Как работать с гербарием в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Инструкция по охране труда
для учащихся при работе с гербарным материалом

1. Общие положения инструкции по охране труда при выполнении лабораторных работ с гербарным материалом

1.1. Данная инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ с гербарным материалом предназначена для учащихся школ при выполнении лабораторно-практических работ в кабинете биологии.
1.2.

  • аллергические реакции на сухой гербарный материал;
  • уколы шипами, колючками гербарных растений при небрежном обращении с ними;
  • попадание частичек гербарного материала в глаза и слизистую носоглотки при повреждённых гербариях.

1.3. Соблюдение требований настоящей инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ с гербарным материалом обязательно для всех обучающихся, работающих в кабинете биологии с гербарным материалом.
1.4. Запрещено школьникам приносить посторонние предметы в кабинет биологии, иной неизвестный гербарный материал.
1.5. Кабинет биологии должен быть укомплектован медицинской аптечкой с на¬бором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю), который сообщает администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
1.8. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.9. 1.5. Во время экскурсий с целью сбора экземпляров растений для гербарного материала по биологии учащимся школы следует соблюдать инструкцию по охране труда при проведении экскурсий по биологии, не нарушать правила поведения на природе.
1.10. За нарушение или несоблюдение данной инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ с гербарным материалом обучающиеся несут ответственность в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения и, при необходимости, со всем классом проводится повторный инструктаж по охране труда на знание и соблюдение данной инструкции.



скачать: Документация для кабинета Биологии
33 инструкции с учетом законов на 2 сентября 2020 года!

2. Требования безопасности перед началом работы при работе с гербарным материалом

2.1. Учащийся внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы с использованием гербарного материала и безопасные приёмы её выполнения.
2.2. Перед началом лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся согласно данной инструкции, обучает безопасным правилам и приемам выполнения лабораторных работ с использованием гербарных материалов. Не оставляет учащихся без присмотра.
2.3. Необходимо надеть специальную одежду (халат), при указании учителя – использовать иные средства защиты.
2.4. Ученик перед началом выполнения работы должен освободить рабочее место от посторонних предметов.
2.5. Необходимо проверить наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе по биологии.
2.6. Стараться внимательно слушать объяснения учителя биологии и точно выполнять все его указания.
2.7. Убедиться, что сумка или портфель не загромождает проход между рядами парт.

3. Требования безопасности во время работы при работе с гербарным материалом

3.1. В процессе работы с гербарным материалом необходимо точно выполнять указания учителя биологии, не отвлекаться, соблюдать требования инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ с гербарным материалом.
3.2. Заблаговременно сообщать учителю биологии о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.
3.3. Приступать к выполнению лабораторной работы только тогда, когда убедились в целостности гербарного материала и готовности к работе.
3.4. Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) - ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.
3.5. Не передавать гербарии друг другу. Работать необходимо только с тем гербарием, который выдал учитель биологии.
3.6. Во время работы с гербарным материалом в кабинете биологии соблюдать порядок и чистоту, не содержать на рабочем месте посторонние предметы.
3.7. Приступать к каждому этапу лабораторной работы только после указания учителя биологии.
3.8. Не проводить самостоятельно опытов и исследований, не предусмотренных заданиями лабораторной работы.
3.9. Обо всех неисправностях в лабораторном оборудовании, о травмах, плохом самочувствии, необходимо незамедлительно уведомлять учителя биологии.
3.10. Во время лабораторной работы с использованием гербария необходимо строго соблюдать требования настоящей инструкции, а также правила гигиены.
3.11. При использовании в лабораторной работе микроскопа необходимо соблюдать инструкцию по охране труда при выполнении лабораторных работ с помощью микроскопа в кабинете биологии.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях при работе с гербарным материалом

4.1. При возникновении аварийных ситуаций сообщить о случившемся учителю биологии.
4.2. Если у ученика наблюдается аллергическая реакция на гербарий, он освобождается от выполнения данной лабораторной работы.
4.3. Если мелкие частички гербария засорили глаза (глаз), необходимо на глаз наложить стерильную повязку и отвести обучающегося в медицинский пункт школы.
4.4. Если мелкие частички сухого гербария попали в дыхательные пути, необходимо дать школьнику выпить воды, возможность откашляться.

5. Требования безопасности по окончании работы при работе с гербарным материалом

5.1. По окончании работы необходимо сдать гербарный материал учителю биологии или лаборанту кабинета биологии на хранение.
5.2. Привести своё рабочее место в порядок.
5.3. Тщательно вымыть руки с мылом, снять спецодежду.
5.4. Не выносить из кабинета биологии гербарный материал или лабораторную посуду без указания учителя биологии.
5.5. Обо всех неполадках и замечаниях при выполнении лабораторной работы с использованием гербарного материала сообщить учителю биологии.
5.6. По указанию учителя биологии организованно и спокойно выйти из кабинета биологии.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/



скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
155 инструкций с учетом изменений законов на 4 февраля 2022 года!



скачать: все Документы по Охране труда для Школы
Инструкции и инструктажи, журналы, акты и протоколы поштучно или пакетом.


Что такое гербарий?


Гербарий – это не совсем простая коллекция засушенных растений, заготовленных методом высушивания между листами бумаги (сплющенных) и закрепленных на плотной основе.

Классические гербарии создают на гербарных листах – плотной бумаге. Но сегодня ее меняют на самые разнообразные предметы, которые выступают в качестве основы для украшения сушенными цветами. Зародившись в 16 веке в Италии, гербарии на долгие столетия стали основным средством исследования и хранения данных о растениях, который использовали ученые-ботаники. В качестве частного увлечения и одного из видов рукоделия гербарии распространились значительно позже.

Гербарии бывают очень разными. На них могут быть представлены:

  • растения со всеми частями — от подземных но надземных, включая не только цветки, но и плоды;
  • целые группы различных растений;
  • отдельные части растений (к примеру, листья или цветки, лепестки и плоды).


Зачем нужны гербарии?

Какие бывают гербарии?

  • Специальный. Например, гербарий для начальной школы.
  • Систематический. За основу берется любая система. К примеру, по роду или семейству, одинаковые цвета высушенного растения, или собрание по порядку букв в алфавите.
  • Периодический. Составленный по периодам, когда были собраны материалы.
  • Тематический. Лекарственные, злаковые, сорные или из комнатных цветов и т.д.
  • Морфологический. Когда засушивают материал одного вида с измененными органами.
  • Флористический. Все растения определенного края.

Как используют гербарии?

  • в специальных альбомах и гербарных картотеках;
  • для украшения фотоальбомов, дневников и книг для записей;
  • в декоративных панно в сочетании с кружевами, живописью, декупажированной основой;
  • в украшении декоративных тарелок, подносов и шкатулок (и других техниках декупажа в качестве объемных украшений);
  • в закладках для книг;
  • для создания объемных картин и панно в смешанных техниках, в том числе в коллажах;
  • в открытках и скрапбукинге и пр.

Правила сбора растений для гербария

1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Новоивановская ОШ I - II ступеней

Амвросиевского района ДНР

Работа с гербарием

на уроках биологии в 6 классе

биологии и химии

Работа с гербарием

на уроках биологии в 6 классе

Требование к современному уроку предусматривает необходимость усвоения основного учебного материала на уроке.

Специфика курса биологии требует уделять больше внимания самостоятельным работам обучающихся с натуральными объектами, а в 6-7 классах еще и с гербариями.

- Как вы думаете, можно ли определить по этим признакам, в каких климатических условиях растет данное растение? Влаголюбивое оно или засухоустойчивое?

Ответ поступает, но какой?

Предлагаем детям еще раз более внимательно рассмотреть данные

- Теперь рассмотрите растения фикуса, бегонии. Что вы можете о них сказать? – Они имеют большие мясистые листья, а такие листья много испаряют влаги. Значит, это влаголюбивые растения.

Все вместе делают вывод:

- Растения, которые имеют видоизмененные листьев в виде усиков, чешуек, иголок растут в засушливой местности. А эти видоизменения – это приспособление к уменьшению испарения влаги.

При формировании таких понятий, как главный корень, боковой придаточный сначала объясняю материал по таблицам, потом раздаю гербарии и работаем по гербариям. Рассматриваем корневые системы. Ребята находят главный корень, боковые, придаточные и аргументируют, почему они так считают. Затем по учебнику прочитать, какие корневые системы называются стержневыми, мочковатыми. (Ученики читают материал учебника и отвечают на поставленный вопрос).

Задание для 1 группы.

Из гербарных материалов отобрать растения со стержневой корневой системой. Из каких корней она состоит? Зарисуйте и подпишите.

Задание для 2 группы.

Рассмотрите гербарный образец корней пшеницы, кукурузы. Определите тип коневой системы. Зарисуйте её, подпишите названия корней.

Демонстрация гербарных материалов и работа с ними очень эффективна. Ведь, работая с гербарием, дети могут взять растения в руки, потрогать, рассмотреть их со всех сторон.

Но при работе с гербарием большое значение имеет:

четкое формулирование цели работы;

задания должны быть развернутыми, чтобы направлять познавательную деятельность учащихся.

учителю надо постоянно контролировать учебную деятельность, помогать делать выводы и обобщения.

А также можно оценить работу на уроке.

Детям раздают гербарии листьев, строение листа.

Учитель: Что бы вы хотели узнать на этом уроке о листе?

Ответы детей (предварительные):

- Какие листья у дуба?

- Какие листья у акации?

- Какую функцию выполняет лист ? …

Учитель: Ответы на свои вопросы вы получите после моего рассказа.

Учитель рассказывает о строении листа, простых и сложных листьях, пользуясь таблицей. Дети находят все элементы листа на гербариях и показывают учителю. Например: - Найдите черешок листа. (Дети находят и показывают учителю все по цепочке).

- Найдите листовую пластинку. (Находят и все показывают по цепочке и т.д.).

Потом изучают простые и сложные листья. Дети находят их и подымают вверх («Поднимите вверх гербарии растений с простыми листьями; со сложными листьями).

Учитель делает небольшое обобщение и говорит, что теперь работаем по группам.

(Столы приготовлены заранее).

На столах лежит задание (дается время).

Из гербарных материалов выберите растения, которые имеют сложные листья, дайте названия этим листьям, пользуясь рисунком учебника. Ответ аргументируйте.

Из гербарных образцов выберите сидячие листья и черешковые. Ответ аргументируйте.

После каждая команда защищает свои ответы.

Все садятся на своп места (на полукруг стульев) и урок продолжается.

В конце урока учитель спрашивает у ребят, получили ли они ответы на свои вопросы? Если получили, то берем на столе клейкие зеленые листочки и клеим их на дерево (дерево заранее приготовлено на обратной стороне доски).

Учитель: Ну, вот теперь я вижу, что вы все получили ответы на свои вопросы.

Коллекции полезных ископаемых используются не только на текущих, но и на обобщающих уроках, а также во внеклассной работе. Аналогично в учебном процессе используется коллекция почв.

При работе с коллекцией насекомых ведущим методом является наблюдение. Дети рассматривают животных под руководством учителя, а затем сравнивают их с рисунками в учебнике. Известно, что наблюдать насекомых в природе трудно, так как они находятся в движении. Поэтому на экскурсии ребенок видит его лишь мгновение, и сформировать представление о насекомом сложно. При работе с коллекцией ученик может детально рассмотреть внешние признаки животного, а рисунок учебника, в котором отражены характерные признаки объекта, поможет формирование четкого представлениям о нем.

При работе с гербарием ведущей формой обучения служит практическая работа, во время которой дети наблюдают растение в целом, исследуют его органы, рассматривают рисунки, на которых растение изображено полностью, составляют характеристику. Для составления характеристики детям можно предложить такой план работы:

1. Название растения.

2. Что это — дерево, кустарник, трава?

3. Где растет — в лесу, на лугу, в водоеме, на болоте, в поле?

4. Величина, форма, окраска листьев, цветка, плода, стебля.

Собрать и оформить гербарий из листьев своими руками для школы – задание нескучное и познавательное. Свежий воздух, общение с природой, выбор самых красивых и необычных экземпляров расслабляют и развивают ребенка. Нужно знать, какие растения собираешь, чтобы впоследствии их описать. Школьный гербарий оформляется по определенным правилам. Важно не путать его с гербарием для осенних поделок.

Гербарий своими руками

Что такое гербарий?

  • Классический научный гербарий представляет собой карточку растения со всеми его засушенными частями и описанием.
  • Специальный гербарий может быть подготовлен для школы, для декора, поделок и других целей.
  • Гербарий – это еще учреждение или здание, где хранятся и анализируются коллекции засушенных растений.

Гербарий

Метод гербаризации является самым надежным способом сохранения сведений о состоянии растительных ресурсов той или иной территории.

Он стал использоваться биологами еще в середине 16 века. Тогда еще не было фотоаппаратов, а рисунки в книгах были не так точны, как хотелось. В современном мире ученые чаще пользуются виртуальными гербариями. Однако гербаризация не потеряла свою актуальность. Засушенные образцы позволяют проводить лабораторные анализы.

Как сделать гербарий для школы: основные правила

Современным школьникам задают домашнее задание по подготовке гербария. Обычно его собирают и оформляют на летних каникулах после 6 класса. И как уже многие догадались, собирать и оформлять его нужно особым образом. Обычно учитель объясняет, как выполнить проект, и показывает образец. Если особых указаний нет, гербарий готовят согласно стандартным правилам:

Примеры школьного гербария:

Примеры школьного гербария 1
Примеры школьного гербария 2
Примеры школьного гербария 3
Примеры школьного гербария 4
Примеры школьного гербария 5
Примеры школьного гербария 6

Примеры гербария из листьев для начальной школы (правила его составления и оформления не такие строгие):

Сбор и подготовка гербария к высушиванию

Собирать гербарий следует в теплый и сухой день. Лучше это делать в обед, когда утренняя роса высохла, а головки цветов полностью открылись. Как правильно собрать и подготовить к высушиванию растения для гербария в школу:

Сбор и подготовка гербария к высушиванию

Совет. Если растения начали увядать, поставьте их на 2-3 часа в теплую воду.

5 способов засушить гербарий

Существует множество способов засушить гербарий. Для этого не обязательно использовать книгу или специальный альбом. Сушка может производиться утюгом или феном.

При помощи толстой книги или газет

Старый добрый способ высушивания гербария – между книжных страниц. Он хорош тем, что растение высыхает естественным образом. Но плохо то, что книги от листьев часто пачкаются. Если листочки мясистые, сочные, советуем использовать старые ненужные газеты:

Правила высушивания гербария в книге (газетах):

В среднем гербарий в книге высыхает за 7-10 дней.

Гербарий в книжке

При помощи утюга

На сегодняшний день это самый популярный способ сушки гербария в домашних условиях. Он существенно экономит время и силы. Листья и цветы высушиваются за считаные минуты. При этом удается избежать порчи книг, появления на гербарии плесени и некрасивых пятен. Все цвета хорошо сохраняются, листочки становятся плоскими, ровными, хорошо приклеиваются к бумаге. Как правильно высушить гербарий при помощи утюга:

  1. Расположить растение или его части между двух листов бумаги. Лучше использовать вощеную бумагу, но подойдет и обычная офисная.
  2. Проследить, чтобы края листочков были не загнутыми, растение лежало красиво и ровно.
  3. Нагреть утюг до 110-160 градусов.
  4. Поставить его сверху на растение в бумаге, и слегка надавить. Через 10-15 секунд убрать. Повторить 3-5 раз с интервалом 15 секунд. Большие листья можно плавно проглаживать.
  5. Убрать бумагу, когда гербарий полностью остынет.

Внимание! На время сушки гербария утюгом функцию отпаривания нужно выключить.

Сушка цветов утюгом

При помощи фена

Еще один горячий способ высушивания гербария. Он имеет все те же достоинства – материал быстро высыхает, не портится и не блекнет. При этом фен позволяет высушивать объемные части растения, которые утюгом не прогладить: плоды, семена, цветы и т. д. Сушка производится на максимальной мощности и температуре с расстояния 20-30 см. При этом важно зафиксировать материал так, чтобы его не сдуло потоком воздуха.

В сухом песке, силикагеле, соли

Для высушивания объемных цветов (розы, хризантемы и другие) в домашних условиях используют контейнер с силикагелем. Растение аккуратно засыпают гранулами. Они медленно вбирают в себя всю влагу, вследствие чего цветок в процессе высыхания не деформируется и не темнеет. Вместо силикагеля можно взять речной песок или крупную поваренную соль.

В тени на нитке

Данный способ широко применяется для высушивания колосьев и сухоцветов, для которых характерно хорошее крепление соцветий к цветоножкам и стойкость окраса. Можно сушить на нитке в тени травы с мелкими листьями. Для этого растения собирают в небольшие пучки, связывают ниткой или шнурком, и подвешивают верхушкой книзу. Чтобы гербарий сохранил привлекательность, рекомендуется сушить его вдали от источников тепла, в месте, защищенном от попадания прямых солнечных лучей.

Сушка трав в тени на нитке

Простой и красивый гербарий из листьев: ламинируем с помощью школьных обложек

Заламинированный гербарий выглядит всегда свежим. Растения сохраняют яркость, не ломаются, не оставляют следы на бумаге. Работа школьника выглядит красиво и аккуратно. Таким способом можно сделать гербарий для школы за считаные полчаса. Растения желательно использовать свежесобранные.

Материалы для работы:

  • Папка-скоросшиватель;
  • белая бумага формата А4;
  • листья деревьев;
  • плотные школьные обложки для тетрадей;
  • дырокол;
  • утюг.

Использование гербария в декоре

Засушенные листья, веточки и цветы широко применяются не только в науке и в создании детских поделок. Гербарием декорируют поздравительные открытки, фотоальбомы, создают с ним целые картины и панно.

Использование гербария в декоре 4
Использование гербария в декоре 3
Использование гербария в декоре 2
Как сделать гербарий своими руками в школу: инструкция и мастер-класс для младших школьников

В последние годы интерес к засушенным растениям и цветам сильно повысился. Гербарий часто используют для декора дома приверженцы экостиля.

Красивая композиция из сухоцветов в вазе не требует такого ухода, как свежесрезанные цветы и комнатные растения. Вдали от солнца и влаги она сохраняется в течение 3 лет.

Наглядные примеры, как можно использовать гербарий для декора дома:

Гербарий для декора дома 1
Гербарий для декора дома 2
Гербарий для декора дома 3
Гербарий для декора дома 4

Высушенные листья и цветы используют для составления икебан. Икебана – это вид искусства, где композиция из растений имеет философский смысл.

Декор с гербарием очень популярен на свадьбах. Искусственные цветы не уместны на столь радостном мероприятии, и считаются дурным тоном, а живые быстро вянут. Сухие растения обладают всеми преимуществами свежесрезанных цветов, но при этом энергетика у них положительная.

Декор с гербарием на свадьбе

Декор с гербарием на свадьбе 1

Засушенные травы и цветы часто используют в мыловарении. Они не только выгодно подчеркивают красоту и натуральность домашнего мыла, но и отдают ему свой аромат, играют роль скраба.

Засушенные травы и цветы

Из аккуратных сухих растений делают украшения: кольца, подвески, серьги, броши. Для этого их запечатывают в прозрачной эпоксидной смоле. Выглядят украшения очень нежно, и подходят для любого возраста и статуса.

Вопросы и ответы

Гербарий крошиться и ломается, что делать?

Для сохранения целостности хрупких листьев и цветов, используют смесь из 4 ст. ложек клея ПВА и 1 ст. ложки воды. Ее аккуратно наносят на гербарий кистью, и оставляют для просушивания на 24 часа. После этого сухие растения становятся более плотными и гибкими. Кроме того, они хорошо клеятся на бумагу сухим клеем.

Какие растения нельзя использовать для гербария в школу?

Нельзя срывать растения, занесенные в Красную книгу. Также ученикам стоит избегать ядовитых растений и растений с колючками.

Гербарий – это, прежде всего, материал для изучения растительного мира. С его помощью можно многое узнать о растениях родного края или отдаленного уголка мира. Красивые высушенные травы можно нередко используют для декора дома, варят с ними мыло и делают бижутерию. И в том и в другом случае важно правильно собрать и высушить материал.

Читайте также: