Анализ результатов беседы кратко

Обновлено: 03.07.2024

1. Основные характеристики ученика/студента. Здесь Вы приводите те особенности ученика/ студента, выявленные в результате беседы, которые Вы полагаете наиболее значимыми для учебной деятельности, с обязательным обоснованием их значимости.

2. Возможности ученика/студента. Здесь Вам необходимо охарактеризовать те качества ученика/студента, которые, на Ваш взгляд способствуют эффективности его учебной деятельности. Особо отметьте те качества, которые способствуют освоению преподаваемого Вами предмета.

3. Ограничения ученика/студента. Здесь Вы отмечаете те качества ученика/студента, которые препятствуют его учебной деятельности, снижают ее мотивацию и эффективность. Детализируйте последствия этих особенностей, существующие в настоящий момент, и спрогнозируйте дальнейшие последствия. Особо отметьте те качества, которые препятствуют освоению преподаваемого Вами предмета.

4. Сравнение результатов наблюдения и беседы. Укажите, какие выводы, сделанные Вами относительно ученика/студента на основании наблюдения, не согласуются с тем, как он сам себя видит и что рассказал Вам о себе в ходе беседы. Проанализируйте возможные причины и последствия этой рассогласованности.

5. Рекомендации для педагогов. Сделайте выводы о том, каким образом выявленные Вами особенности ученика/студента могут быть учтены педагогами для обеспечения индивидуального подхода. Особо отметьте, что можно сделать педагогам для того, чтобы повысить успеваемость данного ученика/студента по преподаваемому Вами предмету.

Психологическая характеристика учащегося

Психологическая характеристика учащегося представляет собой подробное описание выраженности психологических характеристик. Как правило, психологическую характеристику учащегося составляют психологи, работающие в учебном заведении. Основанием для написания являются результаты специально проведенных психологических методик. Однако психологическая характеристика часто является компонентом педагогической характеристики (психолого-педагогическая характеристика). Такая характеристика, как правило, составляется преподавателем, непосредственно взаимодействующим с учащимся. Цели написания характеристики могут быть различны: по требованию родителей, для принятия решения о переводе учащегося из одного класса в другой, из младшей школы – в старшую или при переходе в другую школу. По окончании школы для поступления в другое учебное заведение тоже может понадобиться характеристика. В военкоматах от призывников тоже не редко просят характеристику с места учебы, ее требуют в милиции, при постановке неблагополучного ученика на учет или при заведении уголовного дела. , для принятия решения об обращении к психологу и др. Такая характеристика составляется на основании наблюдений и бесед с учащимся и его окружением.

Структура психологической характеристики состоит из следующих частей: общие сведения об учащемся; особенности психических процессов и эмоций; описание личностных качеств; особенности темперамента и характера; социальная подструктура личности; выводы и рекомендации. Характеристика может быть полной и включать все разделы, а может охватывать те, которые согласуются с целью написания характеристики.

. Что в учебной деятельности вызывает у тебя наибольшее желание учиться? Что препятствует этому желанию? Почему?

Больше всего хочется поступить в Мединститут, поэтому стараюсь.

7.2. Интересно ли тебе учиться? Почему? Для чего ты учишься?

Учусь для себя, чтоб голова пустой не была, чтобы родители гордились.

Я считаю, что исходя из беседы, можно рекомендовать преподавателям помочь Стельченко Диане в достижении цели поступить в Мединститут. Более углубленно изучать такие предметы как биология и химия, давать дополнительные задания повышенной сложности, направлять по верному пути, помогать в освоении более сложных тем, стимулировать стремление и хвалить за успехи и достижения.

Елена воспитывается в многодетной неполной семье, родители в разводе. Воспитанием дочери занимается мать Стельченко Ольга Станиславовна, бабушка Губич Татьяна Михайловна, непосредственное участие принимает и отец девочки Стельченко Анатолий Валентинович. В беседе с классным руководителем и социальным педагогом выяснилось, что психологическая обстановка в семье благоприятная. Доверительные, доброжелательные взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в развитии Дианы. Родители поддерживают дочь во всех её стремлениях.

Диана обладает высоким уровнем внимания, легко и быстро сосредотачивается на объяснении. Никогда не отвлекается на уроке, не делает ошибок по невнимательности. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала.

На уроках проявляет хороший уровень логического мышления, быстро схватывает материал, в числе первых решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения. Предпочтение отдает естественным и гуманитарным наукам, многократно участвовала в олимпиадах. Интересы направлены на учебную и спортивную деятельность Много читает художественной литературы, вследствие чего речь хорошо развита, выразительна и образна, может ярко и эмоционально выражать свои мысли. Из мотивов обучения преобладает познавательный интерес к предметам.




Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, девочку может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

Стельченко Диана в меру активна во всех сферах школьной жизни, участвует в общественной жизни школы и класса, в работе ученического самоуправления, в культмассовых мероприятиях, член школьной стенгазеты, с 2012 года член БРСМ.

Ответственна, всегда старается хорошо и в срок выполнить порученную ей работу. Довольно часто выступает зачинателем нового дела, всегда организована, любознательна, аккуратна.

Волевые качества у учащейся сформированы хорошо. Обладает высокой самостоятельностью, настойчивостью, способностью доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели.

Преобладающий тип темперамента – сангвиник. Этот тип соответствует таким характеристикам учащейся, как работоспособность, энергичность, оптимизм, отзывчивость, общительность. Всегда проявляет заботу о знакомых и незнакомых людях, старается оказать помощь и поддержку. Всегда правдива по отношению к другим людям. Говорит правду и тогда, когда ей это невыгодно. В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: Диану уважают, считаются с её мнением, доверяют ответственные дела, постоянно избирается старостой класса.

1. Компетентность в области личностных качеств
1.1 Социально-психологическая компетентность
Проявление психологических компонентов
1. Все обучающиеся безбоязненно обращаются ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса +
2. Умею смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания +
3. Умею поддержать обучающихся и коллег по работе +
4. Умею находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося +
5. Умею анализировать причины поступков и поведения обучающихся +
1.2 Самоорганизованность
1. Умею организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока +
2. Рабочее пространство учителя хорошо организовано +
3. Конструктивно реагирую на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности +
4. Своевременно вношу коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации +
5. Сохраняю самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой +
2.Компетентность в области мотивации учебной деятельности
2.1Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
1. Умею вызвать интерес у обучающихся к своему предмету +
2. Отмечаю даже самый маленький успех обучающихся +
3. Демонстрирую успехи обучающихся родителям +
4. Демонстрирую успехи обучающихся одноклассникам +
5. Умею дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех +
2.2 Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
1. Выстраиваю деятельность на уроке с учетом уровня развития интересов учащихся и направленности мотивации +
2. Владею большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета +
3. Использую знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности +
4. Умею создать доброжелательную атмосферу на уроке +
5. Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой мной: содержание, методы, результаты и др. +
3. Компетентность в области организации учебной деятельности
3.1 Умение организовать учебную деятельность обучающихся
1. Использую методы и приемы, развивающие внимание, мышление, память, речь +
2. Формирую у обучающихся навыки учебной деятельности +
3. Излагаю материал в доступной форме в соответствии с особенностями восприятия +
4. Подаю учебный материал с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся +
5. Умею организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа- пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.) +
3.2 Умение реализовывать педагогическое оценивание
1. Учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании +
2. Аргументирую оценки, показываю обучающимся их достижения и недоработки +
3. При оценивании учитываю ценности учащихся +
4. Умею сочетать методы педагогического оценивания, самооценки и мотивации обучающихся +
5. Способствую формированию навыков самооценки учебной деятельности. +
4. Коммуникативная компетентность
1. Поддерживаю инициативу учащихся и всегда даю всем высказать свое мнение +
2. Задаю уточняющие закрытые и открытые вопросы +
3. Умею устанавливать контакт, применяю индивидуальный подход в общении с учащимися +
4. Открыто, свободно выражаю своим мысли, чувства +
5. Гибко перестраиваюсь в случае возникновения в общении напряжения, разрешаю конфликты +

Сравнительный анализ результатов наблюдения и беседы;

. Что в учебной деятельности вызывает у тебя наибольшее желание учиться? Что препятствует этому желанию? Почему?

Больше всего хочется поступить в Мединститут, поэтому стараюсь.

7.2. Интересно ли тебе учиться? Почему? Для чего ты учишься?

Учусь для себя, чтоб голова пустой не была, чтобы родители гордились.

Я считаю, что исходя из беседы, можно рекомендовать преподавателям помочь Стельченко Диане в достижении цели поступить в Мединститут. Более углубленно изучать такие предметы как биология и химия, давать дополнительные задания повышенной сложности, направлять по верному пути, помогать в освоении более сложных тем, стимулировать стремление и хвалить за успехи и достижения.

Елена воспитывается в многодетной неполной семье, родители в разводе. Воспитанием дочери занимается мать Стельченко Ольга Станиславовна, бабушка Губич Татьяна Михайловна, непосредственное участие принимает и отец девочки Стельченко Анатолий Валентинович. В беседе с классным руководителем и социальным педагогом выяснилось, что психологическая обстановка в семье благоприятная. Доверительные, доброжелательные взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в развитии Дианы. Родители поддерживают дочь во всех её стремлениях.

Диана обладает высоким уровнем внимания, легко и быстро сосредотачивается на объяснении. Никогда не отвлекается на уроке, не делает ошибок по невнимательности. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала.

На уроках проявляет хороший уровень логического мышления, быстро схватывает материал, в числе первых решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения. Предпочтение отдает естественным и гуманитарным наукам, многократно участвовала в олимпиадах. Интересы направлены на учебную и спортивную деятельность Много читает художественной литературы, вследствие чего речь хорошо развита, выразительна и образна, может ярко и эмоционально выражать свои мысли. Из мотивов обучения преобладает познавательный интерес к предметам.

Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, девочку может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

Стельченко Диана в меру активна во всех сферах школьной жизни, участвует в общественной жизни школы и класса, в работе ученического самоуправления, в культмассовых мероприятиях, член школьной стенгазеты, с 2012 года член БРСМ.

Ответственна, всегда старается хорошо и в срок выполнить порученную ей работу. Довольно часто выступает зачинателем нового дела, всегда организована, любознательна, аккуратна.

Волевые качества у учащейся сформированы хорошо. Обладает высокой самостоятельностью, настойчивостью, способностью доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели.

Преобладающий тип темперамента – сангвиник. Этот тип соответствует таким характеристикам учащейся, как работоспособность, энергичность, оптимизм, отзывчивость, общительность. Всегда проявляет заботу о знакомых и незнакомых людях, старается оказать помощь и поддержку. Всегда правдива по отношению к другим людям. Говорит правду и тогда, когда ей это невыгодно. В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: Диану уважают, считаются с её мнением, доверяют ответственные дела, постоянно избирается старостой класса.

Анализ беседы (АБ)- это подход к изучению социального взаимодействия. Он охватывает вербальное и невербальное поведение в ситуациях повседневной жизни. Его методы адаптированы для охвата целевых и институциональных взаимодействий, которые происходят в офисах врачей, судах, правоохранительных органах, телефонных линиях доверия, образовательных учреждениях и средствах массовой информации.

История

Анализ беседы появился в результате совместных исследований Харви Сакса, Эмануэля Шеглова, Гейл Джефферсон и их студентов в 1960-х и начале 1970-х годов. В 1974 году была опубликована эпохальная статья в журнале "Язык", озаглавленная "Простейшая систематика для организации поворота к разговору". Она предоставила подробный пример аналитического метода разговора друг с другом с одновременной формулировкой лингвистических проблем. Статья остается самой цитируемой и загружаемой из всех, когда-либо опубликованных в истории журнала.

Вам будет интересно: Нажива — это что такое? Толкования слова

Механизм беседы

Идея и цели

Центральная цель аналитического исследования беседы - описание и экспликация компетенций, которыми пользуются и на которые опираются обычные ораторы при участии в понятном, социально организованном взаимодействии. Она заключается в описании процедур, с помощью которых собеседники вырабатывают свое собственное поведение, понимают поведение других людей и имеют взаимодействие с ними.

Вам будет интересно: Скабрезный – это оценка для пошлого

Идея состоит в том, что разговоры упорядочены не только для наблюдающих аналитиков, но и для исследуемых. Методы социолингвистических исследований имеют двоякую характеристику. С одной стороны, они довольно общие, а с другой - позволяют тонко адаптироваться к местным условиям (контекстно-свободные и контекстно-зависимые).

Тема беседы

Родина языка

Основополагающее, руководящее предположение исследования в анализе беседы заключается в том, что домашняя среда языка - это совместное взаимодействие. Его структура некоторым образом адаптирована к этой среде. Это отличает АБ от многих лингвистических наук, которые обычно понимают язык как имеющий свой дом в человеческом разуме и отражающий в своей структуре его организацию. По большей части их можно рассматривать как взаимодополняющие, а не противоположные точки зрения. Язык является одновременно когнитивным и интерактивным феноменом. Его организация должна отражать этот факт.

Вам будет интересно: Вакханка – это жрица или нечто большее?

Анализ беседы

Аспекты взаимодействия

Гоффман описал взаимодействие как нормально организованную структуру внимания. Оно начинается с разговора друг с другом. АБ стремится обнаружить и описать основополагающие нормы и практики, которые делают его упорядоченным. Например, один из основополагающих аспектов связан с распределением возможностей для участия в беседе. То есть, как участник определяет, когда его очередь говорить или слушать. Другой аспект касается аппарата для решения проблем слуха, речи или понимания. Третий аспект связан с тем, каким образом говорящие производят и воспринимают суть беседы. Они должны представлять действия, с помощью которых можно достичь своих целей.

Методология

Анализ беседы начинается с постановки задачи, связанной с предварительной гипотезой. Данные, используемые в нем, представляют собой видеозаписи или аудиозаписи разговоров. Они собираются с участием исследователей или без него. Из записи строится подробная транскрипция. Затем исследователи выполняют индуктивный анализ данных с целью поиска повторяющихся паттернов взаимодействия. На его основе разрабатываются правила для объяснения возникновения усиления, модификации или замены исходной гипотезы.

Аналитическое исследование беседы

Очередности

Существуют различные способы, в которых может быть организован поворот беседы. Например, очередность может быть заранее распределена таким образом, чтобы каждый потенциальный участник имел право говорить в течение двух минут, а порядок выступлений определялся заранее (дебаты).

Также есть базовая модель ведения беседы. Она заключается в том, что участники разговора должны выражать свои высказывания (фразы, предложения или их части) во время своей очереди. Наиболее простые формы имеют место в беседах между двумя людьми, где завершения предложения или паузы может быть достаточно, чтобы оправдать следующий поворот к другому человеку.

Восстановление

Важная область исследования в рамках анализа беседы касается систематически организованного набора практик "восстановления", или "ремонта". Участники используют его для решения проблем речи, слуха и понимания. Начало восстановления означает возможное расхождение с предшествующим разговором. Результат ремонта приводит либо к решению, либо к отказу от проблемы. Конкретный сегмент разговора, к которому относится восстановление, называется "источником проблем" или "ремонтопригодным".

Ремонт может быть инициирован либо спикером, либо другим участником.

Разговор друг с другом

Механизм поворотов

Повороты беседы используются для равномерного распределения - кому предоставляется слово во время разговора. Они включают использование повторов, выделение лексических форм (слов), использование темпоральных регуляторов и речевых частиц. Система поворота состоит из двух различных компонентов:

  • механизм распределения;
  • лексические компоненты, которые используют для заполнения пауз.

В связи с этим разработаны правила деловой беседы:

  • Текущий оратор выбирает следующего. Это может быть сделано путем использования терминов адресации (имен) или инициирования действий с визуальным контактом.
  • Следующий оратор сам выбирает. Когда нет очевидного адресата и потенциальных респондентов. Это можно сделать путем перекрытия, используя устройства ввода поворота, такие как "хорошо" или "вы знаете".
  • Текущий оратор продолжает. Если никто не берет разговор, он может снова выступить, чтобы дополнить суть беседы.

Деловая беседа

Организация предпочтений

Аналитическая беседа может выявить структурные предпочтения в разговоре для одних видов действий над другими. Например, ответные действия, согласованные с позициями, занятыми первым действием, выполняются более прямолинейно и быстрее, чем действия, которые не согласованы. Это называется немаркированной формой поворота, которому не предшествует тишина. Форма, которая описывает поворот с противоположными характеристиками, называется отмеченной.

Модель исследовательской практики

Для построения идеализированной модели анализа беседы используются следующие шаги:

Суть беседы

Ограниченная база данных

Анализ беседы имеет тенденцию использовать очень ограниченную базу данных. Это записи естественно происходящих взаимодействий. Критика по этому вопросу может принимать различные формы. Упоминаются данные, которые не опираются на тему беседы или личность участников. Задаются вопросы, почему не используются такие источники, как интервью с участниками, их комментарии к записям или интерпретации записанных материалов группами "судей". Данная критика неприемлема для АБ, пока не будет продемонстрирована локальная процедурная релевантность.

Количественная оценка

Результаты деловой встречи полезно проанализировать. Примерная схема анализа следующая:

· Не забыли ли вы о цели разговора?

· Каков конкретный результат встречи?

· Мог ли он быть лучшим для вас или для дела?

· Все ли аргументы вы использовали? Что еще можно было сказать?

· Все ли вы выяснили у партнера, что хотели?

· Удачно ли вы отвечали на вопросы?

· Удачно ли вы парировали возражения?

· Какой была атмосфера разговора?

· Какую психологическую позицию занимал партнер? Правильную ли позицию занимали вы?

· Удовлетворен ли встречей партнер?

· Какое впечатление вы на него произвели?

· Есть ли необходимость и возможность повторной встречи?

Анализируя разговор, не следует корить себя за возможные упущения, лучше подумать, как действовать дальше. Встреча считается не напрасной, если она оставила возможность для продолжения контракта.

Задача повышения норм и стандартов этики деловой беседы, как и вообще этики делового общения, во многих странах сегодня выдвигается как одна из важнейших. Проблема стоит достаточно остро. Так, согласно опросам общественного мнения, среди широких слоев населения США господствует убеждение, что ценности этического поведения неуклонно снижаются.

Существуют различные средства и способы повышения уровня моральности делового общения. В качестве примеров повышения показателей этичности поведения, как руководителей, так и рядовых работников можно привести следующие: разработка этических нормативов на предприятии, создание комитетов и комиссий по этике, проведение социально-этических ревизий, обучение этическому поведению.

Этические нормативы делового общения и поведения должны описывать общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы разрабатываются с целью улучшить деловое общение на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания – установление нормальной нравственной атмосферы и определение этических рекомендаций при принятии решений. Каждое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы утвердить у себя высшие стандарты этики делового общения и деловых бесед, являющейся важнейшим компонентом бизнеса.

На Западе организации обычно доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов. Некоторые фирмы создают рабочие группы или постоянные комитеты по этике. Другие нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Его роль сводится к выработке суждений по этическим вопросам, в том числе и по этике делового общения. В России, к сожалению, этике деловых бесед и вообще этике делового общения не придается пока должного внимания.

Организации, фирмы, руководители и предприниматели всех уровней должны приложить максимум усилий для повышения этичности делового общения и деловых бесед, используя для этого различные способы и средства, в том числе и обучение этике делового общения.

1. Баева О.Е. Ораторское искусство и деловое общение. Минск: Наука, 2001.

2. Безруких М. Этика делового общения. Курс лекций. М., 2001.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Минск.: Наука, 2000.

4. Вебер М. Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990.

5. Конфуций. Изречения. М.: МГУ, 1994.

6. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993.

8. Психология и этика делового общения.// Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 1997.

9. Радхакришнан С. Индийская философия в 2-х т. Т.1. Пер. с англ.: СПб: Стикс, 1994.

10. Фромм Э. Психоанализ и этика: Пер. с англ. М.: Республика, 1993.

[1] Психология и этика делового общения.// Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 1997. С. 145.

[2] Радхакришнан С. Индийская философия в 2-х т. Т.1. Пер. с англ.: СПб: Стикс, 1994. – С. 187.

[3] Конфуций. Изречения. М.: МГУ, 1994 – С. 31.

[4] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. – С. 82.

[5] Вебер М. Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. – С. 85

[8] Бороздина Г.В. Психология делового общения. Минск.: Наука, 2000. С. 213.

[9] Бороздина Г.В. Психология делового общения. Минск.: Наука, 2000. С. 220.

[10] Баева О.Е. Ораторское искусство и деловое общение. Минск: Наука, 2001. С. 144.

Читайте также: