Каким образом пирятинский раздобыл для своей школы тест

Обновлено: 02.07.2024

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

— Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин. (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?

Варианты

1. Предложения 2-4 содержат доказательство того, о чём говорится в предложении 1.

2. Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.

3. В предложениях 12-15 содержится рассуждение.

4. В предложении 21 содержится повествование.

5. В предложении 28 содержится описание.

(1)Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2)А теперь и не спросишь.

(3)Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4)Но, видимо, педагогика влекла. (5)И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6)Я оказался именно в этом классе. (7)Судьба!

(8)Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9)То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10)Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(14)Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15)Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(24)"Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25)Прочитаете — передадите дальше. (26)Будете обмениваться. (27)До конца года всем надо прочитать всё. (28)А весной получите по книге в подарок«.

(31)Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32)Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33)Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34)Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(37)Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38)Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39)Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40)Понял это только сейчас, с очень большим опозданием.

(41)Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42)Как сумел.

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

Варианты

1.Предложения 9-10 содержат повествование.

2.В предложениях 21-23 представлено повествование.

3. В предложении 29 содержится фрагмент описания.

4. В предложениях 37-39 представлено повествование.

5. Предложения 41-43 содержат описание.

(1)Хочу напомнить абсолютно справедливую, блестяще сформулированную и не поблёкшую от многократного цитирования истину, что все мы родом из своего детства. (2)И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остаётся образ матери.

(3)Мать — это первая родина. (4)И, может быть, по значению своему — самая большая.

(5)Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких-то жизненных обстоятельств, — этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.

(6)Для меня, да и для всех моих сверстников-соучеников, всегда играла огромную роль в жизни семья, причём для большинства — именно мать.

(7)Я очень люблю природу. (8)Откуда такая слитность с дышащим, зелёным, синим миром, с тем, что за окнами? (9)Ведь по рождению я человек городской. (10)Мать передала мне свою любовь к этому миру.

(24)Может быть, моя любовь к деревьям покажется чудачеством, хуже — ломаньем, но я говорю искренне. (25)Давно уже я постоянно живу за городом и до сих пор, если у меня плохое настроение, неприятности, тоска, иду в лес. (26)Прижмёшься щекой к берёзе или к шершавому стволу дуба — и успокаиваются в душе дурные страсти, все беды кажутся маленькими и преходящими, и свежая сила вливается в тебя. (27)Дерево даёт ощущение причастности к великой тайне мироздания, вечности. (28)Возле деревьев я всегда вспоминаю о матери.

(29)После того первого лета за городом мать заметила, что я тоскую зимой без живого мира природы. (30)Тогда она научила меня собирать гербарий, засушивать цветы. (31)И хотя им было далеко до живых цветов, всё же и в засохших бутонах таилось очарование, скрашивающее долгую зиму.

(39)Отношение к миру природы и к своему делу, чувство ответственности за него — это мировоззрение. (40)Им я в большой мере обязан своей матери.

Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

Варианты

1.В предложениях 3-5 представлено описание.

2.В предложении 10 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 7.

Д. К. Орлов в своем тексте ставит проблему отношения к учителю.

В качестве примера автор рассматривает нового преподавателя литературы – Титова Александра Александровича. Педагогика не была его основной работой – он был редактором. Однако с первых уроков учитель смог увлечь учащихся и разжечь в них интерес к литературе.

Но однажды рассказчику пришлось переехать в другой район и покинуть школу. Несмотря на это, автор регулярно в течение года приезжал на уроки Сан Саныча. Это показывает отношение ученика к настоящему учителю, к которому хочется приходить на уроки, даже если живешь на другом конце большого города. Также автор обращает внимание читателя на угрызения совести главного героя. “Но почему позже – после школы, университета – я так ни разу и не позвонил ему?” – пишет Д. К. Орлов. Рассказчик корит себя за то, что он не понимал, как важно хотя бы иногда звонить тем, кто для тебя важен. Этим примером автор показывает, что, даже спустя много лет после окончания школы, он помнит своего учителя и относится к нему с теплом в душе, хоть и долгое время никак не контактировал с ним.

Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что, если учитель настоящий, память о нем будет храниться долгие годы, и людям он запомнится как настоящий профессионал.

Позиция автора такова: настоящий учитель – тот, кто способен увлечь процессом познания, любовью к своему предмету.

Я согласен с мнением Д. К. Орлова, только настоящий учитель может произвести настолько сильное впечатление на учеников и остаться в памяти на всю жизнь.

Содержание сочинения

К1. –1 (из 1). Формулировка проблемы. Проблема сформулирована верно:

К3. – 0(из 1). Позиция автора звучит неверна. Проблема и позиция автора не состыкуются. В проблеме звучит вопрос, как надо относиться у учителю, а позиция о том, кто такой настоящий учитель.

К4. – 0 (из 1). Своё согласие никак не аргументировано

[Речевое оформление

]К5. – 1(из 2). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Из-за неверных выводов нарушена связность повествования.

К6. – 1 (из 2). Точность и выразительность речи.

Грамотность

К7. – 3(из 3)Соблюдение орфографических норм

К8. – 3 (из 3)Соблюдение пунктуационных норм.

К9. – 2(из 2). Соблюдение грамматических норм

К10. – 2 (из 2) Соблюдение речевых норм.

К11. – 1 (из 1) Соблюдение этических норм.

К12. – 1 (из 1). Соблюдена фактологическая точность.

Заключение эксперта. Ваше сочинение больше раскрывает проблему отношения к настоящему, большому учителю. Хотя проблема отношения к учителю звучит верно. Но комментарий должен быть другим, и позиция автора тоже. Наверное, не каждому встретился в жизни такой учитель, как в тексте Орлова. Но многие из них прекрасно выполняют свою работу и остаются в памяти надолго. На этом можно построить свое мнение и так закончить сочинение. Желаю удачи.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Люди эпохи Возрождения видели себя прекрасными, бесстрашными и умными, и их образы на портретах несут в себе героическое, возвышенное начало.

(2)Художники видели лучшее в человеке, соответствовавшее идеалу, и, даже изображая коварство, притворство, жестокость, они создавали впечатление значительности, интеллектуальной силы личности. (3) портреты эпохи Ренессанса не были вполне объективными: в них лишь в отдельных случаях отмечены черты, свойственные многим известным деятелям того времени, не гнушавшимся никакими средствами для достижения своих честолюбивых целей.

1) Художники эпохи Возрождения никогда не изображали на портретах известных деятелей своего времени отрицательных черт личности.

2) Люди эпохи Возрождения были прекрасными, бесстрашными, умными, производили впечатление интеллектуальной значительности.

3) Художники эпохи Возрождения стремились подчеркнуть идеальное в человеке, поэтому, даже изображая низменные черты, создавали впечатление значительности личности.

4) Портреты эпохи Возрождения реалистичны: художники старались точно передать характер реального человека, не приукрашивая его.

5) Портреты эпохи Ренессанса не были вполне объективными, поскольку художники стремились подчеркнуть в человеке лучшее, создать впечатление значительности личности, несмотря на её отрицательные черты.

Ответ:________________________________

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Ответ:________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. С. рук, ног.

2) Способность человека проявлять в полной (высшей) степени свои умственные наклонности и душевные состояния, свойства. Духовная с. личности.

3) Способность производить какую-либо работу; энергия, мощность. Подъёмная с. машины. С. падающей воды.

4) Степень проявления чего-л.; интенсивность, напряжённость. С. звука, тока, света.

5) Слой общества, действующий в своих интересах; политическая, социальная или профессиональная группа, выделяемая по общности интересов, общей цели и т.п. Лучшие артистические и научные силы государства.

Ответ:________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый / нАдолго / освЕдомишься / дОсуха / аэропОрты

Ответ:________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Наиболее практичны для выращивания лимоны, которые круглый год радуют плодами, обычно заметно более крупными, яркими и ароматными, чем ПОКУПНЫЕ.

Талантливой журналистке вручили премию за серию ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ статей, в которых, по мнению уважаемого жюри, она осветила самые серьёзные проблемы общества.

Здесь формируется особая атмосфера общения молодых людей одной профессии, которые в скором времени возглавят ИНФОРМАТИВНОЕ пространство в разных странах.

Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий получил самый юный участник конкурсной программы.

Двери собора широко распахнуты перед жаждущими увидеть бесценную стенопись Дионисия и постоять перед ней в ПОЧТИТЕЛЬНОМ восхищении.

Ответ:________________________________

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Сергей Сергеевич Прокофьев — выдающийся пианист, дирижёр, композитор, работавший во всех музыкальных жанрах и в каждом оставивший яркие образцы, — всегда стремился к точности, и эта жажда точности побудила его написать свою автобиографию.

Ответ:________________________________

7. В данных ниже словах допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СОЖЖЁШЬ письмо / более МОЛОДОЙ / опытные РЕДАКТОРЫ / килограмм ЯБЛОКОВ

в ТЫСЯЧА пятидесятом году

Ответ:________________________________

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Семена дикой моркови были найдены вблизи древних жилищ человека как в Европе, так и в некоторых частях Азии ещё в эпоху мезолита, то есть приблизительно за 10 тысяч лет до н. э.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Систематически используя орфоэпические словари, приобретается навык правильного произношения.

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В конце XIX — начале XX века появляются первые словари, не только толкующие заимствованные слова, но и исконную лексику русского

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

По окончанию юридического факультета Петербургского университета М.А. Врубель поступает в Академию художеств.

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Согласно легенде, китайские строители в древности замешивали раствор для скрепления камней на рисовом отваре.

В историю русского искусства Н.П. Крымов вошёл не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Опираясь на свой метод, поэт создал целый цикл прекрасных, наполненных светлыми чувствами лирического героя стихотворений.

Часть бригады в течение недели работали в две смены, благодаря чему проект был завершён вовремя.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) опл..тить, к..менистый, ч..совщик 2) св..тильник, изд..лека, передв..гать

3) поод..ль, к..снуться, к..сметический 4) усл..жнение, перс..нальный, призн..вать

5) загр..ничный, привл..кательный, кн..голюб

Ответ:________________________________

1) об..яснение, б..ющийся, меж..ярусный 2) и..подлобья, ра..цветший, бе..конечный

3) по..слушивать, о..бывать, на..крылья 4) пр..окский, пр..тязательный, пр..вередливый

5) дез..нформация, мед..нститут, сверх..дея

Ответ:________________________________

1) несговорч..вый, болот..стый 2) глянц..вый, отверд..вать 3) умн..ца, разглаж..вать

4) запот..вать, отвинч..вать 5) обмен..вать, выносл..вый

Ответ:________________________________

1) сдерж..нный, улож..шь 2) выпущ..нный, охраня..мый 3) наде..шься, закле..нный

4) увид..нный, выздоров..вший 5) пен..щийся, помн..щий

Ответ:________________________________

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В.И. Даль в своём словаре (НЕ)РЕДКО помещал иностранные слова с переводом, надеясь таким образом привить любовь к русскому слову.

С помощью боярышника можно (НЕ)ТОЛЬКО украсить свой участок, но и защитить его живой изгородью, колючей, но довольно урожайной.

Существуют устойчивые выражения с прозрачным образом в их основе, но (НЕ)ИМЕЮЩИЕ соответствия в реальности, например: решетом воду носить.

Человеческая память несовершенна: то, что (НЕ)ЗАПИСАНО, неизбежно искажается при пересказах, только архивы бережно сохраняют подлинные слова наших предков.

Многие европейские знаменитости побывали в XIX веке в России, но такой торжественной встречи, какая была оказана Александру Гумбольдту (1769-1859), (НЕ)УДОСТАИВАЛСЯ, пожалуй, никто.

Ответ:________________________________

14. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В XIX веке появилось много словарей, толкующих слова иностранного происхождения: (С)НАЧАЛА это были небольшие словарики, объясняющие термины, которые включались в состав книг, (ЗА)ТЕМ появились настоящие словари.

Заимствованием может являться сам заимствованный элемент, (ПРИ)ЭТОМ надо иметь (В)ВИДУ, что чаще всего заимствуются слова, реже — морфемы и конструкции.

Синонимы позволяют говорящему или пишущему (ПО)РАЗНОМУ обозначить ситуацию, охарактеризовать одно и ТО(ЖЕ) лицо или предмет.

Выражения, представляющие собой краткие цитаты или восходящие к КАКОМУ (Л ИБО) литературному произведению, а ТАК(ЖЕ) изречения, принадлежащие известным людям, вошедшие в нашу речь, называются крылатыми словами.

Осеннее солнце греет (ПО)ЛЕТНЕМУ, (С)ПРАВА проплывают купола Углича, слышится колокольный звон, бегут крутые берега.

Ответ:________________________________

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Проникновение в язык иностра(1)ых слов, связа(2)ых с политикой и экономикой, вызва(3)о прежде всего переходом к рыночным отношениям и открытостью совреме(4)ого общества для международных контактов.

Ответ:________________________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Часто смысл пословицы основан на переосмыслении слова и реальных событий уже не отражает.

2) Чтение художественной и научной литературы систематическое обращение к словарям и справочникам углубление в профессиональную сферу или в сферу личностных интересов обогащают словарный запас.

3) Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю или слушателю.

4) Школьники и студенты являются абсолютными лидерами по использованию СМС как средства общения и русский язык телефонных посланий тоже подлежит описанию и изучению.

5) Творчество в языке должно сочетаться как с языковым вкусом и богатым словарным запасом так и со знанием языковой нормы.

Ответ:________________________________

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Акцией называют ценную бумагу (1) выпускаемую акционерным обществом (2) свидетельствующую об участии её владельца в капитале акционерного общества (3) и (4) дающую право (5) её владельцу на получение определённой части прибыли этого общества в виде дивиденда.

Ответ:________________________________

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наконец (1) стало понятно: к выходным (2) можно (3) ожидать потепления. Прогноз (4) ко всеобщей радости (5) был благоприятный. Ребята (6) потихоньку (7) стали готовить снасти и (8) конечно же (9) обсуждать предстоящую рыбалку.

Ответ:________________________________

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Среди заимствований выделяются слова (1) с помощью (2) которых (3) писатели и журналисты описывают культуру и обычаи разных стран.

Ответ:________________________________

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В деревенском доме было тихо (1) и (2) если бы не слабый свет в окошке (3) можно было подумать (4) что там уже все спят.

Ответ:________________________________

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Ответ:________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2)А теперь и не спросишь…

(3)Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4)Но, видимо, педагогика влекла. (5)И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6)Я оказался именно в этом классе. (7)Судьба!

(8)Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9)То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10)Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(14)Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15)Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(31)Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32)Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33)Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34)Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(37)Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38)Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39)Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40)Понял это только сейчас, с очень большим опозданием.

(41)Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42)Как сумел.

*Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

1) Преподавание литературы не было основной работой Александра Александровича Титова.

2) После окончания школы, университета рассказчик ни разу не позвонил своему учителю литературы.

3) Многие ученики Сан Саныча нашли свою дорогу в жизни, состоялись как личности и профессионалы.

4) После переезда на новую квартиру рассказчик не приезжал к своему учителю в старую школу.

Ответ:________________________________

1) Предложение 9 поясняет содержание предложения 10.

2) В предложениях 21—22 представлено повествование.

3) В предложении 29 содержится фрагмент описания.

4) В предложениях 37-39 представлено повествование.

5) Предложения 41-43 содержат описание.

Ответ:________________________________

Ответ:________________________________

Ответ:________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Утверждения:

1) Предложение 9 поясняет содержание предложения 10.

2) В предложениях 21-22 представлено повествование.

3) В предложении 29 содержится фрагмент описания.

4) В предложениях 37-39 представлено повествование.

5) Предложения 41-43 содержат описание.

Текст:

(1)Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2)А теперь и не спросишь.

(3)Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4)Но, видимо, педагогика влекла. (5)И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6)Я оказался именно в этом классе. (7)Судьба!

(8)Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9)То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10)Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(14)Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15)Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(24)"Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25)Прочитаете — передадите дальше. (26)Будете обмениваться. (27)До конца года всем надо прочитать всё. (28)А весной получите по книге в подарок«.

(31)Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32)Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33)Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34)Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(37)Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38)Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39)Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40)Понял это только сейчас, с очень большим опозданием.

(41)Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42)Как сумел.

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2)А теперь и не спросишь.

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4)Но, видимо, педагогика влекла. (5)И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6)Я оказался именно в этом классе. (7)Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10)Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(14)Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15)Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(31)Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32)Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33)Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38)Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего.

(39)Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40)Понял это только сейчас, с очень большим опозданием.

(41)Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42)Как сумел.

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Задания

1) Преподавание литературы не было основной работой Александра Александровича Титова.

2) После окончания школы, университета рассказчик ни разу не позвонил своему учителю литературы.

3) Многие ученики Сан Саныча нашли свою дорогу в жизни, состоялись как личности и профессионалы.

4) После переезда на новую квартиру рассказчик не приезжал к своему учителю в старую школу.

1) Предложение 9 поясняет содержание предложения 10.

2) В предложениях 21-22 представлено повествование.

3) В предложении 29 содержится фрагмент описания.

4) В предложениях 37-39 представлено повествование.

5) Предложения 41-43 содержат описание.

Текст

(1)Когда шла Великая Отечественная война, мою родную деревеньку Ивановку не бомбили, не жгли, из пушек не обстреливали. (2)Немцы по ней проходили, но уже пленными, с печально опущенными головами. (3)Я знал, что они наши враги, что они убили моего отца. (4)Но мне всё равно почему-то было их жалко. (5)Может быть, потому, что их вели под конвоем и конвоиры сурово на них покрикивали, прикладами подталкивали отстающих.

(16)На другой день после проводов отца в райцентр напротив нашего дома посреди дороги остановился грузовик, в кузове которого, сгрудившись, стояли молодые парни. (17)Из кузова спешно выпрыгнул отец и устремился к нам. (18)Навстречу ему с плачем рванулась мама, а за ней и мы с братом. (19)Парни сначала что-то кричали, смеялись, давая советы отцу, но, увидев нас, притихли. (20)Шофёр, высунувшись из кабины, торопил отца. (21)Но на улицу высыпали все жители нашей деревеньки, и каждый хотел с ним попрощаться, кто-то наказывал передать поклон родному человеку, будто отец обязательно должен был встретить его.

(22)Когда машина тронулась, заголосили бабы, мама зарыдала, брат Генка тоже заплакал.

(23)А я, предупреждённый отцом, что мужику реветь не положено, молча сглатывал слёзы.

(24)Как бы я хотел перечитать сейчас отцовские письма, которые он посылал нам с фронта! (25)Они были без конвертов, написаны на листочках и сложены треугольником. (26)Не до конвертов было на фронте. (27)Нет отцовских писем. (28)Пропали при переездах. (29)Горько и обидно. (ЗО)Ах, если бы поаккуратнее да позаботливее отнестись к ним! (31)Узнал бы, о чём он тогда думал, о чём мечтал.

(32)Я не помню, о чём писал отец, хотя мать и читала нам вслух его письма. (ЗЗ)Но точно знаю, что о нас с братом он заботился. (34)Однажды в одном из писем-треугольников он прислал нам с Генкой два малюсеньких серебристых танка. (35)Вероятно, это были отличительные знаки, которые солдаты носили на петлицах. (36)А отец был командиром танка, сержантом в армии генерала Катукова. (37)В деревне никаких игрушек тогда не водилось, а тут такие невиданные значки! (38)Мы с братом гордились ими, хвастались перед ребятишками, но и давали поиграть.

(45)Тоска по отцу не отпускала долго, пока не стали приходить похоронки и в другие дома и моё горе не слилось с горем других деревенских ребятишек. (46)Слившись, оно не уменьшилось, но как бы перемешалось и предстало уже в ином качестве — всеобщего людского горя. (47)Страдать сообща всё-таки было легче. (48)Постепенно тоска по отцу приутихла, но рана в душе так никогда и не зарубцевалась.

Виктор Фёдорович Смирнов (Кологрив) (род. в 1936 г.) — российский писатель, автор книг для детей и взрослых, лауреат Международной литературной премии им. С. В. Михалкова.

Задания

1) Рассказчик невольно испытывал сочувствие по отношению к пленным врагам.

2) Последний раз рассказчик видел отца во время его проводов в расположенный в райцентре призывной пункт.

3) Провожая отца рассказчика на войну, земляки просили его передать привет своим близким, уже ушедшим на фронт.

4) Великая Отечественная война началась в 1941 году.

5) Рассказчик горько сожалеет о том, что не сумел сохранить письма отца с фронта.

Читайте также: