Последнее свидание тургенев анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Иван Тургенев — Последнее свидание (Стихотворение в прозе): Стих

Мы были когда-то короткими, близкими друзьями… Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги.
Прошло много лет… И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен — и желает видеться со мною.

Я отправился к нему, вошел в его комнату… Взоры наши встретились.

Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!

Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе… Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась — и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

Сердце во мне упало… Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы…

Эта женщина соединила наши руки… Она навсегда примирила нас.

Да… Смерть нас примирила.

Анализ стихотворения Тютчева “Неман”

Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с Наполеоном никогда особо не интересовала Тютчева. Тем не менее, этого французского полководца поэт, которому довелось провести за границей большую часть своей жизни, считал настоящим гением. Впрочем, эту точку зрения разделяли далеко не все. Поэтому, будучи дипломатом и состоя на государственной службе, Тютчев старался не афишировать своего отношения к Наполеону.

Мы были когда-то короткими, близкими друзьями. Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги.

Прошло много лет. И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен — и желает видеться со мною.

Я отправился к нему, вошел в его комнату. Взоры наши встретились.

Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!

Желтый, высохший, с лысиной во вею голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе. Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась — и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

Сердце во мне упало. Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры перед тем ужасом в безобразием, также протянул руку.

Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы.

Эта женщина соединила наши руки. Она навсегда примирила нас.

Да. Смерть нас примирила.

ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ

1 О дате этой встречи см. Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова. М.; Л. 1935, с. 509—510.

Мы были когда-то короткими, близкими друзьями. Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги.

Прошло много лет. И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен — и желает видеться со мною.

Я отправился к нему, вошел в его комнату. Взоры наши встретились.

Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!

Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе. Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась — и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

Сердце во мне упало. Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы.

Эта женщина соединила наши руки. Она навсегда примирила нас.

Да. Смерть нас примирила.

Последнее свидание

Проза Тургенева

краткое содержание других презентаций о прозе Тургенева

В рассказе три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик.

Акулина . Портрет.

Имя Акулина

. Простой крестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно. Это чистая белая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка. Единственное украшение – крупные желтые бусы.

Виктора тяготит разговор на тему отношений с Акулиной. Он нервничает (молча играет цепочкой часов) и переводит тему на букет в руках Акулины. Эти бережно собранные цветы становятся лишь минутным предметом внимания того, кому они приготовлены, и затем васильки небрежно брошены на траву.

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы. Поскольку Охотник является сквозным персонажем всего цикла рассказов, и его образ раскрывается постепенно на протяжение всей книги, то подробно анализировать его в рамках отдельно взятого рассказа не следует. Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает. Среди этих людей – помещики и крестьяне; Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но учитывая условия быта своих героев.

Авторитет суждений Охотника является обязательным условием прочтения Записок. Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведения. Кроме того, Охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих ещё одну, побочную сюжетную линию.

Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик, будучи на охоте, становится свидетелем свидания Виктора и Акулины в лесу. Виктор объявляет о своём скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной и одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к её страданиям. Он уходит не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину ничком лежащую на траве. Появление Охотника спугнуло девушку. Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно подбирает цветы и хранит их.

Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения глубокого конфликта: один из героев не придаёт, да и не придавал ранее большого значения их взаимоотношениям, в то время как для другого в этом вся жизнь; девушка полностью полагается на своего возлюбленного, посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды. Она не позволяет себе усомниться, что для него это столь же важно. И когда очевидное равнодушие юноши нельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного – понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблённый лакей.

Кульминационный момент – когда два персонажа не могут доле находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается.

Другая, побочная сюжетная линия – взаимоотношения рассказчика и девушки. Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора. Персонажи не знакомы, не разговаривали друг с другом. Их встреча была случайна, и лишь рассказчик наблюдал за девушкой сколько-нибудь длительное время, она же стремглав бросилась прочь, едва завидя сквозь слёзы его расплывчатый силуэт. Однако эта встреча оказала большое впечатление на охотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет. Охотник настолько сочувствует героине своего рассказа, что берёт на себя то, чего ожидала Акулина от Виктора – понимание и сострадание. Это символизирует букет, который хранит Охотник, в то время как цветы тпредназначены Виктору. По продолжительности событий эта сюжетная линия превосходит первую: здесь завязка происходит тогда, когда рассказчик увидел девушку, то есть ранее основной завязки; кульминационный момент – когда девушка единственный в жизни миг видит Охотника, пугается его и убегает. На момент рассказа, то есть через несколько лет, воображаемая связь рассказчика и девушки продолжает сохраняться в виде сухого букета васильков, который разказчик бережно хранит.

Следующая художественная деталь – лорнет

– является аттрибутом Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. В обстановке природного интерьера, быта простых людей, этот предмет выделяется неуместностью, бесполезностью. Также и его хозяин-лакей диссонирует с обстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни.

Кстати, в экспозиционной зарисовке говорится, что Охотника сопровождает собака

, но в дальнейшем она ведёт себя очень деликатно, ничем не выдавая своего присутствия и позволяя без помех быть свидетелем описываемых событий, так что к середине действия мы можем вполне забыть о её присутствии.

Пейзажное описание. Тургенев – признанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы. В этом произведение описание природы перекликается с сюжетом как аллегория.

Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование. Теперь уже сквозь невесёлую улыбку природы проглядывает унылый страх недалёкой зимы – будущее не предвещает ничего хорошего героине рассказа. Ветер гонит по дороге опавшую листву – так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся.

В этом же тоне лёгкой печали и ностальгии, выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием.

Умиротворённый тишиной, охотник засыпает в берёзовой роще, а проснувшись, находит в двадцати метрах от себя девушку-крестьянку. Она притягивает его внимание к себе не только чудесной внешностью, ясным и прозрачным, как осеннее солнечное небо, взглядом. По заплаканному лицу девушки, оцепенению, в котором она пребывает долгое время и по её периодическому вздрагиванию от шорохов леса, он догадывается, что девушка ждёт кого-то важного для неё. Это завязка сюжета.

Важна для понимания авторской позиции и характеристика персонажа через его собственное поведение. Виктор по своему происхождению является всего лишь камердинером при барине. Однако разговаривает с Акулиной свысока, как будто он, в отличие от неё, образован и воспитан. Хвастается будущим путешествием в Петербург, а затем за границу. На фоне всего этого самохвальства поведение девушки выглядит необычайно трогательно и вызывает уважение.

Тургенев, хотя и создаёт реалистическое описание людей из простой среды, показывает тонкую организацию души героини. И тем самым она больше напоминает тургеневскую героиню-дворянку. Писатель рассматривает и природу любви как таковой. В данном случае неразделённой. Акулина не замечает недостатков своего возлюбленного. Она покорно слушает его речи, пугается вести о его скором отъезде и впадает в отчаяние. Уже осознав, что видит Виктора в последний раз, она жадно ловит взглядом каждое его движение, любуется им и одновременно страдает. Кульминацией её переживаний, а заодно и сюжета рассказа, становится момент, когда она, не выдержав своего отчаяния, просит возлюбленного сказать ей хоть одно словечко на прощание. Она напоминает ему, что раньше он был с ней другим. Читатель догадывается, что она помнит его ласковым и приветливым. Но в ответ она видит лишь недоумение и иронию.

Печальная сцена свидания заканчивается тем, что самолюбивый камердинер уходит, так и не проявив внимания к своей бывшей возлюбленной. Охотник чрезвычайно взволнован увиденным и, не выдержав нахлынувших чувств, выбегает из-за укрытия и бросается к Акулине. Но она, вскрикнув, тут же убегает.

В рассказе есть символическая деталь — букетик цветов. Акулина держит его в руках ещё до начала свидания, и уже в этот момент они выглядят увядающими. Когда девушка убегает от охотника, она роняет эти цветы. Из подтекста эпизода мы понимаем, что цветы символизируют загубленную душу молодой девушки, её утраченные надежды на счастье. В финале произведения автор признаётся, что после он долго не мог забыть несчастную Акулину.

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

1. Девушка, влюбившись в циничного молодого человека, не получила ни какого взаимного отношения и внимания.

Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность, легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.

2. Объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации. Автор заложил в основу проблему крестьян-землевладельцев и дворян. Первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же люди испорченные, оторвавшиеся от корней , позаимствовавшие у своих господ-помещиков все самые худшие качества. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – крестьянки и дворового.

3. Было около половины сентября, автор (он же рассказчик) был на охоте; стал накрапывать дождик и он решил спрятаться от дождя в одной из березовых рощ, уснув под березой. После того как автор проснулся, он стал свидетелем интересной встречи…

4. Все основные события рассказа проходили в непосредственной близости от березовой рощи, где находился рассказчик, он увидел девушку, сидевшую в двадцати шагах от него, через некоторое время сквозь чащу замелькала фигура мужчины, девушка немного смутилась, когда мужчина подошел к ней. Автор стал невольным свидетелем свидания Виктора и Акулины. Виктор объявляет о своем скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной, одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к страданиям девушки. Он уходит, не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину, ничком рыдающую на траве. Увидев охотника, девушка стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно поднимает цветы и хранит их.

5. Персонажи: Акулина, Виктор, Охотник.

Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание. На коленях Акулины букет полевых цветов, по щеке катится слезинка. Глаза у нее были светлые и большие, пугливые как у лани. С ланью противопоставляется робкая, грациозная девушка.

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, и одновременно судьей описываемого, давая свою оценку и делая выводы. Так же могу сказать, что это человек наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек; он хорошо ценит и знает природу, а самое главное интересуются жизнью людей, которых встречает. Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность.

7. Роль пейзажа.

Действие этого рассказа происходит в интерьере природы. На мой взгляд, Тургенев употребил здесь аллегорию: описание природы перекликается с сюжетом.

Время года – осень – символизирует заключительную фазу. В тексте это – конец взаимоотношения двух героев. Погода соответствует настроению – упадок, грусть, тревога, печаль. Противопоставление осины и березы, как противопоставление двух характеров главных героев, Акулины и Виктора. Охотник любит березу, а осина вызывает неприязнь, так же как и Виктор.

8. Автор нам помог раскрыть героев, заглянуть в их души, понять, что с ними происходит, он так же высказал свое мнение, с которым мы можем полностью согласиться, в том, что такие люди как Виктор не способны греть чьи-то души лаской и любовью, а могут лишь портить чье-то будущее.

9. На мой взгляд, проблемы затронутые в этом произведении, во многом были актуальны в то время, для прошлого века. Современный же человек погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуемся колоритом природы, размышляет о вечных проблемах взаимоотношения людей и узнает себя в характерах, описанных Тургеневым.

Ведь в то время подобных Акулине было множество, те, которые не имели приданого, или были сиротами, оказывались в браке не по любви и всю жизнь были обязаны жить в подчинении.

Таковы жестокие реалии того времени…

В рассказе три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик.

Одежда. Простой крестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно. Это чистая белая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка. Единственное украшение – крупные желтые бусы.

Виктора тяготит разговор на тему отношений с Акулиной. Он нервничает (молча играет цепочкой часов) и переводит тему на букет в руках Акулины. Эти бережно собранные цветы становятся лишь минутным предметом внимания того, кому они приготовлены, и затем васильки небрежно брошены на траву.

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы. Поскольку Охотник является сквозным персонажем всего цикла рассказов, и его образ раскрывается постепенно на протяжение всей книги, то подробно анализировать его в рамках отдельно взятого рассказа не следует. Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает. Среди этих людей – помещики и крестьяне; Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но учитывая условия быта своих героев.

Авторитет суждений Охотника является обязательным условием прочтения Записок. Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведения. Кроме того, Охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих ещё одну, побочную сюжетную линию.

Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик, будучи на охоте, становится свидетелем свидания Виктора и Акулины в лесу. Виктор объявляет о своём скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной и одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к её страданиям. Он уходит не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину ничком лежащую на траве. Появление Охотника спугнуло девушку. Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно подбирает цветы и хранит их.

Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения глубокого конфликта: один из героев не придаёт, да и не придавал ранее большого значения их взаимоотношениям, в то время как для другого в этом вся жизнь; девушка полностью полагается на своего возлюбленного, посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды. Она не позволяет себе усомниться, что для него это столь же важно. И когда очевидное равнодушие юноши нельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного – понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблённый лакей.

Кульминационный момент – когда два персонажа не могут доле находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается.

Другая, побочная сюжетная линия – взаимоотношения рассказчика и девушки. Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора. Персонажи не знакомы, не разговаривали друг с другом. Их встреча была случайна, и лишь рассказчик наблюдал за девушкой сколько-нибудь длительное время, она же стремглав бросилась прочь, едва завидя сквозь слёзы его расплывчатый силуэт. Однако эта встреча оказала большое впечатление на охотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет. Охотник настолько сочувствует героине своего рассказа, что берёт на себя то, чего ожидала Акулина от Виктора – понимание и сострадание. Это символизирует букет, который хранит Охотник, в то время как цветы тпредназначены Виктору. По продолжительности событий эта сюжетная линия превосходит первую: здесь завязка происходит тогда, когда рассказчик увидел девушку, то есть ранее основной завязки; кульминационный момент – когда девушка единственный в жизни миг видит Охотника, пугается его и убегает. На момент рассказа, то есть через несколько лет, воображаемая связь рассказчика и девушки продолжает сохраняться в виде сухого букета васильков, который разказчик бережно хранит.

Следующая художественная деталь – лорнет – является аттрибутом Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. В обстановке природного интерьера, быта простых людей, этот предмет выделяется неуместностью, бесполезностью. Также и его хозяин-лакей диссонирует с обстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни.

Кстати, в экспозиционной зарисовке говорится, что Охотника сопровождает собака, но в дальнейшем она ведёт себя очень деликатно, ничем не выдавая своего присутствия и позволяя без помех быть свидетелем описываемых событий, так что к середине действия мы можем вполне забыть о её присутствии.

Пейзажное описание. Тургенев – признанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы. В этом произведение описание природы перекликается с сюжетом как аллегория.

Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование. Теперь уже сквозь невесёлую улыбку природы проглядывает унылый страх недалёкой зимы – будущее не предвещает ничего хорошего героине рассказа. Ветер гонит по дороге опавшую листву – так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся.

В этом же тоне лёгкой печали и ностальгии, выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием.

Речь повествователя ведётся от первого лица. По красочности описания природы можно отличить завзятого охотника, а меткие характеристики персонажей и подбор художественных деталей выдаёт наблюдательного и опытного психолога. Речь отличается художественностью и богатсвом лексики.

Тематика и проблематика.

Как видно из разбора сюжета, объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации. Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность и легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.

Проблематику определяет отношение автора к описываему. Один из важных элементов проблематики рассказа – противопоставление крестьян-земледельцев и дворни. По убеждению повествователя, который является и выразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же – люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшее у своих господ-помещиков все самые худшие качества и кичащиеся этим. Эта тема звучит и в других рассказах цикла. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – крестьянки и дворового.

Проблемы, затронутые в произведении, во многом были актуальны лишь для прошлого века. Современный человек при чтении этого рассказа погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется колоритом природы, размышляет о вечных вопросах взаимоотношений людей и узнаёт себя в характерах, описанных Тургеневым.

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 17017 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Первый роман Тургенева: Рудин

Поэтика сновидений в повестях и рассказах И.С.Тургенева

Она сидела на пеньке и явно кого-то ждала. Милая девушка с пепельными белокурыми волосами была опрятно одета, и ее шею украшали желтые бусы. На коленях у нее лежали цветы, которые она перебирала, и она внимательно прислушивалась к шорохам в лесу. Ресницы девушки были влажны от слез. На ее кротком лице были видны грусть и недоумение. Вдалеке затрещали ветки, потом послышались шаги, и на поляну вышел щеголеватый молодой человек.

рассказ тургенева свидание


Она наклоняет головку к цветам, бережно их перебирает и рассказывает юноше, что значит каждый цветок, и дарит ему букет из васильков. Тот небрежно его роняет и говорит о скорой разлуке: его барин уезжает в Петербург, а затем, возможно, за границу.

(566 слов) Однажды рассказчик неожиданно заснул под деревом с густыми ветками в березовой роще. Это произошло осенью. Как только рассказчик проснулся, то увидел перед собой молодую крестьянку. Девушка, сидя на корточках и перебирая цветы, кого-то ждала. Рассказчик стал наблюдать за девушкой. Он увидел, что героиня очень хороша собой, она молода и чиста. Перед ним сидела пепельная блондинка с нежным золотистым загаром и длинными ресницами. На ней были клетчатая юбка и белая блуза, а в качестве украшения служили желтые бусы. Рассказчик заметил, что поведение и эмоции крестьянки свидетельствовали о ее детской непосредственности. Она то плакала, то удивлялась собственным слезам. Кроме того, он заметил в выражении лица девушки грусть, смущение, а также радость от предстоящей встречи. Вдруг он услышал шаги. Этим человеком оказался тот, кого крестьянка ждала все это время. Она обратила к нему молящий взгляд.

Прошло некоторое время, и Виктор Александрович удалился. Девушка желала услышать хотя бы несколько вежливых слов на прощание, однако она их не дождалась и заплакала. Молодой человек терпеть не мог женских слез, он просто пожал плечами и удалился. Акулина побежала вслед за Виктором, она просила его хоть немного побыть с ней. Однако ее ноги подкосились, и она вдруг упала на колени. Рассказчик, не выдержав, поспешил на помощь девушке. Героиня закричала и убежала. Автор собрал все цветы, которые остались. Ему было очень жалко бедную девушку, ведь она полюбила недостойного человека.

Можно утверждать, что в своем произведении Иван Тургенев продемонстрировал читателю сильное чувство, которое не нашло ответа из-за мнимого сословного неравенства. Камердинер возгордился от общения с барином, его испортило светское общество, поэтому он стал надменным и бесчувственным. Он не имел оснований для высокомерия, ведь был таким же слугой, как и все. Но мир рабов и господ развратил его душу. Героиня искренне полюбила его и ждала от него хотя бы доброго слова. А он лишь красовался, самоутверждаясь за ее счет.

Автор: Виктория Комарова

Анализ произведения

Сначала рассмотрим героев. Их всего трое: охотник, Акулина и Виктор.

Автор исподтишка любуется девушкой, которая является центром рассказа. Сначала описана ее внешность с глазами лани и длинными ресницами, тонкой, слегка загорелой кожей, светлыми волосами, схваченными алой лентой. Только слезинки катятся по щеке. При появлении Виктора она радостно встрепенулась, а потом смутилась. Она с трепетом нежно целует руку Виктора и обращается к нему уважительно. А когда узнает о расставании, то не может сдержать своего горя. Акулина пытается сдерживать себя и вымаливает только доброе слово на прощание. Букет, который она собрала, имеет для девушки большое значение, но особенное она придает василькам, которые небрежно, как и ее саму, отверг Виктор. Эти синие цветы стали символом поруганной любви.

Виктор сразу производит на автора нехорошее впечатление. Молодой человек очень некрасив. Глазки у него маленькие, лоб узенький, усики редкие. Он полон самолюбования и довольства собой. С Акулиной Виктор ведет себя безобразно, зевает, показывая, что ему с крестьянкой скучно. Он без конца крутит свои часы и лорнет, которым не умеет пользоваться. В конце концов искреннее горе Акулины его пугает, и он позорно убегает, оставляя девушку одну.

Охотник рассказывает нам о свидании, сочувствуя девушке и презирая циничного лакея, который, возможно, сломал ей жизнь.

свидание тургенев анализ

Текст для читательского дневника Тургенев Свидание

Автор рассказа становится случайным свидетелем сцены прощания между крестьянской девушкой Акулиной и господским слугой Виктором, которого она уважительно зовёт по отчеству – Александровичем. Слуга ведёт себя с влюбленной в него девушкой по-хамски, строит из себя барина. Завтра он должен уехать в столицу, а там – за границу, где, конечно, всё такое, что Акулине и не снилось, по его мнению. Девушка страдает, жалеет о времени, потраченном на этого неблагодарного человека, этим вызывает сочувствие автора, который даже выдаёт своё присутствие. Автор подбирает забытые ей цветы, долго хранит их, жалея её и других девушек, обманутых внешностью и сказками низких людей.

Последнее свидание

Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
История создания
Литературное направление и жанр

Романтическим ореолом овеян красавец с усами, появившийся как будто из другого мира. В традициях реализма описан главный герой, который как раз и ставит перед собой цель разоблачить мистику совпадений.

Проблематика

В повести поднимается проблема того, как духовные и нравственные вопросы соотносятся с материальной жизнью человека. Другие проблемы — связь любви и счастья, непрочность человеческого счастья, которое не всегда зависит от видимых причин.

Герои рассказа

Главный герой рассказа — охотник. Повествование ведется от первого лица. Упорство, с которым герой ищет ответ на вопрос о том, кто такая незнакомка, свидетельствует о его рационализме. Вместе с тем, рассказчик придает особое значение этим мистическим встречам, как будто ему самому не хватает любви и драматизма в жизни.

Отсюда его импульсивные и мелочные поступки: он выспрашивает у крестьян о помещицах, пытается заплатить Лукьянычу за откровенный разговор, напускает на себя таинственность, твердя незнакомке, что все знает, хотя не знает ничего.

Не вполне понятна роль в рассказе Лукьяныча. Возможно, он — двойник незнакомки, стремящийся к идеалу, не принимающий компромиссов . Недаром же во сне герою он представляется Дон-Кихотом.

Сюжет и композиция

В композиции Тургенев соблюдает тройственные сказочные формулы. Герои встречаются трижды, трижды звучит итальянская песня.

Важен в композиции сон героя, в котором как будто открывается истинная сущность незнакомки, похожей на ангела, и ее возлюбленного, напоминающего итальянского паука.

Современники отмечали слабую композицию рассказа. Они недоумевали, к чему в произведении фантастическая смерть Лукьяныча. Критики единодушно признавали, что главное в рассказе — не события, а впечатления, которые они производят на рассказчика, его настроение.

Стилистические особенности

Реалистической повесть делают именно детали, бытовые мелочи: описание охоты и помещичьего заброшенного дома, неинтересная внешность сестер-помещиц и прозаическое имя Пелагея Бадаева, сонный и равнодушный староста.

Тургенев буквально рисует цветами, запахами: неизменное белое платье героини, желтое солнце, черные глаза и волосы, такая же черная ароматная южная ночь.

Современники особенно ценили в рассказе лиризм, прекрасное описание южной ночи и природы средней полосы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предметно-содержательные (обучающие) цели:

*повторить основные речеведческие понятия (тип и стиль речи, средства и способы связи предложений в тексте);

*совершенствовать умение определять функционально-смысловую характеристику текста;

*совершенствовать речептивно-аналитические текстовые умения, в частности проводить полный анализ текста, опираясь на герменевтический подход к анализу произведения;

*формировать умение строить устные и письменные высказывания с использованием разных типов речи, речевых клише.

2.Проблемно-дидактические (развивающие) цели:

*развивать коммуникативную готовность к работе в группе, личностную рефлексию.

1 Целеполагание (цели и задачи урока).

3.Этап предпонимания. Приём акцентно-смыслового чтения и герменевтического анализа текста.

4.Зачем же автор поведал читателю о встрече когда-то рассорившихся друзей? Определите идею стихотворения и запишите в тетрадь, чтобы в конце урока сверить первоначальное понимание смысла произведения с итоговым. Идею определили, теперь необходимо понять, как автор доносит её до читателя через использование определённых функционально-смысловых типов речи и языковых средств. Поработаем в группах.

4. Групповая работа.

1.Подготовьте монологический ответ на поставленные вопросы по первой части текста.

*Каково типологическое строение данного текста?

*Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи?

* Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?

*Есть предположение, что первая часть текста – повествование. Большая часть предложений в этой части имеет прямой порядок слов. При прямом порядке слов важнейшая информация располагается в конце предложения. На чём же хотел сосредоточить внимание читателей автор, используя в этой части прямой порядок слов?

*Найдите и выпишите из первой части текста антонимы. С какой целью они используются в этой части стихотворения?

* Проследите по тексту за употреблением видовременной формы глаголов в первой части текста. Когда видовременная форма глаголов изменяется, с какой целью?

*И.С.Тургенев любит использовать двойные и тройные эпитеты, которые придают гармоничность повествованию, усиливают предыдущий эпитет, уточняют его смысл и создают общий ритм повествованию. Цепь эпитетов состоит из синонимов, которые образуют сильное экспрессивное средство. Цель их – фиксировать внимание на признаках предмета. Какие двойные эпитеты и с какой целью использует автор в первой части текста? Уточните лексическое значение найденных эпитетов по словарю.

*Инверсия придаёт высказыванию экспрессивный характер и поэтому является одним из наиболее выразительных средств. Найдите в первой части текста инверсию, определите цель её употребления.

*И.С.Тургенев лишь единожды использует риторическое обращение и восклицательное предложение. Какова их роль в этой части текста?

*Подготовьте монологический ответ на поставленные вопросы по второй части текста.

*Каково типологическое строение данного текста?

*Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи?

*Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?

*И.С.Тургенев любит использовать двойные и тройные эпитеты, которые придают особую гармоничность повествованию, усиливают предыдущий эпитет, уточняют его смысл и создают общий ритм повествованию. Цепь определений состоит из синонимов, которые образуют сильное экспрессивное средство. Их цель – фиксировать внимание на признаках предмета. Какие эпитеты использует автор во второй части и с какой целью?

*В фрагменте описания больного автор использует словосочетания наречия + глагол. Какова роль таких сочетаний в понимании смысла текста?

*Проследите по тексту (вторая часть) за употреблением видовременной формы глаголов. Когда видовременная форма глаголов изменяется, с какой целью?

*Только раз автор миниатюры использует во второй части текста слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Какова смысловая роль данного слова?

*Подготовьте монологический ответ на поставленные вопросы к третьей части текста.

*Каково типологическое строение данного текста?

*Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи?

*Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?

* Проследите по третьей части миниатюры за употреблением видовременных форм глаголов. Когда видовременная форма меняется, с какой целью?

*И.С.Тургенев любит использовать двойные и тройные эпитеты, которые придают особую гармоничность повествованию, усиливают предыдущий эпитет, уточняют его смысл и создают общий ритм повествованию. Цепь определений состоит из синонимов, которые образуют сильное экспрессивное средство. Их цель – фиксировать внимание на признаках предмета. Какие эпитеты использует автор в третьей части текста и с какой целью?

*Синтаксический параллелизм предполагает соблюдение одинакового порядка слов в следующих друг за другом предложениях или их частях. Найдите в третьей части примеры употребления синтаксического параллелизма, определите его роль в тексте.

*И.С.Тургенев создаёт образность простыми средствами, используя стилистически нейтральные слова. Но есть и исключения. Найдите в третьей части слова высокого стиля, какова их функция в тексте?

*Каково типологическое строение данного текста?

*Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи?

* Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?

Дополните ответы одноклассников своим мнологическим рассказом, опираясь на поставленные вопросы.

*Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть может быть композиционным приёмом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приёме градации? Для ответа найдите синонимы (в том числе и контекстуальные) к слову болезнь (безнадёжно болен… и продолжите синонимический ряд).

*Найдите и выпишите из текста антонимы. Когда и с какой целью они используются в стихотворении?

*На каком приёме основана композиция текста? Обратите внимание на начало и конец стихотворения в прозе. Как они соотносятся? Что даёт такое построение (приём обрамления) текста для понимания идеи произведения?

*Дополните ответы одноклассников, опираясь на поставленные вопросы.

*Каково типологическое строение данного текста?

*Почему в такой последовательности располагает автор типы речи?

*Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?

*Согласны и вы с утверждением, что автор стихотворения в прозе использует цветопись и звукопись? Как вы думаете, с какой целью обращается к этим средствам выразительности?

* И.С.Тургенев любит использовать экспрессивный синтаксис: сложносочинённые предложения с союзом и, обозначающие действие и его результат. В каких типах речи автор обращается к данным синтаксическим структурам? С какой целью?

*Проследите по тексту, изменилось ли душевное состояние рассказчика к концу стихотворения?

*Приведите примеры лексического повтора. Какова их функция?

*Согласны ли вы с утверждением, что идея миниатюры – идея примирения, единения на пороге смерти, упрёк рассказчика самому себе за прежнюю отчуждённость, разделённость?

* Только раз автор миниатюры использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Какова смысловая роль данного слова?

Иссохшим в подушках под бременем муки,

Таким ты России его передашь.

Крамской нарисует прозрачные руки

И плотно прижатый к губам карандаш,- скажет поэт Всеволод Рождественский, признаваясь в конце:

И мог ли я думать, что близким навек

Мне станет вот этот сгоревший до пепла

В труде и азарте большой человек.

Но весь ли текст И.С.Тургенева прочитан нами? Ознакомьтесь со вторым вариантом стихотворения. Выразиите своё отношение ко второму тексту.

7.Синтетическое упражнение (сочинение – миниатюра).

8.Подведём итоги работы. Отрефлексируйте свою учебную деятельность, используя речевое клише.

9.Домашнее задание. Упр. №317, стр.165. (письменно анализ статьи С.Залыгина).

Читайте также: