Как в календаре моделируются сезонные явления природы в доу

Обновлено: 05.07.2024

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке.

У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.

1 Значение календарей природы, их виды

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях.

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

Проводя такую работу, можно наблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Ведение такого календаря можно делать следующими способами. Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками. В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения (рис.1.1.).

Рис. 1.1 Календари наблюдений за ростом редиса

Еще один способ заполнения – это календарь-ширма. Он отражает пространственно временные параметры роста и развития огородной культуры (рис.1.2). Одновременная запись погоды, трудовых операций дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которых развивается овощная культура. Аналогичным образом можно моделировать процесс роста и развития любого растения (грунтового или комнатного), выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего относительно быстрый рост и непродолжительный период развития.

Календарь наблюдений за птицами.

Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей группы. (рис. 1.3,1.4)

Рис.1.3 Календарь наблюдения за птицами (младшая и средняя группа).

Рис.1.4 Календарь наблюдения за птицами (старшая группа)

Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием.

Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц. Например, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. Такая работа в течение двух недель уже дает отчетливые представления, которые легко соотносятся со словесными обозначениями (названия птиц, определение их величины, окраски). Старшие ребята не только закрепляют свои представления (дети должны знать особенности поведения птиц - где кормятся, кого боятся)

Кроме того, работа с календарем в старшей группе, соединяя в себе символический способ фиксации наблюдений - это практическое средство формирования логической формы мышления.

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе. Такой календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (рис.1.5). Заполнение страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Рис.1.5. Образец заполнения календаря (на примере наблюдений, проводимых в последнюю неделю октября)

Еще один пример ведения календаря, это календарь-ширма (рис.1.6), где на трех страницах изображены сезонные изменения в природе, например, осенью.

Рис.1.6.Календарь-ширма

С помощью вопросов педагог организует и направляет ход рассуждений детей, подводит их выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. Вот почему именно вопросы воспитателя при обсуждении календаря мы рассматриваем как средство становления и активизации логического мышления детей.

В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей.

2 Методика организации работы с календарями природы в дошкольном учреждении

Как показывает практика дошкольного воспитания - познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды.

Другая трудность связана со скачкообразностью и резкими изменениями погоды (например, оттепели зимой). Все это затрудняет последовательное накапливание представлений о плавном течении времен года.

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы - систематические наблюдения в повседневной ной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.

Слова воспитателя должны способствовать формированию представлений не только о явлении, как о таковом, но и о его сезонном характере.

Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку. В те дни, когда наблюдения не проводятся, Наглядные пособия должно быть убрано.

Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем дошкольном возрасте строится на базе конкретных знании, полученных в предыдущие годы. Дети шестого и седьмого года жизни должны понимать, что осень - это не только прохладная дождливая погода, желтеющие и опадающие листья, но и такое время года, когда постепенно все меняется: растения, образ жизни животных, укорачиваются дни и т. д. Формирование представлений о временах года у старших дошкольников возможно с помощью календаря-ширмы.

Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими могут быть следующие обозначения: дни недели - разным цветом (например, понедельник - фиолетовым, вторник - синим, среда - голубым, четверг - зеленым, пятница - желтым, суббота - оранжевым, воскресенье - красным); погоду - значками натуралистического характера (например, ветер - дерево, наклонившееся в сторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). Особо следует остановиться на обозначении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, в платье, в пальто (куртку), в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки.

Заключение

Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения), т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений. Большую помощь в этом оказывает моделирующая деятельность.

Модель представляет собой предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется – моделирующая деятельность.

Главной характеристикой модели является то, что отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые разные модели. Календари природы представляют собой графическую модель и отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Значение календарей природы для дошкольников очень велико:

  • расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности;
  • устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними;
  • развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес;
  • развивается умение абстрагировать и наглядно демонстрировать закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера.
  • развивается художественное восприятие действительности.
  • приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе.
  • способствуют воспитанию любви и бережного отношения к родной природе, развитию чувства гордости за свой край.
  • обогащается словарный запас.

Светлана Николаевна Николаева выделяет три типа календарей природы :

  • Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.
  • Календарь наблюдений за птицами.
  • Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

С детьми раннего возраста наблюдают в основном за сезонными изменениями. Поэтому в уголок природы достаточно поместить куклу, одетую по сезону (с прикладом необходимых вещей). А также поместить картинку, отображающую характерное время года. Картинка должна носить сюжетный характер (деятельность детей, взрослых, животных) и отображать характерные явления времени года.

С детьми раннего возраста также организуется наблюдение за птицами, прилетающими на участок или кормушку.

В младшем дошкольном возрасте (вторая младшая и средняя группы) начинаем использовать календари трех типов.

Рассмотрим подробно как вести работу с календарями:

  • Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира). Наблюдение проводится в течение одной недели в месяц .

В младшей и средней группе такой календарь должен быть представлен набором картинок с изображением отдельных явлений неживой природы, и одного дерева, растущего на участке, в разные его сезонных вариациях.

Младшие дошкольники сами моделей не создают, а используют заранее приготовленные воспитателем картинки, фиксируя ими те явления, которые наблюдали. Оптимальный вариант - 6 картинок на сезон (по 2 картинки на начало сезона, 2 - на середину, 2 – на конец).

Картинок с изображением деревьев должно быть две (дерево – в тихую погоду, стоит прямо и дерево в – ветреную погоду, наклоняется).

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте идет подготовка к графическому моделированию.

В старшем дошкольном возрасте наблюдение также проводится в течение одной недели в месяц (оптимально вторая или третья неделя месяца, когда ярко характерные изменения в природе).

В старшей группе страница календаря немного проще, чем в подготовительной к школе группе.

подготовительная к школе группа

(дни недели окрашены в разные цвета)

(можно графически обозначать: ПН,ВТ, СР,ЧТ,ПТ,СБ,ВС )

пиктограммы погодных явлений:

облако, солнце, дождь, снег и т.д.

пиктограммы погодных явлений:

облако, солнце, дождь, снег и т.д.

пиктограмма дерева (по сезону): ветер, без ветра, какой покров земли

пиктограмма дерева (по сезону): ветер, без ветра, какой покров земли

пиктограмма тепла и холода: человечек

(жарко – красным, тепло – желтым, прохладно - зеленым, холодно, мороз - синим)

пиктограмма тепла и холода: человечек

(жарко – красным, тепло – желтым, прохладно - зеленым, холодно, мороз - синим)

(1 -дерево, куст, покров земли)

(1-2 дерева, куст, покров земли и животные)

Такая заполненная страница календаря, представляет собой графическую модель состояния погоды определенного периода времени года, в которой сочетается реалистическое изображение природы, с символическим обозначением отдельных явлений.

Чтобы данная деятельность не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам хорошо использовать специальный прием: рисунок по трафарету карандашами.

Таким образом, за год заполняется 12 страниц календаря, представляющих собой экологическую модель сезонных изменений в природе. Данное пособие можно использовать в разные моменты образовательной работы с детьми.

Оформление календаря наблюдений за птицами различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Для всех возрастных групп главным содержанием является состав птиц.

В младшем дошкольном возрасте календарь наблюдения за птицами заполняется один раз в две недели. В разгар зимней подкормки дети знакомятся с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего вида и поведения.

Для старших дошкольников одну-две недели фиксируются наблюдения за птицами в специальном календаре. В календаре вводится параметр времени (дни недели), фиксируются особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, кто летает над участком и т.д.).

В подготовительной группе в календаре фиксируют погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления. Делается трехкратное внесение календаря (в начале подкормки - конец октября, в её разгаре – январь, и в конце – март).

  • Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

В дошкольном учреждение чаще всего используем наблюдения за ростом и развитием растений.

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков.

Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) произрастающее растение. Рисунки делаются с помощью двух картонных трафаретов (банки и растения). Дети их обводят, прорисовывают корни, зелень и т.д. (например, наблюдения за луком).

Иначе выглядит календарь, в котором зафиксирован рост овощной культуры в открытом грунте (например, редис). На каждой странице такого календаря, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время (неделя), условия (погода, трудовые операции человека). В таком календаре будут представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания.

Таким образом, все виды календарей являются не только графическими моделями, но и могут быть хорошими демонстрационными пособиями, используемыми в разнообразной образовательной работе с детьми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Консультация для воспитателей

Методика работы с календарем природы в ДОО

Воспитатель Семенова А.С.

Методика работы с календарем природы в ДОО

Значение календарей природы, их виды

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. Для развития дошкольников важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе.

Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них развивается художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.

Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание наиболее частых наблюдений.

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

Проводя такую работу, можно наблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Или животных – рост и развитие хомяка в старшей группе или развитие цыплят и их взаимоотношение с курицей в подготовительной группе. Ведение такого календаря можно делать следующими способами. Рассмотрим их на примере наблюдений за ростом редиса (рис1.1). Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками. В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения.

hello_html_38404db3.jpg

Рис. 1.1 Календари наблюдений за ростом редиса

hello_html_72d60688.jpg

Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Графическая модель роста и развития животного должна отражать изменения не только внешнего облика (строение), но и двигательную активность (поведение), меняющиеся условия внешней среды. Под двигательной активностью следует понимать, как перемещается животное в пространстве (ходьба, бег, прыжки), как добывает пищу, каковы действия, направленные на установление взаимоотношений с сородичами и с другими живыми существами. Таким образом, содержание графической модели этого типа более обширно. Поэтому запись поведения животных представляет некоторую сложность. Это связано с поиском адекватных и понятных значков-символов.

Календарь наблюдений за птицами.

Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей группы. (рис. 1.3,1.4)

Рис.1.3 Календарь наблюдения за птицами (младшая и средняя группа).

hello_html_24b5c308.jpg

Рис.1.4 Календарь наблюдения за птицами (старшая группа)

Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц. Например, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. Такая работа в течение двух недель уже дает отчетливые представления, которые легко соотносятся со словесными обозначениями (названия птиц, определение их величины, окраски). Старшие ребята не только закрепляют свои представления (дети должны знать особенности поведения птиц - где кормятся, кого боятся).

Кроме того, работа с календарем в старшей группе, соединяя в себе символический способ фиксации наблюдений - это практическое средство формирования логической формы мышления. Отбирая карточки (в течение двух недель) с изображением виденных на участке птиц, расставляя их по соответствующим графам, а затем, переводя полученные ситуации в символическое изображение, дети обучаются одновременно умению последовательно соотносить образы и объекты.. Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе. Такой календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (рис.1.5). Заполнение страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

hello_html_m3f873c37.jpg

Рис.1.5. Образец заполнения календаря (на примере наблюдений, проводимых в последнюю н неделю октября)

Еще один пример ведения календаря, это календарь-ширма (рис.1.6), где на трех страницах изображены сезонные изменения в природе, например, осенью.

hello_html_4249657c.jpg

Аналогичные календари целесообразно использовать при наблюдении любых длительных закономерно протекающих явлении в природе. С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий. любые из развивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.

В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей.

Например, для младшей и средней группы календарь природы оформлен в виде пирамиды, состоящей из нескольких съемных блоков. Дети подбирают картинки таким образом, чтобы каждая из граней пирамиды отражала особенности природных явлений определенного сезона и одежды людей.

Комбинированный календарь в подготовительной группе включает настенный календарь-круг с указанием месяцев (даются как обычные, так и народные названия) и объемный календарь со ступеньками, в нижней части которого прикрепляется лента погоды, а в верхней размещаются веселые человечки — дни недели.

Календарь может быть сделан и виде настоящей лесенки, с объемными фигурками, отражающими различные природные изменения. Дни недели в этом случае символизируют разноцветные цилиндры-коробочки, на которые выставляются карточки с указанием даты. Написанное на карточке название месяца закрепляется на вершине лесенки. На ступеньках выставляются фигурки-символы, характеризующие состояние природных объектов в данное время, и карточки погоды

Методика организации работы с календарями природы в дошкольном учреждении.

Как показывает практика дошкольного воспитания - познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.

Другая трудность связана со скачкообразностью и резкими изменениями погоды (например, оттепели зимой). Все это затрудняет последовательное накапливание представлений о плавном течении времен года.

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы - систематические наблюдения в повседневной ной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.

Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).

Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку. В средней группе при переменной погоде можно выставить две картинки (например, пасмурная и дождливая погода). Кроме того, в этой группе следует выставлять картинку с изображением мальчика и девочки, одетых так же, как были одеты дети на прогулке. В те дни, когда наблюдения не проводятся, Наглядные пособия должно быть убрано.

Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем дошкольном возрасте строится на базе конкретных знании, полученных в предыдущие годы. Дети шестого и седьмого года жизни должны понимать, что осень - это не только прохладная дождливая погода, желтеющие и опадающие листья, но и такое время года, когда постепенно все меняется: растения, образ жизни животных, укорачиваются дни и т. д. Формирование представлений о временах года у старших дошкольников возможно с помощью календаря-ширмы.

Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими могут быть следующие обозначения: дни недели - разным цветом (например, понедельник - фиолетовым, вторник - синим, среда - голубым, четверг - зеленым, пятница - желтым, суббота - оранжевым, воскресенье - красным); погоду - значками натуралистического характера (например, ветер - дерево, наклонившееся в сторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). Особо следует остановиться на обозначении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, в платье, в пальто (куртку), в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки.

Список использованной литературы

Автор: Демидова Елена Евгеньевна

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье исследуется важная проблема формирования у дошкольников представлений о смене времен года, закономерностях и особенностях сезонных изменений в природе. Кратко изложены существующие в науке подходы к решению данной проблемы, раскрыта специфика усвоения дошкольниками временных и сезонных представлений.

К настоящему времени идея экологического образования детей перешла из стадии широкого обсуждения в стадию активной разработки и реализации. Общепризнано, что экологическое образование является одной из основных составляющих единого образовательного процесса. Основной задачей дошкольного этапа экологического образования является, прежде всего, выявление и развитие способностей, склонностей и интересов ребенка, развитие потребностей к познанию мира, формирование основ экологической культуры, правильного отношения к объектам природы, себе и людям как части природы.

Анализ современной литературы показывает, насколько своевременным и актуальным, а главное, универсальным является экологическое образование. Дело в том, что из познания взаимосвязей организма с окружающей его средой происходит ясное понимание места человека на Земле и в социуме, возникает чувство личной ответственности за возникающие отношения и происходящие перемены, приходит осознание необходимости действий, направленных на сохранение объектов природы, на восстановление ее ресурсов. Для формирования основ экологической культуры нет возрастных границ, но базовые установки закладываются в дошкольном детстве, в том периоде, когда родители и педагоги формируют будущие приоритеты и предпочтения своих воспитанников.

Современное экологическое образование строится на усвоении детьми природоведческих знаний, которые еще в начале XX века предлагалось формировать в виде наблюдений и записей в календаре природы. Усвоение же ребенком роли человека в глобальном процессе преобразования Земли проходит посредством знакомства с целой серией событий, связанных с соответствующими праздниками – Календарем экологических дат. На этом основаны методики С.Н. Николаевой [8], Л.М. Маневцовой [6], М.М. Ушаковой [11] и др., которые базируются на описании явлений природы (для дошкольников) и экологических дат (для школьников) соответственно, но четкой системы в работе с экологическим календарем, адаптированной для дошкольников, до настоящего времени не существует. Как показывает практика, дети-дошкольники с трудом ориентируются в понятиях, связанных со временем, несмотря на их периодическую повторяемость (сезоны, месяцы, дни недели).

а) учитывать возрастные особенности и малый жизненный опыт;

б) предлагать эмоционально окрашенные знания, начиная от чувственного восприятия, а затем уже переходить к разумно-логическому объяснению;

в) исследовать объекты природы в сопереживательно-щадящем режиме;

г) формировать представление о правильном поведении, используя глаголы направленно-позитивного действия (с минимизацией отрицательно-запрещающих);

д) при общении с детьми тщательно подбирать слова и фразы.

И, главное, следует помнить, что у дошкольников уже не будет другого шанса получить первое впечатление об окружающем мире. В процессе экологического образования деятельность старших дошкольников довольно разнообразна и в зависимости от методики может представлять собой:

1) наблюдения и труд в центре природы;

2) уход за растениями на участке;

3) выращивание вместе с воспитателем овощей и зелени для своего стола; 4) элементарную исследовательскую деятельность;

5) экскурсирование по экологической тропе;

6) художественно-творческую деятельность с использованием природного материала (рисование, конструирование, лепка);

7) самостоятельные игры детей с природным материалом и другие.

1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.

2. Календарь наблюдений за ростом и развитием растений.

3. Дневник наблюдений за птицами и организация зимней подкормки птиц.

1. Андрющенко О.А. Технология формирования системы знаний о сезонных явлениях природы ХМАО у детей старшего дошкольного возраста. Нижневартовск, 2014. 45 с.

2. Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы образования и науки. 2017. №6(30). С. 66-69.

3. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 22.

4. Зебзеева В.А. Использование моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста // Современное образование. 2017. №4. С. 76-84.

5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М.: Сфера, 2008. 240 с.

6. Маневцова Л.М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста // Оптимизация учебновоспитательного процесса в детском саду: сборник научных трудов. Л., 1985. С. 121-130.

7. Миронов А. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. Волгоград: Учитель, 2016. 216 с

9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников. М.: Линка-Пресс, 2017. 224 с.

Читайте также: