Педагогическая культура как сущностная характеристика личности педагога кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и психолого-педагогического сопровождения общего, специального (коррекционного) образования

Педагогическая культура учителя. Самообразование педагога

Исполнитель:

Орлова Мария Федоровна,

Консультант:

Загляда Людмила Ивановна

Введение _____________________________________________________________ 3

Глава 1. Педагогическая культура педагога _________________________________5

Понятие педагогической культуры _____________________________10

Факторы формирования педагогической культуры _______________15

Глава 2. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагога _____________________________________________________17

Организация работы по самообразованию _______________________22

Результаты самообразования __________________________________24

Заключение ___________________________________________________________38

Список использованных источников и литературы________________________40

Приложение __________________________________________________________42

В ведение

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально. [1, с. 4]

В связи с падением в последнее время педагогической и научно-исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все, же меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах. Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя.

Педагогический потенциал будущего учителя осознанно и полно может раскрыться в профессиональной деятельности. Следовательно, учебно-воспитательный процесс в вузе, ориентированный на решение таких задач, как подготовка будущего учителя и наиболее полное раскрытие его личностного потенциала, должен работать на развитие педагогической культуры будущего педагога. [3]

Исследование проблемы педагогической культуры требует специального и постоянного рассмотрения; и каждое новое поколение студентов – будущих педагогов – заставляет ученых искать свежий подход к ее решению. Особенно важен этот процесс сегодня, в условиях реформирования системы среднего и высшего образования.

Таким образом, можно констатировать противоречие между объективной потребностью в подготовке будущих учителей с высоким уровнем развития педагогической культуры и реальным состоянием подготовки учительских кадров в педагогических вузах, что свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости ее специального, более тщательного исследования.

Целью настоящей работы явилось исследование профессиональной культуры педагога в онтогенезе.

Объект исследования – профессиональная подготовка будущих учителей.

Предмет исследования – педагогические условия формирования педагогической культуры будущих учителей.

Исходя из вышеизложенного, была сформулирована гипотеза исследования : предполагаем, что профессиональная направленность педагога в школе имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора профессии.

Работа будет направлена на изучение аспектов педагогической культуры и самообразования учителя.

Глава 1. Педагогическая культура педагога

Педагогическая культура отражает способность педагога настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимся. Структура педагогической культуры педагога представлена на рис. 1. [4]

hello_html_330778d8.jpg

Рис. 1. Структура педагогической культуры педагога

Педагогическая культура — существенная составная часть, слагаемое общей культуры педагога, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики.
Культура педагога выполняет ряд функций:

1) передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения;

2) развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер и психики;

3) обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

4) формирование эстетического отношения к действительности;

5) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей . [2, с. 53]

Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические.
Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа. Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.
В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально-культурную, гуманитарную компоненту. Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п. Структура профессиональной компетентности, ее источники, уровни выражения и информационное обеспечение наглядно можно представить на рис. 2. [4]

hello_html_c8a43ab.jpg

Рис. 2. Профессиональная компетентность

В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д.

К педагогической культуре педагога относят педагогическую направленность, она определенным образом соотносится с направленностью личности.

1) истинно педагогическая;

2) формально педагогическая;

3) ложно педагогическая.

В педагогическую направленность как высший уровень включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью к избранной деятельности. Выделяют три уровня педагогической культуры: репродуктивный; профессионально-адаптивный; профессионально-творческий.

К важным профессиональным качествам педагога можно отнести:

владение методикой преподавания учебной дисциплины (предмета);

педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки; педагогический такт (концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя);

владение технологиями общения и ораторского искусства;

любовь к своему профессиональному труду (добросовестность и

самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры; эргономическая подготовка;

информационная культура; профессиональный потенциал;

стремление постоянно повышать качество своего труда;

умение поставить дидактическую и найти оптимальный путь ее достижения;

систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и др.

К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др. [3]

С учетом вышеизложенного, педагогический потенциал можно представить следующим образом (рис. 3).

hello_html_m920660c.jpg

Рис. 3. Структура профессионального потенциала педагога

Понятие педагогической культуры

По мере изменения условий социально-педагогической жизни, изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. Однако они выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, по которым педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Вплетение общечеловеческих ценностей добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести в палитру ценностей педагогических, овладение ими и углубление мира педагогических ценностей создают ту материальную основу, на которой строится здание профессионально-педагогической культуры личности учителя. Субъективное восприятие и присвоение учителем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, внутренний мир человека. В этой связи справедливо утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что ценностное отношение остается способом отражения действительности в сознании человека. Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки ее личностью. Критерием оценки и ее результатом является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать или не совпадать с выработанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической деятельности, обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.

многообразные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения образовательного процесса. Теоретические исследования раскрывают логику познания от изучения объективной реальности к формулировке законов, построению теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты;

классическая педагогика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения и воспитания не всегда оперативно реагирует на научное обоснование многих научных идей, подходов, методик; отстает, а часто и сдерживает внедрение новых приемов и способов педагогической деятельности [5, с.21];

Творческий акт находится в пространстве субъективности, а продукт культуры – в объективной реальности. Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности . [5, с. 33]

С переходом России на личностно ориентированные образовательные технологии от личности педагога профессиональной школы во многом зависит эффективность его влияния на своих воспитанников.

Почему рабочие — выпускники профессиональных училищ и лицеев испытывают прежде всего сложности личностного характера? Им не хватает общей и профессиональной культуры. Они не всегда могут отвечать возросшим требованиям работодателя. Воспитать нужные в конкурентной среде качества сможет лишь тот педагог профессиональной школы, который сам обладает общей и педагогической культурой, состоялся как высоковоспитанная и образованная личность.

Культура личности преподавателя или мастера производственного обучения предполагает глубокое знание педагогом своего дела, профессиональную зрелость, умение строить свои отношения в педагогическом училище или лицее, поддерживать добрые отношения с воспитанниками, их родителями.

Как справедливо отметил К. Д. Ушинский, повлиять на личность другого человека сможет только высокоразвитая личность.

Среди ученых, которые изучали эту проблему, сформировалось единое мнение, что, во-первых, педагогическая культура базируется на обшей культуре личности, которая является частью общечеловеческой культуры. Во-вторых, обшая культура педагога профессиональной школы представляет собой совокупность зрелости и развитости социально и профессионально значимых личностных характеристик.

Любая культура, в том числе и педагогическая, может рассматриваться как результат личностного развития, отражающего степень освоения культурного опыта человечества. Уровень развития духовых сил преподавателя или мастера, характер его ценностей, взглядов на педагогический процесс во многом определяют педа- roi ическую культуру, уровень ее сформированное™ у профессионально-педагогических работников.

В ежедневной работе преподавателя, мастера профессиональной школы довольно ярко проявляется отношение к профессио-

Педагогическая культура, как следует ее понимать сегодня, часть общей культуры мира, в которой в наибольшей степени, концентрированно отразились духовные и материальные ценности, способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для функционирования исторического процесса смены поколений и социализации личности с одновременным усвоением опыта человечества.

Педагогическая культура предполагает всемерную реализацию творчества педагога и его воспитанников. B.C. Библер считал, и не без основания, что методологической основой педагогической культуры является философская теория диалога культур — взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих.

Отсюда: педагогическую культуру можно рассматривать как общение [двух индивидов] в различные моменты передачи человеческой культуры:

  • взаимопроникновение;
  • создание уникальной среды духовного, эстетического и интеллектуального развития всех субъектов педагогического взаимодействия;
  • открытие личности для себя в другой личности.

И заметьте — вся эта структура, система динамична!

Способы деятельности, профессиональное поведение, стиль преподавания — все это может меняться в зависимости от приобретенного опыта, профессионализма, в определенный исторический и экономический период функционирования в определенной национальной парадигме образования. И огромную роль здесь играет личное отношение к определенным сторонам действительности, педагогическая позиция как моральный выбор преподавателя, педагога, научно-педагогического работника. И в этой позиции есть две стороны: мировоззренческая, которая понимается как осознание общественной значимости своей профессии, убежденность в правильности выбора, ориентация на гуманистические принципы, и поведенческая, которая выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности обучающегося, своего подопечного.

Что касается личностных и профессионально значимых качеств педагога как составляющих его педагогической позиции, то они реализуются через интересы и духовные потребности, включая в себя убеждения, социальную активность, гражданственность, нравственные качества, гуманизм, объективизм, интеллигентность, отношение к своему [педагогическому] труду.

Педагогические знания! А это уже то, что, по мнению И.Я.Лернера, объясняет и ориентирует педагогов в понимании педагогической теории, в отдельных областях педагогического процесса, в отдельных дисциплинах.

Исследователи полагают, что знания педагогов можно подразделить на методологические, теоретические, технологические, методические.

Только вот непременно надо добавить: культуру педагога определяет не только и не столько наличие знаний, сколько отношение к ним как показатель уровня мышления: критичность (необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческая созидательная направленность мышления и креативность (педагог не должен быть одинаковым); проблемное мышление, переключаемость мышления, поиск, эври-стичность. Естественно, всегда рядом и конкретные профессиональные умения, и творческий характер деятельности.

И еще: педагог, учитель, научно-педагогический работник — это всегда воспитатель, поэтому и педагогическая культура педагога включает в себя умение и возможность способствовать совершенствованию воспитательного процесса, осуществлению непосредственно учебно-воспитательной деятельности в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Резюмируем: культура педагога/воспитателя выполняет ряд функций, включающих:

  • передачу знаний, умений и навыков, освоение определенных разнонаправленных и взаимосвязанных компетенций, формирование на этой основе мировоззрения;
  • развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер психики;
  • обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
  • формирование правильного эстетического отношения к действительности;
  • укрепление здоровья, развитие физических сил и способностей, раскрытие личностных особенностей и возможностей.

Вероятно, следует сказать, что педагогическая культура предполагает наличие:

  • педагогической направленности в личности педагога/воспитателя, отражающей его реальную (обязательно определяемую) предрасположенность к учебно воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;
  • широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности как способности достаточно хорошо и результативно разбираться в сути учебно-воспитательной деятельности;
  • совокупности важных, профессионально значимых личностных качеств педагога, таких, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность, чуткость, тактичность, толерантность, эмпатийность и т.д.
  • умения сочетать учебно-воспитательную работу с постоянным поиском путей ее совершенствования;
  • гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога/воспитателя, как сочетания сформировавшихся высоких интеллектуально познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей
  • действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять и использовать все это для организации и повышения эффективности учебно воспитательной деятельности;
  • педагогического мастерства, предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выражения, которые [во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя] позволят эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

О педагогическом стиле, разговор о котором непременно должен продолжить наше исследование педагогической культуры и педагогического мастерства, вы узнали, изучая вопросы общей педагогики, поэтому только кратко напомним: педагогический стиль — это совокупность определенных мыслей и действий педагогов одной научной школы, эпохи, страны, отличающая их от педагогов другой школы, эпохи, государства. Стиль учебно-воспитательной работы педагога неповторим, индивидуален, его легко ощущают и различают на себе наши подопечные.

Оптимально педагогический стиль характеризуется убежденностью в мировоззренческой позиции, стремлением к постоянному самосовершенствованию, разнонаправленностью [положительного] отношения к делу, к самому себе, к обучающимся.

Педагогическая наука предпочитает краткую и точную классификацию стилей педагогической деятельности: авторитарный, либеральный и демократический:

  • авторитарный стиль характеризуется преобладанием властного начала в поведении педагога. Мнение учащихся в расчет не принимается. Внимание педагога сосредоточено на строгом и точном исполнении установленного порядка и правил, на беспрекословном послушании учеников. Сразу скажем о недостатках: не поощряется (а то и наказывается) самостоятельность, инициатива, снижается чувство собственного достоинства обучающихся;
  • либеральный стиль характеризуется отсутствием ведущей роли педагога — он зависим от мнения учащихся. Как недостатки отметим: при несформированности учебной мотивации задачи учебной работы не решаются, учащиеся не выполняют установленных требований, в общении с учителем на уроке возможны проявления панибратства (а то и анархии!);
  • демократический стиль основан на сотрудничестве учителя и учащихся. Педагог создает общественное мнение и опирается на него. Этот стиль является ситуационным, гибким и наиболее оптимальным сегодня.
  • внешний включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчить или затруднить педагогическое общение;
  • профессиональный раскрывается через процессуальную составляющую, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.;
  • внутренний — это сам внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Как вывод, скажем: имидж педагога включает индивидуальные и личностные качества, коммуникативные свойства, особенности профессиональной деятельности и поведения.

И еще важно знать: общество, порождая, формируя и формулируя свои требования к профессиональному имиджу педагога, очень сильно влияет на его содержание. Только вот из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя/педагога как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Человек, педагог, обладающий всем этим, просто интуитивно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны актуальным потребностям учащихся, воспитанников, подопечных.

Можно говорить о портрете педагога, создаваемом путем изучения различных анкет, рейтингов, тестирований. Все эти методы приводили к очень похожим результатам — хороший педагог — знающий, хорошо относящийся к обучающимся, правильно и справедливо их оценивающий, умеющий поддерживать дисциплину и в меру строгий, отличающийся опрятностью, аккуратностью и пр., эрудированный, политически зрелый (?!), уравновешенный, гармоничный, храбрый, остроумный — это просто идеальный портрет, встречается ли такое на самом деле? Соответственно, отсутствие названных качеств или низкий уровень их проявления — и вот вам портрет плохого педагога, учителя.

В завершение скажем о некоторых противоречиях профессионально-педагогической культуры преподавателя, выделенных И.Ф.Исаевым: социокультурных, общепедагогических и личностно-творческих.

Социокультурные противоречия находят свое разрешение в поиске путей преодоления кризиса педагогической культуры. Причинами данного кризиса являются отставание педагогической системы от изменяющегося общества, недооценка социокультурной роли педагогического образования, отсутствие необходимого педагогического банка информации и т.д. Кризис педагогической культуры свидетельствует о наличии несоответствия между условиями окружающей социальной реальности, социокультурными процессами и развитием профессионально-педагогической культуры. Разрешение этих противоречий помогает выработать идеал преподавателя — ученого-педагога, носителя высокой нравственности, интеллигентности, эрудиции.

Общепедагогические противоречия отражают особенности образовательного процесса, характер педагогического взаимодействия преподавателей и обучающихся. И одно из основных подобных противоречий — противоречие между многообразием ценностей педагогической культуры и степенью их освоенности педагогом. В разрешении данного противоречия важное место занимает направленность личности преподавателя, педагогических коллективов на гармоничное овладение и развитие ценностей-целей, ценностей-знаний, ценностей-технологий, на целенаправленное формирование ценностей-отношений и ценностей-качеств. Признание инновационных вариантов педагогических ценностей стимулирует творческий поиск преподавателей, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем отношений в педагогическом процессе.

Личностно-творческие противоречия связаны с творческой самореализацией личности педагога в процессе педагогической деятельности. Прежде всего, вероятно, это противоречие между общественной формой существования профессионально-педагогической культуры и индивидуально-творческой формой ее присвоения и развития. Сам преподаватель в силу сформированности педагогического мировоззрения, педагогического сознания и мышления выбирает способы вхождения в педагогическую культуру, ее воспроизводства и развития.

И здесь особое место занимает разрешение противоречий между педагогическими стереотипами, дидактическими клише и необходимостью их преодоления в процессе педагогической деятельности. Поиск путей становления профессионально-педагогической культуры часто обнаруживает противоречие между педагогической информированностью, осведомленностью и отсутствием глубоких и прочных научных психологопедагогических знаний. Понимание педагогики как науки и искусства в неразрушимом единстве — вот ключ к разгадке поиска целей всей нашей деятельности и разрешения противоречий, в том числе, и личностных. В процессе педагогического творческого самовыражения потребность в личностной самореализации постепенно может стать доминирующей ценностной ориентацией. Профессиональная самореализация педагога — это сумма того, что уже реализовано, и того, что может быть осуществлено потенциально.

Чтобы выделить сущностные характеристики педагогической культуры, обратимся к вычленению связей и зависимостей педагогической и общей культуры.

Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура рассматривается как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность.

Культура не только совокупность достижений человечества в производственном, общественном, умственном отношении, но и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт представляет собой единство знаний, умений, переросшее в модель деятельности в любой ситуации. Этот опыт передается в социальных институтах в виде образования. Носителем культуры является как общность людей, так и каждый отдельный человек. При этом культура рассматривается как признак деятельности, высокий уровень ее развития. На первый план выступает результативный аспект, т.е. совокупность достижений, а на второй - процессуальный, т.е. высокое развитие умений, способ организации деятельности.

Культура представляет собой нормативные требования к любому виду деятельности человека. А потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности.

Исходя из сказанного, педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.

Педагогическая деятельность, как ни один другой вид человеческой деятельности, связана с общей культурой человека. Она является особой сферой общества, которая осуществляет целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, выполняет функции культурного наследования, социатизации личности, управления процессами ее становления и развития. Поэтому культура специалиста играет значительную роль в его профессиональной деятельности, ведь она воздействует на личность в целом, помогает утвердиться в системе профессионально-личностных позиций, осознать себя, свою роль в деятельности, служит интегральным показателем творческого начала в рамках избранной профессии.

Показателями культуры профессионала в самом общем плане можно считать и широту кругозора, и направленность личности, и степень социальной активности, и характер эмоциональной восприимчивости.

Культурологический принцип организации учебно-воспитательного процесса ориентирует систему образования на диалог с человеком как творцом и субъектом, способным к культурному саморазвитию.

На житейском уровне педагогическая культура понимается как нечто заданное, нормативное, образец, которому следуют профессионалы при выстраивании поведения в ситуации педагогического общения, иногда происходит отождествление педагогической культуры с профессиональной грамотностью, образованностью, педагогической техникой или тактом.

На теоретическом уровне педагогическая культура рассматривается как часть общей культуры, так как она:

интегрирует историко-культурный опыт человечества, а конкретный педагог транслирует этот опыт через предъявление воспитанникам определенной суммы ценностных ориентиров и отношений;

является частью социальной практики преподавателя и проявляется в сфере его взаимодействия со студентами через традиции, нормы взаимоотношений;

представляет область человеческих знаний и находит свое Сражение в педагогических концепциях, системах, технологиях, которые реализует преподаватель, является существенным компонентом его деятельности;

является способом отражения педагогом объективных потребностей общества.

Педагогическая культура — это сложноорганизованная система обладающая многоуровневой структурой субъекта педагогического воздействия. Поэтому речь о ее формировании и развитии следует вести не только применительно к среде профессиональных педагогов, но и в границах всего общества.

Педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию. Педагог не свободен в своих воспитательно-образовательных возможностях.

В основе конкретных форм и методов его профессиональной деятельности лежит определенный, исторически сформировавшийся социокультурный комплекс. Механизмы и закономерности его функционирования оказывают определяющее, хотя и не всегда прямое, воздействие на систему образования, определяя границы ее воспитательных и образовательных возможностей.

Педагогическая культура определяется уровнем педагогической культуры масс.

Педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры содержит мировой педагогический опыт. Смена культурных эпох влечет за собой и смену соответствующих им педагогических цивилизаций, изменяет образовательные парадигмы.

Каждая эпоха формирует свой тип педагогической культуры. Основанием для выделения разных типов служит процесс духовного воспроизводства, под которым в самом общем плане понимается система общественных отношений, направленных на использование и продуцирование духовных ценностей и призванных формировать определенный тип личности. Разные типы культур дают и разные модели воспроизводства духовных ценностей в процессе обучения и воспитания.

Европейская модель направлена и ориентирована на письменный текст, строгую регламентацию методики трансляции знаний. Обучение идет от учителя к ученику и приводит к формированию соответствующего типа ученика — с чертами пассивности, однотипности.

Восточная модель основана на изустном изложении материала, предполагающем процесс органического сочетания обучения, воспитания и формирования личности ученика. Она выстраивает определенную систему отношений воспитателя и воспитанника а основе познавательной активности самого ученика.

Продолжая мысль о выделении типов и парадигм педагогической культуры, следует обратить внимание на тот факт, что педагогические теории производны от решения вопроса о том, что такое личность. В этом отношении в истории философии просматривается противостояние двух позиций. Первая из них сводится к принижению значения личности, рассмотрению ее в качестве функции некой абсолютной ценности (община, Бог, государство). Вторая позиция в качестве ценности рассматривает саму личность и создание максимально благоприятных условий для ее самореализации.

Первая позиция трактует наставника в качестве субъекта педагогического воздействия, а право обучать как право элиты. Но, начиная с античной Греции, на всех этапах исторического развития ей противостояла вторая позиция, которая видела суть отношений учителя и ученика в совместном движении к познанию истины и опиралась на философские идеи выявления личностного начала.

Различные системы философских взглядов определяли различные парадигмы педагогической культуры. На Древнем Востоке наиглавнейшим в обучении было послушание ученика; в античном мире — обнаружение его личности; в раннехристианских представлениях — развитие духовности; в протестантизме и педагогике Нового времени — просвещение; в немецкой классической философии — формирование собственного духа.

Критериями выделения тех или иных типов педагогической культуры служат содержание ценностных ориентации в сфере образования, нормы взаимоотношений наставника и ученика, а также степень свободы педагога при выполнении им своей социальной роли. Эти критерии позволяют вычленить три основных типа педагогической культуры: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Демократический тип основан на сотрудничестве учителя и Ученика при наделении их взаимными правами и обязанностями 8 учебном процессе. В качестве главных ценностей этого типа педагогической культуры выступает развитие личностных качеств ученика, и прежде всего его порядочности, человечности, любознательности, работоспособности, независимости. Для достижения этих целей педагогу предоставляется свобода творческого выбора необходимых ему форм и методов педагогического воздействия.

Авторитарный тип характеризуется подавлением воспитания и его подчинением воле воспитателя, который наделен максимумом прав при минимуме обязанностей. Главной ценностью того типа педагогической культуры выступает развитие послушания, дисциплинированности, почтения и некритического отношения к авторитетам. Но при этом в выборе форм и методов педагогического воздействия педагог еще обладает определенной степенью творческой свободы.

Тоталитарный тип характерен для государств с диктаторским политическим режимом. Он не только сохраняет и усиливает абсолютный контроль за деятельностью ученика, но и дополняет его абсолютным контролем и строжайшей регламентацией деятельности самого педагога. Главной ценностью этого типа педагогической культуры является формирование послушной, исполнительной личности, отличающейся доверием к социальным мифам и политическим суеверием. Собственно знание при этом уходит на периферию системы ценностей, а в социально-гуманитарной сфере совершенно изгоняется из системы образования и воспитания.

Сущность педагогической культуры раскрывается во взаимосвязи трех философских подходов.

1. Аксиологический подход определяет ценности — регуляторы педагогической деятельности, на которые ориентируется педагогика как наука о воспитании. Система ценностей, которые создает, утверждает и обслуживает педагогическая культура, существует в духовной и материальной сфере. Духовные ценности интегрируются в педагогическом сознании общества, включающем в себя накопленные человечеством педагогические знания, чувства, педагогическое мышление, настроения, педагогические теории, концепции, учения и т. д. Материальные ценности воплощены в учреждениях и средствах обучения.

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок, студент, его развитие, образование, воспитание, социальная защита, поддержка его прав и достоинств.

Деятельностный подход отражает предпосылку, цель, способ, инструмент педагогической деятельности. Он позволяет: выявить уровень самореализации личности; исследовать сущность, средства, способы педагогической деятельности, обеспечивающие реализацию культурных ценностей; построить педагогическую деятельность как культурное явление на основе развертывающихся жизненных целей, планов, программ обучения учащихся, студентов.

Личностный подход отражает концентрированное выражение личности педагога, помогает выявить актуальные свойства личности как саморазвивающегося субъекта воспитательных отношений в педагогической деятельности.

Исходя из этих позиций, педагогическую культуру можно представить как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры: любое Я в соприкосновении с ТЫ, где Я — педагог, ТЫ — ребенок, студент.

Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как процесс: взаимопроникновения Я в ТЫ, ТЫ в Я; создания педагогического мира как среды духовного, эстетического и интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия; открытия личности для себя в другой личности.

Как категория педагогики педагогическая культура может быть подвергнута определенному изучению на социально-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном уровнях.

Социально-педагогический уровень определяется способами:

сохранения традиций, ритуалов, правил, обрядов, выражающих отношения поколений отцов и детей, старших и младших;

межличностных, человеческих отношений и передачи социально-педагогического опыта как части общечеловеческой и национальной духовной культуры;

формирования общечеловеческих и педагогических ценностей;

обогащения педагогических теорий, культурных образцов, проявляющихся в педагогическом мышлении, педагогическом сознании общества, в системе практических знаний.

Профессионально-педагогический уровень включает общественные требования к нему, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания общественной жизни и педагогической практики.

Личностный уровень состоит из совокупности личностных свойств педагога и его личностной направленности. Личностные свойства интегрированы с педагогической позицией, профессиональными умениями, поведением, индивидуальными достижениями в творчестве.

Личностная направленность влияет на реализацию гуманиических ценностей в практической деятельности, выражает отношение педагога к этим ценностям, в качестве которых выступают: личностные смыслы учения и жизни ребенка, а не только знания; индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; сотрудничество, диалог педагога и воспитанников; целостное развитие, личностный рост учащихся.

К показателям личностных ориентиров педагогической культуры преподавателя можно отнести:

гуманистическую позицию педагога по отношению к детям, его способность быть воспитателем;

психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление, позволяющее решать возникшие проблемы с позиций воспитанника;

образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с содержанием и технологией обучения, придавая им личностную направленность;

опыт творческой деятельности, дающий возможность преподавателю обосновать свою педагогическую технологию, авторские подходы к организации учебно-воспитательной работы;

культуру профессионального поведения и способность к саморазвитию.

Условно выделяют три уровня педагогической культуры: достаточный, массовый и некомпетентный.

Достаточный уровень, или профессионально-адаптивный, характеризуется умением педагога опираться в своей деятельности на приобретенные знания, умения и навыки, добиваясь при этом определенных результатов. Однако участие преподавателя в творческой деятельности носит эпизодический характер, он не испытывает насущной потребности в собственном личностном и профессиональном росте.

Некомпетентный уровень проявляется в негуманном отношении педагога к воспитанникам, в его профессиональной некомпетентности (Е. В. Бондаревская).

Подводя итог разговору о педагогической культуре, предлагаем такое ее определение.

Педагогическая культура — это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления) личности.

Таким образом, педагогическая культура представляет собой динамическую систему способов деятельности и профессионального поведения педагога.

Читайте также: