Проект озеро проект доу

Обновлено: 30.06.2024

4 Актуальность 2013 год проходит под эгидой Года охраны окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

5 Проблема Обострение экологических проблем и растущее понимание невозможности их решения в рамках господствующего сознания привело к поиску новых путей развития экологического образования. На современном этапе происходит осмысление новой социально-экологической функции образовательных систем. Они призваны изучать, формировать и удовлетворять потребности общества в экологической культуре, природосообразном поведении и деятельности. Географическое положение Калужского края, его богатое историческое прошлое, природные ресурсы, самобытная культура, литература не могут не входить в объект изучения образовательных учреждений. Жители города Обнинска, изучая историю и культуру своей малой родины, должны ощущать себя частью российского общества, одновременно осознавая себя обнинцем. Система комплексной работы по изучению исторических природных объектов, изложенная в данном проекте, может помочь в решении данной проблемы.

6 Гипотеза Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Мы считаем, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

7 Цель проекта: Цель проекта: формирование экологической воспитанности дошкольников и их родителей, активизация мыслительно-поисковой деятельности, раскрытие значимости водоёма в экологии нашего города.

8 Задачи Для педагога:Для детей:Для родителей: Направлять внимание родителей на экологическое воспитание детей. Создать условия для освоения информации о водоёмах нашего города, прививать любовь к родной природе. Воспитывать любознательность и отзывчивость к другим людям средствами природы. Установить эмоциональный контакт между родителями и детьми и воспитателем. Познакомить дошкольников с разнообразием растительного и животного мира водоёмов; обеспечить усвоение знаний о значении растений для водоёма и его обитателей. Приобщать родителей к совместной с ребенком деятельности, способствующей развитию его личностных качеств (экскурсии, походы, поделки, рисунки, плакаты и т.д.); Реализовать новые, эффективные приемы работы по формированию экологических представлений Прививать навыки культуры поведения у водоёма, на водоёме; содействовать развитию творческих способностей, овладению умений работать с дополнительными информационными источниками Пополнять домашнюю библиотеку разнообразной детской литературой о природе. Способствовать расширению кругозора, передавая знания об исторических достопримечательностях и экологии родного края. Способствовать воспитанию бережного к малой Родине.

11 Взаимосвязь участников проекта Воспитатели Родители Дети Специалисты

12 Познание Художественное творчество Коммуникация Труд Чтение художественной литературы Музыка Физическая культура Социализация Здоровье Безопасность Интеграция образовательных областей

13 1 этап - подготовительный Выбор темы проекта; информация о начале работы по данной теме; нацеливание на конструктивное взаимодействие с ребёнком и оказание ему необходимой помощи. Лодочная станция г. Обнинска

14 2 этап - планирование Изучение методической литературы по выбранной теме; подбор диагностического обеспечения; планирование работы по реализации проекта.

15 3 этап – деятельностный Работа с детьми Экскурсия в Исторический музей города Обнинска

19 4 этап – заключительный Итоги: Поход на водоём для взятия пробы Выступление эколога Определение загрязнения водоёма

20 Диагностика знаний о неживой природе. Вода. 1. Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость). 2. Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране). 3. Знают ли, дети для чего мы ее используем? 4. Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки). 5. Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она "превращается" из одного состояния в другое (путешествует по кругу). 6. Знают ли дети свойства воды? 7. Знают ли дети, что растет в воде? 8. Знают ли дети, кто живет в воде? 9. Знают ли дети, почему воду надо беречь?

Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени наблюдениям за жителями водоема, а также полезным играм с песком и с водой. Так начинался наш краткосрочный проект.

Интеграция образовательных областей:физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Цель:формирование реалистичных представлений об окружающем мире природы у ребенка младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- оздоровление ребенка (солнечные ванны, купание, подвижные игры возле воды);

- развитие наблюдательности и любознательности;

- художественно-эстетическое развитие ребенка посредством ознакомления с искусством мультипликации, также рисования насекомых, рыб, уток.

- речевое развитие ребенка посредством ознакомления с произведениями художественной литературы и народного фольклора.

Краткое содержание ОД:

- ежедневные подвижные игры на песчаном берегу озера, ходьба босиком;

- игры с песком и водой;

- наблюдение за обитателями озера (рыбками, лягушками, змеями, стрекозами, утками);

- наблюдение за изменениями на озере в разную погоду, в разное время суток;

- наблюдение за ловлей рыбы, общение с рыбаками;

- восприятие сказки В. Сутеева "Утенок и цыпленок", стихотворений по теме проекта;

- рисование акварелью "Утенок", "Бабочка" (раскрашивание);

- просмотр мультфильма "Кораблик" (по сказке В. Сутеева).

Некоторые фотографии проекта с комментариями:

Все дороги ведут к озеру.

Вот такое разное озеро!








А водичка холодная!



Малыш мечтает о рыбалке.



Формируем элементарные математические представления: считаем уток и играем с разноцветными корабликами.





Вот это башня! Тоже такую построю когда-нибудь.





А что в озере растет и кто в озере живет?











Озеро, поиграем?


Жаль расставаться с озером и уточками.




Благодарю за внимание!

В публикации использованы фотографии из личного архива.

Макет озера на участке детского сада

Макет озера на участке детского сада Оформление участка: "Озеро" Детский сад – место, где ребенок развивается, учится и играет. Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка.

Проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна. По признанию педагогов и психологов (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, К.Д.Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.

Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных традиций.

Отбор метод, средств и форм педагогической деятельности целесообразен, соответствует возрасту детей и позволяет достичь поставленной цели.

Основной формой разработки является проектная деятельность педагога с детьми и родителями.

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. Дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.

Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.

Авторская методическая разработка может быть использована специалистами дошкольных учреждений,так как не требует особых материальных затрат. Предлагаемые игровые технологии просты и понятны педагогам и не требуют специальной подготовки по данному направлению работы.

Проект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

Содержимое публикации

Иркутской области, ул. Крупской,29

e - mail : mbdou 8@ inbox . ru

ОКПО 75085563, ОГРН 1053819002478

Педагогический проект на тему:

в средней и старшей группах

воспитатель

первой квалификационной категории

Мелентьева Н.А.

г.Усолье – Сибирское

Тип проекта:детско-взрослый творческий проект

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Актуальность проекта:

В ходе образовательной деятельности с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал.

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней.

Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.

Проект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. Дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.

Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми.

Проблема: в оспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Дети должны знать о Байкале как можно больше, так как живут вблизи с природным сокровищем, но редко можно услышать из уст детей точную и необходимую для его развития информацию о Байкале.

Введение в проблему:

Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал?

Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)

Цель:создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.

Задачи проекта

формировать первичные знания об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);

расширять представления детей о животного и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;

углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;

познакомить с эпосом народов Прибайкалья;

воспитывать любовь к родному краю.

для педагога

создать условия в предметно-пространственной среде группы для реализации проекта;

реализовать цель и задачи проекта с детьми;

для родителей:

привлечь родителей к изготовлению макетов об озере Байкал, к составлению коллекции , мини-музея о Байкале;

заинтересовать родителей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала при посещении с детьми озера.

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный этап.

2 этап – Основной этап.

3 этап – Итоговый этап.

4этап– выход на другой проект.

Объект исследований: озеро Байкал

Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.

Методы и приемы:

Словесные: легенды о Байкале; стихотворения, песни, шум прибоя; поисковые вопросы; рассказы из личного опыта; чтение познавательной литературы; разгадывание загадок. Ситуативный разговор.

Авторская методическая разработка может быть использована специалистами дошкольных учреждений, так как не требует особых материальных затрат. Предлагаемые игровые технологии просты и понятны педагогам и не требуют специальной подготовки по данному направлению работы.

Информационный лист к проекту

Взаимодействие с социумом

- Посещение зала Байкаловедения в городском музее Природы.

- Посещение Центральной детской библиотеки

Взаимодействия педагога и детей Формы взаимодействия с детьми по областям.

Художественное творчество. Рисование, лепка, аппликация, конструирование.Чтение художественной литературы.Музыка Прослушивание песен о Байкале. Социализация, познание, коммуникация. Беседы, подвижные игры, дидактические игры, опыты, эксперименты с водой. Педагогические мероприятия по теме Байкал.

Взаимодействия педагога и детей

С учетом интересов детей, детских вопросов поставлена цель данного проекта. Цель проекта:создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.

Работа с родителями

План реализации проекта

Формы взаимодействия с детьми по областям

Формы работы с родителями

1.Подготовительный этап

- Подборка художественной литературы про Байкал. Легенды его возникновения.

Изучение карты место нахождения Байкала.

1. Информационные

2 этап – Основной

Художественное творчество:

Чтение художественной литературы:

- Слушание шумов озера Байкал.

- Прослушивание песен о Байкале.

Экспериментирование с водой.

Педагогические мероприятия:

3 этап – Итоговый

- Пополнить библиотеку группы книгами, открытками о подводных обитателях Байкала.

4этап– выход на другой проект.

- Подборка иллюстраций, фотографий.

Национальные костюмы и праздники народов Прибайкалья.

Литература для чтения

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

8. Наши друзья – насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар – это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы – земной красы начало.

13. Первоцветы – вестники весны.

14. Давайте беречь воду!

Посигутки:Играющие распределяются на две команды по жребию, одна из них водящая. Игроки этой команды образуют пары, которые встают коридором друг к другу лицом на расстоянии 1-2 м одна пара от другой. Затем дети также попарно садятся на траву, ноги выпрямляют, ступнями касаются друг друга. Играющие другой партии встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги. Водящие пытаются осалить прыгающего игрока. Каждый осаленный встает за спиной того водящего, кто его осалил. Игроки меняются местами после того, как прошли все дети, и игра повторяется.

1. Как передвигается нерпа по суше и в воде?

2. Как дышит нерпа?

3. Как дышит нерпа зимой? Ведь зимой Байкал покрыт льдом?

4. Чем питается нерпа?

5. Когда (в какое время года, месяц) рождаются у нерпы детеныши?

6. Сколько рождается у нерпы детенышей? Чем она их кормит?

7. Как называют детенышей нерпы и почему?

8. Как называется убежище нерпы?

Вам нужно грязную воду очистить, используя имеющиеся у вас фильтры. Прежде чем приступать к проведению опытов, подумайте, с какого фильтра лучше начать и каким закончить. И ещё: сегодня мы работаем парами, мы не будем ссориться, а будем помогать друг другу (дети самостоятельно очищают воду).

Диагностика знаний детей 5-7-и лет.

1. Рассказывает историю происхождения Байкала.

2. Расскажи о реках озера Байкала.

3. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники растут на Байкале (5 и более видов).

4. Расскажи о птицах, которые живут на Байкале (5 и более видов).

5. Какие животные живут на Байкале? (5 и более видов).

6. Явления природы в разное время года на Байкале.

7. Называет национальность людей, живущих на Байкале, их традиции, отличительные черты.

8. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила).

9. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (лесные растения помещены в воду и т.д.)и попросить рассказать, что напутал художник?

11. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

- 1-2 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается;

- 3-4 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов;

- 5 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Подсчёт результатов: 17-24 – низкий уровень; 25-39 – средний уровен;ь 40-51 – высокий уровень.

1. Асламова С.Н. Сергиенко С.Ш. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. – Иркутск, 2002.

7. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Академия.

8. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной – М.: ТЦ Сфера,2016.

10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. – Ярославль, 2001.

Читайте также: