Кружок театральной деятельности в детском саду в средней группе

Обновлено: 02.07.2024

Направленность: художественно-эстетическая.

Возраст обучающихся: 4-5 лет (средняя группа).

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т.д., а также координировать свои функции.

Цель программы: Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.

Задачи программы

  1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
  3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  6. Формирование умения концентрировать внимание.
  7. Поощрение желания участвовать в импровизациях.
  8. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх.
  9. Развитие желания выступать перед зрителями.

Принципы отбора содержания и реализации программы:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель: развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства.

Задачи:

Ожидаемые результаты:

  • Формируется интерес к театральному искусству, дети эмоционально откликаются на спектакли и действия персонажей;
  • Умеют взаимодействовать друг с другом, действуют согласованно;
  • Проявляют творческую активность и пользуются полученными исполнительскими навыками. Развивается воображение, речь, коммуникативные навыки.

Форма занятий: групповая.

Занятие состоит из нескольких частей:

  • Вводная часть – Комплексная разминка (направлена на развитие умения концентрировать внимание, снятие телесных зажимов, зарядку для артикуляционного аппарата)
  • Основная часть – Знакомство с литературным материалом, беседы на различные темы; работа над этюдами, инсценировками, игры с текстами, творческие задания, проблемные ситуации и реализация творческих проектов в мини-группах; репетиции к спектаклям.
  • Заключительная – подведение итогов, двигательная, игровая или музыкальная импровизация, релаксационные упражнения.

Учебный план

Количество занятий: в неделю – 2, в год - 62.

Продолжительность занятия - 30 минут (включает подвижные игры и релаксационные упражнения и физминутки).

Расписание занятий: 2 раз в неделю, вторник, четверг, вторая половина дня.

Организационные условия реализации программы: В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.

Содержание программы

В начале года проводится вводное занятие. Оно включает в себя:

  • Беседа о технике безопасности в театральной студии;
  • Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседы о театре.

В программу входят следующие разделы:

Задача данного подраздела создание условий для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театре. В раздел включены:

  • Что такое театр?
  • Театр снаружи и изнутри (профессии в театре)
  • Культура зрителя.

Включает в себя подбор творческих задания сделать сценические импровизации на заданную тему или просто задания изобразить кого-то или что-то. Игры и упражнения проводятся с целью научить слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения.

1.3 Работа над спектаклем

Основные этапы работы:

  • Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком.

Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлено перспективное планирование работы кружка по театрализованной деятельности в средней группе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

по театрализованной деятельности

для средней группы

Воспитатель: Гумерова М. М.

Перспективно – календарное планирование.

Материал и оборудова-ние

Вызвать интерес к театрализован-ной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;

Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году.

Знакомство с новыми детьми.

Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

Ряженье в костюмы.

Ширма для кукольного театра, куклы, маски.

Декорация осеннего сада, музыкальное сопровожде-ние,

Наш богатый урожай

Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков.

Материал и оборудо-вание

Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.

Игры с бабушкой Забавой.

Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.

Вопросы по содержанию.

Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Настольный театр, иллюстрации к сказке.

Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки

Ряженье в костюмы.

Маски героев по сказке, костюмы

Развивать творческие способности;

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.

Материал и оборудование

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.

Если с другом вышел в путь.

Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.

Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи

образа с помощью мимики и жестов.

Все мы делим пополам.

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

Рассказывание детьми сказки

Маски зверей, музыкальное сопровождение.

Развивать творческие способности.

Подготовка и драматизация сказки

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение

Материал и оборудование

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Чтение стихотворения Б.Заходера

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Мимические этюды у зеркала.

Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок.

Создать положительный эмоциональный настрой;

Учить действовать с воображаемыми предметами

Упражнения на развитие воображения и внимания:

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

Этюды на выражение основных эмоций:

Иллюстрации к основным эмоциям.

Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций;

Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих

Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик.

Материал и оборудование

Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета

Фланелеграф, иллюстрации к сказке.

Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

Игровые упражнения, передающие образы

героев сказки /зайчики, лисички,

Выбор костюмов к сказке.

Маски зверей, костюмы.

Музыка в сказке

Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения.

Разучивание музыкальных номеров

/хоровод подружек, песня Машеньки,

Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности.

Подготовка и драматизация сказки

Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.

Материал и оборудование

Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.

Знакомство с кукольным театром.

Ширма, куклы к сказке.

Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./,

Декорация зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.

Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.

Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./

Игрушки: лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра

Материал и оборудование

Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

Цветок, музыкальное сопровождение, ключик.

Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.

Рассказывание сказки В.Сутеева

Настольный театр, маски зверей по сказке.

Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра

Маски –шапочки зверей.

Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Подготовка к драматизации.

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы.

Материал и оборудование

Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.

Выйдем мы в лесок

Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку.

Загадки по сказке.

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей.

Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.

Музыкальное сопровождение в записи.

Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

Драматизация сказки В.Сутеева

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.

Материал и оборудование

По следам сказок

Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Диагностика детей с целью выявления достигнутых результатов, их анализ для последующей работы.

Итоговое занятие кружка.

Драматизация сказок по желанию детей.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.

Руководитель: Гумерова М. М.

Материал и оборудование

Собрать детей вместе после летнего перерыва, порадоваться теплой встрече; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре.

Первое занятие в новом учебном году.

Беседа о театре.

Игра «Назови свое имя ласково.

Небольшой мяч, волшебный мешочек, настольный театр, маски к сказке .

Вызвать положительный настрой на

Творческая игра «Угадай сказку:

Музыкальное сопровождение, Фланелеграф и картинки для сказок, шапочки для героев сказок.

Приключение глупых лягушат

Дать интонационно-образное представление о новой сказке; побуждать к образному воплощению в роли; учить выразительно двигаться, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Беседа по содержанию сказки.

Иллюстрации к сказке, маски героев сказки.

Порадовать детей; Вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; учить четко произносить слова.

Имитационные упражнения, характеризующие героев сказки.

Музыкальное сопровождение, лопата, скатерть, костюм Лесовичка, веник, сервировка для чая.

Материал и оборудование

Побуждать к импровизации; создать эмоционально положительный настрой на сказку; развивать отзывчивость на музыку: слуховые представления, ритмическое и ладово-интонационное чувство детей.

Игра «Узнай героя сказки. Этюды на выразительность передачи образа.

Разучивание музыкальных номеров к сказке./Танец лягушат, хоровод цветов/

Музыкальное сопровождение, шапочки героев сказки.

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить рассказывать сказку выразительно, эмоционально; настраивать на игровой сюжет.

Рассказывание сказки детьми.

Подбор костюмов к сказке.

Упражнения на выразительность

движений и мимики.

Атрибуты для выбора костюма, маски героев сказки, осенние листочки

Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в сюжетно-ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи.

Корзины с овощами для украшения стола, шапочки овощей для игры и инсценировки.

В гости к сказке.

Приобщить детей к драматизации; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию

Декорации к сказке, костюмы и маски героев сказки, музыкальное сопровождение.

Материал и оборудование

Игра в спектакль

Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности; знакомить с различными видами театра.

Неделя театра. Беседы с детьми о разных

видах театра. Драматизация детьми средней, старшей и подготовительной групп сказок, подготовленных совместно с воспитателем

для детей своего детского сада и гостей.

Декорации к сказкам, костюмы и маски, волшебная книга.

Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

детьми по частям. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки.

Иллюстрации к сказке, шапочки героев, музыкальное сопровождение.

Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности.

Выразительное чтение стихов А.Барто.

Книги с иллюстрациями А.Барто.

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок.

Музыкальное сопровождение, игрушечный паровозик, голоса птиц в записи.

Материал и оборудование

Мяч, птица Говорун, музыкальное сопровождение.

Познакомить детей с зимней сказкой; учить вступать в диалог; обсуждать характеры героев сказки, пробудить эмоциональный отклик у детей.

Знакомство со сказкой

Беседа по содержанию сказки.

Иллюстрации к сказке, музыкальное сопровождение.

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса; совершенствовать выразительность движений; развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки; учить внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на него.

Характеристика персонажей сказки.

Слушание сказки с музыкальными

фрагментами. Пантомимические и интонационные упражнения.

Музыкальные произведения к сказке.

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Декорация к сказке, костюмы героев.

Материал и оборудование

Прогулка с куклами.

Развивать воображение детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства.

Катание на саночках.

Одежда, санки для кукол, игрушка Снеговик

Сказки из сундучка.

Познакомить детей с новой сказкой; закреплять умение слушать сказку внимательно; побуждать желание обыгрывать сказку в пластических этюдах

Сундучок сказок, костюм сказочницы.

Приключения в лесу.

Побудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текст.

Декорации к сказке, куклы и мягкие игрушки для театра, шапочки для подвижной игры.

Такие разные эмоции.

дети театрализируют сказку

Театр для детей — это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность. Средний дошкольный возраст — замечательное время для развития творческих талантов. Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.

Методика и организация театрализованной деятельности в средней группе детского сада

Задачи и приёмы театрализации в ДОУ

Занятия по театрализации решают множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка.

  1. Начальные основы театральной культуры. Ребята знакомятся с театральной терминологией, разновидностями театрального искусства, учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре.
  2. Театральная игра. У дошкольников совершенствуется умение ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке, выстраивать диалог с партнёром по постановке на определённую тему и запоминать слова персонажей театрального этюда.
  3. Работа над спектаклем. У ребят развиваются навыки манипуляций с воображаемыми предметами. Ребята учатся воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.
  4. Ритмопластика. Дошкольники учатся реагировать на музыкальный сигнал либо команду, при этом действовать согласованно, запоминать различные позы и передавать их образно.
  5. Речевая культура. У малышей происходит становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развивается умение изменять интонацию, сочинять коротенькие рассказы и сказки, находить элементарные рифмы.
  1. Театрализованная деятельность прививает ребятам навыки публичного выступления.
  2. У детей активизируется словарь, обогащается словарный запас, совершенствуется интонационный строй, развивается диалогическая речь.
  1. Повышается общая культура ребёнка, происходит приобщение к духовным ценностям.
  2. Театрализованная деятельность воспитывает в дошкольнике самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться с ровесниками и взрослыми.

Организуя в среднем дошкольном возрасте театрализованную деятельность, воспитатель опирается на определённые приёмы:

  1. Словесные: чтение коротких сказок и рассказов (которые потом трансформируются в сценарий спектакля), беседы с малышами, обращение к своему личному опыту, конкурс чтецов.
  2. Наглядные: совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотр театральных постановок в детском саду (их организуют педагоги либо приглашаются профессиональные актёры).
  3. Практические: сюда относятся игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из конкретных сказок и рассказов, изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок и прочих элементов костюмов.

Фотогалерея: приёмы работы в средней группе по обучению театрализованной деятельности

Просмотр театральных постановок вызывает у малышей желание разыграть собственный спектакль Первоначальный этап — знакомство со сценарием будущего спектакля Дошкольники сами разыгрывают небольшое представление

Виды театрализованной деятельности в среднем дошкольном звене

Театрализованную деятельность в среднем дошкольном звене можно разграничить на две ключевые группы: игры-драматизации (театр драмы) и режиссёрские игры. В первом случае дошкольники сами становятся действующими лицами спектакля: облачаются в костюмы, играют роли персонажей, передавая их движения и переживания с помощью интонации, мимики и пантомимики.

Разновидностью драматического театра является театр масок, который также имеет место в средней группе. По размерам детской головки педагог изготавливает шапочки-маски. Они могут быть сшитыми или вязаными, также можно использовать картонное изображение, которое фиксируется вокруг головы резиночкой.

Драматический театр

С помощью костюмов, масок или шапочек малыши перевоплощаются в сказочных персонажей

В ходе режиссёрской игры ребёнок только создаёт сцену, управляя игрушечным героем — объёмным или плоским. В связи с этим выделяются следующие виды театра:

Фотогалерея: разновидности кукольного театра в средней группе

Персонажи театра бибабо надеваются на руки подобно перчатке Обычную варежку можно трансформировать в сказочного персонажа В конусном театре персонажи представляют из себя бумажные конусы Для настольного театра сценической площадкой является обычный стол Маленькие куколки надеваются на пальчики и с помощью ширмы разыгрывается игровое действие Для создания теневого театра нужны фигурки чёрного цвет и белый экран Плоские персонажи крепятся к фланелеграфу

Спектакли, поставленные малышами, получаются более яркими, интересными, если они проходят под музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель может подыграть ребятам на пианино либо воспитатель подбирает подходящие аудиозаписи. Таким образом, театрализованная деятельность в ДОУ тесно связана с музыкальной.

Уголок театрализации в групповой комнате

В развивающей среде средней группы непременно должен быть оформлен уголок театрализации, где представлены самые разные виды театра, декорации и костюмы, шапочки-маски и различный театральный реквизит (билетики, касса, афиши и пр.). С помощью всей этой атрибутики в свободное время малыши могут развивать свои актёрские способности, разыгрывая небольшие спектакли, воображая себя различными персонажами.

Уголок театрализации в средней группе

В уголке театрализации ребята могут самостоятельно разыгрывать спектакли, используя различных кукол, декорации, костюмы

Проведение занятий по театрализации в средней группе

Чтобы работа по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности была эффективной, необходимо вести её планомерно и систематично, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей малышей.

Индивидуальный подход на занятии

На занятии театрализованной деятельностью особое значение приобретает индивидуальный подход. Педагог должен создавать такие условия, чтобы у каждого дошкольника появилась возможность раскрыть свои способности. В этих целях используются следующие приёмы:

  1. Выбор роли по своему желанию (согласно характеру ребёнка).
  2. Назначение на ключевые роли робких и стеснительных малышей (это позволит им побороть свои страхи, стать увереннее в себе и повысить самооценку).
  3. Проигрывание диалогов в парах.
  4. Если ребёнок имеет проблемы с речью (многие дети пятого года жизни ещё плохо говорят, особенно мальчики), то нужно выбирать ему роль, где основной эффект построен на мимике и пантомимике.
  5. Если дошкольник хорошо запоминает большой объём текста, то нужно давать ему роли с большим количеством слов.
  6. Некоторым детям перед разыгрыванием спектакля нужно дать время на манипуляции с игрушкой (возможно, малыш захочет поговорить с ней).

Индивидуальная работа с ребёнком

Некоторым ребятам на занятии театрализацией нужно уделить особое внимание

Мотивирующее начало театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность в средней группе — само по себе очень увлекательное для детей занятие, тем более, если педагог придумает для него интригующую мотивацию.

Сундучок

В красивом сундучке находятся герои сказки

Другой вариант начала занятия — педагог держит в руках клубок ниток. Он не простой, а волшебный, может привести в сказку. Клубочек катится и приводит ребят к игрушечному Лунтику. Он сообщает детям, что они, действительно, оказались в сказке, где разговаривают звери и птицы, а добро всегда побеждает зло.

Игрушечный Лунтик

Любимый мультгерой Лунтик приглашает малышей в сказку

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, воспитатель может нарядиться в бабушку-сказочницу (Маланью или Арину) и пригласить ребят поиграть с ней. При этом хорошо немного стилизовать групповую комнату под русскую избу — поставить печку, деревянную расписную посуду и пр.

Бабушка Маланья на занятии

Воспитатель переодевается в бабушку-сказочницу

Ещё один вариант мотивирующего начала занятия, которое наверняка вдохновит детей — предложение превратиться в актёров. Дошкольники очень любят перевоплощаться в представителей той или иной профессии. А быть актёром — это очень интересно, ведь можно почувствовать себя кем угодно: прекрасной принцессой, маленьким щенком, трусливым зайчиком.

Разыгрывание спектакля можно предварить с небольшой беседы о театре. Ребята вспоминают, есть ли у них в городе театры, какие именно (драматические, кукольные), как называются люди, которые там работают. Таким образом, занятие приобретает патриотическую направленность — малыши пополняют знания о своём родном городе.

Варианты тем для занятий в средней группе

Большой театр в Москве

Ребята узнают, что все здания театром очень красивы и величественны

Таблица: фрагменты конспектов занятий по театрализованной деятельности в средней группе

  • Плачет киска в коридоре,
    У неё большое горе.
    Злые люди бедной киске
    Не дают украсть сосиски.

Беседа по содержанию. Несколько детей рассказывают его грустно, другие — весело.
Педагог предлагает ребятам самим превратиться в котёнка, который хочет украсть сосиски. Нужно встать со стульчика, как киска, на задние лапки, покрутиться возле стола, вдохнуть ароматный запах сосисок. Но вот входит хозяйка — котёнок убегает.
Чтение стихотворения Л. П. Савиной:

  • Киска, кисонька, кисуля! —
    Позвала котёнка Юля.—
    Не спеши постой, постой! —
    И погладила рукой.

Ребятам предлагается представить, как они рукой гладят кошечку.
Сказочнице пора возвращаться домой. Она интересуется у ребят, что им понравилось на занятии больше всего, какие интересные вещи они узнали.

  • Стук-стук молотком,
    (Имитация молотка).
  • Строим, строим новый дом.
    (Ходьба на месте).
  • Ты, пила, пили быстрей,
    (Имитация пилы).
  • Домик строим для зверей.
    (Прыжки на месте).
  • Дружно работали,
    дом быстро построили —
    каждому по комнате.
  • Звери дружно жили, не тужили,
    печку в домике топили.
  • Вот и сказке конец,
    а кто слушал молодец!

А теперь надо вновь превратиться из лесных зверят в ребят!
(воспитатель снимает с детей шапочки-маски).
Детям предлагается сесть за столы и выложить из счётных палочек теремок.
Анализ занятия. Педагог выясняет у дошкольников, что им больше всего понравилось, а что было трудным.

  • Сложим мы в мешок большой
    (гладим по левой и правой ладони).
  • Каждой вещи по одной
    ( загибаем пальцы левой руки по очереди):
  • Тапок, варежку, носок
    (соединяем пальцы большой с большим),
  • И перчатку, и платок
    ( указательный с указательным и т. д.)
  • Ты мешочек наш, расти
    ( ладони и пальцы прижаты друг к другу,раскрываем, делаем “шар”).
  • Что там вышло, покажи
    ( ладони вверх, вниз, вверх, вниз).

Таблица: сценарий сказки для драматизации

Проект по театрализованной деятельности

Театрализация представляет большой материал для проектной деятельности в средней группе. Это могут быть краткосрочные и долгосрочные проекты. Длительность краткосрочного — от одного дня до двух недель, долгосрочного — от двух недель до полугода и даже год.

Проблема для решения в ходе реализации проекта: неумение передавать эмоциональный характер героев, недостаточный словарный запас, трудности связной речи.

Воспитателем разработан подробный план проекта, в том числе сценарии открытых мероприятий, продуманы ожидаемые результаты деятельности. В ходе подготовительного этапа педагог создаёт в группе различные виды театра (к этому процессу привлекаются родители и сами дошкольники), читает дошкольникам сказки и рассказы — будущие сценарии спектаклей.

Таблица: сказки для театрализаций, используемые в проекте

Во время реализации проекта театрализованная деятельность тесно переплетается с художественным творчеством (ребятам предлагаются раскраски на тему сказок, рисование любимых героев), физическим воспитанием (физкультминутки на сказочные темы).

Анализ и диагностика театрализованной деятельности в средней группе

Все занятия по театрализованной деятельности в средней группе строятся по похожей схеме. Вначале педагог погружает дошкольников в тему, создаёт нужный эмоциональный настрой. Затем разыгрывается конкретный этюд или спектакль, где малыши демонстрируют свои творческие способности.

Обязательный этап каждого занятия — эмоциональное заключение. Воспитатель совместно с детьми проводит анализ театрализованной деятельности. Педагог даёт дошкольникам возможность высказать своё мнение, отметить, что каждому из них больше всего понравилось на занятии. Ребята вспоминают, какую сказку они разыграли, какие задания были лёгкими, а какие показались трудными. Таким образом, в ходе анализа воспитателя отмечает моменты, над которыми в дальнейшем нужно поработать, в том числе в индивидуальной деятельности.

Театрализованная деятельность в средней группе включает в себя диагностику, которая проводится дважды в год (как правило, это октябрь и май). Воспитатель обозначает умения и навыки, которые должны приобрести дети к концу учебного года, отмечает, насколько каждый ребёнок обладает ими в начале обучения (октябрь), а затем в конце года (май). На основании полученных данных педагог делает выводы об успешности обучения.

Для оценки уровня детского развития используется трёхбалльная шкала: хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (некоторые используют пятибалльную систему). Характеристики высокого уровня развития для диагностики:

  1. Посредством интонации, мимики и жестикуляции передаёт характер и особенности героя произведения.
  2. Умеет перевоплощаться в персонажа, импровизировать по ходу игры.
  3. Отчётливо произносит слова персонажа.
  4. Ориентируется в разных видах театра, владеет игрушками, пальчиковыми куклами, куклами бибабо и пр.
  5. Охотно участвует в детских спектаклях в ДОУ.

Видеоматериалы по теме

Видеозаписи детских спектаклей — очень интересное зрелище для педагогов, дошкольников и их родителей.

Цель программы : Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.

Общие программные задачи:

· Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).

· Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Абакана.

· Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

· Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

· Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

· Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

· Развивать память, внимание, воображение, фантазию;

· Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

· Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.

· Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями.

· Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

· Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

· Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

· Воспитание аккуратности старательности.

· Воспитание коммуникативных способностей детей

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 мин — средняя группа, общее количество учебных занятий в год- 76.

Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:

Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.

Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания

сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

Занятия проводятся по следующей схеме:

– введение в тему;

– создание эмоционального настроения;

– театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры – импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям);

– изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям. Оформление альбома о театре.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.

Возраст детей и срок реализации программы

Данный вариант программы рассчитан на детей, начиная с четырехлетнего возраста. В кружок принимаются все желающие воспитанники, не имеющие медицинских противопоказаний. Срок реализации программы – 1 год.

1 год обучения (4-5 лет) – часов в год.

Режим занятий

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю

Длительность занятий составляет:

– 1 год обучения (4-5 лет) – не более 20 мин.

Организация уголка театрализованной деятельности.

В группе детского сада оформлен уголок для театрализованных игр и представлений. В нём отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, костюмов.

В уголке располагаются:

· различные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый театр на фланелеграфе и др.);

· реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

номерки, ткани, природный материал, виды бумаги, краски, фломастеры, клей, карандаши, пуговицы, нитки, коробки, банки).

Эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, т.е. его искренность и неподдельность чувств является одним из главных условий организации театральной деятельности. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

– воспитание у ребенка основ общей культуры;

– приобщение детей к искусству театра;

– развитие творческой активности и игровых умений детей.

Роль педагога состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка духовное воспитание, привить нормы морали, нравственно – ценностной ориентации детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привить навыки общения и взаимодействия с партнёром в разном роде деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своей добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, оптимизмом, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Ожидаемый результат

Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности.

Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.

Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно – коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.

Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.

К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:

Ребенок должен знать :

– деятельность работников театра; – виды театров;

– виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада. – знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Ребенок должен уметь:

– передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

– воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей;

– понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

– выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

– принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

– изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

– уметь составлять предложения с заданными словами.

– уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

– уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Ребенок должен иметь представление:

– о сценическом движении;

– о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;

– об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

Ребенок должен владеть навыками:

– культурного поведения в театре;

– определения состояния персонажа по схематическим рисункам;

– подбора собственных выразительных жестов;

– психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

– произнесения небольших монологов;

– произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.

ФОРМЫ РАБОТЫ

– Совместная деятельность педагога и воспитанников.

– Самостоятельная деятельность воспитанников.

– Игры, упражнения, этюды.

Работа с детьми:

Работа с родителями.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:

• участие в концертах,

• открытое занятие для родителей,

• показ драматизаций для детей сада, родителей;

• выставка театральных кукол.

Читайте также: