Наука как форма общественного сознания отрасль духовного производства социальный институт кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

• совокупность знаний и их носителей;

• наличие специфических познавательных целей и задач;

• выполнение определенных функций;

• наличие специфических средств познания и учреждений;

• выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

• существование определенных санкций.

Э. Дюркгейм особо подчеркивал принудительный характер институционального по отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.

Наука как форма общественного сознания - это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.

Отличительными признаками науки являются:

- выявление глубинных, сущностных связей и отношений Объективного мира, формулирование законов науки, в которых фиксируются эти связи и отношения, а также создание научных теории;

- общезначимость научного знания;

- предвидение, прогнозирование изменения объекта;

- строгая доказательность и обоснованность результатов, достоверность выводов;

- отсутствие ссылок на авторитет;

- наличие профессионально подготовленных кадров;

- наличие специального языка и методов исследования;

Функции науки:

- Мировоззренческая функция: на каждом историческом этапе развития человеческого общества наука формирует определенную картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека.

- Интегративная функция науки заключается в объединении отдельных достоверных знаний о мире в целостную непротиворечивую систему.

- Гносеологическая функция науки направлена на выявление сущности и закономерности функционирования и развития природных и социальных явлений.

- Методологическая функция: наука создает различные методы и способы исследовательской деятельности.

- Прогностическая функция: на основе выявленных закономерностей изученных явлений наука способна объяснить перспективные тенденции развития природы и общества.

- Функция науки как непосредственной производительной силы, современная наука непосредственно связана с практикой, целью научных достижений является их практическая реализация; одновременно, практическая жизнь человека все более оказывается связанной и зависимой от научных достижений и открытий.

- Функция науки как социальной силы: на современном этапе развития человеческого общества научные достижения все чаще используются при разработке программ социального и экономического развития.

Существуют несколько классификаций наук. В зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

- о природе – естественные;

- об обществе – гуманитарные и социальные;

- о познании, мышлении – логика и др.

В классификаторе высшего профессионального образования выделены науки:

- естественные и математика (физика, химия, биология, география, почвоведение, гидрометеорология, экология и др.);

- гуманитарные и социально-экономические (философия, история, политология, экономика, статистика, филология, юриспруденция и др.);

- технические (строительство, металлургия, горное дело, геодезия, и др.);

- сельскохозяйственные (агрономия, лесное хозяйство, рыболовство, зоотехния и др.).

На основе связи науки с практикой выделяют фундаментальные или теоретические науки и прикладные. Вторые направлены на решение конкретных производственных, технических и социальных проблем.




Наука как форма общественного сознания - это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.

Отличительными признаками науки являются:

- выявление глубинных, сущностных связей и отношений Объективного мира, формулирование законов науки, в которых фиксируются эти связи и отношения, а также создание научных теории;

- общезначимость научного знания;

- предвидение, прогнозирование изменения объекта;

- строгая доказательность и обоснованность результатов, достоверность выводов;

- отсутствие ссылок на авторитет;

- наличие профессионально подготовленных кадров;

- наличие специального языка и методов исследования;

Функции науки:

- Мировоззренческая функция: на каждом историческом этапе развития человеческого общества наука формирует определенную картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека.

- Интегративная функция науки заключается в объединении отдельных достоверных знаний о мире в целостную непротиворечивую систему.

- Гносеологическая функция науки направлена на выявление сущности и закономерности функционирования и развития природных и социальных явлений.

- Методологическая функция: наука создает различные методы и способы исследовательской деятельности.

- Прогностическая функция: на основе выявленных закономерностей изученных явлений наука способна объяснить перспективные тенденции развития природы и общества.

- Функция науки как непосредственной производительной силы, современная наука непосредственно связана с практикой, целью научных достижений является их практическая реализация; одновременно, практическая жизнь человека все более оказывается связанной и зависимой от научных достижений и открытий.

- Функция науки как социальной силы: на современном этапе развития человеческого общества научные достижения все чаще используются при разработке программ социального и экономического развития.

Существуют несколько классификаций наук. В зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

- о природе – естественные;

- об обществе – гуманитарные и социальные;

- о познании, мышлении – логика и др.

В классификаторе высшего профессионального образования выделены науки:

- естественные и математика (физика, химия, биология, география, почвоведение, гидрометеорология, экология и др.);

- гуманитарные и социально-экономические (философия, история, политология, экономика, статистика, филология, юриспруденция и др.);

- технические (строительство, металлургия, горное дело, геодезия, и др.);

- сельскохозяйственные (агрономия, лесное хозяйство, рыболовство, зоотехния и др.).

На основе связи науки с практикой выделяют фундаментальные или теоретические науки и прикладные. Вторые направлены на решение конкретных производственных, технических и социальных проблем.

Общественное сознание, как целостная структура, а также как и некоторые его виды, среди которых – политический, правовой, научный и религиозный, этический либо нравственный выступают в качестве составной части общественной культуры.

Говоря об общественном сознании, зачастую забывают про частные и личные формы сознания, при этом, выделяются взгляды, теории, концепции и идеи, которые присущи для всей целостной структуры общества, либо определенной социальной группы.

Несмотря на то, что формы общественного сознания являются прямым и опосредованным способом сформированными отдельными индивидами – личностями, в последующем оно выходит за границы влияния одного человека и становится присущим целостному обществу.

Открытие, которое сделано конкретным исследователем в области физики, либо химии, либо математики, педагогики, психологии или экономики впоследствии становятся достоянием всего человеческого общества.

Возникновение науки является средством разрешения сложных гносеологических задач, совместно с преобразованием общественных и природных явлений, базируясь на познании их основ. В данном контексте находят проявление две функции, которые выполняет наука:

Первая – познавательная (либо новационная), которая заключается в изучении сущности вещей.

Вторая – практическая (инновационная), чьей сутью является принятие участия науки в деятельности общества, либо отдельного человека, направленного на преобразование чего-либо.

Наука одновременно выступает и в качестве системы знаний, и в качестве их духовного производства, совместно с дальнейшей практической деятельностью, которая лежит в их основании.

Для любых форм научного познания значимым является наличие объекта познания, совместно с выбором средства познания. В качестве ответа на вопрос об объекте исследования выступает предмет науки. В качестве ответа на вопрос об осуществлении научного исследования выступает метод науки.

Результатом исследования конкретного ученого, либо научного коллектива выступают новые знания, совместно с открытиями, которые имеют статус прорывных в области деятельности конкретных жизненных сфер. При этом, они одновременно получают статус общественного достояния. Спектр этих знаний, являясь общественным достоянием, получает статус общественного сознания, которое является научным и имеет собственные номологические особенности.

В иных формах общественного сознания необходимость рационального познания объективных форм действительности, совместно с ее дальнейшим упорядочением и систематизацией выступает в качестве вторичных целей, то в рамках науки, критерии рационального осмысления устройства мира являются лидирующими и первичными.

Наука, таким образом, выступает в качестве базовой формы общественных форм действительности, совместно с жизненной сферой общества, а также ее историческим системообразующим институтом, чья функциональная направленность осуществляется на освоение и видоизменение окружающей реальности.

Это определенный вид духовной деятельности, который в качестве своего продукта имеет предметно отобранный и систематизированный факт, совместно с логически выверенной гипотезой, обобщающими теориями и фундаментальными и частными законами, совместно с методами исследования.

Выдающие российские деятели науки, чьи открытия повлияли на общественное сознание

Все перечисленные объекты выступают в качестве форм общественного знания, они также формируют специфические формы общественного сознания – научные. Так, это стало возможным благодаря открытиям, которые были удостоены приемией Нобелевского комитета по физике, экономике, медицине, физиологии и экономике.

Российские ученые Нобелевские лауреаты в области физики: Павел Черенков (1958), Игорь Тамм (1958), Илья Франк (1958), Лев Ландау (1962), Николай Басов (1964), Александр Прохоров (1964), Петр Капица (1978), Жорес Алферов (2000), Виталий Гинзбург (2003).

Российский ученый Нобелевский лауреат в области химии: Николай Семенов (1956), в области экономики: Леонид Канторович (1975), в области медицины и физиологии: Иван Павлов (1904).

Примечательно, что Нобелевскими лауреатами становились и другие россияне, которые, однако, в силу различных обстоятельств покинули пределы страны, среди них: Илья Мечников – за открытие в области медицины и физиологии. Он получил Нобелевскую премию в 1908 году, вместе с П. Эрлихом и Ильей Пригожим, который стал Нобелевским лауреатом благодаря открытиям в химической сфере в 1977 году.

Целесообразным видится принятие Российской академией наук решение 2009 года, заключающееся в необходимости присуждения золотой медали и премии за выдающиеся личные научные достижения отечественным авторам в различных научных областях: область физики (медаль имени С. И. Вавилова и Н. Г. Басова).

В области теоретической физики и физики элементарных частиц, совместно с теорией поля (медаль имени И. Е. Тамма), в области физико-химических достижений, а также технологии и химии (медаль имени Н. С. Курнакова), в области государствоведения (медаль М. М. Сперанского), в географической, биографической и ихтиологической областях (медаль имени Л. С. Берга), в области теоретической механики (медаль имени С. А. Чаплыгина), в области развития средств и методов электроники (медаль имени А. С. Попова).

Получение открытий в этих сферах во многом будут помогать в формировании научного сознания в российском обществе.

Функции науки не могут быть правильно и глубоко поняты без выяснения ее корней, ее генетических связей с эмпирическим знанием, добываемым обществом в процессе каждодневной человеческой практики.

При оценке эмпирического знания, при сравнении его со знанием научным весьма опасны две крайности.

Есть целый ряд основных отличий научных знаний, обусловливающих их принципиальное преимущество перед знаниями, получаемыми в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Это, как отмечает В. С. Степин:

1) систематизированность научных знаний, в отличие от стихийно-эмпирических, которые скорее, представляют конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта;

2) специфические способы обоснования истинности научного знания (экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана);

4) занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта. В целях обыденного познания такая подготовка осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида и включения его в различные сферы деятельности. При этом подготовка будущего исследователя включает в себя и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, стимулирующих научный поиск и изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта получаемых знаний[141].

Итак, наука возникла как средство разрешения сложной гносеологической ситуации и преобразования природных и общественных явлений на основе познания их сущности. В свете этого становятся более зримыми две основные функции науки: а) познавательная функция, заключающаяся в проникновении в сущность вещей, и б) практически-действенная функция — участие науки в преобразующей деятельности человека и общества.

Достаточно привести такой факт. На земле существуют тысячи видов животных, которых в принципе можно было бы одомашнить. Из этого громадного числа до сих пор одомашнено только 47 видов, причем основные из них собака, свинья, коза, корова, лама — были одомашнены еще в период неолита. В первобытную же эпоху были введены в сельскохозяйственное производство также почти все основные виды культурных растений, которыми пользуется современное человечество. Какой гигантский труд и терпеливые, тончайшие наблюдения должны были предшествовать этому! Мы до сих пор еще в долгу перед предыдущими и грядущими поколениями по части усвоения, сохранения и передачи по наследству богатейшего опыта, накопленного народной медициной, в том числе в использовании лекарственных растений.

Не убывает и значение тех методов получения знания, которые перешли в науку из эмпирического опыта. Так, исходным видом научной деятельности, направленной непосредственно на изучение объекта, по-прежнему остается наблюдение. При этом, разумеется, научное наблюдение отличается от ненаучного своей целенаправленностью и организованностью. Научное наблюдение связано с решением определенной научной проблемы или задачи, скажем, обоснования или опровержения какой-либо гипотезы. В качестве примера, ставшего уже хрестоматийным, можно привести продолжавшиеся более двадцати лет наблюдения Тихо Браге (Дания, конец XVI века) за положением планет и звезд. Эти наблюдения, проведенные с изумляющей точностью, явились эмпирической основой для открытия Иоганном Кеплером закона движения планет.

5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Характеристика процесса становления и развития общественного сознания проясняет многие его особенности, которые появились при определенных условиях бытия людей, а затем и проявились в различных формах общественной деятельности. Вне

[12. Формы общественного сознания]

[12. Формы общественного сознания] Влияние разделения труда на науку.Роль репрессии в государстве, праве, морали и т.д.В законе буржуа должны дать себе всеобщее выражение именно потому, что они господствуют как класс.Естествознание и история.Не существует истории политики,

Относительная самостоятельность общественного сознания

Относительная самостоятельность общественного сознания Говоря об относительной самостоятельности общественного сознания, необходимо выделить и закон преемственности его развития Поясним его действие на примере. Студентам хорошо известна яркая и неповторимая эпоха

Специфика религии как формы общественного сознания

Специфика религии как формы общественного сознания На определенных этапах исторического развития в качестве наиболее массовидной формы общественного сознания выступает религия. Уже по Фейербаху корень религиозных представлений следует искать в реальных условиях

9.2. Система общественного сознания

9.2. Система общественного сознания Общественное сознание представляет собой сложную подсистему общества. В нее входят различные формы и уровни. Прежде чем переходить к их характеристике, заметим, что в понимании строения общественного сознания имеются определенные

Религия как форма общественного сознания и картина предельных устремлений человеческого духа

Религия как форма общественного сознания и картина предельных устремлений человеческого духа Религия – всем известное явление общественной жизни. Основами религиозного мировоззрения выступают: безусловная вера в Бога как творца и промыслителя мира; вера в

Проблемы общественного сознания. Вопросы культуры и литературы

Проблемы общественного сознания. Вопросы культуры и литературы Недостатки в общефилософском подходе к проблемам социального детерминизма отчасти компенсировались относительно высоким уровнем теоретического решения этих проблем в конкретных областях исторической

4. Диалектика общественного бытия и общественного сознания

4. Диалектика общественного бытия и общественного сознания Время от начала 1845 и до конца 1848 г. было для Маркса и Энгельса временем не только усиленной политической деятельности, но и интенсивной разработки основ социально-исторической концепции. Среди работ этого

§ 1. Историчность структур общественного сознания

§ 1. Историчность структур общественного сознания Возможен вопрос: кому принадлежит сознание? Если оно формируется в ходе человеческого взаимодействия, т.е. является почти буквально во взаимопонимании нескольких, двух как минимум, субъектов, так, может быть, оно вообще

§ 17. Две стороны исследования сознания и его коррелятивная проблематика. Направления описания. Синтез как изначальная форма сознания

§ 17. Две стороны исследования сознания и его коррелятивная проблематика. Направления описания. Синтез как изначальная форма сознания Если же начало и то направление, в котором будут ставиться задачи, уже стали ясными для нас, то мы благодаря нашей трансцендентальной

[12. Формы общественного сознания]

[12. Формы общественного сознания] Влияние разделения труда на науку.Роль репрессии в государстве, праве, морали и т.д.В законе буржуа должны дать себе всеобщее выражение именно потому, что они господствуют как класс.Естествознание и история.Не существует истории политики,

2. Изменение формы утопического сознания и стадии его развития в новое время а) Первая форма утопического сознания: оргиастический хилиазм анабаптистов

2. Изменение формы утопического сознания и стадии его развития в новое время а) Первая форма утопического сознания: оргиастический хилиазм анабаптистов Решающим поворотным пунктом в истории нового времени был - под углом зрения нашей постановки проблемы - тот момент,

§ 2. Право как форма общественного сознания

§ 2. Право как форма общественного сознания Природа правового сознания многоаспектна, а поэтому правовое сознание исследуют историки и культурологи психологи, философы и правоведы.Социально-философский подход к исследованию правосознания, принимая во внимание

К духовной сфере относятся отношения в социуме, включающие в себя формы духовной и нравственной жизни людей. Духовная сфера основывается на ценностях данного общества, отражает уровень его интеллектуального и социального развития. В духовную сферу включают: мораль, искусство, религию, политику, науку. Исторически научное сознание формируется в последнюю очередь.

Компьютерные технологии

Понятие науки, ее цели и функции

Цели науки: характеристика, истолкование и прогнозирование явлений действительности. Так как наука имеет своей целью создание духовных ценностей, то она относится к такому виду деятельности человека, как духовное производство.

Функции науки:

  1. Гносеологическая, или познавательная. Изучение и познание мира, его законов. Объяснение устройства природы, человека с научной позиции.
  2. Мировоззренческая. Каждая наука вносит свою лепту в общую копилку знаний о мире. Таким образом, представления человечества о реальности получают все большую ясность. Научная картина мира все время развивается и меняется.
  3. Образовательная. Помогает расширить кругозор, получить профессию, пополнить знания о мире. Образовательная функция науки служит образованию и воспитанию личности.
  4. Культурная. Тесно связана с образовательной. Личность выступает в качестве субъекта познания. При этом личность развивается и социализируется.
  5. Экономическая. Служит важным аспектом для развития хозяйства, экономики.
  6. Технологическая, или производственная. Разработка новых технологий, их претворение в жизнь. Использование знаний на практике.
  7. Управленческо-регулятивная. Разрабатывает методы управления социальными процессами: служебными, деловыми отношениями.
  8. Практически-действенная. Преобразует все стороны социальной жизни. Включает в себя все другие функции науки. Осуществляется через практику, производственную деятельность.
  9. Прогностическая. Создание моделей, изучение объекта в перспективе его возможного развития.

Научное познание

Основные признаки науки

Систему общественных знаний можно признать наукой, когда она удовлетворяет определенным требованиям. Эти требования отличают научные знания от других знаний духовной сферы (политики, морали, религии).

  1. Наукой можно считать систему познаний о законах существования и развития объектов.
  2. Каждая наука оперирует определенными знаками, символами.
  3. Наука имеет свой язык, совокупность терминов, присущих ей.
  4. Система научных знаний может быть проверена и подтверждена опытами.
  5. Наука постоянно пополняет свой багаж новыми знаниями. Этому способствует усовершенствование ее методологии.
  6. В состав науки входят следующие компоненты: предмет науки, научная теория, гипотезы, методология, опыты, факты.

Критерии научных знаний

  • объективность – соответствие знаний реальности;
  • рациональность – ясность и логичность мысли, отсутствие эмоционального подхода;
  • системность – связи между элементами знания, наличие системы;
  • проверка на истинность (верификация) – происходит на практике или теоретически доказательным путем.

Научные знания

Существует два уровня научного познания:

  1. Эмпирический (опытный) – исследует объекты при помощи наблюдений, опытов, экспериментов. Результаты записываются и обрабатываются.
  2. Теоретический (исследовательский) – выявляет сущность явлений, их закономерности, опираясь при этом на знания, полученные эмпирическим способом. Подразумевает умственную, а не практическую работу.

Классификация наук

По предмету познания науки делятся на несколько классов:

  • Естественные науки. Изучают законы природы, устройство материального мира (биология, физика, химия, география).
  • Технические науки. Описывают способы практического освоения природы (агрономия, архитектура, геофизика, информатика).
  • Общественные науки. Рассматривают социальные явления и их закономерности (социология, психология, экономика, политология, философия, лингвистика).
  • Гуманитарные науки. Описывают человека как социального субъекта (культурология, религиоведение, филология, философия, искусствознание, история, этнография).

По типу исследований выделяют три ведущих направления:

  • Фундаментальные науки. Изучение объекта науки для приобретения всесторонних сведений о нем. Результатом подобных исследований является выявление закономерностей явлений природы, получение базовых знаний, обоснование теоретических разработок.
  • Прикладные науки. Результаты нужны для дальнейшего использования в промышленности, на практике.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские науки. Сближают науку и производство. Разрабатывают конкретные производственные проекты.

Наука лаборатория

Этические нормы науки

В современной практике законы научной этики имеют статус официально опубликованных предписаний. Их нарушение рассматривается в административном порядке.

  • результаты должны быть доступны научному сообществу;
  • заслуги ученого не должны учитываться при оценке его работ;
  • повторение открытия, сделанного другим ученым, возможно, но плагиат наказуем;
  • содействие росту молодых ученых (не препятствовать их научной работе);
  • несение социальной ответственности за свою деятельность.

Социальная роль науки

Роль науки как социального института состоит в том, чтобы нести научные знания, совершенствовать методы исследований, разрабатывать новые. Наука в наше время содействует научно-техническому прогрессу, а также социально-экономическому развитию.

При составлении социальных программ для предприятий, регионов и всей страны используются данные экономики, социологии, психологии. Поэтому для такой работы привлекаются ученые из разных научных областей: естественных, технических, общественных.

В современной России большое внимание уделяется сфере инноваций, поэтому технические науки становятся ближе к производству, преобладает их практическая функция. Благодаря этому роль науки как производительной силы растет. Также наука стоит на передовых позициях в решении проблем экологии, политики, военной отрасли.

Наука содействует прогрессу в технике, объясняет явления природы, прокладывает дорогу в космос. Кроме теоретических знаний наука предоставляет практические возможности для улучшения качества жизни людей. Как феномен культуры наука служит умственному и нравственному росту личности, определяет уровень развития человека. Выбор обществом научного пути становления ведет к дальнейшей эволюции цивилизации. Даже такое отвлеченное понятие, как фундаментальная наука, приносит пользу в виде технологий. Поэтому наука нужна разная: и фундаментальная и прикладная.

Читайте также: