Так что же нам делать толстой краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

" М не представилось дело так: день всякого человека самой пищей разделяется на 4 части, или 4 упряжки, как называют это мужики:
1) до завтрака,
2) от завтрака до обеда,
3) от обеда до полдника,
4) от полдника до вечера.
Деятельность человека, в которой он, по самому существу своему, чувствует потребность, тоже разделяется на 4 рода:
1) деятельность мускульной силы, работа рук, ног, плеч и спины — тяжёлый труд, от которого вспотеешь;
2) деятельность пальцев и кисти рук, деятельность ловкости, мастерства;
3) деятельность ума и воображения;
4) деятельность общения с другими людьми.

Блага, которыми пользуется человек, также разделяются на 4 рода. Всякий человек пользуется, во-первых, произведениями тяжёлого труда, хлебом, скотиной, постройками, колодцами, прудами, и т.п.; во-вторых, деятельностью ремесленного труда: одеждой, сапогами, утварью и т.п.; в-третьих, произведениями умственной деятельности наук, искусства и, в четвёртых, установленным общением между людьми.
И мне представилось, что лучше всего бы было чередовать занятия дня так, чтобы упражнять все четыре способности человека и самому производить все те четыре рода блага, которыми пользуются люди, так, чтобы одна часть дня — первая упряжка — была посвящена тяжёлому труду, другая — умственному, третья — ремесленному и четвёртая — общению с людьми.
Мне представилось, что тогда только уничтожится то ложное разделение труда, которое существует в нашем обществе, и установится то справедливое разделение труда, которое не нарушает счастия человека.


( Подчеркну, что это именно набросок, а не предлагаемая готовая модель, которую можно облегчённо и радостно заклеймить "утопией". У Льва вообще ничего не надо спешить облегчённо подводить под прокрустово ложе своих, принятых сызмальства на веру схем. Надо читать, думать, достраивать, прикидывать, и -- рушить, рушить эти примитивизирующие схемы!

В АУДИОВАРИАНТЕ ЭТА КНИГА --
ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ !


С С Ы Л К А Д Л Я С К А Ч И В А Н И Я :
(Архив, 28 ФАЙЛОВ мр3, 312 МБ, качество - 64 кbs, запись сделана в домашних условиях, первоначально -- без редактирования, не для распространения, после была немного редактирована: убраны шумы и выровнена громкость)

Публицистический трактат Толстого о нищете, в которой живет народ, о том, что в этом виновата богатая и роскошная жизнь, и что с этим делать. Человек должен не жить для себя, а служить другим.

За минуту

Публицистический трактат Толстого, написанный после московской переписи населения 1882 года. Он состоит из 24 глав.

В трактате Толстой представляет читателю нищету обитателей московских ночлежек и бедняков. Это зрелище ужаснуло его. По контрасту он описывает праздную, роскошную жизнь богачей, в том числе и его собственной семьи.

90 процентов людей – душевнобольные эгоисты. Они не понимают, что должны жить не ради личного блага, а ради других. Они не по-христиански относятся к бедным.

Толстой приходит к выводу, что главная причина такого состояния – деньги. Они являются новой формой рабства.

Автор отвечает на вопрос – так что же нам делать? Он считает, что человек должен служить благу других людей. Только тогда человек может исполнить свое назначение и будет счастлив. Но люди держат других в рабстве, мучают их и несчастны сами.

Все беды общества от насилия, присвоения земли и денег. Поэтому следует избавиться от участия в этом.

Толстой Лев Николаевич

Так что же нам делать

ТАК ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?

И спрашивал его народ, что же нам делать? И он сказал в ответ: у кого есть две одежды, тот отдай неимущему; в у кого есть пища, делай то же. (Луки III, 10, 11).

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут.

Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут.

Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло.

Если же око твое будет худо, то все тело будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить богу и мамоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа во больше ли пищи и тело одежды?

Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

Потому что всего этого ищут язычники; в потому что отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде царствия божия в правды его, и это все приложится вам. (Мтф. VI, 19 - 25, 31 - 34).

Ибо легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие божие. (Мтф. XIX, 24; Луки XVIII, 25; Марка X, 25).

Я всю жизнь прожил не в городе. Когда я в 1881 году переехал на житье в Москву, меня удивила городская бедность. Я знаю деревенскую бедность; но городская была для меня нова и непонятна. В Москве нельзя пройти улицы, чтобы не встретить нищих, и особенных нищих, не похожих на деревенских. Нищие эти не нищие с сумой и Христовым именем, как определяют себя деревенские нищие, а это нищие без сумы и без Христова имени. Московские нищие не носят сумы и не просят милостыни. Большею частью они, встречая или пропуская вас мимо себя, только стараются встретиться с вами глазами. И, смотря по вашему взгляду, они просят или нет. Я знаю одного такого нищего из дворян. Старик ходит медленно, наклоняясь на каждую ногу. Когда он встречается с вами, он наклоняется на одну ногу и делает вам как будто поклон. Если вы останавливаетесь, он берется за фуражку с кокардой, кланяется и просит; если вы не останавливаетесь, то он делает вид, что это только у него такая походка, и он проходит дальше, так же кланяясь на другую ногу. Это настоящий московский нищий, ученый. Сначала я не знал, почему московские нищие не просят прямо, но потом понял, почему они не просят, но все-таки не понял их положения.

Один раз, идя по Афанасьевскому переулку, я увидал, что городовой сажает на извозчика опухшего от водяной и оборванного мужика. Я спросил:

Городовой ответил мне:

- За прошение милостыни.

- Разве это запрещено?

- Стало быть, запрещено, - ответил городовой. Больного водянкой повезли на извозчике. Я взял другого извозчика и поехал за ними. Мне хотелось узнать, правда ли, что запрещено просить милостыню, и как это запрещено. Я никак не мог понять, как можно запретить одному человеку просить о чем-нибудь другого, и, кроме того, не верилось, чтобы было запрещено просить милостыню, тогда как Москва полна нищими.

Я вошел в участок, куда свезли нищего. В участке сидел за столом человек с саблей и пистолетом. Я спросил:

- За что взяли этого мужика?

Человек с саблей и пистолетом строго посмотрел на меня и сказал:

- Вам какое дело? - Однако, чувствуя необходимость разъяснить мне что-то, он прибавил: - Начальство велит забирать таких; стало быть, надо.

Я ушел. Городовой, тот, который привез нищего, сидя в сенях на подоконнике, глядел уныло в какую-то записную книжку. Я спросил его:

- Правда ли, что нищим запрещают просить Христовым именем?

Городовой очнулся, посмотрел на меня, потом не то что нахмурился, но как бы опять заснул и, садясь на подоконник, сказал:

- Начальство велит - значит, так надо, - и вновь занялся своей книжкой.

Я сошел на крыльцо к извозчику.

- Ну, что? взяли? - спросил извозчик. Извозчика, видно, заняло тоже это дело.

- Взяли, - отвечал я.

Извозчик покачал головой.

- Как же это у вас, в Москве, запрещено, что ли, просить Христовым именем? - спросил я.

- Кто их знает! - сказал извозчик.

- Как же это, - сказал я, - нищий Христов, а его в участок ведут?

- Нынче уж это оставили, не велят, - сказал извозчик.

После этого я видал и еще несколько раз, как городовые водили нищих в участок и потом в Юсупов рабочий дом.

Раз я встретил на Мясницкой толпу таких нищих, человек с тридцать. Спереди и сзади шли городовые. Я спросил:

- За прошение милостыни.

Выходило, что по закону в Москве запрещено просить милостыню всем тем нищим, которых встречаешь в Москве по нескольку на каждой улице и шеренги которых во время службы и особенно похорон стоят у каждой церкви.

Но почему же некоторых ловят и запирают куда-то, а других оставляют? Этого я так и не мог понять. Или есть между ними законные и беззаконные нищие, или их так много, что всех нельзя переловить, или одних забирают, а другие вновь набираются?

Нищих в Москве много всяких сортов: есть такие, что этим живут; есть и настоящие нищие, такие, что почему-нибудь попали в Москву и точно в нужде.

Из этих нищих бывают часто простые мужики и бабы в крестьянской одежде. Я часто встречал таких. Некоторые из них заболели здесь и вышли из больницы и не могут ни кормиться, ни выбраться из Москвы. Некоторые из них, кроме того, и загуливали (таков был, вероятно, и тот больной водянкой). Некоторые были не больные, но погоревшие, или старые, или бабы с детьми; некоторые же были и совсем здоровые, способные работать. Эти совсем здоровые мужики, просившие милостыню, особенно занимали меня. Эти здоровые, способные к работе мужики-нищие занимали меня еще и потому, что со времени моего приезда в Москву я сделал себе привычку для моциона ходить работать на Воробьевы горы с двумя мужиками, пилившими там дрова. Два эти мужика были совершенно такие же нищие, как и те, которых я встречал но улицам. Один был Петр, солдат, калужский, другой - мужик, Семен, владимирский. У них ничего не было, кроме платья на теле и рук. И руками этими они зарабатывали при очень тяжелой работе от 40 до 45 копеек в день, из которых они оба откладывали, - калужский откладывал на шубу, а владимирский на то, чтобы собрать денег на отъезд в деревню. Встречая поэтому таких же людей на улицах, я особенно интересовался ими.

Л. Н. Толстой - Так что же нам делать? Исповедь

Безумно интересно было читать исповедь Льва Николаевича. А особенно узнать о его мнении относительно религии, веры, смерти, смысла жизни. На эти и многие другие актуальные во все времена вопросы, отвечает уважаемый и признанный всеми мыслитель и писатель.

Я плохо знаю биографию Толстого; мне известно лишь несколько кратких фактов. Но то что он неоднократно задумывался о самоубийстве, так как считал свою жизнь бессмысленной, меня удивило.

То с каким усердием он пытается разгадать многие загадки бытия восхищает. Он описывает свои размышления на эти темы в юные и более поздние периоды жизни, а также то, как они менялись. Как он искал смысл своего существования у разных религий, народов.

Но к какому выводу Лев Николаевич пришёл в итоге. Можно узнать лишь прочитав это замечательное…

DarknessBeMyGuide DarknessBeMyGuide написала рецензию

28 августа 2021 г. 02:54

3 Делать нам нечего

На экзистенциальные вопросы Толстого в "Исповеди" ни один последующий философ ответа дать не смог. Более того, даже эти пессимистические формулировки можно еще более сильно отяготить в русле "зачем проживать бессмысленные Х плюс N лет, когда можно прожить всего Х минус N", "у нас нет доказуемых аргументов за преимущество жизни над небытием или афтерлайфом" и так далее. Впрочем, это всё уже написал Лиготти. Ответы самого Толстого никуда не годятся, это понимают почти все, тем более, он всё же умер (однако). Религиозная ортодоксия тоже не катит. Короче, наш срок жизни это не более чем дело вкуса, и полагаю, чем хуже вкус, тем длиннее срок )

23 июня 2020 г. 14:06

0 Спойлер Исповедь Лев Толстой

ОСТАВЛЯЮ БЕЗ ОЦЕНКИ. СТАВИТЬ ОЦЕНКУ ИСПОВЕДИ, ЕЩЕ И ЛЬВА ТОЛСТОГО - НЕ ВИЖУ ВОЗМОЖНЫМ. Лев Толстой задал в этой книге вопросы, которые рано или поздно интересуют каждого человека - в чем смысл жизни? Есть ли бог? Какое предназначение человека ? Себе эти вопросы я задаю давно, и если я скажу, что цель жизни в детях - это будет не искренне, я так и Лев Толстой как не считаю. Размышления (или исповедь) - мне понравились, логично и последовательно. Сначала автор теряет веру в Бога. Видит в жизни только смерть, и свой неминуем конец. Не находит ничего такого что-бы осталось после него стоящего ( и это будучи 50ти летним человеком - с огромной семьей, хорошей литературой карьерой и обеспеченным - для него нет смысла ни в деньгах, ни в карьере, ни в детях). Из-за этого долгого размышляя -…

18 ноября 2019 г. 10:37

5 Откровение Л.Н.Толстого.

"Исповедь" Л.Н. Толстого - это его откровение и признание в самом важном для него деле, в том, что касалось его убеждений и в чем состоял самый главный вопрос, который ставит перед собой любой здравомыслящий человек: "Для чего я живу?", "В чём смысл моей жизни?". И это закономерно, когда в какой-то момент, на определенном этапе жизни ты начинаешь задавать себе эти вопросы. Почему-то мне кажется, чаще эти вопросы будут задавать себе те люди, у которых не все гладко в жизни, не задалось в семье, с детьми или на работе и человек начинает анализировать прожитую жизнь, почему большая часть ее прожита так, а не иначе, почему вырос такой ребенок, при том, что ты отдавал всего себя его воспитанию, почему в семье нет взаимопонимания и поддержки или на работе? Очень много почему и они возникают…

Читайте также: