В чем разница между формальным и неформальным образованием кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мы все думаем, что знаем об образовании как об образовании, которое преподают в школах по всей стране. Эта система образования, разработанная правительством и основанная на учебной программе, называется формальной системой образования. Однако в большинстве стран также существует неформальная система образования, которая полностью отличается от школьного образования и не имеет ничего общего со строгой учебной программой и другими обязательствами, присущими формальному образованию. Всегда велись давние споры о полезности неформального образования, и его также сравнивали с формальным образованием по различным характеристикам. Давайте посмотрим поближе.

Надлежащее образование

Образование, которое студенты получают от подготовленных учителей в классах по структурированной учебной программе, называется формальной системой образования. Формальное образование тщательно продумано и предоставляется учителями, имеющими базовый уровень компетентности. Эта компетенция стандартизируется путем формального обучения учителей, чтобы предоставить им сертификат, который может отличаться в разных странах.

Формальное образование передается в основном в направлениях современной науки, искусства и торговли, причем научное направление позже разделилось на инженерные и медицинские науки. С другой стороны, есть также специализация по менеджменту и бухгалтерскому учету, которыми студенты могут заниматься в высших учебных заведениях после завершения 16 лет формального образования.

Неформальное обучение

Неформальное образование относится к системе образования, которая не управляется и не финансируется государством. Он не ведет к какой-либо сертификации и не структурирован или основан на классе. Например, отец дает уроки своему сыну, чтобы научить его разбираться в семейном бизнесе, является примером неформального образования. Таким образом, неформальное образование - это система или процесс, который передает навыки или знания, которые не являются формальными и не признаются государством.

Это образование также не организовано или структурировано, как в формальном образовании.

Уроки, извлеченные из инцидентов, радио, телевидения, фильмов, старейшин, сверстников и родителей, классифицируются как неформальное образование. Неформальное обучение помогает малышам расти и адаптироваться к обычаям и традициям общества, и они учатся лучше адаптироваться к окружающей среде.

В чем разница между формальным и информальным образованием?

• Формальное образование признается государством, а также отраслью, и люди, как правило, получают возможности трудоустройства на основе достигнутого уровня формального образования.

• Неформальное образование не признается государством, но играет важную роль в общем развитии человека. Эта система обучения в основном носит случайный и вербальный характер и не структурирована, как формальное образование.

• Учителя в системе формального образования проходят формальную подготовку и получают ответственность за преподавание в зависимости от их компетенции.

• Формальное образование происходит в классах, а неформальное образование - в жизни.

В формальном образовании существует специально разработанная учебная программа, в то время как в неформальном образовании отсутствуют учебная программа и структура.

Каждая команда обучения и развития стремится к одной конечной цели – чтобы каждому сотруднику были предоставлены все возможности для обучения. Но как лучше всего это сделать для современного бизнеса?

Формальное и неформальное обучение – два противоположных стиля обучения. Один структурирован и организован. Другой – случайный и неструктурированный.

Давайте рассмотрим каждый из этих видов и выясним, какая стратегия обучения лучше всего подойдет вашей организации.

Что такое формальное и неформальное обучение?

В корпоративной среде формальный вид используется в контексте обучения соблюдению требований или адаптации нового сотрудника. Это типы обучения, которые нуждаются в структуре, имеют определенные сроки и свою цель.

Неформальное обучение же наоборот неструктурировано, часто непреднамеренно, и происходит вне обычных условий обучения. Важно отметить, что это самоуправляемый, асинхронный процесс, у которого нет реальных целей, скорее он происходит естественным образом.

В рамках вашего бизнеса этот вид обучения может происходить когда удобно и где угодно. Например, вы можете общаться с коллегой, и она упоминает, что нашла более эффективный способ автоматизировать ручной процесс, который вы тоже можете использовать. Хотя это было не намеренно, вы все же кое-чему научились.

Формальные и неформальные методы обучения

Когда мы сравниваем формальное и неформальное обучение, то у каждого из них есть разные учебные методы. Вот наиболее распространенные способы их использования на рабочем месте:

Формальные методы обучения

1. Личное взаимодействие с инструктором

Более традиционный и все еще широко распространенный формальный метод обучения – очно, индивидуально или с группой. Он популярный, поскольку добавляет уровень непосредственной интерактивности, возможность личного взаимодействия с преподавателем.

Но в то же время очное обучение, такое как семинары, коучинг и обучение на рабочем месте, имеет свои недостатки. Это дорого, отнимает много времени на организацию, и при этом вашим ученикам приходится пропускать рабочие дни, чтобы пройти обучение.

2. Онлайн-обучение

Проведение онлайн-обучения, осуществляемое с помощью системы управления обучением, стало новой нормой для компаний, стремящихся реализовать формализованную стратегию обучения. Главное преимущество в том, что это быстро и легко. Учащимся просто нужно войти в LMS и пройти обучение в любое время.

Неформальные методы обучения

Поскольку неформальное обучение является органичным и незапланированным, гораздо сложнее определить реальные способы его использования в вашей компании.

Однако важно отметить, что неформальное обучение уже происходит в вашем бизнесе. Вы просто можете не осознавать этого. Каждый раз, когда сотрудник решает поискать способы улучшения процесса или когда идет разговор между коллегами о рабочей задаче, происходит обучение.

Тем не менее, есть несколько способов развивать неформальное обучение в вашей компании. Во-первых, наличие у ваших сотрудников множества ресурсов, которые они могут использовать при необходимости, поощряет случайное обучение. Кроме того, есть социальное обучение, а именно личные беседы, взаимодействие в мессенджерах или чатах в вашей системе управления обучением. Все это стимулирует общение ваших сотрудников, повышает их учебную мотивацию.

Когда использовать формальные и неформальные методы обучения?

Когда дело доходит до стратегий обучения в рамках бизнеса, важно понимать одну вещь о формальном и неформальном обучении – они не исключают друг друга. Каждый метод имеет свои преимущества и играет определенную роль в вашей организации. Поэтому важно знать, какой из них подходит для использования в той или иной ситуации.

Для таких тем, как обучение комплаенсу, адаптация новых сотрудников, обучение навыкам работы, формирование мягких навыков и обучение продукции, ответ – да. Все это курсы, которые влияют на успех вашего бизнеса, и знание того, что ваши сотрудники получают информацию, необходимую для эффективного выполнения своих обязанностей, является важным показателем, который необходимо отслеживать.

Вы сами должны решить, какие учебные процессы лучше всего подходят для вашей организации. Но помните: самые успешные компании делают обучение приоритетом, независимо от того, какую форму оно принимает. Поэтому пока ваши сотрудники чувствуют поддержку в обучении, независимо от метода, это шаг в правильном направлении.

Неформальное обучение: что это

В большинстве культур принято, что дети ходят в школу, чтобы получить формальное образование. Однако есть большая часть населения, которая начинает понимать, что формальное образование не обязательно является наиболее эффективной формой обучения. Таким образом, неофициальное обучение признается столь же эффективными, как и более формальные методы. На самом деле, существует много преимуществ неофициального обучения, даже если оно происходит за пределами стандартного класса.

В чем разница между формальным и неформальным обучением?

Формальное обучение (или формальное образование) — это образование, которое ученик получает в классе по заранее разработанной программе. Неформальное обучение – это обучение, которое происходит вне этих формальных условий.

Неформальное обучение может происходить в любой форме: от индивидуальной программы в музеях и библиотеках до домашнего обучения.

Поскольку каждый человек учится по-разному, неформальное обучение может быть для некоторых лучшим способом обучения. Кроме того, этот вид обучения не сильно зависит от книг и слов.

Для кого полезно неформальное обучение?

Не существует определенных условий, при которых определенная группа учащихся получит что-либо полезное от неформального обучения. На самом деле, многие профессионалы считают, что все люди учатся с помощью неформальных методов на протяжении всей жизни. Например, младенцы и дети учатся двигаться и общаться, имитируя деятельность своих родителей и опекунов. Также и сами взрослые не редко учатся новым хобби или умениям, выполняя интересные для них действия. Фактически, люди будут продолжать свое неформальное образование на протяжении всей своей жизни.

Где можно столкнуться с неформальным обучением?

Для того, чтобы считаться неформальным, обучение должно проводиться вне формальной учебной среды. Однако это не означает, что обучение у профессионала считается формальным. Если человек идет на уроки тенниса в местный спортклуб к тренеру, он все равно проходит неформальное обучение. Учитывая это, неформальное обучение может быть пройдено почти в любом месте. Поход в музей, библиотеку или театр может быть помещен в категорию неформального обучения.

Зачем выбирать неофициальное образование?

Одним из наиболее важных факторов, которые следует помнить, является то, что большинство людей занимаются неформальным образованием, потому что они этого хотят, а не потому, что их кто-то вынуждает это делать. Кроме того, часто бывает выгоднее получать неформальное образование, а не формальное и официальное.

На самом деле, было установлено, что дети могут учиться намного лучше, когда они чувствуют себя комфортно и менее запуганы процессом обучения. Следовательно, это относится и ко взрослым. Как только давление со стороны более формальных методов пропадает, человек гораздо более восприимчив к информации.

Возрастающее признание неформального обучения

За последнее десятилетие неофициальное обучение стало широко признаваться в качестве приемлемой альтернативы более формальной обстановке класса. Кроме того, было установлено, что дети, обучающиеся на дому, имеют более высокое понимание и уровень развития познавательных навыков, чем дети, посещающие традиционные школы. Эти статистические данные показывают, что для некоторых детей неформальные образовательные условия могут быть более эффективными. Дети, которым разрешено получать неформальное образование в начале жизни, продолжают его и во взрослой жизни. Неформальное образование не фокусируется на книгах и структуре. Наоборот, неформальное обучение требует использования чувств, для лучшего понимания представленных концепций. Тестирование редко является требованием в неформальном обучении, позволяя уму поглощать информацию без давления.


Статья посвящена исследованию тенденции организации образовательного процесса на принципах формальной, неформальной и информальной моделей. В статье приводится сопоставительный анализ указанных моделей, предоставляется история становления и развития указанных подходов, а также анализируется опыт разных стран по организации образовательной среды в соответствии с предлагаемыми парадигмами.

Ключевые слова: обучение в течение всей жизни, формальная модель образования, неформальная модель образования и информальная модель образования.

Наряду с этим, происходит признание различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО вводит специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование.

По данным ЮНЕСКО в наиболее успешных странах дополнительным (неформальным и информальным) образованием охвачено 30–40 % населения в возрасте 25–64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17 %, в России — около 8 %. По приведенным данным можно заключить, что в западных странах модели развития и официального признания результатов информального и неформального образования являются развивающейся практикой, то в российских реалиях это на сегодняшний момент остается дискуссионной площадкой.

Анализируя эффективность каждой модели, приведём ключевые характеристики, присущие каждой из них:

‒ Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения. Может проводиться образовательными или общественными организациями, различными клубами и кружками, секциями, при обучении с преподавателем или тренером индивидуально, и представляет собой разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы, которые сопровождаются выдачей документа, подтверждающего дополнительное повышение квалификации — сертификат участника, диплом повышения квалификации, свидетельство.

‒ Информальное образование — индивидуальная деятельность человека, направленная на познавательный процесс, который сопровождает его повседневную жизнь, при котором не всегда существует конкретный результат. Оно носит спонтанный характер, реализуется путем активизации людей в культурно-образовательной среде, а именно общение между собой, чтение, посещение театров, музеев и различных культурных учреждений, путешествия, просмотр СМИ и т. д., где взрослый превращает все средства образовательных потенциалов общества в инструменты своего самосовершенствования, результат ежедневной работы, семейной и досуговой жизни, который не имеет чёткой структуры.

Обращаясь к истории развития формального и неформального образования, важно выделить следующие события:

‒ 70-е годы XX века — стремительный рост понимания того, что развитие личности первоначально зависит от индивидов и существует необходимость большего уделения внимания качеству собственной жизни. Данное понимание обосновало необходимость качественно новых подходов к организации дополнительной системы образования, профессионального и индивидуального развития и т. д.

‒ 80–90-е годы ХХ века — становление заметного контраста между формальными и неформальными образовательными системами. Формальная система в большей степени связана с системно-ориентированным процессом обучения, в котором учащиеся — это пассивные потребители знаний и умений, которые транслирует им образовательная система посредством преподавателя, которые воспроизводятся по требованию, а неформальная образовательная система характеризуется личностно-ориентированным обучением, в котором и создаётся уникальное знание, основанное на собственном опыте преподавателя.

Следует отметить, что при ограничениях, которые установил Совет Европы, неформальное обучение включает в себя различное обучение, направленное на точную, но при этом свободно выбранную цель, которая учитывает социальный контекст, и основная деятельность неформального образовательного процесса не заключена в школьном или профессиональном обучении. Отталкиваясь от его расширенного конкретного содержания, оно охватывает практически все действия, которые не направлены на получение документа государственного образца, подтверждающего соответствующее образование — диплома, свидетельства, сертификата, происходящие за рамками институционализированного, запланированного стандартным образовательным контекстом.

Характерной чертой неформального образования является многообразие учебных программ, добровольное участие в них, а также использование в обучении личностно-ориентированных методов. В Финляндии государственный бюджет неформального сектора составляет 24 % от суммы средств, которые выделяются на обучение взрослых в стране. В Финляндии существует постоянно активная система признания образования, которое получено неформальным и/или информальным путями, которая поддерживается государством, и при этом существует возможность дальнейшего улучшения и унификации имеющейся практики подтверждения повышения квалификации.

В Финляндии была образована организация образования взрослых (FAEA) — организация по неформальному обучению взрослых в Финляндии, которая вносит огромный вклад в развитие неформального и информального образования взрослых, и главными обязанностями данной организации является продвижение, международное взаимодействие и дальнейшее обучение преподавателей, которые работают в сфере образования для взрослых.

В рамках первого проекта (Weiterbildungspass) осуществлялось исследование применения паспорта непрерывного образования. Проанализирована 51 pass-инициатива в школах, профессиональном образовании, волонтерской деятельности. По итогам реализации данного исследовательского проекта была разработана модель национального паспорта. Функционал модели заключался в подтверждении и оценке компетентностей, приобретенных в условиях неформального образования, определении жизненных, профессиональных целей обладателя паспорта и побуждении его к реализации поставленных задач.

Проект Lernkultur Kompetenzentwicklung направлен на разработку и апробацию эффективных образовательных программ, повышение профессиональной компетентности обучающихся, изучению возможностей более результативного осуществления неформального обучения.

Официальное признание неформального образования в Великобритании Департаментом бизнеса, инноваций и квалификаций состоялось в 2009 году. В этом же году состоялся Фестиваль революционного обучения, который поддерживался библиотеками, предлагающими много интересных форм неформального обучения.

Обобщение результатов анализа международного опыта неформальной и информальной моделей образования взрослых позволило выделить его следующие характеристики:

‒ ориентация на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения;

‒ отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации взрослых людей;

‒ высокий личностный смысл обучения;

‒ внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности;

‒ развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной личной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой жизни;

‒ обеспечение возможности лучше понимать и, если необходимо, изменять окружающую социальную структуру;

‒ развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;

‒ гибкость в организации и методах обучения;

‒ высокий уровень активности обучающихся;

‒ самооценка слушателями получаемых результатов на основе значимых для них критериев;

‒ основанность отношений между обучающими и обучаемыми на взаимном уважении, демократической культуре, культуре участия.

В последнее время в различных регионах России предпринимаются попытки преобразования системы образования взрослых, в том числе и повышения квалификации за счет различных аспектов: включения новых форм обучения взрослых, создание организационных структур, инициирующих инновационные процессы, индивидуализации содержания курсов подготовки и др.

Основными задачами практикующих институтов повышения квалификации являются:

‒ удовлетворение потребностей работников в получении знаний о новейших достижениях в областях их профессиональной реализации, передовом отечественном и зарубежном опыте;

‒ организация и проведение научных исследований, опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

‒ научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций групп документов и материалов;

‒ разработка инновационных форм проведения учебных занятий, новых подходов организации индивидуального обучения, построения личной профессиональной траектории образования.

Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, Финляндия, неформальное обучение, образовательный процесс, жизнь, непрерывное образование, образование, государственный образец, непрерывное обучение, образовательная политика.

Ключевые слова

обучение в течение всей жизни, формальная модель образования, неформальная модель образования и информальная модель образования., неформальная модель образования и информальная модель образования

обучение в течение всей жизни, формальная модель образования, неформальная модель образования и информальная модель образования.

Похожие статьи

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера.

Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, непрерывное образование, жизнь, образовательный процесс, образовательное пространство

неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование.

Неформальное образование: сущность и перспективы детских.

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Непрерывное образование как условие профессиональной.

Каналы реализации непрерывное образование охватывают всю сферу формального и неформального образования и включают государственную образовательную систему, частные учебные заведения, очное, вечернее, очно-заочное и заочное обучение.

Непрерывное образование как основоположное условие.

Возможности электронного обучения в непрерывном.

Непрерывное образование, электронное обучение, студент, смешанное обучение, процесс обучения, образовательный процесс, иностранный язык, непрерывное профессиональное образование, учебный материал, жизнь.

Реформация технологий преподавания на примере финской.

Финляндия, Россия, школа, обучение, структура образования, система образования, Российская Федерация, основное преимущество, повседневная жизнь, финское образование.

Итоги теоретического этапа мониторинга адресности.

потребность, образовательная деятельность, группа, страна СНГ, индивидуальный образовательный путь, неформальное образование, непрерывное образование, личностное развитие.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции.

Непрерывное образование — процесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни.

Разновозрастные практики неформального общекультурного.

Основные термины (генерируются автоматически): культурная преемственность, непрерывное образование, неформальное образование, друг друга, социальная гармония, современная.

Читайте также: