Пояснительная записка к рабочему учебному плану в доу рк

Обновлено: 07.07.2024


Государственный общеобразовательный стнадарт дошкольного воспитания и обучения (утвержденный Постановлением Правительства РК от 23.08.2012 года №1080) устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения в группах от 3 до 6 (7 лет)

2. Образовательные программы и УМК

УМК к программе соответствует перечню разрешенных учебников к использованию в организациях образования в 2013-2014 году (Приказ Министерства образования и науки РК от 22.04.2013 года № 146)

2.Средняя группа (с казахским языком воспитания и обучения )

3.Старшая группа ( 5 – 6 лет)

4.Старшая группа (5-6 лет) (с казахским языком воспитания и обучения)

5.Группа предшкольной подготовки (подготовительная)

- Курс занятий по развитию школьной зрелости у детей (адаптивная программа утвержденная заседанием городского экспертного Совета протокол №6 от 30.11.2012)

2.Подготовительная к школе группа ( 6 – 7 лет)

Вариативный компонент

Согласно пункту 3. Требования к минимальному объему учебной нагрузки воспитанников ГОСО дошкольного воспитания и обучения - 2012 года «Общий объем организованной учебной деятельности в подготовительной к школе группе составляет 24 ч обучения из них: 20 часов отведены на образовательную деятельность по реализации базисного плана и 4 часа на образовательную деятельность ,осуществляемую в ходе режимных моментов и организации различных видов детской деятельности ( 1час- игровой, творческой), 1 час- проведения досуговых мероприятий (0,5 -музыкальные развлечения , 0,5-физкультурный досуг, 1 час-формирование психологической готовности детей к школе ( адаптивная программа (автор педагог-психолог Минчукова Т.Н.) утверждена заседанием городского экспертного совета протокол №6 от 30.11.2012 года), 1 час- проектная деятельность.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством социализации дошкольника, развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, самовыражения и самореализации ребенка. В процессе театрально-игровой деятельности у дошкольников развивается художественное восприятие, как вербальные (речь) так и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомима); эмоциональная отзывчивость, формируются основы толерантной модели поведение.

В соответствии с приложения №1 к Приказу Министерства образования и науки РК от 20.12.2012 №557 вариативный компонент в каждой возрастной группе предполагает:

во 2 младшей группе вводится -1 час на досуговые мероприятия (0,5- музыкальные развлечения, 0,5-физкультурный досуг);

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, интеллектуальной активности и познавательной мотивации детей к обучению в школе.

Метод проектов рассматривается педколлективом не только как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта), но и как один из эффективных вариантов взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника. Старший дошкольник еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие все участники образовательного процесса. Проектирование позволяет более полно реализовать потенциальные возможности и способности всех участников проекта(воспитатели-дети-родители) ,выработать единый аналитический взгляд на сложившуюся проблему ,максимально активизировать процесс усвоения педагогических идей, и вместе с ем сделать их достоянием всего ДОУ. Именно благодаря участию семьи в различных проектах удается со временем преодолеть стандартный взгляд многих родителей на их роль в детском саду -из пассивного потребителя и заказчика образовательных услуг перейти к позиции партнерства и активного сотрудничества с ДОУ.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная со старшего возраста. Проекты в детском саду осуществляются педагогом по намеченному утвержденному плану.

1.1. Нормативные основания составления учебного плана образовательной деятельности.

1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана организованной образовательной деятельности.

1.3 Структура учебного плана организованной образовательной деятельности.

  1. Учебный план организованной образовательной деятельности.
  2. Расписание организованной образовательной деятельности.
  3. Режим дня на теплый и холодный периоды года для возрастных групп.
  4. Объем недельной двигательной активности воспитанников в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности для детей дошкольного возраста.

1. Пояснительная записка к учебному плану

на 2015-2016 учебный год

  1. Нормативные основания составления учебного плана образовательной деятельности

1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана .

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

  • на создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Основная образовательная программа ДОУ реализуется в сочетании с парциальными программами:

- Вариативная примерная адаптированная программа для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.

Содержание программ, реализуемых в ДОУ, обеспечивает достаточно высокий уровень базового дошкольного образования.

Выбор программ осуществлялся на педагогическом совете ДОУ с учетом вида учреждения, приоритетных направлений развития детей, методического и материально-технического обеспечения программы, особенностей и возможностей воспитанников.

Наряду с базовым дошкольным образованием педагоги осуществляют дополнительное образование по интересам детей с учётом возможностей ДОУ и желаний родителей.

Данный компонент реализуется на основе следующего программно – методического обеспечения:

Сбалансированность всех компонентов, обеспечивающих образовательный процесс, способствует формированию системного подхода в работе всех подразделений ДОУ.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вариативная часть формируется с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности. Инвариантная часть реализуется через организованную образовательную деятельность, вариативная - через индивидуальные, кружковые виды деятельности по выбору.

В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной (модульной) частью, формируемой дошкольным образовательным учреждением:

- инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.

- вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Учебного плана, формируемая дошкольным образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.

Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:

Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы кружков, групповой и индивидуальной образовательной деятельности входят в объем максимально допустимой нагрузки.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной деятельностью составляют не менее 10 минут.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Домашние задания детям не задаются.

Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности.

Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников.

В сетке занятий разновозрастной группы:

- время проведения фронтальных физкультурных, музыкальных занятий, занятий по изобразительной деятельности рассчитывается по старшему возрасту детей, находящихся в группе;

- время проведения занятий познавательного цикла рассчитывается для каждого возраста отдельно.

Формами организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе являются фронтальные (физкультурные, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности), подгрупповые (занятия познавательного цикла), индивидуальные занятия, игровая деятельность.

При организации фронтальных занятий обучающие задачи ставятся для детей каждого возраста отдельно в соответствии с Учебным планом ДОУ, а также - с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста.

Продолжительность занятия зависит от возраста детей - начинается со старшими детьми с постепенным подключением к занятию детей среднего и младшего возраста. При одновременном начале занятие для детей среднего и младшего возраста заканчивается раньше.

Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений.

Для детей с нарушением речи, на основании приказа от 05.08.2015г. № 272 Управления образования Каширского муниципального района, организованна работа 2-х групп компенсирующей направленности: 1 группа – для детей с тяжёлыми нарушениями речи и 1 группа – для детей с фонетико – фонематическими нарушениями речи. Образовательная деятельность проводится как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами или индивидуально по плану и вне учебного плана.

Подготовительная группа компенсирующей направленности (ОНР) – 14детей

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

2 фронтальных занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию звукопроизношения.

II период (декабрь, январь, февраль, март)

1 фронтальное занятие по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения, 1 занятие по обучению грамоте.

III период (апрель, май)

1 занятие по формированию произношения лексико-грамматического строя, 1 – по формированию произношения, 2 – по обучению грамоте.

Подготовительная группа компенсирующей направленности (ФФН) – 15детей

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

2 фронтальных занятия по произношению, развитию речи, 2 занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения.

II период (декабрь, январь, февраль, март)

2 фронтальных занятия по произношению, развитию речи, 2 занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения.

III период (апрель, май)

1 занятие по формированию произношения лексико-грамматического строя, 3 – занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения.

В ДОУ функционирует 12 групп, укомплектованных из расчета площади групповой (игровой): для детей раннего возраста - не менее 2,5 кв. м. на 1 ребенка, в дошкольных группах - не менее 2,0 кв. м на одного ребенка, из которых: 3 группы для детей раннего возраста (с 1,5 до 3 лет), 8 – дошкольные группы (дети от 3 до 7 лет) и 1 разновозрастная группа.

проведение непосредственно образовательной деятельности.

Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели.

•Первая младшая № 1 (2-3 лет)

•Вторая младшая группа № 2 (3-4 года)

•Средняя группа (4-5 лет)

•Старшая группа (5-6 лет)

•Подготовительная к школе группа № 1, № 2, (6-7 лет)

В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы

дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей.

календарном планирование.

При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:

•принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

•принцип научной обоснованности и практической применимости;

•принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

•принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

•принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

•комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

•решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

•построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.

Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

- для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут,

- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,

- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,

- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,

- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объё м образовательной нагрузки в первой половине дня:

- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,

- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.

Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине

непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.

Вариативная часть учебного плана – часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МБДОУ №73 и

расширение области образовательных услуг для воспитанников.

В летний период учебные занятия не проводятся. В это время

увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и

подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.

Пояснительная записка к рабочей программе во второй младшей группе Презентация рабочей Программы во 2 младшей группе. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный,.

Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

Пояснительная записка к учебному плану

на 2017 - 2018 учебный год

Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС);

Принципами построения учебного плана являются:

соответствие реальному времени,

Первая младшая группа (2-3 года) – 1 группа

Вторая младшая группа (3-4 года) – 1 группа

Средняя группа (4-5 лет) – 1 группа

Старшая группа (5-6 лет) – 1 группа

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 2 группа

Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами.

Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

От 3 до 4 лет – 2 часа 45 минут;

От 4 до 5 лет – 3 часа 40 минут;

От 5 до 6 лет – 5 часов 50 минут;

От 6 до 7 лет – 7 часов 30 минут.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности воспитанников составляет:

От 3 до 4 лет – не более 15 минут;

От 4 до 5 лет – не более 20 минут;

От 5 до 6 лет – не более 25 минут;

От 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:

в младшей группе не превышает 30 минут;

в средней группе не превышает 40 минут;

в старшей группе не превышает 45 минут;

в подготовительной группе не превышает 1.5 часа.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывают в первой половине дня.

Учебная нагрузка определена с учетом необходимого требования – соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной деятельности.

Формирование основ безопасности, трудовое, нравственное воспитание, социализация, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, конструктивно-модельная деятельность планируются в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми (проектной деятельности), самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности педагога, ребенка и родителей.

Общая учебная нагрузка (непосредственно образовательная деятельность) составляет:

в младшей группе – 10;

в средней группе – 10;

в старшей группе – 13;

в подготовительной группе – 14.

Федеральный компонент сохранен полностью.

Формы работы с детьми, осуществляемые в ДОО:

организованная образовательная деятельность;

образовательная деятельность в ходе режимных моментов;

самостоятельная деятельность детей;

совместная (кружковая) деятельность;

взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Читайте также: