Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Человек реализует себя в различных видах деятельности: игре, труде, познании мира. Однако все они априори требуют главного — способности коммуницировать с другими членами сообщества, которая оформляется в речи.

Речевая деятельность — это, по определению психолингвистики, использование языка для коммуникации в процессе различных действий, производимых человеком. Речевая деятельность включает в себя аспекты говорения и осмысления.

Рассматриваемое понятие проявляет себя во всех видах социальных и производительных действий человека, однако может выделяться и в самостоятельную единицу, например, в работе лектора или автора текстовых художественных произведений.

Различные способы формулирования мысли как предмета речи выражаются в определенных видах речевой деятельности.

Какие виды речевой деятельности существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?

Виды речевой деятельности в русском языке делятся на:

  1. Рецептивные, направленные на восприятие чужой речи и ее обработку. В данных процессах задействованы зрение и слух.
  2. Продуктивные, в основании которых — создание самостоятельного высказывания. Проявляются в речедвигательной и речеслуховой деятельности.

Цель продуктивных видов — говорения и письма — сформировать и сформулировать в языковых знаках мысль. Данные виды деятельности имеют функцию передачи информации другим реципиентам.

Что включает в себя речевая деятельность? Примеры речевой деятельности

Речевая деятельность — это определение процессов устного и письменного общения. Первое включает в себя говорение и слушание. С точки зрения психолингвистики, данные процессы онтогенетически первичны, потому что реализуют потребность человека в коммуникации. Наследственная предрасположенность к устным видам проявляется в наличии корковых отделов головного мозга, которые ответственны за способность к речевой деятельности. Об этом же свидетельствует и уникальный речевой аппарат, свойственный только человеку.

Своеобразная надстройка над фундаментальными видами — виды письменного общения — чтение и письмо. Вырастая из основных, данные виды являются более сложными формами коммуникации, требующими целенаправленного обучения.

В психологии выделяются две формы внешней речи: устная (экспрессивная, направленная на адресата, и импрессивная, цель которой — восприятие и осмысление) и письменная (чтение и письмо), а также внутренняя речь. Последняя аккумулирует в себе характеристики разговорной и письменной.

Глава 1. Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека

Большинство отечественных психологов и лингвистов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целого акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в какую-либо неречевую деятельность (Л. С. Рубинштейн (195); А. Н. Леонтьев (141); А. А. Леонтьев (124, 132, 138 и др.); Н. И.Жинкин (84); И. А. Зимняя (95, 97 и др.); Р. М. Фрумкина (246) и др.).

Как и всякая другая деятельность человека, его речевая дея­тельность определяется целым рядом характеристик и прежде всего 1) структурной (внешней и внутренней) организацией и 2) предметным (психологическим) содержанием. Речевая деятель­ность человека обусловливается сложным взаимодействием функционирования внимания, восприятия, мышления, памяти, ко­торые выступают в качестве 3) общефункциональных психологи­ческих механизмов этой деятельности. Речевая деятельность характеризуется также 4) единством внутренней и внешней стороны и 5) единством содержания и формы реализации этой деятельности.

Говоря о внутренней структурной организа­ции речевой деятельности, прежде всего отметим, что всякая деятельность человека, согласно теории А. Н. Леонть­ева, и речевая деятельность, если она рассматривается в качестве таковой, определяются трехфазностью. В эту структуру входит побудительно-мотивационная, ориентировочно-исследова­тельская (аналитико-синтетическая) и исполнительная фазы.

Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в том числе речевая, характеризуется предметным (психо­логическим) содержанием. В предметное содержание включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами ее содержания, как предмет, средства, орудия, ре­зультат и т.д. (А. Н. Леонтьев).

Речевую деятельность можно рассмотреть и как трехуров­невое образование, где первый уровень – это мотивационно-потребностно-целевой, второй уровень – предметный план деятель­ности, а третий – операциональный. Схематически в общем контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева и применительно к речевой деятельности это может быть представлено следующим образом (схема 2).

Не менее значимым (но уже в аналитических целях даль­нейшего распредмечивания условий деятельности) элементом предметного содержания деятельности является ее продукт. Продукт – это то, в чем объективируется, материализуется, воп­лощается деятельность. Применительно к речевой деятельности существенно отметить, что ее продукт может быть идеален, ве­щественно не материализован. Так, в качестве продукта рецеп­тивных видов речевой деятельности (чтения, слушания) высту­пает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. Оно может быть осознаваемым как продукт деятель­ности, а может и не осознаваться в качестве такового, представ­ляя собой в этом случае как бы промежуточное решение, при­нимаемое субъектом входе деятельности. Высказывание (текст) - продукт таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо. В высказывании, тексте объективируются вся совокупность психологических условий деятельности и индивидуально-психо­логические особенности ее субъекта. Подробнее о тексте как продукте говорения (письма) и объекте слушания (чтения) будет сказано ниже.


Важным элементом предметного содержания деятельности наряду с предметом и продуктом является также ее результат. Результат деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт деятельности других людей и соответствен­но в том, что побуждает их к другой деятельности. В рецеп­тивных видах речевой деятельности внутренним результатом слушания, например, являются понимание (или непонимание) смыслового содержания текста и последующее говорение, резуль­тат продуктивных видов речевой деятельности – реакции (вер­бальная или невербальная) других людей на высказывание как их продукт.

Естественно, что идеальная форма предмета, продукта и результата речевой деятельности, равно как и другие условия ее реализации, в значительной мере определяют ее специфику в общей иерархии деятельности человека. И в то же время речевая деятельность соответствует общему определению деятельности (А.Н. Леонтьев), согласно которому этим термином обозначаются только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отноше­ние к миру, отвечают вызвавшей его потребности. В нашей трак­товке речевая деятельность отвечает потребности общения, ком­муникативной, познавательной потребности, являющимся выс­шими духовными потребностями человека. Эти потребности, вопло­щаясь в внутреннем мотиве и коммуникативном намерении, опре­деляют цель речевой деятельности, выражающуюся в самом пред­мете, т.е. в том, на что она направлена, в самом содержании мыс­ли. Таким образом, намечается и внутренняя неразрывная связь между структурной организацией деятельности и ее предметным содержанием.

Четвертой характеристикой речевой деятельности является единство ее внутреннего и внешнего планов. Как и всякая другая деятельность, она определяется единством двух сторон – внешней, исполнительной, реализующей саму дея­тельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В этой харак­теристике речевой деятельности проявляется принцип единства сознания и деятельности, согласно которому, по С.Л. Рубинш­тейну, психика, сознание являются внутренней, интегральной частью деятельности, формируемыми в деятельности и опреде­ляющими реализацию этой деятельности.

Основываясь на том, что структура любой модели интеллекту­ального акта, и в том числе речевого, должна иметь как мини­мум четыре уровня, А.А. Леонтьев [1969] наметил следующие четыре основных этапа процесса речепорождения для продуктив­ных видов речевой деятельности: этапы мотивации, замысла, реализации замысла и сопоставления реализации и замысла. Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побудительную фазу и фазу формиро­вания и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого, например внутреннего, смыслового кода. При этом структура внутренней (и внешней в то же время) сторон рецептивных видов речевой деятельности та же, что и продуктивных видов, но с другим порядком следования и наименования фаз (этапов), что особенно явно видно на схеме ВКФ.

Общность характера внутренней стороны всех видов речевой деятельности выявляется: а) в ее трехфазности – наличии побуж­дающего, смыслоформирующего и формулирующего, т.е. внутрен­не реализующего, уровня; б) в обязательном включении в этот процесс способа формирования и формулирования мысли пос­редством языка (или средствами предметно-схемного, универ­сального, предметного кода), т.е. речи; в) в определяющей, иници­ирующей для всей деятельности роли внешнего и внутреннего мотива (как опредмеченной потребности), который сам является следствием детерминирующего осознаваемого или неосознаваемого человеком воздействия внешнего по отношению к нему раздра­жителя.

В этом же плане анализа единства содержательной и фор­мальной сторон речевой деятельности может быть рассмотрен и ее продукт. Содержанием продукта рецептивных и продуктив­ных видов является заключенная в нем мысль, смысл, смысло­вое содержание. Формой продукта говорения (письма), в качестве которого выступает текст, служит его лексико-грамматическое и фонетическое оформление, формой рецептивных видов – характер предицирования умозаключения.

/Из: И.А. Зимняя. Психология обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1989. - С. 133-141/.

На первом этапе или фазе идет сложный процесс взаимодействия потребностей, мотивов и целей речевой деятельности. Вторую фазу РД составляет ее ориентировочно-исследовательская (или аналитическая) часть. Одновременно это фаза планирования, программирования и внутренней – смысловой и языковой организации РД. Третья фаза – исполнительная и, одновременно, регулирующая.

Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности. Язык или языковая система, речь (как психофизиологический процесс) является средством формирования и выражения мысли.

Речевая деятельность является специфическим видом деятельности человека, существенно отличающимся от других видов деятельности. К числу наиболее важных отличительных особенностей РД относятся следующие.

При рассмотрении этой характеристики РД следует обратить внимание на то, что второй субъект речевой деятельности одновременно выступает и в качестве ее объекта: так, объектом речевой деятельности говорящего является слушающий, а РД пишущего — читающий. Взаимоотношения первого и второго субъектов РД в процессе речевой коммуникации могут быть представлены в виде следующей простой схемы.





Благодаря речи (РД) осуществляется преемственность общественного социального опыта людей. Овладевая речью, используя ее, ребенок овладевает и общественно-историческим опытом, накопленным человечеством за всю предшествующую историю его развития.

Речевая деятельность является важнейшим средством познания человеком (начиная с детского возраста) окружающего его мира. Она выступает одновременно и как универсальное средство и как непременное условие познавательной деятельности любого человека.

Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности человека. Речь (РД) является главным фактором опосредствования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.

В процессах познания и творчества человек наиболее активно использует именно речевое мышление, наряду с так называемым невербальным интеллектом (чувственное сенсорное восприятие, наглядные образы и представления, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). При этом важно отметить, что у любого человека, уже в достаточно высокой степени овладевшего речевой деятельностью, последняя опосредует и организует и так называемое неречевое мышление, интеллектуальные операции, непосредственно не связанные с речью, с использованием знаков языка.

В заключение данного раздела приводим схему, отображающую общую структуру речевой деятельности с учетом основных составляющих ее компонентов, предложенную И. А. Зимней (96, 98 и др.).

Речевая деятельность является специфическим видом деятельности человека, существенно отличающимся от других видов деятельности. К числу наиболее важных отличительных особенностей РД относятся следующие.

При рассмотрении этой характеристики РД следует обратить внимание на то, что второй субъект речевой деятельности одновременно выступает и в качестве ее объекта: так, объектом речевой деятельности говорящего является слушающий, а РД пишущего — читающий. Взаимоотношения первого и второго субъектов РД в процессе речевой коммуникации могут быть представлены в виде следующей простой схемы.


Благодаря речи (РД) осуществляется преемственность общественного социального опыта людей. Овладевая речью, используя ее, ребенок овладевает и общественно-историческим опытом, накопленным человечеством за всю предшествующую историю его развития.

Речевая деятельность является важнейшим средством познания человеком (начиная с детского возраста) окружающего его мира. Она выступает одновременно и как универсальное средство и как непременное условие познавательной деятельности любого человека.

Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности человека. Речь (РД) является главным фактором опосредствования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.

В процессах познания и творчества человек наиболее активно использует именно речевое мышление, наряду с так называемым невербальным интеллектом (чувственное сенсорное восприятие, наглядные образы и представления, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). При этом важно отметить, что у любого человека, уже в достаточно высокой степени овладевшего речевой деятельностью, последняя опосредует и организует и так называемое неречевое мышление, интеллектуальные операции, непосредственно не связанные с речью, с использованием знаков языка.

В заключение данного раздела приводим схему, отображающую общую структуру речевой деятельности с учетом основных составляющих ее компонентов, предложенную И. А. Зимней (96, 98 и др.).

Читайте также: