Какая из школ ранней греческой философии впервые ставит вопрос о бытии самом по себе

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены основные этапы античной философии, первые философские концепции стихийного материализма, диалектика Гераклита, элиатская школа. Учение Парменида. Апории Зенона.

Цель лекции: ознакомить студента со спецификой философских течений раннего античного периода.

С эпохой античности связан не только ранний этап формирования философии, но и зарождение европейской философии. Европейская философия зародилась в Древней Греции в начале VI века до н.э. Это было связано с определенными социально - экономическими условиями. В конце VII-начале VI вв. до н.э в Древней Греции бурно развивались торговля и мореходство, происходила колонизация земель. Греки достигли западных границ Средиземного моря (пролива между Европой и Африкой). Все это приводило к расширению их географического мировосприятия.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее существования - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию.

Милетская философская школа

(к. 7- сер.6 вв.до н.э.)

Милетская школа - это первая философская школа Древней Греции. В Древней Греции большое внимание уделяли рациональному способу мышления. Разум стал основой научного познания. Это было связано с эпохой географических открытий, приходившихся на тот период. Греция перестала быть центром мироздания в представлении ее жителей. Развивались новые области науки - мореплавание, география, медицина. Приходилось анализировать и систематизировать огромный материал, что было бы невозможно без рационального анализа. Рацио в переводе с греческого - это разум.

Первой философской школой в античной Греции является милетская школа. Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в VII-VI в. до н. э.,- Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Основной философской проблематикой для них стал вопрос о первооснове мира. Это являлось основной проблематикой первых философских учений Древней Греции. Окружающий мир не является совокупностью отдельно взятых вещей, как думали мыслители предыдущих веков. Явления и предметы, думали милетцы, обладают некой первоосновой. Этой основой чаще всего считали материальную субстанцию. Однако эти первоэлементы у разных мыслителей были разные.

Рассмотрим основные философские концепции этих греческих философов.

Фалес (624-547 до н. э.)

Основное произведение Фалеса - " Начала ", не дошедшее до наших дней. Идеи этого произведения были развиты в последующих философских учениях. Он был великим мыслителем энциклопедистом, знал учения стран Древнего Египта, Сирии, Вавилона. Был знаком с философскими концепциями Древней Индии и Китая. Он прекрасно разбирался в геометрии и астрономии и был первоклассный изобретатель военной техники, сооружений и военных конструкций. Он знал и основные экономические принципы, вел торговлю, чтобы преумножить свое состояние. Познания в астрономии и астрологии помогли мыслителю прогнозировать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Большое научное наследие он оставил и в философии.

Онтология. Первоэлементом в его учении была вода. Это было не просто стихийное, но и одухотворенное начало - разумное, чисто ментальное. Стоит отметить, что воззрения первой философской школы были все еще под сильным влиянием мифологии. Именно в мифологии, как мы помним, обожествляли и одухотворяли различные стихии. Но Фалес все-таки хотел другого. Это была не попытка создать очередной миф. Это была научная попытка найти первооснову миру.

Фалес полагал, что космос полон Богов, т.е. был политеистом.

Онтологической характеристикой учения Фалеса являются 3 главные идеи:

  • Вода как основа мира
  • Одушевленность первоэлемента - воды
  • Множество богов

Гносеология. Гносеологической характеристикой учения Фалеса является - гносеологический монизм. Т.е. подобно тому, как Фалес хотел найти первооснову мира он хотел найти гносеологический базис теории познания. Все знания надо сводить к единой основе. Многословие Фалес не считал показателем ума и большого развития. Суть можно выразить и несколькими словами. Пустословие Фалес считал синонимом глупости.

Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.)

Ученик Фалеса. Как и Фалес, был человеком широких знаний, что было весьма характерно для того времени. Был учеником и последователем Фалеса. Он был осведомлен о всех достижениях современной ему науки и прекрасно разбирался во всех отраслях зарождающейся науки. Он был изобретателем и весьма плодовитым. Он изобрел первый глобус, солнечные часы, циркуль.

Главный труд философа - "О природе". Такое название указывает на натурофилософскую проблематику, которой занимался Анаксимандр. Философия Анаксимандра, как Фалеса и других первых древнегреческих философов была космоцентрична - т.е. вопросы устройства космоса, мироздания, окружающего мира имели первостепенное значение для философов.

Пик творчества Анаксимандра пришелся на конец VI в. до н.э. Анаксимандр продолжал идею Фалеса о первооснове мира.

Онтология. Анаксимандр ввел понятие апейрон (греч. apeiron - беспредельное, бесконечное, безмерное). Это субстанциональное начало, из которого состоит мир. Это более тонкая субстанция, чем материя. Анаксимандр не считал, что отдельное вещество - огонь или вода, не могут быть началом мира.

Есть несколько вариантов интерпретации, что такое апейрон. Согласно одним взглядам, апейрон - это смесь всех четырех стихий (огонь, вода, земля, воздух). Анаксимандр считал, что это бесконечное сверх-материальное начало. Апейрон выступает как первооснова всех четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Анаксимандр считал, что материю нельзя сводить к конкретным стихиям, как это делал Фалес и его предшественники. Он был первый, кто предположил существование именно материальной субстанции в основе мира, а не отдельного вещества. Апейрон в философии Анаксимандра был активным деятельным началом. Апейрон не может умереть или исчезнуть. Это вечная, подвижная, активная материальная субстанция -первооснова бытия. Все, что есть в мире, рождается из апейрона.

Космогония. Апейрон пребывал изначально во вращении вокруг своей оси, в результате этого образовались 4 стихии. После того как сформировались четыре стихийные первоэлемента, в центре мироздания сконцентрировалось много материи (апейрона), из которого получилась земля. Вокруг земли находились три сферы - огненная, водная, воздушная. Под воздействием огненной сферы вода на земле стала испаряться и возникла суша. Огненная сфера вокруг земли состояла из четырех колец или оводов. Отверстие в этих оводах есть солнце, луна, звезды.

После того как образовалась суша, стала образовываться жизнь на земле на границе воды и земли. Вначале они жили в воде. Затем выползли на сушу некоторые виды и стали сухопутными. Человек также произошел из водных существ. Хочется отметить, насколько перспективной была его концепция. Идеи Анаксимандра схожи с идеями Дарвина и его теорией эволюции.

Интересной философской идеей Анаксимандра была идея о рождении мира в начале времен, а затем переходе всего сущего снова в первоначало апейрон. Учение о конце света называется в философии - эсхатология. Из апейрона все произошло и на последнем этапе бытия - вновь станет апейроном.

Анаксимен. (6 в. до н.э.)

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Его основное сочинение - "О природе ".

Анаксимен первоосновой бытия считал воздух. Это первоэлемент его философии. Воздух был и материальной субстанцией (апейроном), а также и конкретной вещественной субстанцией, из которой потом получались все элементы. Из воздуха образуется все остальное материальное чувственное бытие. Из воздуха получаются облака, облака сгущаются и начинается дождь (вода), вода выпадает как осадок и возникает земля, а из земли формируются минералы и другие камни.

В отличие от Анаксимандра Анаксимен считал, что генетическим и субстанциональным началом всего сущего является воздух, из которого все произошло путем процессов разрежения и сгущения. Анаксимен приписал воздуху свойства бесконечности, беспредельности, безмерности (апейрон). То есть, если у Анаксимандра апейрон - это генетически-субстанциональное начало, то у Анаксимена апейрон - это свойство этого начала (воздуха). Учение о воздухе включает в себя важную новую идею о процессах разрежения и сгущения, в результате которых из первоосновы образуются все конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы мира-воздуха Анаксимен выстраивает так: огонь-воздух (как конкретное, чувственно воспринимаемое вещество)-ветры-облака-вода-земля-камни. Чтобы выстроить такую философскую систему Анаксимен ввел понятие сгущения или концентрации, что характерно для воздуха. За счет сгущения воздуха получаются облака и т.д. Душа также состоит из воздуха и боги также воздушны. Но воздух - это материальное начало. Следовательно, душа и боги могут умереть, т.е. смертны.

Основная концептуальная идея милетской школы - это попытка найти первооснову мира. При чем такую первооснову, которая не была бы персонифицированным божеством или одухотворенной стихией. Это именно попытка научно освоить мир, понять его структуру и первооснову. Милетцы хотели установить и первичную основу бытия и законы, по которым развивается мироздание. Одной из основных проблем, которая встала перед древнегреческими философами, стал вопрос о движении и изменчивости мира. Это дихотомия СТАТИКА-ДИНАМИКА, ИЗМЕНЧИВОСТЬ - НЕИЗМЕННОСТЬ, оказалась в центре внимания древнегреческих философов. Здесь сформировались два основных направления: диалектика и метафизика. В рамках первого направления считалось, что мир постоянно меняется и все в мире подвержено движению и изменению. В метафизике считалось, что движения нет - это абсурд восприятия, а истинное начало мира подлинно и неподвижно, неизменчиво и недвижимо. Эти вопросы до сих пор решает современная физика. Представителями диалектики была школа Гераклита Эфесского. Метафизическое мышление воплощалось в элейской школе.

Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Ее зарождение стало возможным благодаря наличию полисной (городской) демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического, быстрому развитию научного знания, появлению личности свободного гражданина в обществе, т.е. при созревании ряда цивилизационных предпосылок. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоззрения (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания.

1. Периодизация развития древнегреческой философии. Милетская школа.

Греческая философия начала формироваться в VI - V века до н.э. В ее развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый - это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда натурфилософским, созерцательным. Это была ранняя (досократовская) философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Этот период мы и рассмотрим в данной работе. Второй период - расцвет древнегреческой философии (V - IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества, что во многом было обусловлено развитием городской демократии и политической жизни. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период (III в. до н.э. - IV в. н.э.) - это закат и даже упадок древнегреческой философии, ее кризис, который был вызван завоеванием Греции Древним Римом (эллинистический или греко-римский период). На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этическая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.

Фалес был известен также и как географ, астроном и математик. Источники приписывают ему предсказание солнечного затмения, объяснение природы землетрясений и других природных явлений с позиций научного знания того времени.

Анаксимандру принадлежит также и версия о происхождении жизни. Он полагал, что она зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа вначале жили в море, а затем переселились на сушу. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из какой-то большой рыбы.

2. Элейская школа в древнегреческой философии.

Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог, похожий на шар. Богокосмос един, вечен и неизменен.

Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит). Суть атомизма состоит в признании основой мира атомов как мельчайших неделимых частиц, движущихся в пространстве. Левкипп учил, что атомы перемещаются в пустом пространстве, имеют определенную величину и форму.

В отличие от Протагора, Горгий полагал, что в познании все ложно. Он учил, что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо. Если и постижимо, то не высказываемо и необъяснимо для другого человека. По убеждению этого философа, нельзя доказать, что бытие и небытие существуют одновременно. Небытие не должно существовать, поскольку оно мыслится несуществующим. Вместе с тем оно и существует, поскольку мы размышляем о нем. Рассуждая так, Горгий затрагивал сложные логические проблемы, связанные с познанием мира человеком. Он разделял предмет мысли и саму мысль человека. Оттого, считал он, что человек летит, вовсе не следует, что он и в самом деле летит, ведь может мыслиться и то, что на самом деле не существует. Горгий считал текучими нравственные и правовые нормы общества, видя в них искусственные построения людей. Вообще, софисты рассматривали мышление и речь как весьма совершенные орудия людей. По убеждению Горгия, речь в состоянии отогнать страх и отвести скорбь, вызвать положительные психические состояния людей.

Софисты занимались логикой и математикой, астрономией, музыкой и поэзией. Они способствовали развитию тогдашнего языкознания и росту интереса к рациональному знанию. Однако их критиковали (Сократ, Аристотель и др.) за релятивизм и словесные ухищрения, за подмену истины практической выгодой.

3. Пифагорейская школа.

Пифагор родился на Самосе. Расцвет его жизни приходится на 530-е годы до н.э., а смерть - на начало V в. до н.э. Диоген Лаэртский, один из известных биографов античных философов, сообщает нам: "Молодой и жадный до знаний, он покинул отечество, основал таинственные секты как среди греков, так и среди варваров. Был в Египте. вблизи халдеев и магов. Впоследствии на Крите с Эпименидом был в пещере Ида, а в том же Египте в святилищах приобщился к таинствам египетских жрецов. Вернувшись на Самое, нашел родину под игом тирана Поликрата, потому отплыл на парусах в италийский Кротон, где составил законы италийцам, чем снискал великую славу себе и приспешникам, числом около 300, правление коих было почти аристократическим". Путешествия на Восток были, возможно, и позже, но определенно, Кротон был местом, где работал Пифагор. Впрочем, пифагорейское учение было распространено и в южной Италии, и на Сицилии: от Сибари до Реджио, от Локрдо до Метапонта, от Агригента до Катании. Помимо философского и религиозного, заметно также и политическое влияние пифагорейцев. Их политическим идеалом была некая форма аристократии, основанная на новых сословиях, преимущественно занятых торговлей, высоко развитых первоначально в колониях, о чем мы говорили выше. Рассказывают, что кротонцы, опасаясь, что Пифагор возжелает стать тираном, подожгли здание, где он собрался со своими учениками. Согласно другим источникам, ему удалось бежать, и умер он в Метапонте. Пифагору приписывается множество сочинений, но многие из них - фальсификации последующих эпох, возможно, он учил устно, или - по большей мере устно.

Но этот факт не покажется странным, если мы вникнем в некоторые особенности этой школы. 1) Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. Их целью было достижение определенного типа жизни, через познание общего блага, всеми принимаемого и взращиваемого. 2) Учение воспринималось как тайна, знать которую дозволялось лишь адептам, и разглашение которой строжайше запрещалось. 3) Первым пифагорейцем, опубликовавшим сочинения, был Филолай, современник Сократа. Один древний источник говорит: "Изумляла строгость секрета пифагорейцев: в продолжении многих лет никто не узнал о каком-либо сочинении; лишь после Филолая поначалу из-за нужды они обнародовали три книги, которые, как говорят, были подготовлены для Дионисия Сиракузского по поручению Платона". 4) Впоследствии, между концом VI в. и концом V - нач. IV в. до н.э., пифагореизм заметно обогатился, почему необходимо отделять первоначальное учение от последующих наслоений. 5) Лишь выделив однородные основания, позволительно говорить о пифагорейской школе, как это делали древние, начиная с Аристотеля.

Философские искания, перемещаясь от восточных ионийских колоний к западным, куда мигрировали античные ионийские племена, заметно утончаются в новом культурном климате. Ясно выраженное изменение перспективы у пифагорейцев внесло понятие числа как начала взамен воды, воздуха или огня. Наиболее яркая и известная характеристика пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю: "Пифагорейцы стали первыми математиками. и поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них они видели и начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле. более того, видели, что ноты и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом".

Поначалу такое мнение может удивить. Но на самом деле, открытие того, что в основе всего лежит математическая регулярность, т.е. числовая, повлекло за собой такое необычное изменение перспективы познания, которое ознаменовало собой фундаментальный этап в духовном развитии западной культуры. Было открыто также, что звуки и музыка, которой они много занимались как средством очищения, катарсиса, переводимы в числовые соотношения: разность звуков, вызываемых ударами молоточков, зависит от разности их веса (определяемого в числах), разница звучания разных струн музыкального инструмента зависит от разницы длин этих струн., Пифагорейцы открыли также гармонические соотношения октавы, квинты и кварты - и числовые законы, ими управляющие (1:2, 2:3, 3:4).

Не менее важным было открытие числовых пропорций в универсальных феноменах: год, сезон, месяцы, дни и так далее. Инкубационные периоды зародышей животных, циклы биологического развития, оказывалось, также регулируются числовыми законами.

Понятно, что, подстегиваемые эйфорией своих открытий, пифагорейцы искали и несуществующие связи между феноменами разного типа. Так, некоторые из них соединяли юстицию, как некий сорт взаимообмена или равноправия, счислом 4 или 9 (т.е. 2х2 или 3х3, квадрат четного и нечетного), науку и разум как постоянные величины - с числом 1, подвижное мнение - с числом 2 и т.п.

Итак, число, по мнению пифагорейцев, начало всех вещей. Понять это мы можем, если попытаемся восстановить архаичный смысл понятия "число". Для нас это абстракция, значит, создание разума; не то для античного (вплоть до Аристотеля) способа мышления, - число - это нечто реальное, более того, оно реальнее, нежели вещи, и лишь в этом смысле понимаемо как начало, образующее вещи. Следовательно, число не есть аспект, который мы умственно извлекаем из вещей, но реальность, "физис" вещей.

Пифагорейцы также связывали божество с числом. Но не с единицей, как это делали неопифагорейцы позже, а с числом "семь", которое - "покровитель и господин всего остального, это бог, вечное, твердое, неподвижное, равное себе самому и отличное от всех других чисел". Семерка не порождена (как продукт двух факторов, как в случае с единицей), она не порождает (подобно декаде); а то, что ничем не порождено и ничто не порождает, неподвижно. Кроме того, семь - это еще "Kaupoc","kairos", что означало "момент истины", применительно к частоте семеричных ритмов биологических циклов.

Однако такого рода идентификации представляются искусственными. Неясно также, каким в точности видели пифагорейцы отношение между душой-демоном и числом. Как единичные, разные души не могли иметь одно и то же число. Некоторые пифагорейцы понимая душу как "гармонию телесных элементов", вступали в противоречие с пониманием души как чувствующей, не умея избежать серии осложнений.

И в заключении данной работы хотелось бы отметить, что древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории, мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений и школ, типов мышления и идей.

Здесь философия по-настоящему стала сама собой: осознала свой предмет и место в духовной культуре общества, сформировала собственный понятийный аппарат и исходные принципы исследования, преодолела мифологическую картину мира. По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность.

И последний момент, во многих исследованиях и даже просто в учебниках часто высказывается такая мысль, что ранняя древнегреческая философия несколько ущербна, поскольку являлась подготовительным этапом для классической философии (Сократа, Платона, Аристотеля). На мой взгляд ущербной является эта точка зрения сама по себе. Да, ранняя греческая философия была в определенной степени подготовительным этапом для классического периода, да она создавала определенную базу для философии Платона, Аристотеля, Сократа, но это не означает, что она ущебна. Милетцы, пифагорейцы и элеаты высказали много ценного, до сих пор не потерявшего актуальности, тем более, что многие современные философы высказывают схожие мысли.

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Просвещение, 1976.

2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 т. Т.1. – М.: Политиздат, 1989.

3. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 1997.

4. Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 1972.

5. Лосев А.Ф. История античной философии. – М.: Просвещение, 1989.

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.

7. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

8. Чанышев А.Н. Начало философии. – М.: Мысль, 1989.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Философия как форма общественного сознания, учение о принципах бытия и познания, отношении человека к миру, наука о законах развития природы, общества и мышления. Ее основные школы: милетская, пифагорейская, элейская, древнегреческие атомисты и софисты.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.11.2016
Размер файла 32,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ранняя греческая философия. Досократики

Введение

философия милетский софист элейский

Философия - (греч. любовь к мудрости) форма общественного сознания, учение о принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Первой исторической формой философского мышления является натурфилософия, иначе философия природы, по мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приемов исследования идет процесс дифференциации нерасчлененного (синкретичного) знания, выделения математики, астрономии, медицины и других наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения.

Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности. Синкретичность выражается не только в представлениях о нерасчлененности Космоса, но и в гносеологии: как и в мифологическом мышлении, чувственно-рациональный способ мышления является здесь преобладающим.

Но в отличие от мифологии, досократики не ограничиваются при столкновении с грозными и непонятными явлениями введением deus ex machina, т.е. отсылкой к богам. Они ищут иные, доступные познанию причины этих явлений, иные первоосновы мира. Некоторые из них доходят даже до примитивного атеизма.

Одно из делений досократических школ может быть таким:

* ионийская (милетская) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит;

* пифагорейская - Пифагор и его ученики;

* элейская - Парменид, Зенон;

* физиологическая - Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;

* софисты - Протагор, Продик, Гиппий, Горгий.

В этих школах за первооснову мира принимались: у Пифагора - число, у Левкиппа и Демокрита - атомы, у Гераклита - огонь и т.д.

1. Милетская школа

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса в области астрономии, геометрии, арифметики имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности. У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 гг. до нашей эры).

В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов.

2. Пифагорейская школа

На основании данного выше исследования милетской школы можно лишь убедиться в активном влиянии мировоззрения на процесс математического познания только при радикальном изменении социально-экономических условий жизни общества. Однако остаются открытыми вопросы о том, влияет ли изменение философской основы жизни общества на развитие математики, зависит ли математическое познание от изменения идеологической направленности мировоззрения, имеет ли место обратное воздействие математических знаний на философские идеи. Можно попытаться ответить на поставленные вопросы, обратившись к деятельности пифагорейской школы.

Пифагореизм как направление духовной жизни существовал на протяжении всей истории Древней Греции, начиная с VI века до н.э. и прошел в своем развитии ряд этапов. Основоположником школы был Пифагор Самосский (ок. 580-500 до н.э.).

Пифагор основал братство религиозного, философского и научного характера с политическим уклоном. Труды, приписываемые обычно Пифагору, относятся не только к легендарному Пифагору, но вообще к трудам этой школы между 585 и 400 г. до н.э.

Если сравнивать математические исследования ранней пифагорейской и милетской школ, то можно выявить ряд существенных различий.

Так, математические объекты рассматривались пифагорейцами как первосущность мира, то есть радикально изменилось само понимание природы математических объектов. Кроме того, математика превращена пифагорейцами в составляющую религии, в средство очищения души, достижения бессмертия. И наконец, пифагорейцы ограничивают область математических объектов наиболее абстрактными типами элементов и сознательно игнорируют приложения математики для решения производственных задач.

Все пифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выраженный спекулятивный характер и является исторически первой попыткой постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. Именно это и делается в философии Пифагора. При этом существующие противоположности подчиняются всеобщей универсальной гармонии космоса, они не сталкиваются, но борются, но подчинены гармонии сфер.

Пифагорейство, таким образом, является первым идеалистическим философским направлением в античной Греции. Математическая проблематика выливается у них в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.

3. Элейская школа

Основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок. 540-470 гг. до нашей эры). Учение Парменида стало основой философии элеатов. Именно Парменид развил понятие единого миробога Ксенофана в понятии единого бытия и поставил вопрос о соотношении бытия и мышления. Вместе с тем Парменид был метафизиком: он учил о неизменности бытия. Если Гераклит думал, что все течет, то Парменид утверждал, что в сущности все неизменно.

Из действительного мира, из области бытия Парменид полностью исключает движение и развитие. По Пармениду, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие.

Одним из наиболее ярких учеников Парменида был Зенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).

В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.

Зенон прославился, в основном, выяснением противоречий между разумом и чувствами. В соответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же, по его мнению, ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.

4. Древнегреческие атомисты

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось гениальной попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечного) количества частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом, был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Атомы характеризуются формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Допущением существования пустоты, не-сущего, решается проблема движения. Существование пустоты делает возможным движением атомов.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до нашей эры) был учеником Левкиппа. Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте. К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще и величину и тяжесть. Тяжесть, однако, он не считал существенным свойством атомов, но признавал ее простым следствием того фата, что они имеют некий размер. Подобным образом и величина не дает качественной характеристики атомов.

Атомы, по Демокриту, бесконечны, только если речь идет об их величине и числе. Также бесконечны они и относительно различия форм. Речь здесь идет о выраженной в духе того времени мысли о бесконечности материи.

Демокрит совершенно новым способом решает вопрос об отношении материи и движения. Согласно его представлениям, гарантией возможности движения является существование пустоты. Движение присуще атомам в естественном состоянии. Демокрит полагал, что первичное движение никогда не было сообщено атомам, оно является, говоря современным языком, основным способом их существования. Движение передается столкновением, и движение в этом понимание является основным источником развития, поскольку в результате столкновения атомы соединяются, из этого возникает все, что мы видим. Таким образом Демокрит преодолевает проблему дуализма материи и движения.

5. Софисты

Постепенно в философии наступает переход от преимущественного изучения природы и космоса к рассмотрению антропологической проблематики (смысл человеческой жизни, природа получаемых человеком знаний и т.д.).

Возникает субъективистско-антропологическая тенденция в развитии философии (софисты, Сократ).

Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал крутой поворот в разработке мировоззренческой проблематики: с этого времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Но в разных философских школах она решалась по-разному.

Софисты выделяются - своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно. Это говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.

Заключение

Сказанное позволяет сделать вывод о некоторых общих чертах древнегреческой философии первого (досократовского) этапа.

Школы античной философии собой философскую мысль Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшуюся с VII века до н.э. до VI века н.э.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке

Милетская школа (VI век до н.э)

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Эпикуреизм (306 год до н. э.)

Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: