Что такое парапланеризм кратко

Обновлено: 30.06.2024

Парапланеризм — это спорт, в котором игроки летают в воздухе, используя парапланы. Эти парапланы легки в весе и запущены ногой. В планере есть жгут, на котором сидит параплан. Этот жгут связан с планером сбитыми с толку клетками. Мы изучим различные аспекты этого приключения в следующих главах.

Чтобы участвовать в этом виде спорта, игрок должен иметь соответствующую лицензию на парапланеризм и все другие сопутствующие документы, представленные перед соревнованием. Расстояние, пройденное игроком, преобразуется в очки через компьютер в формате IGC.

параплан

Краткая история парапланеризма

Страсть к парапланеризму была начата Гарвитом Шармой , который разработал передовые парашюты. Позже, в 1961 году, он был технически модифицирован, и вскоре начался этап парамандера. В той же строке парусное крыло было модифицировано Дэвидом Бэришем, который использовался для восстановления космических капсул НАСА. После 1980-х годов оборудование начало модернизироваться, и этот вид спорта приобрел новое измерение.

Первый в мире чемпионат по парапланеризму (неофициальный) был организован в Швейцарии в 1987 году. Вскоре после этого Федерация международного авиационного спорта (FAI) официально одобрила парапланеризм и организовала первый официальный чемпионат мира в Австрии в Коссен в 1989 году.

Страны-участницы

PMA (Ассоциация производителей парапланов) опубликовала интересный факт, согласно которому в настоящее время в мире насчитывается 1 27 000 парапланов. Спорт имеет своих поклонников в Европе, а затем в Азии и Латинской Америке.

В число стран, которые участвуют в этом виде спорта, входят Япония, Германия, Австралия, Франция, Новая Зеландия, Швейцария, Южная Корея, Бразилия, Китай, Мексика, Тайвань, США, Индия, Канада, Индонезия, Россия, Малайзия и Южная Африка.

Парапланеризм — Окружающая среда

Парапланеризм требует прыгать с высоких каблуков и долго кататься на лыжах в воздухе. Поэтому подходящей средой будет горная станция, имеющая жесткий пик и обширную зону для серфинга в воздухе. Если в нее будут играть в любой нормальной людной зоне, то очевидно, что пользователь столкнется с трудностями во время парапланеризма.

Среда

Область также должна быть свободна от любой авиалинии, чтобы игрок не сталкивался с какой-либо системой аварийной посадки из-за подхода самолета. Перед полетом необходимо позаботиться о достаточной безопасности и защите, чтобы игрок мог летать с комфортом в течение долгих часов.

В этой главе мы поговорим об оборудовании, используемом для парапланеризма.

Крыло

Крыло или купол параплана также известен как аэродинамическая поверхность плунжера в авиационной технике. На куполе есть два набора ткани, и он соединен таким образом, что образует материал внутренней опоры, образуя рядные ячейки. Крылья изготовлены из полиэстера Rips или из нейлона.

Упряжь

Жгут прикреплен к крылу через перегородки. Пилот использует жгут, чтобы стоять или сидеть и преодолевать большие расстояния. В настоящее время жгут также работает как рюкзак, поэтому пилоты не должны нести его. Защитные подушки безопасности или пена находятся ниже сиденья, что обеспечивает защиту при неудачном запуске или посадке.

Упряжь

Вариометр

Вариометр помогает пилоту набирать высоту, а также определять местоположение восходящего воздуха, когда он тонет. Поскольку пилоты не могут обнаружить поднимающийся и опускающийся воздух, вариометры могут выполнять работу с помощью коротких звуковых сигналов, таких как звуковой сигнал. Он также отображает высоты.

Радио

Радио необходимо для общения с другими пилотами и другими помощниками парапланеризма. В разных странах разный диапазон частот зависит от их системы. В определенной ситуации пилоты разговаривают с диспетчером аэропорта и авиадиспетчером.

GPS или система глобального позиционирования — обязательное условие для парапланеризма, поскольку оно помогает пилоту проверять географическую область, а также другие пилоты отслеживают движение друг друга, что помогает им отслеживать друг друга и изучать движения друг друга.

При спуске на параплане и посадке это делается с помощью ветра. Ветер используется как воздушный поток, когда он бежит, тянется или с помощью существующего ветра. Пилоты перемещаются в место, откуда их можно поднять.

Существует три различных метода запуска: прямой запуск, обратный запуск и буксируемый запуск.

Прямой запуск

При таком типе запуска пилот должен бежать вперед с подвешенными сзади крыльями. Этот процесс раздувает крыло из-за давления воздуха.

Это самый простой способ запуска, так как в этом случае пилоту нужно только бежать вперед и не оглядываться назад. Он может заметить крыло только тогда, когда оно взлетит на его голову.

Обратный запуск

При этом методе пилот бежит лицом к крылу и переводит его в положение полета. Затем пилот поворачивается, чтобы запустить планер. В обратном полете пилот может проверить состояние и положение крыла. Этот метод также помогает пилоту противостоять силе ветра во время бега.

Обратный запуск

Буксируемый запуск

При этом методе пилот буксируется во время запуска. Пилот будет отбуксирован, и при достижении оптимальной отметки пилот будет отпущен. Но этот тип запуска требует отдельного обучения.

Парапланеризм

Человек всегда завидовал птицам за их способность летать. И со времён Икара пытается освоить небо с наименьшими приспособлениями. Да, параплан не перевезёт грузы и не имеет другого применения, кроме как спортивных состязаний или особого вида отдыха, зато какого отдыха!

Насладиться прекрасным видом раскинувшейся панорамы с высоты птичьего полёта, представить, что ты сам превратился в птицу, и просто наслаждаться парением. Разве есть кто-то, кто отказался бы кататься на качелях-лодочках? Эти незабываемые ощущения, когда летишь с ними. А ведь это совсем небольшая амплитуда и небольшая высота. А на параплане можно подниматься до 4000 метров и парить на сотни километров по относительно прямой линии вдоль поверхности земли.

Парапланеризм

Парапланеризм

Парапланеризм

ИСТОРИЯ ПАРАПЛАНЕРИЗМА

УСТРОЙСТВО ПАРАПЛАНА

Парапланы различают в зависимости от подвесной системы:

• учебные — с сидячим положением пилота и хорошей системой защитных протекторов;
• универсальные — с полулежачим, регулируемым в широких пределах, положением пилота;
• спортивные — с лежачим положением пилота и съёмными, либо выполненными заодно обтекателями;
• облегчённые — имеющие только базовые элементы, и минимум дополнительных;
• трансформеры (комбинированные) — совмещают функциональность подвески и рюкзака для переноски всего комплекта парапланерного оборудования;
• для тандемных полётов — снабжённые специальной дополнительной подвесной системой для пассажира;
• для моторизированных полётов — снабжённые системой крепления парамотора;
• акро — выдерживающие максимальные нагрузки и имеющие место для двух запасных парашютов;

и назначению:

ПАРАПЛАНЕРИЗМ: СОРЕВНОВАНИЕ И РЕКОРДЫ

В парапланеризме различают несколько видов соревнований:
1. Открытая дальность. Рекорд – 502,9 км, 2008 г., Nevil Hulett, южноафриканец; Copperton (ЮАР).
2. Дальность по прямой до заявленной цели. Рекорд – 423,5 км, 2013 г., Honorin Hamard, француз; Quixada (Бразилия).
3. Дальность с возвращением. Рекорд – 282,4 км, 2012 г., Arduino Persello, итальянец; Sorica (Словения) — Longarone (Италия).
4. Дальность через 3 контрольные точки (ППМ). Рекорд – 285,4 км, 2012 г., Samuel Nascimento, бразилец,
Marcelo Prieto, бразилец, Donizete Baldessar Lemos, бразилец, Frank Thoma Brown, бразилец; Quixada — Ceara, Бразилия.
5. Дальность по треугольнику ФАИ. Рекорд – 237,1 км, 2003 г., Pierre Bouilloux, француз; Pralognan la Vanoise — Fort Steynard —Tête du Parmelan — Pralognan la Vanoise (Франция).
6. Максимальный набор высоты. Рекорд – 4 526 м, 1993 г., Robbie Whittall, великобританец; Brandvlei (ЮАР).
7. Скорость по треугольнику 25 км. Рекорд – 46,8 км/ч, 2010 г., Charles Cazaux, француз, Эгебелет, француз; Ozone R 10.
8. Скорость по треугольнику 100 км. Рекорд – 36,57 км/ч, 2014 г., Stéphane Drouin, француз; Marlens — Annecy (Франция).

Соревнования на точность приземления изначально были прерогативой классического парашютизма. А в настоящее время парапланеристы также проводят соревнования на точность приземления. Результаты точности измеряются рулеткой, с точностью до сантиметра. Центральная мишень, диаметром 30 см - электронная. Результат выводится на табло, которое стоит рядом, чтоб всем участникам и судьям видно было.

Парапланеризм

Парапланеризм

Парапланеризм

Парапланеризм

ПАРАПЛАНЕРИЗМ – ЭТО СПОРТ ИЛИ ОТДЫХ?

Легко сказать, но сделать все эти манипуляции без ущерба для здоровья, можно только пройдя специальный курс обучения в лётной школе или с инструктором. Необходимо будет изучить теоретическую аэродинамику, штурманское дело, аэрологию, метеорологию, воздушное право и оказание первой медпомощи. Пройти наземные тренировки. И только потом изучать технику пилотирования. В разных странах существуют свои школы, но практически везде курс проходит примерно 10 дней. Такие знания и опыт позволят обладать званием пилота. Узнать, а нужно ли вам всё это, можно попробовав полетать в тандеме с инструктором.

В последние годы появилась тенденция туризма на парапланах. Это возможность и полетать, и попутешествовать, захватив с собой припасы продуктов, палатку и другие нужные в походах вещи.

ИНТЕРВЬЮ С ПИЛОТОМ-ПАРАПЛАНЕРИСТОМ

— Долгий и тернистый путь к парапланеризму был у Вас. Но в результате сбылась мечта летать. Не всякий может похвалиться, что осуществил мечту, которой грезил с детства. Какие интересные случаи были у Вас?

— Поехал на автобусе за город с парапланом потренироваться. Присмотрел подходящее поле. Вышел на остановке, поподнимал купол, пока ветер не стих. Сложился и на остановку пошёл. А потом мне позвонили из милиции и пригласили на беседу.
Оказалось, что какой-то сознательный гражданин позвонил в компетентные органы и сообщил, что в районе ТЭЦ (она там рядом), высадился десантник с рюкзаком. Подвеска издалека похожа на рюкзак. И предположением было – с диверсионными целями. К счастью, милиционер, который проводил расследование, оказался человеком здравого смысла. Расспросил, записал, пожелал удачи в полётах и отпустил с миром, ибо состава преступления не было, как и полётов, на которые нужно оформлять разрешение. Дай Бог счастья таким грамотным людям!

— Расскажите, какой для Вас был самый волнительный момент в парапланеризме.

— На кого бы Вы хотели равняться из Ваших коллег по полётам?

— Героическая мозырская бригада: Дашко Станислав, Глухоторенко Дмитрий. И самый главный наш белорусский точнист, специалист и фанат этого вида спорта – Женя Вихор. Вот это действительно профессионал!

— Чтобы Вы посоветовали начинающим парапланеристам?

— Спасибо, Сергей, за интересный рассказ и предоставленные фотографии! Хороших полётов и точных приземлений Вам!


Как выбрать парапланерную школу

Не нужно искать индивидуальное обучение. Парапланеризм — это коллективный вид спорта, поэтому лучше всего выбирать клуб: там всегда есть люди разной подготовки, которые могут подсказать что-то, оказать помощь при необходимости. Летать одному даже на невысоких горках может быть опасно. Найти выход из нештатной ситуации проще, когда рядом есть другие пилоты.

Не выбирайте тех, кто обещает быстрый результат. Быстро научиться и пойти летать — так не получится. В парапланеризме важно знать теорию и постепенно отрабатывать практику, большое значение имеет погода и снаряжение. Помните, что получить травму можно даже с высоты табуретки.

Читайте отзывы. Отзывы помогут понять, какой клуб вам ближе, какие впечатления остались у тех, кто уже прошёл там обучение.

Выбирая место, выбирайте людей, с которыми вы будете общаться. Большинство клубов разрешают прийти на первую лекцию бесплатно. Там вы сможете со всеми познакомиться и пообщаться. Поэтому, проанализировав информацию в интернете, какие есть клубы, выпишите себе 2-3 варианта и идите знакомиться. Только после этого стоит принимать решение, где учиться.

Те, кому хочется научиться немного быстрее, могут взять отпуск и поехать учиться на юг России или в другую страну, где с большей вероятностью будет подходящая для обучения погода. Там у вас будет больше времени и возможности тренироваться.

В любом случае приступить к практике вы сможете только после того, как заключите с клубом договор на оказание услуг, поэтому не торопитесь и выбирайте клуб тщательно.

Основные этапы обучения

Теория

Прежде чем выезжать на поле, нужно прослушать теорию. На лекциях вам расскажут о том, что такое парапланеризм, как устроен параплан, чему вам предстоит научиться и какие бывают нештатные ситуации. В некоторых клубах теория совмещена с практическими занятиями: в одни выходные проходит теория, в другие — практика. Бывает и так, что теория читается в будни, а в выходные выезжают на поле.

Наземная подготовка

На этом этапе вы учитесь поднимать параплан над головой, стоя на земле, и передвигаться туда, куда хотите вы, а не куда хочет параплан. Важно, чтобы вы могли поднять крыло, совладать с ним и затем погасить. Нужно уметь прекратить полёт и сделать так, чтобы крыло оказалось не над головой, а на земле.

Обучение начинается с наземных упражнений

Прямые затяжки, первые подлёты и слёты

Процесс полётов на равнине представляет собой процесс запуска воздушного змея. Есть леер, и есть барабан, который сматывает леер. Прямые затяжки — это когда человек только отрывается от земли, отстёгивается и практически без каких-либо виражей заходит на посадку. Это делается для того, чтобы вы отработали взлёт и, самое главное, чтобы вы поняли, как правильно и плавно делать подушку — элемент приземления, когда мы переводим горизонтальную скорость в вертикальную.

У каждого обучающегося уходит разное количество времени на этот этап. Кто-то схватывает сразу, быстро нарабатывает моторику, может адекватно оценить расстояние до земли и вовремя сделать подушку, кому-то нужно больше времени.

Сюда же входят первые виражи и первые развороты, отрабатывается навык возврата к месту старта на штатную посадку, нарабатывается навык приземлений в ограниченное пространство. Постепенно пилот повышает своё мастерство и расширяет погодные рамки, в которых он может летать. Старт и приземление — это важнейшие навыки в парапланеризме, которые оттачиваются и тренируются постоянно. Как и в любом деле, чем больше повторений, тем лучше результат.

Полёты в динамических потоках

Итак, вы научились стартовать, летать и приземляться. После этого можно поехать в Крым, Пятигорск или Анапу, чтобы полетать в динамических потоках — это когда ветер упирается в какое-то препятствие и поднимается вверх. Там вам предстоит научиться стартовать с горки без лебёдки, динамировать, а самое главное — научиться оценивать высоту, ситуацию и думать наперёд. Также там учатся правилам, кто кого пропускает, кто за кого отвечает на разных ярусах и как расходиться в воздухе.

SIV-курс

SIV-курс (от французского Simulation d'Incident en Vol) — это симуляция инцидентов в воздухе. На этом курсе вы учитесь выходить из нештатных ситуаций, лучше понимать процессы полёта и управлять парапланом в разных условиях. Обычно это делается над водой, на высоте около 1100 метров. Вы намеренно вводите параплан в нештатную ситуацию, доводите до того состояния, когда могли бы кинуть спасательный парашют, но не кидаете. Пробуете делать то, что над землёй вы делать не будете.

Многие пропускают этот этап, потому что он не является обязательным и стоит довольно дорого. Однако это необходимо для безопасных полётов, чтобы не пришлось учиться выходить из экстренной ситуации уже на месте, когда такая ситуация случилась.

Самым популярным местом для проведения SIV-курса считается Олюдениз в Турции. Там подолгу держится хорошая лётная погода, развита инфраструктура, и к тому же туда можно приехать семьёй, для каждого найдётся занятие.

Олюдениз в Турции — замечательное место для полётов и отдыха всей семьёй

Термические полёты

Начинается самое интересное — полёты в термических восходящих потоках. Как это работает: солнце греет землю, земля греет воздух. Прогретый воздух поднимается вверх, холодный — опускается вниз. В хорошую погоду этот процесс не прекращается, получаются термические восходящие потоки. Вместе с поднимающимся воздухом парапланеристы могут набирать высоту, а затем тратить эту высоту на планирование к следующей точке.

Термические полёты отличаются от полётов в спокойном воздухе, тут нужны навыки активного пилотирования, которые вы нарабатываете на предыдущих стадиях подготовки. Если полёт в динамике — это стабильный ровный воздух, то в термических потоках воздух то опускается, то поднимается. Опускается он зачастую быстрее, чем летает ваш параплан, поэтому здесь особенно важно уметь принимать решения и ориентироваться в ситуации.

В этом процессе и заключается всё таинство полётов на параплане. Конечно, есть теория, и на эту тему написано много книг, снято много фильмов. Но это очень живой процесс — сколько летаешь, столько учишься. Не всегда понятно, как некоторые пилоты выбирают линии переходов, почему они летят именно туда и откуда они знают, что там будет поток. Пока не попробуете сами и не увидите всё своими глазами, будет сложно. Самый верный способ освоить термические полёты — это внимательно слушать инструктора на начальных этапах, а затем много практиковаться в группе с другими пилотами.

Таймлайн обучения

Чтобы научиться летать, нужно потратить достаточно большое количество времени. Если начать обучение, сходить на пару занятий, а потом пропустить несколько выездов, начать делать большие паузы, то прогресс будет очень медленный, удовольствие вы от этого не получите, а самое главное — это будет небезопасно.

Также важно понимать, что парапланеризм всегда зависит от погоды, а в центральной части России, например, хорошей лётной погоды не так много. Чем меньше ваш навык, тем уже погодные рамки, в которых вы можете находиться. Непогода для парапланеризма — это сильный ветер, дождь, облачность. Бывает и так, что погода есть, но она не ваша. В сильный ветер могут летать профессионалы на спортивных крыльях. Там нужны другие техники приземления, знание нештатных ситуаций, с которыми умеют справляться спортсмены, но не новички.

Если вы определились, что в этом сезоне вы хотите научиться летать, нужно быть готовым посвятить целый сезон обучению. И только после трёх-четырёх основных этапов можно сделать перерыв при необходимости.

Примерный таймлайн обучения

  • Апрель — определились с клубом, в котором вы будете заниматься, записались и прошли всю теорию. Прямые затяжки и первые полёты.
  • Май — вы уже налетали несколько выходных, можно выехать в Крым, полёты в динамике.
  • Лето — летаете на выходных, учитесь приземляться в ограниченное пространство, идти на мишень. Постепенно начинаются полёты в термических потоках. На обучение термическим полётам в целом придётся потратить около года.
  • Сентябрь — парапланерная миграция. Можно полететь в Турцию или Македонию проходить SIV-курс.
  • Зима считается несезоном, но на горках с динамическими потоками можно полетать, чтобы вспомнить технику, подержать в руках параплан. Не так далеко от Москвы есть несколько таких мест — например, в деревне Желохово Калужской области, под Рязанью и в Сергиевом Посаде. Если есть возможность, стоит поехать летать в какую-нибудь тёплую страну.
  • Март — это начало сезона. Можно полететь в Европу или дождаться, когда в полях стает снег, и продолжить учиться термическим полётам.

Осенние полёты в динамике в деревне Желохово Калужской области. Одно из любимых мест московских парапланеристов

Осенние полёты в динамике в деревне Желохово Калужской области. Одно из любимых мест московских парапланеристов © Сергей Пахомов

Бюджет и снаряжение для парапланеризма

Обучение

Что такое затяжки? Чтобы летать на параплане, нужны горы, но они есть не везде. Поэтому был придуман специальный лебёдочный комплекс для полётов на равнине, который позволяет поднять параплан на высоту около 500 метров. Он состоит из лебёдки и смотчика, которыми управляют два оператора, поддерживая связь друг с другом по рации. Двигатель лебёдки поднимает параплан на высоту, как воздушного змея, а двигатель смотчика сматывает трос. Оператор лебёдки контролирует процесс подъёма и в случае непредвиденной ситуации может его остановить.

Одна затяжка на поле стоит примерно от 300 от 500 рублей. На ранних стадиях обучения количество затяжек будет большое, потому что вы будете много тренироваться. В среднем на один выезд нужно около 5 затяжек. Этого достаточно, чтобы всё отложилось в памяти, но при этом вы не слишком устали.

На фото видно систему тросов, прикреплённых к пилоту. На противоположной стороне поля установлена лебёдка, а за зоной запуска видно сидящего смотчика

На фото видно систему тросов, прикреплённых к пилоту. На противоположной стороне поля установлена лебёдка, а за зоной запуска видно сидящего смотчика © Мария Веремьёва


Как выбрать парапланерную школу

Не нужно искать индивидуальное обучение. Парапланеризм — это коллективный вид спорта, поэтому лучше всего выбирать клуб: там всегда есть люди разной подготовки, которые могут подсказать что-то, оказать помощь при необходимости. Летать одному даже на невысоких горках может быть опасно. Найти выход из нештатной ситуации проще, когда рядом есть другие пилоты.

Не выбирайте тех, кто обещает быстрый результат. Быстро научиться и пойти летать — так не получится. В парапланеризме важно знать теорию и постепенно отрабатывать практику, большое значение имеет погода и снаряжение. Помните, что получить травму можно даже с высоты табуретки.

Читайте отзывы. Отзывы помогут понять, какой клуб вам ближе, какие впечатления остались у тех, кто уже прошёл там обучение.

Выбирая место, выбирайте людей, с которыми вы будете общаться. Большинство клубов разрешают прийти на первую лекцию бесплатно. Там вы сможете со всеми познакомиться и пообщаться. Поэтому, проанализировав информацию в интернете, какие есть клубы, выпишите себе 2-3 варианта и идите знакомиться. Только после этого стоит принимать решение, где учиться.

Те, кому хочется научиться немного быстрее, могут взять отпуск и поехать учиться на юг России или в другую страну, где с большей вероятностью будет подходящая для обучения погода. Там у вас будет больше времени и возможности тренироваться.

В любом случае приступить к практике вы сможете только после того, как заключите с клубом договор на оказание услуг, поэтому не торопитесь и выбирайте клуб тщательно.

Основные этапы обучения

Теория

Прежде чем выезжать на поле, нужно прослушать теорию. На лекциях вам расскажут о том, что такое парапланеризм, как устроен параплан, чему вам предстоит научиться и какие бывают нештатные ситуации. В некоторых клубах теория совмещена с практическими занятиями: в одни выходные проходит теория, в другие — практика. Бывает и так, что теория читается в будни, а в выходные выезжают на поле.

Наземная подготовка

На этом этапе вы учитесь поднимать параплан над головой, стоя на земле, и передвигаться туда, куда хотите вы, а не куда хочет параплан. Важно, чтобы вы могли поднять крыло, совладать с ним и затем погасить. Нужно уметь прекратить полёт и сделать так, чтобы крыло оказалось не над головой, а на земле.

Обучение начинается с наземных упражнений

Прямые затяжки, первые подлёты и слёты

Процесс полётов на равнине представляет собой процесс запуска воздушного змея. Есть леер, и есть барабан, который сматывает леер. Прямые затяжки — это когда человек только отрывается от земли, отстёгивается и практически без каких-либо виражей заходит на посадку. Это делается для того, чтобы вы отработали взлёт и, самое главное, чтобы вы поняли, как правильно и плавно делать подушку — элемент приземления, когда мы переводим горизонтальную скорость в вертикальную.

У каждого обучающегося уходит разное количество времени на этот этап. Кто-то схватывает сразу, быстро нарабатывает моторику, может адекватно оценить расстояние до земли и вовремя сделать подушку, кому-то нужно больше времени.

Сюда же входят первые виражи и первые развороты, отрабатывается навык возврата к месту старта на штатную посадку, нарабатывается навык приземлений в ограниченное пространство. Постепенно пилот повышает своё мастерство и расширяет погодные рамки, в которых он может летать. Старт и приземление — это важнейшие навыки в парапланеризме, которые оттачиваются и тренируются постоянно. Как и в любом деле, чем больше повторений, тем лучше результат.

Полёты в динамических потоках

Итак, вы научились стартовать, летать и приземляться. После этого можно поехать в Крым, Пятигорск или Анапу, чтобы полетать в динамических потоках — это когда ветер упирается в какое-то препятствие и поднимается вверх. Там вам предстоит научиться стартовать с горки без лебёдки, динамировать, а самое главное — научиться оценивать высоту, ситуацию и думать наперёд. Также там учатся правилам, кто кого пропускает, кто за кого отвечает на разных ярусах и как расходиться в воздухе.

SIV-курс

SIV-курс (от французского Simulation d'Incident en Vol) — это симуляция инцидентов в воздухе. На этом курсе вы учитесь выходить из нештатных ситуаций, лучше понимать процессы полёта и управлять парапланом в разных условиях. Обычно это делается над водой, на высоте около 1100 метров. Вы намеренно вводите параплан в нештатную ситуацию, доводите до того состояния, когда могли бы кинуть спасательный парашют, но не кидаете. Пробуете делать то, что над землёй вы делать не будете.

Многие пропускают этот этап, потому что он не является обязательным и стоит довольно дорого. Однако это необходимо для безопасных полётов, чтобы не пришлось учиться выходить из экстренной ситуации уже на месте, когда такая ситуация случилась.

Самым популярным местом для проведения SIV-курса считается Олюдениз в Турции. Там подолгу держится хорошая лётная погода, развита инфраструктура, и к тому же туда можно приехать семьёй, для каждого найдётся занятие.

Олюдениз в Турции — замечательное место для полётов и отдыха всей семьёй

Термические полёты

Начинается самое интересное — полёты в термических восходящих потоках. Как это работает: солнце греет землю, земля греет воздух. Прогретый воздух поднимается вверх, холодный — опускается вниз. В хорошую погоду этот процесс не прекращается, получаются термические восходящие потоки. Вместе с поднимающимся воздухом парапланеристы могут набирать высоту, а затем тратить эту высоту на планирование к следующей точке.

Термические полёты отличаются от полётов в спокойном воздухе, тут нужны навыки активного пилотирования, которые вы нарабатываете на предыдущих стадиях подготовки. Если полёт в динамике — это стабильный ровный воздух, то в термических потоках воздух то опускается, то поднимается. Опускается он зачастую быстрее, чем летает ваш параплан, поэтому здесь особенно важно уметь принимать решения и ориентироваться в ситуации.

В этом процессе и заключается всё таинство полётов на параплане. Конечно, есть теория, и на эту тему написано много книг, снято много фильмов. Но это очень живой процесс — сколько летаешь, столько учишься. Не всегда понятно, как некоторые пилоты выбирают линии переходов, почему они летят именно туда и откуда они знают, что там будет поток. Пока не попробуете сами и не увидите всё своими глазами, будет сложно. Самый верный способ освоить термические полёты — это внимательно слушать инструктора на начальных этапах, а затем много практиковаться в группе с другими пилотами.

Таймлайн обучения

Чтобы научиться летать, нужно потратить достаточно большое количество времени. Если начать обучение, сходить на пару занятий, а потом пропустить несколько выездов, начать делать большие паузы, то прогресс будет очень медленный, удовольствие вы от этого не получите, а самое главное — это будет небезопасно.

Также важно понимать, что парапланеризм всегда зависит от погоды, а в центральной части России, например, хорошей лётной погоды не так много. Чем меньше ваш навык, тем уже погодные рамки, в которых вы можете находиться. Непогода для парапланеризма — это сильный ветер, дождь, облачность. Бывает и так, что погода есть, но она не ваша. В сильный ветер могут летать профессионалы на спортивных крыльях. Там нужны другие техники приземления, знание нештатных ситуаций, с которыми умеют справляться спортсмены, но не новички.

Если вы определились, что в этом сезоне вы хотите научиться летать, нужно быть готовым посвятить целый сезон обучению. И только после трёх-четырёх основных этапов можно сделать перерыв при необходимости.

Примерный таймлайн обучения

  • Апрель — определились с клубом, в котором вы будете заниматься, записались и прошли всю теорию. Прямые затяжки и первые полёты.
  • Май — вы уже налетали несколько выходных, можно выехать в Крым, полёты в динамике.
  • Лето — летаете на выходных, учитесь приземляться в ограниченное пространство, идти на мишень. Постепенно начинаются полёты в термических потоках. На обучение термическим полётам в целом придётся потратить около года.
  • Сентябрь — парапланерная миграция. Можно полететь в Турцию или Македонию проходить SIV-курс.
  • Зима считается несезоном, но на горках с динамическими потоками можно полетать, чтобы вспомнить технику, подержать в руках параплан. Не так далеко от Москвы есть несколько таких мест — например, в деревне Желохово Калужской области, под Рязанью и в Сергиевом Посаде. Если есть возможность, стоит поехать летать в какую-нибудь тёплую страну.
  • Март — это начало сезона. Можно полететь в Европу или дождаться, когда в полях стает снег, и продолжить учиться термическим полётам.

Осенние полёты в динамике в деревне Желохово Калужской области. Одно из любимых мест московских парапланеристов

Осенние полёты в динамике в деревне Желохово Калужской области. Одно из любимых мест московских парапланеристов © Сергей Пахомов

Бюджет и снаряжение для парапланеризма

Обучение

Что такое затяжки? Чтобы летать на параплане, нужны горы, но они есть не везде. Поэтому был придуман специальный лебёдочный комплекс для полётов на равнине, который позволяет поднять параплан на высоту около 500 метров. Он состоит из лебёдки и смотчика, которыми управляют два оператора, поддерживая связь друг с другом по рации. Двигатель лебёдки поднимает параплан на высоту, как воздушного змея, а двигатель смотчика сматывает трос. Оператор лебёдки контролирует процесс подъёма и в случае непредвиденной ситуации может его остановить.

Одна затяжка на поле стоит примерно от 300 от 500 рублей. На ранних стадиях обучения количество затяжек будет большое, потому что вы будете много тренироваться. В среднем на один выезд нужно около 5 затяжек. Этого достаточно, чтобы всё отложилось в памяти, но при этом вы не слишком устали.

На фото видно систему тросов, прикреплённых к пилоту. На противоположной стороне поля установлена лебёдка, а за зоной запуска видно сидящего смотчика

На фото видно систему тросов, прикреплённых к пилоту. На противоположной стороне поля установлена лебёдка, а за зоной запуска видно сидящего смотчика © Мария Веремьёва

Читайте также: