Проектная деятельность в школе по экологии

Обновлено: 04.07.2024

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Проектная деятельность в экологическом образовании учащихся

Проектная деятельность в экологическом образовании учащихся
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы оставим нашему миру.
Федерико Майор, ЮНЕСКО

Нашему миру мы должны оставить физически, психологически и нравственно здоровых детей, которые понимают проблемы современного мира, и не только понимают, но и имеют активную жизненную позицию, ищут пути и методы решения данных проблем. Анализ результатов исследований, проводившийся еще в 80-е годы, показал, что у современных школьников слабо развита потребность практического участия в решении экологических проблем. Причина заключалась в следующем: школа ставила перед собой задачу передачи знаний, трансляцию информации.

Сегодня практическая направленность является одним из ключевых принципов проектирования экологического образования. Приоритетом становится не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей, который включает в себя как осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу эволюции, так и поведение, действия способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию, сохранению жизни на Земле.
Термин "экологическое образование для устойчивого развития" означает изменение подхода к самой сути образования, предполагающей принятие решений по инициативе детей вместе со взрослыми.
Цель образования для устойчивого развития — помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Образование для устойчивого развития — это изменение подхода к самой сути образования. Для учителя — это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Выдающийся мыслитель древности Демокрит утверждал, что лучше думать, перед тем как действовать, чем после того. Образование для устойчивого развития как раз и направлено на то, чтобы сформировать у подрастающего поколения четкое понимание существующей взаимосвязи любого действия и его последствий для окружающей среды.
Решению данных задач в современной школе может способствовать только переход на новый тип обучения — инновационный. Термин "инновация" означает нововведение, связанное с внесением изменений в организацию, цели, содержание, методы и формы обучения, в деятельность обучающего и обучаемого, в учебно-методическое обеспечение, в систему воспитания и т.д. Одним из инновационных направлений в экологическом образовании является метод проектов (основатели и разработчики — Дж.Дьюи, В.X.Килпатрик). Хотя данный метод имеет почти вековую историю существования, именно в последнее время, с точки зрения многих экспертов, он выдвигается в ряд ведущих методов,
Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектной деятельности — один из эффективных интерактивных методов обучения.
Цели проектной деятельности: развивать навыки работы в группе, умения сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми, выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.
Проектная деятельность предполагает соблюдение определенных правил:

  • В команде все члены равны. Каждый может стать лидером и одновременно каждый умеет подчиняться мнению большинства.
  • Команды, работающие над созданием проекта, не являются соперниками.
  • Каждый вносит посильный вклад в разработку проекта.
  • Ответственность за полученный результат несут все члены команды.

Таким образом, проектное обучение создает необходимые условия для саморазвития ученика как субъекта познания. Создание проекта предполагает самостоятельную деятельность по решению актуальной проблемы и получение конкретного, практически значимого результата.
Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Метод проектов — это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы (не просто темы, а именно проблемы), которую необходимо решить, получив конкретный, "осязаемый" результат. Как правило, результат проекта не определен заранее (открыт), но предполагается, что он будет иметь практическое значение (в экологическом образовании продукт проекта имеет непосредственную социальную значимость). Работа над проблемой предполагает особым образом организованную поисковую деятельность, активное применение полученных знаний, приобретение новых, носит междисциплинарный характер.
Учитель, в свою очередь, также психологически и интеллектуально должен быть готов к организации проектной деятельности, где ему предоставлена роль консультанта, направляющего и стимулирующего действия учащихся; к организации обучения с использованием интерактивных методов, групповой и индивидуальной работы с учениками.
В школе можно использовать различные виды проектов, классифицирующиеся по виду деятельности, по характеру контактов, продолжительности выполнения, количественному составу участников.
На практике используются смешанные типы проектов, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, игровых.
Конструкт образовательного проекта включает в себя:
• выделение проблемы;
• четкую формулировку и понимание цели;
• постановку задач;
• определение целевых групп и конкретных временных рамок;
• выдвижение гипотезы (если проект исследовательский), определение ожидаемого результата;
• планирование направлений и этапов проектной деятельности.
Фазы проекта:
• идея;
• планирование;
• реализация;
• оценка результатов (регулярная самооценка, контроль и мониторинг);
• подведение итогов.
Методика проектной деятельности используется на протяжении ряда лет как на уроках экологии, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрим более подробно использование метода во внеурочной деятельности. В последние три года она подтвердила свою значимость и результативность, о чем свидетельствуют победы на республиканских и международных конкурсах экологических проектов. В 2004 году проект "Сад чувств как составная часть Природного сада" занял третье место на городском конкурсе экологических проектов и научно-исследовательских работ.
В 2005 году проект "Энергосбережение в школе и дома" занял первое место в Республиканском конкурсе "Энергосбережение" в рамках программы ШПИРЭ.
В 2006 году данный проект получил первое место на Международном конкурсе в Санкт-Петербурге, где приняло участие 57 представителей из разных стран.
Проект "Дадим отходам второй шанс", находящийся на стадии реализации, был представлен на открытом республиканском конкурсе экопроектов на английском языке.
Рассмотрим более подробно процесс планирования любого проекта, который требует достижения конкретной цели и эффективно проведенной работы. Прежде чем начать планирование, необходимо ответить на ряд вопросов: кто? Для чего? Когда? С кем? Как? Что?
Первый вопрос, на который мы отвечаем в процессе планирования, — "Кто организует данный проект?" или, другими словами, кто Вы и Ваша организация. Что знают и думают о Вас, насколько Вам можно доверять, каков Ваш профиль, имидж, являетесь ли Вы профессионалом в своем деле и стоит ли оказывать Вам поддержку. Если нет, то необходимо представить себя таким образом, чтобы повысить степень доверия к себе, организовав какие-либо акции, кампании, подтверждающие Вашу компетенцию и желание работать.
Пример. Мы, команда учащихся лицейского 10 "А" класса с химико-экологическим профилем СШ № 113, работающих
над проектом "Дадим отходам второй шанс" под руководством В.Н.Свистуновой, учителя экологии, лидера команды.
Лидер команды обеспечивает согласованность действий остальных членов команды, несет ответственность за ход проекта, располагает соответствующими властными полномочиями такого уровня, который позволяет решать возникающие проблемы. Именно этот человек должен играть определенную роль в реализации проекта, именно он должен обладать развитым чувством гражданской ответственности. Он должен понимать, что эта дополнительная работа, которая не будет оплачена, но принесет пользу защите и охране окружающей среды.
Для чего мы беремся за это дело? — следующий вопрос, требующий ответа. Необходимо хорошо знать проблему, которую хотим осветить, изучить информацию из всевозможных источников (библиотека, СМИ, Интернет, статистические данные, научные работы и т. д.), чтобы доказать, что проблема актуальна и заслуживает внимания общественности. Другими словами, требуется четкое обоснование выбора.
Из опыта. Наша цель — организовать раздельный сбор бытовых отходов у себя в школе и микрорайоне, проинформировать учащихся и население о проблемах, создаваемых накоплением бытовых отходов, и побудить их к действию, тем самым способствовать снижению загрязнения территории Фрунзенского района г. Минска, улучшению экологической обстановки и здоровья населения.
С кем идти к достижению поставленной цели? В одиночку решить многие проблемы сложно, а некоторые невозможно. Целевая группа, партнеры и союзники, заинтересованные в данном проекте, люди напрямую ответственные за принятие решений, власти, эксперты в данной проблеме, оппоненты (скептики), которые не принимают Вашу идею и даже встретят ее враждебно — вот перечень тех, с ком придется сотрудничать на протяжении реализации проекта.

Из опыта. Целевая группа нашего проекта — учителя, учащиеся школы и их родители. Лица, ответственные за принятие решений, — директор школы, его заместитель, курирующий экологическое образование и воспитание, Городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды; частные предприятия, занимающиеся сбором и переработкой отходов; ГО "Белресурсы". Союзники — общественная организация "Экопроект", большинство работников и учащихся школы и их родителей, жители микрорайона. Однако партнерами и союзниками стали не все, некоторые отнеслись с подозрением и долей скептицизма к предлагаемому проекту.
Когда? Важным этапом планирования проекта является правильный выбор временных рамок. Во-первых, сколько времени займет реализация проекта, будет ли он долгосрочным или краткосрочным. Во-вторых, в зависимости от времени года необходимо подбирать соответствующий тип мероприятий. Зимний период является наилучшим временем для проведения семинаров, тренингов, консультаций; весенний и летний — для проведения экологических акций, кампаний.
Из опыта. В период с ноября по апрель были разработаны и проведены уроки для учащихся начальной школы, среднего звена и старшеклассников.
Проведен семинар-тренинг для учителей СШ № 113 по раздельному сбору бытовых отходов.
Разработаны листовки, буклеты, визитные карточки по данной тематике.
Изготовлены и оформлены информационные стенды в каждом учебном кабинете и рекреации первого этажа.
В апреле—мае проведены акции и практические дела. Победители получили награды.
Как? — ответ на данный вопрос является не менее важным, чем ответы на все предыдущие вопросы при планировании проектной деятельности. Отвечая на него, важно не ошибиться в выборе методов, форм приемов и инструментов реализации Вашего проекта, которые будут уместны для данной аудитории и которые помогут Вам достичь поставленной цели.
При планировании проектной деятельности важными аспектами являются:

  • формирование команды;
  • привлечение к работе представителей СМИ;
  • привлечение общественных организаций;
  • привлечение частных фирм и предприятий;
  • согласование действий с районным отделом образования и санитарно-эпидемиологическими службами.

И наиболее важным, на наш взгляд, является заинтересованность детей, основных участников и реализаторов проекта.
Из опыта. Информационная кампания

  • Разработка и публикация информационных материалов: листовок, брошюр, буклетов для учащихся школы и городского населения и их распространение.
  • Изготовление и оформление информационных стендов в каждом учебном кабинете школы и в рекреации первого этажа.
  • Проведение уроков на темы: "Как защитить нашу Землю от мусора", "Проблема твердых бытовых отходов", "Почему бытовые отходы нужно собирать раздельно" с использованием компьютерных презентаций.
  • Создание собственного сайта в сети Интернет с размещением информации о ходе проектной деятельности.
  • Привлечение представителей СМИ (освещение проектной деятельности в печатных изданиях, создание фильма, рекламного ролика).

Практическая деятельность
• Исследование фракционного состава ТБО, систематизация и анализ полученных данных, выработка механизма по раздельному сбору и вывозу бытовых отходов в СШ № 113.

Сегодня во всех школах есть обязательное направление работы – это организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Подобная деятельность имеет ряд важных достоинств, позволяя формировать навыки проектного мышления, самопрезентации, давая возможность углубленного изучения конкретных тем или областей знания.

Однако надо быть честными и признать, что организация проектных работ дело хлопотливое и непростое. Особенно сложно сделать качественные проекты в начальной школе.

В 6-10 лет дети просто не обладают умением самостоятельной работы, а значит, от учителей и воспитателей требуется много ресурса. Поэтому очень часто проектная деятельность сводится к изготовлению поделок или к докладам, которые дети должны подготовить вместе с родителями.

Но ведь проектная работа – это совсем другое, это не реферат или поделка и даже не пересказ экскурсии! Проектная работа – это поиск учащимся решения, это ответ на поставленный вопрос, это сбор и анализ информации, это гипотеза и эксперимент для ее подтверждения. Конечно, в начальной школе все это сделать особенно сложно в силу психофизиологических особенностей участников. Но сложно - это не значит невозможно!

Вместе со своими коллегами из разных образовательных программ мы разработали список идей проектных работ по природоведению и экологии для начальной школы. Эти идеи позволят проводить именно проектные работы, но при этом в рамках, посильных младшешкольникам. Вот что у нас получилось!

Через эти работы ребята не только потренируются в простейшем варианте делать проекты, но и получат информацию, которая позволит им самим стать экологичнее: осознать важность переработки отходов, узнать про привычки ресурсосбережения, увлечься темой сохранения природы и бережного использования вещей и материалов.


Введение

Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему [10].

Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

  • Поисковый;
  • Исследовательский;
  • Аналитический;
  • Количественный приём статистического метода;
  • Анкетирование.

Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:

  • Организационные мероприятия;
  • Эколого-просветительские мероприятия;
  • Практические природоохранные мероприятия;
  • Исследовательская работа;
  • Участие в районных, городских конкурсах.

Распределение обязанностей среди участников проекта:

  • Журналисты - беседы с населением, учащимися;
  • Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
  • Сценаристы - подбор, составление плана работы;
  • Художники - выпуск плакатов, листовок;
  • Рабочие (все) - уборка территории от мусора.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

План работы над проектом:

I. Подготовительный этап

II. Информационный этап

III. Практический этап

Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)

IV. Заключительный этап

Ожидаемые результаты:

  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
  • благоустройство школьной и близлежащей территории;
  • создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
  • привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Освещение работы школы по экологическому направлению:

Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма

В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.

С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.

Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? [1, 316].
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.

Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества [9, 271].

Исследование: опрос, анкетирование, интервью.

Социальная категория: 50% - рабочие, 10% - служащие, 40% - пенсионеры

  • 10 человек ответили, что это молодежь
  • 5 человек – что это подростки
  • 15 человек – указали на взрослых

Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:

  • 5 - пустую банку
  • 5 – обертку от жевательной резинки
  • 20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.

Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:

  • недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
  • низкий уровень культуры – 35%

Решение проблемы:

Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1].

Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.

Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.

Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.

Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5].

А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.

Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.

У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:

Зачем сажать деревья?

Озеленение – один из путей улучшения городской среды.

Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов

Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.

К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке [7].

Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.

Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.

Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.

Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

- Где мы во времени и пространстве? Чтобы узнать это, дети исследуют развитие человека в историческом и географическом аспекте, начиная это исследование с истории и географии своей семьи.

- Как мы выражаем свои мысли и чувства? Для этого дети исследуют способы выражения своих чувств и эмоций, изучают идеалы, верования и ценности других людей.

- Как устроен наш мир? Дети исследуют объекты и явления природы; предметы, созданные руками человека, знакомятся с миром науки и техники.

- Как мы организуем свою жизнь? Дети изучают мир труда и его ценности, узнают, как труд человека влияет на него самого и других людей.

- Как мы живем на нашей планете? Дети исследуют проблему ответственности человека за сохранение и бережное использование природных ресурсов, взаимоотношения отдельных людей и сообществ.

Целями проектной деятельности в начальной школе так же, как и в основном звене, является формирование у детей предметных знаний и общеучебных навыков. Однако здесь имеется определенная специфика.

Предметные знания в данном случае понимаются как универсальный инструментарий, используемый ребенком в его учебной и внеучебной деятельности. К ним относятся:

1. Социальные (связанные с групповым взаимодействием). Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует формированию:

  • умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);
  • умение пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.

2. Коммуникативные (связанные с работой с информацией). Проектная работа предполагает изучение некоторого объекта и передачу полученной информации. Поэтому в ходе этой работы формируются:

  • умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего), принимать другое мнение, часто отличное от собственного;
  • умение высказывать свое мнение (говорить спокойно, не обижая слушателей), отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
  • умение рассказать о проделанной работе.

3. Мыслительные (связанные с интеллектуальным актом). В ходе работы ребенок сталкивается с такими вопросами, как:

  • Что это такое?
  • На что это похоже?
  • К каким из уже известных мне предметов и явлений это относится?
  • Из чего это состоит?
  • Как это связано между собой и с другими предметами и явлениями?
  • Как это работает?

4. Исследовательские. Работа над проектом заставляет ребенка наблюдать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведенного исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребенок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам ее оценивает. Следовательно, у него формируются умения и навыки:

  • формулировать вопросы;
  • планировать свою деятельность;
  • наблюдать предметы и явления;
  • оценивать свою работу по предложенным критериям.
  • учитель выполняет функцию научного руководителя. Под его руководством ученики строят проекты;
  • родители - опосредованные исполнители проектов. Они создают условия для участия детей в экологической работе и вместе с ними мотивированы на успех.

Критерии представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе и осваивает в результате работы.

Критерии оценивания проектов младших школьников:

  1. Постановка цели проекта.
  2. Планирование путей достижения цели проекта.
  3. Глубина раскрытия темы проекта.
  4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
  5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
  6. Соответствие требованиям оформления письменной части.
  7. Качество проведения презентации.
  8. Качество проектного продукта.

За каждый критерий максимум 3 балла. Количество критериев оценивания проектов может меняться в соответствии с целями обучения. Оценка проекта по критериям осуществляется и взрослым, и ребенком. При необходимости можно организовать взаимооценивание детьми проектов друг друга. Сравнение внутренней и внешней оценки и способствует формированию адекватной самооценки, что является важнейшим социальным навыком.

Этапы работы над проектом.

Первый этап работы над проектом – проблематизация. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учениками. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби и т.п. Следующий этап – целеполагание. На этом этапе необходимо определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Для этого необходимо пред – ставить себе как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оптимальный. Когда появилось четкое представление об исходной проблеме проекта и ясна ее цель, надо спланировать все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Планирование представляет определенную трудность для школьников, поэ- тому здесь нужна помощь учителя. Надо лишь показать алгоритм планирования, научить ученика планировать собственную деятельность. Следующий этап – реализация намеченного плана. Работу начинаем в соответствии с разработанным планом и графиком. В случае необходимости можно вносить изменения в первоначальный план. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Далее предстоит презентация проекта. Презентация- это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о своей работе. Поэтому я учу детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. (Вместе с родителями пишем текст презентации в виде тезисов.) Презентацию долго репетирую. Учу авторов отвечать на вопросы.

Выполнение таких несложных на первый взгляд проектов дает детям возможность уже в начальной школе познакомиться с технологией проектной деятельности, освоить важнейшие навыки самооценивания и рефлекции, научиться публично защищать свой проект, освоить навыки самопрезентации. Знания, приобретенные детьми в ходе этой работы, отличаются прочностью, легко переносятся на другой учебный и внеучебный материал, формируя основу учебного и житейского опыта.

Особенностью проектной деятельности в начальной школе является небольшая продолжительность проекта, вовлечение в эту работу родителей ребенка, значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем. Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

  • умение спрашивать;
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться.

Вторым показателем готовности младших школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определенная их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:

развитие аналитико-синтетических действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действия на другие учебные задачи.

Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развернутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

  • адекватно оценивать свою и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

Мой опыт свидетельствует, что для создания ученического проекта эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1–2 урока) к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В содержании экологического образования в начальной школе находят отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

Естественно, в содержании находят отражение знания о местах обитания живых организмов: о их домах в природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.

В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды ѕ значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов ѕ влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.

Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека.

Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

Разнообразные виды классной и внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

Для выявления уровня экологической культуры младших школьников детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

Что такое природа?

Что природа дает человеку?

Назовите охраняемые растения нашей местности.

Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

Какие насекомые появляются весной первыми?

Назовите лекарственные растения.

Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

Как человек разрушает природу?

Что могут сделать дети для охраны природы?

Данные полученные в ходе анкетирования, представляют в графиках и диаграммах.

Анализ полученных данных убедило в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. Целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

При выполнении проекта у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы.

Читайте также: