Анализ произведения прошлым летом в чулимске кратко

Обновлено: 05.07.2024

"Прошлым летом в Чулимске" - последняя пьеса Александра Вампилова. Окончательный вариант, который мы все знаем, был напечатан уже после смерти автора.

Первоначально же пьеса назывался "Валентина" и именно эта героиня была центральной и очень трагической фигурой.

В финале Валентина уходит с отцовским ружьём во двор и раздаётся выстрел. Шаманов, конечно же, ни на какой суд не едет.

Однако, потом Вампилов финал изменил. И Валентина, несмотря ни на что, чинит забор вместе со стариком Еремеевым. И мы понимаем, что она будет чинить его до тех пор, пока люди не научатся ходить через калитку.

А Шаманов едет в город, говорить правду в суде. И он будет говорить правду до тех пор, пока в неё не поверят.

Советские Дон Кихоты продолжают борьбу с ветряными мельницами, а не погибают в ней, как предложил Вампилов в первом варианте пьесы.

Интересно, что изменилось в жизни драматурга в этот период? Наверное, должно было произойти что-то значительное, если Вампилов нашел в себе силы подарить нам надежду. И, возможно, стал надеяться сам и верить в лучшее, верить в людей.

После окончания пьесы Вампилов прожил совсем недолго. Его лодка перевернулась во время поездки по Байкалу. Он совсем немного не доплыл до берега, остановилось сердце.

Во время работы над пьесой менялось не только название, но и сюжетные линии. Связано это с тем, что А.В. Вампилов первоначально писал пьесу для ее постановки в Московском академическом театре. Однако там произведение не было поставлено.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Автор называет свое произведение драмой, о чем свидетельствует конфликт пьесы. Если сужать определение драмы, то пьеса относится к так называемой драме нравов.

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

По законам рода драмы повествование ведется со стороны, с помощью реплик и ремарок.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения.

За Валентину борются несколько героев. Пашке и Мечеткину совершенно не важны чувства героини, для них она является предметом, нужным для корыстных целей. Все это говорит о том, что персонажи готовы топтать сердце Валентины, как палисадник, который героиня будет стараться оставить в чистоте.

В борьбу за сердце Валентины вступает и Шаманов. Писатель показывает эволюцию этого образа. Равнодушный после жизненных неудач к своему существования Шаманов, встретившись с Валентиной, понимает цену жизни. Он близок к духовному возрождению.

8. Композиция произведения.

Композиционно произведение А.В. Вампилова имеет открытую завязку, так как о жизни героев до повествования известно очень мало, а также открытый финал, который останавливает повествование там, где требуется продолжение.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

А.В. Вампилов в пьесе использует прием антитезы для разных функций. Автор хотел отразить столкновение крайностей, характерное для современного ему общества. Это позволяет писателю совместить эпические элементы с драматическими.

Огромное значение А.В. Вампилов уделяет образам-символам, среди которых выделяется палисадник.

В отношении языка пьеса наполнена различными формами диалогов, которые передают основной конфликт произведения.

10. Отзыв о произведении.

Вампилов родился в семье учителей, получил образование в Иркутском университете, став филологом. Еще во время учебы начал работать в областной газете, поднялся до ответственного секретаря, но потом вплотную занялся творчеством, в двадцать восемь лет его, молодого, подающего надежды автора, рекомендовали в Союз Писателей.

История написания книги

Александр Вампилов — Прошлым Летом В Чулимске

Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловиднаядевушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматриваетпалисадник перед домом. Опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски,расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия онаделает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик,по газону, минуя калитку.Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, которыйне замечает её чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живет рядом с чайной,и потому Валентине, как и всему поселку, известно об их связи. Она молча страдает.Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком.Любимое его присловье.

Пашка постоянно в центре семейныхраздоров. Его мать и Дергачев привязаны друг к другу, можно сказать, любят друг друга. ОднакоПашка — незаживающая даже со временем рана Дергачева, потому что родился от другогочеловека, когда Дергачев был на фронте. Мать просит сына уехать, но Пашкане очень-то расположен её слушаться. Ему тоже обидно. Почему это он должен бросатьсобственный дом, когда в его планах жениться на Валентине, осесть здесь.Дергачевремонтирует чайную, видно, что он в раздражении, и это раздражение он вымещаетна жене, от которой прямо с утра требует выпивки по случаю встречи с давнимприятелем, пришедшим из тайги старым промысловиком-эвенком Еремеевым. Оставшийся после смертижены в одиночестве, Еремеев пришел хлопотать о пенсии.

Однако здесь ему предстоят трудности:у него нет ни трудовой книжки, ни справок о работе, — всю жизнь он охотился,работал в геологических партиях и не думал о старости.Еще один участникдействия — бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеетвиды на Кашкину, намекая той, что её связь с Шамановым вызывает в поселке пересудыи оскорбляет общественную нравственность. Однако тут же, едва только Кашкина приглашает егозайти к ней и даже предлагает выпить, разомлевший Мечеткин признается в своих серьезныхнамерениях. Кашкина знает о том, что Валентина влюблена в Шаманова, и потому, опасаясьвозможного соперничества, советует Мечеткину обратить свое внимание именно на Валентину. Онауверяет Мечеткина, что он, уважаемый в поселке человек, легко может добиться успеха, еслисолидно обратится к отцу Валентины.

Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватаетВалентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решитьне может.Между тем между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной,чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напраснозанимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его. Валентина упрямовозражает. Когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. НеожиданноШаманов делает Валентине комплимент. Она — красивая девушка, она похожа на девушку,которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает её, почему она не уехала в город,как многие её сверстницы. И неожиданно слышит признание, что она влюблена,и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова.

Однакозаписку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина.Тем же вечером Валентина, ставсвидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит егособственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы. Чувствуется, что Валентинарешилась на что-то серьезное, потому что тоже идет напрямик через палисадник, какбы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят. Вскоре появляетсяШаманов и, встретив Кашкину, воодушевленно признается ей, что с ним сегодня вдругчто-то произошло. Он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, прокоторую он спрашивает Кашкину. Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у нее и чтоВалентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой.

Шаманов бросается на еёпоиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя этонисколько не изменило их отношений. Пашка как был, так и остался для нее чужим. Испытываяугрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал её, что он её любит. Вскорепоявляется и сам Шаманов, он признаётся Валентине, что благодаря ей с ним произошлочудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за её честь, она говорит, чтобыла на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным.На следующееутро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взглядынаходящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, какобычно, к калитке и начинает налаживать её, а затем вместе с Еремеевым поправляетпалисадник..

События разворачиваются в отдаленном районном центре. Там в чайной работает молоденькая девушка по имени Валентина Помигалова. Ей восемнадцать, она приятна и мила, вокруг нее вертится много народу, но ей нравится только Шаманов, которому тридцать два года, работал он следователем в городе.

Вампилова Прошлым летом в Чулимске

Свой шанс выдвинуться он упустил, потому что пытался жить по справедливости, хотел наказать сынка властьпридержащего чиновника, который сбил на машине человека, однако не смог победить и уехал в Чулимск. Шаманов сломлен, он разочарован жизнью и окружабщим миром, он лишь ждет, когда наступит пенсия и ему окончательно можно будет отгородиться от людей.

Валентину он фактически не замечает, но ее упорная работа по починке забора в палисаднике привлекает к ней внимание. Каждый день отдыхающие чайной ломают его, проходя сквозь и не замечая. В какой-то момент жизнь в этом человеке просыпается. Он начинает приходить в себя от обиды и опустошения, вспоминает первую любовь, глядит по-другому на мир.

Валентина признается ему в чувствах, но Шаманов глух к ее любви, хоть и требует от приезжего ухажера Павла, чтобы тот отвязался от девушки. Пашке двадцать четыре, он в гостях у матери, которая работает буфетчицей. Одет ярко, вызывающе, что совсем не идет к его неуклюжей фигуре.

Помимо него к Валентине подбивает клинья и бухгалтер Мечеткин. Его подговаривает некая Кашкина, которая сама приглядывается к Шаманову и ей соперницы ни к чему. Отец советует дочери обратить внимание именно на него – он при деньгах, при доме, при работе, а значит, будет Валентина жить в чести и довольстве. Ведь старшие сестры повыходили за молодых и счастья у них нет – одна уже без мужа, другая неизвестно где. Но Валентина только смеется в ответ, не люб ей Мечёткин.

Вечером Павел приглашает девушку потанцевать, она собирается отказаться, но в конце жалеет парня. Домой приходит она поздно и сообщает родителю, что находилась с Мечеткиным, а Павлу и Шаманову дает от ворот поворот…

Валентина как воплощение авторского нравственного идеала.

Однако влюбленностью образ героини отнюдь не исчерпывается. На протяжении всего действия Валентина с несгибаемым упорством чинит за­борчик палисадника, который местные жители не менее упорно не желают признавать за культур­ное насаждение и обходить по периметру. В связи с этим заборчиком и возникает моральная сим­волика пьесы.

опять идет в пали­садник, укрепляет ограду, налаживает калитку. Остальные пер­сонажи молча наблюдают за ней. Заключительный эпизод пье­сы проходит без единого слова, это своеобразный финал-жест, сцена-молчание, но как много в ней сказано.

Образ Валентины поднимается здесь до высокой степени нравственного обобще­ния. Насилие, которому она подверглась, не разрушило ее души, она не утратила веры в людей, в добро, ее жизненные принци­пы, наперекор случившемуся, остались непоколебленными. Да и тот факт, что она не склонна обвинять в этой печальной исто­рии никого, кроме себя, говорит о многом.

“Прошлым летом в Чулимске”
Действие пьесы А. В. Вампилова “Прошлым летом в Чулимске” происходит в таежном райцентре. На глазах зрителей разворачивается серьезная драма молодой девушки Валентины, влюбленной в следователя Шаманова. Чувства Валентины ни для кого не являются секретом, только сам Шаманов сначала о них и не подозревает.
Валентина в пьесе символизирует образ красоты поруганной. За нее идет борьба между молодым парнем Пашкой, который в свое время уехал в город, а на родину приезжает в отпуск к матери, и Мечеткиным.

Он рассматривает выбранную им девушку как свою собственность, убежден в том, что добьется своего и готов взять ее силой. Мечеткин тоже уверен в себе, несмотря на то, что уже не молод. Он слывет в округе хозяйственным и состоятельным человеком.

Ему нужна в дом работящая хозяйка. Чувства Валентины при этом его мало интересуют. Прежде чем поинтересоваться, пойдет ли за него девушка, он идет сватать ее к отцу, как было принято в давние времена.
Шаманов, узнав о чувствах Валентины к нему, тоже спохватывается и решает начать новую жизнь. Желание

изменить судьбу усиливается в нем еще и после попытки выстрела Пашки в него, когда происходит осечка. Следователь сам подталкивает соперника к этому выстрелу, как будто хочет испытать судьбу.

И судьба дает герою возможность одуматься и возродиться для новых поступков и начинаний, а также для того, чтобы выполнить до конца свой служебный и человеческий долг. До этого он пал духом, и символом этого состояния является отношение героя к оружию, которое он частенько забывает у любовницы Зинаиды.
Примечателен также тот факт, что к Зинаиде Шаманов ходит с оглядкой, утром крадется от нее вниз по лестнице, хотя слух о его похождениях уже не является новостью. Об отношениях с Валентиной он говорит открыто. Бравируя перед Пашкой тем, что якобы встречается с Валентиной, следователь заставляет парня действовать грубо и напористо. Когда девушка соглашается пойти с Пашкой на танцы, тот по дороге берет ее силой.

Павел даже не осознает всю низость совершенного им преступления. Ведь он делает это не из мести, а для того, чтобы Валентина была посговорчивее и вышла за него замуж.
Несмотря на обещания Шаманова увезти Валентину и начать с ней новую жизнь, девушка отвергает возлюбленного и решает подчиниться воле отца, который хочет выдать ее за обеспеченного Мечеткина.
Для понимания символического значения образа Валентины важен образ палисадника, за которым она ухаживает. Никто, кроме Шаманова, не обходит его стороной. Все идут напрямую. Даже следователь говорит, что чинить заборчик – бесполезный труд: его тут же сломают, так как сложившиеся нравы не переделать.

В финале Валентина все-таки продолжает укреплять доски в ограде палисадника. Ей помогает Еремеев, так и не получивший желанную пенсию, так как у него нет соответствующих справок. А Шаманов, который уехал когда-то из города, не добившись справедливого решения в судебном деле, хочет выступить в суде. Любовь Валентины помогла ему поверить в себя и изменить свое отношение к жизни.

До этого он был чем-то похож на во всем разочаровавшегося Зилова (героя пьесы А. Вампилова “Утиная охота”), все мечтал выйти на пенсию. Теперь Шаманов понимает, что только он может остановить безнаказанность. Если следователь не выступит в суде, то люди, подобные Пашке, будут безнаказанно убивать и насиловать.
А. В. Вампилов показывает социальную среду, в которой живут героя пьесы. Из их разговоров мы узнаем, что до ближайшей танцплощадки надо идти пешком пять-семь километров. А в Дом культуры привозят один и тот же кинофильм. Молодежи в такой глуши нечем заняться.

Старшие сестры Валентины, например, давно уехали в город, хотя и жизнь у них сложилась по-разному. Помигалов, торопясь выдать Валентину замуж, не только хочет материально устроить ее жизнь, но и боится, что она уедет вслед за сестрами в город. Он заявляет: “Об городе не мечтай. Помни: пока я жив, твой дом здесь.

Вот он стоит. Советская, тридцать четыре. Отсюда и располагай”. Помигалов по-своему любит дочь, но в то же время жизненная программа, которую он ей приготовил, состоит лишь из хозяйственных обязанностей и рабочих будней.

Неслучайно отец так удивился, когда выяснил, что дочь ушла с кем-то на танцы.
При всей идейной наполненности сюжет пьесы выглядит несколько схематичным. Но это выглядит не как недостаток, а как желание автора подчеркнуть символическое содержание произведения. Неожиданно цельная и упрямая в своих душевных пристрастиях Валентина вдруг соглашается пойти с Павлом на танцы.

Еще более непредсказуемым выглядит ее отказ Шаманову и желание покориться воле отца, хотя следователь готов остаться с ней (“что бы ни случилось”, как два раза заявляет он девушке). Очевидно, все эти сюжетные ходы должны подчеркнуть опять-таки основную идею пьесы: герои произведения вольны растоптать чувства Валентины, лишить ее счастья, но с непобедимым упорством она продолжает чинить ограду палисадника, которую они все по очереди ломают. И эта сцена становится в конце произведения своеобразным укором всем действующим лицам, которые молчаливо смотрят на героиню.

Читайте также: