Анализ использования учителями школы эор и цор в увп

Обновлено: 25.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР и ЦОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Век стремительного развития общества характеризуется влиянием на него современных компьютерных технологий , проникающих во все сферы человеческой деятельности . Школа не является исключением . Процесс компьютеризации сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно - воспитательного процесса , в изменении технологий обучения , которые должны быть не только адекватны современным техническим возможностям и требованиям , но и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество . Компьютерные технологии призваны стать частью целостного образовательного процесса , значительно повышающей его эффективность .

Главная задача современного учителя заключается в том , чтобы научить своих учеников искать знания и осваивать самостоятельно , помочь ребенку сориентироваться в мире информации , научить учиться . Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием . Лишить современного школьника компьютера , учить его без ИКТ технологий , все равно , что лишить человека обыденных современных

предметов быта , без которых уже сложно обойтись : мироволновки , утюга , стиральной машины .

Знание информационно - коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку , делает уроки нетрадиционными , запоминающимися , интересными , более динамичными . Одним из способов повышения мотивации школьников к учебе , считаю внедрение в образовательный процесс ЭОР и ЦОР .

Обучающие и контролирующие программы , представленные в данных ресурсах , дают большие возможности и учителю , и учащимся . Использование готовых электронных продуктов позволяет существенно оптимизировать деятельность учителя и ученика .

Применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя , его профессионально - личностное развитие , инициирует распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся , основанных на сотрудничестве , а также появлению новых моделей обучения , в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся .

ЭОР и ЦОР – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов , предназначенные для использования в учебном ( образовательном ) процессе , представленные в электронном ( цифровом ) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ ).

Электронные образовательные ресурсы ( ЭОР ) – это средства программного , информационного , технического и организационного обеспечения учебного процесса . К ним также можно отнести электронные издания , информация на машиночитаемых носителях и та , которую можно найти в сети как локальной , так и глобальной . К ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи , для воспроизведения которых довольно бытового магнитофона или CD- плейера . Максимально эффективные и современные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере . Временами чтоб выделить данное подмножество ЭОР , их именуют цифровыми образовательными ресурсами ( ЦОР ), подразумевая , что компьютер использует цифровые способы записи - воспроизведения .

Цифровые образовательные ресурсы ( ЦОР ) – это представленные в цифровой форме фото , видеофрагменты и видеоруководства , статические и

динамические модели , объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования , графические и картографические материалы , звукозаписи , аудиокниги , различные символьные объекты и деловая графика , текстовые бумаги и другие учебные материалы , нужные для организации учебного процесса .

своей работе нами применяются технологии метапредметного обучения . Использование на уроках ЭОР помогают создать такую ситуацию на уроке , что учащийся вовлекается в процесс познания , самостоятельно добывая информацию , анализирует ее , делает вывод . Исходя из опыта работы , можно сказать , что использование интерактивных ЭОРов более

интересно и увлекательно для учеников . Интерактивный информационный

ресурс ставит перед учащимся учебную проблему , а интерактивный практический ресурс – способ ее решения . ЭОРы включают в себя тесты ,

Хотелось бы в своей работе непосредственно отразить , как работать с ресурсами данных порталов .

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Использование учителем ЦОР делает реальным для учащихся получение качественного образования, соответствующего современным запросам, даже если школа, как наша, находится в сельской глубинке.

Как показывает практика работы в школе, информация, воспринятая зрительно, лучше запоминается учениками. Не зря гласит народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Перед учителем постоянно возникает вопрос: как сделать материал урока запоминающимся, интересным, чтобы ученики за короткое время усвоили как можно больше материала. В этом случае незаменимым помощником становятся ЦОР.

Отчёт об использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной и внеурочной деятельности

С помощью ЦОР на уроках я решаю целый ряд задач:

- предъявляю новый учебный материал;

- организую повторение и закрепление пройденного;

- провожу промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний;

- создаю игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным;

- помогаю учащимся основательно подготовиться к различным олимпиадам и конкурсам.

ЦОР, которыми я пользуюсь:

- информационно-справочные материалы (справочники, энциклопедии, словари);

- учебно-методические программные средства для сопровождения уроков (демонстрационные материалы, презентации, компьютерные разработки уроков и т. п.);

- репетиторы и тренажёры.

Указанные электронные ресурсы выгодно отличаются от других средств обучения интерактивностью и мультимедийностью и помогают избежать быстрой утомляемости детей на уроке. Объём учебного материала можно увеличить.

ЦОР применяю на следующих этапах урока:

- для актуализации знаний (электронные тесты);

- на этапе объяснения нового материала (мультимедийные презентации, учебные видеофильмы);

- для контроля и оценки знаний, умений и навыков (программы-тренажёры, тесты).

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые я чаще всего использую на уроках.

Презентации. Использую их и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР.

Анимации и иллюстрации. Использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем, для пояснения используются различные звуки и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал.

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, они помогают систематизировать изученный Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило.

Ещё одна разновидность электронных средств обучения, которыми я пользуюсь на уроках, - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных .

Назову те из них, которые на сегодняшний день апробированы мной и зарекомендовали себя неплохо:

Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам –

Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия

11. Тренажёр по орфоэпии.

В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника. ЦОР на уроках помогают формировать коммуникативную и информационную компетенции обучающихся, активность, самостоятельность, духовность и нравственные ориентиры.

Таким образом, активное использование ЦОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние несколько десятков лет в образовательном процессе появилось столько нового, в том числе и современных технологий обучения, сколько не было за многовековую историю развития педагогики. Нельзя поспорить с тем, что обучение стало и главной повседневной активностью (время, которое нам придется выделять на обучение, увеличивается с каждым днем), и пожизненным процессом (если в прошлом мы учились только небольшую часть жизни, то в будущем и уже сейчас мы учимся всю свою жизнь).

Мое выступление посвящено ЦОР и ЭОР. Напомню, что это такое.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Все ЦОР делят на две группы, это…

Важным следствием активного использования ЦОР в школьном математическом образовании станут:

• переход от репродуктивного процесса обучения к активно - деятельностному;

• поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;

• выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;

• стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;

• реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.

Использование ЦОР в обучении позволяет расширить возможности урока, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи урока:

этап актуализации знаний – электронные тесты, электронные конструкторы;

этап объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

этап закрепления и совершенствования ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;

этап контроля и оценки ЗУН – электронные тесты, кроссворды (3).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронные издания, размещаемые на машиночитаемых носителях и/или в сети.

Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа ЭОР.

Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:

по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;

по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.

Основные качества ЭОР:

1. Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса:

• аттестация (контроль учебных достижений).

При работе с традиционным учебником обеспечивается только получение информации.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно.

Основные характеристики ЭОР: модульная архитектура, доступность, вариативность, мультимедийность, интерактивность.

Базовые федеральные образовательные порталы:

Коллекции ЦОР и ЭОР

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)

На сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

- тематические подборки ЦОР по предметам

Использование ЦОР и ЭОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.


Данная статья посвящена вопросу введению цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс. Цифровые образовательные ресурсы предоставляют огромные возможности преподавателю, обеспечивают мощными средствами, которые разрешают следующие вопросы: улучшение организации учебного процесса, повышение индивидуализации обучения; цифровые образовательные ресурсы предоставляют возможность учителю и обучающемуся для устранения пробелов, возникших из-за пропуска уроков; улучшают результаты самоподготовки после уроков; средство индивидуализации работы самого преподавателя.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии.

Создание педагогом авторских ЦОР способствует совершенствованию его профессионального мастерства, помогает в реализации индивидуального подхода к образовательной траектории каждого обучающегося, в акцентировании внимания именно на тех вопросах, которые менее усвоены студентом [1].

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос о том, как результативно обучить всех и каждого обучающегося в отдельности.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что использование цифрового образовательного контента в современном образовательном процессе, способствует осуществить более качественную подготовку обучающихся.

В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернете существует достаточно много различных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): демонстрационных, информационно-справочных, тренажеров, обучающих, имитационных, моделирующих, контролирующих и др [2]. Под цифровыми образовательными ресурсами понимаются представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные цифровые учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [3].

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) является учебной дисциплиной в вузе. Данная дисциплина обязывает к использованию ЦОР на уроках. Одним из направлений изучения курса ИКТ выступают информационные процессы и информационные технологии. Практическая часть курса направлена на освоение студентами навыков и умений использования средств информационных технологий для формирования функциональной грамотности и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Это говорит о том, что сама дисциплина ИКТ подразумевает освоение не только структуру компьютерных систем, архитектуру компьютера, но и прикладных программ, мобильных приложений, программ по созданию сайта, с помощью которых в дальнейшем обучающийся будет иметь огромные возможности уметь создавать ЦОР самостоятельно. А для освоения в процессе обучения этих компьютерных программ (как теоретической части, так и практической) необходимо разработать содержательный цифровой образовательный ресурс, в котором обучающийся имел бы возможность изучать все компоненты дисциплины ИКТ. Для создания ЦОР по ИКТ необходимо разобраться с понятием ЦОР и аспектами использования и влияния ЦОР на уроках.

Рассмотрим определенные методические правила при использовании ЦОР:

– ЦОР это средство, ориентированное на решение задач фактического изменения качества образования и увеличения его эффективности;

– ЦОР оптимально интегрируются в образовательный процесс с учетом педагогической рациональности, требующей оценки эффективности применения ЦОР в комбинации с различными педагогическими технологиями;

– важным направлением применения ЦОР это обращение к личности обучаемого;

– создание максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного, самостоятельно размышляющего молодого человека;

– ЦОР не заменяет педагога или учебник, наоборот усиливает характер педагогической деятельности.

Использование и применение на уроках интерактивных панелей значительно помогает улучшению образовательного процесса, поскольку интерактивная панель дает возможность сделать урок интереснее: педагог на занятиях использует одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы. Любую информацию, отображенную на интерактивной панели, можно распечатать, сохранить, сделать видеозапись экрана, для последующего анализа.

Применение ЦОР на уроках ИКТ является методом организации активной и осмысленной работы студентов, сделав занятия более разнообразными. Таким образом, применение компьютерных систем на уроках не заменяют педагога, а, наоборот способствуют общению с обучающимся более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Рассмотрим некоторые аспекты внедрения приёмов работы с ЦОР в практику работы преподавателя.

– Внедрение ЦОР — это способ развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности у будущих педагогов. Данная специальная методическая подготовка, освоение определенных умений и навыков оказывает влияние на становление у обучающегося специальных методических умений и навыков, которые способствует развитию интереса к изучаемому материалу [4].

– Развитие специальных умений и навыков у будущего учителя владения средствами ЦОР, а также методами ИКТ способствует возможности реализовать себя в педагогической деятельности с современных позиций, не чувствовать себя ущербным в общении с учащимися, достаточно хорошо владеющего приёмами работы с ПК [4].

– Методическое назначение использования цифровых систем обучения в практике работы учителя велико. Благодаря ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, продемонстрировать видеофрагменты, цифровые фотографии, смоделировать различные процессы [4].

– Средства ЦОР можно правомерно приравнять к изобразительным наглядным средствам обучения, сопровождающим демонстрации в процессе лекции, рассказа, беседы. В настоящее время вполне целесообразно выделить в отдельный методический блок наглядных пособий виртуальной среды [4].

– Ошибки при использовании ЦОР. Следует отметить, что не совсем правильно и грамотно полностью заменять на уроках натуральные объекты объектами виртуальной среды [4].

Следуя из этого, можно обобщить, что педагогу целесообразно использование собственно ЦОР и ИКТ, а также программное обеспечение ПК, которое может позволить достигнуть качественно нового уровня реализации принципа наглядности. Изображение объектов средствами виртуальной среды, приёмы компьютерного моделирования в обучении целесообразно использовать в следующих случаях: когда необходимо изучить или продемонстрировать процессы и явления, которые невозможно продемонстрировать с помощью других методов и приёмов. Использование цифровых фотографий, видеофильмов позволяет обучающимся активно включаться в учебный процесс. Компьютерные демонстрации и модели различных процессов, явлений, объектов и экспериментов, позволяют глубже проникнуть в суть изучаемых явлений.

Компьютерные системы, используемые в учебном процессе представляют следующие функции:

1) как источник учебной информации (частично или полностью заменяющий преподавателя и учебник) с учётом необходимости найти информацию энциклопедического характера;

2) Как наглядное пособие, благодаря которому возможно детальное изучение объектов посредством виртуальной среды (с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

3) как индивидуальное информационное пространство;

4) как тренажер при подготовке к различного рода промежуточным и итоговым испытаниям;

5) как средство диагностики и контроля.

Таким образом, цифровые средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств ЦОР.

Рассмотрим основные обучающие функции ЦОР:

– улучшение качества знаний, закрепление полученных ранее знаний, осваивание системы контроля качества знаний (глубины, прочности, системности);

– формирование практических умений при работе с виртуальными объектами;

В качестве развивающих функции выступают:

– усовершенствование всей системы познавательных процессов (внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи);

– усовершенствование аналитико-синтетических приемов мышления с использованием ИКТ;

– усовершенствование творческих способностей на базе ЦОР;

Кроме того, использование ЦОР на учебных занятиях способствуют формированию воспитательных функции:

– формирование естественно — научного мировоззрения и естественнонаучного стиля мышления, способности алгоритмизировать собственную деятельность;

– формирование социально положительных элементов поведения;

– воспитание волевых и нравственных качеств личности.

Комплекты ЦОР позволяют довести до обучающегося огромный поток информации. При этом у них развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.

Заключение

Таким образом, использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, виртуальная среда, ИКТ, образовательный процесс, обучающийся, урок, CD-ROM, интерактивная панель, педагогическая деятельность, цифровой образовательный контент.

Читайте также: