Почему философия начинается с удивления кратко

Обновлено: 04.05.2024

Гайдадымов Евгений Борисович

Философия (Конспект лекций)

Гайдадымов Евгений Борисович

Планы лекционных и семинарских занятий.

Словарь философских терминов.

Вопросы и задания.

Темы докладов и рефератов.

Учебно-методическое пособие охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственными образовательными стандартами РБ по философии для высшей школы.

Структура и содержание пособия помимо компактности изложения лекционного материала включают планы лекционных и семинарских занятий, словарь философских терминов, вопросы и задания для коллективной, индивидуальной и самостоятельной работы, темы докладов и рефератов, широкий список дополнительной литературы к каждой теме, методические рекомендации для написания рефератов.

Аристотель отмечал, что философия начинается с удивления. То же можно сказать и по отношению к науке. Наука начинается с удивления. Возьмем простой пример - падение яблока на землю. Каждый из нас, по-видимому, не раз наблюдал это событие и вряд ли испытывал какое-то удивление по этому поводу. Это что-то обычное и не удивительное. Не знаем, реальна ли та легенда о Ньютоне, в которой рассказывается, что падение яблока привело его к великому открытию, но, как бы то ни было, именно Ньютон оказался тем человеком, который смог увидеть в падении любого предмета, в том числе и яблока, нечто таинственное и удивительное. Обычное падение яблока оказалось подчиняющимся тем же универсальным законам, что и движение планет и звезд во Вселенной.

Удивление предшествуют любому научному познанию, ведь познание - это попытка ответить на вопрос о некоторой загадке, которая пока неизвестна. Очень часто нужно уметь удивиться тому, к чему все остальные люди привыкли и считают чем-то само собой разумеющимся. Научное познание открывается здесь как искусство удивляться обычному. Привычка говорит нам: "нет ничего удивительного". Наука протестует: "все удивительно и таинственно".
Но удивление порождает непонимание - ведь удивительно то, что происходит, хотя не должно было бы происходить. Возникает вопрос: "Почему? " Почему падает яблоко, почему светит Солнце, идет дождь . Так начинается научное познание.. .

Движение к истине, т. е. поиск сути вещей, обнаженной реальности, скрывающейся под покровом обыденных мнений и предрассудков, прежде всего предполагает удивление.

Удивление в данном случае означает особый познавательный акт философствующего ума, когда при взгляде на привычный, давно примелькавшийся предмет с наших глаз внезапно спадает пелена. Предмет предстает не только в новом свете, но и как некая загадка, как нечто непонятное, порывающее с очевидностями "здравого смысла".
Наше прежнее представление о предмете вдруг оказывается странным и из общепринятой истины превращается в кажимость.

Речь о том, что философия не воспринимает мир как данность. Философа привлекает не тот факт, что чего-то нет, а то факт, что что-то есть. Удивительное именно в том, что что-то существует. Потому что сразу возникают вопросы, почему оно существует, как оно существует, и чем оно вообще на самом деле является. Философия - это поиск причин и закономерностей всего сущего. Поскольку науки в современном понимании в древнем мире не существовало, ее функции выполняла философия, считающаяся наряду с математикой матерью всех наук.

Рит, а кому задавали урок по философии в универе - вам или Квещену? ))) не претендую на глубину, но как мне кажется что здесь дело вот в чем: удивление это сильная и захватывающая человека эмоция, связанная с тем что человек находится под впечатлением от созерцания чего то неожиданного, странного, непонятного и это непонятное завораживает, захватывает и тем самым. Читать далее

Философия начинается с удивления, об этом говорил ещё Аристотель, однако, что это за удивление? Эмоция, или нечто иное, нечто связанное, но при этом несколько отличное от такого психического процесса.

Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, сначала определим, чему удивляется человек. Согласно Аристотелю удивление появляется от того, что мы что-то не знаем. Осознание незнания и инициирует удивление, которое, в итоге, и выливается в философию. Данная концепция имеет некоторую порочность. Когда мы определяем в качестве мотора нечто неизвестное, то мы должны понимать, что такое удивление в итоге настолько свыкается с чем-то неведомым, что оно перестает быть чем-то удивительным, согласитесь, мало кого удивляет то, что он не знает, к примеру, математического аппарата КТП, или же о существовании "1000 хеттских богов". Причиной тому является то, что к тому, с чем мы не знаком мы приобщаемся по одной, достаточно шаблонной схеме - через ознакомление. Поэтому Аристотелевское удивление плохо подходит под определение философского, так как тогда бы не знали мы ни Платона, ни Канта, ни Гуссерля, ни Хайдеггера, ни Франка, так как они бы просто потеряли это самое "удивление", свыкнувшись с обыденностью того, что за гранью их знания и понимания.

Однако, мы этого не видим, поэтому лучше подойти с другой стороны. Лично мне кажется, что наиболее плодотворным будет отталкиваться от следующих слов:

"Философия начинается с удивления, и это настоящее удивление не тому, что чего-то нет. …Философ удивляется тому, что вообще что-то есть".

Это самое что-то, по сути, и есть само бытие. Философское удивление по своему предмету онтологично, в какой-то мере, возможно, оно сродни трансцедентальному воображению (об этом можно будет поразмышлять позднее). Но, возвращаясь к проблемам более насущным, стоит задаться вопросом о том, почему же это самое удивление столь редко проявляется среди людей, как оно вообще работает, почему, в отличии от аристотелевского понимания оно не может исчерпать своей силы и стать обыденностью? Здесь мы обратимся к ученику Гуссерля Ойгену Финку:

Сложно что-то сказать после столь исчерпывающего ответа на все поставленные ранее вопросы. Осталось только подвести некоторые итоги и дать рабочее определение философскому удивлению.

Собственно, на вопрос почему мало кто философствует, ответ заключается в том, что многие из нас погрязли в повседневности, которая разлагает наш ум и приводит его к завороженностью миражом . Этим словом я обозначу то, что Финк назвал "метафизической вялостью", термин, как по мне тесно связанный с тем, что каждый из нас имеет свое субъективное восприятие мира, так сказать, свой собственный мирок. Однако, этот "мирок" не просто говорит о своем существовании, но и очаровывает человека, уводя его далеко в пустыню, к гибели разума. Эта самая очарованность миражом, которая приводит к упорному следованию за иллюзией и есть метафизическая вялость.

Мираж непостоянен, он радикально изменяется апостеори, оттого и подход к его преодолению будет всегда разным, в отличии от того, что просто пребывает в неизвестности. Поэтому такое понимание более полноценно по отношению к тому, что досталось нам от Аристотеля как исток философии. Итак, как говорилось ранее, необходимо дать рабочее определение:

Аристотель – древнегреческий философ, живший в 384-322 годах до н. э. Родился городе Стагире, в семье потомственного врача. После смерти родителей Аристотель отправился в город Афины, чтобы получить там образование. 20 лет пробыл в Академии Платона сначала в качестве ученика, а затем и учителя. После смерти Платона Аристотель покинул Афины и много странствовал. В 355 году, когда Александр Македонский стал царем, Аристотель вновь вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу – Ликей. После смерти Александра Македонского Аристотель, считавшийся его приверженцем, был вынужден бежать из Афин и поселиться в Халкиде, где и умер.

Философия – рациональное осмысление мира. Философ отличается от обыкновенного человека тем, что воспринимает мир не просто как данность, а ищет причины тех или иных жизненных явлений. Ум его направлен на то, чтобы найти истину. Философски мыслящий индивид во всем сомневается, живет в состоянии удивления.

Исходя из такой трактовки философии, Аристотель сформулировал принципы классификации наук. По его мнению, все науки можно разделить на 3 группы:

1. Теоретические науки, к которым относятся философия, физика, математика. Характерной чертой этих наук является то, что их цель – знание ради самого знания.

2. Практические науки. К ним можно отнести этику и политику. Они познают действительность ради достижения морального совершенствования человека.

3. Продуктивные науки – метеорология, биология и другие. Они преследуют целью знание, которое помогает в конструировании определенных объектов.

Известно, что знакомство Аристотеля и его знаменитого наставника Платона произошло в школе, основанной последним. Занятия в ней представляли собой по большей части беседы за пиршественным столом. Доступ туда имели друзья и любовники Платона, среди которых оказался и молодой Аристотель.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Беседа пятнадцатая Философия начинается с нуля

Беседа пятнадцатая Философия начинается с нуля Конкурентно-капиталистическая форма хозяйствования, основанная на индивидуализме, и точные науки, основанные на рационализме, были не единственными плодами протестантской революции. Ещё одним её плодом была

В. Аристотель

В. Аристотель С этим замечанием мы оставляем Платона, с которым неохотно расстаешься. Но переходя к его ученику Аристотелю, мы опасаемся, что нам придется быть еще более пространными, ибо он был одним из богатейших и глубокомысленнейших из когда -либо явившихся на арене

С чего начинается утро успеха

С чего начинается утро успеха Правильная жизнь – это жизнь осмысленная и успешная, а успешная жизнь начинается с постановки цели.Вначале нужно цели поставить. Поставить цели на год, на три года, на пять лет. Записать эти цели, нарисовать эти цели, рассказать об этих целях

V. Аристотель

Аристотель

Аристотель Биография Аристотеля известна нам из сочинений Диогена Лаэрция, Дионисия Галикарнасского и некоторых других писателей.Аристотель родился в 384 г. в Сагире, греческой колонии, недалеко от Афона. Отец его, Никомах, был лейб-медиком и другом македонского царя

2. Аристотель

2. Аристотель Как мы хорошо знаем, основное отличие Аристотеля от Платона заключается в чрезвычайно внимательном и зорком отношении Аристотеля к частностям и ко всему единичному в сравнении с общими категориями и особенно с предельно–общими. Это мы называли

2. Аристотель

2. Аристотель а) Если исходить из того, что раньше мы говорили о природе и искусстве у Аристотеля (ИАЭ IV 377 – 383), то можно определенно сказать, что и у этого философа природа тоже резко отличается от материи, поскольку она является сущностью материальных явлений и даже их

3. Аристотель

3. Аристотель а) После Платона интерес к иронии не ослабевает. До Аристотеля понятие "ирония", между прочим, совпадало и с "хвастовством". Например, в словаре Гезихия находим слово th?pos, объясняемое как "льстец", "иронист". Можно найти тексты, относящиеся к тому времени, которые

Начинается дегуманизация искусства

Начинается дегуманизация искусства С головокружительной быстротой новое искусство разделилось на множество направлений и разнообразных устремлений. Нет ничего более легкого, нежели подмечать различия между отдельными произведениями. Но подобное акцентирование

Сосуществование начинается с самого себя

Сосуществование начинается с самого себя Не всегда легко отделить то, чего хочет тело, от того, что требуют эмоции или просит наш разум, тем более что эти требования и просьбы не всегда ясные и не всегда постоянные.Безусловно, необходимо согласие между этими факторами,

2. Жизнь начинается с человека

Институциализация удивления

Начинается ли размышление с умозаключения?

Начинается ли размышление с умозаключения? Холмы по ту сторону озера были очень красивы, а за ними возвышались заснеженные горы. Весь день шел дождь, но теперь, словно неожиданное чудо, небеса внезапно посветлели, и все стало живым, радостным и безмятежным. Цветы были

АРИСТОТЕЛЬ

Читайте также: