Открытие педагогических классов в средних общеобразовательных школах

Обновлено: 05.07.2024

алгоритм действий общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования;

методические рекомендации о разработке учебного плана 10 - 11 классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.

Предусматриваются в том числе гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки; примерный перечень учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с профилями обучения; примерные варианты учебных планов профилей.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Минпросвещения России планирует создать пять тысяч педагогических классов для подготовки будущих учителей уже со школьной скамьи. Об этом сообщил Министр просвещения Сергей Кравцов в ходе заседания Комитета Госдумы по образованию и науке.


Согласно национальным целям развития Россия должна войти в десятку стран по качеству общего образования. Министр добавил, что, по данным международных исследований, несмотря на пандемию и связанный с ней временный переход на домашнее обучение, параметры российской системы образования сегодня даже превышают плановые показатели.

В связи с этим Минпросвещения уделяет большое внимание подготовке кадров в педвузах и институтах повышения квалификации. Решению этой задачи будет способствовать и создание со следующего учебного года 5 тысяч профильных педагогических классов на базе школ.

Сергей Кравцов информировал также об активном строительстве школ. Он уточнил, что с применением системы государственно-частного партнёрства будет построено больше школ, чем планировалось. К концу 2024 года появится более 1 млн мест, что даст возможность закрыть проблему третьей смены.

Министр просвещения отдельно остановился на вопросе развития системы среднего профессионального образования. В прошлом году была принята концепция развития СПО.

По его словам, сегодня более 50% школьников после 9-го класса выбирают учёбу в колледжах и техникумах, поэтому задача Министерства – обеспечить им условия для качественного обучения и получения востребованной специальности. В Минпросвещения также обсуждается вопрос возможного сокращения срока обучения в учреждениях СПО, чтобы уже за два года можно было получить квалифицированного специалиста.

женщина

1. Общеобразовательная организация проводит изучение образовательных потребностей и интересов учащихся 7 — 9-х классов с целью определения выбора уровня (базовый, углубленный) изучения учебных предметов, профилей обучения. По итогам изучения потребностей и интересов обучающихся оформляется сводная информация (аналитическая справка) для представления на заседание педагогического совета о количестве обучающихся, выбравших уровень обучения и/или профиль обучения (естественнонаучный; гуманитарный; социально-экономический; технологический; универсальный).

2. Общеобразовательная организация проводит анализ необходимой системы условий, оценку возможностей реализации выбранных профилей обучения, учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с требованиями ФГОС СОО. По итогам анализа оформляется аналитическая справка с исчерпывающим перечнем условий, материально-технических и кадровых возможностей для представления на заседание Педагогического совета, Совета обучающихся и Родительского комитета (Совета).

3. Общеобразовательная организация вносит изменения в Программу развития образовательной организации и в План мероприятий по созданию, организации работы и анализа результатов работы профильных классов необходимые изменения в имеющихся условиях для реализации выбранных профилей обучения.

Подробная информация по разработке учебного плана представлена в приложении 1.

Например, в курсе литературы изучать произведения, в которых поднимаются вопросы образования, личностных качеств педагога;
на уроках русского языка для анализа целесообразно предлагать учащимся тексты с педагогической (психолого-педагогической) тематикой;
на уроках истории — знакомить обучающихся с личностями выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.

Приложение 1

Учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации.

Образовательная организация обеспечивает реализацию учебного(ых) плана(ов) одного или нескольких профилей обучения:

естественнонаучного;
гуманитарного;
социально-экономического;
технологического;
универсального.

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней.

Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).

Формы учета мнения не регламентированы. Рекомендуется рассматривать данный вопрос на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом образовательной организации. Протокол коллегиальных органов управления будет являться локальным нормативным актом, на основании которого администрация образовательной организации сможет принимать решения.

В качестве сетевого партнера могут выступать:

Сетевая форма не является обязательной, применяется образовательной организацией в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования и является целесообразным.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 273-ФЗ в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Таким образом, Федеральный закон N 273-ФЗ не ограничил перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме (далее — организация-партнер). Образовательная организация на этапе разработки ООП СОО самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и т.п. При этом в соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования выпускников, а значит, и ответственность за качество образовательной программы и должный уровень ее реализации, включая ту часть (части) образовательной программы, которую реализует организация-партнер, несет образовательная организация.

Реализация ООП СОО в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:

— требования к образовательному процессу;
— требования к материально-техническому обеспечению;
— требования к кадровому обеспечению;
— требования к способу реализации сетевого взаимодействия.

Договор позволяет более полно учесть ресурсный вклад каждой из партнерских организаций.

Разработка учебного плана для сетевой формы реализации основной образовательной программы среднего общего образования осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку учебных планов среднего общего образования, указанными в первом разделе данных рекомендаций. План может быть разработан на основе учебного плана по любому профилю обучения, включая универсальный с учетом рекомендаций, представленных во втором разделе данных материалов.

Приступая к проектированию учебного плана, следует иметь в виду, что ФГОС СОО (п. 18.3.1) определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования, предусматривает изучение обязательных предметных областей, включающих учебные предметы с указанием уровня их освоения (базовый и углубленный):

Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося — не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 34 часов в неделю).

Учебный план независимо от профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета (предметной области), определенной ФГОС СОО, и обязательно включать указанные в ФГОС СОО предметные области и следующие учебные предметы:

Образовательная организация может составить учебный план, исходя из своего календарного учебного графика, не превышая максимально допустимой нагрузки (2590 часов), варьируя количество часов на курсы по выбору обучающихся.

Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего образования и реализуется через обязательные учебные предметы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через дополнительные учебные предметы и курсы по выбору и обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.

К курсам по выбору могут относиться факультативные (необязательные для данного уровня образования) и элективные (избираемые в обязательном порядке) учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 273-ФЗ) в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Обязательным компонентом учебного плана среднего общего образования является выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Задача Индивидуального проекта — обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.

Кроме обязательных учебных предметов, в учебный план могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации в пределах максимально допустимой учебной нагрузки.

ПООП СОО предлагает алгоритм формирования учебного плана по профилю:

1. Определить профиль обучения.

2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.

3. Дополнить учебный план индивидуальным (и) проектом(ами).

4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п.п. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами.

5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающегося.

Гигиенические требования
к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Классы Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)
При 6-дневной неделе, не более При 5-дневной неделе, не более Независимо от продолжительности учебной недели, не более
10 — 11 37 34 10
Примерный перечень
учебных предметов на углубленном уровне в соответствии
с профилями обучения

Для формирования индивидуальных учебных планов, с целью обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся (возможно формирование одного учебного плана для одного обучающегося; либо одного учебного плана для группы обучающихся, при совпадении индивидуальных учебных планов).

В первом случае образовательная организация может взять за основу конструирования учебного плана структуру сетки часов, представленную ниже (пример учебного плана универсального профиля вариант 1 — 4) и учесть общие требования к разработке учебного плана в условиях реализации ФГОС СОО, представленные в данном письме.

ИУП может быть разработан в следующих случаях:

1. для реализации индивидуальных потребностей обучающихся в освоении основной образовательной программы среднего общего образования;

2. для развития потенциала обучающихся (одаренных детей);

3. при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому.

Возможно формирование групп обучающихся, осваивающих ООП СОО по одному ИУП.

Обучение по ИУП регламентируется локальными нормативными актами образовательного учреждения, в которых должны быть определены права обучающихся, порядок организации образовательного процесса по ИУП, порядок промежуточной аттестации при обучении по ИУП, порядок разработки, утверждения и корректировки ИУП обучающихся (ООП СОО, Устав ОО, Положение об организации обучения обучающихся по ИУП).

Примерные варианты учебных планов профилей
Пример учебного плана гуманитарного профиля (часов в неделю)
Предметные области Учебные предметы Уровень изучения предмета Количество часов в неделю Форма промежуточной аттестации
У — углубленный
Пример учебного плана технологического профиля
(часов в неделю)
Предметные области Учебные предметы Уровень изучения предмета Количество часов в неделю Форма промежуточной аттестации
У — углубленный
Пример учебного плана естественнонаучного профиля
Предметные области Учебные предметы Уровень изучения предмета Количество часов в неделю Форма промежуточной аттестации
У — углубленный
Пример учебного плана социально-экономического профиля
(часов в неделю)
Предметные области Учебные предметы Уровень изучения предмета Количество часов в неделю Форма промежуточной аттестации
У — углубленный

Универсальный профиль ориентирован на обучающихся с различными индивидуальными образовательными интересами и потребностями.

Пример учебного плана универсального профиля
Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Форма промежуточной аттестации
X XI
Обязательная часть
Русский язык и литература Русский язык 1 1
Литература 3 3
Родной язык и родная литература Родной язык 1 1
Родная литература
Иностранные языки Иностранный язык 3 3
Второй иностранный язык
Общественные науки История 2 2
География
Экономика
Право
Обществознание 2 2
Россия в мире
Математика и информатика Математика 5 5
Информатика 1 1
Естественные науки Физика 2 2
Астрономия 1
Биология 2 2
Химия 2 2
Естествознание
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 2 2
Экология
Основы безопасности жизнедеятельности 1 1
Индивидуальный учебный проект 1 1
Итого часов обязательной части учебного плана 30 29
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основы педагогики 1 1
Основы психологии 1 1
Педагогическая практика 1 1
Предметы и курсы по выбору 1(4) 2(5)
Итого часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса 4 (7) 5(8)
Недельная образовательная нагрузка 34(37) 34(37)

При организации обучения учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС СОО. Недопустимо уменьшение количества обязательных учебных предметов. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией самостоятельно.

Образовательные организации для использования при реализации образовательных программ выбирают:

учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 г. N 345).

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, определяет принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования и отражает это в календарном учебном графике.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения), при этом количество часов внеурочной деятельности на учащегося не должно превышать 10 часов в неделю.

При организации внеурочной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность, должны использоваться возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта.

В регионы недавно поступило письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 "О направлении методических рекомендаций" ( скачать документ ), в котором даны рекомендации по открытию классов психолого-педагогической направленности. Рассмотрим в статье, как нужно действовать, чтобы открыть такие классы.

Учебные планы

Именно сейчас администрации школ озаботились вопросами подготовки учебных планов на следующий учебный 2021-2022 год. А в учебном плане каждый час на вес золота, особенно учитывая разговоры о том, что в школах России планируют ввести пятидневку. Как уместить все?

Цель создания классов

А почему возникла идея создания "психолого-педагогических классов"?

Много говорят ( и делают в этом направлении ) о престиже профессии учителя. Это первая задача, которую решают такие классы. У ребят буду формировать представление о профессии педагога, воспитывать отношение к учителю как профессионалу, ориентировать детей в системе ценностей, отражающих специфику учительской работы. Задачи многогранные и нужные. Как реализовать?

Алгоритм действий школы по открытию классов

  • Школе нужно провести изучение образовательных потребностей и интересов учащихся 7 - 9-х классов, чтобы определить , на базовом или профильном уровне они планируют изучать учебные предметы. Далее нужно оформить сводную аналитическую справку и представить ее на педсовете: сколько ребят сделало выбор в пользу того или иного профиля обучения.
  • Далее школа проводит анализ условий , оценивает свои возможности для реализации профилей обучения, учебных предметов на углубленном уровне. Необходимо определить перечень условий, материально-технические и кадровые возможности.
  • Следующий этап заключается в необходимости внесения изменений в Программу развития и в План мероприятий по организации профильных классов.
  • Теперь школа может принять окончательное решение о реализации учебных планов одного или нескольких профилей обучения ( естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный ), выбрать учебные предметы, которые будут изучаться на углубленном уровне, согласовать эти решения с родителями и педагогами, закрепить в приказе по школе.
  • Школа далее разрабатывает учебный план профиля "Психолого-педагогической направленности".
  • Ребята и родители ( законные представители ) перед приемом в класс любого профиля "Психолого-педагогической направленности" знакомятся с учебными планами и условиями обучения, подписывают форму заявления о приеме.
  • Школа издает приказ о зачислении в психолого-педагогический класс.

В Письме можно также найти методические рекомендации о разработке учебного плана 10 - 11 классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования, а также примерный перечень учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с профилями обучения.

Уверены, что многие коллеги в свои школьные годы были бы рады учиться в таких классах, так что всячески поддерживаем идею создания психолого-педагогических классов. Обучение в таком направлении пригодится выпускникам и в жизни при воспитании собственных детей.

Читайте также: