Кружок английского языка в детском саду с чего начать

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность изучения английского языка в детском саду

Психофизически дошкольный возраст является наиболее подходящим для изучения иностранного языка, ведь у малышей хорошо развита долговременная память, то есть способность надолго запоминать то, что делалось, а главное, говорилось на уроке, а также оперативная память, необходимая для запоминания временной информации. Таким образом, дошкольники способны запоминать целые блоки слов и грамматических конструкций. Столь благодатная почва способствует разработке системы обучения самому распространённому иностранному языку — английскому.

Оптимальным возрастом для начала обучения иностранному языку считается 3 года

Изучение иностранного языка способствует развитию творческих способностей ребёнка, его коммуникативных навыков, когнитивных способностей, а также воспитывает уважительное отношение к родной и чужой культуре.

Цели изучения английского языка

Миссия изучения иностранного языка включает:

  • развитие произвольных (то есть управляемых сознательно) и непроизвольных памяти, внимания, мышления и воображения;
  • расширение кругозора детей (знакомство с иностранным языком автоматически вводит их в контекст другой культуры, а значит, создаёт основу для воспитания уважительного отношения к другим народам);
  • создание условий для развития способности малышей решать коммуникативные задачи на иностранном языке в рамках конкретной тематики (это своего рода прикладная цель изучения английского языка, позволяющая не только взрослым, но и детям чувствовать себя комфортно в окружении англоговорящих людей);
  • развитие мотивации к творчеству и познанию;
  • воспитание космополитичной личности, заинтересованной в изучении иностранных языков и образа жизни людей за границей.

Как и любое другое образовательное направление, изучение английского систематизируется задачами, которые решаются на определённом этапе его освоения. Занятия по английскому строятся по принципу крепости, которую дети с каждым годом достраивают, опираясь на имеющиеся знания, постоянно повторяя пройденный материал. Получается, что набор задач в разных группах будет одинаковым, и варьироваться, усложняться, будет только материал, на котором этот комплекс прорабатывается.

Задачи проведения занятий по английскому языку

Реализовать эти цели помогает решение следующих задач:

  • обогащать словарный запас по темам (к примеру, младшая группа — животные, цвета, средняя — части тела, члены семьи, старшая — названия школьных атрибутов, подготовительная — количественные, качественные прилагательные и т. д.);
  • способствовать накоплению материала для органичного самоощущения малышей в иноязычной среде (такая языковая раскрепощённость в будущем поможет ребёнку не бояться вступать в диалог с иностранцами);
  • обучение выстаивать грамотные монологические и диалогические высказывания;
  • формирование основ правильного английского звукопроизнесения и интонирования;
  • развитие фонематического слуха;
  • стимулирование способности к догадке;
  • тренировка звуковысотного слуха;
  • воспитание заинтересованного отношения к традициям других стран.

Дети на занятии по английскому языку, девочка с указкой у доски

Накопление языкового материала способствует раскрепощению детей в иноязычной среде

С какого возраста начинать изучение иностранного языка

Ответ на этот вопрос, кроме объективной готовности детей к обучению, обусловлен ещё одним фактором: наличием в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) нужного специалиста. Есть 2 распространённых подхода, определяющих начало знакомства с иностранным языком:

  • со второй младшей группы (дети 3–4 лет) и вплоть до выпуска из сада;
  • со средней группы (дети 4–5).

Так или иначе, цели и задачи образовательного курса в разном возрасте будут едины. А вот формы взаимодействия с малышами будут отличаться, усложняясь к старшим группам.

Виды занятий по английскому языку в детском саду

Самым востребованным видом уроков иностранного языка является интегрированное занятие, то есть непосредственная образовательная деятельность (НОД), в которой комбинируются разные виды деятельности для освоения одной темы. К примеру, на уроке в средней группе в процессе рассмотрения частей тела малыши играют, поют и делают аппликацию.

Кроме того, занятия могут классифицироваться по этапу знакомства с иностранным языком:

По степени погружения в тему занятия могут быть:

Обычно на занятиях комбинируются разные виды деятельности дошкольников

Приёмы при изучении английского языка в ДОУ

Традиционно на занятиях в детском саду используются 4 метода работы, реализуемые через определённые приёмы.

Метод игры

Обучающие игры

Этот приём позволяет организовать процесс познания у детей: они узнают что-то новое, обсуждают, а уже затем пытаются связать с тем материалом, который изучался ранее.

Дидактические игры помогают ребятам отработать изученный языковой материал на практике

Таблица: картотека дидактических игр на занятиях по английскому языку

  • Go, my little pony, go!
    Go! Go! Go!
    Go, my little pony, go!
    Go! Go! Go!
    Gallop, pony, gallop, go!
  • I see a …;
  • He/she has got short/long hair;
  • He/she has got … eyes.

Подвижные игры

Любой вид познавательной активности, к которому относятся и занятия по английскому языку, требует смены интеллектуальной направленности на подвижную.

Дети стоят с поднятыми вверх руками

Подвижные игры не только стимулируют двигательную активность малышей, но и выполняют обучающую функцию

Таблица: примеры подвижных игр на занятиях по английскому языку

  • Повторить названия частей тела;
  • тренировать внимание и скорость реакции.
  • Развивать внимание;
  • практиковать восприятие информации на слух.
  • Повторить лексический материал по теме;
  • учить координировать слова и действия;
  • тренировать внимание.

Театрализованные игры

Наиболее продуктивным методом практики диалоговой речи является вовлечение детей в театрализованные игры. Для занятий по иностранному языку наиболее подходящими видами игр будут сюжетно-ролевые и имитации.

Театрализация помогает детям раскрепоститься, что очень важно и для овладения иностранным языком

Таблица: примеры театрализованных игр на занятиях по английскому языку

  • Отработать счёт до 5;
  • развивать скорость реакции.
  • Повторить лексику по теме;
  • отработать языковые клише — вежливые обращения к покупателю (продавцу);
  • развивать навык подражания.
  • Повторить изученные глаголы (бегать, прыгать, стоять и пр.);
  • развивать выразительность движений.

Наглядность

В обучении английскому языку в образовательных учреждениях страны педагоги опираются на технологию прямого обучения. Это означает, что дети получают представление об объекте, названном словом, не при помощи перевода, а благодаря тому, что малыш может соотнести слово иностранного языка с закреплённым в сознании образом, то есть путём наглядной семантизации. Наглядность призвана расширить комплекс этих самых образов с помощью:

ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Уголок (зона, область) английского языка является важным элементом предметно-развивающей среды группы. Обычно его располагают рядом с зоной развития речи, обучения грамоте. В перечень материалов для английского уголка входит:

Фотогалерея: примеры оформления предметно-развивающей среды для изучения английского языка


В английском уголке обычно представлена символика Великобритании, а также материалы, которые необходимы в работе, например, игры


Оригинальным оформлением предметно-развивающей среды по английскому языку могут быть макеты


Элементом предметно-развивающей среды может быть Advent Calendar — специальный календарь в европейских странах, показывающий время, оставшееся до Рождества

Практические методы

В раннем дошкольном возрасте практические методы стимулируют предметно-манипулятивную деятельность малышей, то есть помогают им легче и быстрее запоминать слова. Это:

Дети с большим удовольствием включаются в выполнение поделок-атрибутов британских праздников

Словесный метод

Речевые приёмы играют важную роль в освоении иностранного языка: с одной стороны, они являются способом организации взаимодействия с детьми (например, для мотивации на совместную деятельность), а с другой, представляют собой средство обучения, инструментарий.

Стихотворения и песни

Учить иноязычные слова не в контексте живого общения сложно, и для детей частичное решение этой проблемы заключается в заучивании стихотворений и песен, что позволяет:

Стихотворения и песни позволяют решать не только практические задачи обучения, но и воздействовать на эмоциональную сферу малышей через хоровое повторение, приучая их работать вместе. Кроме того, рифмовки привлекают внимание малышей и являются удачным способом мотивировать детей на работу, а также повторять изученный лексический материал. Подборку стихотворений на разные темы можно найти здесь.

Что касается песенного материала, то работа с ним на занятиях по английскому языку предполагает не только прослушивание, заучивание текста, но и собственное исполнение. Важный момент: значительно легче дети запоминают песни, которые сопровождаются простыми движениями, показанные другими ребятами или игрушками. Ознакомиться с примерами таких попевок можно в картотеке из 13 лучших детских песенок для малышей.

При помощи песен дети практикуются в исполнительском мастерстве

Русские стихотворения с английскими словами

Одним из способов запоминания иностранных слов является разучивание рифмовок на родном языке с добавлением английских слов по русской рифме:

Скороговорки

Речевой приём, используемый для закрепления произношения, практикуется в старшей и подготовительной группах. Для дошкольников скороговорки рекомендуется выбирать не только по качеству отрабатываемого звукового материала, но и по содержанию — шуточные фразы запоминаются быстрее. Например, для отработки свистящего звука [s] малыши легко запомнят такую скороговорку:

Загадки

Испытанный временем мотивационный приём, который помогает повторить изученный ранее языковой материал в основном лексического характера, то есть слова. Однако загадки можно использовать и для повторения изученных слов по теме, то есть на итоговом занятии или на этапе закрепления материала на интегрированном уроке.

Педагог с игрушкой на руке перед детьми

Загадки могут презентоваться от лица персонажа-игрушки

Сказки

Методика проработки сюжета сказки заключается в:

По своему опыту могу сказать, что малышам очень нравится такая форма работы, поэтому в моём арсенале есть ещё две сказки.

Четверо детей сидят на стульях

Работа со сказками является первым шагом к обучению аудированию

Видео: приём показа — ролик о временах года на английском языке

Как индивидуализировать работу с детьми в процессе ООД по английскому языку

Вопросы индивидуализации работы с детьми актуальны для изучения английского языка, так как его освоение зависит от особенностей процесса запоминания, способности концентрироваться на том или ином виде деятельности, а также от типа темперамента: холерики, как правило, легче постигают новый материал, чем флегматики. Особого внимания заслуживает индивидуальный подход при выработке правильного произношения, которое определяется речевым развитием малыша. Кому-то без труда даётся повторение звуковых комплексов иностранного слова, а кому-то не удаётся воспроизвести даже половину звуков в правильном порядке. Работу с такими ребятами нужно строить на основе приёма хорового повторения: сначала педагог произносит слово сам, а затем вместе с ребёнком. При этом с каждым повторением громкость голоса взрослого должна снижаться и постепенно сходить на нет. Кроме того, способами индивидуализации являются:

Задача индивидуализации — найти для каждого ребёнка задание по вкусу, то есть создать условия для ситуации успеха

Трудно переоценить значение свободного владения одним или несколькими иностранными языками в современном мире. В настоящее время во многих странах именно английский язык является средством общения в различных сферах жизни – особенно в областях науки, техники и международной торговли. В таких странах обучение этому языку является важным направлением государственной политики в области образования.

Осознание необходимости владения английским языком для участия в экономической и общественной жизни привело к тому, что родители стремятся приобщать детей к изучению языка начиная с дошкольного периода. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость развития методики раннего языкового обучения в русле современных общепедагогических и обще социальных тенденций. Таким образом, можно выделить следующие основные черты, характерные для организации процесса раннего обучения английскому языку детей дошкольного возраста, представленные в данной программе:

- обучение детей носит явную коммуникативную направленность, то есть побуждает детей использовать полученные навыки в различных ситуациях общения;

- интеграция различных приемов обучения и видов деятельности направлена на развитие всех психических процессов ребенка;

- обучение происходит с учетом особенностей развития дошкольников и осуществляется в наиболее подходящей для детей форме – игровой.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Актуальность данной программы заключается в использовании педагогом в полном объеме современных средств обучения, комбинировании методов и приемов, разработанных на основе практического опыта, с учетом возможностей и психологических особенностей дошкольников. Основная форма занятий – игровая и сюжетная, позволяет в наиболее полной мере реализовать цели и задачи программы, сделать обучение наиболее привлекательным для детей, пробудить в них настоящий интерес к освоению нового языка. Смена видов деятельности помогает детям усваивать материал легко и непосредственно, без усталости, в то же время развивая внимание, концентрацию, память и другие психические процессы. Интеграция с другими видами обучения – рисованием, пением, подвижными играми, обеспечивает разносторонний взгляд на процесс, развивающий коммуникативные навыки, так как побуждает детей активно использовать полученные знания в различных ситуациях общения. Кроме того, в программе успешно используются упражнения на развитие моторики, так как в дошкольном возрасте это является важным при развитии речемыслительных процессов. Весь процесс обучения направлен не только на решение конкретных практических задач (первичные навыки грамматики английского языка, аудирование и говорение), но, что более важно, помогает личностному развитию и социализации ребенка.

Это и позволяет считать необходимым существование данной программы.

1.2 Цели и задачи дополнительной образовательной программы:

Цель: Создание условий для изучения английского языка, что достигается комплексным подходом к построению занятий, формирование коммуникативной и социокультурной компетенции ребенка

- формировать осознанное отношение, как к родному, так и иностранному языку

- ознакомить детей с элементами культуры страны изучаемого языка

- Знакомство с некоторыми культурными и социальными аспектами стран изучаемого языка: национальными праздниками, героями сказок, традиционными играми

- развивать у детей способность к общению;

-развивать у детей мышление, внимание, восприятие, память, эмоции, воображение, а также познавательные и языковые способности;

- пробудить интерес детей к новому языку и общению на нем

-воспитывать у детей культуру общения – внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать и самому обращаться с просьбой, благодарить и т.д.

Программа разработана для детей 5-6 лет.

Вид детской деятельности: Модифицированный

Особенности набора воспитанников: Свободный

Срок реализации программы – 1 год .

Занятия рассчитаны на группы до 10 челове

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов год

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

Прямой контроль усвоения материала на ранней стадии обучения английскому языку может привести к отрицательным эмоциям и нежеланию изучать иностранный язык. Поэтому, контроль за усвоением программы осуществляется следующим образом:

  1. Наблюдение педагога.
  2. Проведение занятий на повторение пройденного материала.
  3. Проведение заключительных (контрольных) занятий по каждой теме.
  4. Игровые диагностические методики.
  5. Анкеты для родителей.

Содержанием контрольных мероприятий являются открытые занятия для родителей, в виде конкурсов, соревнований или концертов, а также открытые занятия на которых присутствуют дети из других групп.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Дошкольный возраст это благоприятная среда для усвоения иностранного языка, так как маленький ребенок обладает удивительной долговременной памятью. Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы детского сада (5-7 лет). Этот возраст наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическом плане) для начала любой деятельности. В этом возрасте ребенок способен более или менее концентрироваться, внимательно слушать учителя, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он способен запомнить огромное количество лексики, легко учит стихотворения и песни.

В процессе овладения новым средством общения у детей развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные и даже мануальные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребенок утомляется не деятельностью, а ее однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик.

Данная программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Данный курс предполагает в целом 68 учебных занятий по 30 минут. Частота проведения занятий составляет 2 часа в неделю. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как урок общения, максимально приближенное к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Занятие следует начинать с фонетической зарядки. Загадки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Постоянные вызовы детей к “доске” и подвижные игры не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания благоприятной атмосферы общения на занятиях учитель должен поддерживать высокую активность каждого ребенка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, чтобы лидерами и водящими побывали все. Еще более важно не концентрироваться на неудачах ребенка, мягко и тактично исправлять его ошибки. В первую очередь обращать внимание на успехи ребенка, хвалить и поощрять его. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.

Успех обучения и отношение детей к предмету во многом зависит от того, насколько интересен, эмоционален и артистичен сам учитель , насколько захватывающе он проводит занятия. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно учитель использует учитель игровые приемы, наглядность, тем прочнее ребенок усваивает материал

Использование технических средств обучения (магнитофон, DVD,компьютер, интерактивная доска) очень важно, так как это вносит разнообразие в учебный процесс.

Большое значение имеют театральные этюды, постановки сказок, использование элементов драматизации. Ребенок должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как артиста, как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяется творческая личность ребенка; развивается эмоциональная сфера, формируется симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается стремление перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Одним из средств, способствующих развитию интереса к иностранным языкам является пение. Обращаясь на занятиях к музыке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.

  1. Развитие речевых и познавательных способностей ребенка, опираясь на речевой опыт в родном языке.
  2. Развитие речемыслительных способностей ребенка.
  3. Формирование личности через приобщение к культуре и быту другого народа, через воспитание дружелюбного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они говорят.
  4. Развитие творческой личности.

Формы организации деятельности:

  1. Речевые и фонетические разминки.
  2. Стихотворные примеры, рифмовки, песни.
  3. Игры, ролевые игры, инсценировки.
  4. Рисование, конструирование(бумага).
  5. Диалоги и монологи.

Тематический план курса “Английский язык в детском саду”.

  1. Англоязычные страны. Знакомство. Приветствие
  2. Числительные
  3. Животные
  4. Цвета
  5. Семья
  6. Рождество. Новый год
  7. Еда
  8. Предметы окружающей обстановки
  9. Части тела и лица
  10. 8 марта
  11. Времена года
  12. Одежда
  13. Транспорт
  14. Спорт

Тема № 1: Беседа о значении английского языка в мире. 5 англояычных стран, игра “Самолет”,Знакомство с англ.приветствиями, игра “Тук-тук”,диалоги знакомства, игра “Угадай кто”, стих, песня, игра “Бег по углам”.

Тема № 2: Знакомство с цифрами от 1 до 10, игры “Отгадайка”, “Переводчик”, новый стих, новая песня, игра “Покажи на пальцах”, “Большие следы”, игры с палочками, вопрос “Сколько тебе лет?”

Тема № 3: Знакомство с лексикой (30 единиц: bear, hare, dog, frog, pig, cat, fox, mouse, giraffe, elephant, sheep, crocodile, monkey, bird, wolf, cow, duck, horse, goose, lion, butterfly, tiger, squirrel, hen, cock, hedgehog, goat, snake, parrot, donkey). Глаголы движения(13: run, jump, swim, fly, smile, dance, sing, sleep, wake up, draw, stand, sit, go),структуры “Я могу”, “У меня есть”, вопрос “Кто ты?”,элементы драмы, новые песня, стих, рифмовки-загадки, конструирование.

Тема № 4: Знакомство с лексикой (11 единиц: red, yellow, blue, green, orange, pink, brown, grey, black, white, purple),игра-рифмовка “Мышка”, игра “Кто быстрее схватит”, “Цветик-семицветик”, “Светофор” ,новые стих,песня,рифмовки-загадки.

Тема № 5: Знакомство с лексикой (9 единиц:mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather, son, daughter, friend), игра “Познакомьтесь”, инсценирование сказки “Репка”, множественное число существительных, прилагательные “маленький – большой”, новые стих, песня, рифмовки-загадки, игра “Мужская линия -женская линия”, “Путаница”, “Фотоальбом”.

Тема № 6: Знакомство с лексикой (5 единиц: Santa Claus, Snow Maiden, New year tree, present, Christmas),диалоги поздравления, рождественская песня.

Тема № 8: Знакомство с лексикой (4 единицы: blackboard, door, table, floor), игра “Посмотри-дотронься-вымой”, новое стихотворение

Тема № 9: Знакомство с лексикой (15 единиц: nose, eye, ear, hair, mouth, lip, face, neck, body, hand, arm, leg, foot, head, finger),вопрос “Где ты живешь?”, новые стих, песня, рифмовки-загадки, игры “Снежный ком”, “Дотронься-вымой”, “Айболит”, “Да-нет”, “Рисуем портрет”.

Тема № 10: Стих-поздравление, структура “Я люблю”.

Тема № 11: Знакомство с лексикой (9 единиц: spring, summer, autumn, winter, snow, rain, hot, cold, wind) ,инсценирование погоды,новые стих, песня, рифмовки-загадки, игры “Угадай погоду,время года”, “Мозаика”, вопрос “Когда у тебя день рождения?”

Тема № 12: Знакомство с лексикой(15единиц: shirt, T-shirt, skirt, dress, jeans, shorts, trousers, jacket, sweater, hat, socks, shoes,tights, blouse, cap), создание словосочетаний, новые песня ,стих, игры “День рождения”, “Что надеть?”, “Часы”.

Тема №13: Знакомство с лексикой (12 единиц: plane, train, car, ship, bus, bycicle,tram, tractor, trolleybus, boat, lorry, underground), новые стих, песня, игры “Угадайка”, “Переводчик” , “Что быстрее” и т. д.

Тема № 14: Знакомство с лексикой (8 единиц: football, hockey, volleyball, basketball, tennis, table tennis, skating, skiing), новые стих, песня, игры, КВН.

Правила игр.

Тема № 1: “Самолет”: Учитель и ученики поднимают руки, гудят, имитируя летящий самолет. Учитель: “Приземляемся в…” Называет страну. Дети называют язык, на котором в ней говорят. Важно чередовать англоязычные страны с другими странами.

Игра “Тук-Тук” (дети выходят за дверь, первый стучится в дверь – учитель открывает, при этом ребенок здоровается “Good morning, Galina Alexandrovna ”, следующий ребенок при входе здоровается с тем кто вошел до него “Hello, Дима” и т.д.) “Угадай кто?” (Один из детей становится спиной к остальным. Дети по очереди здороваются с ведущим “Hello, Рома”, ведущий должен угадать кто с ним поздоровался и дать ответ “Hi, Саша”, ведущий сменяется, если не угадает голос поздоровавшегося. )

“Бег по углам”. В каждом углу встает ребенок и держит картинку с цифрой (животным,едой и т.д.). Остальные дети стоят в центре. Учитель громко называет предмет и дети бегут к тому углу, где картинка с этим предметом.

“Отгадайка”: Ребенок загадывает слово. Остальные отгадывают. Ребенок отвечает: “yes” или “no”.

“Переводчик”: дети говорят “переводчику” слова на заданную тему – и по-английски, и по-русски. Он переводит.

“Покажи на пальцах”: учитель говорит “go” и дети двигаются по кругу друг за другом. Учитель говорит “stop”. Ребенок-ведущий говорит цифру по-английски, а остальные показывают ее на пальцах.

“Большие следы”(На полу разложены бумажные следы с изображением цифр, сначала в порядке возрастания, затем в разброс. Дети идут по следам называя цифру на которую наступают. Можно провести данную игру в виде соревнования двух команд).

Игра “Палочки”(Учитель предлагает каждому из ребят взять определенное количество палочек “Паша, take only one stick, please” и следит за правильностью выполнения задания).

Элементы драмы: ребенок произносит звуки, которые издают животные. Вы должны угадать, кто кричал, назвав по-английски животное, которое изобразил ребенок. Например, ребенок вам говорит: “Mew”, а вы ему – it is a cat. Потом, с усложнением игры, ролями можно поменяться. Вы изображаете как говорит то или иное животное, а ребенок угадывает, что за животное вы загадали.

Учитель описывает какую-нибудь ситуацию, например, “Вы сидите на крылечке во дворе, к вам подходит петушок и клюет вас в ногу. Вы грозите пальчиком и говорите сердито: “Cock!” Дети по очереди грозят и кричат на петушка.

Игра “Светофор” № 1: (С помощью считалки выбирается ведущий, который называет любой цвет. Дети проходят мимо него если этот цвет есть на их одежде держась за него, и произносят “I have green”. Те, у кого нет данного цвета, перебегают на другую сторону, проговаривая “I have no green”. Тот, кого поймал ведущий, занимает его место.)

“Светофор” № 2: Ребенок изображает трамвай. Он движется по кругу. На пути движения трамвая находится светофор. Если на светофоре загорается зеленый цвет (вы поднимаете карточку зеленого цвета), ребенок быстро бежит по кругу. Трамвай останавливается на красный свет, а на желтый замедляет ход.

“Кто быстрее схватит”. Дети делятся на две команды. Посредине между командами в линию ставятся предметы разного цвета. Вызываются по одному ребенку из каждой команды. Учитель называет цвет и каждый участник старается первым схватить предмет данного цвета.

“Цветик-семицветик”. Из цветного картона вырезается “ромашка” с 11 лепестками разного цвета. Ее центр кладется на пол или стол, а детям раздаются лепестки. Учитель называет цвет и ребенок с этим лепестком бежит и присоединяет его к “ромашке”.

“Познакомьтесь”. Вызываются несколько детей, которые сыграют членов семьи. Один из детей по очереди представляет их –“meet my mother, meet my father, meet my sister” и т.д. затем учитель спрашивает по очереди “who are you?”. Дети вспоминают кем их представляли и отвечают “I am a sister” и т.д.

“Мужская линия – женская линия”. Учитель называет слово по теме “Семья”. Встают девочки, если слово обозначает родственника по женской линии (mother, sister и т.д.). Встают мальчики, если по мужской (father, brother и т. д.)

“Путаница” (Учитель показывает уже знакомые детям рисунки членов семьи и называет при этом “He is father”, если сказанное соответствует изображению – дети хлопают в ладоши, если нет – дети топают).

Мой фотоальбом. Совместное рассматривание фотоальбомов принесенных детьми (ребята комментируют свои фотографии “He is my brother, She is my mother”).

“Магазин”. Учитель в роли продавца, дети – покупатели. “Give me some apples, please.” “Take it”. “Thank you!”

“Что отсутствует?”. Учитель просит детей закрыть глаза и убирает один предмет или картинку. “What is missing?”

“День Рождения”. Детям раздаются картинки или предметы по темам “Еда”, “Животные”. Они становятся в круг, в центре которого “именинник”. Дети по очереди поздравляют его и протягивают “ подарок” : “Happy Birthday! It’s a cat”. Именинник отвечает: “Thank you!”. Затем, взявшись за руки, они идут по кругу и поют песню “Happy Birthday”.

“Посмотри-дотронься-вымой”. Детям даются команды посмотреть (look at) или дотронуться (touch) до предметов окружающей обстановки. Либо два ребенка выходят и учитель говорит им:”Touch the…” или “Wash the..”. Дети соревнуются, кто быстрей добежит до объекта.

“Снежный ком”. Один ребенок называет слово по данной теме. Второй называет предыдущее слово и добавляет свое . Третий – два предыдущих слова и добавляет свое третье и т.д.

“Айболит” (Учитель предлагает детям надев шапку и халат Айболита вылечить пациента. Айболит должен выбрать себе пациента, учитель называет какую-либо часть тела, Айболит дотрагивается до той части тела, которую назвал учитель на пациенте).

“Да-нет” (Учитель с помощью пальчикого театра с изображением различных зверей говорит “I am a monkey. My name is Люся. I have five legs” . Детям нужно ответить, правильное ли количество ног указала обезьянка и т.д. )

Рисуем портрет. Дети изготавливают портреты членов своей семьи. Презентуют свои рисунки, комментируя “I have a grandmother. She has two blue eyes, red lips, blond hair и т.д ”).

“Инсценирование погоды”. Учитель называет слово и дети изображают дождь (накрываются тетрадками как зонтами), снег (кидаются снежками или ловят снежинки на ладошку), жару (машут тетрадками как веером) и т.д.

“Собери мозаику”. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе учитель называет по-английски название времени года. Дети должны собрать мозаику с эмблемой своего времени года : зима – снеговик, весна – солнце, лето – цветок, осень – листочек .

“Что надеть?”. Один ребенок берет картонную куклу и набор ее одежды. Другие дети называют предметы одежды и он “надевает” их на куклу.

“Что быстрее”. Учитель называет два вида транспорта. Ребенок должен быстро сказать тот вид, который быстрее.

При разработке программы использовались:

  1. “Английский для малышей” (Шишкова,Вербовская, “Росмэн” 2002).
  2. Веселый английский. Ч.1,2 (Г.Доля, “Миг”, Дубна 1991).
  3. Стихи, загадки,рифмовки, игры собственного сочинения.
  4. Game-songs-Enjoy English (H.Powell, A&C Black– London, “Титул” 1997).

Картинки, карточки и веер с цифрами, карточки-цвета, цветные палочки, кубики, ведерки, пирамидки, и другие игрушки, предметы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальная организация дополнительного образования детей

_________________ Приказ № ____ от ____________2016 г.

Составитель: учитель английского языка I квалификационной категории Файзрахманова Айгуль Фаритовна

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка.

Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в средней, старшей школе и в начальной школе, но и в дошкольных учреждениях. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

Освоение детьми английского материала осуществляется, в рамках ситуации общения.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждый вид занятий строится как вид общения, максимально приближенный к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Занятия следует начинать с фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания коммуникативной обстановки во взаимодействии с детьми важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена. Успех обучения и отношение детей к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально педагог проводит занятия. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста, большое значение имеет игра. Тем более уместно, когда педагог использует игровые приёмы, наглядность, тем прочнее ребёнок усваивает материал. Наблюдения показывают: укрепляя уверенность ребёнка в себе, а так же повышая его самооценку, педагог создаёт условия для его успехов и достижений в изучении иностранного языка. Даже исправление ошибок должно протекать как определённый этап игры.

Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. Но работа на компьютере не должна превышать 5-7 минут.

Перечисляя средства, способствующие развитию интереса к иностранным языкам нельзя не остановиться ещё на одном – пении. Обращаясь на занятиях к пению, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несёт большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.

ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;

введение элементарных языковых конструкций;

создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала;

воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора;

развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности.

приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;

формировать у воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;

познакомить с элементарной диалогической и монологической речью;

развивать элементарные языковые навыки и умения;

формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;

познакомить с основными звуками фонетического строя языка;

развивать языковую память (фотографическую, образную, графическую, словесную) и творческие способности;

формировать навыки понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.

развивать мышление, память, воображение, волю;

расширять кругозор воспитанников;

формировать мотивацию к познанию и творчеству;

ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;

развивать фонематический слух;

воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;

воспитывать чувство толерантности;

развивать умения и навыки работы в большой группе (12–14 человек) и в малых группах по 5–6 человек, умение работать в команде.

Содержание образовательной программы кружка

Фонетика:
Гласные звуки. Согласные звуки. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и различение на слух всех звуков и звукосочетаний в английском языке. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных. Ударение в слове. Интонационное оформление речи: интонация утвердительного предложения, разных типов вопросительных предложений. Интонация перечисления. Интонация восклицательных предложений.

Грамматика:
Имя существительное. Число имен существительных. Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Имя прилагательное. Сочетание существительных и прилагательных. Артикль. Определенный и неопределенный артикль. Местоимения. Личные местоимения. Порядок слов в предложении. Глагол. Настоящее время Present Simple. Спряжение глаголов. Спряжение гл. To be в Present Simple. Спряжение гл. to have в Present Simple. Предложения с простым глагольным сказуемым (I like sugar), с глаголом-связкой (A cat is grey). C составным глагольным сказуемым (I like to play) . 3 лицо единственного числа глаголов в Present Simple. Повелительное наклонение. Имя числительное. Количественные числительные 1-10. Вопросительные слова: What, who, how many, how old, what colour.

Лексика:
Знакомство. Приветствие. Формы вежливости. Рассказ о себе. Имя. Семья. Любимые игрушки. В зоопарке. Любимое домашнее животное. Счет. Празднование Нового Года и Рождества. Цвета. Дом. Одежда. Школа. Магазин продуктов, овощей и фруктов. Любимая еда. Общие сведения о стране изучаемого языка: литературные персонажи популярных детских книг. Реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова.

При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста:

комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;

осознанного владения иностранным языком;

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения.

Основные приемы:

а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр;
г) загадки;

Виды работы с обучающимися:

1. Работа над произношением.

а) рифмовки
б) стихотворения

2. Работа с игрушкой.

а) диалог с игрушкой
б) описание игрушки

3. Работа с картинкой.

а) описание картинки
б) игра “Что исчезло”
в) “Найди картинку”

Организация работы в группе:

В процессе занятия дети сидят или стоят полукругом или кругом, как можно ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть и слышать педагога и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Содержание занятия :

Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и диски с записями стихов и песен на английском языке.

Приветствие.
2. Речевая разминка.
3. Повторение пройденного и введение нового лексического материала.

4. Разминка с использованием подвижных игр.
5. Активизация пройденного закрепление нового лексического материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок.
7. Подведение итога.

Обязательно использовать различные средства поощрения (вербальные, материальные).

Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.

Системно вводить лексику: Первое занятие – 4 – 6 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.

Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.

Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.

Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат и снимает языковые барьеры.

Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.

Занятия в соответствии с программой проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливается в пределах:

- 20 минут для детей 3-5 лет.

- 25 минут для детей 5-6 лет.

- 30 минут для дошкольников 6-7 лет.

Учебно-тематический план занятия .

Предусматривает 2-х кратное проведение непосредственной образовательной деятельности в неделю. Но их количество, последовательность и тематика могут варьироваться с учетом осенних, зимних и весенних каникул, периода подготовки к Новому году и диагностики детей. А так же в сентябре и октябре педагог может выбрать из двух предложенных для изучения тем одну.

Методические приемы реализации Программы.

При обучении английскому языку детей дошкольного возраста следует максимально

учитывать их возрастные особенности. Педагог знакомится с литературой и проводит свои занятия методами и приемами, соответствующими возрасту детей. Формы обучения должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка использовать их ситуативно и осмысленно.

Виды деятельности не должны быть утомительными, перегруженными новым материалом. Рекомендуется на одном занятии вводить не более 2-3 новых слов или 1-2 предложений. При отборе языкового материала необходимо учитывать речевой опыт детей в родном языке. Усвоение языкового материала английского языка должно составлять естественную часть обучения всем видам деятельности в детском саду. Это облегчит понимание детьми смысла слов, а также активное включение их в живую разговорную речь.

Одним из важнейших приемов обучения в детском саду является игра. Игра – это тот способ, фундамент, то главное, на чем построен весь процесс обучения. Игра – основной вид деятельности дошкольника. Но как сделать так, чтобы ребенок захотел говорить на английском языке? Ведь все коммуникативные задачи он может решить на родном языке. Маленькому воспитаннику очень сложно объяснить, что это понадобится ему в школе, так как есть такой предмет, в институте, при выборе профессии, при определении в жизни. Вот здесь и помогает игра. Игра – это очень естественно для ребенка-дошкольника. В процессе игровой деятельности ребенок проявляет смекалку, сообразительность. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают, как сталкиваются с различными трудностями и учатся. В игре они решают свою собственную задачу. Игра всегда конкретна и способствует развитию дошкольников. Следует применять самые разнообразные игры, как подвижные, так и спокойные.

На начальном этапе обучения детей английскому языку необходимо многократное повторение изученного ими материала. Для этого целесообразны упражнения, в которых знакомые слова будут повторяться в различных сочетаниях и ситуациях. Такими упражнениями могут быть считалки, стишки, песенки, инсценировки и др. Большое значение при изучении английского языка имеет заучивание наизусть стихотворений и песенок, поскольку лексический материал, организованный в звучных ритмических стихах со смежными рифмами, не только легко заучивается детьми, но и длительное время хранится в памяти.

Подача материала или игры должна быть яркой и эмоциональной. Для этой цели кроме видео и аудио кассет, DVD дисков, в распоряжении педагога есть большое количество игрушек, дидактических, раздаточных материалов, картинки, карточки, куклы, лото, кубики. Для каждой игровой ситуации – свой набор игрушек и картинок.

Методика работы с детьми этого возраста по обучению иностранному языку требует, чтобы педагог проводил занятия четко, живо, увлекательно, держа детей в состоянии заинтересованности. Это достигается подбором яркого, красочного дидактического материала и умелым переключением детей с одного вида речевой деятельности на другой.

Говоря о новом подходе к обучению, нельзя не выделить группу методов ТРИЗ-РТВ-ОТСМ. Методы и приемы ТРИЗ–РТВ-ОТСМ в большей степени способствуют доступности материала и качественному усвоению его детьми. Кроме того, они помогают расширить пассивный и активный словарь детей, развивать память, формировать различные способы мышления. Занимательный характер подачи материала способствует поддержанию интереса ребенка к процессу изучения английского языка, а разнообразные задания и игры, предложенные в данном пособии, стимулируют развитие логического и творческого мышления, что повышает эффективность обучения. Познание мира, в том числе, и познание неродного языка, в детском возрасте чаще всего происходит в деятельностно–игровой ситуации. Игра – главный мотивационный движитель ребенка. Именно это и определило основной учебный принцип: весь учебный материал подается, главным образом, в виде занимательных заданий и упражнений. Ребенок рисует и раскрашивает картинки, находит соответствия между словами и предметами, опираясь на все увеличивающийся объем знаний английского языка. В процессе рисования, раскрашивания, решения простых логических задач ребенок все время получает положительные эмоции: ведь каждое выполненное задание – это его маленькая победа. Процесс обучения иностранному языку строится на устной основе, в игровой форме с использованием стихов, песен, считалок на изучаемом иностранном языке. Эффективным методом запоминания иностранных слов для детей дошкольного возраста является метод фонетических (звуковых) ассоциаций.

Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его. Для дошкольников МФО представляет своеобразную игру слов, где они могут, используя лексический словарь родного языка строить небольшие сюжеты для запоминания иностранного слова. Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК". Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания. Созвучное слово не обязательно должно полностью совпадать с иностранным, достаточно созвучной части. Например: EYE (АЙ) глаз. АЙ что то в ГЛАЗ попало. Важно, чтобы остальные (вспомогательные) слова в сюжете были по возможности нейтральными, не вызывающими ярких образов. Таких слов должно быть как можно меньше. Это необходимо для того, чтобы при вспоминании не перепутать их с нужными, то есть с теми словами, которые вы запоминали. Нужные слова (слово-созвучие и слово-перевод), наоборот, необходимо всеми возможными способами выделить, сделать на них акцент. Если не получается сделать смысловой акцент, то хотя бы интонационный.

Иногда после подбора созвучий удобнее пользоваться методом автобиографических ассоциаций. Здесь, в отличие от сюжетов, рожденных вашей фантазией, надо использовать воспоминания реально пережитых событий. Например, когда вы уже подобрали ассоциацию к слову puddle — ЛУЖА, ГРЯЗЬ, созвучие ПАДаЛ, — не надо придумывать новый сюжет, как кто-то падает в лужу, а лучше вспомнить реальную ситуацию, когда вы упали в лужу (наверняка это случалось с каждым) или были свидетелем такого падения. Поэтому, прежде чем придумывать новый сюжет, подумайте: быть может, эти два слова уже соединены в вашей памяти, и вам нужно всего лишь актуализировать это воспоминание и заново его пережить.

Методы можно комбинировать — к автобиографическим воспоминаниям подключить метод соощущений: например, при запоминании слова boss — ВЫСТУП, ШИШКА — можно не только вспомнить, как вы БОСи-ком наступили на шишку, но и почувствовать боль от укола, снова услышать то, как вы невольно вскрикнули.

Занимательный характер подачи материала способствует поддержанию интереса ребенка к обучению английского языка, а разнообразные задания стимулируют развитие логического и творческого мышления, что повышает уровень развития детей. Количество детей в группе не должно превышать 12-15 человек, так как это способствует эффективному обучению ребенка.

Читайте также: