Филдинг г история тома джонса найденыша анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образом Тома Джонса Филдинг продолжил свою полемику с Ричардсоном. Он отказался от идеализации героя и одностороннего представления о добродетели. Он не боится показать человека, руководствующегося в своем поведении не религиозными догмами, а порывами чувств и страстей. Том Джонс - человек темпераментный, глубоко и сильно чувствующий. Он может заблуждаться и совершать ошибки, но он всегда естествен.

Человечность Тома раскрывается при сопоставлении его с Блайфилом. С помощью этих двух контрастных характеров Филдинг стремится раскрыть противоречивость мира. Контраст лежит также в основе действия многих эпизодов романа; по принципу контраста строятся и описания.

Том Джонс с избытком наделен добросердечием. Конечно, и Джозеф Эндрюс был добрым, хорошим человеком. Но он, что называется, был слишком хорош для этого мира - для романа, в частности. Вернее даже сказать, он так и не родился в качестве живого образа. Том Джонс иной. Он уже не отвлеченная схема. Он не присутствует в мире как олицетворение нравственной позиции автора, а действует в нем и связан с ним десятками реальных и психологических нитей. Ему предстоит немало заблуждаться и совершать множество ложных поступков. Его могут неверно понять - как пастора Адамса,- но он может и в самом деле дурно поступить. Почему? Да просто потому, что человеком движут не отвлеченные концепции порока а добродетели, а нечто гораздо более сложное. Он подвластен стольким импульсам, что подсчитывать их значит сбиться со счета. Важнее другое - основная доминанта человеческого поведения, установка по отношению к жизни.

В характере Тома Джонса есть что-то от людей Возрождения. Он человечен и поэтому импульсивен, легко поддается своим порывам, им руководят не расчет, а сердце. Он ведет себя по принципу "делай что хочешь". Филдинг смело возвращается к лозунгу Возрождения. Он делает к нему только одну поправку - но, может быть, самую существенную в условиях Англии XVIII века. "Делай что хочешь",- говорит он своему герою. "Делай что хочешь, поскольку ты бескорыстен". Вот причина, по которой Филдинг так тщательно подбирал главный персонаж своего романа. Том Джонс внутренне прекрасен, потому что свободен. Но он имеет право на свободу, потому что он бескорыстен. Им руководит интерес к миру, а не желание присвоить себе побольше жизненных благ.

Всегда ли он таков? Нет, разумеется. Жизнь ставит его в трудные условия, и однажды он поддается воле обстоятельств - поступает, по сути дела, на содержание к леди Белластон. Но Фильдинг и не пытается сделать своего героя воплощением добропорядочности. Ему важна нравственная доминанта Тома Джонса. А ею остаются доброта, честность, бескорыстие.

И напротив, корысть - главное отличительное качество соперника Тома - Блайфила. Корысть во всем. Блайфил вообще неспособен испытывать чувство привязанности, любви, благодарности. Это человек, не выдержавший испытания. Он подобен "макьявеллям" елизаветинских пьес.

Кому должна достаться победа в этом соревновании чести и бесчестия, благородного порыва и холодного расчета, бесшабашности и ранней умудренности? Чести и благородству? Хорошо, если б так. Но Фильдинг сам весьма сомневался в закономерности таких благополучных исходов. Исход романа определен не трезвым взглядом на вещи, а желанием наградить любимого героя. Вряд ли стоит строго судить за это Фильдинга, ведь до конца согласиться с Мандевилем значило для него подчиниться сегодняшней реальности, а этого он делать ни в коем случае не хотел. Торжество Тома Джонса над Блайфилом было для него выходом за пределы этой неприемлемой для него реальности.

На художественной фактуре романа это, разумеется, не могло не сказаться. К благополучному концу "Историю Тома Джонса" приводит система случайностей, заимствованных, в значительной степени, из ходячих драматургических сюжетов. Но рядом с этим есть и иное, более крепкое обоснование. Жизненная победа Тома была своеобразным "овеществлением" его моральной победы Том Джонс, как ни трудно было ему самому, всегда помогал другим, его доброта была не пустыми порывами сердца, она "овеществилась" в судьбах Андерсона, мисс Миллер, Найтингела, а потом через них - в его собственной.

Филдинг открывает своим романом путь реализма. Он сам называл себя “творцом нового вида литературы” и поэтому освобождал себя от каких-либо правил и канонов. Главная задача этого нового вида – изображение реального человека в реал обстоятельствах. Главная писательская задача – это живописать характер, характер реальный, и сообразовывать поступки героя с его хар-ром.

Писателю надлежит “уметь предсказывать поступки людей при тех или иных обстоятельствах на основании их хар-ров”. Филдинг начисто отметает всякое своеволие

Филдинг не отрицает, конечно, романт фантазий в лит-ре. Отсутствие их обеднило бы ее. Но для них отведена особая сфера в искусстве, сфера поэтич мечты.

В этическую и эстетич программу писателя, по Филдингу, ложно входить: 1) человеколюбие, 2) ученость,3) опыт. Филдинг поставил себе еще несколько, необязательных для других задач: 1) пользоваться приемом контраста, 2) обходить молчанием то, что нельзя изобразить достаточно ярко, 3) писать с улыбкой.

Филдингу одинаково чужд и классицизм с его высокой патетикой и барокко с его чрезмерными

страстями. С неподражаемым талантом сатирика он выводил на сцену судей – вымогателей, полит мошенников, скряг. Филдинг трезво смотрел на мир, не впадая в иллюзии.

В 1743 пишет “Историю Уайльда Великого”. Вор, мошенник, рецидивист Джонатан Уайльд на страницах повести бросает обвинение всему буржуазному обществу.

“История Тома Джонса”: самый известный роман Филдинга. Сюжет построен на стародавней теме: злоключениях двух героев. Два любящих сердца не могут соединиться. Им мешают и злые люди, и обстоятельства, и собственные промахи и ошибки.

Герои романа Том Джонс и Софья Вестерн, воспитанные на лоне природы, с детства сдружившиеся, а затем полюбившие друг друга навсегда и бескорыстно, являют собой ту плененную пару, которая знакома нам по сказкам о вечной любви. Однако, Том отнюдь не является идеальным любовником, образцом добродетели и вообще всех тех качеств, которыми авторы наделяли своих героев. Том при всей своей привлекательности( доброте, бескорыстии, честности) отличается самым неприемлемым для идеал любовника качеством – он ветрен.

Страсти постоянно играют с ним злую шутку.

Целая галерея лицемеров выведена Филдингом. Первое место среди них занимает сестра сквайра Олверти мисс Бриджет, а потом мисс Блайфил, которая из-за страха перед пуританской моралью лишилась собственного счастья и обрекла своего сына Тома на страшную участь подкидыша. Далее идет законный сын этой особы – мистер Блайфил – младший, образец мерзавца – лицемера.

За ним следуют учителя Тома и Блайфила: Кваком и Сквейр, бессердечие и жестокость которых всегда прикрыты высокопарными фразами о морали и добродетели.

Писатель всегда с недоверием относился к безупречной добродетели людей, подозревая ложь и лицемерие.

Роман завершается счастливым финалом. Порок наказывается: лицемер Блайфил изгнан из дома. Добро торжествует.

Том и Софья обретают счастье семейного союза, родят детей и умножают свои богатства.

Соц критика его не резка, но достаточно зрима. Его демократические симпатии очевидны, вместе со своим Томом он сочувствует обездоленным и униженным беднякам и от всего сердца хотел бы облегчить их участь. Однако эта симпатия не приобретает привкуса слащавой и приторной умиленности. Филдинг не жалует аристократов.

Леди Белланстон, коварная, лживая и развратная, олицетворяет все пороки придворных.

Филдинг пишет с улыбкой. Мы ощущаем эту улыбку практически на всех страницах романа. Иногда она злая и саркастическая, когда он разоблачает за лицемерной маской свирепое лицо корысти и жестокости, но часто мягкая и добродушная, когда речь идет о человеч слабостях.

Роман описывает нравы, бытовавшие в первой половине XVIII века, глазами современника главных героев. Это даёт возможность узнать не только исторические события, но и прочувствовать дух той эпохи.

Генри Филдинг часто считается одним из наиболее значительных вкладчиков в развитие английского романа. Его почти бесшовное включение драмы, сатиры, романтики и эпопеи в его произведения помогло отличить роман как новый и уникальный жанр, совершенно отличающийся от других произведений.

Долгая и ожесточённая вражда Филдинга с конкурирующим романистом Сэмюэлем Ричардсоном также способствовала развитию формы романа: в отличие от дидактического тона и нереалистичных персонажей и ситуаций его современников, Филдинг наполнил роман состраданием, комедией и повышенным чувством реализма.

Под комическим проглядываются очень серьёзные темы. Это неудивительно, ведь писатель был также популярным и важным драматургом, влиятельным журналистом и одним из ведущих судебных реформаторов Англии.


Краткое содержание

Мистер Оллверти живёт со своей сестрой Бриджит в западной Англии. Он вдовец, потерявший жену и детей за пять лет до начала истории. Олверти добрый человек и альтруист, несмотря на богатство. Его сестре уже тридцать, а она ещё не замужем.

Автор указывает, что хотя главный герой описывается, как безупречный человек, но если бы это было правдой, книга не должна была бы быть такой длинной. Итак, после длительной командировки мистер Оллверти возвращается домой и находит ребёнка, спрятанного в его кровати.

Домработница Дебора советует ему отдать малыша в церковный приют, но мистер Олверти решает оставить подкидыша у себя. Женщина соглашается с точкой зрения хозяина, но начинает узнавать от соседей о возможной матери мальчика.


Сошлись во мнении, что матерью подкидыша является Дженни Джонс, так как она изучала латынь и другие науки, а, значит, у неё могут быть свободные нравы. Джении под давлением признаётся, что родила ребёнка.

Её изгоняют из города. Бриджит принимает предложение выйти замуж от капитана Блайфила и рожает мальчика. Младший Блайфил воспитывается вместе с подкидышем Томом, мистер Блайфил полюбил пасынка.

Прошло двенадцать лет. Тому Джонсу четырнадцать. Он стал мошенником и совершает мелкие кражи, а Блайфил младший растёт добродетельным. Чего они не знают, так это того, что Том раздаёт вещи, которые он крадёт, бедной семье сторожа.

Два мальчика воспитаны богословом Твакомом и философом Сквейром. Блайфил научился манипулировать этими двумя, чтобы настроить преподавателей против Тома.

Тому сейчас двадцать и он становится красивым парнем. Он, Блайфил и София дружат с детства. Эта девушка — героиня истории. София прекрасна и добра, дружна с Томом и Блайфилом с детства. Девушка влюбляется в Тома, но у того романтичные отношения с Молли, ветреной девушкой.


Молли беременеет. Том в отчаянии, так как не готов был жениться на ней, однако застаёт Молли с другим мужчиной, что делает его несвязанным обязательствами. Блайфил ненавидит своего сводно брата, так как думает только о наследстве.

Сквайр Оллверти заболевает и убеждён, что умирает. Его семья и слуги собираются вокруг его кровати, когда он распоряжается своим имуществом. Больной даёт немалое количество своего богатства Тому Джонсу, что вызывает недовольство Блайфила.

Тома не волнует, что ему дали, так как его единственное беспокойство — здоровье Оллверти. Самочувствие приёмного отца улучшается и Том Джонс так взволнован, что напился и затеял в драку с Блайфилом. София хочет скрыть свою любовь к Тому, поэтому она уделяет основное внимание его брату.

Это приводит к тому, что тётя Софии, миссис Вестерн, верит, что София и Блайфил влюблены. Сквайр Вестерн хочет, чтобы София вышла замуж за молодого человека, чтобы получить собственность из поместья Оллвертов.

Однако Блайфил знает об истинной привязанности Софии к Тому Джонсу и злится. Юноша наговаривает отцу, что в тот день, когда он чуть не умер, Том отсутствовал, пил и пел и праздновал его грядущую смерть. Это приводит Тома к изгнанию.

Геройк начинает приключения по всей Британии. К концу своего путешествия он узнаёт тайну своего рождения. Как сложатся судьбы наших героев вы можете узнать, прочитав книгу полностью по ссылке.


Характеристика главных героев

Том Джонс несколько грубоват и склонен к мошенничеству. Репетиторы часто жаловались на его дикие поступки, но юноша также был честен и добр к тем, кто нуждался.

Джонс был очень красив и обаятелен. Каждая женщина, которая видела его, желала его. Он часто поддавался искушениям, потому что считал, что люди слабы в этой области, но всегда старался вести себя с дамами сердца, как джентльмен.

София Вестерн прекрасна, без всяких сомнений. Она добрая, нежная, щедрая и уважительная ко всем, независимо от их класса. Словом, идеальная женщина. София уважает отца, хотя он немного тиран, а когда узнаёт, что у Тома есть ребёнок, готова отступить от своего любимого.

К тому же, София обладает сильной волей. После того как Тома выслали и хотели выдать насильно замуж за Блайфила, она сбегает из дома. София и Том встречаются после долгих лет скитаний в конце рассказа.


Мистер Оллверти — богатый деревенский джентльмен. Он добрый и немного упрямый. Как только он решает, что кто-то солгал ему или сделал что-то, то предпринимает скоропалительные решения.

Например, он иногда доверяет словам не тех людей, как Блейфил и воспитатели мальчиков. Когда он узнаёт правду, то одинаково быстро просит прощения.

Младший Блейфил социопат. Он жестоко обращается со своими приятелями Томом и Софией, часто лжёт, из-за чего Том выглядит в глазах приёмного отца не в лучшем тоне. Когда Блейфил узнает, что он и Том имеют одну и ту же мать, то хранит информацию при себе.

Блейфил планирует жениться на Софии только потому, что Том влюблён в неё и ненавидит его за это. Этот персонаж жадный и лицемерный. Его вопиющие действия приводят в результате к разоблачению.

Филдинг не отрицает, конечно, романт фантазий в лит-ре. Отсутствие их обеднило бы ее. Но для них отведена особая сфера в искусстве, сфера поэтич мечты. В этическую и эстетич программу писателя, по Филдингу, ложно входить: 1) человеколюбие, 2) ученость,3) опыт. Филдинг поставил себе еще несколько, необязательных для других задач: 1) пользоваться приемом контраста, 2) обходить молчанием то, что нельзя изобразить достаточно ярко, 3) писать с улыбкой.

Целая галерея лицемеров выведена Филдингом. Первое место среди них занимает сестра сквайра Олверти мисс Бриджет, а потом мисс Блайфил, которая из-за страха перед пуританской моралью лишилась собственного счастья и обрекла своего сына Тома на страшную участь подкидыша. Далее идет законный сын этой особы – мистер Блайфил – младший, образец мерзавца – лицемера. За ним следуют учителя Тома и Блайфила: Кваком и Сквейр, бессердечие и жестокость которых всегда прикрыты высокопарными фразами о морали и добродетели.

Писатель всегда с недоверием относился к безупречной добродетели людей, подозревая ложь и лицемерие.

Роман завершается счастливым финалом. Порок наказывается: лицемер Блайфил изгнан из дома. Добро торжествует. Том и Софья обретают счастье семейного союза, родят детей и умножают свои богатства.

Соц критика его не резка, но достаточно зрима. Его демократические симпатии очевидны, вместе со своим Томом он сочувствует обездоленным и униженным беднякам и от всего сердца хотел бы облегчить их участь. Однако эта симпатия не приобретает привкуса слащавой и приторной умиленности. Филдинг не жалует аристократов. Леди Белланстон, коварная, лживая и развратная, олицетворяет все пороки придворных.

Филдинг пишет с улыбкой. Мы ощущаем эту улыбку практически на всех страницах романа. Иногда она злая и саркастическая, когда он разоблачает за лицемерной маской свирепое лицо корысти и жестокости, но часто мягкая и добродушная, когда речь идет о человеч слабостях.

О книге

генри филдинг

Роман был впервые опубликован в 1749 году и стал самым известным произведением, что написал Генри Филдинг. Он имеет ярко выраженную социальную направленность, однако без резкой критики. Автор сочувствует униженным обездоленным беднякам, желает облегчить их незавидную участь. Он не умиляется ими, в чем можно было бы заметить некую неискренность. Поэтому нет и приукрашенности облика нищих. Аристократа также не ускользают от внимания Филдинга. С ними он не церемонится, изображая их коварство, лживость и жадность.

Тем не менее книга написана очень легко и живо. Ее невозможно читать без улыбки. Автор не старается сгустить краски и превратить свое творение в трагедию. Его стремление – изобразить жизнь так, как он сам ее видит.

Сквайр Олверти живет со своей сестрой Бриджет. Однажды им на порог подкидывают младенца. Мальчика решают оставить и дают имя Том. Но Олверти не прекращает поиски родителей подкидыша. Вскоре находится мать – Дженни Джонс, она во всем признается, и ее высылают из деревни. Затем обнаруживается и отец – школьный учитель Партридж, который также оказывается высланным.

Бриджет вскоре выходит замуж и рожает сына Блайфила. Они с Томом воспитываются вместе и становятся друзьями. Хотя мальчики совсем не похожи характерами. Блайфил всегда сдержан, прилежно учится и не нарушает правила. В то время как Том является его полной противоположностью.

Том дружит с дочкой их соседа, богатого сквайра, Софи.

том джонс генри филдинг

Семейство сторожа

Не только озорством отличается Том Джонс. Генри Филдинг наделил своего героя и отзывчивостью. Мальчик навещает семью нищего сторожа, которая погибает от голода, и отдает все свои деньги. Том влюбляется в Молли, дочь сторожа. Девушка принимает ухаживания, и вскоре все узнают о ее беременности.

Однако теперь Том должен жениться на Молли. Но ситуация резко меняется, когда юноша застает будущую невесту в объятьях другого мужчины. Выясняется, что Молли носит не его ребенка.

Болезнь Олверти и тайная любовь

Генри Филдинг с большой любовью изображает главного героя и выделяет его на фоне остальных. Так, когда Олверти начинает болеть, все домочадцы, даже Блайфил, думают лишь о наследстве. Все, кроме Тома, который искренне переживает за старика. Вскоре приходит известие о смерти Бриджет. Олверти становится лучше. Том на радостях напивается, что вызывает осуждение окружающих.

Сквайр Вестерн, желая выдать дочь за Блайфила, договаривается об этом с Олверти. Накануне свадьбы София объявляет, что не выйдет замуж. У Блайфила зреет коварный план. Он убеждает Олверти, что Том напился и радовался тому, что тот умирает. Сквайр верит его словам и выгоняет Тома.

история тома джонса генри филдинг

Втайне Том пишет письмо Софье, признаваясь в любви и в том, что теперь они не могут быть счастливы: он нищий и вынужден покинуть дом Олверти.

В путь

Продолжается история Тома Джонса. Генри Филдинг описывает, как его герой покидает поместье. Одновременно с этим София бежит из дома, не желая выходить за нелюбимого.

По дороге Том встречает Партриджа, который убеждает юношу, что не является его отцом, но просит разрешения сопровождать его. Затем Тому удается спасти от рук насильника миссис Вотерс. Поле чего женщина с легкостью соблазняет юношу.

Софья оказывается в одной гостинице с Томом, но, узнав, что он изменил ей, приходит в бешенство. Девушка покидает гостиницу, и тут же появляется ее разгневанный отец.

Утром Том понимает, почему сбежала София. Он в отчаянии отправляется в путь, надеясь догнать возлюбленную.

генри филдинг биография

Лондон

Генри Филдинг переносит нас в столицу Англии. Софья прибывает в Лондон и останавливается у леди Белластон, которая обещает ей помочь. Вскоре сюда прибывает и Том. С большим трудом он разыскивает возлюбленную, но та остается непреклонной.

Леди Белластон влюбляется в Тома. Желая избавиться от ее домогательств, юноша делает ей предложение. Леди не может связать свою судьбу с нищим, который моложе ее в два раза. Белластон отказывает Тому, но приходит в бешенство. Она сообщает Фелламару, влюбленному в Софию, что их счастью мешает один проходимец. Если его убрать, девушка согласится выйти замуж.

Тюрьма

генри филдинг история тома джонса найденыша

Снова неожиданный поворот в романе преподносит свои читателям Генри Филдинг. Биография Тома вновь резко меняется. На улице на молодого человека нападают, он защищается и ранит своего противника. Тома тут же окружают подосланные Фелламаром матросы и сдают его в тюрьму.

Вестерн находит свою дочь и запирает до приезда Блайфила и Олверти, которые вскоре появляются. Выясняется, что миссис Вотерс - родная мать Тома. Олверти вызывает женщину к себе. Она рассказывает, что Том - сын друга сквайра, а его мать – сестра Олверти Бриджет. Открывается правда и о клевете Блайфила.

Развязка

Подходит к концу роман, что написал Генри Филдинг. История Тома Джонса заканчивается тем, что юношу выпускают из тюрьмы – поверженный им враг жив и не предъявляет обвинений. Олверти раскаивается и просит прощения, но юноша ни в чем его не винит.

Софья узнает о том, что Том не собирался жениться на Белластон, а просто хотел избавиться от ухаживаний старой леди.

Джонс приходит к Софье, он намерен вновь просить ее руки. Девушка соглашается. А когда Вестерн узнает, что наследником Олверти станет Том, а не Блайфил, то с радостью дает свое благословение.

Свадьбу празднуют в Лондоне, после церемонии молодожены отправляются в деревню, где намерены прожить до конца своих дней подальше от городской суеты.

генри филдинг книги

Отзывы читателей

Произведение стоит прочитать тем, кто желает погрузиться в 18 век, почувствовать дух той эпохи. Узнать о том, как жила тогда Европа, а точнее Англия.

Читайте также: