Проблемы и задачи организации деятельности практического психолога в учреждениях образования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю.

ВложениеРазмер
deyatelnost_prakticheskogo_psikhologa_obrazovaniya.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность практического психолога образования

Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю.

Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться примерно с начала 1800-х годов и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

Первыми психологами-практиками были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование, а главенствующей задачей — отбор детей для обучения

по специальным программам.

Основные виды деятельности

практического психолога образования

Основными видами деятельности детского психолога являются:

  • психологическое просвещение
  • психологическая профилактика
  • психологическое консультирование
  • психологическая диагностика
  • психологическая коррекция.

Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и т.д.

В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.

Поэтому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых –учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог:

важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно –теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики.

1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Здесь специалист осуществляет, в первую очередь, такую работу:

♦ помогает родителям разобраться в вопросах семейного воспитания. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей.

Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.

2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;

Консультирует группы учащихся, школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.;

3. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях;

Диагностическое направление работы психолога — одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.

Психологический тест является средством, которое может привести к положительному результату только тогда, когда оно находится в руках человека, обладающего специальной психологической квалификацией, необходимыми качествами личности и соблюдающего этические принципы психологической работы с людьми.

В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая. Процедура диагностической деятельности практического психолога сложна, объемна, ответственна

Задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям.

Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.

Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями, учителями и родителями. Самое главное — дать возможность всем до единого школьникам попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей

Круг вопросов, которые решает психолог, широк и многообразен, он требует от него высоких профессиональных знаний и умений.

Детский психолог — удивительный человек, профессионально его отличают: стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей профессиональной компетенции. Он приветлив, необидчив и обязательно умен, ибо, как сказал Б. Паскаль, чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми.

Одна из наиболее распространенных задач педагогических психо­логов еще с начала XX века — диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способностей. При этом широко применя­ется тестирование. Основной сферой приложения сил школьного психолога традиционно считается измерение психических функций с применением стандартизированных тестов и отбор детей для обу­чения по специальным программам, В течение длительного времени наиболее популярными среди психологов были тесты на определение коэффициента умственной одаренности ребенка.

Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам — исторически более ранние функции школьных психологов в разных странах — и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы.

Однако английские психологи уже давно выражают неудовлет­воренность формальными тестами для измерения. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность применяемых тестов, их ограниченность и ис­кусственность. Растет число исследований, в которых вместо рас­пределения людей по группам на основе тестов внимание больше обращается на конкретные трудности обучения, их причины и пути преодоления. Актуальной проблемой практической педагогической психологии становится психологическая поддержка и помощь уча­щимся, испытывающим трудности в обучении и плохо адаптирую­щимся к социальным условиям.

б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспече­ние полноценного влияния школы на когнитивное, аффектив­ное и социальное развитие;

в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные про­граммы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов (цит. по Прак­тическая психология образования, 1997, с. 8).

В 1985 г. рабочая группа, состоящая из представителей пяти раз­личных организаций Франции — членов Национальной ассоциации психологов (АЫОР), — следующим образом определила функции педагогического психолога. Школьный психолог может способство­вать развитию всех сторон личности ребенка, подключая к этому процессу родителей и учителей. Отмечалось, что педагогический пси­холог может идти и против системы школьного и семейного воспи­тания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному развитию личности ребенка.

В последние годы перед психологической службой образования Франции ставятся следующие цели:

- предотвращать школьный неуспех,

- способствовать социальному научению и социальной адап­тации детей,

- помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выд­вигаемой ранее — отделять таких детей),

— содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся,

— повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области образования.

Психологическая служба системы образования в странах Вос­точной Европы занимает существенное место в воспитании и обу­чении детей, подростков и юношей. Перед психологической службой школ ставится цель — не просто констатировать уровень развития учащихся для отбора, а получить психологическую информацию о каждом или коллективе класса, чтобы создать условия, стимулиру­ющие развитие (цит. по Практическая психология образования, 1997, с. 8). Основные задачи психологических служб образования в боль­шинстве стран Центральной и Восточной Европы:

- обеспечение развития здоровой личности,

- коррекция затруднений в ее развитии,

- решение проблем профессиональной ориентации.

В деятельности психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии доминирует психодиагностика. На основе проделанной работы составляется диагностическое заключение, из которого следуют рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры - зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, вра­чебное обследование (психоневрологическое, логопедическое и др.).

В консультациях или центрах диагностируют различного типа труд­ности, связанные с учебой в школе. Среди учащихся, испытываю­щих трудности в обучении, оказываются дети с первичными отклонениями на основе легких форм задержки умственного разви­тия. Оптимальное развитие этих детей во многом зависит от пра­вильного психологического обследования, в результате которого Даются соответствующие рекомендации условий и методов воспита­ния и обучения. Занимаются и с теми учащимися, у которых име­ются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании. Квалифицированное психологическое обследование труд­ных и педагогически запущенных детей выясняет причины этого и позволяет наметить определенные рекомендации в работе с ними.

Опрос, проведенный Европейской федерацией ассоциаций про­фессиональных психологов (ЕФАПП) в 1996—97 годах, показал, что задачи, которые приходится решать школьным психологам в боль­шинстве европейских стран, в значительной степени совпадают. Пе­дагогические психологи Европы чаще всего решают следующие задачи:

- участвуют в оценивании и тестировании детей, которые имеют учебные или поведенческие проблемы;

- участвуют в консультировании детей, родителей и семей;

- участвуют в выработке рекомендаций для школы;

- включены в решение текущих внутришкольных процессов;

- работают вместе со школой над инновациями и преобразованиями школьной жизни;

- помогают работникам школы в профессиональном росте и в вы­полнении исследовательских проектов.

Педагогические психологи по всей Европе выполняют много функ­ций, но главное содержание работы заключается в обследовании де­тей с учебными и поведенческими трудностями и выработке рекомендаций школе и семье. Достаточно очевидными оказываются возрастающие требования к школьным психологическим службам, и психологам приходится работать в условиях значительного напряжения. Педагогические психологи говорят о проблемах, связанных с ограничениями, которые руководители порой накладывают на их работу. Отмечается также ролевая неопределенность профес­сиональной деятельности. Некоторые педагогические психологи вы­ражают озабоченность в связи с тем, что пересечение между их работой и работой других специалистов может вызвать путаницу, недоразумения и обиду. Необходимо гарантировать соблюдение воз­можно более высоких этических стандартов, в особенности в отно­шении конфиденциальности и уважения прав разных групп клиентов.

Общее мнение заключается в том, что педагогический психолог должен восприниматься как профессионал, работающий с детьми и молодежью в образовательной среде. Основной объем этой работы приходится на школу, ясли, детские сады, больницы и детские дома. Необходима также работа с семьями, учителями, специалиста­ми других профессий, которые связаны с детьми. Педагогические психологи могут работать со школами и другими организациями, помогая им в разработке организационных мер, оценке и выработке стратегий помощи детям с проблемами.

Психологам Европы приходится сталкиваться и со многими дру­гими проблемами, которые возникают в обществе в последние годы. Например, педагогические психологи из Швейцарии, Бельгии и Финляндии обращают внимание на проблемы жестокости, употреб­ления наркотиков, которые нарастают в среде школьников. Все это непосредственно влияет на круг обязанностей, в выполнение кото­рых включены педагогические психологи. У педагогических психо­логов Нидерландов и Израиля расширяется объем работы с детьми со специальными нуждами, которые оказываются интегрированны­ми в основную школу.

Основная цель деятельности психологической службы образования в нашей стране - обеспечение психического и личностного развития учащихся (Дубровина, 1991, с. 102). Деятельность психологической службы образования должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каж­дого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Рассмотрим задачи, которые может решать практический психо­лог, работая в школе:

1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;

2) разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особен­ностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каждом возрастном этапе;

3) держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;

4) осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспе­вающими и недисциплинированными школьниками;

5) диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и лич­ностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;

6) способствовать созданию благоприятного психологического кли­мата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;

7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по воп­росам развития их внимания, памяти, мышления, характера, спо­собностей;

8) проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

9) активно участвовать в профориентационной работе (Рабочая кни­га школьного психолога, 1991, с. 18; Кала, Раудик, 1986, с. 12).

Очередность решения этих задач зависит от конкретной ситуа­ции в каждой школе, уровня профессиональной подготовки пси­холога. Специфика задач и форм работы школьного психолога определяются типом образовательного учреждения и актуальными проблемами, стоящими в данный момент перед учреждением (Прак­тическая психология образования, 1997; Битянова, 1997).

Решение приоритетных задач учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. В соответствии с Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утвержденной постановлением Министерства образования от 27.04.2006 г. № 42 главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждения образования является необходимость своевременной комплексной личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.

Для реализации данной цели от педагогов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями требуется способность к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса учреждения образования. Объектом комплексной помощи выступает учебно-воспитательный процесс, предметом – ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, с окружающими сверстниками и взрослыми, а также с самим собой.

Деятельность педагога-психолога в рамках СППС учреждения образования должна быть направлена на повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения их успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав учащихся, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:

изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;

пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении учащимися школьных факторов риска утраты здоровья;

реализация программ преодоления учащимися трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;

своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;

ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении учащихся;

содействие в приобретении учащимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;

оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;

создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на разных этапах (ступенях) образования имеет специфические особенности.

Так, на этапе дошкольного образования важны диагностика раннего развития, содействие развитию познавательной сферы, конструктивному становлению личности ребёнка, его нравственному развитию, коррекция нарушений в развитии, психологическая подготовка к обучению в школе.

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности ребенка к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.

В базовой школе важны психологическое обеспечение адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости; поддержка талантливых детей.

В старших классах специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи учащимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости среди учащихся.

К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:

коррекционно - развивающая работа;

социально-психологическое обеспечение управленческих процессов;

психологическая профилактика и просвещение;

Целью психолого-педагогической диагностики является изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Мероприятия указанного направления проводятся в соответствии с планом работы учреждения образования.

В работе педагога-психолога следующие три диагностических минимума являются основными.

Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения детей в школе. В результате диагностического исследования педагогом-психолом выявляются учащиеся, у которых осложнен процесс адаптации к школе. Проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей таких учащихся для выделения групп, находящихся в социально опасном положении; учащихся с повышенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности в обучении и развитии с целью их психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута для них.

Второй психодиагностический минимум проводится педагогом-психологом в два этапа – в четвертом и пятом классах. Основная цель диагностики в четвертом классе– мониторинг процесса обучения, уровня обученности и характера личностного развития учащихся для организации профилактической и развивающей работы, подготовки психолого-педагогических рекомендаций педагогам средней школы. Целью диагностики в пятом классе является содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального звена в среднее.

Третий психодиагностический минимум осуществляется в период допрофильной подготовки учащихся с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы.

Другие диагностические мероприятия с коллективами учащихся и отдельными учащимися могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач учреждения образования, а также в случаях необходимости индивидуальной коррекционной работы, подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.

Все диагностические мероприятия с учащимися не достигшими 16-летнего возраста могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. По достижении 16 лет – с согласия самих учащихся. Форму получения указанного согласия определяет учреждение образования.

Ряд диагностических мероприятий, таких как диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам могут осуществляться совместно с классными руководителями и педагогами социальными учреждения образования.

Основной целью здоровьесберегающей деятельности является формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.

Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе; посещение уроков с целью изучения соответствия режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, педагогов-предметников о особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся. На основании данных мониторингов педагог-психолог выделяет группы учащихся для организации последующей психолого-педагогической работы с ними.

В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом.

Важной составляющей в работе педагога-психолога является работа по психологической профилактике вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья детей.

Коррекционно-развивающая работа предполагает создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг, в том числе направление к соответствующим специалистам.

В рамках данного направления педагог-психолог учреждения образования на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной и консультативной поддержке. Педагог-психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение проводимых им коррекционно-развивающих мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих. (До 16 лет, после – с согласия самого н/л).

Более того, педагог-психолог, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги, может направлять туда учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в социально-педагогических учреждениях, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и т.д. При этом педагог-психолог должен взаимодействовать с указанными специалистами. А именно, на основании полученных от специалистов рекомендаций, планировать систему мер для педагогов и классных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учащимися при непосредственном психологическом сопровождении. При отсутствии возможности оказания ребенку психологической коррекционно-развивающей помощи в условиях ЦКРОиР (например, в силу территориальной удаленности центра), педагог-психолог школы может совместно со специалистами ЦКРОиР составить развернутую коррекционно-развивающую программу и реализовывать её самостоятельно, обращаясь по мере необходимости в ЦКРОиР за методической помощью.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классных коллективах, содействие преодолению кризисных периодов и критических ситуаций в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т.п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с классными коллективами, индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и консультаций.

Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

Педагог-психолог осуществляет коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.

В тех случаях, когда в населенном пункте отсутствуют учреждения и организации, оказывающие специализированную психологическую помощь и невозможно осуществить диспетчерскую функцию, педагог-психолог учреждения образования может вести коррекционные группы, в т.ч. психотерапевтической направленности.

Психолого-педагогическое консультирование заключается в оказании помощи учащимся подросткового и юношеского возраста, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений и носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Возможны такие консультативные формы как телефон доверия, консультирование в школьной печати, групповые консультации на классных часах, а также психологическая поддержка в экстренных случаях.

Консультации для родителей организуются педагогом-психологом по проблемам учащихся, например, информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками; характере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т.п., а также по вопросам становления ответственной родительской позиции.

С педагогами педагог-психолог может проводить работу в форме психолого-педагогических консилиумов по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся; индивидуальных консультаций – в случае возникновения проблемных ситуаций профессионального и личностного характера, выступать посредником между педагогами и родителями.

Целью принципиально важного направления деятельности педагога-психолога, каким является психопрофилактика и просвещение, является развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.

Психопрофилактическая работа педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях; родительских собраниях, классных часах и т.п.

Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для педагогов должно тать обучение педагогов учреждения образования технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведения педагогического диагностического мероприятия и т.п.

Мероприятия с учащимися по данному направлению работы организуются на классных часах, в шестой школьный день, с родителями – на родительских собраниях и др. К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы является ситуация в образовательной среде данной школы; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов обучения; психологические аспекты трансформации образования.

Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога-психолога учреждения образования.

Педагог-психолог учреждения образования должен постоянно изучать и обобщать опыт социально-педагогической и психологической работы, накапливать методические материалы для организации учебного и воспитательного процесса и предоставления возможности их использования педагогическими работниками, классными руководителями, руководителями методических объединений, педагогами социальными.

Методическая работа включает сотрудничество педагога-психолога с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе – участие в составлении плана работы школы; совместно с педагогом социальным – разработка психологически адекватных программ воспитательного воздействия; участие в подготовке вопросов на заседания предметных методических объединений.

По запросу администрации учреждения образования педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий.

Педагог-психолог должен осуществлять поиск и апробацию форм и обеспечивать эффективное деловое и досуговое взаимодействие классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов.

О своем плане работы, а также о системе взаимодействия с классными педагогами и учителями-предметниками педагог-психолог информирует членов педагогического коллектива.

Общее руководство деятельности СППС, в том числе и педагога-психолога осуществляет руководитель учреждения образования, координацию деятельности – заместитель руководителя по воспитательной работе.

Методическое руководство и координацию психологической работы педагогов-психологами учреждений образования в районе (городе) осуществляют педагоги-психологи регионального социально-педагогического центра (при наличии).

В районе (городе) целесообразна организация коррекционных групп учащихся по различным направлениям. План проведения организационных групп и их тематика составляется в соответствии с потребностями района (города) с учетом потребностей региона.

Рекомендуются следующие направления по организации коррекционных групп:

для младших школьников:

эмоционально-поведенческие нарушения (агрессия, упрямство, несформированность произвольной сферы, тревожность, синдром двигательной активности и.т.п.)

коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность, неумение вступать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми и т.п.);

коррекция познавательной сферы;

коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность, неумение вступать в контакт со сверстниками противоположного пола, противостояние вредному влиянию (курение, наркотики, алкоголь и т.п.);

подготовка волонтеров для работы со сверстниками;

тренинг целеполагания, профессионального и личностного самоопределения;

Основными документами педагога-психолога являются:

план работы на год, утвержденный руководителем учреждения;

планы работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их выполнении;

аналитические отчеты о работе за год;

индивидуальные психодиагностические материалы (в отношении учащихся);

отчеты и аналитические материалы о реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;

журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;

Основная цель деятельности психологической службы образования в нашей стране - обеспечение психического и личностного развития учащихся (Дубровина, 1991, с. 102).

Деятельность психологической службы образования должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Какие задачи может решать практический психолог, работая в школе? Таких задач много. Очередность их решения зависит от конкретной ситуации в каждой школе, уровня профессиональной подготовки психолога. Психолог должен:

1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;

2) разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каждом возрастном этапе;

3) держать под особым контролем переходные, пере­ломные моменты в жизни школьников;

4) осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;

5) диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и личностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;

6) способствовать созданию благоприятного психологического климата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;

7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по вопросам развития их внимания, памяти, мышления, характера, способностей;

8) проводить индивидуальные и групповые консульта­ции учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

9) активно участвовать в профориентационной работе (Рабочая книга школьного психолога, 1991, с. 18; Кала, Раудик, 1986, с. 12).

Специфика задач и форм работы школьного психолога зависят от типа образовательного учреждения и актуальных проблем, стоящих в данный момент перед учреждением.

Рассмотрим основные виды деятельности практического психолога образования.

Психологическое просвещение.В обществе существует дефицит психологических знаний, часто отсутствует психологическая культура. Воспитатели, учителя нередко располагают довольно однообразными сведениями о психологических особенностях своих подопечных. То же самое можно сказать и о многих родителях. В педагогических коллективах и в семьях нередко возникают конфликты, причина которых — в неумении и нежелании прислушаться друг к другу, понять, уступить, посочувствовать. Поэтому практическому психологу очень важно приобщать к психологическим знаниям, повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а также самих детей.

Формы психологического просвещения могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы. Формой психологического просвещения учащихся могут быть уроки психологии.

Психологическая профилактика.Профилактика — это совокупность предупредительных мероприятий. Психоло­гическая профилактика — это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родите­лей, школьного коллектива в целом. Для этого психолог:

1) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми;

2) выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;

3) следит за соблюдением в детском саду, школе пси­хологических условий обучения и воспитания, не­обходимых для нормального психического развития детей;

4) предупреждает возможные осложнения в психичес­ком развитии детей, связанные с их переходом на следующую возрастную ступень;

5) заботится о создании благоприятного психологи­ческого климата в детском образовательном учреж­дении.

Важная форма психопрофилактической работы — пси­холого-педагогический консилиум. Задача психолога в кон­силиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития, личностных качеств и поведения школьника, помочь избежать субъективизма в оценке отдельных учащихся. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения.

Психологическая консультация.Психологический смысл консультации заключается в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.

Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, проблемы формирования детского коллектива, возможности расширения собственных профессиональных умений, выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, профориентационная работа со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям; выбор профессии.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения (цит. по: Практическая психология образования, 1997, с.75-76).

Психологическая диагностика.Психологическая диагностика — это изучение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам, это выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики — выявить и дать информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям. Средствами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование. Частой ошибкой недостаточно квалифицированных психологов является чрезмерное увлечение психологическими тестами и пренебрежение другими методами психодиагностики.

Психологическая коррекция и развитие ребенка.Это работа по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, развитию его способностей и личности. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога.

В конкретной ситуации учебного заведения один вид работы может стать главным в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог.

Психологи, работающие при управлениях образования, в основном выполняют следующие виды деятельности:

— организуют циклы лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры;

— проводят консультации для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказывают информационную помощь;

— помогают в подготовке и проведении психолого-пе­дагогических консилиумов в отдельных школах;

— организуют постоянно действующие семинары для учителей района по детской и педагогической пси­хологии, психологии личности и межличностных отношений;

— создают психологический "актив" из числа учите­лей школ района;

— участвуют в определении уровня готовности детей к обучению в школе при наборах в первые классы;

— осуществляют углубленную работу в каком-либо классе для того, чтобы помочь классному руководи­телю в выявлении конкретных причин неуспевае­мости и недисциплинированности. Работа районного психологического центра оказывается полезной формой психологической службы, особенно в усло­виях, когда обеспечить психологами все школы трудно.

Литература

1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.. Педагогика, 1991.

2. Инструктивное письмо от 27 апреля 1989 г. "О введении должности психолога в учреждениях народного образования" // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 10.

3. Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе. - М.: Знание, 1986.

4. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации. Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 № 7/ 1. С. 3-54.

5. Положение о психологической службе в системе народного образования (Утверждено 19 сентября 1990 г.) // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 182-185.

6. Практическая психология образования: Учеб. для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ "Сфера", 1997.

7. Психологическая служба школы / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

8. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997.

9. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

10. Farrell, Peter. The Future of School / Educational Psychology Services in Europe: the Report of an EFPPA Task Force. // Fifth European Congress of Psychology. July 6-11th 1997 Dublin, Ireland. Abstracts. P.92.

11. Psychologists in the Educational System in Europe: Summary ofuhe Task Force Report. — European Federation of Professional Psychologists Association (EFPPA). July, 1997.

Читайте также: