Особенности досуговых проектов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цели и задачи организации досуговой деятельности дошкольников:

О Т Д Ы Х Состояние покоя или такая культурно - досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физическое так и эмоциональное состояние человека. в иды отдыха

САМООБРАЗОВАНИЕ Ц еленаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в сфере науки, искусства, культуры и техники, которое учит получать знания посредством наблюдения, проведения экспериментов, чтения .

творчество деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата условия для развития творческих способностей дошкольника

РАЗВЛЕЧЕНИЯ вид культурно досуговой деятельности, имеющий компенсационный характер, возмещает издержки будничности и однообразия обстановки. к лассификация развлечений

ПРАЗДНИКИ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: это событие, которое может запоминаться на долгие годы, внося в жизнь детей хорошие воспоминания, море улыбок, незабываемые мгновения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Особенности организации досуговых мероприятий

1 слайд. Титульный лист.

2 слайд. Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно -образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:

1) отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;

2) развлечения - просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);

3) праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;

4) самообразование – это чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетают в себе приобретение знаний с развлечениями;

5) творчество - обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

3 слайд. В организации досуговой деятельности дошкольников поставлены следующие цели и задачи:

- Способствовать эстетическому и всестороннему развитию ребёнка;

- Ознакомление с разными видами культурного досуга;

- Формировать моральные и нравственные качества;

- Формировать у детей художественный вкус;

- Создавать радостное настроение и вызвать положительный эмоциональный подъем;

- Формировать полезное сотрудничество, сплачивать детей и взрослых.

4 слайд. Отдых – это состояние покоя или такая культурно - досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физическое так и эмоциональное состояние человека. В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых.

Активный отдых включает в себя:

- Работа на садовом участке;

- Другие виды активных занятий

К пассивным видам отдыха относятся:

- рассматривание красивых вещей;

- созерцание произведений искусства;

- размышление об окружающей среде;

Цель и задачи данного вида досуговой деятельности, а точнее отдыха заключается в следующем:

  • Учить детей распределять свои силы между умственным и физическим трудом и отдыхом;
  • Создавать радостное настроение и эмоциональный подъем;
  • Учить детей организованности, самостоятельности.

5 слайд. Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, которая учит получать знания посредством наблюдения, проведения экспериментов, чтения.

К самообразованию, как виду культурно - досуговой деятельности детей, относятся организация выставок, оформление интерьера, рассматривание иллюстраций, экскурсии, коллекционирование, чтение книг.

Самообразование во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера, рассматривание иллюстраций и т.д.).

6 слайд. Творчество - деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата.

Творчество – еще один важный вид культурно — досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Детство, прежде всего дошкольное, единственный период

в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия.

Для того чтобы в период посещения дошкольного образовательного учреждения у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития дошкольника. Такими условиями являются:

-личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых;

-эмоционально положительное отношение между сверстниками;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, развития творческих способностей;

-создание предметно -развивающей и творчески -проектировочной среды;

-добровольное участие всех членов образовательного сообщества (детей, родителей, педагогов).

Кроме этого педагогу нужно уметь:

-не мешать ребенку творить;

-быть рядом с ним в этом процессе;

-принять и понять его позицию;

-довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;

-самому быть творцом;

-бережно относиться к результатам детского творческого труда.

7 слайд. Развлечения как один из видов культурно досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

Виды развлечений по степени активности участия детей

  1. дети являются только слушателями или зрителями;

В этом виде мероприятий культурно -досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

  1. дети – непосредственные участники. Этот вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.
  2. Третий вид – смешанный участниками являются взрослые и дети. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно -досуговой деятельности воспитателя – хорошая форма работы детского сада с семьей.

Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня.

Классификация развлечений по содержательной направленности

- театральные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др.;

- познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;

- спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;

- музыкально — литературные концерты.

Такие развлекательные моменты помогают воспитателю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно — досуговой деятельности на другой.

Целью проведения праздников в дошкольном образовательном учреждении является:

- Создание радостного настроения;

- Формирование праздничной культуры;

- Учить детей традициям праздника, его организации, правилам этикета приёма и приглашения гостей;

- Обеспечение социализации детей;

- Формирование активной позиции;

- Формирование моральных и нравственных качеств;

- Приобщение к человеческой культуре и сохранению традиций и обычаев народа.

9 слайд. Эффективному проведению праздника способствуют:

- объединение всех его составных частей вокруг главной цели;

- отбор художественного материала;

- выбор эмоционально выразительных средств;

- коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Праздники формируют представления о будничных и праздничных днях. Знакомят детей с историей возникновения праздников, учат бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям. Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, преподносить подарки, сделанные своими руками. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у них радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников.

Досуговое мероприятие – это специально организованное мероприятие, направленное на удовлетворение разнообразных потребностей личности, реализуемое вне иных видов деятельности (в свободное время).

Досуговые мероприятие применяются в образовательном процессе в качестве воспитательного и развивающего средства. Они позволяют ребенку раскрыть свой потенциал, заняться интересным делом, проявить свои умения в конкретной области деятельности и реализовать свои потребности, которые не были реализованы в ходе учебной деятельности.

Досуговая деятельность и ее организация является важным условием полноценного развития личности, способом формирования характера ребенка и раскрытия его творческого потенциала.

Составление досуговой программы имеет свои особенности. Оно отличается от проектирования образовательной программы. Это обусловлено самой спецификой досуговой деятельности и ее отличиями от образовательной программы.

Досуговая деятельность реализуется во внеурочное время и, как правило, в форме внеклассных мероприятий. Досуговые программы отличаются от образовательных следующими параметрами:

  1. Содержание программы составляется, исходя из потребностей и интересов детей конкретной возрастной группы и воспитательных задач, которые она должна решить.
  2. Получение знаний и навыков детьми при освоении программы реализуется, посредством их самостоятельной деятельности и выполнения работы совместно со взрослыми.
  3. В досуговой деятельности могут принимать участие не только педагоги и учащиеся, но и их родители и иные заинтересованные лица.
  4. При реализации досуговой деятельности учащимся дается большой спектр ролей, которые они исполняют т.е. роль учащегося уходит на второй план и осваиваются роли организатора деятельности, художника, исследователя, изобретателя, аналитика и др. Каждый ребенок становится творцом каких-то продуктов.
  5. Досуговые программы включают в свой состав разнообразные виды деятельности: праздники, игры, театральное творчество, конкурсы, экспериментальную деятельность, наблюдения, различные зрелища и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Основы формирования досуговой программы для учащихся

Проектирование досуговой программы для учащихся и воспитанников включает в себя постановку целей реализации досуговой деятельности, определение ее содержание и компетенции учащихся, формируемые в ходе ее выполнения. Содержание досуговой деятельности носит вариативный характер и меняется в зависимости от уровня образования, на котором она реализуется, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Подготовка досуговой программы реализуется поэтапно. Каждый этап является разделом содержания досуговой деятельности и отражением ее сущности.

Составление досуговой программы реализуется в течение следующих этапов:

  1. Обоснование выбора данной программы. Здесь, отражается актуальность реализации данной программы т.е. конкретной досуговой деятельности и ее целевого назначения в данный временной период и в конкретной возрастной группе. На этом этапе осуществляется разработка следующих разделов программы:
  2. Определение количества участников досуговой деятельности, их ролей и обязанностей в ней;
  3. Определение темы деятельности;
  4. Определение целевого назначения досуговой деятельности и постановка ее задач;
  5. Определение аудитории, которую затронет данная программа;

Определение формы реализации досуговой деятельности, времени и места ее реализации, оптимальных условий проведения.

Разработка сценария досуговой программы. Сценарий программы включает в себя организационные моменты ее реализации и последовательность действий ее участников. При этом, сценарий не всегда может охватывать всю досуговую деятельность и быть полноценно реализован. Он является отражением структуры деятельности и порядка ее проведения. По ходу реализации деятельности, в зависимости от ее вида, могут быть внесены коррективы ее участниками. Таким образом, сценарий досуговой программы включает в себя определение ее композиционной структуры. Она состоит из следующих компонентов:

Экспозиция – это завязка досуговой деятельности. Она является отражением правил будущей деятельности, ее основ т.е. это знакомство наблюдателей с представлением – пояснение того, что им предстоит наблюдать;

Данные компоненты характерны для сценариев всех видов досуговой деятельности. Единственное, конфликтный аспект может отсутствовать. К примеру, он не актуален для игр, конкурсов, концертов.

Составление проекта досугового мероприятия

Проект досугового мероприятия начинается с определения целей его проведения. Вообще, любое досуговое мероприятия направлено на общее культурное, духовно-нравственное и эстетическое развитие ребенка. При этом, досуговая деятельность ориентируется на реализацию творческого потенциала каждого отдельного ребенка и предоставление ему возможностей для раскрытия в том виде деятельности, который ему интересен, к которому у него имеются склонности.

Содержание досуговой деятельности может быть связано с:

  1. Приобщение воспитанников к культуре;
  2. Развитием креативного мышления и творческого видения окружающего мира;
  3. Развитием разнообразных способностей ребенка;
  4. Постижением искусства трудовой деятельности, культуры общения, поведения, социального взаимодействия;
  5. Воспитанием нравственных ориентиров деятельности ребенка;
  6. Развитием навыков организации интересной досуговой деятельности у детей разных возрастных групп;
  7. Постижением детьми культуры трудовой, бытовой и иных видов деятельности.

Содержание досугового мероприятия реализуется в опоре на принципы индивидуализации обучения и знание возрастных особенностей развития детей, специфики интересов и потребностей в конкретный возрастной период развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

10. Виды проектов (учебный, досуговый, в системе профессиональной подготовки, социально-педагогический, личностного становления).

Описывая особенности проектов, наиболее часто встречающихся в современной образовательной практике, И. А. Колесникова выделяет:

Учебный проект. Он представляет собой организационную форму работы, ориентированную на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющую часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

Такие проекты реализуются в ходе совместной (учебно-познавательной, исследовательской, игровой) деятельности обучающихся, носящей характер партнерства и направленной на решение проблем, значимых для участников проекта. Эта деятельность имеет общую цель и согласованные способы деятельности.

Современный учебный проект сочетает в себе образовательные возможности и исследования, и эксперимента. Основным содержанием учебного проектирования для педагога является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения) на основе проектной деятельности. Учебные проекты используются сегодня практически на всех ступенях непрерывного образования: школьного, вузовского, последипломного, неформального.

Досуговые проекты . Педагогическое проектирование может входить составной частью в систему работы любого специалиста сферы образования, в том числе работающего в сфере досуга.

В самом общем виде оно включает предварительную разработку основных компонентов предстоящей деятельности педагогов и воспитанников, которая может быть встроена в более широкую систему подготовки к организации отдыха, но может стать вполне самостоятельным процессом.

В результате рождаются разные виды проектов. Под каникулярным проектом подразумевается определенный документ, в котором описывается с разной степенью точности и в разных масштабах процедура создания и действия педагогических систем, процессов, ситуаций, развивающихся и функционирующих в каникулярное время. Таким документом может быть программа деятельности загородного лагеря или концепция воспитательной работы школы в каникулярное время, сценарий какой-либо педагогической акции, план работы на смену, положение о детском фестивале и др.

Проекты в системе профессиональной подготовки . Проектирование является обязательной частью профессионального обучения. В качестве его продуктов хорошо известны учебные и технические проекты.

В опыте вузовского обучения проектная деятельность используется в разных направлениях. С одной стороны, традиционно (особенно в технических вузах) дипломное проектирование является обучающей и одновременно контролирующей формой организации подготовки специалиста. Создание курсового или дипломного проекта выступает в качестве результирующего акта, свидетельствующего о способности студента к самостоятельному созданию и публичному предъявлению профессионального продукта.

Целью технического проектирования на этапе профессионального обучения может быть не только создание нового объекта (инновационного продукта), но и придание ему нового, более высокого качества или изменение условий его существования.

Социально-педагогические проекты . Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств.

Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде.

Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.

Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на

- социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям;

-на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы.

Акмеологическое проектирование (биографическое проектирование) – самопроектирование жизненного (профессионального) пути личности.

В основе лежат принципы физиологии активности, делающие акцент на определяющей роли внутренней программы (образа, модели потребного будущего) в развитии функциональных систем (Николай Александрович Бернштейн)

Смысл и содержание реализации акмеологических проектов в том , что человек, осознавая свои жизненные проблемы, стремится достигнуть желаемых целей через гармонизацию состояния.

10.Осуществите экспертную оценку успешности проекта (на выбор студента).

Примером набора экспертных признаков отбора проектов может быть набор условий, используемых Российской программой экономических исследований:

1. Актуальность темы исследования, четкость постановки задачи.

2. Использование современной научной методологии, проработанность и оригинальность метода исследования.

3. Наличие необходимых данных.

4. Опыт заявителя и его/ее знакомство с научными работами в соответствующей области.

5. Значимость проекта для решения насущных проблем российской экономики.

6. Реалистичность и эффективность плана работы над проектом.

7. Уровень презентации проекта и участие соискателя в работе научного семинара Программы.

8. Содействие профессиональному росту исполнителей.

Пример успешной экспертной оценки проекта

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ:

молодежных проектов в сфере информационных технологий.

Миссия: Формирование в России поколения молодых технологических

предпринимателей в сфере информационных технологий, способных создавать

лидирующие на мировом рынке продукты.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1) создать уникальную площадку для взаимодействия и профессионального развития

с целью поиска и содействия продвижению IT — разработок на российском и

2) объединение специалистов в профессиональное сообщество с целью повышения

3) повышение престижа профессии разработчика;

4) популяризация IT-сферы среди молодежи.

и окружных IT-школ (форумов) в рамках которых проходит интенсивная

образовательная программа, а завершается мероприятие конкурсом проектов,

победители которого получают по 100 000 рублей на реализацию своего проекта и

получат возможность принять участие во Всероссийском молодежном

Оценка экспертной группы

Востребованность проекта/программы для системы образования Самарской области

Актуальность заявленной темы для образования Самарской области

Новизна (инновационность) проектной идеи
(создание абсолютно нового, неизвестного до настоящего времени продукта, или совершенствование существующей образовательной ситуации, предложение альтернатив развития инновационной идеи и т.п.)

Масштабность инновационного проекта
(уровень и значимость инновационной деятельности для образовательной практики на региональном, (меж)муниципальном уровнях и уровне образовательной организации)

региональный уровень – 3 балла

муниципальный (межмуниципальный) уровень – 2 балла

уровень образовательной организации – 1 балл

Системность инновационного проекта
(фрагментарный или системный характер проекта, то есть рассматривается ли в нем содержание образования или сценарий отдельного урока, разработаны и представлены образовательные технологии или отдельные педагогические действия и т.п.)

Эффективность инновационного проекта
(что произойдет в образовательной практике с введением данного инновационного проекта: улучшение, существенное обогащение образовательной теории или практики, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации)

Транслируемость проектной идеи
(возможно ли тиражирование представленной инновации или идея может существовать (быть реализована) только в конкретных условиях)

Содержательная, организационная и техническая проработанность проекта

Корректность формулировки темы проекта

Полнота инновационного проекта
(должна быть представлена анализом реальной образовательной ситуации; концепцией проекта, включающей проектную идею, описание проблем, постановку цели, формирование задач, содержательную и организационную модели образовательной системы или их фрагменты; может быть представлен план реализации проекта с ресурсным обеспечением; реальность сроков выполнения основных этапов)

Согласованность структурных частей проекта
(взаимосвязь анализа ситуации и описания проблем, которые необходимо разрешить; концепции, цели и задач инновационного проекта; необходимых ресурсов (технологические, организационные, профессиональные, финансовые, материально-технические и т.д.)

Соответствие инициативы нормативным документам РФ, Самарской области; нормам и правилам охраны жизни и здоровья учащихся

Степень встраивания инновационного проекта в нормативно-правовое поле субъекта инновации

Наличие предпосылок для осуществления проекта

Реалистичность инновационного проекта
(соответствие идей, целей и задач проекта и реальной образовательной ситуации, имеющимся ресурсам; наличие анализа ресурсов, необходимых для осуществления инновации)

Реализуемость инновационного проекта
(наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации)

Инструментальность (управляемость) проекта
(наличие организационных форм, способов и плана действий по реализации проекта)

Обоснованность устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации (наличие определения критериев и процедур оценки результатов инновации)

Данное методическое пособие содержит основные сведения о типах досуговой деятельности. Раскрыты особенности досуговой деятельности, различие культурно-досуговой деятельности от образовательной программы дополнительного образования, структура досуговой деятельности , а также общие рекомендации по разработке и методы осуществления.

Введение
1. Что представляют досуговые программы
2. Организация деятельности образовательных программ
3. Типы досуговой деятельности
4. Структура досуговой программы
5. Содержание досуговой деятельности
Заключение
Список использованных источников

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно – досуговых учреждений, происходит развитие вне-институциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно - досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Совершенствования деятельности по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.
Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в ассоциативные группировки, препятствовали развитию вредных привычек и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.
Досуговые программы - определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей - от дошкольников до подростков. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на расширение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.

Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования.
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только одна-жды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становится важным фактором развития самосознания. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремление наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.

Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:
- разовая игровая программа;
- конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
- игра-спектакль;
- театрализованная игра;
- зрелище;
- праздник;
- длительная досуговая программа.
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень со-участия детей в программе и ее протяженность во времени.

Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть коротким и привлекательным.
• Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат, количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.
• Целевое назначение программы, ее задачи.
• Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.
• Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.
• Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.
• Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.
• Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).
• Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально-техническое).
• Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).
• Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников про-граммы, сценарии, методические разработки и т.д.).
Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.

В чем же заключается сущность досуга детей , каковы функции и виды досуговых программ. Для решения этой задачи была изучена и проанализирова-на специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и рас-крыть его основные функции. Досуг это часть социального времени личности , группы , или общества в целом, которая используется для сохранения, восста-новления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллекту-ального совершенствования, поэтому проведение досуговых игр очень важно для развития личности ребенка.

1. Особенности культурно - досуговых программ [Электронный ресурс]
2. Организация досуговой деятельности [Электронный ресурс]
3. Особенности и типы досуговых программ [Электронный ресурс]

Читайте также: