Что такое детская игра консультация для педагогов доу

Обновлено: 04.07.2024

Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г.Саяногорск

ВОСПИТАТЕЛЬ ВКК

ЖИГУЛОВА Е.В.

САЯНОГОРСК, 20 21

Мишель де Монтень.

Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности.

Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Ниже разберём, какие условия предписывает ФГОС при формировании игровой деятельности дошкольников.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду.

Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка.

В соответствии со вторым путем - игра рассматривается как деятельность, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

Это когда взаимодействие взрослого с детьми строится на основе партнерских взаимоотношений, т.е. взрослый выступал для ребенка таким же партнером по игре, как и другой ребенок.

Основными принципами концепции поэтапного формирования способов игры:

для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними;

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

младенческий этап (два месяца - один год) - предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

раннее детство (один-три года) - игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

дошкольный период (три - восемь лет) - более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Цели и задачи игры:

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.

Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре.

Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства.

Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Принципы организации игры:

свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;

творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;

эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;

следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Типология игровой активности дошкольников

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

дидактические игры с сюжетным рисунком;

игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

подвижные игрыразного уровня интенсивности;

дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

интеллектуальные головоломки и состязания;

календарные и тематические праздники, карнавальные представления;

народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра.

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем, подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра.

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку. В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Режиссёрская игра.

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Театрализованная игра.

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Сюжетно-ролевая игра.

Развитие в условиях ФГОС

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры.

Две модели поведения взрослого:

взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;

взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.

Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.

Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в процессе игры.

Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.

Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами.

Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.

Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.

Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.

Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.

Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.

Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.

Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.

Обучать умению договариваться.

Правила поведения воспитателя в практической реализации социо-игровой технологии:

абсолютно исключить авторитарность и диктат, кроме тех ситуаций, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью детей;

занимать демократическую позицию наравне со всем участниками совместной деятельности;

держать паузу невмешательства и молчания, такое поведение даст детям возможность проявить самостоятельность в решении проблемы или конфликта;

брать во внимание реальные возможности детей, но стараться расширять зоны самостоятельности, не разжёвывать знания и не давать готовых алгоритмов;

помочь ребёнку преодолеть робость и неуверенность, имея в педагогическом резерве набор упражнений, которые повысят самооценку, придадут уверенность в собственных силах;

уходить от чёткой постановки цели, более приемлемо создание условий для открытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка;

в проведении этапа презентации давать первое слово малоактивным детям.

П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно определять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО набор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.

Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Роль игры в жизни ребенка

Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него следующее влияние:

развивать психические процессы;

удовлетворять детские эмоциональные и интеллектуальные потребности;

развивать творческие способности;

учить взаимодействовать в социуме;

формировать характер и отношение к действительности;

вырабатывать трудовые и познавательные навыки.

Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни.

Воспитательный потенциал игры

Воспитание дошкольника путем нравоучений изначально обречено на провал. А вот использование игры как воспитательного средства позволит достичь значительных результатов. Возможности игры в этом плане огромны.

Нормы поведения

Ребенку не нужно десять раз повторять правила поведения в общественных местах, за столом, на празднике и т.д. Проще показать это на примере игры и дать возможность попрактиковаться в их применении вплоть до выработки устойчивого навыка.

Причем в ходе игры можно воспроизводить, как позитивные, так и негативные способы действия. Эмоции и впечатления от разыгрывания разных форм поведения позволят детям интуитивно выбрать именно те, которые считаются нормой в нашем обществе. Таким образом, у дошкольников формируются модели правильного поведения.

Основы характера

Игра как нельзя лучше помогает вырабатывать у ребенка такие черты характера как настойчивость, воля, желание победить. Особая роль в этом отводится подвижным играм . Большинство из них носит соревновательный характер, где выигрывает более ловкий, смелый, сообразительный. Кроме этого подвижные игры играют огромную роль в физическом воспитании дошкольников, выработке основ здорового образа жизни.

Также часто в ходе игры ребенок ставится в условия, когда он должен делать самостоятельный выбор. Это способствует формированию у него ответственности за свои действия, уверенность в себе.

Участие в игровой деятельности вызывает у детей много эмоций. Под воздействием этого у них закладывается способность к сопереживанию, сочувствию, проявлению снисходительности.

Использование дидактических игр развивает у дошкольников любознательность и интеллектуальную активность. Это повышает их работоспособность и способствует совершенствованию познавательных процессов.

Игра подталкивает ребенка к преобразованию существующей реальности, созданию вымышленной новой действительности. Это помогает развивать фантазию, воображение. Творческие, театрализованные игры способствуют выявлению талантов малыша, формированию эстетических склонностей.

Социализация

Играя в игры, ребенок имеет возможность примерять на себя различные социальные роли. Он отражает модели поведения в различных ситуациях, которые потом сможет использовать в своей взрослой жизни.

В ходе игр у детей развивается умение действовать целенаправленно, прикладывать общие усилия для получения результата, помогать друг другу. Они взаимодействуют друг с другом, учатся устанавливать продуктивные взаимоотношения.

Огромную роль оказывает игровая деятельность на формирование коммуникативных компетентностей. Детям нужно научиться договариваться, правильно формулировать свои мысли, пользоваться готовыми речевыми шаблонами.

Как играть с ребенком

Относитесь к ребенку на равных. Не стоит допускать сюсюканий. Не выполняйте игровые действия вместо малыша, а предлагайте ему самому попробовать или включиться в совместную деятельность.

Отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и ребенок.

Не диктуйте правила игры! Тактично руководите ее ходом, направляя действия ребенка в правильное русло.

Старайтесь использовать поменьше запретов.

Давайте малышу возможность проявлять самостоятельность и инициативность.

Предлагайте различные виды игр.

Позволяйте использовать для игры предметы домашнего обихода.

Создайте в группе игровой уголок, помогайте поддерживать в нем порядок.

Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.

Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него!

Для чего нужны игрушки

Мало какая детская игра проходит без использования игрушек. Они служат эффективным воспитательным средством, благодаря которому закладываются нравственные нормы поведения, формируются трудовые навыки и задатки профессиональной деятельности, развивается эстетический вкус.

Игрушки являются моделями тех предметов, строение и назначение которых ребенок хочет познать. Играя с игрушками, дошкольник получает опыт осуществления различных действий с этими предметами. Приобретайте только те игрушки, которые имеют педагогическую и художественно-эстетическую значимость, смысловое наполнение.

Важно не просто дать игрушку ребенку, нужно показать, для чего она нужна, как ею пользоваться. Также необходимо учить делиться игрушками, использовать их для коллективного взаимодействия.

Главное правило в использовании игрушек — они должны способствовать формированию у ребенка правильного представления об окружающем мире.

Ответственное и правильное отношение педагогов к организации игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффектив­ных средств организации жизни детей и их совмест­ной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потреб­ность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в оп­ределенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Игра в жизни дошкольника. Консультация для воспитателей.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффектив­ных средств организации жизни детей и их совмест­ной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потреб­ность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в оп­ределенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Могучую силу игры отмечал Я.А. Коменский. Он считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. В игре отражаются те стороны окружающей ре­бенка действительности, которые он наблюдает. Игра – это особый вид деятельности дошкольни­ков, она всегда носит творческий характер. В игре отражается реальная действительность, но в вообра­жаемых ситуациях. Кроме того игра – самостоятель­ный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или же вы­бирая партнеров. В последнем случае дети придумы­вают сюжет игры, правила, распределяют роли и на­мечают ее окончание с определенным результатом.

Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство для умственного и нравственного раз­вития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требова­ниями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь.

Дидактические игры можно проводить со всей группой во время учебных занятий, а можно поиграть и с подгруппами. Все дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с некоторы­ми явлениями жизни. В любом случае дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свою речь.

Например, детей просят подобрать мишкам разной величины одежду соответствующего размера. Каждый ребенок берет мишку-игрушку и среди предложенных вещей находит нужную шубку, штаны, рубашку. Это игра для детей младшего дошкольного возраста. Чем старше дети, тем сложнее и дидактические игры.

В среднем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактических играх, а учатся сравнивать предметы по цвету, размеру, назначению, т. е. группи­руют их на основе определенных общих признаков. Дидактические игры с детьми среднего дошкольного возраста, опирающиеся на их потребность фантазиро­вать, способствуют развитию воображения, творчества. В процессе игры ребенок учится объяснять свои дей­ствия в ходе игры и анализировать ее результат.

В практике работы воспитателей различают дидак­тические игры с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные, музыкальные.

• сложилась и давно известна еще одна классификация игр дошкольников:• сюжетно-ролевые;

• игры со строительным материалом;

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главная задача воспитателя здесь – научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей.

Часто воспитатель сталкивается с тем, что дети совсем не умеют участвовать в сюжетно-ролевой игре: не могут предложить ее тему, часто ссорятся при оп­ределении сюжета игры, ее правил. Все это ставит воспитателя в позицию тактичного, вдум­чивого руководителя, а затем и участника самой игры.

Сюжетно-ролевая игра может быть короткой (один день или половина дня) и длительной (два или несколько дней). Такую игру можно назвать сюжетно-ролевой с продолжением. К длительной игре необходимо гото­виться. Дети предлагают сюжет игры. Он уточняется, а затем ребятам дается возможность подумать, что по­требуется для этой игры. В оформлении такой игры могут помочь родители. Сюжетно-ролевая игра харак­терна для детей 5 – 6 лет.

Главная задача воспитателя – насыщение детей новыми впечатлениями, создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие представлений об окружающем мире.

Дети очень любят игры со строительным матери­алом. Их привлекает работа с песком, снегом, строи­тельными кубиками. Причем эти игры в равной степе­ни увлекают и мальчиков, и девочек.

Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают про­странственное воображение, умение создавать различ­ные модели. Все эти игры носят групповой или коллек­тивный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к дру­гим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, дети учатся доводить начатое дело до кон­ца, видеть результат коллективной игры, ее пользу. В детском саду для строительных игр создаются спе­циальные условия: оборудуется место для игры, под­бирается набор игрушечно-строительного материала и т. д. Воспитатель, учит детей, особенно младшего возраста, собирать детали, крепить их, эсте­тически оформлять.

В последние годы особенно возросло внимание до­школьных работников к театрализованным играм. Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного героя, героев мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат диалогической речи, умению последовательно пе­редавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Театрализованные игры особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками и взрослыми, способству­ют запоминанию основного содержания литературного произведения. Воспроизведя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные характеристи­ки персонажей – хитрость, жадность, щедрость и т. п. Все эти качества передаются в манере игры и, затраги­вая эмоциональную сферу ребенка, способствуют нрав­ственному и эстетическому развитию..

Первое время эти игры требуют руководства со стороны воспитателя. Он учит детей диалогу, перевоп­лощению в героя. Выбранное литературное произве­дение несколько раз читается детям, затем разыгрыва­ются только отдельные фрагменты. Дети воспроизводят речь героев, работают с куклами, игрушками. Особен­но успешно театрализованные игры проводятся в на­стольном, теневом и кукольном театрах.

Заслуживают внимания театрализованные игры, связанные с народными традициями: обыгрывание песен-потешек, частушек, исполнение ролей героев народных праздников.

Театрализованные игры – сложный вид деятель­ности детей и воспитателей. Именно этот вид игры особенно соответствует возрастным и эмоциональным особенностям дошкольников.

Для решения задач физического воспитания педа­гоги дошкольных учреждений должны использовать подвижные игры.

Эти игры учат детей быть доброже­лательными, не смеяться над проигравшим, формиру­ют умения, смекалку. Дети осваивают ритмические дви­жения в такт мелодии, соревнуются в скорости и т. д. Музыкальные игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни детей в дет­ском саду. Любые игры требуют музыкального сопро­вождения. Но к специальным музыкальным играм от­носятся хороводы, игры-импровизации, ритмические игры. Особенно дети любят хороводные игры, так как в них они учатся не только узнавать мелодию, но и петь, воспроизводить звуки отдельных музыкальных инстру­ментов для перестроения, для начала новой песни или нового ритмического движения.

Музыкальные игры развивают у детей умение уз­навать музыку, ее темп, характер, ритм. Задача воспи­тателей – в процессе игры научить детей слушать музыкальное сопровождение и получать эмоциональ­ный настрой от жанра музыки. С помощью музыкаль­ных игр воспитывается эстетическое отношение детей к действительности, формируется и развивается их музыкальность.

Вся работа проводится воспитателем совместно с музыкальным руководителем. Он организует группо­вые движения под определенную музыку, помогает разучивать хороводные песни и народные музыкаль­ные игры.

Во всех играх, независимо от направленности или характера, всегда присутствуют игрушки. Игрушки – непременный спутник дошкольного детства. Задача педагогов – правильно, с учетом возрастных особен­ностей детей подобрать игрушки.

Все детские игрушки можно разделить на образ­ные, технические, строительные материалы, спортив­ные, музыкальные, театральные. В настоящее время дети особенно увлекаются электронными игрушками.

В методике использования игрушек главное – не их изобилие, а необходимость и глубокое знакомство с каж­дой новой игрушкой. В процессе знакомства с игрушкой дети с помощью воспитателя не только ее рассматрива­ют, но и думают, где, в какой игре ее можно использо­вать. Детей приучают ухаживать за игрушками, после игры убирать каждую игрушку на отведенное ей место.

В режиме дня дошкольного учреждения для каждой возрастной группы отводится время для игры, и его нельзя ничем заменить. Наиболее длительное время для игры отводится на прогулке. Часто игры бывают смешан­ного вида. Строительные игры могут сочетаться с сюжетно-ролевыми, а подвижные с театрализованными. Все игры носят познавательный и развивающий характер.

В российской системе воспитания и обучения де­тей дошкольного возраста сложились хорошие тради­ции в использовании разнообразных игр в различные режимные моменты деятельности детей в детском саду.

Таким образом, говоря об игре как основном виде деятельности дошкольников, следует подчеркнуть, что воспитатель не должен сводить работу с детьми только к одной форме – занятию, как это часто еще имеет место. Развитие, воспитание и обучение детей обяза­тельно должно сочетаться с игрой.


В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность.

Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация.

Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут.

Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу.

Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.

Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу.

Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.

2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.

3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.

4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.

6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

Главная Для Вас, педагоги! Консультации Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада

Консультация для педагогов


Основа современного дошкольного образования — личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе невозможно. А если порядок будет нарушен, то ни о каком развитии детей не может быть и речи. Решение проблемы — формирование дисциплины.

Что такое дисциплина?

Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:

  • профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
  • развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.

Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.

С какого возраста следует прививать дисциплину?

Специалисты считают, что прививать дисциплину необходимо уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми должен осуществляться постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста будут разными: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста — включать обсуждение их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон.

Использование игр — оптимальный вариант для создания дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил — необходимо только подобрать подходящие игры.

В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание. Существующие правила становятся важной, неотъемлемой частью сознания и существования.

Что необходимо для формирования дисциплины?

Для создания и поддержания дисциплины важно наличие правил жизни группы детского сада, в создании которых должны принимать участие и сами дети. Правила могут отражать аспекты поведения:

  • организационные (по лестнице идем друг за другом);
  • коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
  • коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).

Правила не могут быть унифицированными, общими для всех — они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. При их формулировании и введении необходимо соблюдать определенные требования.

Требования к правилам группы

Что делать, чтобы правила не нарушались детьми и не забывались спустя время? В первую очередь необходимо акцентировать внимание на тех детях, которые следуют им, и как можно чаще хвалить их, а тем, кто провинился, делать замечания спокойным тоном, не оценивая личность — только поведение. При нарушении важно обсуждать с детьми, к чему это привело (к ссоре или травме). Чтобы дети не забывали о правилах, необходимо напоминать о них заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся.

Для формирования и поддержания дисциплины стоит продумать, как будет оцениваться поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный — правило нарушается всегда, желтый — изредка, зеленый — не нарушается.

Зачастую дети ведут себя плохо не потому, что хотят навредить взрослым или сверстникам, а лишь потому, что не совсем понимают, как их поведение влияет на других людей.

Кроме введения правил необходимо обращать внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и придерживаться следующих рекомендаций:

  • систематически обсуждать последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагать игры на развитие эмоциональной сферы;
  • моделировать совместную деятельность детей, используя игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать;
  • акцентировать внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников;
  • обсуждать в группе межличностные конфликты, предлагать найти альтернативный выход, анализируя его последствия.

Виды игр для формирования дисциплины

Рассмотрим примеры игр, которые позволят детям освоить правила, сплотят их и научат взаимодействовать, будут способствовать развитию эмоциональной сферы.

Игры на освоение правил

Далее проводится голосование. Голоса, отданные за каждую сказку, педагог отмечает черточками на доске. Затем он предлагает детям определить, где черточек больше.

По завершении игры необходимо провести ее анализ, используя вопросы:

  • Голосовал ли ты за победившую сказку? Что ты ощущаешь?
  • Что ты ощущал, когда увидел, что твое желание не получило большинства голосов?
  • В каких еще ситуациях мы можем проводить голосование?
  • Голосуете ли вы иногда у себя дома?

"Молчу - шепчу - кричу". Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Педагог: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т. е. бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.

Игры на сплочение детей и умение взаимодействовать

Игры на развитие эмоциональной сферы

Читайте также: