Что такое поэтизмы кратко

Обновлено: 02.07.2024

слово или выражение, характерное для поэтического речевого и образного творчества; напр., "волненье бурь", "небесные черты", "мимолетное видение", "дни резвости злотые". В русской поэзии к П. традиционно относят старославянские формы с неполногласием ("брег", "млеко", "град", "брада", "злато", "младой") и "торжественные" термины ("ланиты", "очи", "озарить", "тризна", "мрак", "ропот", "рок", "трепетать").
В рекламе используются ложные П. (или псевдоП., квазиП.), напр., "свежее дыхание", "глоток солнца", "райское наслаждение", "волшебный мир", "сказочная страна" и т. п. Правда, "тонкострунная лира" или "младые девы" в современной рекламе не отмечаются. Зато можно заметить, что на ТВ шоу и игры с денежными призами часто ведет какой-нибудь "юноша бледный со взором горящим" (так П., поэтическое выражение помещается, вставляется в обычную речь - для контраста и эффекта комического).
Для поэзии XX в. традиционные П. уже не характерны, поэты стремились к др. стилистике, напр., -
"Природа
Уходила
В Завтра
Непроторенною тропой.
Хрустели кости бронтозавра,
Ломаясь под ее стопой.
Лепила, не жалея солнца.
Готов эскиз -
Один, другой -
И плоский череп кроманьонца
Она отбросила ногой"
(В. Семенов)
"Когда ему выдали сахар и мыло -
Он стал домогаться селедки с крупой!
Типичная пошлость царила
В его голове небольшой"
(Алейников)
"Что же такое счастье?
Одни говорят: - Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
- Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье -
- В окладе большом и власти.
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!"
(Э. Асадов).

Найдено научных статей по теме — 1

– группа лексики с окраской возвышенности, ограниченная употреблением преимущественно в стихотворных жанрах литературы XVIII–1-й пол. XIX в. Напр., имена существительные: десница, ланиты, очи, перси, перст, чело, лира, венец, чертог; прилагательные: дивный, чудный, вдохновенный, дерзновенный, немолчный, лазурный, лучезарный, златокудрый, благовонный; глаголы: лобзать, влачить, зардеть, разверзнуться, мниться. Большая часть П. по происхождению – славянизмы (см.), поэтому в числе П. отмечаются слова с неполногласием и другими фонетическими приметами старославянского языка: власы, врата, младость, хлад, елени, могущ и т.п.

В соответствии с теорией трех стилей М.В. Ломоносова (см. Трех стилей теория) слова этой группы использовались в произведениях высокого стиля (см.) для придания стилистической окраски торжественности. Напр.: "Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена. В безмолвии внимай вселенна: се хощет лира восхищенна гласить велики имена" (М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны).

Особенно широко П. представлены в стихотворных произведениях XIX в.: "…Перстом невидимым свои невидимы черты на них Судьба уж написала", "…И вдруг стоят пред ним чертоги…", "…Торжественный поющих глас…" (В.А. Жуковский. К Воейкову); "Навис покров угрюмой нощи…", "Блеснул кровавый меч в неукротимой длани…", "…Над ним сидит орел младой" (А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе); "Там погружались в хладный сон воспоминанья величавы…", "Как часто по брегам твоим бродил я…", "…Как ты, могущ, глубок и мрачен…" (А.С.Пушкин. К морю); "Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы…" (А.С. Пушкин. Пророк); "…Как ни браздят чело морщины…", "…И страх кончины неизбежной не свеет с древа ни листа…" (Ф.И. Тютчев. Весна); "Всем нравятся твой рост, и гордый облик твой, и кудри пышные, беспечностью завиты, и бледное чело, и нежные ланиты…", "Когда же ложе их оденет темнота, алкают уст твоих, раскрывшись, их уста" (А.А. Фет. К красавцу).

До настоящего времени лексика этой группы, давно перешедшая в разряд архаической (см. Архаизмы), сохраняет колорит поэтичности и не характерна для других стилей, кроме художественного (см. Стилистически окрашенная лексика).

Лит.: Виноградов В.В. Очерки по истории рус. лит. языка XVII–XIX вв. – 2-е изд. – М.; Л., 1938; Его же: Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963; Левин В.Д. Очерки стилистики рус. лит. языка конца XVIII–начала XIX в. Лексика. – М.; Л., 1964; Ильинская И.С. Лексика стихотворной речи Пушкина. "Высокие" и поэтические славянизмы. – М., 1970; Замкова В.В. Славянизм как стилистическая категория в рус. лит. языке XVIII в. – Л., 1975; Кожина М.Н. Стилистика рус. языка. – 3-е изд. – М., 1993.

Слово многозначное :)
1. Поэтизм- тип однословия (наряду с прозаизмом) .
2. Поэтизм - чешское литературное направление (Способность к игре) , теория "оптической поэзии", согласно которой стихи нужно не петь и читать, а смотреть, как кадры кино.. .
Витезслав Незвал в 1923-м году впервые определяет название „поэтизм" и формулирует художественные требования его основателей: поэзия снова должна вернуться к простым читателям, привлечь интерес масс с помощью юмора, фантазии и способности смотреть на мир детскими глазами.
П. характерзуется использованием метафор, эпитетов; он призван дать речи бОльшую выразительность, лирику, душевность.. .
Примеров - куча! Например, в творчестве Б. Ахмадулиной:
. Он станет счастливым избытком,
чрезмерной любовью судьбы,
Усладою губ и напитком,
весною пьянящим сады.. .

Поэтизмы представляют собой неоднородный пласт слов современного языка, включающий и архаизмы, которые оживляются поэтами в особых стилистических заданиях. К этим архаическим поэтизмам относятся также устаревшие для современного языка формы слов.

Кроме архаизмов к поэтизмам относятся слова, которые, благодаря частому употреблению в поэзии, не стали архаизмами, т. е. не устарели в своем употреблении, а выкристаллизовались как определенная поэтическая терминология. Иными словами, их можно рассматривать как поэтические термины.

К поэтизмам можно отнести и некоторые диалектальные слова.

Далее, к поэтизмам необходимо отнести и слова, которые можно назвать редко-употребительными. Это обычно слова заимствованные в разные периоды из французского, латинского и др. языков.

К поэтизмам также необходимо отнести и некоторые неологизмы, созданные классиками поэзии и оставшиеся в сфере их индивидуального употребления. Чаще всего это сложные слова.

Поэтизмами или поэтической фразеологией также называют слова и обороты, возникшие в результате перифрастического отображения реальной действительности.

В произведениях поэзии классицизма и романтизма поэтические слова и выражения часто выполняют стилистическую функцию украшения языка поэзии. Однако, у каждого поэта функция поэтизмов зависит от конкретного содержания высказывания. И тем не менее, можно наметить общие функциональные черты поэтизмов. Так, например, у романтиков функции поэтизмов находятся в общем соответствии с их мировоззрением, с их основными идейно-литературными устремлениями. Поэтизмы у романтиков способствуют выявлению того настроения поэта, которое характеризуется отходом от реальной действительности, уединением, титанизмом, одиночеством и т. п.

– группа лексики с окраской возвышенности, ограниченная употреблением преимущественно в стихотворных жанрах литературы XVIII–1-й пол. XIX в. Напр., имена существительные. Десница, ланиты, очи, перси, перст, чело, лира, венец, чертог. Прилагательные. Дивный, чудный, вдохновенный, дерзновенный, немолчный, лазурный, лучезарный, златокудрый, благовонный. Глаголы. Лобзать, влачить, зардеть, разверзнуться, мниться. Большая часть П. По происхождению – славянизмы (см.), поэтому в числе П. Отмечаются слова с неполногласием и другими фонетическими приметами старославянского языка. Власы, врата, младость, хлад, елени, могущ и т.п.В соответствии с теорией трех стилей М.В. Ломоносова (см. Трех стилей теория) слова этой группы использовались в произведениях высокого стиля (см.) для придания стилистической окраски торжественности.

Напр. "Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена. В безмолвии внимай вселенна. Се хощет лира восхищенна гласить велики имена" (М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны).Особенно широко П. Представлены в стихотворных произведениях XIX в. "…Перстом невидимым свои невидимы черты на них Судьба уж написала", "…И вдруг стоят пред ним чертоги…", "…Торжественный поющих глас…" (В.А. Жуковский. К Воейкову). "Навис покров угрюмой нощи…", "Блеснул кровавый меч в неукротимой длани…", "…Над ним сидит орел младой" (А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе). "Там погружались в хладный сон воспоминанья величавы…", "Как часто по брегам твоим бродил я…", "…Как ты, могущ, глубок и мрачен…" (А.С.

Пушкин. К морю). "Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы…" (А.С. Пушкин. Пророк). "…Как ни браздят чело морщины…", "…И страх кончины неизбежной не свеет с древа ни листа…" (Ф.И. Тютчев. Весна). "Всем нравятся твой рост, и гордый облик твой, и кудри пышные, беспечностью завиты, и бледное чело, и нежные ланиты…", "Когда же ложе их оденет темнота, алкают уст твоих, раскрывшись, их уста" (А.А. Фет. К красавцу).До настоящего времени лексика этой группы, давно перешедшая в разряд архаической (см. Архаизмы), сохраняет колорит поэтичности и не характерна для других стилей, кроме художественного (см. Стилистически окрашенная лексика).Лит. Виноградов В.В. Очерки по истории рус. Лит. Языка XVII–XIX вв. – 2-е изд.

– М. Л., 1938. Его же. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963. Левин В.Д. Очерки стилистики рус. Лит. Языка конца XVIII–начала XIX в. Лексика. – М. Л., 1964. Ильинская И.С. Лексика стихотворной речи Пушкина. "Высокие" и поэтические славянизмы. – М., 1970. Замкова В.В. Славянизм как стилистическая категория в рус. Лит. Языке XVIII в. – Л., 1975. Кожина М.Н. Стилистика рус. Языка. – 3-е изд. – М., 1993..

– это модель функц. Стиля, представляющая собой подразделение каждого из функц. Стилей на более частные видовые образования, структурируемое по принципу поля, т.е. С выделением центра (ядра) стиля и его периферии, включая случаи пересечения и взаимодействия разных функц. Стилей. Весь текстовой (речевой) континуум как носитель функц. Стилей подразделяется на пять-шесть (если брать религиозный) функц. Стилей (см.), при этом специфика каждого функц. Стиля соотносится с узким кругом центральных подс..

– см. Стилистическая помета.. ..

(от греч. Poietike – поэтическое искусство) – раздел филологии, посвященный описанию историко-литературного процесса, строения литературных произведений и системы эстетических средств, в них использованных. Наука "о поэтическом искусстве", "изучающая поэзию как искусство" (В.М. Жирмунский). В широком смысле слова П. – наука о худож. Языке (языке как "вторичной моделирующей системе", "языке культуры") литературных произведений. Предмет изучения П. При таком понимании в значительной степени совпад..

– зафиксированная в тексте творческая интеллектуальная деятельность поэта, связанная с его способностью создавать образы, обладающие эстетикой, индивидуальной семантикой и вызывающие представление благодаря использованию богатых возможностей семантической структуры слова.П. Р. М. Противопоставлено, с одной стороны, внеречевому (художественному и нехудожественному) мышлению, с другой – речевому непоэтическому мышлению. Худож. Внеречевое мышление проявляется преимущественно как образное – в произв..

Читайте также: