Какую роль в опере играет хор кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Широкое развитие и многостороннее применение хор получил именно в русском оперном творчестве. Функции хора в русской опере многосторонни и значительны. Иногда хор является деятельным участником происходящих событий, иногда пассивным выразителем чувств и переживаний народной массы. В иных случаях хор является могучим воплощением образа народа, в других дает композитору возможность создать яркие жанрово-бытовые картины, сцены народного веселья. Подчас хор играет роль контрастного фона, подчеркивающего драматизм ситуации.

Опера "Князь Игорь" всегда привлекала внимание исследователей. Свидетельство тому многочисленные труды, посвящённые опере. Довольно часто рассматривались и хоровые сцены. Однако коллективные персонажи, представленные в опере хором не получили достаточного освещения.

Авторами п ервых русских опер считаются: Соколовский, Пашкевич, Фомин . О перы данных композиторов представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами по ходу действия.

Несмотря на попытки своих предшественников, Михаил Иванович Глинка стал первым русским композитором, в творчестве которого образ народа с помощью хора получил наиболее глубокое и разностороннее воплощение. Жизнь за царя (1836) стала настоящей оперой с мощным хоровым началом. В опере "Руслан и Людмила" помимо образа русского народа, с помощью хора, впервые, наиболее полно и глубоко были раскрыты восточные образы.

Бородин продолжил традиции Глинки в использовании хоров для воплощения образа народа. Он также противопоставляет два различных мира: русский народ (пролог, 1 и 4д) и половцев. Обе группы действующих лиц имеют свою яркую музыкальную характеристику. Композитор использует различные жанры: протяжную лирическую песню (Ох, не буйный ветер, 4д), народные причитания-плачи (Ой, лихонько, 1д), шуточные песни и скоморошьи попевки. Все хоры отличаются разнообразием их составов.

Стоит заметить, что образы востока в первой половине 19 века прочно вошли в русскую литературу и в русское искусство.

В то же время в западно - европейских операх XIX века оперным хорам не придавалось должного значения. Хор мог являться носителем образа народа, но лишь эпизодически, не являясь главным действующим лицом. Также мог способствовать созданию определённого настроения и национального колорита.

А.П. Бородин - выдающийся русский композитор второй половины XIX века, участник "Могучей кучки", общественный деятель и педагог, музыкальный критик. Также известен, как ученый в области химии, профессор Военно-медицинской академии.

Александр Порфирьевич Бородин создал не так много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность, красочность гармоний.

Любимые герои А.П. Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели или русские богатыри. Немалое место в творчестве занимают картины природы. Мелодический и гармонический язык А. П. Бородина отличается исключительной свежестью, прежде всего благодаря ладовому своеобразию.

история создания оперы "Князь Игорь" и ее драматургия.

Хоровые сцены — основа всей драматургии, что проявилось в композиции оперы, которая открывается и завершается хорами.

Пролог — большая народно-хоровая сцена. Здесь представлено два коллективных персонажа. Это народ и бояре. В хоре "Солнцу красному слава!" воплощается обобщенный образ русского народа. В прологе при помощи коллективных персонажей воссоздается образ идеального государства, основанного на вере и монархии, единстве всех слоёв населения. Семантико-драматургическая функция этого хора заключается в выражении мощи русского люда, выражении единства мыслей народа и его властителя князя Игоря. Однако уже в конце первого действия обнаруживаются внутренние противоречия в этом образе. Первый хор челядинцев ("Княжьи молодцы гуляли" 1д) — величальная князю Галицкому, основанная на интонациях плясовых и энергичных разбойничьих песен.

Таким образом, семантико-драматургическая функция этого коллективного персонажа заключается в обнажении противоречий в государстве Игоря. Казавшееся по началу идеальным, в итоге оно предстаёт неоднородным, разрозненным.

Стоит заметить, что в отличие от русского мира, половецкий мир един: в нём нет бунтарей и отрицательных персонажей. Разнообразные коллективные персонажи, репрезентирующие половецкий народ (мальчики, девушки, воины, дозорные) не вступают в противоречия друг с другом и составляют единый неделимый половецкий мир.

Можно предположить, что одна из семантико-драматургических функций коллективного персонажа половцев заключается в демонстрации идеального образа государства, противопоставляемого раздробленному княжьей междоусобицей русскому миру. Очевидным становится претворение посредством коллективных персонажей (половцев в лице мальчиков, воинов, девушек, русского народа, бояр и челядинцев) идеи объединения и централизации русского государства в опере.

В четвертом действии действует один коллективный персонаж — русский народ. Исполняемый ими хор "Ох, не буйный ветер" называют жемчужиной русской хоровой культуры. По своему образному содержанию он ярко контрастен начальному хору оперы, где звучала праздничная музыка славы, героического подъема. Здесь же, наоборот, передана глубокая скорбь порабощенного народа: хор повествует о набегах и разорениях русской земли ханом Гзаком. Автор не использует в этом произведении конкретных народных мелодий. Пользуясь их интонациями в общих чертах , он создает хор, производящий впечатление подлинной старинной песни русского крестьянства. Художественная значимость его еще в том, что хор заключает в себе не только мелодику, характерную для русского народного творчества, но и хоровое многоголосие, отличающееся исключительной красотой звучания. Хор построен в характерной для народной песни строфической форме, и исполняется без сопровождения. Думается, трагизм хора обусловлен не только его содержанием. На внесюжетном концептуальном уровне здесь реализуется всё та же идея централизации русской власти: трагические интонации хора передают тяжелое состояние русского государства, раздираемого междоусобными войнами. Так на протяжении всей оперы Бородин прямо указывает на трагизм междоусобицы и на положительные стороны централизации власти (на примере половецкого государства).

В заключении говорится о том, что хор использован в опере исключительно разнообразно. Различны и функции хора: он выступает как фон (национальные и ориентальный), комментатор событий, косвенно характеризует основных действующих лиц, выполняет важные семантические функции. Русский мир в хоровых сценах предстаёт разрозненным. Неслучайно поэтому, что репрезентирующие его коллективные персонажи — подданные князя Игоря и челядинцы Галицкого — делятся на отрицательных и положительных героев, охарактеризованы по-разному: первые воссозданы при помощи мелодики, близкой строгим былинным и знаменным песнопениям, вторые — разудалых плясовых тем.

Еще раз подчеркнем, что в отличие от русского мира, половецкий показан единым: в нём нет ни бунтарей, ни отрицательных персонажей. Разнообразные коллективные персонажи, репрезентирующие половецкий народ (мальчики, девушки, воины, дозорные) не вступают в противоречия друг с другом и составляют единый неделимый половецкий мир.

На основании сказанного можно предположить, что семантическая функция многочисленных коллективных персонажей заключается в двух моментах. А именно: показать единый половецкий мир с централизованной властью примером разрозненному русскому, указать на трагизм междоусобицы и утвердить идею сильной и централизованной государственной власти во главе с монархом.

БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная

Оперные формы. Хор

Могучим выразительным средством является в опере хор. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; вначале сцены эти носили условный, декоративный характер; подобно оркестровым голосом, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.

В операх XVII века он обычно начинал и завершал спектакль, сообщая ему пышность и многозвучие, славословя монархов или приветствуя победителей. В XVIII веке Глюк положил конец сценической статике хора, поручив ему активное участие в развитии действия и тем самым заставив хористов не только присутствовать на сцене, но и играть. Нелегко делалась такая реформа: артисты хора восстали против нарушения исконных традиций, считая невозможным совмещать многоголосное пение с передвижением по сцене и актерской игрой. Тем не менее новаторство Глюка одержало верх, и хоровые сцены с каждым десятилетием приобретали все большую жизненность и характерность.

22 сентября в Красноярском государственном оперном театре состоялся Бенефис хора, третий за всю историю театра. Мы пригласили Анну Сорокину и Алексея Перепрыгина, артистов хора театра рассказать не только о Бенефисе, но и о своей работе, о знаменитых оперных хорах и произведениях, созданных для хора. Анна совмещает хормейстерскую работу с работой артистки. Алексей и сам исполняет партии в операх, не только поет в хоре.

Бенефис хора

– Артистом хора можно стать, получив соответствующее образование в училище искусств или Академии музыки и театра. А как Вы пришли в хор?

Анна: Я 13 лет проработала педагогом, руководила детским хором в музыкальной школе. Каждый год мы с детьми ставили мини-оперы, что и пробудило во мне любовь к театру, повлияв на дальнейшую судьбу. Мне очень нравится работа в хоре. Мне кажется, зрители замечают в хоре разных артистов, замечают индивидуальность. Во время каждой новой постановки режиссер сразу определяет, кто из артистов хора подходит для выполнения определенных образно-актерских задач. Даже в массовых сценах люди не могут быть одинаковыми. Так и артисты хора – каждый привносит свой характер в роль. В хоре можно раскрыть свои исполнительские способности. Раскрыть творческие способности помогает и участие в детских спектаклях театра, в которые привлекаются артисты хора. В том числе и я.

– Расскажите, пожалуйста, о значении хора в опере.

Алексей: Эффект эхо – тоже задача хора.

– Хор театра часто в концертах исполняет произведения из текущего репертуара и из опер, не поставленных на красноярской сцене. Расскажите, пожалуйста, о своих любимых произведениях.

Бенефис хора

О программе Бенефиса хора нам рассказал главный хормейстер театра, лауреат международных конкурсов Дмитрий Геннадьевич Ходош.

А раньше бывало по-разному. Опера, увы, вообще дело дорогое. В теперешнем хоре Большого театра числится сто с лишним человек; в Парижской опере XVIII века, например, было поскромнее — с полсотни, но в любом случае содержание постоянного хора — такая статья расходов, над которой в сколько-нибудь стесненных условиях уже задумаешься. Хорошо было королям, князьям и князькам: у них так или иначе был личный хор для дворцовых богослужебных надобностей, который можно было использовать и в театре (и даже у нас при Екатерине II малороссийские хористы придворной капеллы певали в итальянских операх).

Но все терпели, и никому в какие-нибудь 1840-е не приходило в голову, что полноценная опера без хора вообще возможна. Это ведь, в сущности, одно из завоеваний последнего века существования оперы — что композитор совершенно свободен в том, использовать ли хор в произведении или нет; успешность, событийность, значительность (да даже и затратность) премьеры от этого не слишком зависят. Прежде же наличие или отсутствие хора регулировалось отнюдь не сюжетной сообразностью, скажем, а общими эстетическими соображениями — и заодно их социальным подтекстом.

Самые-самые первые оперы были с существенным хоровым участием — потому что идеологи нового жанра были загипнотизированы своими представлениями о древнегреческой трагедии, да и вообще хоровая вокальная музыка была на тот момент куда более традиционным и почтенным жанром композиторского творчества, нежели вокальная. Потом гипноз ослабел; если во французской tragedie lyrique развернутое присутствие хора было в порядке вещей, то в серьезной итальянской опере вплоть до моцартовских времен, напротив, хор имел значение третьестепенное (да и те коротенькие хоровые эпизоды, что были, могли петь ансамблем певцы-солисты). Поющая масса была совершенно не нужна в действе, посвященном высоким индивидуальным чувствам.

Парадокс, но именно в буржуазную эпоху, когда индивидуализм был уже в своем полном праве, хоровая толпа снова становится неизбежной, а пресловутые высокие чувства тем самым вдвойне публичными — не сосчитать всяких любовных признаний или трагических монологов, которые разворачиваются в присутствии (и с участием) очередной группы пейзан или придворных. Есть даже теория, что это был своего рода компенсаторный механизм: стиснутому викторианскими условностями человеку, мол, была необходима отдушина — возможность хотя бы в оперном театре наблюдать картину коллективной эмоциональной сопричастности. Что-то в этом есть; во всяком случае, мы можем быть уверены, что оперные хоры в то время действительно воспринимались с редкой непосредственностью. И более того — при случае они воспринимались (вспомните соответствующие казусы у Верди) как общественно-патриотическое высказывание, объединяющее и воодушевляющее, если не вовсе революционное.

народные массы

угнетенные массы

трагические массы

сакральные массы

Хоры представляют огромные по масштабу музыкальные полотна, играющие в драматургии оперы первостепенную роль.

Большую роль в опере играет хор. С его помощью композиторы изображаюткартины народной жизни. А в операх М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и"Хованщина" народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом.

Ответ:

Объяснение:

По самым скромным подсчетам, монументальной работе мастера — не один десяток лет, начала лихорадочно подсчитывать я. На холсте изображено несколько персонажей. Распираемая любопытством, стала упрашивать Фанузу Вагапову (так представилась моя собеседница) поделиться воспоминаниями. Не каждый день встречаешь людей, позировавших мэтрам башкирской живописи.

Рашид Мухаметбареевич Нурмухаметов (1925 — 1986) — один из крупнейших мастеров башкирского изобразительного искусства. Народный художник РСФСР, заслуженный художник БАССР, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева. Более чем за тридцатилетнюю творческую деятельность им создана обширная галерея полотен, многие из которых вошли в собрания музеев страны.

Читайте также: