Посещение семьи как одна из форм работы доу с семьей

Обновлено: 02.07.2024

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
  • совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

В ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:

  • нетрадиционные формы организации родительских собраний,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  • совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
  • участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  • оказание дополнительных образовательных услуг,
  • организация совместной трудовой деятельности,
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  • консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:

  • совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам
  • проводим совместные досуги, развлечения, викторины;
  • выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:

  • Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
  • Совместно с родителями организуем мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
  • Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
  • Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
  • Организация и проведение дней открытых дверей;
  • туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями;
  • в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.

Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положитель­ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио­нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.

Здоровые дети - надёжное будущее.

Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появ­ляется возможность заинтересовать ребёнка личным при­мером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, который собрали. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, вни­мание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здорово­му образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре­бёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению де­тей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

Традиционные акции

Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное от­ношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое к родному городу. При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи, раскрашивать листовки) и раздавать эти обращения горожанам – это большой труд, воспитание души.

В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди­телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке сво­его труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших ро­дителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы да­ло определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфе­ра взаимоуважения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
  • совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
  • размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.

Цель совместной деятельности – вовлечение родителей в педагогический процесс.

Основой работы педагога с семьёй в ДОУ является взаимодействие:

  1. Диалог с родителями (обмен мнениями, опытом, переживаниями)
  2. Совместная деятельность (педагог + дети + родители)

Во время совместной деятельности формируются практические умения родителей:

  • умение общаться;
  • умение играть вместе с ребёнком.

Направления работы с семьёй:

  1. Совместная деятельность с родителями.
  2. Обучение родителей.
  3. Консультирование родителей
  4. Просвещение родителей
  5. Информирование

На основании этого педагог изучает каждую семью и выясняет её образовательные потребности.

Принципы работы с семьёй:

  1. Активность педагога.
  2. Дифференцированный подход к родителям.
  3. Системность работы.
  4. Продуктивность любой встречи с родителями.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, т.к. основы здоровья закладываются в семье. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года, в котором предусмотрены следующие вопросы:

  • Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет?
  • Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
  • Какие виды закаливания Вы используете дома?
  • Занимаетесь ли Вы с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
  • Есть у Вас дома какое-либо оборудование для занятий спортом и мелкий спортивный инвентарь?
  • Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?
  • Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию?
  • В чем, на Ваш взгляд, ее польза?
  • Какие секции Вы предлагаете организовать в детском саду?

(Смотри примеры анкет в Приложениях)

Формы работы с родителями:

Нетрадиционные формы организации
общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью
используется эта форма

Формы проведения
общения

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары - практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Информационно – ознакомительные, информационно - просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите лей знаний о воспитании развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.

  1. Домашние заданияпозволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, поднять отстающих, помочь организовать содержательное общение родителей с детьми. Они должны быть обязательно индивидуальными, небольшими по объему, конкретными по содержанию.
  2. Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы.Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.

Планирование работы педагогов с семьей.

В течение учебного года воспитатель еженедельно планирует работу с семьей, включая следующее:

— наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

— просмотр родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, прослушивание аудиозаписи;

— вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лейка, конструирование, участие в Игре-драматизации, спортивных играх);

— привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;

— проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

Планирование работы с семьей должно предусматривать:

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и физического развития ребенка, с индивидуальным планом его оздоровления, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания, закаливания;

- формирование у родителей основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и в семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики);

- обучение родителей разнообразным техникам общения с детьми.

Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребенка содновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений. Адля этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.

АНКЕТА № 1

Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

  1. Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?
  2. Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ребенок:
    - высоко;
    - низко;
    - удовлетворительно;
    - не задумывались;
    - затрудняюсь ответить?
  3. Кому,по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей:
    - семье;
    - детскомусаду;
    - семье и детскому саду?
  4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:
    - выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.);
    - аппетит, сон ребенка в детском саду;

- настроение и поведение ребенка в детском саду;
- успехи ребенка на занятиях;
- спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;
- поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье?

  1. С какимивопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:
    - ребенок плохо вел себя в детском саду;
    - ребенок плохо (хорошо) ел, спал;
    - ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что- либо делать;
    - успехи ребенка на занятиях;
    - просьба оказать помощь детскому саду;
    - посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;
    - спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка?
  2. Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка:
    - часто;
    - не очень;
    - редко?
  3. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?
  4. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:
    - родительские собрания;
    - посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением;
    - совместные праздники и развлечения;
    - индивидуальные беседы и консультации со специалистами;
    - другие формы?


Спасибо! Успехов вам в воспитании Вашего малыша! (1)

АНКЕТА № 2

Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для общения. Пожалуйста, внимательно прочитайте приведенные ниже вопросы и отметьте напротив выбранный Вами ответ или допишите свой ответ на вопрос.

  1. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок с удовольствием посещает детский сад:
    - по настроению;
    - да;
    - нет?
  2. Для чего, по Вашему мнению, ребенку необходимо ходить в дошкольное учреждение:
    - ребенка не с кем оставить дома;
    - для подготовки к поступлению в школу;
    - для общения со сверстниками;
    - для развития способностей;
    - другое?
  3. Какие трудности возникают у Вас при воспитании ребенка:
    - затруднения в выборе правильного наказания;
    - отсутствие друзей у ребенка;
    - трудности с поведением;
    - трудности с организацией свободного времени ребенка;
    - другое?
  1. Укажите, пожалуйста, источник, из которого Вы получаете информацию о воспитании ребенка:
    - друзья;
    - воспитатели детского сада;
    - телевидение;
    - книги, газеты, журналы;
    - другое?
  2. Нужна ли Вам помощь в воспитании ребенка:
    - да;
    - нет;
    - иногда?
  3. Какую информацию Вам хотелось бы получать, общаясь с воспитателями детского сада:
    - о рациональном питании;
    - о правильной подготовке к школе;
    - о психологических особенностях дошкольников;
    - о методах воспитания детей;
    - другое?
  4. Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны:
    - переписка с воспитателями;
    - групповые собрания;
    - личные беседы с воспитателями;
    - информационные стенды;
    - другое?
  5. Вы предпочитаете, чтобы общение с педагогами происходило:
    - в деловой атмосфере;
    - за чашкой чая;
    - другое?
  6. Что нового Вы узнали о воспитании детей из общения с педагогами:
    - чем занять ребенка дома;
    - как преодолеть его непослушание;
    - как развить его память и мышление;
    - как развить творчество ребенка;
    - другое?
  7. В решении каких вопросов Вы хотели бы получить помощь от педагогов детского сада?
  8. Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения?

Благодарим Вас за искренние ответы! (2)

АНКЕТА № 3

1. ФИО, образование, место работы родителей, количество детей в семье.
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом, каким? Есть ли спортивный разряд?
3. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?
4. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?
5. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику:
— мама (да, нет), папа (да, нет);
— дети (да, нет);
— взрослые вместе с ребенком (да, нет);
— регулярно, нерегулярно.
б. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
7. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.
8. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?
9. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?
10. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома (для взрослых и детей):
— детский спортивный комплекс;
— лыжи, коньки, клюшка для игры в хоккей;
— велосипед, самокат;
— мяч, скалка, обруч, кегли, бадминтон, движущиеся игрушки?
11. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?
12. Гуляете ли Вы с ребенком по возвращении из детского сада?
13. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых?
14. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
— подвижные игры;
— спортивные игры и упражнения;
— настольные игры;
— конструирование;
— лепка, рисование;
— просмотр телепередач;
— музыкально-ритмическая деятельность;

— чтение книг;
— трудовая деятельность;
— походы.
15. Смотрите ли Вы по телевидению детские спортивные передачи?
16. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете? (3)

1. Ф. И. О. родителей
2. Имя ребенка, возраст
З. Есть ли еще дети в семье? Возраст.
Да_______
Нет______
4. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?
Да_______
Иногда _____
Нет___________
5. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?

Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из главных задач.

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.

Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.

В нашем детском саду одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги.

Можно отметить основные направления сотрудничества:

1. Психолого – педагогическое просвещение родителей.

2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ.

3. Участие семей в управлении воспитательно – образовательным процессом в ДОУ.

Задачами нашего детского сада в этом вопросе, так же как наверно и в других детских учреждениях являются:

v Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

v Объединить усилия для развития и воспитания детей

v Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки

v Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей

v Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

При решении данных задач я использую следующие формы сотрудничества:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Ведь педагог общается с родителями ежедневно и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход. Необходим, не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. В работе я, общаясь с родителями, стараюсь чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы, чтобы посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  • Сотрудничество, а не наставничество. С каждым годом взаимодействие родителей и педагогов становится сложнее и сложнее в том плане, что современные родители образованные, осведомленные, хорошо знающие как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому я стараюсь создать атмосферу взаимопомощи и поддержки в сложных педагогических ситуациях, рекомендованных в педагогической гостиной.
  • Готовимся серьезно. К подбираю материал, наглядные пособия и провожу анкетирование.
  • Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. И поэтому я ищу новые формы и направления работы с семьей.

Сначала формы работы с родителями в нашей группе были достаточно традиционными:

- родительские собрания 3 раза в год;

- индивидуальные и групповые беседы;

- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;

- творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);

- консультации для родителей;

- дни открытых дверей.

Я поняла, что работа, которую мы ведем с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с семьей, так как от участия родителей в работе детского сада выигрывают все. Всю работу я разделила на три этапа, составила план, по которому работала далее.

1. изучение литературы:

- “ Работа ДОУ с семьей ” А.В.Козлова

- “ Родительские собрания в ДОУ ” О. Л. Зверева, Т. В. Кротова.

- “ Cистема сопровождения родителей ” М. В. Тимофеева

- Изучение опросника родительского отношения А. Я. Варги, В.В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р.

В настоящее время существуют две основные формы взаимодействия:

1. Информационно – наглядные 1. Познавательные

2. Индивидуальные 2. Информационно – аналитические

3. Коллективные 3. Досуговые

Оформление родительских уголков по различным темам относится к одной из традиционных форм: информационно – наглядной. Стараюсь красочно, интересно оформить уголок. Включаю полезную интересную информацию, стихи, фотографии и т.д.

В нашем детском саду регулярно проходят консультации воспитателей и специалистов ( логопеда, физ.инструктора, руководителя ИЗО студии, муз. Руководителя ). Такие консультации проходят как тематически, так и индивидуально.

Круглый стол, педагогическая гостиная – одна из наиболее распространенных форм. Важно, чтобы оно было не просто очередным мероприятием, а встречей добрых друзей, коллег, партнеров. Цель каждого мероприятия – помочь родителям разобраться, чему и как они хотят научить детей. Не всегда на собрании должны звучать готовые ответы, рекомендации, советы. Выводы из всей приготовленной информации сделают после собрания сами родители.

Я использую анкетирования, тестирования, опросы родителей перед собраниями. Не все люди могут рассказать о своих волнениях, проблемах всем и во все услышанье. Иногда им легче написать.

Одной из любимой детьми формой взаимодействия родителей, детей и детского сада у нас стала организация мини – концертов с приглашением родителей в группу в такие праздники как: День Матери, День Семьи. Дети ждут и готовятся к приему гостей, наводят порядок, готовят сюрпризы, приглашения, выставляют свои работы, поделки. Родители знакомятся с той обстановкой, где находятся их дети целый день, чем занимаются, видят результаты их труда. Это очень сближает детей и сплачивает родительский коллектив, и конечно же укрепляет и поднимает авторитет педагога в глазах родителей. Именно здесь родители видят взаимодействие педагога с детьми. Совместный досуг помогает родителям и детям лучше узнать друг друга и обеспечить позитивное эмоциональное общение.

Родители в нашем детском саду не только участники и зрители, но и организаторы некоторых праздников. Например, родители Семыкиной Вероники проводят дни рождения с поздравлениями, конкурсами, играми детей.

Родители и дети были очень заинтересованы, и работа над данным проектом способствовала формированию у детей понятий честности, отзывчивости, доброты и других моральных качеств . Многие родители отметили, что они нашли ответы на интересующие их вопросы.

Во всех детских садах существуют уголки для родителей, где указаны режим дня, сетка занятий, объявления, меню и т.д. Но не все родители читают и соблюдают режимные моменты: опаздывают на зарядку, пропускают занятия.

В одной из книг по работе с родителями я натолкнулась на памятки родителям написанные от лица ребенка. И когда я стала их применять, результаты оказались положительными.

Вот некоторые из них:

ü Если ты, мамочка, хочешь меня видеть сильным, здоровым, ловким – приводи меня в садик вовремя, не опаздывая на зарядку.

ü Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам.

ü Не давайте обещаний. Которые вы не сможете выполнить. И другие.

Работа по взаимодействию с семьей еще не закончена, но я вижу результаты: дети начинают с уважением и гордостью относиться к своим родителям, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателем и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов: музыкальным руководителем, инструктором о физической культуре.

А мы воспитатели получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы).

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

коллективные (массовые), индивидуальные ;

традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Проведение социологических срезов, опросов, анкетирования

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Устные педагогические журналы

Игры с педагогическим содержанием

Педагогическая библиотека для родителей

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники (КВН, ток шоу и т.д.)

Выставки работ родителей и детей

Кружки и секции

Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей

Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей

Дни (недели) открытых дверей

Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить мнение, позиции, установки и ценности участников.

Семинар – практикум. На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Душевный разговор. Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

Мастер – класс. Собрание, на котором педагог и/ или родители демонстрируют достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце подводится итог.

Ток – шоу. Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.

Открытые занятия с детьми для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

информацию о дополнительных занятиях с детьми

объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

просьбы о помощи;

благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий

Видеофильмы. Презентации. Фотовыставки. Семейные и групповые альбомы. Создаются по определенной тематике

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Индивидуальные формы взаимодействия с родителями

Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Читайте также: