План урока оформление гербария

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 4570 0

Безрукова Ольга Анатольевна

Учитель профильного труда

Тема урока : Гербарий и его назначение

развивающая - способствовать приобретению опыта освоения научной картины мира, ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде.

воспитательная - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Тип урока -урок изучения нового

Формы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: гербарии; гербарный набор; картина, панно, закладка для книг из листьев

Методическое обеспечение: электронная презентация, тест

Основные термины и понятия : гербарий, этикетка, гербарный набор

Основные знания: Гербарий – это коллекция засушенных растений. Гербарий собирают с целью составлении флоры (списка видов) какой-либо территории; для выявления ареалов (областей произрастания) видов; при описании новых видов, в учебных и демонстрационных целях. Для сбора гербария необходимо специальное оборудование. Существуют специальные правила выбора растений для гербария.

Используемые методы и приемы

Ожидаемый результат

Организация начала занятия

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Использование стихотворных текстов.

Внешний вид учащихся, санитарное состояние кабинета, наличия учебных принадлежностей соответствуют требованиям. Настроение обучающихся позитивное.

Подготовка к основному этапу занятия

а) Обучающимся, воспитанникам предлагается внимательно рассмотреть гербарии, обратить внимание на имеющиеся записи – этикетки, ответить на вопросы.

-Встречались ли вам раньше подобные коллекции? Как называются? Для чего предназначены, как выполнены?

б) Обучающимся предлагается познакомиться с декоративными панно, закладкой для книг и картиной, выполненными из листьев.

Обеспечена мотивация, учащимися принята цель учебно-познавательной деятельности. Актуализированы опорные знания и умения.

Усвоение новых знаний и способов действий

а) Обучающиеся самостоятельно переписывают из учебника определение гербария.

б) Учащиеся получают этикетки различных растений из гербария. Рассматривают, делают выводы о том, какая информация в ней содержится.

в) Учитель комментирует содержание гербарного набора и предназначением содержимого, демонстрирует приемы использования, предварительно выслушивая предположения учащихся: (гербарная сетка, гербарная папка, копалка, бумага для этикеток, нож, фильтровальная бумага, вата).

Учащиеся по ходу знакомства записывают содержание набора в тетрадь.

После просмотра идет обсуждение увиденного.

Метод организованного самостоятельного обучения.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Первичная проверка понимания

Коллективное тестирование. (Тест в бумажном варианте выдается каждому учащемуся, тестовые задания поочередно появляются на экране и выполняются после обсуждения).

Установлена правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявлены пробелы и неверные представления, проведена их коррекция.

Закрепление нового материала

1.Выделить слова или словосочетания , обозначающие предметы из гербарного набора : гербарная клетка, гербарная папка, копалка, бумага для этикеток, нож, ложка, фильтровальная бумага, марля.

2)Вставить пропущенные слова:

Гербарием называется коллекция ……….растений. Бутоны сушат в картонных…………….Растения для гербария лучше с…..часов утра. Растения из Красной книги в гербарий собирать ……..

б) Изучаются правила для юного собирателя гербариев (на слайде):

Все части должны быть сохранены,

осторожно расправлены,

при этом не изогнуты.

Органы плодоношения должны быть налицо.

Сушить следует между листами сухой бумаги.

как можно скорее, чуть теплым утюгом, умеренно прижав прессом.

4.Хранить следует всегда на листе [в полную величину],

только одно [растение] на странице.

5.Род растения надписывается сверху.

6.Вид и [его] история указываются на обороте.

7.Растения одного и того же рода вкладываются [вместе] в пачку.

8.Растения располагаются согласно системе.

Упражнение, демонстрация, практикум .

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применение в измененной ситуаций.

Подведение итогов занятия, выставление оценок

Какова тема и цель сегодняшнего занятия?

Какие новые понятия сегодня изучали?

Дайте определение гербария? Зачем нужна этикетка каждому предмету из коллекции засушенных растений?

Какая информация помещается на этикетке?

Что содержит гербарный набор? Как отбираются растения для гербария? Как засушить растения

(в бумаге под прессом, с помощью утюга, глицерина, микроволновки, клея, денатурированного спирта) ? Как засушить бутоны растений? Как вы собираетесь использовать полученные знания?

Создание условий для рефлексии. Беседа.

Проведен анализ и оценка успешности достижения цели, запланированы перспективы последующей работы.

Проведена самооценка и оценка знаний и работы учащихся на уроке

Информация о домашнем заданий, инструктаж по его выполнению

Чтение и пересказ записей в тетраде.

Для желающих – творческое задание: из сушенных листьев составить картину по предложенным эскизам или по собственному.

Обеспечено понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Проведена проверка соответствующих записей. Учащиеся запланировали создание проектного продукта.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Интересный конспект, но перед тем, как начать выполнять работу, детям нужно предложить размять пальч. Подробнее.

Уважаемая Любовь Ивановна! Замечательно, что Вы делитесь своими наработками, но смею заметить, что п. Подробнее.

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.


Что такое гербарий?


Гербарий – это не совсем простая коллекция засушенных растений, заготовленных методом высушивания между листами бумаги (сплющенных) и закрепленных на плотной основе.

Классические гербарии создают на гербарных листах – плотной бумаге. Но сегодня ее меняют на самые разнообразные предметы, которые выступают в качестве основы для украшения сушенными цветами. Зародившись в 16 веке в Италии, гербарии на долгие столетия стали основным средством исследования и хранения данных о растениях, который использовали ученые-ботаники. В качестве частного увлечения и одного из видов рукоделия гербарии распространились значительно позже.

Гербарии бывают очень разными. На них могут быть представлены:

  • растения со всеми частями — от подземных но надземных, включая не только цветки, но и плоды;
  • целые группы различных растений;
  • отдельные части растений (к примеру, листья или цветки, лепестки и плоды).


Зачем нужны гербарии?

Какие бывают гербарии?

  • Специальный. Например, гербарий для начальной школы.
  • Систематический. За основу берется любая система. К примеру, по роду или семейству, одинаковые цвета высушенного растения, или собрание по порядку букв в алфавите.
  • Периодический. Составленный по периодам, когда были собраны материалы.
  • Тематический. Лекарственные, злаковые, сорные или из комнатных цветов и т.д.
  • Морфологический. Когда засушивают материал одного вида с измененными органами.
  • Флористический. Все растения определенного края.

Как используют гербарии?

  • в специальных альбомах и гербарных картотеках;
  • для украшения фотоальбомов, дневников и книг для записей;
  • в декоративных панно в сочетании с кружевами, живописью, декупажированной основой;
  • в украшении декоративных тарелок, подносов и шкатулок (и других техниках декупажа в качестве объемных украшений);
  • в закладках для книг;
  • для создания объемных картин и панно в смешанных техниках, в том числе в коллажах;
  • в открытках и скрапбукинге и пр.

Правила сбора растений для гербария

1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

Цель: дать представление о нетрадиционных способах оформления гербария.

Формирование эстетического восприятия окружающей действительности.

Развитие творческого воображения.

Знакомство детей с вариантами нетрадиционного оформления гербария. Закрепление знаний о видах деревьев (лиственные, хвойные).

Воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Формирование умения высказывать и обосновывать свое мнение.

Развитие эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Развитие инициативы, самостоятельности.

Словарь: гербарий, композиция, музей, интерьер, ученые.

Оборудование и материалы: гербарный набор, ватман, фото детей.

Ход образовательной деятельности : Воспитатель звенит в колокольчик: Колокольчик звенит, Всем нам в круг присесть велит! Воспитатель держит в руках альбом с гербарием. В: Ребята! Давайте посмотрим, что в нашем альбоме. Дети вместе с воспитателем рассматривают гербарий. 3 Воспитатель: А с каких деревьев эти листочки, семена и цветы? Д: С березы, клена, рябины, тополя, дуба, шиповника, кедра, ели и др. В: Вы помните где растут названные вами растения? Д: Эти деревья и кустарники растут в нашей области. В: Как называются деревья, у которых листья в виде пластинок? Д: Деревья, у которых листья имеют вид пластинок, называются лиственными. В: Ребята, приведите, пожалуйста, примеры лиственных деревьев. (ответы детей) В: Смотрите, в гербарии есть листья в виде иголок! Как называются деревья, у которых такие листья? Д: Деревья, у которых листья в виде иголок, называются хвойными. В: Кто скажет, как называется альбом с засушенными листьями? Д: Коллекция засушенных растений – это гербарий. В: Многие считают, что гербарий создают осенью. Люди увлекаются поиском самого красочного листа, его изящной формой, замысловатостью узора прожилок, редкостью экземпляра. Встречались ли вам раньше подобные коллекции гербариев? И если да, то где! Дети рассказывают, что видели гербарии в музеях, собирали вместе с родителями и т. д. В: Скажите, а для чего предназначены гербарии? Зачем они нужны? Д: Гербарии нужны для научных исследований, благодаря гербариям ученые могут узнать, какие растения произрастают в нашем крае, стране, для детских аппликаций. В: Отлично! Я вижу, вы много знаете о гербариях и все правильно рассказали.. Ребята, а вы бы хотели узнать, можно оформить гербарий? Д. Да, хотим.

В. Тогда давайте сядем за столы и начнем создавать свой собственный гербарий! Что нам понадобиться для этого?

Д. Листья, альбом и клей.

В. Верно! (раздать детям материалы для работы)

По ходу занятия помогать детям создавать композицию, поправлять, если что-то не получается.

Итог занятия: В. Мы сделали наш первый гербарий! Теперь мы аккуратно сложим наши работы, чтобы они высохли и уберем свои рабочие места. Вам понравилось создавать композиции из листьев?

В. Надеюсь мы еще не раз сделаем красивые композиции из природных материалов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет в помощи оформления гербария при составлении простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Практическое задание

овладевать правилами изготовления и хранения гербария;

изучать редкие растения своего края, а также сорные и массовые виды, пригодные для ботанических коллекций.

научиться составлять гербарий, классифицировать и определять растения своего края.

Задачи создания гербария:

- изучать проблемы, причины сокращения видов растений в природе;

- воспитывать у обучающихся бережное отношение к растениям, их охране;

- формировать у обучающихся практические навыки проведения наблюдений за

растениями с целью применения этих знаний в будущей профессиональной деятельности.

Оборудование:

Гербарная сетка, гербарная папка, копалка, бумага для закладки, бумага для этикеток, канцелярский нож, фильтрованная бумага.

Правила создания гербария:

1. Многолетники лучше не выкапывать целиком - достаточно бывает и части одного из побегов.

2. Однолетники собирают после рассеивания семян.

3. Перед сбором убедитесь, что растение не единственное, для гербария неолбходимо иметь несколько растений одного вида.

Как выбирать растение для создания гербария?

1. Растения должны быть здоровыми, целыми и средними во всех отношениях.

2. Собирают обычно экземпляры цветущие /или спороносящие/.

3. Листья крупных папоротников надо брать целиком, всё растение при этом выкапывать необязательно.

4. Мхи и лишайники с деревьев собирают с кусочками коры.

Основные правила закладки растений для оформления гербария:

1. Собранное растение надо заложить в папку.

2. Растению придаётся та форма, которую вы хотите видеть в готовом гербарии. Растение должно выглядеть естественно, но с учётом эстетики.

3. Длинные стебли и листья, не помещающиеся на лист, изгибаются. Сгибы производят под острым углом.

4. Очень крупные растения разрезают на части.

5. Толстые части растения режут вдоль.

6. Мясистые растения перед засушиванием ошпаривают кипятком.

7. Нежные цветы лучше прокладывать тонким слоем ваты.

8. Готовность растения можно проверить, приподняв его за стебель: листья и концы побеговые должны резко изгибаться вниз.

Оформление гербария:

1. Готовые растения оформляются на листе плотной бумаги формата А4.

2. Растения, прикрепляются тонкими полосками бумаги, смазанной клеем /рыбный, резиновый, казеиновый, столярный/.

Читайте также: