Мастер класс для родителей в младшей группе детского сада как научить ребенка говорить
Обновлено: 05.07.2024
В данном материале представлена практическая помощь родителям в создании условий для речевого развития младших дошкольников в семье с использованием артикуляционной гимнастики, пальчиковых и словесных игр. Повышение педагогической культуры родителей.
Оценить 338 0
Мастер – класс для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Цель: Создание условий для речевого развития младших дошкольников в семье с использованием артикуляционной гимнастики, пальчиковых и словесных игр. Повышение педагогической культуры родителей .
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых упражнений для развития речи детей ;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях;
- Вызвать желание родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.
Участники: Воспитатель, родители.
Форма проведения: мастер-класс.
Многие из Вас могут похвастаться, что у их детей речь есть, малыш может говорить уже не только отдельные слова, но и связные предложения.
Но достаточно ли это для ребенка - владеть только словами?
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения: много разговаривать с ним, читать книги и рассказывать сказки, хотя это, безусловно, нужно и важно.
Но так же, необходимо включать в общение с детьми и другие методы и приемы. Такие как: различные гимнастики, пальчиковые и словесные игры.
Сегодня я приготовила комплекс мероприятий, который, я надеюсь, поможет развить речь ребенка, сделать ее правильной и красивой. А главное, что все это принесет Вашему малышу не только пользу, но и удовольствие!
Первое, с чего мы начнем, это артикуляционная гимнастика. Многие не до оценивают важность занятий этой гимнастики для малышей. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные упражнения способствуют:
- усилению кровообращения;
- развитию гибкости органов речевого аппарата;
- укреплению мышц лица.
Перейдем непосредственно к пальчиковой гимнастики. Для эффективности работы и проверки качества, рекомендуем использовать зеркало.
Перечень артикуляционной гимнастики см. в приложении 1.
Второе , с чем мы сегодня поиграем – это наши пальчики.
Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук . Чем активнее и точнее движение пальчиков у малыша , тем быстрее он начинает говорить.
Работа рук не только развивает речь ребенка , но и способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.
Начинаем игру с мизинчика. Мизинчик отвечает за работу сердца. Следующий массажируем – безымянный, для хорошей работы нервной системы. Потом - средний, он стимулирует работу печени. Затем – указательный, этот пальчик ответственный за работу желудка. Большой палец оставляют напоследок не случайно: он отвечает за голову, повышает активность головного мозга.
Перечень пальчиковой гимнастики см. в приложении 2.
Третье, - это игры направленные на развития речи.
Сейчас мы и поиграем в речевые игры, которые направлены на реализацию образовательного стандарта.
Перечень словесных игр см. в приложении 3.
Надеюсь, я подтвердила значимость использования артикуляционной гимнастики, пальчиковых и словесных игр. Используйте их в домашних условиях, так как они дают положительный результат в развитии речи детей. Помните! Ребёнок очень рад минутам, проведенным с родителями в игре . Играйте и общайтесь на радость Вам и на благо Вашему малышу !
Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу.
Спасибо за внимание!
Приложение 1.
Приложение 2.
Муку в тесто замесили,
Сжимают и разжимают пальчики.
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.
Поочередно разгибают пальчики, начинаяс мизинца.
Обе ладошки разворачивают вверх.
Дом и ворота.
На поляне дом стоит,
пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну, а к дому путь закрыт!
Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем.
Засолим капусту.
Мы капусту рубим, рубим,
Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.
Мы морковку трем, трем,
Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем, жмем.
Интенсивное сжимание пальцев рукв кулаки.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Приложение 3.
Цель: развивать речь, расширять словарный запас.
Цель: развивать воображение, речевые навыки.
- Это я, корова. Му-у-у.
- Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, пришла? Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.
Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме (транспорт, посуда, овощи и фрукты).
Описание: Родитель по одной достает машины (посуду) из мешочка. Вместе с ребенком рассматривает и описывает внешний вид кастрюльки (чашечки), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей.
После нескольких раз проигрывания, усложнить задачу – ребенок сам достает предметы, отгадывая их на ощупь.
Цель: Учить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Описание: Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: кошка – кошки, собака – собаки, корова - коровы лошадь – лошади и т.д.
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра "Найди то, что спрячу?"
Цель: Формировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.
Оборудование: игрушка кошка или собака.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Познакомить родителей со способами развития речи детей раннего возраста в условиях семьи.
1.Показать на практике методы и приёмы по развитию речи в условиях семьи.
3.Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей .
Все участники стоят в кругу. Волшебная палочка передается от одного участника к другому, тот, у кого окажется волшебная палочка – рассказывает о достижениях своего ребенка.
В-ль: компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки:
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать : - О! Как же ты красива.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие .
Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения, – разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры, и различные гимнастики, и словесные игры для лучшего развития речевого аппарата . Сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детьми можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности , в том числе и языковые.
а) Обычное общение с детьми дома:
-во время купания (какое полотенце - мягкое, пушистое, большое, и т.д. действия - намылим, смоем, вытрем, включим, части тела)
-во время одевания (называем одежду, ее части, признаки)
-во время прогулки (какое время года, какая погода, какие машины встречаются)
-во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер)
-на кухне (комментируем, что делаем)
Употребление в повседневной речи обобщающих слов (овощи, фрукты, игрушки, мебель, посуда)
Сравнение предметов друг с другом развивает умение анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное.
(сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)
-во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан)
-во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат).
б) Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.-
У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи: языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек.
в) Дыхательная гимнастика
г) Речевые игры
Са-са-са : в клетке спит лиса.
Су-су-су : смотрим на лису.
Сы-сы-сы : хвост пушистый у лисы.
Се-се-се : знаем сказку о лисе.
д) Пальчиковая гимнастика .
Проведение пальчиковой гимнастики с родителями.(«Семья)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
IV .Совместная деятельность педагога с родителями.
Султанчик я в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
V .Подведение итогов:
Младшая группа
Цели:
1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.
Задачи:
- Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
- Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
- Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.
Предварительная работа:
Оборудование:
Повестка:
Участники: дети группы, родители, воспитатели.
Ход встречи:
Беседа с родителями.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.
Игротека.
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
Мишка косолапый, по лесу идёт…
«Рано утром встал гусенок.
«Скорее корма дайте мне.
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?
— Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки).
Приложение №1
Памятка для родителей
Автор: Черкудинова Оксана Николаевна, воспитатель МБДОУ ДС № 102, г.Череповец,Вологодская область.
Мастер-класс поможет родителем организовать пальчиковые игры, игры с предметами дома в свободное время. Заучить вместе с детьми потешки, песенки, пестушки.
Мастер-класс для родителей первой младшей группы.
- повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников;
- заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей в сотрудничество;
- показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Ход мастер-класса.
Многие из вас ни раз задумывались над тем, как же обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем возрасте. Многие родители знают, что развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук благоприятно влияют на развитие речи ребенка. И уделяют этому такое большое внимание.
Н.Кант сказал:
“Рука – это вышедший наружу мозг человека”
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Наши предки пели детям песенки, пестушки, потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока - белобока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Малыш постоянно изучает, постигает окружающий мир. Ему необходимо все щупать, трогать, гладить, хватать. Прикосновение – один из основных методов накопления информации.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно давно.
Психологи утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики надо с раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. Одной из формой такой работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка.
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
Пальчиковые игры помогают:
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивать тактильную чувствительность;
- повышают работоспособность головного мозга;
- развивать мелкую моторику рук;
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которые можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них:
Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус.
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему манную крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дорожка, забор). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?
- Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры, обязательно проговаривая все ваши действия. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком.
Читайте также: