Проект с родителями в детском саду по развитию речи

Обновлено: 08.07.2024

Цель: Развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.

1. Формировать умение согласовывать слова в предложении, использовать в речи, наиболее употребляемые прилагательные.

2. Уточнять, углублять знания детей о необходимости развития свободного общения совзрослыми и детьми.

1. Продолжать развивать функции, тесно связанные с развитием речи: мелкую и общую моторику, зрительно-двигательную координацию рук, артикуляционный аппарат, выработку воздушной струи.

2. Развивать зрительное и слуховое внимание; мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение.

3. Обобщать опыт практических действий с предметами, развивать сенсорно-моторные способности: точность, ловкость, ритмичность.

1. Формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

2. Повышать родительскую компетентность, вовлекать родителей в совместную с детьми игровую деятельность.

Ход совместной деятельности:

Погружение в совместную деятельность.

Воспитатель: Собрались сегодня с Вами,

Чтобы всем нам стать друзьями.

И чему - то научиться.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришли ваши родители, которые тоже хотят поучиться и повеселиться вместе с вами. Давайте подойдем поближе друг к другу.
(По пути замечают рукавицу, в ней кто-то шевелится.)
Воспитатель: Ребята, смотрите, что это? Интересно, кто в ней?

Воспитатель: А кто еще может жить в рукавичке? (Вспоминаем героев сказки Рукавичка.)

Воспитатель: А давайте, посмотрим, кто же в рукавичке? (достает мышку).

Воспитатель: Так вот кто тут!

Воспитатель: Ой, что-то, Мышка, мы тебя с трудом понимаем. Ты же не выговариваешь половину звуков, говоришь быстро, неразборчиво. Тебе сначала было бы неплохо поработать над своей речью.

Воспитатель: Ребята, подскажите Мышке, что ей нужно делать, чтобы научиться правильно, произносить звуки?

Дети: Делать гимнастику для пальчиков, для язычка, проговаривать скороговорки, читать стихи.

Воспитатель: Не печалься! Мы с ребятами тебе поможем. И родители тебе помочь не откажутся. Они постоянно занимаются со своими детьми, сами многому научились.

Воспитатель: А начнем мы с того, что разомнем свои пальчики

Пальчиковые гимнастики. Совместное с родителями, проговаривание и показ.

Игра дорисуй пластилином. Божьей коровке доделываем при помощи пластилина лапки. Бабочке делаем усики.

Игра ходилка. Просовываем пальчики в отверстия героя сказки, и двигаемся от домика, до леса называя слова.

Воспитатель: А теперь нужно размять язычок.

Артикуляционная гимнастика. (Показ презентации с изображением правильных действий при выполнении артикуляционной гимнастике.)

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок

Язычок гулять выходит,

Кто же тут, а кто же там?

Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот:

Язычок стал маляром,

На качелях оказался.

Догадаться, кто бы мог?

Любит он покушать сладко.

Воспитатель: Нужно повторять эти упражнения каждый день и тогда быстро их запомнишь.

Мышка: Неужели и родители, и дети уже запомнили все эти упражнения?

Воспитатель: Сейчас проверим. Показываю картинки - обозначения, родители вместе с детьми выполняют артикуляционную гимнастику

Мышка: А загадки мы отгадывать будем? Я очень люблю загадки.

Воспитатель: Конечно, будем, ведь и загадки тоже способствуют развитию речи. Но сегодня, прежде чем загадать загадку, ребятам нужно ее найти в крупе, развернуть и отдать маме. Мама читает, мы отгадываем.

Что за звёздочки резные.

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке. (Снежинки.)

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый … (Дом.)

А зимой раздето. (Дерево.)

Мышки в норочках сидят и на кошечку глядят,

Коготками пол скребут.

Ах, как много мышек тут!

Тише, мыши, кошка идёт.

Она вас всех подстережёт!

(Кошка выходит, обходит норки, громко мяукает.)

Кошка мышек не нашла, погуляла, спать пошла.

Только кошка засыпает, мышки пляску начинают.

(Звучит плясовая музыка, мышки пляшут.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кошка не смогла ни одного из вас поймать.

Человеческие дети, знают всех зверят, на свете.

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Кто рычит? Кто мычит?

Мяч бросай да животных называй.

Мяч маленький поймай, да словечко приласкай.

А как же, выучить быстро стихотворение? А в этом нам помогут мнемо таблицы. Показ слайда, как можно заучить стихотворение по мнемотаблице. Родители вместе с детьми составляют мнемотаблицу, к рассказу.

Воспитатель: Вот, Мышка, ребята совместно с родителями показали и рассказали тебе о том, что и как нужно делать, чтобы развивать свою речь.
Мышка: Побегу скорее домой и научу всему, что я узнала своих братьев и сестер.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

ВложениеРазмер
proekt_ulybka_rabota_s_roditelyami.docx 51.41 КБ

Предварительный просмотр:

Старостина Марина Алексеевна

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь:
тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Заключается в ее соответствии требованиям социальных условий сегодняшнего дня. Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро. В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.

Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников:

  • Объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка ;
  • Показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания;
  • Раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания;
  • Формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения детей (радоваться успехам).
  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
  • Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи дошкольников.
  • Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.
  • Способствовать приобщению родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Проектная идея. Объединить родителей, воспитателей и детей в совместной деятельности: развитие речи детей.

Тип проекта. Информационный, проблемно-поисковый, творческий, групповой.

Сроки реализации: долгосрочный – учебный год.

Цель проекта. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Исследование эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Объект исследования . Процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования . Развитие речи детей посредством взаимодействия родителей и воспитателей.

Целевая аудитория проекта. Дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

Теоретическая значимость. В проекте уточнены представления о применении работы с родителями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость. Получение новых знаний детьми. Разработанные конспекты ООД, методические рекомендации, картотеки речевых игр могут быть использованы педагогами дошкольного образования. Анкетирование, консультации могут быть использованы родителями для речевого развития детей.

Научная новизна заключается в том, что в данном проекте была предпринята попытка исследования эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителям.

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты.

I ЭТАП – подготовительный (информационно-аналитический)

Цель: Создание условий для проведения исследования.

  • Изучение методической литературы, чтение художественной литературы по теме исследования.
  • Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ по проблеме исследования.
  • Диагностика и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Изучение мнения родителей по данной проблеме.

II ЭТАП – основной, исследовательский ( практический) .

Цель: Организация образовательного процесса в соответствии с реализацией проекта.

  • Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий (ООД) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Активизация речевого развития детей в тесном сотрудничестве и партнерстве детского сада и семьи.
  • Разработать консультации для родителей по теме исследования.

Прогнозируемый результат. Материальное оснащение исследования и поиск дополнительных ресурсов. Координация работы участников проекта. Определение взаимоотношений в проекте. Разработка конспектов мероприятий для развития речи детей посредством взаимодействия с родителями. Положительная динамика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработка и проведение консультаций для родителей, составление картотеки дидактических игр по речевому развитию детей.

Проведение игр, занятий положительно влияющих на уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в практику работы взаимодействия с родителями. Проведение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, чтение художественной литературы, совершенствование звуковой культуры речи…

III ЭТАП – заключительный, контрольно-обобщающий

Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Прогнозируемый результат. Систематизация накопленного материала. Определение уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.

Формы работы с родителями.

  • Родительские собрания;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;
  • Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
  • Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей;
  • Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии, дни рождения детей.

Анкетирование. Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам. Анкетирование помогает нам получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении.

Консультации. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

С помощью их мы стремимся дать родителям квалифицированный совет.

Разработаны консультации для родителей:

Родительские собрания. Цель: просвещение родителей по проблеме речевого развития детей и привлечение их к сотрудничеству и взаимодействию в работе по развитию речи детей.

Индивидуальные встречи. Выстраиваются в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течении всего года. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.

Заключение. По результатам проделанной работы можно сделать вывод: целенаправленная работа по развитию речи детей путем приобщения родителей воспитанников дает положительные результаты. В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей – в глазах ребенка.

Автор работы: Шибанова Ольга Викторовна

Учреждение: МКДОУ д/с № 154, г. Киров, Кировская обл.

Информация

Ожидают публикации:

2

статьи

более 300

статей

Не опубликовано:

0

статей

Все статьи, опубликованные в нашем интернет-журнале, доступны для просмотра, но не доступны для скачивания. Материалы принадлежат исключительно авторам работ. Все права защищены.

Информация о нас

ИНН: 4217189694; ОГРН: 1184205012144.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 17658.

Дополнительные сведения

Мы работаем в сфере образования с 2004 года и являемся одним из самых крупных интернет-порталов как в РФ, так и в странах СНГ. На данный момент в нашем коллективе трудятся профессиональные редакторы и педагоги с многолетним опытом работы.

Статья посвящена проблеме взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Содержит информацию о современных совместных формах взаимодействия детского сада и семьи.

Оценить 2842 0

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Блинова Юлия Викторовна

воспитатель МДОУ - детского сада №4 “Светлячок”

городской округ Серпухов

Аннотация: статья посвящена проблеме взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Содержит информацию о современных совместных формах взаимодействия детского сада и семьи.

Abstract: the article is devoted to the problem of interaction of DOE with parents on speech development of children of senior preschool age. It contains information about modern joint forms of interaction between kindergarten and family.

Ключевые слова: речевое развитие, взаимодействие, формы работы, родители, педагоги.

Key words: speech development, interaction, forms of work, parents, teachers.

Речь – это бесценный дар, который преподнесла человеку природа. Речь осуществляет взаимодействие людей. Только через общение с другими людьми человек способен реализовать себя как личность. Речь выполняет ряд функций: общения, познания и социального взаимодействия. Но стоит отметить, что говорить могут практически все люди, а говорить правильно лишь немногие. Для появления и становления речи природа отводит человеку небольшой отрезок времени – это ранний и дошкольный возраст. Именно этот период становится благоприятным для развития устной речи, закладываются основы для письменных форм речи (письмо и чтение) и последующего речевого развития ребёнка. Сегодня проблема речевого развития детей продолжает оставаться актуальной, так как число детей с различными видами речевых нарушений неуклонно возрастает. У детей отмечается не только нарушение отдельного компонента речи, например, звукопроизношения, но и комплексное отставание речевых компонентов. Как показывает практика, есть дети, которые поступают в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут стать следствием неуспеваемости учащихся. Поэтому не стоит забывать, что дошкольный возраст является уникальным и решающим в развитии ребёнка.

Сегодня в дошкольном образовании пришло время изменить не только формы и методы взаимодействия с семьёй. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Одной из главных целей педагога ДОУ является помощь семье в воспитании детей. Необходимо строить работу по взаимодействию с родителями поэтапно:

1. продумать содержание и формы работы с родителями, проведение анкетирования;

2. установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений, планируя дальнейшее плодотворное взаимодействие;

4. в беседах с родителями выяснить, какие существуют проблемы в воспитании детей.

Развитие речи ребёнка без активного участия родителей невозможно. Первые слова, предложения он слышит и произносит в семье. К сожалению, не все родители уделяют достаточно внимания речевому развитию ребёнка. Семья и детский сад имеют свои функции и не заменят друг друга, но могут плодотворно взаимодействовать в вопросах речевого развития детей. Основная задача ДОУ по речевому развитию дошкольников – это объяснить родителям, какую роль они выполняют в процессе развития речи ребёнка, например, познакомить с направлениями деятельности взрослых в семье по развитию речи:

рассказать детям о том, что видели, поделиться воспоминаниями о своем детстве;

рассказать о своей работе;

показать детям различные предметы, используемые в быту, рассказать об их свойствах.

рассматривать и наблюдать вместе с ребенком различные объекты и явления природы в разное время года;

объяснить ребенку требования безопасности;

демонстрировать уважение к животным, представителям животного мира и другим людям своими действиями и поступками;

заучивать стихотворения с ребенком и т. д.

создать домашнюю игротеку

Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи

В настоящее время при взаимодействии с родителями целесообразно использовать как традиционные, так и интерактивные формы. Традиционные формы проверены временем и направлены на педагогическое просвещение родителей. Оно может осуществляться в двух направлениях:

- внутри детского сада (с родителями воспитанников ДОУ);

- за пределами детского сада (через рекомендации и советы на официальном сайте ДОУ, средства массовой информации и др.).

Использование интерактивных форм позволяет установить доверительные отношения с родителями, привлечь их внимание к ДОУ. При интерактивных формах работы процесс взаимодействия построен таким образом, что все участники образовательного процесса вовлечены в процесс познания и обсуждения. Каждый участник диалога может внести свой вклад, обменяться знаниями, услышать другое мнение. Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными. Например, обмен опытом семейного воспитания по речевому развитию ребёнка, выработка общего мнения, сплочение группового коллектива (привлечение родителей к изготовлению декораций для спектакля) и др. У родителей появляется возможность лучше узнать своего ребёнка, понаблюдать за ним в другой обстановке, установить более тесный контакт с педагогом. Интерактивные формы строятся на основе диалога с семьями воспитанников. При использовании интерактивных форм задачами педагога становятся направление и помощь процессу обмену информацией, поддержка активности участников, поощрение творчества участников.

Взаимодействие с родителями по развитию речи старших дошкольников реализуется через использование следующих форм работы.

1. Информационно-аналитические формы организации общения с родителями (опрос, анкетирование, мониторинг).

4. Виртуальные формы работы. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. О тсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом, поэтому использование ресурсов сети интернет (социальная сетьВконтакте, приложения WhatsApp и Viber) позволяет педагогам быть всегда на связи с родителями. Виртуальное взаимодействие осуществляется различными способами: ознакомление с новостями, информационно - консультативным материалом на сайте ДОУ, обсуждение интересующих вопросов на форуме, проведение опросов, анонсирование мероприятий в ДОУ, просмотр фотогалерей в закрытых родительских группах.

При взаимодействии с родителями необходим индивидуальный подход:– ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.

Примерное планирование взаимодействия с родителями по речевому развитию старших дошкольников

Читайте также: