Анализ стихотворения листок лермонтова 6 класс по плану кратко

Обновлено: 02.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка параллельная ААВВ.

История создания

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.

История создания

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть и элементы сюжетной лирики, так как в нём можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал парную рифмовку ААВВ. В тексте представлены женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Созданное в 1841 году, оно отразило душевные страдания М. Ю. Лермонтова, который после недолгого отпуска в Петербурге вынужден был вернуться в ссылку на Кавказ.

Стихотворение увидело свет после трагической гибели поэта в 1843 году.

Образ бездомного одинокого листа М. Ю. Лермонтов заимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно.

2. Литературное направление

Литературное направление — романтизм.

Эпоха романтизма находит отражение в творчестве великого поэта. В стихотворении звучит мотив одиночества и тоски. Однако за символическим образом дубового листка читатель отчетливо видит судьбу несчастного человека, вынужденного покинуть родные края.

Стихотворение имеет романтическую окраску, но вполне реалистическое содержание.

3. Род

4. Жанр

Однако Поэт расширяет границы жанра. Его элегия — это не страдания от безответной любви, это чувство одиночества и бесприютности человека в мире людей.

5. Проблематика

Основная проблема стихотворения — чувство одиночества, невозможности изменить свою судьбу.

6. Тематика

7. Идея

Текст стихотворения содержит идею о том, что одиночество и бесприютность делает человека несчастным. За символическими образами листа и чинары скрываются человеческие судьбы.

8. Пафос

Гонимый ветром листок безуспешно ищет сочувствия и понимания. Переживания символического образа передают душевное состояние самого поэта.

9. Система образов

Основные образы произведения противопоставлены друг другу. Ими являются дубовый листок и чинара. Страдания бездомного потрепанного ветром листа становятся понятнее на фоне солнечного мира зеленой чинары.

Читатель встречается с эпизодическими персонажами, которые дополняют образный ряд стихотворения. В первых строках возникает образ жестокой бури, заставившей дубовый листок скитаться по свету. Изнеженную чинару окружают ласковый ветер и райские птицы.

10. Центральные персонажи

Основную роль в раскрытии идейного содержания стихотворения играют два образа.

11. Лирический герой

Стихотворение автобиографично. Автор отождествляет себя с лирическим героем. Рассказывая историю жизни дубового листка, лирический герой повествует о собственных чувствах, переживаниях и проблемах.

Судьба М. Ю. Лермонтова находит отражение в судьбе беспомощного листка. Поэт, насильственно лишенный родного дома, друзей и родных, был сослан в ссылку. Он чувствует себя таким же одиноким, как и главный герой стихотворения.

12. Сюжет

Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.

Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.

Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.

13. Композиция

Композиция — линейная. Сюжетная линия развивается последовательно, события происходят в хронологическом порядке. Повествование ведется от лица лирического героя.

14. Художественное своеобразие произведения

Необычен синтаксический ряд стихотворения. Бессоюзные предложения описывают страдания дубового листка в первых строках произведения. Восклицательные помогают почувствовать негодование чинары. Диалог делает образы героев понятнее и реалистичнее.

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий). Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения. Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

15. Размер, рифма, строфика

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий).

Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения.

Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

16. Средства художественной выразительности

Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.

Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.

17. Значение произведения

Стихотворение М. Ю. Лермонтова заставляет читателя не только проникнуться жалостью к судьбе несчастного дубового листка, но и задуматься над общечеловеческими проблемами одиночества, эгоизма, жестокости. Читатель понимает, что человек не может быть счастлив вдали от родины и близких людей.

18. Актуальность

Одиночество — противоестественное состояние человека. Поэтому стихотворение не утратило своей актуальности и в наши дни. В современном обществе люди перестают общаться с другом, теряют связь с родными, с отчим домом и становятся такими же бесприютными, как дубовый листок из стихотворения М. Ю. Лермонтова.

19. Мое отношение

Стихотворение М. Ю. Лермонтова пробудило во мне желание делать добро окружающим. Захотелось вмешаться в повествование, окружить вниманием и заботой всеми забытый дубовый листок.

20. Чему учит

Элегия М. Ю. Лермонтова делает нас добрее и милосерднее. Нельзя уподобляться равнодушной самовлюбленной чинаре, которая гордится молодостью и красотой. Пройдет время, и изумрудные листья поблекнут. От нее отвернется ласковый ветер, улетят райские птицы, и чинара останется одна. Ведь она не дарит добро окружающим, а значит, не получит его обратно.

Созданное в 1841 году, оно отразило душевные страдания М. Ю. Лермонтова, который после недолгого отпуска в Петербурге вынужден был вернуться в ссылку на Кавказ.

Стихотворение увидело свет после трагической гибели поэта в 1843 году.

Образ бездомного одинокого листа М. Ю. Лермонтов заимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно.

Тема и идея

Тема этого стихотворения – неприятие чинарой засохшего, измученного листка. Основная идея – одиночество и никому-не-нужность присутствует и в других его произведениях:

Лермонтов чувствовал себя одиноким и ненужным. Эта мысль разъедала его, отсюда происходила его желчность и неспособность ладить с людьми.

Лермонтов был не угоден императору своей прямолинейностью, и возможно, он рассчитывал обосноваться на Кавказе, подальше от императорской фамилии и шефа жандармов Бенкендорфа. Но здесь он также не находил духовного родства. Более того, не зная языков, он не мог общаться с местным разнородным населением – грузинами, осетинами, кавказскими татарами (азербайджанцами).

Система образов

Основные образы произведения противопоставлены друг другу. Ими являются дубовый листок и чинара. Страдания бездомного потрепанного ветром листа становятся понятнее на фоне солнечного мира зеленой чинары.

Читатель встречается с эпизодическими персонажами, которые дополняют образный ряд стихотворения. В первых строках возникает образ жестокой бури, заставившей дубовый листок скитаться по свету. Изнеженную чинару окружают ласковый ветер и райские птицы.

Проведение анализа

Чтобы хорошо и грамотно написать сочинение, посвященное анализу стихотворения, важно составить план работы, это позволит излагать свои мысли последовательно и избежать повторов. Первый пункт плана — краткое введение, в котором следует раскрыть историю создания произведения, указать, в какой период жизни и творчества поэта оно было создано. Далее следует внимательно прослушать текст, это поможет понять его настроение, впечатление, которое он производит на слушателя. Читать лучше всего выразительно, с интонацией, стараясь передать голосом все оттенки и нюансы, образы и события.

Составить письменный конспект

Можно составить письменный конспект источников, критических статей и научных исследований, поскольку литературоведы достаточно хорошо и подробно рассмотрели особенности стихотворения, основные мысли и идеи можно выписать и использовать в дальнейшем в собственной работе. Главное правило — писать кратко, емко, не злоупотреблять цитатами, их должно быть немного, отбирать следует значимые.

При выборке образных средств на первом месте также должно оказаться качество, а не количество, не нужно выписывать все имеющиеся в строках прилагательные, принимая их за эпитеты, 2−3 наиболее интересных и иллюстрирующих идеи автора гораздо более значимы, чем простое перечисление.

Важно не просто опираться на теоретическую базу, исследования литературоведов, но и высказывать собственные мысли, размышления по поводу прочитанного текста, собственное понимание. Тогда сочинение получится отличным.

Сюжет

Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.

Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.

Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.

Вариант 1

История создания

Тема

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Вариант 2

Поздний этап литературного творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова, предшествовавший его смерти на дуэли, характеризуется полным переосмыслением его жизненных ценностей, размышлениями над мотивами своих поступков, и общему подведению итогов земного существования.

Главная тема стихотворения

В центре поэтического повествования оказывается непростая судьба человека, вынужденного скитаться на чужбине в поисках счастья, образ которого автор искусно передает с помощью описания желтого и увядшего дубового листочка, гонимого ветром, опаленного солнцем и стужей. В эпоху романтизма у писателей и поэтов того времени очень часто оторванный от дерева листок выступал символом бесприютной, скитальческой жизни, обездоленности и изгнания

По роду литературы данное произведение относится к философской лирике, его основной темой является желание одинокой и несчастной души наконец-то обрести покой и получить хоть немного человеческой любви и понимания. По жанру это автобиографическая элегия, здесь четко прослеживаются эмоциональные переживания лирического героя, его боль, тоска и острое чувство одиночества.

В основе развития сюжетной линии произведения лежит композиция, состоящая из противопоставления двух центральных аллегорических персонажей: бездомного-скитальца дубового листочка, вянущего и желтеющего от жестокости и безразличия окружающего его враждебного мира, и молодой и красивой чинары, которая живет в полной гармонии с ветром и солнцем, является их любимицей, и поэтому полна силы и энергии. На просьбу о приюте бедного и гонимого странника чинара отвечает гордым отказом, она живет в своем собственном мирке, вдали от чуждых ей проблем и ничего не хочет менять в своей жизни.

Однако, попросив о помощи, он был отвергнут жестокой и эгоистичной чинарой, являющейся яркой представительницей мира, в котором нет места жалости и состраданию, где царят забота о собственной выгоде, эгоизм и пресыщение земными благами. Финал стихотворения остается открытым, хотя все равно становится понятно, что дубовый листок обречен либо на смерть, либо на бесконечные скитания, полные мучений и гонений.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано довольно редким для русской поэзии размером, пятистопным амфибрахием с использованием двух способов рифмовки: смежной и перекрестной. Особая напевность и ритмичность поэтического повествования достигается путем включения парной женской рифмы.

Образ дубового листка передается в первых трех строфах с помощью бессоюзных сложных предложений, образ чинары передается в двух последних строфах, состоящих из пяти предложений в восклицательной и вопросительной форме для передачи её гнева и возмущения.

Судьба бедного скитальца дубового листка, гонимого и не принятого ни кем, во многом созвучна судьбе Михаила Лермонтова, которого считали в обществе человеком замкнутым и нелюдимым. Его богатый внутренний мир был никому не интересен, произведения тоже не пользовались при жизни особой популярностью.

Вариант 3

Восприятие, толкование, оценка

Тема стихотворения — бесприютность одинокой души в жес­током, враждебном мире. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа.

Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию. Рас­сказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чуд­ных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику:

Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глу­хи к бедам, горестям и одиночеству.

Вариант 4

Образ листка, символизирующий изгнанничество, получил широкое распространение среди произведений европейской и русской литературы еще в восемнадцатом веке, в эпоху романтизма.

Конструктивные особенности стихотворения Лермонтова Листок

Конструктивные особенности произведения, следующие: пять строф, четыре из которых — четверостишия, а последняя строфа представлена в форме восьмистишия. Трехсложный размер, примененный Лермонтовым, встречается весьма нечасто, и представляет собой пятистопный амфибрахий. При этом, в стихотворении использованы два вида рифмовки – смежный и перекрестный.

Произведение является автобиографичным. Это становится очевидным еще по последним строкам первой строфы стихотворения. Через образ листка показана судьба самого автора, который в свое время оказался изгнанником Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. Здесь, возле Черного моря, растет молодая и красивая чинара, у корней которой он надеется найти приют.

Противопоставление внешних и внутренних качеств (антитеза) дубового листка и зеленой чинары являются основой стихотворения. Молодая чинара привыкла жить в радости и спокойствии, не зная бед и невзгод. Она имеет хорошие взаимоотношения с окружающими ее морем, солнцем и ветром, в то время как к листку они настроены враждебно: палящее солнце его иссушило, ветер, превратившийся в бурю, гнал его до самого Черного моря, а само море не оставило шансов на спасение.

Такая же ситуация произошла и с самим Лермонтовым: на родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автор был любим и почитаем, у него имелись поклонники и сподвижники. На Кавказе его произведения не пользуются спросом в силу различий в менталитете. Лермонтов остается непонятым и чужим для местного народа, и чувствует тоску, одиночество и растерянность.

Средства художественной выразительности в стихотворении Листок Лермонтова

В произведении присутствует ряд средств художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, инверсия, аллитерация, ассонанс.

Олицетворение в стихотворении

Если обратить внимание, то в произведении нет четкого описания, что же в дальнейшем происходит с листком, после того, как чинара его отвергает. Также отсутствует ярко выраженная мораль произведения.

Лермонтов заставляет читателей поразмыслить над тем, судьба какого персонажа им ближе: листка, который, пройдя через ряд тяжелых испытаний, получил полезный жизненный опыт и познал смысл жизни, или же бессмысленное существование красивой чинары, которая по-своему счастлива, однако внутренне абсолютно пуста. На протяжении стихотворения автор подводит читателя к тому, чтобы каждый смог сделать вывод самостоятельно.

Поэтому, не стоит надеяться на помощь окружающих, нужно рассчитывать только на себя. При этом, единственным местом, где человек может чувствовать себя защищенным и счастливым, является его Родина, какой бы суровой она не оказалась в один момент.

Художественное своеобразие произведения

Необычен синтаксический ряд стихотворения. Бессоюзные предложения описывают страдания дубового листка в первых строках произведения. Восклицательные помогают почувствовать негодование чинары. Диалог делает образы героев понятнее и реалистичнее.

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий). Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения. Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

Чинара

На юге листок встречается с молодой чинарой. На дереве – красивые зелёные ветки на которых сидят райские птицы и поют дивные песни. Хотел бы около такой красивой чинары поселить свой природный прототип Михаил Юрьевич Лермонтов. Листок прижался к корням дерева и просит чинару, чтобы она приютила его на время. Он ей объясняет, что на родине созрел раньше срока и вырос в довольно суровом мире. Скорей всего, в этих строках поэт имеет ввиду своё поколение, которое тоже преждевременно созрело и ведёт бесцельную жизнь.

Средства художественной выразительности

Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.

Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.

Жанровая специфика, особенности

Какой принцип положен в сюжет стихотворения листок

Однако если прочитать текст внимательно или же прослушать его, можно найти и уникальные особенности, которые отличают его от классических элегий. Тематика не имеет никакого отношения к безответной любви или разлуке влюбленных, она гораздо шире и касается одиночества каждого в мире.

Сама композиция стихотворного текста построена таким образом, что сначала поэт рисует перед читателем образ странника, листка, который оторвался от родимой ветки и пустился в путь. Для его создания используется особая изобразительно-выразительная лексика:

Дубовые листья

  1. Эпитет (жестокая буря).
  2. Метафоры (засох и увял).

Но тропов при описании ключевого образа мало, гораздо более значимо настроение, которое он вызывает при чтении. Возникает грустное настроение, сочувствие, сопереживание.

И после этого Лермонтов рисует образ роскошной чинары, сама часть текста, посвященная этому дереву, велика по объему и богата:

  • эпитетами (молодая чинара, зеленые ветки, изумрудные листья);
  • олицетворениями (шепчется ветер).

Для характеристики экзотического дерева используется своеобразная лексика, богатая и образная. И автор уверен в том, что горделивая и высокомерная чинара отнюдь не виновата в том, что судьба несчастного скитальца оказывается отнюдь не интересна ей.

У нее есть все для счастья, и она попросту неспособна в полной мере понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшая к красоте и роскоши, она утратила способность к сопереживанию и жалости.

История создания

Стихотворение написано в мае-июле 1841 года за несколько месяцев до смерти поэта. Он словно предчувствовал свой скорый конец и из-за этого испытывал грустные чувства. Лермонтов вернулся из поездки и снова обосновался на Кавказе. Его занимали размышления над смыслом жизни человека.

Мотив стихотворения поэт позаимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно. Лермонтов использовал ключевой образ — листок, сорванный с ветви дерева. Но он ввел дополнительные моменты, изменил ритм и размер. Отчасти творение Михаила Юрьевича можно назвать вольным переводом.

Стих Лермонтова был опубликован только после его смерти.

Многие критики посчитали работу одной из лучших среди позднего творчества поэта. Она пронзительная и предельно откровенная. Проблема, которая была описана Лермонтовым, остается актуальной во все времена.

Краткое содержание

Ветер сорвал дубовый листок с ветви

Ветер сорвал дубовый листок с ветви и погнал его в степь. Там он засох и увял под воздействием холода и зноя. После этого листок докатился до Черного моря. Там стояла молодая чинара, чьи зеленые ветви качал ветер. На них сидели райские птицы, которые пели славные песни о морской царь-девице.

Листок прижался к корням чинары и попросил временный приют. Он начал рассказывать свою историю. Как вырос до зрелости на ветке в чужой отчизне, после чего стал носиться один по всему свету. Он усох и увял без сна и покоя, поэтому листок просит у чинары приюта.

Главная мысль

Исследователи творчества Лермонтова предполагали, что в стихотворении скрыто 2 темы. Первая посвящена приключениям обычного дубового листа. Вторая рассказывает о скитаниях человека, который всегда чувствует себя одиноким и неприкаянным. Лирический герой словно везде ощущает себя чужаком.

В тексте Лермонтов использовал несколько образов. Надменная чинара — большое дерево с лапчатыми листьями. Она красивая и сильная, ее окружают райские птицы.

Что может предложить ей завядший листок? Только истории, но ее это не интересует. Так, порой человеку нечего предложить обществу.

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре элегия, так как в тексте преобладает грустное настроение. Автор размышляет над важными темами: одиночество в толпе, невозможности найти друга, бесконечные скитания в поисках приюта. В тексте можно найти элементы сюжетной лирики, так как в работе присутствует четкая структура в виде завязки, кульминации и развязки.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Начало приключений.
  2. Странствие листка.
  3. Разговор с чинарой.

В тексте встречается как повествование от лица рассказчика, так и прямая речь. Особую роль играет интонация, так как именно она передает состояние героев. Стихотворение эмоциональное и это позволяет понять чувства автора.

При написании текста Лермонтов использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает ветку родимой, бурю жестокой, чинару молодой;
  • метафоры — автор рассказывает, как ветер шепчется с ветвями и ласкает их, как поют птицы о славной девице, о сыновьях чинары;
  • аллитерация — повторение звука [Р] подчеркивает растерянность героя.

Читайте также: