Практико ориентированный проект в доу

Обновлено: 05.07.2024

Участники проекта: старшие воспитатель, воспитатели, дети старшего возраста с родителями образовательной организации.

Продолжительность – долгосрочный (год).

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно ценностного отношения к объектам природы, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Осознанно ценностное отношение дошкольников к объектам природы строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет и личный пример взрослых.

Участок детского сада может являться не только местом для прогулки детей, но и для овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, что способствует становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Участие в эко- социальных проектах и акциях, субботниках, озеленении - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Цель: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи:

  1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы.
  2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
  3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.
  5. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
  6. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ОУ – семья.
  8. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  2. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  3. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  4. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
  1. Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  2. Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  3. Пополнится развивающая среда в группах старшего возраста.
  4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

У родителей воспитанников:

  1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  3. Создание единого воспитательно- образовательного пространства ОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  4. Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (май- август)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап - организационный (август- сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов образовательной программы образовательной организации; создание экологической среды в группах, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведение экологических акций.

3 этап - практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологических акций.

4 этап - итоговый, диагностический (апрель)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

План- карта действий по реализации проекта:

Цель: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе

- Беседы с детьми:

1. В чем отличие деревьев от других растений?

2. Какие деревья растут на территории детского сада?

3. Как на территории детского сада появились деревья?

4. Кто сажает деревья в лесу?

5. Какую пользу приносят деревья?

6. Как люди заботятся о деревьях? (примеры).

7. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что- нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

- Чтение детской художественной и познавательной литературы:

Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

Цель: назвать листья по- другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т. д. ).

Цель: учить находить дерево по описанию.

Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.

- Художественно- продуктивная деятельность.

- Составление мини- книжки.

- Изготовление знаков санитарно- гигиенической ценности каждого дерева на участке детского сада.

Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.

- Познавательная активность в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

- Трудовая деятельность по уходу за растениями, по охране и защите природы.

- Чтение художественной литературы.

- Решение экологических ситуативных задач.

- Экологические досуги, развлечения.

Изготовление паспортов растений детского сада.

Цель: приобщать детей к культуре и быту своего народа

(минимузей, куклы в русских национальных костюмах)

- Беседы о значимости труда сельских жителей, о русской избе, об отличии деревни и города, о традициях, культуре и быте русского народа.

- Продолжать знакомить с трудом народных мастеров- умельцев (изделия хохломы, гжели, дымки)

- Знакомство с потешками, шутками и прибаутками.

- Разучивание хороводов, плясок, песен народного цикла

Проведение занятий познавательного цикла.

- Составление описательных рассказов о природе, животных.

- Художественно – эстетическое развитие

- Рассматривание репродукций известных художников о природе.

- Разучивание народных подвижных хороводных игр.

поделок из овощей и

- Познавательная активность в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

- Трудовая деятельность по уходу за растениями, по охране и защите природы.

- Рассматривание проблемных ситуаций.

- Ведение календаря наблюдений.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.

- Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о

бережном отношении к природе.

- Познакомить с Красной книгой, с растениями и животными, занесенными как редкий вид и охраняемыми государством.

- Видеопросмотры фильмов о природе.

- Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов.

- Составление описательных рассказов о природе, о животных.

- Художественно – эстетическое развитие

- Рассматривание репродукций известных художников о природе.

- Экспериментирование с природным материалом

Цель: закрепить умение изображать животных в движении. Развивать внимание, двигательную активность.

Цель: закрепить в игре взаимосвязь в природе. Развивать умение ловить мяч и быстро реагировать на вопрос.

Цель: уточнить знания об обитателях природы России. Группировать их по среде обитания. Активизировать речь детей.

Цель: закрепить знание деревьев, цветов, грибов, ягод, их внешний вид. Развивать речь, внимание.

Цель: развивать логическое мышление и речь.

Цель: развивать логическое мышление, упражнять в определении деревьев по листьям.

Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы.

Совместный выезд детей и родителей на природу.

- Познавательная активность в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

- Трудовая деятельность по уходу за растениями, по охране и защите природы.

- Рассматривание проблемных ситуаций.

- Посадка саженцев на территории детского сада.

- Ведение календаря наблюдений.

Приобщить родителей к посадке саженцев на территории детского сада

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

- Проведение занятий познавательного цикла.

- Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Рекомендации по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

- Рассматривание проблемных ситуаций:

почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

когда воздух можно почувствовать?

как воздух помогает птицам летать?

какие птицы не умеют летать? Почему?

изучаем дерево, плоды и семена:

- какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

- Проведение занятий познавательного цикла.

- Чистка кормушек, подкормка птиц.

- Ведение календаря наблюдений за птицами.

Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе.

Цель: сохранение елей в период предновогодних и новогодних праздников. сохранение елей в период предновогодних и новогодних праздников.

- Загадки про лесную красавицу.

- Посадка семян сосны в группе.

- Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно- ролевые игры, игры- путешествия, подвижные).

(формировать у детей представление о живой елке, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев)

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при сотрудничестве семьи и детского сада на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Родители, выступая социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Для того чтобы повысить уровень психолого-педагогических знаний семей дошкольному учреждению необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают институты детства, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются:

• семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

• детский сад (в первую очередь воспитатели);

• общество (сверстники, друзья).

Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Ребенок в семье учится общению, учится социальному ориентированию. Анализируя образовательную практику, мы пришли к выводу, что часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника.

Поэтому у нас возникла идея включить семью в единое образовательное пространство для успешной социализации ребенка-дошкольника, для повышения психолого-педагогических знаний родителей и активного сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй.

Работа по вовлечению родителей в единое образовательное пространство в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:

• изучение семьи, запросов родителей, особенности детей;

• организация тематических занятий, консультаций с психологом по запросам родителей;

• реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Данный проект, продолжительностью 1 год, включает в себя несколько этапов – информационный, технологический, организационный, практический и результативный. Проект был разработан с учетом всех видов деятельности в ДОУ: занятия, беседы, игры, творчество, праздники и развлечения, чтение художественной литературы и т. д.

В его основе лежит особое доброжелательное отношение к близким людям, к сверстникам, к природе, к месту, где родился и живёт, к воспитанию достойного гражданина своей страны, а это является основой социальных понятий воспитания дошкольника.

Цель проекта : Вовлечение семьи в единое образовательное пространство для успешной социализации ребенка-дошкольника.

Задачи проекта :

2. Формирование семейной принадлежности к мировому сообществу.

3. Приобщение к общепринятым правилам и взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

4. Развитие игровой деятельности детей.

Предполагаемые результаты проекта :

• повышение уровня психолого-педагогических знаний у всех родителей группы по вопросам социализации ребенка-дошкольника.

• совершенствование работы с детьми и родителями по данной проблеме;

• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

• все семьи группы вовлечены в единое образовательное пространство для успешной социализации ребенка-дошкольника.

Эффективность работы в данном направлении мы определили по следующим критериям:

2. Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

ВЫВОДЫ: В ходе проведенной работы с родителями и детьми мы добились следующих результатов:

• повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы;

• повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в вопросах детско-родительских отношений;

• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

• родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров, изменились вопросы родителей, сложились уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Министерством образования и науки России утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором уделяется особое внимание проблеме социально-коммуникативного развития и представлено как одно из направлений развития и образования детей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ВложениеРазмер
proekt_sotsialno-kommunikativnoe_razvitie_doshkolnikov_v_sootvetstvii_fgos_do.docx 109.83 КБ
pamyatka_dlya_vospitateley.docx 18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Районный отдел образования администрации муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок",

г. Таруса Тарусского района Калужской области

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО".

Андрюкова Наталья Владимировна,

воспитатель МБДОУ д/с "Малышок"

Актуальность темы . Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирования основ уважительного отношения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, обладающими определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Министерством образования и науки России утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором уделяется особое внимание проблеме социально-коммуникативного развития и представлено как одно из направлений развития и образования детей.

Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Исследованием данной темы занимались такие выдающиеся учёные, как Божович Л.И., Выготский Л.С.,Запорожец А.В., Зеньковский В.В, Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и другие. Они едины во мнении, что социально-коммуникативное развитие ребёнка необходимо для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных и коммуникационных проблем.

Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Цель – способствовать социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):

  • Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями;
  • Работа с коллегами (педагогами).

Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО.

Предмет исследования: создание образовательной среды и воспитательного пространства для социально-коммуникативного развития дошкольников.

2. Эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми, педагогами в процессе образовательного процесса;

3. Экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;

4. Количественный и качественный анализ результатов исследования.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Вид проекта: практико-ориентированый.

Основные этапы исследования:

Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в три этапа

Второй этап – создание образовательной среды и воспитательного пространства для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Третий этап – оценка эффективности проведенной работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций для родителей и педагогов дошкольных организаций.

Описание продукта, полученного в результате проекта :

Сроки реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на один учебный год.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Практико-ориентированный проект

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.

Задачи проекта:

- приобщать родителей к участию в жизни детского сада.

- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

- создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта;

- развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- активизировать воспитательные возможности родителей;

- повысить педагогическую культуру родителей.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Сроки реализации проекта : 2017-2018 год.

Предполагаемый результат:

Ø создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

Ø развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;

Ø появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

Ø повышение уровня педагогической компетентности родителей;

Ø увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Идея проекта:

Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим и возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия в ДОУ.

Новизна проекта заключается в использовании новых подходов к организации взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап (сентябрь 2017г.)

Педагогическая деятельность:

- анкетирование родителей на предмет социального заказа;

- планирование и разработка плана совместных мероприятий;

- составление сценариев мероприятий;

- разработка положения о конкурсе.

Взаимодействие с родителями:

- обсуждение общих вопросов на родительском собрании и в индивидуальных беседах, связанных с организацией мероприятий;

Работа с детьми:

- чтение художественных произведений;

- заучивание стихов и текстов;

- разучивание песен и танцев;

- предварительная работа в соответствии с тематиками мероприятий;

II. Основной этап (октябрь 2017 – май 2018г.).

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.

Педагогическая деятельность:

- оформление коллективных пригласительных открыток на мероприятия;

- создание условий для успешной реализации мероприятий;

- обеспечение сотрудничества родителей и педагогов ДОУ;

Взаимодействие с родителями:

- участие родителей в подготовке и проведении мероприятий:

· в оформлении групп;

· в изготовлении костюмов для детей и реквизитов.

- фото и видео съемка мероприятий;

- практическая деятельность совместно с детьми.

Работа с детьми:

III. Заключительный этап (май)

Подготовка к презентации.

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).

Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.

Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

- Участие одних и тех же семей в мероприятиях ДОУ.

Критерии эффективности:

- Рост посещаемости родителями мероприятий.

- Согласованность действий педагогов и родителей.

- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

- Преобразующий характер проекта.

- Положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

- Фото и видео материалы.

- Новые разработки, сценарии мероприятий.

Актуальность.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Исходя из требований настоящего времени с оздание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современного дошкольного учреждения. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия.

Праздники - важная составляющая образовательного процесса, оказывающая исключительное влияние на становление культуры ребёнка, его успешной социализации. Праздник - это явление, которое признаётся важным в общественном сознании вследствие его значения для судьбы страны и духовной жизни человека. В основе праздника лежат события, закреплённые идеологией или традицией. Исследователи (Г.М. Науменко, А.А. Некрылова, О.П. Радынова и др). отмечают двойственное значение праздника: сам, являясь частью культуры, он влияет на её развитие, а также вбирает в себя ценности, наполненные культурой. Культура праздника, считает известный специалист по детской игровой культуре С.А. Шмаков, слагается из разных культур: культуры слова, движения, игры, моды, костюма, этикета, обычая, ритуала. Праздник - узловое событие в жизни дошкольной образовательной организации. Он ценен своим переживанием. Причём таким переживанием, которое можно разделить: со своими родителями, а родителям со своим ребёнком, с родителями других детей, с воспитателями, с другими детьми.

Поэтому ключевой составляющей организации и проведения праздника является установка на активное участие всех (взрослых и детей). Естественное, свободное, не заорганизованное участие в праздничном действе родителей радует детей, и доставляет большое удовлетворение родителям: они знакомятся с развитием детей, проникаются общим делом, заряжаются весельем и радостью. Происходит становление детско-взрослого сообщества. Атмосферу праздника, его смысл необходимо сделать предметом проживания ребенком, его прочувствования совместно с родными и далее, дома.

Основная идея заключается в пробуждении желания у взрослого и ребёнка узнавать и открывать самого себя в процессе взаимодействия во время праздников, развлечений и других совместных мероприятий, становлении и обогащении собственной картины мира, умении воспринимать основную идею события.

Описание проекта

Направления работы ДОУ по вовлечению родителей в совместную деятельность.

I. Информационно – аналитическое направление.

II. Познавательное направление.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду обеспечивается педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, медицинская сестра).

Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

- формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

Организационно-педагогическая деятельность:

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.

1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:

3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

4 . Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха.

Социально-нравственное и познавательное развитие:

§ формирование духовных ценностей.

При планировании и организации взаимодействия с семьями воспитанников педагоги используют преимущественно формы работы, предполагающие активное участие родителей:

Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, а также режим дня группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

· материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок

дня, объявления различного характера;

· материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье (в

них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей).

Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.

III. Организационно-методическая деятельность.

В целях повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

Вовлечение родителей в педагогический процесс:

§ участие в культурно-массовых мероприятиях;

§ совместное проведение праздников

§ планирование и совместная работа на родительских собраниях;

§ помощь в организации досуговой деятельности;

§ совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

§ привлечение родителей к работе по благоустройству прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев;

Вовлечение детей в творческий процесс:

§ участие в культурно-массовых мероприятиях;

§ участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);

§ совместное участие с родителями в подготовке и проведении совместных мероприятий в ДОУ

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

На наш взгляд, это самая эффективная форма работы с родителями. Организовывая одновременно с детьми и родителями праздники, совместные развлечения и досуги, мы решаем поставленные задачи сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединяем усилия для достижения положительных результатов.

Оригинальность досуговых мероприятий заключается в том, что их подготовка проводится совместно с творческой группой родителей, детей и воспитателей. Родители здесь выступают как активные участники. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивает с детьми стихи, читает сказки, готовит сказочные костюмы и атрибуты для инсценировок, участвует в оформлении групп. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. Проведенное с детьми время на совместных досугах помогает межличностному общению и взаимопониманию.

Таким образом, учитывая интересы родителей и используя в своей работе методы активизации родительского потенциала, помогающие установить партнерские взаимоотношения в вопросах воспитания и развития детей, можно сделать вывод, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогом процесс воспитания и развития детей позволяет значительно повысить его эффективность.


Проект направлен на работу с родителями, через родительские србрания.

Содержимое разработки

МАДОУ ЦРР - детский сад №6

Практико-ориентированный проект

Разработчик проекта: Девятерикова О.А., воспитатель

Заказчик: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 6

г. Губаха 2018 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Автор и разработчик проекта: воспитатель Девятерикова О.А.

Адрес организации: 618255, Губахинский муниципальный район, ул. Чернигина,7

Телефон: 8/34248/4-46-43

Вид, тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный

Цель проекта:

Педагогическая - создание организационно – педагогических условий для повышения компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей через решение педагогических задач и ситуаций. Создание условий для развития добрых чувств и семейных отношений;

Практическая –проведение родительских собраний в разных формах;

Задачи проекта:

1. Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка.

2. Создать условия для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

3. Повысить педагогическую культуру родителей.

Место проведения и заказчик: Губахинский муниципальный район, МАДОУ ЦРР – д/с №6.

Сроки проведения: ноябрь 2017г.- июнь 2018г.

Ожидаемые результаты:

1 . Изменение отношения родителей к проблеме воспитания ребенка.

2. Формирование понимания родительства, как необходимого условия личностного роста взрослого человека.

3. Повышение социально-личностной родительской компетентности.

4. Повышение самооценки и статуса родителей посредством проявления своих способностей и возможностей.

5. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей.

6. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

12.Продукт проектной деятельности:

«Семья – это самое дорогое и родное,

что есть у каждого человека.

Семья – это та самая среда,

в которой человек учится,

В. А. Сухомлинский.

Актуальность. Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он не случаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми. Много сегодня говорят о духовном кризисе страны. А родительское образование может стать механизмом духовного возрождения нашего народа. Именно родительское образование гарантирует ребенку право на семью и любовь родителей, является основой для решения проблем семьи, материнства и детства. И, наконец, родительское образование – это средство стать счастливым каждому члену семьи.

Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи, использование разнообразных форм сотрудничества с родителями, которая дает возможность сформировать у родителей интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. Положительный результат, может быть, достигнут только при взаимодействие и сотрудничестве между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком данного сотрудничества и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса, умение раскрыть положительные стороны в родителях, помочь им жить по законам нравственности и ставить перед собой цель в воспитании ответственного, нравственного гражданина РФ.

В семье должна царить атмосфера позитивного отношения к миру. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д.А.Лазуркина, А.В.Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться. В 60 - 70-е годы XX в. в работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Практическими работниками Е. П. Арнаутова и В. М. Иванова использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Мы главной формой взаимодействия с семьей выбрали родительское собрание, так как это самая целесообразная, действенная и интерактивная форма для решения педагогических задач и ситуаций.

Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новые качества воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявлении интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

Диалог порождает новый смысл собрания – встреча партнеров.

Поэтому целью нашего проекта является создание организационно – педагогических условий для повышения компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей через решение педагогических задач и ситуаций.

Исходя из данной цели нам предстояло решить следующие задачи:

Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка.

Создать условия для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Повысить педагогическую культуру родителей.

Предполагаемый результат:

Изменение отношения родителей к проблеме воспитания ребенка.

Формирование понимания родительства, как необходимого условия личностного роста взрослого человека.

Повышение социально-личностной родительской компетентности.

Повышение самооценки и статуса родителей посредством проявления своих способностей и возможностей.

Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей.

Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Результаты: составила социальный портрет семьи, выбрала формы работы с родителями, как родительские собрания, составила план проведения родительских собраний, картотеку проблемных ситуаций, которые будут использоваться в сценарии родительских собраний.

II этап - основной (январь-май). Реализация плана предусматривает подготовку информационного материала для родителей к темам собраний, опрос детей. Проведение работы с родителями в виде родительских собраний в различной технике. В соответствии с планом.

Читайте также: