В чем смысл и значение научной революции xvii века в философии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обcуждения могут быть пояснения.

Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Содержание

Научные революции

Первая научная революция XVII / XVIII веков

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана с духом просвещения.

Это было связано с тем, что знание, полученное опытом, низко ценилось. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался лишь очень постепенно [4] .

Сейчас науки занимаются получением знания. Тогда они занимались его бережным хранением и передачей дальше. Оно хранилось в канонических текстах, которые трактовались определённым способом и постоянно зубрились. Такими текстами были Библия и античные авторы: в первую очередь Аристотель, важный для логики и схоластики, римское право (кодекс Юстиниана), труды Гиппократа. Но все они не давали ответа на новые вопросы, поставленные наблюдениями. Современные научные исследования не находили себе места в системе университетских дисциплин, ибо те были традиционными местами передачи знания, а не исследований, и преподавали они теоретическое знание, не практическое [5] .

Вот что писал английский историк Эдвард Гиббон (Edward Gibbon, 1737-1794) про современные ему университеты:

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы [12] .

Открытия

Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны среди прочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона.

    (1473—1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа. (1571—1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики. (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.
  • Механическая картина мира Ньютона:
    • Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве.
    • Любые события предопределены законами классической механики.
    • Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов.
    • Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел.
    • Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации.
    • Синтез естественно-научного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

    Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

    Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположник символической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

    Вторая научная революция конца XVIII века — 1-я половина XIX века

    Третья научная революция конец XIX века — середина XX века

      — понятия электромагнитного поля — электродинамика, статистическая физика — и как вещество и как электромагнитное поле
    • Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики — о медленном непрерывном изменении земной поверхности — целостная концепция эволюции живой природы , Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого , Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает. — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость — радиоактивность — Лучи — элементарная частица электрон — планетарная модель атома — квант действия и закон излучения — квантовая модель атома Резерфорда-Бора — общая теория относительности — связь между пространством и временем — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)
    • Зависимость знания от применяемых исследователем методов
    • Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений
    • Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности
    • Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором
    • Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность
    • Тезис о непрозрачности бытия, блокирующий возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием.
    • Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта
    • Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

    Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейнман:

    В шестнадцатом-семнадцатом веках активно развивается экспериментально-математическое естествознание и интеллектуальная жизнь людей. Естествознание занимает передовые позиции в рассуждениях, вызванных развитием капиталистического производства. Наука способна ответить на насущные вопросы народа, которые постепенно меняются, как и новое общество. Природу можно изучить с помощью реальных, действенных законов. Для этого не нужен божественный дух, все объяснимо и понятно.

    В теоретическом мировоззрении начинает проявляться методологическая подоплека. Стартует развитие гносеологии. Философия и наука связаны между собой, что сопровождается переориентацией мышления.

    Философия 17 века – кратко

    Научная революция в философии – это переход к философским взглядам Нового времени. XVII век становится периодом отхода от средневековых тенденций, полностью исключаются схоластические догмы, формируются иные приоритеты. Бог более не может являться путем к познанию. Разум, знания становятся ключевыми аспектами в суждениях философов. Зачастую именно семнадцатый век характеризуют как эру рационализма.

    Научная революция 17 века приводит к популяризации математической методологии в сфере естествознания. Это способствует колоссальному прорыву. Рационалисты в этот период были приверженцами математического направления. Каждое исследование на основе математики становилось идеальным научным знанием для приверженцев рационализма. Основываясь на этом, они выдвигали философские теории:

    • Опыт может порождать или определять истину;
    • Чувственные, неустойчивые, переменчивые взгляды не являются определяющими критериями;
    • Рациональные, дедуктивные методы поиска истины в математике являются примером для философской мысли. Она должна быть результатом действия разума, иметь обоснование.

    Философы 17 века научный прогресс воспринимали по-разному. Возникали разногласия и споры по поводу подлинных знаний и их основы. Некоторые считали, что опыт является основой, другие отстаивали теорию разума. В период Нового времени сторонники этих теорий присоединились к группам эмпиризма и рационализма.

    Во время семнадцатого века сформировались принципиально новые философские взгляды. Они основывались на экспериментально-опытных исследованиях и ценности разума.

    Научная революция в философии – развитие науки в 16-17 веках

    Много открытий, исследований и становление производства приводят к первым революциям. Военный конфликт спровоцирован не был, однако революционные настроения Нидерландов и Англии привели к ряду рациональных изменений в следующих областях:

    • Экономической;
    • Политической;
    • Социальной;
    • Мировоззренческой.

    Семнадцатый век стал периодом всестороннего развития. Активно прогрессировала сфера мануфактурного производства, развивалась мировая торговля, область мореплавания, военное дело. Открылась первая академия, где проводились научные исследования прикладного и практического значения. Для купцов, ученых идеалом становится человек. Именно он способен достигнуть успеха, развивать мир.

    Появились научные общества. Научная революция привела к становлению механики, которая объясняла передвижение объектов в пространстве. Это стало значимым аспектом для становления философского мировоззренческого мышления семнадцатого столетия.

    Философия и социальная среда оказались связаны между собой только через естествознание, различные его проявления. Религиозное восприятие также имело большое значение, так как представляло идеологию государства. Передовые мыслители возвращались к божеству, потому что считали механистическое мировоззрение ограниченным.

    Рассмотрим какие вклады внесли в становление науки выдающиеся представители Нового времени. Речь едет о мощном движении –научной революции, которое обретает в XVII в. характерные черты в работах Галилей, идеях Бекона и Декарта и которое впоследствии получит свое завершение в классическом ньютоновском образе Вселенной, подобной часовому механизму.

    За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира. С этим изменением связано и изменение- также медленное, мучительное, но неуклонное – представлений о человеке, о науке, о человеке науки, о научном поиске и научных институтах, об отношении между наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и религиозной верой.

    В свою очередь Реформация явилась выражением разложения феодализма и рождения новой буржуазной формации. Разложение феодальных отношений, сопровождающееся подобными настроениями, меняет общую картину мира, меняет отношение к природе, к естественному и сверхъестественному (чудесному). Значение идеологий Реформации для развития науки Нового времени состоит прежде всего в разрушении средневековой иерархической картины мира позднего католицизма и в переориентации воли человека с созерцательного отношения к истине на активный ее поиск в Книге мира.

    Таким образом, МКМ XVII в, которая утверждала идею качественного единства, унифицированности всего телесного мира и его жесткую подчиненность законам, исходящим из единого божественного источника, по социальному генезису отражает процесс становления буржуазного способа производства, однако не непосредственно, а через опосредующее звено идеологических систем эпохи Реформации. Она стала ведущей мировоззренческой основой для развития физики, химии, политэкономии, теории государства и права и других отраслей естественного и социального познания.

    По мнениям многих западных исследователей (Дж. Бернал, Э. Цильзель) становление буржуазных социально-экономических отношений, пронизанных духом рационализма Нового времени, привело к постепенному ослаблению религиозного, магического, анимистического восприятия мира и укреплению рациональных представлений о мироздании. А поскольку развитие капиталистического производства потребовало развития механики и математики, то картина мира приобрела рациональный механико-математический характер, мышление стало рациональным.

    Средневековая схоластическая картина мира в ходе научной революции XVI-XVII вв. подверглась разрушительной критике целым рядом философов и ученых. Процесс преобразования секуляризации схоластической картины мира, завершившейся созданием Ньютоном механической картины мира, рассматривается как монотонный, непрерывный процесс. Новое количественное, атомистическое, безгранично расширенное и мирское представление о действительности заняло место старой, качественной, непрерывной, ограниченной и религиозной картины мира, унаследованной мусульманскими и христианскими схоластами от греков. Иерархическая Вселенная Аристотеля отступила перед мировой схематикой Ньютона. Ньютон установил динамический взгляд на Вселенную вместо статического древних.

    Касаясь религиозного аспекта, присущего возникшей МКМ, необходимо отметить, что произошел разрыв науки с религией и парадокс научной революции состоялся в том, что те, кто внес в нее наибольший вклад (в основном это научные новаторы Коперника до Ньютона), были наиболее консервативны в своих религиозных и философских взглядах. Понятия пространства, времени и движения, которые Ньютон ввел в свою теоретическую механику, он считал всеобщим достоянием, присущим обыденному сознанию любого человека. Этот небезынтересный факт свидетельствует о том, насколько изменилось обыденное сознание, насколько оно стало рациональным, что стало способным непосредственно порождать высокоабстрактные понятия. Результатом научной революции был разрыв мышления на мышление о бытии и мышление о ценностях, разрыв между миром точности и миром приблизительности, между научным мышлением и обыденным сознанием. Вместо обыденного сознания было рождено теоретическое научное мышление, создана совокупность общефилософских и научных принципов.

    Таким образом, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового времени кардинально по новому поставила вопросы о специфике научного познания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природы на основе знания ее законов.

    Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки (особенно естествознания) потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования – как философских, так и частнонаучных. Прогресс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возродились и развивались принципы материализма и элементы диалектики.

    Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
    На странице обcуждения могут быть пояснения.

    Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

    Содержание

    Научные революции

    Первая научная революция XVII / XVIII веков

    Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана с духом просвещения.

    Это было связано с тем, что знание, полученное опытом, низко ценилось. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался лишь очень постепенно [4] .

    Сейчас науки занимаются получением знания. Тогда они занимались его бережным хранением и передачей дальше. Оно хранилось в канонических текстах, которые трактовались определённым способом и постоянно зубрились. Такими текстами были Библия и античные авторы: в первую очередь Аристотель, важный для логики и схоластики, римское право (кодекс Юстиниана), труды Гиппократа. Но все они не давали ответа на новые вопросы, поставленные наблюдениями. Современные научные исследования не находили себе места в системе университетских дисциплин, ибо те были традиционными местами передачи знания, а не исследований, и преподавали они теоретическое знание, не практическое [5] .

    Вот что писал английский историк Эдвард Гиббон (Edward Gibbon, 1737-1794) про современные ему университеты:

    Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы [12] .

    Открытия

    Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны среди прочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона.

      (1473—1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа. (1571—1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики. (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.
    • Механическая картина мира Ньютона:
      • Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве.
      • Любые события предопределены законами классической механики.
      • Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов.
      • Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел.
      • Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации.
      • Синтез естественно-научного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

      Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

      Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположник символической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

      Вторая научная революция конца XVIII века — 1-я половина XIX века

      Третья научная революция конец XIX века — середина XX века

        — понятия электромагнитного поля — электродинамика, статистическая физика — и как вещество и как электромагнитное поле
      • Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики — о медленном непрерывном изменении земной поверхности — целостная концепция эволюции живой природы , Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого , Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает. — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость — радиоактивность — Лучи — элементарная частица электрон — планетарная модель атома — квант действия и закон излучения — квантовая модель атома Резерфорда-Бора — общая теория относительности — связь между пространством и временем — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)
      • Зависимость знания от применяемых исследователем методов
      • Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений
      • Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности
      • Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором
      • Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность
      • Тезис о непрозрачности бытия, блокирующий возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием.
      • Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта
      • Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

      Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейнман:

      Читайте также: