛ (в частности паны - рада) принято считать, что до середины XV века ВКЛ – государство литовско- белорусское (так в конце XIV века в Раде 81% литовцев, а в середине XVI века белорусские и украинские магнаты составляли большинство).

ВКЛ было феодальной монархией. На ранних этапах эта монархия приближалась к абсолютизму. В более поздний период княжество – парламентская представительная монархия. Языком общегосударственных документов ВКЛ был старобелорусский. На нем велось делопроизводство, заключались государственные договоры, издавались Статуты 1529, 1566, 1588 гг.

В Великом княжестве Литовском произошло формирования белорусской народности. Этническое самоназвание белорусов той эпохи – литвины, употреблявшееся в западной части белорусских земель, и русские, употреблявшееся в восточной части.

На формирование идеологии белорусской государственности оказал влияние факт существования в ВКЛ этносов разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской.

Принцип религиозно-этической толерантности сыграл важнейшую роль в процессе существования ВКЛ. Он способствовал сохранению в нем гражданского мира, созданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе.

Следующий этап развития идеологии белорусской государственности связан с образованием в 1569г. Речи Посполитой в результате подписания Люблинской унии. Новое государство – Речь Посполитая – по сути своей представляла федерацию (с 1569 по 1588 г.); Конфедерацию (с 1588 г. – принят третий Статут ВКЛ, расширивший его права, по 1791 г.); унитарное государство (с 1791 г. – Конституция 1791г. отменила деление страны на Корону Польскую и ВКЛ – по 1795 г.)

Вместе с тем уже в начале XIX века начинает оформляться идея возрождения ВКЛ и белорусского языка. Распространение научных знаний о Беларуси и белорусах развивалось профессорами Виленского университета М.Бобровским и И.Даниловичем, а также Т.Нарбутом и др.

Первым с национальным вопросом выступил К.Каликовский. К.Калиновский хотел, чтобы отношения между Беларусью, Литвой, Польшей и Россией строились на основе равноправия и суверенности. Он связывал национальное освобождение с социальным, т. е. с уничтожением помещичьего землевладения и самодержавия и наделения крестьян землей.

Стремление к воплощению национальной идеи в жизнь привело к провозглашению в 1918г. Белорусской Народной Республики (БНР). Хотя БНР провозглашалось в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории фактически не осуществляло, т. к. было создано на оккупированной германскими войсками территории.

Реальная белорусская государственность была создана на советской основе в январе 1919г. в форме Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР).

Итак, национальная белорусская идея в ХХ веке была реально воплощена. Белорусский народ завершил консолидацию в нацию, обрел государственность. БНР, БССР, Республика Беларусь – вот ступени создания белорусской государственности. На первой – декларировалась государственность, вторая – реализовала государственность в ограниченных масштабах (передав часть полномочий руководству СССР), третья – воплощение полной, общепризнанной мировым сообществом белорусской государственности.

В сегодняшнем восприятии национальная идея сливается с идеей белорусской государственности, гражданственности.

Ядро белорусской национальной идеи можно изложить следующим лозунгом: созидание сильной и процветающей Беларуси.

Читайте также: