Педагогический коллаж на тему школа как пространство развития ребенка

Обновлено: 05.07.2024

Инновационные методы развития творческих способностей взаимосвязаны с информационными технологиями. Прогрессивным средством развития творческих способностей у педагогов и воспитанников является создание графического коллажа с помощью ИТ технологий.

Содержимое публикации

Шипулина Наталья Александровна

КГКУ детский дом №10 г. Комсомольск на Амуре

Современные педагогические технологии. Коллаж

Одним из ключевых моментов становления новой системы образования является глобальная информатизация. Приоритетом выступает формирование всесторонне развитой, активной, творческой личности. Воспитание творческого отношения к делу понимается как умение видеть красоту в обыденных вещах, способность креативно мыслить, подавать информацию в нестандартном виде. Использование информационных технологий открывает новые перспективы в творческом образовании, создает предпосылки для модернизации образовательной сферы. Информационная компетентность определяет уровень образованности и профессиональной компетентности человека, а творческое мышление определяет умение решать нестандартные задачи или находить новые принципиально подходы к проблемной ситуации. Важнейшей задачей профессиональной подготовки педагога трудового обучения является развитие креативности. В связи с этим методы обучения должны носить творческий характер. Среди таких методов следует отметить метод коллажа, как особый вид художественного творчества. В условиях перехода к информационному обществу необходимым является подготовка педагогических кадров, владеющими современными прогрессивными технологиями.

Инновационные методы развития творческих способностей взаимосвязаны с информационными технологиями. Прогрессивным средством развития творческих способностей у педагогов и воспитанников является создание графического коллажа с помощью ИТ технологий.

Коллаж – это включение с помощью монтажа в произведения литературы и искусства разностилевых объектов или тем для усиления общего идейно-эстетического воздействия. Целью создания коллажа может являться графическая иллюстрация с ярко выраженным эффектом неожиданности сочетания разнородных материалов, стилей, ресурсов.

Коллаж используется главным образом как способ для импровизации, для получения остроты образа за счёт столкновения на первый взгляд несовместимых элементов, стилей, подходов, сочетания несочетаемого. В этом аспекте коллаж следует понимать, как элемент художественного творчества, содействующий развитию воображения, пространственного мышления, колористического восприятия, формированию эстетической культуры и эмоциональной отзывчивости. Навыки и умения художественного творчества дают возможность удовлетворения потребности в созидании, реализации потребности создавать, изменять, творить.

Коллаж как метод обучения способен реализовывать важнейшие педагогические функции:

- развитие эстетического вкуса и художественного воображения;

- развитие конструкторского мышления;

- умение создавать красивые и эстетически грамотные композиции;

- формирование колористического восприятия;

- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;

- умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном виде;

- навыки планирования деятельности;

- умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда.

Важно отметить, что автору в работе над графическим коллажем с помощью ИТ технологий не требуются специальные навыки рисования. Эта особенность позволяет открыть творческие способности человека, которые ранее были ему недоступны.

Доказано, что человек интеллектуально развивается и работает более продуктивно только в той сфере деятельности, которая приносит ему моральное удовлетворение и вызывает гордость за проделанный труд. В настоящее время существует множество различных методов и программ по развитию творческих способностей человека. Требуется рациональный подход к выбору оптимальных методов по времени и перспективам на полученный результат. Следует отметить, что в процессе создания графического коллажа человек имеет непосредственную возможность работать с необходимыми ему ресурсами, имея при этом полноценный зрительный контакт и возможность наблюдать за протекающими изменениями в их свойствах. Это свойство позволяет реализовать важнейший принцип педагогики – наглядность.

Суть метода коллажа заключается в эмоционально-образном воплощении и проектировании образа. Сегодня коллаж является основным приемом при создании объектов разнообразного назначения – полиграфическая и рекламная продукция, обучающие плакаты и буклеты, объекты предметно-пространственной среды.

Коллаж позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов.

Создавая графический коллаж, используя компьютерные технологии, автор имеет возможность быстро менять его параметры (положение, оттенок, непрозрачность, резкость и т. д.), выбирать наилучшие варианты, всегда имея возможность моментально вернуть прошлый результат, что существенно экономит время и дает возможность добиться наилучших результатов. Проделывая данные операции множество раз, человек может уже мыслимо воображать, какое изображение будет выглядеть лучше и какие изменения следует провести для оптимального результата. Данный метод формирует эстетический вкус человека, вырабатывает его индивидуальный стиль, и развивает творческое мышление.

Коллаж является средством кодирования/декодирования информации, делает процесс обработки и передачи информации наглядным, понятным, контролируемым и управляемым.

Коллаж – универсальное средство методико-педагогического, образовательного воздействия на учащихся, характерными признаками которого являются оригинальность формы и содержания. Как средство обучения, коллаж отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему:

- выступает в материальной форме, являясь орудием труда педагога и учащегося;

- ориентирован на цели обучения, выполняя функцию внедрения комплекса целей и задач в практику;

- воплощает в структурно-схематической форме определенный объем содержания, связанного с ключевым понятием коллажа;

- соответствует современным методическим направлениям, основываясь на наиболее прогрессивных частнометодических принципах (коммуникативная необходимость и достаточность, учебно-методическая целесообразность, тематико-ситуативная соотнесенность);

- является конечным результатом приёма коллажирования, его фиксированным отражением.

Совершенствование навыков коллажирования заключается в оптимизации приёмов работы над учебным заданием и самостоятельным художественным или техническим произведением. В этом контексте коллаж является универсальным, мобильным методом поиска композиции и образно-пластического языка произведения, а также способом создания самостоятельного проекта.

Коллажирование – универсальный и многоступенчатый процесс, предполагающий:

- отбор материалов изобразительного, графического и текстового ряда;

- организацию отобранных материалов в блок-коллаж, учебный параграф, составляемый в зависимости от всей иерархии целей и задач;

- работу по изучению предметных и материалов блока-коллажа с целью формирования адекватного представления о ключевом понятии, ядре блока-коллажа;

- непосредственное дизайнерское исполнение коллажа и представление результатов деятельности.

По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. По содержанию коллаж характеризуется информативность и наглядностью – обилие картинок, изображений, короткой разноплановой текстовой информации, наличие схем, диаграмм, связей.

Коллажирование реализуется посредством создания визуальной модели, которая включает в себя определенные этапы:

1.1. Определение цели моделирования.

1.2. Определение сценария полного цикла моделирования.

1.3. Выбор информационной среды, в которой будет реализовано визуальное моделирование.

1.4. Подготовка списка статических визуальных моделей.

1.5. Определение цветовых и тональных отношений.

2.1. Задание палитры и системы визуальной передачи.

2.2. Задание параметров представления ракурсов и масштабов.

2.3. Изготовление шаблона.

2.4. Работа над эскизом.

3.1. Доработка композиции в соответствии с первоначальным или видоизмененным замыслом.

3.2. Оценка и презентация художественного продукта (оформление, экспонирование).

3.3. Разработка механизмов информационной защиты.

Работа над эскизами в технике коллажа развивает у воспитанников цельное видение натуры, творческое мышление при компоновке элементов композиции и выборе цветовых сочетаний. Метод коллажного эскизирования является эффективным в педагогической практике и позволяет активизировать творческое мышление на стадии композиционного замысла.

Прием коллажирования способствует накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы учащихся. Коллажирование развивает умение собирать, систематизировать и обобщать информацию, необходимую для изготовления коллажа. Таким образом, коллаж является одним из инновационных методов обучения творчеству, обладающий воспитательным и образовательным значением в развитии учащихся.

Список литературы

1. Беспалова М.С. Техника коллажирования как способ развития умений монологической речи на уроках английского языка // Новые технологии в обучении иностранным языкам : сборник статей региональной научно-практической студенческой конференции. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун- та, 2012. – 92 с.

2. Векслер А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: Дис. канд. пед. наук. – Петербург, 2011. – 278 с.

3. Векслер А.К. Методико-педагогические аспекты преподавания коллажа в художественном образовании в XX веке / / Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 11: Научно-теоретический журнал. –Пятигорск.– 2010. – С. 104 – 111.

4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. ¬– Минск.: Харвест, 1998. – 301 c.

5. Драйден Гордон. Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому – М. : Парвинэ, 2003. – 670 с.

6. Русакова Т.Г., Шлеюк С.Г., Левина Е.А. Коллаж как метод в системе профессиональной подготовки студентов дизайнеров // Вестник ОГУ. – 2014. - №5 (166. – С. 194 – 199.

7. Шорыгин С. М. Визуальное моделирование в информационных технологиях // Перспективы Науки и Образования. – 2014. – №6(12). – С. 19 –

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический коллаж и образовательная инфографика.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и развитие личности предполагает гармоничное сочетание учебной и творческой деятельности, что позволяет формировать новые знания, умения, навыки и развивать индивидуальные качества. В последнее время к ключевым качествам современной личности относят креативность, умение принимать нестандартные решения. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, способность к творчеству – относительное свойство любого из нас.

Но что такое творчество? Само слово входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии. В работах Л.С. Выготского, И.Я. Лернера, Я.А. Пономарева был дан глубокий анализ творчества и творческой деятельности. Ценности творчества заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества, в основе которого творческий потенциал. Одним из фундаментальных трудов, посвященных проблемам творчества, является монография Евгения Павловича Ильина “Психология творчества, креативности , одаренности”. Можно ли управлять творчеством? Что такое способности и склонности? Есть ли критерии оценки одаренности? Как сделать личность креативной? На эти и многие другие вопросы отвечал профессор Ильин. И психологи, и педагоги найдут в этой книге удивительный синтез теории и практики: большое количество оригинальных методик, опросников, диагностик и тестов. Обширный список использованной литературы может стать своеобразным “путеводитем”. Несомненно, психологи обладают набором психолого-педагогических технологий по развитию творческой активности. А у нас, педагогов, возникает вопрос, с помощью какого интсрументария можно решить поставленную задачу развития творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала и нестандартного мышления обучающихся может эффективно осуществляться, если в основе учебно-познавательной деятельности лежат эвристические, исследовательские, игровые методы и приемы . Одной из продуктивных форм работы, на мой взгляд, является создание коллажей в процессе преподавания литературы, проведении уроков развития речи по русскому языку.

Принято считать, что коллажное мышление соответствует современном ритму жизни, особенностям клипового сознания современного человек. Что представляет собой коллаж? Какова его история возникновения и развития? Следует избегать упрощенного понимания коллажа, когда этот прием переводится в форму фотомонтажа и декупажа.

Коллаж и коллажирование как методическое средство организации учебного процесса было предложено и разработано немецкими методистами Б.-Д. Мюллером и М. Зикманном в 80-90 годы 20 века для изучения иностранных языков. Именно этих ученых считают основоположниками идей коллажа и коллажирования. Отечественные методисты ( Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко, Н.А. Сухова) обратились к различным аспектам коллажа: образным, содержательным, психологическим, культурным. В рамках реализации принципа наглядности этот прием стал использоваться учителями - предметниками различных учебных дисциплин. В последнее время это методическое средство рассматривается как способ развития творческого потенциала и личностных возможностей учащихся.

Какие существуют виды коллажей? Б.-Д. Мюллер выделял следующие виды:

-коллаж “белые пятна” (остаются места для размещения дополнительной информации)

- коллаж “закрытое ядро”(центральное место остается закрытым или пустым, закодированное понятие определяется)

- коллаж со сменяемым центром

В процессе создания коллажа принято выделять ряд этапов.

Ассоциограмма.(Учащиеся в процессе коллективного обсуждения во взаимном сотрудничестве с учителем пробуют определить ассоциативные связи, ищут возможные решения для их визуального отображения.)

Подбор материала (фотографии, тексты, иллюстрации, элементы оформления).

Оформление коллажа. (Коллаж может выполняться в технике “стенгазеты”, в программе Photohsop )

Защита коллажа (Объясняется структурное, художественное, эмоциональное решение)

Оценивание коллажа. ( Учитывается информативность, оригинальность, точность и глубина отражения темы).

С одной стороны, учитель может применять на уроках разработанные коллажи как вариант наглядности. Примеров подобного рода коллажей мы можем найти в большом количестве. Некоторые коллажи выполняли профессиональные художники, другие – творения любителей. С другой стороны, наибольший интерес представляет оригинальный коллаж, создаваемый в процессе учебного занятия . Коллаж – это свободное творчество.

В процессе создания коллажа улучшается эмоциональная атмосфера, создаются условия для самореализации детей, развития креативных способностей. Использование коллажей плодотворно влияет на интенсивность обучения, способствует развитию памяти, мышления, формирует интерес к предмету.

Техника коллажа может с успехом использоваться в психологической работе с личностью и группой . Работа над коллажом может быть как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 4-6 человек составляет единый коллаж на определенную тему. Коллаж как техника арттерапии чаще используют в групповой работе.

Возможные темы для коллажей

Для младших школьников.

Я замечательный (для повышения самооценки, осознавания своих позитивных качеств);

Мне нравиться, мне интересно (это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать, это возможность для психолога диагностировать личностную сферу);

Моя школа (моя учительница, мои одноклассники и т.д.)

Для подростков

Каким меня видят…. Каким я хочу быть…

Мои цели… Мои мечты… Мои поступки…

Я и мои друзья: что нас объединяет и разделяет…

Мое будущее (будущее, о котором мечтаю…);

Я - взрослый (цель: выявление различных установок в отношении взросления, мира взрослых, привлекающие и пугающие стороны процесса взросления и т.д.).

Я глазами моих родителей (одноклассников, друзей и пр);

Кем я могу быть (Мои профессии)

Диагностическим критерием является:

Отношение к своему продукту (коллажу) – нравиться или нет. Что именно нравиться, что не нравиться. Если коллаж не нравиться, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы. И насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется;

Время, затраченное на процесс и аккуратность и тщательность выполнения работы. Здесь можно говорить о том, насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения (в зависимости от направленности группы);

Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой для клиента темой;

Четкость вырезания картинок (например все вырезки прямоугольной формы), наличие четких рамок вокруг каждого изображения или наоборот выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д.

Коллаж, несмотря на кажущуюся простоту, проясняет скрытые потребности и желания личности, противоречия между поставленными целями и выбранными стратегиями достижения, расширяет границы видения человека.

Наше время – время активного развития компьютерных технологий, время переизбытка информации. Информационное поле сгустилось, возникает ощущение избыточности информации. Как быстро и точно передать нужную информацию, как облегчить процесс запоминания? Все чаще мы можем встретить термин инфографика. Образовательная инфографика. Интерактивные плакаты, схемы, опорные конспекты – это инфографика? К сожалению, нет. Образовательная инфографика – это законченный визуально- информационный блок учебного материала, который можно изучать, делая выводы и находя дополнительные смыслы.

Используя возможности инфографики, можно организовать занятия по внеурочной деятельности. В моей практике - это проведение занятий по программам “Виртуальный музей”, “Моя Россия”.

Литература по теме “ Коллаж. Творчество”.

Коллаж // Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров; Редкол. А.А. Гусев и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – С. 601.

4. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ А.В. Бакушинский. - М.: Карапуз, 2009. - 420 с.

5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

7. Векслер А.К. Декоративная колористическая композиция: учебно-методическое пособие/ А.К. Веклер. - СПб.: МЕТ 007, 2013. - 126 с.

8. Векслер А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: автореферат канд. пед. наук/ Векслер Анна Кирилловна. - Санкт-Петербург, 2011. - 24 с.

9. Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства: автореферат докт. пед. наук/ Ветрова Ирэна Борисовна. - Москва, 2004. - 34 с.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

11. Т.С.Весельева Увлекать творчеством, см ж.ЛВШ№3 1988

12. В.Н.Дружинин Психодиагностика общих способностей М., 1996, с.280

13. А.И.Горшков Русская словесность М., 1996, с.111


15. Т.И.Мустафина, А.С.Мурзакаева работа с художественным текстом как средство развития читательских способностей учащихся старших классов Уфа, 2004

16. Т.И.Мустафина художественный текст на уроках литературы в старшей школе Уфа, 2005

17. В.Д.Шадриков Деятельность и способности М., 1994,с.320
18. Е.Я.Шейнина Энциклопедия символов – М., : АСТ; Харьков: Торсинг, 2006.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

На ступени начальной школы:

- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:

- в создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

- в создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению,эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;

- развитии ведущей деятельности каждого периода жизни;

- формировании психологической готовности к школе;

- в создании комплекса учебно-методической документации;

-формировании структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

- в создании новых творческих мастерских и проектов.

Начальная школа должна создавать условия для дальнейшего развития детей на основе сближения опыта жизни старших дошкольников и младших школьников.

В дошкольный период у детей развиваются образные формы познания окружающего мира (восприятие, наглядно-образное мышление и память, творческое воображение), эти познавательные процессы развиваются не вопреки, а благодаря игре. Формируя психологическую готовность к обучению в школе.

Учителю в сотрудничестве с ребенком предстоит опереться на уровень этих процессов, достигнутых в дошкольном возрасте, и, используя его в своей работе, формировать у младших школьников проблемное отношение к изучаемому материалу.

Учителя значительное место на своих уроках отводят игровым методам обучения, проблемно-творческим задачам, создают обстановку сотрудничества и взаимопонимания. Они доверяют детям и опираются на их опыт. На таких уроках можно видеть любопытные глаза учеников и их чрезвычайно высокую познавательную активность.

Цель дошкольной ступени – развитие общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.

Цель начальной школы – формирование умения учиться, создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения.

Каждое звено должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга, и заботиться, прежде всего, о том, чтобы наши дети были здоровы.

Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Только тогда, когда в детском саду работа будет направлена на развитие детей, которое бы отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на следующей ступени (т.е. в первом классе), а учителя начальных классов будут опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и тот опыт, который ими приобретен на предыдущей ступени их жизни, - только при этих условиях будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.

Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей в школе.

Задача школы, опираясь на общее между возрастными этапами развития ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому важнейшим направлением совместной работы детского сада и начальной школы считаем социально-психологическое сопровождение личностного развития ребенка путем реализации единых подходов к определению цели, задач и содержания образования на каждой из этих ступеней с учетом их преемственности и непрерывности.

Одной из важнейших задач,требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Эта задача и была поставлена коллективами нашей школы и д/с23 и 48,из которых к нам поступает наибольшее количество первоклассников.

Ежегодно в сентябре между школой №7 и ДОУ №23 и№48 заключается договор о сотрудничестве, целью которого является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе. Согласно условиям договора был составлен и утвержден руководителями учреждений совместный план работы, который предусматривает деятельность по четырем направлениям

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1.Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей дошкольного учреждения и начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных интересов.

2.Внедрение новых форм организации нерегламентированной деятельности детей ( проведение занятий по интересам и способностям в секциях , клубах…), организация работы кружков.

3.Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу:

- старшая и подготовительная группы участвуют в проведении Дня знаний;

- подготовительная группа знакомится с помещением школы, экскурсии в школьные музеи , кабинеты начальных классов, спортивный зал, актовый зал, библиотеку;

- подготовительная группа участвует в празднике последнего звонка.

4.Осуществление единого подхода при формировании у детей гигиенических навыков, в воспитании культуры поведения, умении вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым, аккуратным, умении занять себя, найти дело по интересам, в соблюдении режима дня, не допускающего физической и интеллектуальной перегрузки и способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка.

5.Осуществление воспитания детей в игре. Место игры в режиме дня, подбор и размещение игрового материала, содержание игр, умение детей играть самостоятельно. Использовать игры в педагогическом процессе.

6. Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей старшей и подготовительной групп, 1-х классов, об уровне их физического развития.

7.Оказание детскому саду шефской помощи ( ремонт игрушек, пошив одежды для кукол, инсценировка сказок учащихся, показ спектаклей школьного театра).

2.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе.

3. Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка начиная со старшей группы дошкольного учреждения, учителем, который в дальнейшем поведет детей до 4-го класса.

4. Педсовет с участием учителей 1-го класса и воспитателей детского сада.

5. Взаимопосещения: это

а)Посещения уроков в 1-м классе воспитателями и воспитанниками детского сада.

б)Посещение занятий в старшей и подготовительной группах учителями начальной школы.

На занятиях в детском саду присутствуют учителя , набирающие в следующем учебном году и ведущие в этом году первые классы; на уроках в первых классах – бывшие воспитатели и воспитанники подготовительных групп.

3.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

2. Проведение совместных родительских собраний по вопросам подготовки

дошкольников к обучению в школе.( Какой – ты , завтрашний первоклассник?)

3.Анкетирование родителей по вопросам подготовки детей к школе.

4.День открытых дверей в школе для родителей.

4.РАБОТА ДЕТЬМИ

1.Экскурсии и целевые прогулки в школу:

-посещение торжественной линейки, посвященной Дню знаний,

-знакомство со зданием школы, школьным двором,

-знакомство с кабинетами в школе

2.Совместное спортивное мероприятие (подготовительная группа и 1-й класс), по правилам дорожного движения.

3.Экскурсии в школьные музеи, библиотеку.

4.Совместно с детьми 1 класса : изготовление кормушек для птиц, прогулки в лес, подкармливание птиц.

7.Организация занятий с детьми, которые не посещают дошкольное учреждение.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, присутствие на уроках в первых классах, а также участие в совместных мероприятиях: спортивных соревнованиях, праздниках, конкурсах рисунков и стихов, выставках поделок

План преемственности разрабатывается в интересах детей, педагогов и родителей с целью обеспечения качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе. На данный момент этот документ является ориентиром для конструктивного взаимодействия педагогов, специалистов дошкольного учреждения и начальной школы, родителей детей.

За период реализации Программы между д/садом и школой №7 сложилась определенная система работы по осуществлению преемственности, которая включает в себя широкий спектр совместных мероприятий по эффективной предшкольной подготовке и введению в школьную жизнь.

Все эти мероприятия значительно улучшили качество работы по обеспечению преемственности, сплотили образовательное учреждение в общей деятельности по эффективной предшкольной подготовке воспитанников детского сада и успешному обучению в школе первоклассников.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию выпускников детского сада, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Важность проблемы, преемственности между Д/С и начальной школой, ни у кого не вызывает сомнений. Действительно, от того, насколько будут взаимодействовать два звена непрерывного образовательного процесса (дошкольное и начальное), будет зависеть его успешность и результативность.

Успех в жизни ребёнка закладывается уже с дошкольного детства, поэтому совместная работа по созданию системы предшкольного образования обеспечивает на качественном уровне преемственность в работе детского сада и начальной школы, а значит, создаёт единый старт детям дошкольного возраста при поступлении в школу.

Программа личностного развития дошкольника, а затем и младшего школьника как единого целостного процесса может быть реализована тогда, когда и воспитатель, и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития каждого ребенка, а взаимосвязь содержания, методов, форм, стилей педагогического общения, опирающаяся на принципы гуманной педагогики, станет средством обеспечения преемственности в обучении, воспитании и развитии детей.

Ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

Образовательное пространство

№ слайда 1

Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышлени

№ слайда 2

Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию образного мышления Как показывает многочисленный и многолетний опыт, во многих случаях наблюдаются существенные проблемы при переходе учащихся начальной школы в среднюю, отсутствует приемственность линии развития ученика в старших классах…

Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны ра

№ слайда 3

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики

№ слайда 4

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики

№ слайда 5

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики

№ слайда 6

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики

При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного прост

№ слайда 9

При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего типа.

Спасибо за внимание Творческих успехов

№ слайда 10

Читайте также: