Диалог в педагогическом процессе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего [10].

Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.

Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно в роли говорящего и слушающего. Продуктом данной формы речи является диалог разной степени развернутости или полилог (групповое обсуждение проблемы, дискуссия, свободная беседа).

С помощью такого подхода к обучению педагог решает одновременно две задачи: во-первых, помогает учащимся осознать конкретное явление; во-вторых, обогащает их умением мыслить самостоятельно.

Основная цель участников общения – поддержание речевого взаимодействия, в ходе которого происходит последовательное порождение собеседниками разнообразных по своему функционально-коммуникативному назначению речевых актов. Эти речевые акты – высказывания, объединенные ситуативно-тематической общностью, - направлены на обмен информацией и мнениями, побуждение к действиям, выражение эмоциональной оценки, соблюдение норм речевого этикета.

С методической точки зрения различаются диалогическое единство, микродиалог и макродиалог.

Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие). В некоторых случаях диалогическое единство может существовать за счет реплик, обнаруживающих реакцию не на предшествующую реплику собеседника, а на общую ситуацию речи.

На характер реплик оказывает влияние и так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов, т.е. тип взаимодействия участников диалога – коммуникантов.

Выделяются три типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество, равенство. Покажем это на примерах.

Первый пример – диалог писателя и сотрудника редакции. Этот пример показывает отношение зависимости между участниками диалога (проситель, в данном случае писатель, обращается с просьбой дать ему возможность написать рецензию):

Захожу на следующий день в редакцию. Красивая немолодая женщина довольно мрачно спрашивает:

-Что вам, собственно, надо?

-Да вот рецензию написать.

Второй пример – телефонный разговор клиента с сотрудником фирмы по ремонту компьютеров – пример диалога по типу сотрудничества (и клиент, и сотрудник стремятся разрешить определенную проблему совместными усилиями):

-Компьютер пишет, что нет клавиатуры, и просит нажать F1. Чем нажать-то?

-Так Вы вынимали клавиатуру из разъема при включении питания?

-Да нет, просто пошевелил разъем. И что теперь?

-Сгорел предохранитель. Привозите.

Третий пример диалога – интервью корреспондента газеты с сотрудником Городского бюро регистрации прав на недвижимость – представляет диалог-равество, когда оба участника диалога ведут беседу, не направленную на достижение какого-либо результата:

-Один из наиболее часто возникающих вопросов: подлежат ли государственной регистрации договоры аренды нежилых помещений, заключенные сроком до года?

-Регистрации подлежит любой договор аренды недвижимости, независимо от объекта и срока, на который он заключен.

Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалогов, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин – основная часть – концовка. Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый день, Николай Иванович!) или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Хорошая сегодня погода). Следует заметить, что размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой: продолжение практически любого диалога возможно за счет увеличения составляющих его диалогических единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).

Диалог рассматривается как первичная и естественная форма речевой коммуникации, поэтому, как форма речи, он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, официально-деловой и публицистической речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, а, следовательно, он не будет продуктивным. Таким образом, неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности диалогической речи. Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии желания у собеседников вступать в диалог и продолжать его. Диалог, состоящий только из одних форм речевого этикета, так называемых этикетных форм, имеет формальный смысл, неинформативен, потребность в получении информации отсутствует, но он является общепринятым в определенного рода ситуациях (при встречах в общественных местах):

Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью [13].

Для того чтобы вести диалог необходимо умение общаться. Для умения общаться особую роль играют: во-первых, способность вступать в общение, свёртывать его и возобновлять; во-вторых, способность проводить стратегическую линию в общении, осуществлять её в тактике поведения вопреки стратегиям других общающихся; в-третьих, способность учёта каждый раз_ новых (иногда сразу нескольких) речевых партнёров, смена ролей партнёров, или обращённость общения; в-четвёртых, способность прогнозирования поведения речевых партнёров, их высказываний, исходов той или иной ситуации. Чаще всего запланированную тактику приходится менять, поскольку она нарушается тактикой других партнёров. И поэтому - переориентировке в ходе общения — можно и нужно обучать.

2.2 Уроки-диалоги в школе

2. В ходе учебного диалога возникает особое общение между учащимся и учителем, в котором участники не просто проявляют те или иные грани античного, средневекового, современного мышления, но прежде всего нащупывают свой собственный взгляд на мир.

3. Учебный диалог адекватен современному диалогическому мышлению лишь тогда, когда столкновение культурных блоков постоянно сопрягается с внутренним диалогом мыслителя. Этот микродиалог протекает в форме особой внутренней речи, не тождественной речи внешней.

Профессиональная задача учителя - помочь ребенку увидеть в общей проблеме тот уникальный поворот, который соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Он не должен мешать процессу переопределения учебных проблем, не должен препятствовать постановке учащимися новых проблем на уроке [8].

Как и ученик, учитель мучается поставленной на уроке проблемой. Для учителя она также остра, как и для ребенка. Учитель, как и дети, предлагает свои индивидуальные варианты решения проблемы, ставит свои вопросы, создает свои образы. Для ребят диалог - это ощущение и понимание равенства со своим собеседником. Равенство в диалоге - это не равенство в знании, это равные права на ответственность за постановку и решение своего вопроса.

Опасны уроки-диалоги с заранее заготовленным итогом. Урок-диалог предлагает задачи либо имеющие ряд решений, либо не имеющие решений в принципе.

Положительная характеристика использования диалогов на уроках для формирования устноречевых умений и коммуникативной грамотности учащихся:

1) Ученики говорят подавляющую часть урока. Учитель лишь направляет и моделирует различные формы речевого взаимодействия.

Все учащиеся принимают равное участие в общении. Учитель не допускает монополизации внимания и учебного времени группой наиболее раскованных и продвинутых учеников, вовлекает в общение слабоуспевающих и стеснительных.

2) Учащиеся хотят говорить. Уровень мотивации на уроке очень высок благодаря использованию различных источников создания мотивации.

3) Языковой уровень соответствует реальным возможностям данной группы [17].

2.3 Использование диалогов на уроках иностранного языка

Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (РД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме.

Говорение как вид РД характеризуется следующими важнейшими параметрами:

1. мотив – потребность или необходимость высказаться;

2. цель и функции – характер воздействия на партнера, способ самовыражения;

3. предмет – своя или чужая мысль;

4. структура – действия и операции;

5. механизмы – осмысление, предвосхищение, комбинирование;

6. средства – языковой и речевой материал;

7. речевой продукт – типы диалогов, монологических высказываний;

8. условия – речевые ситуации;

9.наличие или отсутствие опор.

В основе говорения лежат продуктивные произносительные, ритмико-интонационные и лексико-грамматические навыки. Иноязычное говорение как сложное интегрированное умение отличается мотивированностью, активностью и самостоятельностью говорящего, целенаправленностью, связью с мышлением, ситуативной обусловленностью, эвристичностью. По большей или меньшей роли самостоятельности в программировании устно-речевого высказывания различают инициативную (активную), реактивную (ответную), и репродуктивную речь.

Говорение может протекать в диалогической или монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога, следовательно, умение говорения включает в себя две группы специфических умений: диалогические и монологические [14].

При обучении диалогической речи рекомендуется установить конечную цель обучения этому виду РД и промежуточные цели применительно к различным ступеням обучения, выделить этап формирования основных диалогических умений и этап совершенствования этих умений в речевом общении (групповом неподготовленном диалоге, тематической беседе), определить характер упражнений, вербальных и невербальных опор и учебно-речевых ситуаций.

Диалогические умения предполагают владение достаточным запасом функционально разнообразных реплик и включают в себя такие частные умения как:

1. умение реплицировать (обмен репликами в диалоге и полилоге);

2. умение проводить свою стратегическую линию в общении в согласии с речевыми интенциями собеседников или вопреки их интенциям;

3. умение учитывать новых речевых партнеров;

4. умение прогнозировать поведение собеседников, исход той или иной ситуации [12].

2. Изучить материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка учащихся.

3. Отобрать или составить диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия.

4. Определить последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.

5. Ознакомить учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.

6. В случае необходимости прокомментировать социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.

7. Прочитать диалог или проиграть запись.

8. Организовать его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств.

9. Организовать работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.

10.Аналогично отработать другие типовые диалоги.

11.Частично видоизменить речевую ситуацию с целью привнести элемент аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.

12.Сформулировать речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.

13.Продумать использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.

14.Спланировать пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.

Опорами для составления собственных диалогов могут служить:

1.сами тексты диалогов-моделей;

2.содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;

3.описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;

4.картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.

B: Good afternoon, Mr. White!

W: Is Doctor Sandford in?

B: No, he isn’t. He is still in the hospital.

W: What a pity! By!

1. учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться образцом;

2. уровень речевого развития достаточно высок, поэтому единый образец уже не нужен;

3. предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся.

В данном случае речь идет не просто об использовании диалога, а об обучении диалогической форме общения, следовательно, у учащихся необходимо совершенствовать следующие диалогические навыки и умения:

1. умение задавать вопросы разных типов;

2. логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;

3. использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;

4. употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;

5. пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, просьбы и т.д.

Целью нашего исследования было обоснование понятия коммуникативной грамотности учащихся и изучение диалога, как средства формирования коммуникативной грамотности учащихся, и его функций в обучении.

В соответствии с поставленной целью было проведено исследование, в ходе которого поставленные задачи были выполнены.

Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления. Диалогическая форма общения близка по сущности эвристической беседе, анализ которой обнаруживает следующие составляющие: 1) деление проблемы на подпроблемы, 2) выведение одних вопросов из других, 3) контроль за логичностью вопросов и достаточностью их совокупности, 4) учет всех данных для постановки вопросов и решения проблем, 5) обращение к дополнительным данным, 6) непроизвольное и произвольное предположение очередного шага, 7) соотнесение решения и первоначальной проблемы.

В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются. Создаются условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях. Способность задать вопрос при диалогической форме общения отражает понимание проблемы.

Также, в процессе диалога на иностранном языке у учащихся развиваются не только фонетические, но и лексические и грамматические навыки, что способствует более интенсивному и продуктивному изучению иностранного языка.

Обучение диалогу имеет незаменимое воспитательное воздействие, ибо сама форма диалогического общения предполагает уважение к говорящему как в форме обращения к нему, так и в реакции на высказывание, в выражении согласия или несогласия с точкой зрения участников диалога.

Активно развивающиеся сегодня коммуникативные технологии (компьютерная коммуникация, телемосты, дистанционное обучение, телеконференции, Интернет и др.) становятся новыми инструментами познания, которыми учащиеся овладевают лишь в процессе диалога. Как один из основополагающих принципов коммуникативного образования, он обнаруживает себя на всех его уровнях: во внешней форме учебных занятий, в содержании, выходящем за рамки чисто логической предметности; в средствах реализации. Мы полагаем, что он не заменяет всего многообразия функций учебного процесса, но выступает особым механизмом формирования коммуникативно-компетентной личности ученика. Понять специфику диалогического принципа коммуникативного образования и способы его реализации можно через осмысление его природы, сущности диалога вообще и учебного диалога в частности.

1. Батракова, С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова. - 2002, № 4.

2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М., 1986.

3. Борков, В.Ф. Культура диалога/ В.Ф. Борков. - Минск, 2002.

4. Диалог на уроке в начальной школе / М. П. Воронина. – М., 2004, № 6

6. Добрович А. Б. Общение, Наука и искусство / А. Б. Добрович. - М.: Яуза, 1996.

7. Ломов, Б.Ф. Психологические процессы и общение / Б.Ф. Ломов. - М., 1975.

8. Львов, М. Р. Риторика. Культура речи. Учеб. пособие для вузов / М. Р. Львов - М.: ACADEMIA, 2003.

9. Максимова, Р.А. Познание и общение. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности / Р.А. Максимова. - М., 1981.

10. Мединцев, В. А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий. Вопросы психологии / В. А. Мединцев. - 2005, № 5.

12. Основы теории коммуникации учебник для вузов / Под ред. М. Василика. - М.: Гардарики, 2003.

13. Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. Кн. для учащихся ст. кл. сред. Школы / Л. Г. Павлова. - М.: Просвещение, 1991.

14. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение. - 1988.

15. Практический курс английского языка: 1 курс / Под ред. В.Д. Аракина.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

16. Русский язык и культура речи: Учебник. /Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

17. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение. - 2002.

18. Сулима, И. Диалог времен и культур / И. Сулима. - Народное образование. 1998. № 9

19. Ухтомский, А. А. Интуиция совести / А. А. Ухтомский. - СПб., 1996.

20. Якобсон, С.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. / С.Г. Якобсон. М., 1977

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 47065
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

В данной статье раскрыта сущность учебного диалога,его особенности, логика построения в начальной школе, структура организации, предназначение. Представлены модели деятельности учителя в методической организации урока в начальной школе ( из практики учителя). Описаны педагогические возможности учебного диалога.

ВложениеРазмер
учебный диалог как педагогическое средство 2.69 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников.


Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала: средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф.


Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста

В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО.


Учебный диалог как средство интеллектуального развития младших школьников

В статье даётся понятие учебного диалога, его значимости в организации продуктивного урока.


Педагогические средства и способы формирования УУД в рамках реализации учебных дисциплин на 1 ступени обучения
Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).

Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и.

Комментарии

Фоминская Екатерина Алексеевна

Организация учебного диалога в практике учителя.

Учебный диалог - это особая форма личностно ориентированного освоения языковой действительности, специально организованная учебно-познавательная деятельность, в которой приобретаются знания, формируются умения, навыки, развивается коммуникативная культура.
Лишь в немногих работах учебный диалог рассматривается как процесс организованного общения. Целостных же технологий его развития в учебном процессе не обнаружено, малоосвещёнными остаются его коммуникативные возможности.Данная статья поможет педагогам правильно организовать учебный диалог и добиться лучших результатов в формировании коммуникативных умений у младших школьников.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диа-логической формах устной речи.

Монолог – это форма речи, образуемая в результате ак-

тивной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с ре-чью собеседника ни в содержательном, ни в структурном от-ношении.

Основные коммуникативные ситуации употребления моноло-га в профессионально-педагогическом общении – это речь учи-теля в учебно-воспитательном процессе. Монологическая фор-ма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного по содержанию или большого по объему материала. Данная форма требует от педагога соблюдения логики, убеди-тельных доказательств, обобщений, использования всех воз-можностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминаю-щие сравнения, исторические экскурсии).

По классификации В. В. Виноградова, разработанной на ос-нове признака – цели высказывания, все монологи делятся на:

– монолог убеждающей окраски – примитивная форма ора-торской речи;

– монолог лирический – речевая форма изъявления пережи-ваний и эмоций;

– монолог драматический – сложный вид речи, в которой язык слов является лишь как бы аккомпанементом другим системам психического обнаружения36.

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение активных форм обучения и воспитания спо-собствуют распространению диалогической формы обучения.

В педагогическом общении диалог рассматривается как по-переменный обмен рациональной и эмоциональной информаци-ей, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.

М. М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельно-

36 Виноградов, В. В. О языке художественной прозы / В. В. Виногра-


дов. – М., 1980. – С. 253.

го человека, она рождается между людьми, совместно ищущими в процессе их диалогического общения.

Диалог является первичной естественной формой языкового общения. Информационная полнота диалогической речи в зна-чительной степени обеспечивается интонацией, мимикой и же-стами ситуативной обусловленности.

Традиционно выделяются следующие виды диалога. Информативный диалог состоит из вопросно-ответных пар,

его целью является получение информации.

Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обе-щание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение.

Диалог-обмен мнениями – это обычно спор, дискуссия. Обасобеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных взглядах собеседников на проблему.

Диалог, ведущийся с целью установления, регулирования межличностных отношений.

Праздноречивый диалог направлен на эмоциональное обще-ние (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх).

В профессионально-педагогическом общении диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно-вос-питательных целей и предполагает выявление (в беседе, дискус-сии, дебатах, на заседаниях круглого стола) отношения школь-ников к обсуждаемой проблеме, людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопо-нимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

Чтобы сделать общение диалогичным, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанни-ков, свое отношение к ним, опираться на положительное в со-беседниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой интерес к обмену информацией.

Большое внимание к педагогическому диалогу придавал

при условии, что между педагогом и ребенком возникают духов-ная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжела-тельность. Обе стороны диалога (если мы действительно имеем место с диалогом) ведут себя естественно, искренне стремясь понять друг друга. Педагог избегает прямых оценочных суж-дений, давления собственным авторитетом. В диалоге каналы влияния открыты, в том смысле, что учитель тоже меняется под воздействием общения с ребенком.

Н. Ильин также большое внимание уделял умениям педагога организовать диалогическое взаимодействие, при этом он вы-делил следующие условия:

1. Если задаете вопрос, дождитесь, когда ваш собеседник на него ответит.

2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика, чтобы он высказал свое отношение к ней.

3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряй-те поиск таковых самим учеником.

5. Чаще смотрите в лицо своему собеседнику.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диа-логической формах устной речи.

Монолог – это форма речи, образуемая в результате ак-

тивной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с ре-чью собеседника ни в содержательном, ни в структурном от-ношении.

Основные коммуникативные ситуации употребления моноло-га в профессионально-педагогическом общении – это речь учи-теля в учебно-воспитательном процессе. Монологическая фор-ма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного по содержанию или большого по объему материала. Данная форма требует от педагога соблюдения логики, убеди-тельных доказательств, обобщений, использования всех воз-можностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминаю-щие сравнения, исторические экскурсии).

По классификации В. В. Виноградова, разработанной на ос-нове признака – цели высказывания, все монологи делятся на:

– монолог убеждающей окраски – примитивная форма ора-торской речи;

– монолог лирический – речевая форма изъявления пережи-ваний и эмоций;

– монолог драматический – сложный вид речи, в которой язык слов является лишь как бы аккомпанементом другим системам психического обнаружения36.

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение активных форм обучения и воспитания спо-собствуют распространению диалогической формы обучения.

В педагогическом общении диалог рассматривается как по-переменный обмен рациональной и эмоциональной информаци-ей, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.

М. М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельно-

36 Виноградов, В. В. О языке художественной прозы / В. В. Виногра-


дов. – М., 1980. – С. 253.

го человека, она рождается между людьми, совместно ищущими в процессе их диалогического общения.

Диалог является первичной естественной формой языкового общения. Информационная полнота диалогической речи в зна-чительной степени обеспечивается интонацией, мимикой и же-стами ситуативной обусловленности.

Традиционно выделяются следующие виды диалога. Информативный диалог состоит из вопросно-ответных пар,

его целью является получение информации.

Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обе-щание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение.

Диалог-обмен мнениями – это обычно спор, дискуссия. Обасобеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных взглядах собеседников на проблему.

Диалог, ведущийся с целью установления, регулирования межличностных отношений.

Праздноречивый диалог направлен на эмоциональное обще-ние (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх).

В профессионально-педагогическом общении диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно-вос-питательных целей и предполагает выявление (в беседе, дискус-сии, дебатах, на заседаниях круглого стола) отношения школь-ников к обсуждаемой проблеме, людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопо-нимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

Чтобы сделать общение диалогичным, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанни-ков, свое отношение к ним, опираться на положительное в со-беседниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой интерес к обмену информацией.

Большое внимание к педагогическому диалогу придавал

при условии, что между педагогом и ребенком возникают духов-ная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжела-тельность. Обе стороны диалога (если мы действительно имеем место с диалогом) ведут себя естественно, искренне стремясь понять друг друга. Педагог избегает прямых оценочных суж-дений, давления собственным авторитетом. В диалоге каналы влияния открыты, в том смысле, что учитель тоже меняется под воздействием общения с ребенком.

Н. Ильин также большое внимание уделял умениям педагога организовать диалогическое взаимодействие, при этом он вы-делил следующие условия:

1. Если задаете вопрос, дождитесь, когда ваш собеседник на него ответит.

2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика, чтобы он высказал свое отношение к ней.

3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряй-те поиск таковых самим учеником.

5. Чаще смотрите в лицо своему собеседнику.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Сейчас педагогика предлагает множество технологий, объединенных общим понятием диалогового взаимодействия. Что это значит? Под диалогом понимается общение двух или более лиц. То есть имеется в виду не монолог одного, сопровождаемый слушанием, более или менее внимательным, со стороны других, а именно обмен мнениями. Это понимание соответствует и здравому смыслу, и современным требованиям…

В наше время считается, что каждый ученик должен сам определять свой образовательный маршрут, осознавать, что ему требуется, ставить перед собой цели и находить пути их достижения.

В этом ему, разумеется, требуется помощь учителя. Если раньше учитель говорил, а ученики воспринимали информацию, то теперь требуется, чтобы ученики самостоятельно определяли, чему и как они хотят учиться, то есть речь идет уже о диалоге, о взаимодействии. Ученые идут еще дальше и рекомендуют педагогам стремиться к тому, чтобы диалог существовал не в форме учитель – ученик, а в форме ученик – ученик.

Что дает технология диалогового обучения?

В первую очередь учебная деятельность в такой ситуации помогает сделать учебный процесс более целенаправленным и эффективным и значительно повышает интерес школьников к изучаемому материалу, а также позволяет воспринимать его творчески, развивая одновременно мышление.

Во-вторых, технология диалогового взаимодействия создает условия для развития личности самого ученика, его самореализации.

Результатами использования этой технологии являются следующие умения школьников:

  • вести диалог;
  • выстраивать беседу;
  • формулировать вопросы и ответы;
  • вычленять главное;
  • терпимо и внимательно относиться к собеседнику;
  • отстаивать свою точку зрения, но не навязывать ее;
  • слушать и слышать.

Принципы диалогового взаимодействия

  • Это не воздействие сверху-вниз, учителя на ученика, а взаимодействие, то есть должно присутствовать не стремление учителя обучать, а умение погружаться в процесс самообучения совместно с учениками.
  • Стараться не задавать вопросов и не формулировать проблему, а предлагать это самим ученикам.

Это позволяет сформировать такие отношения в школьном коллективе, которые позволяют поставить в центр не программу и изучаемый материал, а личность ученика и его интересы. Это помогает сформировать творческое мышление, способность рассуждать самостоятельно и оказывать уважение другому человеку с другими убеждениями. Другими словами, можно сказать, что технология учебного диалога — это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования.

Как организовать диалог на уроке

Обязательными условиями диалога на уроках являются:

  • стремление всех участников и в самом деле взаимодействовать друг с другом;
  • наличие собственной точки зрения;
  • отсутствие страха;
  • стремление слышать другого и аргументировать собственные взгляды, понимая точку зрения другого, но необязательно принимая ее.

Диалог позволяет воспитывать у школьников взаимоуважение, сопереживание, стремление к пониманию, учит правильному взаимодействию на межличностном уровне. Однако это длительный процесс: надо набраться терпения.

Психологи советуют начать с того, чтобы правильно организовать учебное пространство, то есть расставить парты так, чтобы диалог вообще был возможен: расположить столы таким образом, чтобы все видели всех и могли общаться, глядя друг на друга. Кроме того, надо смириться с тем, что на уроке не будет тихо, ведь школьники станут непосредственно обсуждать какую-либо проблему.

Затем необходимо выработать правила, которых должны придерживаться все ученики при работе в группах. Правил не нужно много, но они должны неукоснительно соблюдаться. Например, они могут быть такими:

Возможно, потребуется еще какие-то дополнительные пункты. И лучше, если эти правила ребята придумают сами.

Формы организации диалогового взаимодействия на уроке

Для обучения диалоговому взаимодействию используется работа в группах. Это могут быть или пары, или малые группы, до 6 человек. Группы из большего числа детей, как правило, не являются работоспособным: в них присутствуют школьники, которые в действительности не принимают участия в решении задачи.

Работа в паре обычно требует лучшего владения технологией ведения диалога, поэтому к парам лучше перейти позже, когда ученики уже научатся работать в малой группе.

Всем группам может быть предложено одно и то же задание; в этом случае они дополняют ответы друг друга и задают вопросы.

Можно предложить группам различные задания; тогда отчет будет напоминать научную конференцию, на которой каждая группа делает собственный доклад.

Иногда изучаемая тема предполагает возможность разделить ее на несколько направлений; тогда каждая группа получает свое задание, но при сложении вместе отдельные результаты дают один общий. Такой вариант представляется оптимальным, однако не всегда он возможен в силу объективных причин.

Отчеты групп могут выглядеть по-разному. Это может быть научная конференция, ролевая игра (например, суд) или творческий отчет.

Того, кто будет отвечать за всю группу, может выбрать учитель или группа.

Как поделить класс на группы

Существует несколько вариантов деления класса на группы; все они имеют свои плюсы и минусы, идеальных не существует. Учителю нужно выбрать какой-то вариант, опираясь на особенности учеников или темы.

Случайное деление на группы — это разного рода жеребьевки, деление по знакам зодиака, по первым буквам имен, по положению в журнале и так далее, подробнее о разделении класса на группы читайте в статье. В этом случае можно ожидать, что группы будут более или менее равными по знаниям. Хотя это может быть и не так. Во всяком случае, никому не будет обидно. Но при таком делении в одной группе могут оказаться ученики, которые друг с другом не общаются. Может быть, они смогут преодолеть свою антипатию и все же попытаться вступить в деловое взаимодействие (и это будет значительным шагом вперед, ведь такое умение наверняка пригодится детям в жизни!). Но может оказаться и так, что взаимодействовать они все-таки не смогут, в результате группа станет неработоспособной.

Чаще всего учитель стремится объединить в одну группу учеников с примерно одинаковым уровнем знаний; это правильно для первых 3 или 4 групп, но слабые и слабее слабых самостоятельно работать не смогут; требуется, чтобы в этой группе были также ученики среднего уровня. Именно они станут лидерами и руководителями работы в такой группе.

Иногда группы создаются не по уровню знаний, а по темпераменту. Если учитель избрал этот вариант, надо помнить, что не стоит в одном коллективе объединять ребят с одинаковым темпераментом; напротив, лучше соединить сангвиника с меланхоликом или флегматиком; холерика — с меланхоликом или тоже флегматиком.

При том что учитель старается грамотно и рационально поделить школьников на группы, этот метод также имеет свои минусы. Во-первых, в группе могут оказаться дети, которые не хотят и не любят взаимодействовать. Во-вторых, некоторые могут обидеться, потому что они хотели бы попасть в другую группу и отлучение их от компании друзей они могут воспринимать как проявление личной антипатии учителя.

Формы работы в группах

Чаще всего для работы в группах отбирается какой-либо масштабный материал, который можно подразделить на несколько мелких тем, а эти темы раздаются группам случайным образом или по какому-либо принципу. Например, если группы формировались по уровню учеников, то разумно более сложное задание предложить более сильным группам. Однако при этом возникает проблема справедливости оценки.

В том случае, если группы формировались случайным способом, можно таким же способом распределить между ними задание, то есть по жребию.

Алгоритм работы такой. Каждая группа должна выбрать из своего числа лидера, который будет руководить работой; затем группа ставит перед собой учебную задачу, связанную с выданным заданием, определяет пути достижения результата, распределяет работу между всеми членами группы. После этого начинается работа по выполнению учебного задания, которую контролируют либо лидер, либо специально назначенный контролер, либо непосредственно учитель — в зависимости от возраста учеников и их готовности к самостоятельной деятельности. В конце происходит окончательная корректировка работы и на этом завершается деятельность группы. Ученики готовы к отчету.

В какой форме проходят отчет группы

Чаще всего один из учеников, которого выбирает сама группа либо учитель, озвучивает задачу, стоявшую перед группой, рассказывает о путях ее решения и сообщает результат. Иногда отчитываться по очереди должны все члены группы. В некоторых случаях отчет проходит в форме научной конференции. Бывают творческие варианты отчета: допустим, ролевые игры. Часто на этом этапе проводится диспут, на котором каждая из групп должна отстаивать определенную точку зрения — ту, над которой она работала в течение указанного времени.

Другие формы диалогового взаимодействия

Для использования приемов диалогового взаимодействия, совершенно не обязательно проводить масштабные проекты. Работа в группах может осуществляться на каждом уроке в ходе небольшой игры. Например, это может быть эстафета. Допустим, учитель пускает по классу несколько листов, на которых написаны вопросы. Каждая группа отвечает на часть вопросов и передает лист другой. Вторая продолжает ответ и передает третей, и так до конца. Можно поручить одним группам придумывать вопросы, а другим — отвечать на них. А потом предложить поменяться.

Приведем еще примеры приемов диалогового взаимодействия:

Работа в парах

Работа в парах считается, по сравнению с работой в группах, сложнее. Если в группе для каждого ученика наверняка найдется кто-нибудь, с кем ему общаться легче, то в паре люди общаются один на один. Или оба находят возможность взаимодействия, тогда достигают успеха, либо не находят.

Существует большое количество форм и методик работы в парах. В основном это относится к временным парам, которые создаются на незначительную часть выполнения общего задания. На этом строится, например, знаменитая методика Ривина, в ходе которой ребята разбиваются на пары. Один объясняет другому абзац своего текста, вместе они придумывают название; затем другой знакомит первого с абзацем из своего текста, также придумывается название; после этого пара распадается и каждый из членов первой пары ищет себе партнера на второй абзац. Такая технология позволяет школьникам научиться взаимодействовать с самыми разными людьми, а также помогает хорошо усвоить учебный материал.

Какие еще используются формы диалогового взаимодействия? Это различные обучающие игры. Например, брейн-ринг или КВН; различные ролевые игры: например, телепередача, ток-шоу и т. п. Это различные игры в вопросы и ответы, при которых каждая команда задает вопрос другой команде или по кругу, или в соответствии с выпавшим жребием, а затем отвечает на вопрос либо той же команды, либо тоже по жребию.

Недостатки технологии

Как ни много достоинств у диалогового взаимодействия, есть и некоторые недостатки, с которыми следует смириться или попытаться свести их к минимуму.

Фото: Надежда Чернеева.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: