Чем власть византийских императоров отличалась от власти западноевропейских монархов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Византийские императоры считали себя римскими правителями (самими правителями, а не их наследниками) потому, что ими на самом деле являлись. После того, как в 395 году Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную регалии императорской власти беспрерывно передавались в Константинополе от предыдущего правителя следующему (в данном случае не важно, каким именно образом порой переходила из рук в руки власть). Более того, в 476 г. Одоакр прислал в Константинополь и регалии императора Западной Римской империи. Потому преемственность императоров Византии власти Диоклетиана, Константина Великого и др. неоспорима.

Попытка Юстиниана I вернуть утраченные римлянами территории закончилась частичным успехом: Византии в результате многолетних войн принадлежали вся Северная Африка, Италия и небольшая часть Испании. Однако все эти успехи были сведены на нет при преемниках Юстиниана в результате новых завоеваний варваров, таких как лангобарды и особенно нашествию арабов.

2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи. Отметьте особенности императорской власти.

Византийская империя отличалась жёсткой централизацией и всевластием бюрократического аппарата. В империи существовал сенат, но он фактически не влиял на принятие важных решений. Император Лев VI ликвидировал остатки самоуправления городов, приписал их жителей к корпорациям. Единственным источником власти был император, представителями которого на местах являлись чиновники, делившиеся на многочисленные ранги. Также велика была роль церкви, однако со временем она также всё больше подчинялась государству и священнослужители больше походили на чиновников, но составлявших отдельную иерархи.

Тем не менее, большую опасность для императора представляла крупная аристократия. В Византии не сложилось рыцарства, а высшая аристократия сохраняла своё влияние с древних времён. Империя после реформы VII в. делилась на территориальные единицы, называемые фемы, каждой из которых управлял наместник из числа аристократов. Каждый из наместников мог быть в любой момент смещён императором, но до этого он обладал практически неограниченной властью.

Кроме того, Византия унаследовала проблемы, как поздних веков Римской империи, так и более древних эллинистических монархий, на территории которых формировалось её ядро. Как и в IV-V вв., власти императоров нередко угрожали удачливые полководцы. Войска всегда готовы были их поддержать, потому что благосостояние воинов напрямую зависело от успеха такого узурпатора. Кроме того, также, как и в период эллинизма, часто случались дворцовые перевороты. В итоге из 109 императоров, правивших Византией за время её существования (395-1453 гг.) только 34 умерло своей смертью.

3. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика аграрных отношений?

В Византии императорская власть изначально сопротивлялась разорению, обезземеливанию крестьян, потому что из земледельцев, которые могли купить себе вооружение, формировалась армия. В соответствии с фемной реформой VII в. шедшим в армию крестьянам предоставляли земельные наделы и освобождение от некоторых налогов. Знати обычно передавались не наследственные земли, а право собирать налоги с определённых территорий (прония), которое не передавалось по наследству. Однако у аристократов были обширные наследственные владения, оставшиеся с римских времён, или купленные. А крестьянство постепенно разорялось в силу боевых действий, неурожаев и других причин, потому число безземельных увеличивалось. В результате при династии Комнинов (1081-1085 гг.) держатели прониев получили всю полноту власти на вверенных землях, включая судебную. Это был большой сдвиг государственной политики в сторону формирования феодальных отношений.

Значительную роль в государстве играла православная церковь. После падения Западной Римской империи она была крупнейшим землевладельцем. Огромные земли принадлежали монастырям. В ходе иконоборчества в VIII-IX вв. монастыри ликвидировались, их имущество подлежало конфискации. Однако иконоборчество в итоге потерпело поражение, и церковь восстановила свои позиции. Императорская власть предпочитала не уменьшить благосостояние духовенство, а подчинить своей воле само духовенство. Патриарх (глава церкви) вскоре стал одним из придворных, а церковная организация до определённой степени уподобилась чиновничьей на службе императора.

4. Укажите отличительные черты хозяйственного уклада славян. Как взаимодействие славян с другими народами повлияло на формирование их культуры?

У соседей славяне перенимали как хозяйственные приёмы, так и различные государственные институты. Например, все монотеистические религии в славянских государствах и их церковные организации – заимствования у соседей. Влиял на славян и уклад жизни других народов. Благодаря ним, к примеру, у западных славян быстрее всего и в наиболее полной форме сформировался феодализм.

5. Заполните таблицу.

6. Объясните, почему произошло обособление славянских племен.

Славянские племена обособились друг от друга потому, что расселились на разных территориях с разными природными условиями, разным окружением. Со временем без взаимного общения разделились их языки, под влиянием различных соседей возникли разные государственные образования, и история разных ветвей славян пошла своими путями.

7. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?

Истоки разделения церквей проистекают из вопроса о власти в единой церкви, на которую претендовали папа римский и патриарх Константинопольский. В римской империи верховенство было признано за римской кафедрой, перенос столицы империи в Константинополь ситуацию не изменил. Однако после падения Западной Римской империи положение римских пап стало шатким, они часто не могли контролировать даже сам Рим, но продолжали в церковных делах требовать повиновения от патриархов Константинополя, которые опирались на сильную и стабильную власть императоров Византии. Римские папы также искали поддержки у того же императора, потому что Италия продолжала входить в сферу его интересов.

Большую роль в подготовке раскола сыграло иконоборчество, которое не поддержали папы римские. Именно тогда появились догматические различия между конфессиями (в частности, разные формулировки Символа веры). Тогда же римские папы стали искать новой поддержки, которую в итоге нашли в лице франкских королей.

В истории насчитывается несколько церковных расколов, порой весьма длительных. Но до 1054 г. их удавалось ликвидировать мирным путём. В XI в. обострились также споры о сферах влияния иерархов. Римский папа поставил под свой контроль Южную Италию и добивался того же в отношении Иллирии и Болгарии. В 1054 г. представитель папы римского, находившийся с посольством в Константинополе, отлучил от церкви патриарха Константинополя. Действия его были не правомочными, потому что он был представителем не самого престола папы, а только конкретного папы, который к тому моменту уже умер. Однако патриарх Константинополя в ответ на это в свою очередь отлучил папу римского от церкви. С католической стороны церковный раскол был закреплён на Латеранском соборе 1059 г.

Однако строгого разделения между конфессиями не произошло и после официального раскола. Многие считали его обратимым, какими оказались и предыдущими. Окончательным он стал после страшного разгрома, который в 1204 г. учинили в Константинополе католики-крестоносцы в ходе IV крестового похода.

8. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах? Свой ответ обоснуйте.

Католической и православной церквям пришлось взаимодействовать с разными светскими властями. Земли православной церкви долгое время состояли в основном лишь из владений Византии, не считая Балкан (Древняя Русь была периферией и в вопросах церковного строительства не участвовала). У Константинопольских патриархов не было пространства для манёвра между светскими владыками. К тому же их резиденция находилась в императорской столице, в истории были случае арестов патриархов.

Католический первосвященник также изначально опирался на власть единого правителя – императора Карла Великого. Именно тогда возросло влияние папы римского на духовенство на местах. Позже его пришлось восстанавливать, но начало было заложено именно при Карле. Однако вскоре империя Карла Великого распалась, а позже и в самих государствах, на которые она распалась, начались феодальные междоусобицы. В этих условиях наиболее централизованным институтом в Западной Европе осталась католическая церковь, и её глава получил больше влияние, сталкивая интересы королей друг с другом и с интересами их вассалов. Важным было также то, что в Риме не было сильных светских правителей, там папа был для них относительно недосягаем. Недаром во время так называемого Авиньонского пленения (1309-1378 гг.), когда папа римский проживал на территории, подконтрольной сильному престолу (французскому) его самостоятельность значительно ослабла.

Римские императоры управляли страной, раскинувшейся от Атлантики до Евфрата и от Британии до Африки. Римские императоры были язычниками, после смерти их обожествляли (нередко и во время жизни). Вели как наступательные, так и оборонительные войны.

Византийские императоры управляли восточной частью империи. Западные территории недолго были под управлением Византии. Завоевательных войн императоры Византии вели мало, в основном приходилось обороняться. Византийские императоры надеялись на дипломатию, натравливая врагов друг на друга. Они были христианами, считались помазанниками Бога.


Сегодня разговор пойдет о власти. Тема эта интересует многих и всегда вызывает бурные споры. А какова была природа власти в византийском государстве? И что это за явление – власть византийского императора?

Такая разная власть

Рим: император по… доверию



Основой власти Августа был его личный авторитет, и это очень важно. Фактически ему удалось сохранить некую иллюзию республики, но республики, которая обрела лидера – лидера, прежде всего, народного и военного. Император – это именно военная ипостась этого лидерства, и римские принцепсы нам известны именно как императоры, потому что они возглавляли самую мощную в мире армию. Но для гражданского общества они были, прежде всего, лидерами народа, и одна из ключевых их магистратур, если угодно, – это трибунская власть. Трибунскую власть могли иметь только люди благородного происхождения, то есть патриции, но у императора была именно власть, а не сам этот титул трибуна, и они были своего рода народными лидерами, вождями, которые фактически олицетворяли собою populus Romanus. И один из ключевых, основополагающих законов Римской империи как раз гласит, что принцепс – это человек, которому римский народ доверил свою власть.
Очень важно здесь, как бы мы сказали сейчас, конституционное признание, что носителем власти в Римском государстве является народ, а принцепс, император – это тот человек, которому народ эту власть передает на определенных условиях. И условия эти таковы, что император должен заботиться, прежде всего, о безопасности государства, о соблюдении законности, и в то же время, поскольку это языческая империя, в которой большую роль играет религиозное представление о власти, он должен обеспечивать, выполнять еще и религиозные функции вождя, то есть связь с богами. Не случайно все римские принцепсы, начиная с Августа, были одновременно и верховными жрецами, и Римское государство в значительной степени было связано именно этим религиозным стержнем. Но, поскольку языческая религия не знает понятия духовности, а основана именно на понимании закона, то по мере вырождения идеалов нравственности, по мере исчезновения традиций, связанных с национальными, именно римскими категориями добродетели – империя становилась все больше, всё более многонациональной, на престол часто восходили люди, чуждые римской традиции, – к концу III века империя оказалась в глубочайшем кризисе.

Византия: новая демократия


Стержень империи – христианство



Именно Церковь создает ту внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы
И второй момент – это религиозный компонент организации общественного устройства: структура управления и социальная организация общества не ограничивалась властью. Вот это очень существенный момент для понимания природы византийского политического устройства: оно немыслимо вне религиозного стержня. Именно религия, именно Церковь создает ту тонкую внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы, сотрясавшие время от времени империю.
Христианская модель мирского устройства оказалась на удивление жизнеспособной. Гораздо более жизнеспособной, чем языческая ее предтеча – древнеримская языческая модель, поскольку даже статистика показывает, что в языческом Риме большинство императоров погибали, и любые конфликты, связанные с передачей власти, вырождались в тяжелейшие гражданские войны, так что государство часто рассыпалось на части.
Христианская Церковь, христианская сеть, которую Константин Великий внедрил, с помощью опеки государства создала очень мощный механизм противодействия этим тенденциям распада, и в дальнейшем, при серьезной политической нестабильности, при переворотах, многочисленных конфликтах, связанных с передачей власти, Византия не знала таких катастрофических гражданских войн, какие были обычным делом в языческом Риме. И большинство византийских императоров заканчивали свою жизнь не от ножа убийцы или яда; в крайнем случае – в монастыре или где-нибудь в тюрьме. Но сам вопрос об убийстве императора представлялся уже как нечто недопустимое.

Да здравствует деревня!

Самое важное, что империя не ограничивалась высшей властью императора или командованием армией. Римская империя с самого начала возникла как некая надстройка над огромным, пестрым и разнообразным полем муниципальных структур низшего уровня. Если угодно, это можно назвать, как сделал в свое время Т. Моммзен, огромным политическим союзом разнородных и многообразных политических организмов, скрепленных железным обручем римской армии и римского законодательного механизма во главе с императором. Но на местах, в разных городах, жизнь протекала так, как она протекала столетиями до римского завоевания, и огромную роль играло самоуправление. Эти традиции впоследствии были трансформированы и потеряли свою античную форму, привычную для IV–V веков, но, тем не менее, традиции самоуправления были очень сильны в византийской системе власти. Государство, правда, стало в значительной степени деурбанизированным, то есть из городской, по преимуществу урбанистической, страны Римская империя позднего времени стала в основном страной крестьянской, но именно на этом крестьянском, сельском уровне и развивалось очень интенсивно самоуправление византийских общин. Фактически именно на них держалась византийская армия, на этих сельских обществах, и когда возникала потребность давать отпор врагу, именно самоорганизация крестьянского населения, естественно под руководством центральных властей, создавала ту удивительную, свойственную именно Византии армию, которая, с одной стороны, была фактически бесплатной для государства, а с другой – была очень эффективна, потому что люди защищали свою родину.
Нечто похожее было в свое время и у нас в России, когда во времена Московской Руси и в XVII веке, да отчасти и в XVIII-м, Россия представляла собой удивительную картину: под скипетром монарха, под железной рукою императора или царя существовали тысячи крестьянских общин, в которых действовало самоуправление. Как иногда говорят, сотни тысяч крестьянских республик уживались под властью одного монарха.
И именно такая структура – соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления – обеспечивала государству выживаемость в самых сложных условиях.
Византия тоже обладала этим удивительным качеством, которое приводило к регенерации империи в случае, например, внешнего вторжения, как это произошло в 1204 году, когда взятие Константинополя крестоносцами привело фактически к гибели центрального аппарата власти, к разрушению системы имперской администрации. Тем не менее, на местах оставалась власть народных общин в деревне и аристократии в городах. И очень быстро империя воссоздала свою структуру. Причем она оказалась даже еще более здоровой, чем классическая имперская, потому что гораздо меньше ресурсов уходило на содержание центрального аппарата, гораздо больше самостоятельности получали на местах правители и предводители народных дружин, и византийское войско стало более эффективным.

Слабое звено



Сегодня разговор пойдет о власти. Тема эта интересует многих и всегда вызывает бурные споры. А какова была природа власти в византийском государстве? И что это за явление – власть византийского императора?

Такая разная власть

Рим: император по… доверию



Основой власти Августа был его личный авторитет, и это очень важно. Фактически ему удалось сохранить некую иллюзию республики, но республики, которая обрела лидера – лидера, прежде всего, народного и военного. Император – это именно военная ипостась этого лидерства, и римские принцепсы нам известны именно как императоры, потому что они возглавляли самую мощную в мире армию. Но для гражданского общества они были, прежде всего, лидерами народа, и одна из ключевых их магистратур, если угодно, – это трибунская власть. Трибунскую власть могли иметь только люди благородного происхождения, то есть патриции, но у императора была именно власть, а не сам этот титул трибуна, и они были своего рода народными лидерами, вождями, которые фактически олицетворяли собою populus Romanus. И один из ключевых, основополагающих законов Римской империи как раз гласит, что принцепс – это человек, которому римский народ доверил свою власть.
Очень важно здесь, как бы мы сказали сейчас, конституционное признание, что носителем власти в Римском государстве является народ, а принцепс, император – это тот человек, которому народ эту власть передает на определенных условиях. И условия эти таковы, что император должен заботиться, прежде всего, о безопасности государства, о соблюдении законности, и в то же время, поскольку это языческая империя, в которой большую роль играет религиозное представление о власти, он должен обеспечивать, выполнять еще и религиозные функции вождя, то есть связь с богами. Не случайно все римские принцепсы, начиная с Августа, были одновременно и верховными жрецами, и Римское государство в значительной степени было связано именно этим религиозным стержнем. Но, поскольку языческая религия не знает понятия духовности, а основана именно на понимании закона, то по мере вырождения идеалов нравственности, по мере исчезновения традиций, связанных с национальными, именно римскими категориями добродетели – империя становилась все больше, всё более многонациональной, на престол часто восходили люди, чуждые римской традиции, – к концу III века империя оказалась в глубочайшем кризисе.

Византия: новая демократия

Стержень империи – христианство



Именно Церковь создает ту внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы
И второй момент – это религиозный компонент организации общественного устройства: структура управления и социальная организация общества не ограничивалась властью. Вот это очень существенный момент для понимания природы византийского политического устройства: оно немыслимо вне религиозного стержня. Именно религия, именно Церковь создает ту тонкую внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы, сотрясавшие время от времени империю.
Христианская модель мирского устройства оказалась на удивление жизнеспособной. Гораздо более жизнеспособной, чем языческая ее предтеча – древнеримская языческая модель, поскольку даже статистика показывает, что в языческом Риме большинство императоров погибали, и любые конфликты, связанные с передачей власти, вырождались в тяжелейшие гражданские войны, так что государство часто рассыпалось на части.
Христианская Церковь, христианская сеть, которую Константин Великий внедрил, с помощью опеки государства создала очень мощный механизм противодействия этим тенденциям распада, и в дальнейшем, при серьезной политической нестабильности, при переворотах, многочисленных конфликтах, связанных с передачей власти, Византия не знала таких катастрофических гражданских войн, какие были обычным делом в языческом Риме. И большинство византийских императоров заканчивали свою жизнь не от ножа убийцы или яда; в крайнем случае – в монастыре или где-нибудь в тюрьме. Но сам вопрос об убийстве императора представлялся уже как нечто недопустимое.

Да здравствует деревня!

Самое важное, что империя не ограничивалась высшей властью императора или командованием армией. Римская империя с самого начала возникла как некая надстройка над огромным, пестрым и разнообразным полем муниципальных структур низшего уровня. Если угодно, это можно назвать, как сделал в свое время Т. Моммзен, огромным политическим союзом разнородных и многообразных политических организмов, скрепленных железным обручем римской армии и римского законодательного механизма во главе с императором. Но на местах, в разных городах, жизнь протекала так, как она протекала столетиями до римского завоевания, и огромную роль играло самоуправление. Эти традиции впоследствии были трансформированы и потеряли свою античную форму, привычную для IV–V веков, но, тем не менее, традиции самоуправления были очень сильны в византийской системе власти. Государство, правда, стало в значительной степени деурбанизированным, то есть из городской, по преимуществу урбанистической, страны Римская империя позднего времени стала в основном страной крестьянской, но именно на этом крестьянском, сельском уровне и развивалось очень интенсивно самоуправление византийских общин. Фактически именно на них держалась византийская армия, на этих сельских обществах, и когда возникала потребность давать отпор врагу, именно самоорганизация крестьянского населения, естественно под руководством центральных властей, создавала ту удивительную, свойственную именно Византии армию, которая, с одной стороны, была фактически бесплатной для государства, а с другой – была очень эффективна, потому что люди защищали свою родину.
Нечто похожее было в свое время и у нас в России, когда во времена Московской Руси и в XVII веке, да отчасти и в XVIII-м, Россия представляла собой удивительную картину: под скипетром монарха, под железной рукою императора или царя существовали тысячи крестьянских общин, в которых действовало самоуправление. Как иногда говорят, сотни тысяч крестьянских республик уживались под властью одного монарха.
И именно такая структура – соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления – обеспечивала государству выживаемость в самых сложных условиях.
Византия тоже обладала этим удивительным качеством, которое приводило к регенерации империи в случае, например, внешнего вторжения, как это произошло в 1204 году, когда взятие Константинополя крестоносцами привело фактически к гибели центрального аппарата власти, к разрушению системы имперской администрации. Тем не менее, на местах оставалась власть народных общин в деревне и аристократии в городах. И очень быстро империя воссоздала свою структуру. Причем она оказалась даже еще более здоровой, чем классическая имперская, потому что гораздо меньше ресурсов уходило на содержание центрального аппарата, гораздо больше самостоятельности получали на местах правители и предводители народных дружин, и византийское войско стало более эффективным.

Слабое звено

Читайте также: