Мастер класс для родителей в младшей группе детского сада как научить ребенка говорить

Обновлено: 05.07.2024

В данном материале представлена практическая помощь родителям в создании условий для речевого развития младших дошкольников в семье с использованием артикуляционной гимнастики, пальчиковых и словесных игр. Повышение педагогической культуры родителей.

Оценить 338 0

Мастер – класс для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Цель: Создание условий для речевого развития младших дошкольников в семье с использованием артикуляционной гимнастики, пальчиковых и словесных игр. Повышение педагогической культуры родителей .

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых упражнений для развития речи детей ;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях;

- Вызвать желание родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Участники: Воспитатель, родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Многие из Вас могут похвастаться, что у их детей речь есть, малыш может говорить уже не только отдельные слова, но и связные предложения.

Но достаточно ли это для ребенка - владеть только словами?

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения: много разговаривать с ним, читать книги и рассказывать сказки, хотя это, безусловно, нужно и важно.

Но так же, необходимо включать в общение с детьми и другие методы и приемы. Такие как: различные гимнастики, пальчиковые и словесные игры.

Сегодня я приготовила комплекс мероприятий, который, я надеюсь, поможет развить речь ребенка, сделать ее правильной и красивой. А главное, что все это принесет Вашему малышу не только пользу, но и удовольствие!

Первое, с чего мы начнем, это артикуляционная гимнастика. Многие не до оценивают важность занятий этой гимнастики для малышей. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные упражнения способствуют:
- усилению кровообращения;
- развитию гибкости органов речевого аппарата;
- укреплению мышц лица.

Перейдем непосредственно к пальчиковой гимнастики. Для эффективности работы и проверки качества, рекомендуем использовать зеркало.

Перечень артикуляционной гимнастики см. в приложении 1.

Второе , с чем мы сегодня поиграем – это наши пальчики.

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук . Чем активнее и точнее движение пальчиков у малыша , тем быстрее он начинает говорить.

Работа рук не только развивает речь ребенка , но и способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.

Начинаем игру с мизинчика. Мизинчик отвечает за работу сердца. Следующий массажируем – безымянный, для хорошей работы нервной системы. Потом - средний, он стимулирует работу печени. Затем – указательный, этот пальчик ответственный за работу желудка. Большой палец оставляют напоследок не случайно: он отвечает за голову, повышает активность головного мозга.

Перечень пальчиковой гимнастики см. в приложении 2.

Третье, - это игры направленные на развития речи.

Сейчас мы и поиграем в речевые игры, которые направлены на реализацию образовательного стандарта.

Перечень словесных игр см. в приложении 3.

Надеюсь, я подтвердила значимость использования артикуляционной гимнастики, пальчиковых и словесных игр. Используйте их в домашних условиях, так как они дают положительный результат в развитии речи детей. Помните! Ребёнок очень рад минутам, проведенным с родителями в игре . Играйте и общайтесь на радость Вам и на благо Вашему малышу !

Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу.

Спасибо за внимание!

Приложение 1.

Приложение 2.

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Пирожки и плюшки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начинаяс мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Дом и ворота.

На поляне дом стоит,

пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну, а к дому путь закрыт!

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

Засолим капусту.

Мы капусту рубим, рубим,

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем, трем,

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем, жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рукв кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Приложение 3.

Цель: развивать речь, расширять словарный запас.

Цель: развивать воображение, речевые навыки.

- Это я, корова. Му-у-у.

- Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, пришла? Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме (транспорт, посуда, овощи и фрукты).

Описание: Родитель по одной достает машины (посуду) из мешочка. Вместе с ребенком рассматривает и описывает внешний вид кастрюльки (чашечки), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей.

После нескольких раз проигрывания, усложнить задачу – ребенок сам достает предметы, отгадывая их на ощупь.

Цель: Учить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Описание: Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: кошка – кошки, собака – собаки, корова - коровы лошадь – лошади и т.д.

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра "Найди то, что спрячу?"

Цель: Формировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Оборудование: игрушка кошка или собака.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Познакомить родителей со способами развития речи детей раннего возраста в условиях семьи.

1.Показать на практике методы и приёмы по развитию речи в условиях семьи.

3.Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей .

Все участники стоят в кругу. Волшебная палочка передается от одного участника к другому, тот, у кого окажется волшебная палочка – рассказывает о достижениях своего ребенка.

В-ль: компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки:

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать : - О! Как же ты красива.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие .

Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения, – разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры, и различные гимнастики, и словесные игры для лучшего развития речевого аппарата . Сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детьми можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности , в том числе и языковые.

а) Обычное общение с детьми дома:

-во время купания (какое полотенце - мягкое, пушистое, большое, и т.д. действия - намылим, смоем, вытрем, включим, части тела)

-во время одевания (называем одежду, ее части, признаки)

-во время прогулки (какое время года, какая погода, какие машины встречаются)

-во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер)

-на кухне (комментируем, что делаем)

Употребление в повседневной речи обобщающих слов (овощи, фрукты, игрушки, мебель, посуда)

Сравнение предметов друг с другом развивает умение анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное.

(сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)

-во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан)

-во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат).

б) Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.-

У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи: языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек.

в) Дыхательная гимнастика

г) Речевые игры

Са-са-са : в клетке спит лиса.

Су-су-су : смотрим на лису.

Сы-сы-сы : хвост пушистый у лисы.

Се-се-се : знаем сказку о лисе.

д) Пальчиковая гимнастика .

Проведение пальчиковой гимнастики с родителями.(«Семья)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

IV .Совместная деятельность педагога с родителями.

Султанчик я в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

V .Подведение итогов:


Младшая группа

master-klass-dlya-roditelej-sensornye-igry-dlya-razvitiya-rechi-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

Цели:
1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.

Задачи:

  • Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
  • Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
  • Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.

Предварительная работа:

Оборудование:

Повестка:

Участники: дети группы, родители, воспитатели.

Ход встречи:

Беседа с родителями.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.

Игротека.

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

Мишка косолапый, по лесу идёт…

«Рано утром встал гусенок.

«Скорее корма дайте мне.

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?

— Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки).

Приложение №1

Памятка для родителей

Автор: Черкудинова Оксана Николаевна, воспитатель МБДОУ ДС № 102, г.Череповец,Вологодская область.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс поможет родителем организовать пальчиковые игры, игры с предметами дома в свободное время. Заучить вместе с детьми потешки, песенки, пестушки.

Мастер-класс для родителей первой младшей группы.

- повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников;

- заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей в сотрудничество;

- показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Ход мастер-класса.


Многие из вас ни раз задумывались над тем, как же обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем возрасте. Многие родители знают, что развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук благоприятно влияют на развитие речи ребенка. И уделяют этому такое большое внимание.

Н.Кант сказал:
“Рука – это вышедший наружу мозг человека

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Наши предки пели детям песенки, пестушки, потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока - белобока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Малыш постоянно изучает, постигает окружающий мир. Ему необходимо все щупать, трогать, гладить, хватать. Прикосновение – один из основных методов накопления информации.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно давно.

Психологи утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики надо с раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. Одной из формой такой работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка.

Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

Пальчиковые игры помогают:

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивать тактильную чувствительность;

- повышают работоспособность головного мозга;

- развивать мелкую моторику рук;

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которые можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус.

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему манную крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дорожка, забор). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?

- Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры, обязательно проговаривая все ваши действия. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком.

Читайте также: