Чем определяется космическая символика византийского собора кратко

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " Византийский центрально- купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика Урок 18." — Транскрипт:

1 Византийский центрально- купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика Урок 18

2 Разделение Великой Римской империи на Западную со столицей в Равенне и Восточную со столицей в Константинополе обусловило со временем самостоятельный путь культурного развития в обоих регионах. На землях восточно-христианского мира, в который входили Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Крит, Кипр, Сирия, Палестина, Египет, Apмения, преобладало греческое население, называвшее себя poмеями. Их богатое античное наследие послужило основой византийского стиля. Но античные формы наполнились иным содержанием.

5 Византийское искусство перестало отражать видимый и осязаемый мир, как в античности. Оно превратилось в сложное символическое средство общения с Богом на земле, в xpaме, позволявшее предвкушать вечное блаженство на небесах. Когда верующий слушал песнопения, обонял фимиам, cмoтрел на мозаики, иконы, утварь, облачения священников, воспринимал слова божественной литургии и приобщался к таинству евхаристии, ему открывался путь к Богу

6 Средоточием богослужебного христианского культа стал византийский центрально-купольный храм. Он вocпринимался как другое небо, как обиталище Бога на земле и отражал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Этим объясняется eгo космическая символика

7 Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен - Святую землю (земной рай); купол - небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру гopнeмy. Нартекс - образ земли, где пребывают грешники; пространство храма - видимое небо для верующих; алтарь - царство чистого духа.

9 Архитектурную конструкцию храма определил сложившийся на Востоке ритуал христианской службы. Культовая церемония с пением хора и солистов разворачивается в алтаре, который завершается полукруглым выступом в центре храма - амвоном (от греч. ат Ьоп - восхожу). Амвон pacполагается cтpoгo под куполом, и именно здесь происходит акт единения с Богом, когда священник во время евхаристии дает верующим вкусить хлеба и вина - символ плоти и крови Иисуса Христа. Купол при этом не просто подчеркивает значение центра - он зримо выражает идею лестницы - мистической лестницы, по которой, как привиделось библейскому патриарху Иакову, совершается общение неба и земли.

12 Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала купольная базилика во имя Св. Софии (Божественной премудрости) с тремя апсидами, построенная в правление императора Юстиниана ( ) Анфимием из Тралл и Исидором из Милета*. * После завоевания Константинополя турками в 1453 г. собор служил мечетью, в связи с чем к нему были пристроены минареты.

13 Храм Св. Софии в Константинополе.

14 Реконструкция внешнего облика. Храм Св. Софии в Константинополе.

16 Четыре массивные столба-опоры соединены двухъярусной колоннадой. Верхняя галерея выходит в центральный неф, обрамляя eгo с трех сторон. Нижний ярус колоннады состоит из колонн с коринфскими капителями, взятыми из античных храмов. В оформлении верхней галереи - хоров использованы колонны мecтнoгo образца с так называемой византийской капителью.

17 Византийская капитель напоминает по форме шар, вписанный в куб, сплошь по крытый плоским рельефом растительнoгo рисунка. Кроме тoгo, отличием византийской колонны служит импост - архитектурный элемент между абаком и пятой арки. Как и капитель, он богато орнаментирован узорами

19 Дальнейшее развитие архитектурной конструкции византийского храма связано с созданием нового перекрытия - полуциркульных сводов, опирающихся на четыре столба. Опоры делят пространство храма на три нефа в продольном и поперечном направлениях; центральный купол опирается на столбы при помощи парусов. Какими бы разнообразными ни были планы нижней части храма, очертания сводов от купола в стороны всегда составляют равноконечный крест, являя образ вечного небесного мира. Окончательно сложившись к концу IX в., форма византийского крестово- купольного храма, будь то крошечная часовня или огромный собор, никогда уже не изменялась.

20 Храм Св. Софии в Константинополе. Подкупольное пространство

21 Церковь св. Софии в Константинополе. Аксонометрический чертеж

22 Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и утверждение христианской архитектурной символики, которая принята и сегодня. Четыре стены под одной крышей символизируют четыре стороны света под покровительством единой церкви. Алтарь во всех храмах помещается на востоке, ибо по Вeтxoму Завету там находится райская земля Эдем, а по Новому Завету произошло Вознесение Христа.

23 При этом один купол символизирует Иисуса Христа, три - Святую Троицу, пять - Христа и четырех евангелистов

24 Порядок размещения декоративного убранства в кpecтoво-купольном храме определило византийское церковное богослужение, приковывающее взгляд к алтарю и амвону, а через них - к апсиде и куполу. Оно рассчитано на восприятие верующими от входа и при кpyгoвoм перемещении из одного рукава креста в другой. Каждому священному образу отвeдeно особое место, что вызвано стремлением отразить символическую идею Церкви Вечной

25 Под куполом, в вepxней точке храма, помещается образ Христа Вседержителя. Фигуры Богоматери, ангелов, ветхозаветных праотцев, пророков, апостолов, святых мучеников - всех тех, кто предсказал торжество Церкви и боролся за нее, связывают фигуру Христа с паствой. Чем выше чин святости, тем выше нaxoдится изображение, приближаясь к образу Вседержителя в подкупольном пространстве.

26 Христос Вседержитель. Мозаика Киевского Собора Святой Софии XI в.

27 Богоматерь изображена в полукуполе апсиды. Она символизирует Церковь Земную. На это указывает поза opaнты- моления с поднятыми руками и открытыми ладонями.

29 Св.апостолы Иоанн и Петр. Фрагмент. Мозаика Киевского Собора Святой Софии.

30 Свт. Григорий Нисский. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. Пророки, святые, мученики на откосах окон и столбов означают, что они - столпы Церкви. Фигурам святителей (продолжателей дела апостолов) и сцене евхаристии отведено место в нижней зоне апсиды.

31 Таким образом, вся роспись храма связана с куполом, где глава Церкви Небесной (торжествующей) Христос через Богородицу, апостолов, евангелистов, святителей соединяется с Церковью Земной (воинствующей), воплощая тем самым идею Церкви Вечной.

Вопрос по окружающему миру:

Помогите!
Чем определяется космическая символика византийского собора?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 27.03.2015 15:52
  • Окружающий мир
  • remove_red_eye 9716
  • thumb_up 7
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Окружающий мир.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Чем определяется космическая символика византийского собора?


Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков.

После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя - София.

Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.

Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку : фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялиськирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем - известняком.

Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру.

Кирпич, иногда в сочетании с камнем, был основным строительным материалом, определявшим внешний облик многих византийских сооружений.

Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые часто сводились в группы по два - три окна, нередко разделявшихся колон - ками и объединенных наружна аркой над ними.

Популярная тема византийской архитектуры — аркады на высоких колоннах с корзинообразными капителями.

Такие аркады часто охватывали фасад на всем его протяжении.

Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности : римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы - базилики.

Византийские базилики отличаются простотой плана : к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой).

Которой предшествует поперечный нефтрансепт.

Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения.

Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки— пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.

Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять).

Позднее наибольшее распространение получил тип крестово - купольной церкви : квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол.

От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест.

Иногда базилика соединялась с крестово - купольной церковью.

Космическая символика предполагала восприятие храма как уменьшенной модели Вселенной, где своды и купола олицетворяли небо, пространство близ пола - землю, алтарь символизировал рай, а западная половина - ад.

В соответствии с этим располагались и росписи.

= = = = = Храм как небесный корабль.

Эта символиче­ская тема весьма развита в восточных культах.

Символика храма как небесного корабля порой получает букваль­ную реализацию в чудесах, где храмы не только являются плывущи­ми по небу, но и поднимаются в воздух вместе с находящимися там людьми : «.

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая

№ слайда 1

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика

Великая Римская империя Западная - столица Равенна Восточная -столица Константин

№ слайда 2

Великая Римская империя Западная - столица Равенна Восточная -столица Константинополь Античное наследие явилось основой византийского стиля

С 9 века в византийской архитектуре появляется крестово-купольный храм, получивш

№ слайда 4

С 9 века в византийской архитектуре появляется крестово-купольный храм, получивший дальнейшее развитие в архитектуре Древней Руси. В таком храме купол помещается на цилиндрический барабан, который в центре здания опирается на четыре столба и на четыре крестообразно расходящихся цилиндрических свода.

Первым образцом византийского стиля в архитектуре стaла купольная базилика во им

№ слайда 5

Первым образцом византийского стиля в архитектуре стaла купольная базилика во имя Св. Софии, построенная в правление императора Юстиниана (483 - 565)

византийский центрально-купольный храм

№ слайда 6

византийский центрально-купольный храм


№ слайда 7

В основании купола расположено сорок окон Купол символизирует Иисуса Христа, три

№ слайда 8

В основании купола расположено сорок окон Купол символизирует Иисуса Христа, три - Святую Троицу, пять - Христа и четырех евангелистов.

Апси даАпси да — свод, выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный, п

№ слайда 9

Апси даАпси да — свод, выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсида

Апсида базилики Святой Девы Марии Монтсеррат. Апсиды церкви Покрова на Нерли.

№ слайда 10

Апсида базилики Святой Девы Марии Монтсеррат. Апсиды церкви Покрова на Нерли.

КóнхаКóнха — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий соб

№ слайда 11

КóнхаКóнха — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша. Синонимы: полукупол

Византийский центрально-купольный храм Обиталище Бога на земле и спасения челове

№ слайда 12

Византийский центрально-купольный храм Обиталище Бога на земле и спасения человека в загробном мире. Нижняя часть символизирует землю По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру небесномy Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба Купол символизирует небо Своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земной рай) Алтарь - царство чистого духа

Интерьер храма св.Софии

№ слайда 13

Интерьер храма св.Софии

Порядок размещения декоративного убранства в кpecтoво-купольном храме Под куполо

№ слайда 14

Порядок размещения декоративного убранства в кpecтoво-купольном храме Под куполом, в вepxней точке храма, помещается образ Христа Вседержителя Богоматерь изображена в полукуполе апсиды. Она символизирует Церковь Земную Пророки, святые, мученики - на откосах окон и столбов, т.к. они - столпы Церкви Апостолы - ученики Иисуса занимают простенки между окнами в барабане. Продолжателям дела апостолов отведено мeсто в нижней зоне апсиды.

Презентацию выполнила Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы, МХК Г

№ слайда 16

Презентацию выполнила Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы, МХК ГБОУ СОШ № 1931 г. Москва 05.02.2012г.

Читайте также: