Почему пушкин в деталях описывает день онегина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как известно, одноименный роман в стихах Пушкина состоит из восьми глав, имеющих зеркальную композицию. Каждую главу можно рассматривать как самостоятельное произведение. Глава 1 посвящена знакомству с главным героем: мы узнаем о происхождении Евгения Онегина, образовании и воспитании, которые получил герой, об образе жизни, который ведут представители золотой молодежи.

День героя начинается ближе к обеду, сначала прогулка по Невскому, он совершает моцион перед обедом, затем обед и встреча с друзьями в ресторане, вечер у героя расписан: еще в постели он просматривает корреспонденцию– три дома на вечер зовут : там будет бал, там детский праздник – Онегин всюду поспеет, он свой в самых знатных домах столицы. Герой много времени уделяет своей внешности, автор сравнивает Онегина с Петром Чадаевым. Называет Онегина философом в 18 лет – подчеркивает, что быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. И, наконец, вечером в театр – скорее, ему важно увидеть моду, наряды дам. Он законодатель мод. Происходящее на сцене мало интересует героя. Ему надоел театр. Из театра он возвращается далеко за полночь.

Таким образом, монотонная жизнь в столице и достаточно насыщенная духовная жизнь в деревне.

Глава пятая

Татьяна верила в приметы. Зимой, как все девушки, всегда гадала. В один из Крещенских вечеров, следуя правилам гаданья, Татьяна под подушку кладет зеркало и загадывает желание.

Сон, приснившийся ей, был страшным. Во сне Онегин убил Ленского. Татьяна, в ужасе проснувшись, долго не может прийти в себя и дать объяснение увиденному. Несколько дней девушка переживает. Перерыла все толкователи снов, но растолковать сон не получалось.

Настал день именин. Все приглашенные были в сборе. Онегин среди них. Даже на празднике было видно, что он откровенно скучает. Раздражение вызывала виновница торжества своим грустным видом и влюбленным взором. Как назло за столом его посадили напротив Татьяны.

Онегин разозлился на друга, пригласившего его сюда. В отместку он решает приударить за Ольгой, намеренно только ее приглашая на танец.

Ревность взыграла в крови Владимира. Он взбешен. Последней каплей стал отказ Ольги танцевать с ним медленный танец. Оказывается, танец она уже пообещала Онегину.

Владимир уезжает. В голове его проносится мысль о дуэли. Это был единственный выход.

Прогулки по бульвару

Владимир Ленский

Этот молодой дворянин получил образование за границей. Светский образ жизни пока еще не утомил его. Владимир представляет собой романтическую натуру, которую едва ли могут заинтересовать разговоры местных жителей о вине, сенокосе, псарне. Все же, в отличие от Онегина, Ленский не выражает откровенного пренебрежения к сельским помещикам. А потому становится, хотя и против своей воли, завсегдатаем деревенских званых вечеров.

Театр

Главный герой

Прежде чем описать жизнь Онегина в деревне, следует сказать несколько слов о том, каким было его существование в Петербурге. Ведь именно в Северной столице он родился и провел юные годы.

Теперь подробнее остановимся на параллельных эпизодах каждой части. Начнем с пробуждения героев:

Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут.

Бывало, пушка зоревая Лишь только грянет с корабля, С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я.

За пробуждением следует прогулка:

Покамест в утреннем уборе, Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар, И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед.

Иду гулять. Уж благосклонный Открыт Casino; чашек звон Там раздается; на балкон Маркер выходит полусонный С метлой в руке, и у крыльца Уже сошлися два купца.

По истечении некоторого времени оба героя отправляются обедать в ресторан – один к Talon, другой к Цезарю Отону:

Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток, Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Стразбурга пирог нетленный Меж сыром Лимбургским живым И ананасом золотым.

Что устрицы? пришли! О радость! Летит обжорливая младость Глотать из раковин морских Затворниц жирных и живых, Слегка обрызгнутых лимоном. Шум, споры – легкое вино Из погребов принесено На стол услужливым Отоном…

Онегинский обед изыскан и прихотлив, все подчинено тонкому вкусу и почти ритуальному наслаждению. Вожделеющему воображению картинно предстоят яства. У автора все гораздо проще: столовое вино и устрицы, лимон вместо ананаса. Зато сколько непосредственности, беспечности, пьянящего восторга!

…входит, Идет меж кресел по ногам, Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам; С мужчинами со всех сторон Раскланялся, потом на сцену В большом рассеяньи взглянул, Отворотился – и зевнул.

Пора нам в оперу скорей: Там упоительный Россини, Европы баловень – Орфей. Не внемля критике суровой, Он вечно тот же, вечно новый, Он звуки льет – они кипят, Они текут, они горят, Как поцелуи молодые…

Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас…

Воспомня прежнюю любовь, Чувствительны, беспечны вновь, Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы!

Разумеется, при сопоставлении автора и Онегина по всему роману нельзя не учитывать сложно-ступенчатой и в то же время скользящей структуры авторского образа,[124] но в отдельных звеньях ею можно пренебречь.

Потом за трубкой раскаленной, Волной соленой оживленный, Как мусульман в своем раю, С восточной гущей кофе пью.

Переодевшись, Онегин скачет на бал:

Вот наш герой подъехал к сеням; Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням, Расправил волоса рукой, Вошел. Полна народу зала; Музыка уж греметь устала…

Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам…

Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд; Люблю их ножки…

Однако чем больше сходства, тем сильнее заметно, что переживания автора гораздо темпераментней.

Возвращение героев, одного – с бала, другого – из театра, снова разводит их в разные стороны.

Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит.

Финал гремит; пустеет зала; Шумя, торопится разъезд; Толпа на площадь побежала При блеске фонарей и звезд, Сыны Авзонии счастливой Слегка поют мотив игривый, Его невольно затвердив, А мы ревем речитатив.

Проснется за-полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера.

Итог авторского дня представлен лишь одной строкой, которая, впрочем, является графическим эквивалентом целой строфы:

И так я жил тогда в Одессе…

Вставая с первыми лучами, Теперь она в поля спешит… Ее прогулки длятся доле…

И вот: по родственным обедам Разводят Таню каждый день…

Не обратились на нее Ни дам ревнивые лорнеты, Ни трубки модных знатоков Из лож и кресельных рядов.

Ее привозят и в Собранье. Там теснота, волненье, жар, Музыки грохот, свеч блистанье, Мельканье, вихорь быстрых пар.

День, рассредоточенный, растянутый, начинается в деревне, а кончается в Москве, но его собирательное значение, его план – те же самые.

Круговорот природы, неоднократно о, дополняется, как видим, круговоротом быта, разнообразно освещающим характеры героев в их личностном самостоянии.

122. Впервые опубл.: Вопросы поэтики литературных жанров. Л., 1977. Вып. 2.

123. Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни (бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. С. 322.

124. Имеется в виду соединение в целостном авторском образе творца романа, рассказчика и персонажа, а также незаметность перехода этих обликов от одного к другому.

Распорядок дня Онегина описан Пушкиным тщательно и подробно.

Поэту важно не только познакомить читателя с главным героем своего романа, но и дать каждому возможность побывать на его месте, почувствовать вкус светской жизни.

Из 15-й строфы 1 главы мы узнаём, с чего начинался день Онегина.

Любопытно, что утра у него нет, так как накануне он поздно вернулся с бала и проспал восход солнца – ключевое событие в жизни природы и всех живых существ.

Мы сразу застаём Онегина зрелым, циничным, скучающим, разочарованным, равнодушным – дневным.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Настаёт вторая половина дня. Пора, наконец, приниматься за настоящее дело. Куда же едет наш герой? К новым развлечениям:

Пышный ужин перетекает в посещение театра, но и оно совершается не по зову души, а лишь от скуки да от желания быть в центре событий, следовать обязательной моде:

…Ещё бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).

В театре Онегин насмешлив и поверхностен, как и везде. Игра актёров вызывает у него зевоту.

Утомлённый светский лев уезжает из храма искусств первым и завершает день на балу, где можно поухаживать за хорошенькими дамами.

Впрочем, и охота на красавиц вскоре надоедает герою, так как лёгкие успехи у женщин охлаждают его азарт.

Таким образом, распорядок дня Онегина, в деталях описанный Пушкиным, с микроскопической точностью час за часом воссоздаёт перед нами содержание внешней жизни героя.

У Евгения нет свободной минуты, чтобы задуматься, зачем он ежедневно вращается белкой в этом колесе.

Неудивительно, что итогом подобного образа жизни становятся сплин, усталость, разочарование.

Онегин не живёт, а проживает дни, в буквальном смысле убивая время. Внешне он занят, а внутренне абсолютно бездеятелен.

Эта мучительная пустота, отсутствие в его существовании духовного измерения становится причиной нравственного кризиса героя. Всё, что будет происходить с ним в романе, станет свидетельством этого кризиса и попыткой выбраться из него.

Роман “Евгений Онегин” – самое значительное по объёму и по охвату жизненных событий произведение Пушкина. Даже самая полная энциклопедия не может дать более точного описания жизни русского общества XIX века. Не зря Белинский в своей статье называет роман “энциклопедией русской жизни”. И действительно, читая роман, сам погружаешься в атмосферу того общества: гуляешь по Летнему саду вместе с Евгением Онегиным, смотришь балет в театре, танцуешь мазурку с прелестной дамой на балу, слушаешь разговоры помещиков “о вине, о псарне, о своей родне”, любуешься великолепными картинами русской природы в деревне.
Из первой главы мы можем получить полное представление о том, как воспитывали детей в дворянских семьях: им нанимали учителей (чаще всего французов) , которые учили “всему шутя”, не докучали моралью и не очень бранили за шалости. Но зато после такого обучения молодые люди разговаривали по-французски почти в совершенстве, легко танцевали, умели вести непринуждённые разговоры на различные темы. Этого было достаточно, чтобы быть принятым и блистать в высшем свете.
Описав всего лишь один день из жизни Онегина, Пушкин смог рассказать о том, как проводили время молодые столичные дворяне XIX века. Мы можем видеть, что день их был насыщен разнообразными событиями:
Бывало, он ещё в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
Утро Онегина начинается поздно, скорее всего, во второй половине дня. Онегин едет на прогулку на бульвар, “пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед”. Затем обед с приятелями в модном ресторане, поход в театр на балет и, наконец, бал до рассвета. Распорядок дня главного героя не совпадает с распорядком “неугомонного Петербурга”. Вот пример. Когда Онегин ещё только едет с бала, город уже просыпается и начинает работать:
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтинка спешит
Под ней снег утренний хрустит.
Смотри

потому что он типичный, раньше жизнь была однообразней (интернета не было)

почему пушкин описывает один день евгения онегина? помогите!!

я думаю д ля того чтобы показать, как и чем живет Евгений(как собственно и большинство светских людей), его праздность, бесцельность его существования.
Все время он тратит на театры, балы, прогулки и прочие развлечения, не задумываясь о чем-то большем.
Почему только один день? Потому что все дни Евгений проводит подобным образом. так что одного дня достаточно, чтобы описать всю его жизнь на тот момент.

Adamovich

Он описывает жизнь столичного и поместного дворянства.А Онегин любит гулять и веселиться,его день насыщен.

Так, Евгений Онегин является типичным молодым "светским львом", представителем вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей молодежи. Перед нами выступает "молодой повеса", эгоист и скептик с острым злым языком. Среда, к которой принадлежал Евгений, и нравы того общества сформулировали его убеждения, мораль и интересы. Пушкин говорит о петербургском дворянстве с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная "однообразна и пестра", а "света шум" очень быстро наскучивает. Таким образом, мы видим, что жизнь дворянства в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но нужно заметить, что и провинциальное общество представлено в романе весьма широко.

Читайте также: