Полное и неполное доминирование закон чистоты гамет план урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ. Оригинально организованный материал с учётом конкретных задач урока, с выделением опорных знаний, прикладных аспектов и проблемных моментов даёт возможность учителю использовать также данную методику для работы с любыми учебниками.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ- УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Раскрыть сущность II закона Г. Менделя, объ­яснить цитологические основы расщепления при­знаков во втором поколении., показать статистический характер явления расщепления.

Продолжить углубление знаний основных по­нятий генетики, умения пользоваться генетиче­ской Символикой.

Основные положения

1.Гомозиготным называется организм, имеющий два одинаковых аллельных гена и образующий один сорт гамет по данной аллелей.

2.Гетерозиготный организм содержит два личных варианта одного и того же алле образует два сорта гамет.

3.Доминантный ген проявляется фенотипически как в гомо- так и в гетерозиготном орга- низме: рецессивный только в гомозиготном

Терминология

Гомозигот­ный организм- организм, у которого в одних и тех же локусах го­мологичных хромосом лежат одинаковые по последова­тельности нуклеотиды.

Гетерози­готный- особь, у которой аллельные гены отличаются по после­довательности нуклеотидов

Доминантный ген - ген, признак которого проявлен в организме. Обозначается заглавной буквой: A, B. При скрещивании такой признак считается условно более сильным, т.е. он всегда проявится в случае, если второе родительское растение будет иметь условно менее слабые признаки. Что и доказывают законы Менделя. Рецессивный ген - ген в фенотипе не проявлен, хотя присутствует в генотипе. Обозначается прописной буквой a,b. Гетерозиготный - гибрид, в чьем генотипе (наборе генов) есть и доминантный, и рецессивный ген некоторого признака. (Aa или Bb) Гомозиготный - гибрид, обладающий исключительно доминантными или только рецессивными генами, отвечающими за некий признак. (AA или bb) Ниже будут рассмотрены Законы Менделя, кратко сформулированные.

Первый закон Менделя, также известный, как закон единообразия гибридов, можно сформулировать следующим образом: первое поколение гибридов, получившихся от скрещивания чистых линий отцовских и материнских растений, не имеет фенотипических (т.е. внешних) различий по изучаемому признаку. Иными словами, все дочерние растения имеют одинаковый оттенок цветков, высоту стебля, гладкость или шероховатость горошин. Более того, проявленный признак фенотипически в точности соответствует исходному признаку одного из родителей.

Второй закон Менделя или закон расщепления гласит:

потомство от гетерозиготных гибридов первого поколения при самоопылении или родственном скрещивании имеет как рецессивные, так и доминантные признаки. Причем расщепление происходит по следующему принципу: 75% - растения с доминантным признаком, остальные 25% - с рецессивным. Проще говоря, если родительские растения имели красные цветки (доминантный признак) и желтые цветки (рецессивный признак), то дочерние растения на 3/4 будут иметь красные цветки, а остальные - желтые.

Закон расщепления

Продолжая скрещивать между собой особи, взятые из гибридов первого поколения, Мендель получил в F2 расщепление признаков. Другими словами, фенотипически были выявлены растения с рецессивным алеллем исследуемого признака (зеленой окраской семян) в количестве одной трети от всех гибридов. Таким образом, установленные законы независимого наследования признаков позволили Менделю проследить механизм передачи как доминантных, так и рецессивных генов в нескольких поколениях гибридов. -



Ди- и полигибридное скрещивание

При скрещивании гетерозиготных гибридов первого поколения между собой (самоопыления или родственное скрещивание) во втором поколении появляются особи как с доминантными, так и с рецессивными состояниями признаков, т.е. возникает расщепление, которое происходит в определенных отношениях. Так, в опытах Менделя на 929 растений второго поколения оказалось 705 с пурпурными цветками и 224 с белыми. В опыте, в котором учитывался цвет семян, с 8023 семян гороха, полученных во втором поколении, было 6022 желтых и 2001 зеленых, а с 7324 семян, в отношении которых учитывалась форма семени, было получено 5474 гладких и 1850 морщинистых. Исходя из полученных результатов, Мендель пришел к выводу, что во втором поколении 75% особей имеют доминантное состояние признака, а 25% - рецессивное (расщепление 3:1). Эта закономерность получила название второго закона Менделя, или закона расщепления.
Согласно этому закону и используя современную терминологию, можно сделать следующие выводы:

а) аллели гена, находясь в гетерозиготном состоянии, не изменяют структуру друг друга;
б) при созревании гамет у гибридов образуется примерно одинаковое число гамет с доминантными и рецессивными аллелями;

в) при оплодотворении мужские и женские гаметы, несущие доминантные и рецессивные аллели, свободно комбинируются.

При скрещивании двух гетерозигот (Аа), в каждой из которых образуется два типа гамет (половина с доминантными аллелями - А, половина - с рецессивными - а), необходимо ожидать четыре возможных сочетания. Яйцеклетка с аллелью А может быть оплодотворена с одинаковой долей вероятности как сперматозоидом с аллелью А, так и сперматозоидом с аллелью а; и яйцеклетка с аллелью а - сперматозоидом или с аллелью А, или аллелью а.

В резульатате получаются зиготы АА, Аа, Аа, аа или АА, 2Аа, аа.
По внешнему виду (фенотипу) особи АА и Аа не отличаются, поэтому расщепление выходит в соотношении 3:1. По генотипу особи распределяются в соотношении 1АА:2Аа:аа. Понятно, что если от каждой группы особей второго поколения получать потомство только самоопылением, то первая (АА) и последняя (аа) группы (они гомозиготные) будут давать только однообразное потомство (без расщепления), а гетерозиготные (Аа) формы будут давать расщепление в соотношении 3:1.

Таким образом, второй закон Менделя, или закон расщепления, формулируется так: при скрещивании двух гибридов первого поколения, которые анализируются по одной альтернативной паре состояний признака, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1 и по генотипу в соотношении 1:2:1.

Вопросы для обсуждения

1.Охарактеризуйте первый и второй законы Г. Менделя.

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения) гласит, что при скрещивании организмов, различающихся аллельными признаками, в первом поколении гибридов проявляется лишь один из них – доминантный, а альтернативный ему, рецессивный, остаётся скрытым.

Второй закон Менделя (закон расщепления) гласит, что при скрещивании между собой двух гибридов первого поколения во втором поколении проявляются в определённом соотношении оба признака исходных родительских форм.

2. В чем сходство и различие третьего закона Г. Менделя и закона Т. Моргана?

Сходство заключается в том, и в третьем законе Менделя и в законе Моргана речь идет о наследовании двух различных признаков. Различия же в том, что в законе Менделя это независимое наследование, а в законе Моргана идет речь о сцепленном (совместном) наследовании признаков.

3. Какова роль наследственности и изменчивости в живой природе?

Благодаря наследственности обеспечивается сохранение видов на протяжении значительных промежутков (до сотен миллионов лет) времени. Однако условия окружающей среды меняются (иногда существенно) с течением времени, и в таких случаях изменчивость, приводящая к разнообразию особей внутри вида, обеспечивает его выживание. Какие-то из особей оказываются более приспособленными к новым условиям, это и позволяет им выжить. Кроме того, изменчивость позволяет видам расширять границы своего местообитания, осваивать новые территории.

4. Универсальны ли законы Г. Менделя и применимы ли они к человеку?

Да. Законы Менделя универсальны и применены ко всем живым организмам.

Гены - участок молекулы ДНК, который отвечает за построение одного белка или РНК организма. Аллели — формы состояния одного и того же гена, занимающие идентичные локусы в гомологичных хромосомах и обусловливающие фенотипически различия одного и того же признака. Кроссинговер — перекрест, взаимный обмен гомологичными участками гомологичных хромосом.

6. Что такое мутация? Когда и где происходят мутации?

Мутации - внезапные наследуемые изменения генетического материала, вызывающие изменения каких-либо признаков и свойств организма. Мутации могут быть естественными, спонтанными, т. е. возникающими непроизвольно, или искусственными, возникающими при воздействии на организмы различных факторов – мутагенов.

7. Какие виды скрещивания изучал Г. Мендель?

Моногибридное и дигибридное скрещивание.

8. В чем особенность множественного действия генов?

Плейотропия — явление множественного действия гена. Выражается в способности одного гена влиять на несколько фенотипических признаков. Пример: ген, отвечающий за образование красного пигмента в цветке, способствует его появлению в стебле, листьях, вызывает удлинение стебля, увеличение массы семян.

Вопросы и задания для повторения

Что такое гибридизация?

Какое скрещивание называется моногибридным

Сформулируйте I закон Менделя.

Что такое неполное доминирование? Приве­дите примеры.

Сформулируйте 11 закон Менделя.

На каком явлении основан закон чистоты гамет?

Второй закон Менделя

Биология. Генетика: Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет

Соотношения по фенотипу и генотипу во втором законе Менделя

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет __ биология _______ класс __ 10 ____

Развивающая : _ Обсуждая проблемные вопросы, применяя сравнение, анализ, синтез при самостоятельной работе с учебником и заполнении таблицы, развивать у учащихся логическое мышление и интеллектуальные, творческие способности. Продемонстрировать учащимся возможности использования знаний о законах генетики в практике медицины и сельского хозяйства. Продолжить формирование умения и навыка в решении задач по генетике. Выработать умения и навыки составлять схемы скрещивания. Развивать научное мировоззрение. Развивать личностно-смысловое отношение к генетике. Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи. Вырабатывать навыки самооценки. ____________________________________________________________________

Воспитывающая : __ Продолжить формирование у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к изучению сложнейших процессов. Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Менделем . Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации. Воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.__________________________________________________

Тип урока: __ комбинированный _______________________________________________________

Форма организации урока: __ дискуссия, лекция, тестирование, просмотр видео и презентаций _ ____________________________________________________________________________________

Дидактическое обеспечение урока __ ИД, презентации, видеоролики, портреты, тестовый______ сборник, ЭУ-10 _______________________________________________________________________

ХОД УРОКА

1. Организационный этап: - работа с классом

- тема, цели и задачи урока

2. Актуализация:

* проверка д/з (заполнение таблицы)

* ответить на вопросы : Что такое ген? Что такое аллель? В каких двух состояниях бывает аллель? Основатель генетики? Что такое фенотип? Что такое генотип? Набор хромосом в гаметах? Какой организм у человека называют гетерогаметным и почему? Набор хромосом в зиготе? Какие организмы называются гетерозиготными? Какие признаки называют альтернативными? Что такое доминирование? Что такое локус? Какие гены называются аллельными? Любимый объект исследования Г. Менделя? Любимый объект исследования Томаса Моргана? Что такое чистая линия? Основной метод, использованный Г. Менделем?

* решить задачу . На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них 167 имели коричневый мех, а 58 - голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным? Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства?

1. У чебурашки большие уши и волосатая грудь – рецессивные признаки, локализованные в Х- хромосоме. Чебурашка с маленькими ушами и голой грудью, мать которой имела волосатую грудь, а отец большие уши, выходит замуж за чебурана с большими ушами и волосатой грудью. Какова вероятность появления в этой семье чебурашек и чебуранов с большими ушами и волосатой грудью?

2. У колобков аутосомный ген лысости, выступает как доминантный признак, а ген волосатости рецессивен. Колобиха, имеющая лысого брата, выкатилась замуж за лысого колобка (гомозиготен). Отец колобихи, тоже был лысым. У них родился лысый колобочек и лысая колобочка. Колобочка выкатилась замуж за волосатого колобка. Какова вероятность того, что у них родится лысый колобочек?

3. Формирование новых понятий и способов действия:

Высказывания великих людей:

1. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций
2. Как приятно знать, что ты что-то узнал . Мольер
3. Любознательность создает ученых и поэтов . А. Франс
4. Я знаю, что я ничего не знаю . Сократ
5. Познание начинается с удивления . Аристотель

Научную основу исследования законов наследственности создал Грегор Мендель. Основной метод, который он разработал и положил в основу своих опытов, называют гибридологическим. Суть его заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами , то и метод получил название - гибридологический.

Мендель проводил опыты на горохе. Мендель удостоверился, что по сравнению с другими этот вид обладает следующими преимуществами:

имеется много сортов, четко различающихся по ряду признаков ( имеются, например, сорта с белыми и пурпурными цветками, с высоким и низким стеблем, с желтыми и зелеными семенами, с гладкими и морщинистыми семенами );

растения легко выращивать;

репродуктивные органы полностью прикрыты лепестками, так что растения обычно самоопыляется; поэтому его сорта размножаются в чистоте, то есть их признаки из поколения в поколение остаются неизменными;

возможно искусственное скрещивание сортов, и оно дает вполне плодовитых гибридов.

Из 34 сортов гороха Мендель отобрал 22 сорта, обладающие четко выраженными различиями по ряду признаков, и использовал их в своих опытах со скрещиванием. Менделя интересовали семь главных признаков:

Мендель свои эксперименты проводил в течение 8 лет на садовом участке Августинского монастыря г.Брно. И до Менделя многие ученые проводили подобные эксперименты на растениях, но ни один из них не получил таких точных и подробных данных; кроме того, они не смогли объяснить свои результаты с точки зрения механизма наследственности.

В том случае, когда родительские особи отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку, скрещивание называют моногибридным , по двум парам признаков – дигибридным , по множеству признаков – полигибридным скрещиванием

По предложению Менделя, гены обозначаются латинскими буквами. Гены одной аллельной пары обозначаются одинаковыми буквами, т.е. доминантные гены – большой, рецессивные – маленькой буквой.

♀ - обозначается женская особь (зеркало Венеры);
♂ - мужская особь (щит и копье Марса);

Х – знак скрещивания;
^ Р – родительская особь; (от латин.parents- родители)
F 1 – гибриды первого поколения;(от латин. filius-потомтво)
F 2 – гибриды второго поколения;
G – гаметы.

Введение терминологии для дальнейшего изучения науки генетики и решения задач
^ Ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка.
Аллельные гены - это пара генов, определяющих контрастные (альтернативные) признаки организма. Каждый ген этой пары называется аллелью. Аллельные гены расположены в одних и тех же участках(локусах) гомологичных (парных) хромосом.
^ Альтернативные признаки - это взаимоисключающие признаки (желтый, зеленый). Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой – рецессивным.
^ Доминантный признак – это признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании представителей чистых линий.
Рецессивный признак - не проявляется у гибридов первого поколения при скрещивании представителей чистых линий.
Гомозигота – клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же гена (АА или аа).
Гетерозигота – клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена (Аа).
Генотип – совокупность всех генов организма.
Фенотип – совокупность признаков организма, формирующихся при взаимодействии генотипа и среды.
^ Гибридологический метод – изучение признаков родительских форм проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем гибридизации ( скрещивания).
Моногибридное скрещивание - скрещивание родительских форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых контрастных признаков, которые передаются по наследству.
Дигибридное скрещивание – скрещивание родительских форм, отличающихся друг от друга по двум парам изучаемых признаков.

Моногибридное скрещивание.

Для первого эксперимента Мендель выбрал горох, отличающийся по одному признаку. Семена одного гороха были желтые, другого – зеленые. Он провел искусственное опыление, скрестив сорта, отличающиеся цветом семян (желтые и зеленые). Независимо от того, к какому сорту принадлежали материнские растения, гибридные семена оказались только желтыми, зеленый цвет не проявился. Такой же результат получили при скрещивании гороха с красными и белыми цветками. Проявился красный цвет. В результате этих экспериментов был сформулирован первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения, или же закон полного доминирования.

Преобладающие признаки первого поколения называются доминантными , непроявленные признаки – рецессивными . Парные гены, определяющие альтернативные признаки, называются аллельными генами . Гены, получаемые от родителей, называются генотипом . По генотипу организмы бывают гомозиготные и гетерозиготные. Гомозиготными называются организмы, состоящие из однородных доминантных (АА) или рецессивных (аа) аллелей. Гетерозиготные организмы, наоборот состоят из разных аллелей (Аа). Совокупность внутренних и внешних признаков организма, например, цвет семян, форма, высота стебля, цвет глаз и т.д., называют фенотипом .

hello_html_m13bd4505.jpg
hello_html_m7d306333.jpg

Все пары первого поколения единообразные: по генотипу гетерозиготные ( Аа ), по фенотипу все семена только желтого цвета, так как доминантный ген А подавляет действие рецессивного гена а . Такие гетерозиготные растения могут производить гаметы двух сортов, несущие гены А, а.

Правило единообразия: при скрещивании одной пары гомозиготных особей, ясно отличающихся друг от друга по одному признаку, в первом поколении отмечаются гибриды с единообразным генотипом и фенотипом. Его называют законом единообразия первого поколения, или законом полного доминирования.

Продолжая эксперименты, Мендель из семян первого поколения путем самоопыления получил семена второго поколения. Среди них оказались не только семена желтые, но и зеленые. Закономерность проявления признаков, характерных для обоих родителей во втором поколении, называется законом расщепления. Расщепление признаков происходит в определенном соотношении. Например ¾ семян гибридов второго поколения имели желтую окраску и ¼ - зеленую.

Закон расщепления – второй закон Менделя- при скрещивании двух потомков первого поколения между собой (двух гетерозиготных особей) во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом соотношении: по фенотипу 3: 1, по генотипу 1: 2: 1.
(25% гомозиготных доминантных; 50% гетерозиготных; 25% гомозиготных рецессивных).

Для объяснения причин единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении Г. Мендель предложил гипотезу чистоты гамет . Это означает, что фактор наследственности определяет развитие любых признаков и свойств организма. Например, при скрещивании цветков красной розы с белой в первом поколении получили гибриды с красными цветками. Это результат слияния гамет красной розы с доминантным геном А и белой розы с рецессивным геном а . Поэтому в их генотипах имеются гены, определяющие и красные, и белые розы. Являясь доминирующими, гены красного цвета дают в первом поколении только красные цветки. Значит, они, имея одинаковый фенотип, в генотипе имеют два разных гена. Гамета, образуясь из такого гибрида, получает только один ген – доминирующий А или рецессивный а. В таком случае в гаметах гибридного организма аллельные гены не смешиваются друг с другом, сохраняются в чистом виде. Это и называется чистотой гамет.

Но иногда может получиться гибрид с розовыми цветками, т.е. не полностью перенявший родительские признаки, он находится в промежуточном состоянии в фенотипе. При скрещивании таких гибридов между собой во втором поколении происходит расщепление признаков. Такое промежуточное состояние признаков гибрида первого поколения называют неполным доминирование .

Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1.

Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.

У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы.

hello_html_m4e13153e.jpg
hello_html_m451b62a5.jpg

Если гетерозиготные гибриды первого поколения имеют одинаковый фенотип и похожи на одну из родительских особей, то в этом случае имеет место полное доминирование. Расщепление во втором поколении по фенотипу 3:1.

Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1.

Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.

У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака - волнистые волосы.

Иногда расщепление признаков во втором поколении может отклоняться от ожидаемых (3:1 - при полном доминировании, 1:2:1 - при неполном доминировании) результатов. Это связано с тем, что в некоторых случаях гомозиготы по одному из признаков оказываются нежизнеспособными. В этом случае говорят о летальных генах. Один ген может оказывать влияние на другие признаки, в результате чего снижается работоспособность. Например, серые каракульские овцы, гомозиготные по доминантному признаку серой окраски, погибают после рождения из-за недоразвития желудка. Другим примером доминантного летального гена является брахидактилия у человека ( укороченные пальцы). Гомозиготы по данному гену погибают на ранних стадиях развития зародыша, а признак проявляется только у гетерозигот.

Примером рецессивного летального гена является ген серповидно - клеточной анемии у человека. В норме эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска. При серповидно - клеточной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты тем не менее все же имеют измененную форму. Гомозиготы по этому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из - за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны.

Анализирующее скрещивание - скрещивание, которое проводят в том случае, когда необходимо узнать генотип одной родительской формы с доминантными признаками. Скрещивание проводят обязательно с рецессивной формой.

Если поколение все окажется единообразным, то родительская форма была гомозиготной.

Если в поколении произойдет расщепление признаков в соотношении 1:1, то родительская форма была гетерозиготной.

Анализирующее скрещивание . В целях определения генотипа растений и животных со схожими фенотипами проводят анализирующее скрещивание. Для этого скрещивают особь с неизвестным генотипом с гомозиготной особью по рецессивному признаку (аа ). Если полученные особи будут однообразны, то генотип исследуемой особи – гомозиготный; если же произойдет расщепление и проявятся два признака, то генотип – гетерозиготный. Это можно изобразить в виде решетки Пеннета:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан с учетом новейших технологий и методик преподавания, с использованием формативного оценивания. Данный урок содержит описание методик объяснения данной темы Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Используется в начале урока эмоциональный настрой, проверка домашнего задания с помощью формативного оценивания. Затем

Учащиеся отрабатывают навыки составления генетических схем для иллюстрирования моногибридного скрещивания с помощью алгоритма. (пошаговая таблица)

Промежуточное оценивание достижение учебной цели, в виде обсуждения.

Учащиеся получают задание по составлению генетической схемы для иллюстрирования моногибридного скрещивания:

Ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости. Какие дети родятся в браке голубоглазого отца и гомозиготной кареглазой матери?

Проверка и корректировка результатов.

Учащиеся получают образовательные ресурсы в виде схем наследования признаков при полном и неполном доминирование.

Парная работа по обсуждению примеров полного и неполного доминирования.

Учащиеся делятся на две группы (учитель сам делит по способностям). Одна группа получает задание решить задачу по полному доминирования, другая по неполному.

Изучение закономерности и суть моногибридного скрещивания, случаи полного и неполного доминирования.

Содержимое разработки

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

Урок биологии в 9 классе.

Учитель 1 категории Кудрявцева Е.Н

Цель: изучить закономерности и суть моногибридного скрещивания, случаи полного и неполного доминирования.

образовательна я: рассмотреть на конкретных примерах закономерности моногибридного скрещивания, выявить отличия полного доминирования от неполного;

развивающа я: продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; сравнивать; анализировать, делать выводы.

воспитательная: воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, развивать самостоятельность, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Метод проведения: беседа, объяснение .

Планируемые результаты:

ученик должен

иметь представлени е о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию;

знат ь термины и символику, применяемую для решения генетических задач;

умет ь: объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение составлять план деятельности

Познавательные: умение определять понятия

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

Оборудование: презентация; учебник; тетради; лист самооценки;

Структура и ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих.

Настроить учащихся на работу.

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье-это множество возможностей

А нежеланье-множество причин.

II. Актуализация знаний. (3 мин)

- Мы сегодня познакомимся с трудами одного из величайших ученых в области изучения генетики. Его фамилию мы уже упоминали на предыдущем занятии, когда рассматривали его гибридологический метод. Назовите его фамилию.

(учащиеся называют тему урока- Моногибридное скрещивание. законы Менделя).

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а какие мы поставим себе задачи на урок?

(узнать о жизни и работе Г. Менделя, познакомиться с его законами наследования признаков, вспомнить генетическую символику).

- Ребята, а скажите для чего нам это нужно? Какая у нас с вами мотивация?

(развивать биологическую грамотность и кругозор).

III. Проверка домашнего задания. (7-8 мин)

- Одну из поставленных задач мы с вами попробуем выполнить путем проверки домашнего задания.

- С чем мы с вами познакомились на предыдущих уроках?

(основные понятия генетики и генетическая символика).

Для проверки знания генетической символики учащиеся выполняю небольшую письменную работу. На слайде для каждого варианта показываются задания.

Вариант 1: Ген – это … Аллель – это … Совокупность внешних свойств и признаков организма – это …

(Ген – это участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы; Аллель – это различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом, определяют направление развития конкретного признака; Совокупность внешних свойств и признаков организма – это фенотип)

Вариант 2: Наследственность – это… Генотип – это… Любая особенность строения организма, за исключением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК – это…

(Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству; Генотип – это совокупность генов данного организма; Любая особенность строения организма, за исключением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК – это признак.)

Далее следует взаимопроверка.

Варианты обмениваются листочками и по критериям, которые видят на экране, оценивают друг друга и выставляют оценки.

IV. Изложение нового материала.

- Как вы помните из наших прошлых бесед Мендель ставил свои опыты на растении горох огородный. А почему именно горох? И что сделало горох таким удачным объектом?

1. самоопыляемое растение, т.е. цветок закрыт, следовательно, исключается попадание чужой пыльцы.

2. дает много семян, Мендель был математиком и зная теорию вероятности понимал, что для достоверных результатов нужно большое количество материала.

3. легко выращивать

- Закономерности наследования признаков, выделенные Менделем принято формулировать в виде законов, носящих его имя. Их три, с двумя из которых мы сегодня познакомимся.

Физминутка: гимнастика глазами. (1,5 мин)

- Для иллюстрации первого закона Менделя давайте посмотрим видео. (123) (1,10 мин)

- При таком скрещивании прослеживается наследование только двух вариантов одного признака, развитие которого обусловлено парой аллельных генов.

- Мендель рассмотрел признак цвета семян, причем взаимоисключающие варианты желтый и зеленый. Все остальные признаки во внимание не принимал.

Составим схему скрещивания:

G :




Т.е. из схемы мы видим, что если скрестить растения гороха с зелеными и желтыми семенами, то у всех полученных потомков (гибридов) семена будет желтыми. Значит, из каждой пары наследуемых признаков проявляется только один. Второй признак как бы исчезает и не развивается.

Преобладание у гибрида признака одного из родителей Мендель назвал доминированием, а признак доминантным, а противоположный, т.е. подавляемый- рецессивным.

Назовите доминантный признак (желтый), а рецессивный (зеленый).

Сформулировать его можно следующим образом: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение будет единообразным и нести признак одного из родителей.

- Если потомков первого поколения, одинаковых по изучаемому признаку, скрестить между собой, то во втором поколении признаки обоих родителей проявляются в определенном числовом соотношении.






G: расщепление по генотипу: 1:2:1

расщепление по фенотипу: 3:1

F 2: АА Аа Аа аа

желт. желт. желт. зел.

- Мы с вами видим, что наблюдается расщепление. т.е. часть потомства несет доминантный признак (3/4 особей), а часть потомства рецессивный (1/4 особей).

- Второй закон Менделя можно сформулировать следующим образом: гибриды первого поколения при дальнейшем размножении расщепляются. Наблюдается расщепление по фенотипу 1:3, по генотипу 1:2:1.

- На основе полученных результатов Мендель высказал гениальную догадку, которая была подтверждена всем развитием науки генетики. Это главный вывод из всех его работ. Он таков: гаметы с генетической точки зрения чисты, т.е. несут только один ген из аллельной пары. Видео (126)

V. Закрепление изученного материала.

- Для закрепления изученного материала давайте сначала вместе решим задачи.

Задача из приложения (127)

Затем несколько задач учащимся даются на самостоятельное решение либо в классе, либо дома. Работа в паре. (зависит от времени).

На партах у детей лежат задания.

1. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы:

2. У человека карий цвет глаз К доминирует над голубым к . Какой цвет глаз у людей, имеющих следующие генотипы:

У крупного рогатого скота черная масть доминирует над красной. Каким будет потомство у гомозиготной коровы и красного быка?

При скрещивании растения, выросшего из черного семени с белосеменным получены черные семена. Можно ли определить генотип материнского растения?

Равномерная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. Какова вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью?

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными реницами.

VI. Подведение итогов.

Достигли мы поставленных задач и цели урока? Выставить и обосновать оценки.

VII. Домашнее задание. § 21 Записи в тетради, решить задачи на странице 119 № 1, 2.

VIII. Рефлексия.

Учащимся предлагаются высказывания великих людей:

Детям предлагается выбрать для себя одно из высказываний в качестве девиза прошедшего урока.

Читайте также: