Какие особенности имеют рассмотрение и расследование дел несовершеннолетних в судах кратко

Обновлено: 18.05.2024

Особый порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обусловлен обязательным применением специальной правовой защиты таких лиц. Это обусловлено их возрастными, социальными и физиологическими особенностями.

Направленность правосудия касательно несовершеннолетних должна лежать в области максимального обеспечения исследования обстоятельств совершенного ими деяния в индивидуальном порядке. Это должно быть соизмеримо с личностными особенностями таких лиц, а также с обстоятельствами преступления и должно помогать пресечению противозаконных действий экстремистской направленности, обеспечивать ресоциализацию несовершеннолетних и защиту законных интересов жертв преступления (п.3 Пленума ВС РФ №1 от 1 февраля 2011 года).

Особенности уголовного производства по делам несовершеннолетних

Производство по делам лиц, не достигших совершеннолетия идет в общем порядке согласно частям 2 и 3 Уголовно-процессуального Кодекса РФ совместно с изъятиями, прописанными в статье 50 того же кодекса.

Несовершеннолетними считаются лица, которым на момент совершения преступного деяния было от 14 лет, но еще не исполнилось 18 (статья 87 Уголовного Кодекса РФ).

Присутствие в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ главы, посвященной особенностям ведения уголовных дел касательно несовершеннолетних, полностью соответствует международно-правовым обязательствам нашего государства. Резолюция ООН 40/33 (действует с 10.12.1985) предусматривает Минимальные стандартные правила, которые касаются правосудия применяемого к лицам, не достигшим совершеннолетия. Эти правила известны под наименованием Пекинских и согласно им (в рамках любой национальной юрисдикции) необходимо принимать все возможные усилия для формирования и принятия комплекса законов/правил/положений, напрямую относящихся к несовершеннолетним преступникам, а также органам и учреждениям, в чьи функции входит правосудие над ними. Такие органы и учреждения призваны:

  • удовлетворять потребности несовершеннолетних правонарушителей и защищать их основные права;
  • удовлетворять потребности общества;
  • неукоснительно и беспристрастно исполнять упомянутые правила.

ВС РФ в постановлении Пленума №1 (от 1 февраля 2011 года) было дано указание касательно рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних — суду, помимо уголовного и уголовно-процессуального законодательства, при их рассмотрении также необходимо соблюдать Конвенции о защите прав человека и основных свобод (действует с 1950 года), о правах ребенка (действует с 1989 года), Минимальные стандартные правила ООН о правосудии для несовершеннолетних лиц (действуют с 1985 года), Миланский план действий и Руководящие принципы в сфере предупреждения преступности и уголовного правосудия (действующие с 1985 года), Руководящие принципы ООН (Эр-Риядские) для предупреждения преступности среди несовершеннолетних лиц (действуют с 1990 года) и прочие официальные документы, касающиеся этого вопроса.

Уголовные дела, проводимые в отношении несовершеннолетних в судах 1 и 2 инстанции, должны быть отданы на рассмотрение судьям с наибольшим опытом. Такие судьи должны иметь знания в следующих областях: педагогика, социология, психология подросткового возраста, криминология, виктимология, использование ювенальных технологий в рамках процессуального законодательства.

Особенности уголовного производства по делам несовершеннолетних

Рисунок 1. Особенности производства по уголовным делам несовершеннолетних

Для производства по подобным делам характерен специальный предмет доказывания. Наряду с основным предметом, который прописан в статье 73 Уголовно-процессуального Кодекса, дополнительно устанавливаются:

  • возраст нарушителя (несовершеннолетнего), дата его рождения — стоит учитывать, что достижение возраста уголовной ответственности считается не в день рождения, а по его окончании, днем рождения считается последний день года, определенного экспертами, возраст, исчисляемый годами, устанавливается, исходя из минимального возраста, который предлагается экспертами;
  • условия жизни/воспитания такого нарушителя, уровень его психического развития и прочие личностные особенности;
  • влияние на него людей, более старших по возрасту;
  • возможность нарушителя полностью осознавать характер и опасность для общества своих действий/бездействия или же руководить ими (необходимо при наличии информации о проблемах психического развития, которые не связаны с психическими заболеваниями/расстройствами);
  • наличие/отсутствие заболеваний, которые являются препятствием для его содержания/обучения в специальном закрытом учебно-воспитательном учреждении.

Установление всех указанных обстоятельств часто бывает необходимо для принятия следующих решений: прекращение уголовного дела, возможность лишения родительских прав и тому подобного.

Роль законных представителей и защитника в уголовном производстве по делам несовершеннолетних

Также для производства по делам несовершеннолетних характерно участие в обязательном порядке законных представителей несовершеннолетнего правонарушителя и его защитника.

Законные представители несовершеннолетнего — это его родители, опекуны, усыновившие его лица, попечители, а также представители организаций, на чьем попечении находится такой правонарушитель, включая органы опеки\попечительства (согласно пункту 12 статьи 5 Уголовно-процессуального Кодекса).

Согласно статье 48 Уголовно-процессуального Кодекса РФ в уголовные дела по преступлениям, совершенным лицами, не достигшими совершеннолетия, необходимо обязательное привлекать законных представителей таких правонарушителей. Они допускаются к участию посредством постановления следователя или дознавателя с момента самого первого допроса правонарушителя в роли подозреваемого/обвиняемого (см. часть 1 статьи 426 упомянутого кодекса).

На основании Пекинских правил (пункт 10.1) в ходе задержания правонарушителя, не достигшего совершеннолетия, его родители/опекуны в незамедлительном порядке должны быть поставлены в известность об этом, если такое невозможно — должны быть оповещены позднее, в наиболее краткие сроки. Это также прописано в части 3 статьи 423 Уголовно-процессуального Кодекса.

В части 4 статьи 426 этого же кодекса прописано, что законного представителя можно отстранить от участия в деле при наличии оснований на то, что его действия вредят интересам несовершеннолетнего правонарушителя.

На основании постановлений Верховного Суда РФ к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего, относятся: невыполнение обязанностей, накладываемых статусом законного представителя, включая воспитание подследственного, а также уклонение от участия в расследовании в качестве законного представителя, злоупотребление правами, отрицательное влияние на несовершеннолетнее лицо, препятствие следствию.

Помимо этого к участию в деле о преступлении несовершеннолетнего не допускаются в качестве законных представителей лица, являющиеся соучастниками подследственного и лица, в отношении которых им было совершено правонарушение.

При отстранении законного представителя от уголовного процесса составляется постановление, после чего к участию в деле допускается новый законный представитель несовершеннолетнего.

Если законный представитель не появляется на судебном заседании, то необходимо выяснить причины этого и при необходимости привлечь других лиц в качестве законных представителей из числа тех, кто прописан в пункте 12 статьи 5 Уголовно-процессуального Кодекса РФ.

На основании пункта 3 части 2 статьи 426 указанного выше кодекса, законный представитель имеет право на участие в допросе несовершеннолетнего подследственного и иных следственных действиях, требующих присутствия несовершеннолетнего (с разрешения следователя). Однако на практике нередки случаи недопуска законных представителей к допросу, так как недобросовестным следователям легче добиться признания от подозреваемых в их отсутствие. Рассмотрим подобное явление подробнее.

Президиум ВС РФ рассматривал дело Валимухаметовой, которое заключалась в следующем (см.: постановление Президиума ВС РФ № 489п04 по делу Валимухаметовой).

Была осуществлена явка Валимухаметовой в Центральный ОВД города Набережные Челны. Там прокурор-криминалист составил протокол явки с повинной. Но в тот же день, в процессе допроса уже в роли подозреваемой, она заявила, что обстоятельства, указанные в явке с повинной, являются надуманными, после чего отказалась от дальнейших показаний на основании статьи 51 Конституции.

При следующем допросе в качестве подозреваемой Валимухаметова в присутствии адвоката подтвердила факт убийства Каримовой и Ардашировой, которое было совершено ею. На месте преступления, при проверке показаний, ею были подтверждены данные ранее показания с указанием конкретных действий преступления и их обстоятельств.

Однако, все эти данные были получены при отсутствии законного представителя Валимухаметовой, которая являлась несовершеннолетней. На основании этого факта и согласно части 1 статьи 426 и статьи 48 Уголовно-процессуального Кодекса таковой представитель должен был участвовать в деле уже на момент первого допроса девушки в качестве подозреваемой.

При допросе в качестве обвиняемой и на следующем судебном заседании Валимухаметова отказалась от своих показаний, заявив, что рассматриваемого убийства не совершала. Признательные показания были даны ею под давлением следственных работников. Обнаруженные в качестве улики отпечатки ее пальцев на пивной бутылке являются следствием того, что за пару дней до совершенного преступления обвиняемая находилась в том же лесу с сестрой и знакомыми, где и участвовала в распитии этого напитка.

При этом ни одна судебная инстанция не обратила на этот факт внимания и не рассмотрела вопрос о допустимости первоначально полученных доказательств, хоть он и поднимался стороной защиты.

На основании этого Президиумом был отменен ранее вынесенный судебный приговор вместе с определением Судебной коллегии, после чего дело было передано в этот же суд на следующее судебное рассмотрение в другом судебном составе.

В процессе уголовного производства в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, в обязательном порядке должен присутствовать защитник (согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Уголовно-процессуального Кодекса РФ). В отличие от законного представителя, в чьи функции входит моральная/психологическая поддержка, защитник, применяя свои полномочия (прописанные в статье 53 УПК РФ), оказывает нужную юридическую помощь. Помимо этого он:

  • принимает участие в рассмотрении доказательств;
  • подает ходатайства;
  • выражает свое мнение суду касательно обвинения/его доказанности, обстоятельств, которые могут оправдать подзащитного или смягчить его наказание, а также о мере наказания и прочих вопросах.

Также от законного представителя защитника отличает то, что к делу он должен быть допущен после вынесения постановления о привлечении несовершеннолетнего лица в качестве обвиняемого, либо с момента возбуждения дела, задержания/ареста, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы или начала прочих процессуальных мер, которые затрагивают права/свободы обвиняемого. Отсюда следует, что защитник допускается к делу значительно раньше законного представителя.

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого

Помимо перечисленного, для уголовного производства по делам несовершеннолетних характерен особый порядок вызова на допрос и непосредственно допроса таких подозреваемых/обвиняемых.

Вызов подозреваемого или обвиняемого, не достигшего 18 лет, который не находится под стражей, к следователю/дознавателю или в суд для проведения процессуальных действий должен осуществляться при участии его законных представителей. Если же несовершеннолетнее лицо содержится в спецучреждении — то через администрацию подобного заведения. Если несовершеннолетний правонарушитель не находится под стражей, то его вызов к следователю или другим лицам осуществляется повесткой.

Для усиления правовой защиты лиц, не достигших 18 лет, являющихся подозреваемыми/обвиняемыми, их допрос не должен длиться больше 2 часов без перерыва и не более 4 часов в сутки. Продолжительность такого допроса вносится в протокол с поминутной точностью, его увеличение запрещено даже при наличии согласия допрашиваемого. При этом такой допрос может прерываться в любой момент при наличии угрозы здоровью допрашиваемого.

Присутствие защитника при допросе несовершеннолетнего строго обязательно. Если допрашивается лицо, не достигшее 16 лет или же достигшее, но имеющее психические расстройства или отставание в психическом развитии, то при допросе обязательно должен присутствовать педагог/психолог. Их присутствие отражается в протоколе с указанием основных идентификационных данных (ФИО, дата рождения, должность и тому подобное). Участие таких специалистов может быть инициировано защитником или же лицами, проводящими допрос.

Педагог/психолог, принимающий участие в допросе, может задавать допрашиваемому вопросы, а также ознакамливаться с протоколом показаний с приведением замечаний в письменном виде о правильности/полноте записей в нем с одобрения должностного лица, проводящего допрос. Помимо этого они имеют право привести свои выводы о правильности хода допроса.

Также при допросе несовершеннолетнего может присутствовать его законный представитель, который допускается к уголовному производству с момента первого допроса.

Обеспечение прав детей в уголовном судопроизводстве

Глава 50 УПК РФ регулирует производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Законом установлены необходимые требования, обязательные для исполнения лицом, проводящим предварительное расследование по такому уголовному делу.

Органами дознания и предварительного следствия в ходе расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, должны быть выполнены требования ст. 421 УПК РФ об установлении возраста несовершеннолетнего. Число, месяц, год его рождения должны быть подтверждены свидетельством о рождении или паспортом, а при отсутствии - копией формы № 1.

При производстве следственных действий по уголовным делам, наряду с защитником (адвокатом), необходимо обязательное участие законных представителей несовершеннолетних, педагогов, психологов (ст.ст. 48, 191, 424-426 УПК РФ). При этом законный представитель должен допускаться к участию в деле с момента первого допроса несовершеннолетнего. В соответствии с ч. 12 ст. 5 УПК РФ законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший. В случае отсутствия родителей, назначенных опекунов либо попечителей, когда несовершеннолетний фактически проживает у родственников, не являющихся законными представителями, в качестве законного представителя несовершеннолетнего назначается представитель органа опеки и попечительства.

Статьей 425 УПК РФ предусмотрено обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. В соответствии с ч. 62 ст. 5 УПК РФ педагог - педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся.

Уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего устанавливается путем истребования сведений о нахождении подростка на учете у нарколога, психиатра. Об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего могут свидетельствовать данные о его низкой успеваемости, перенесенных черепно-мозговых травмах и иных заболеваниях, ненадлежащие условия воспитания в семье, жестокое обращение с подростком. Поводами к сомнению в способности несовершеннолетнего осознавать значение своих действий и руководить ими могут служить несоразмерность объективного поведения подростка с целями его действий, необычность мотивации его поведения.

При наличии сведений о возможном отставании подростка в психическом развитии, несовершеннолетний подозреваемый должен допрашиваться с участием специалиста-психолога.

При расследовании уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, проведение допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие психолога обязательно.

Показания несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, полученные без участия педагога или психолога, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.

Согласно ст.ст. 191, 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. Продолжительность следственных действий имеет существенные ограничения и зависит от возраста несовершеннолетнего. Их производство в ночное время допускается в исключительных случаях, не терпящих отлагательства. При этом в случае неявки без уважительных причин по вызову лица, осуществляющего досудебное производство по уголовному делу, несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет приводу не подлежат.

Применение видеозаписи или киносъемки допускается в ходе следственных действий, осуществляемых с участием несовершеннолетнего, если они или их законные представители против этого не возражают. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле и не предъявляются подозреваемому, обвиняемому, его законному представителю и защитнику.

Согласно ч. 2 ст. 423 УПК РФ при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность передачи его под присмотр в порядке, установленном ст. 105 УПК РФ. В соответствии со ст. 108 УПК РФ, ч. 6 ст. 88 УК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть избрана несовершеннолетним, впервые совершившим преступление небольшой и средней тяжести в возрасте до 16 лет, а также остальным несовершеннолетним, совершившим впервые преступление небольшой тяжести.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

23 июня 2020, 10:39

Особенности расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних

Глава 50 УПК РФ регулирует производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Законом установлены необходимые требования, обязательные для исполнения лицом, проводящим предварительное расследование по такому уголовному делу.

Органами дознания и предварительного следствия в ходе расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, должны быть выполнены требования ст. 421 УПК РФ об установлении возраста несовершеннолетнего. Число, месяц, год его рождения должны быть подтверждены свидетельством о рождении или паспортом, а при отсутствии - копией формы № 1.

При производстве следственных действий по уголовным делам, наряду с защитником (адвокатом), необходимо обязательное участие законных представителей несовершеннолетних, педагогов, психологов (ст.ст. 48, 191, 424-426 УПК РФ). При этом законный представитель должен допускаться к участию в деле с момента первого допроса несовершеннолетнего. В соответствии с ч. 12 ст. 5 УПК РФ законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший. В случае отсутствия родителей, назначенных опекунов либо попечителей, когда несовершеннолетний фактически проживает у родственников, не являющихся законными представителями, в качестве законного представителя несовершеннолетнего назначается представитель органа опеки и попечительства.

Статьей 425 УПК РФ предусмотрено обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. В соответствии с ч. 62 ст. 5 УПК РФ педагог - педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся.

Уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего устанавливается путем истребования сведений о нахождении подростка на учете у нарколога, психиатра. Об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего могут свидетельствовать данные о его низкой успеваемости, перенесенных черепно-мозговых травмах и иных заболеваниях, ненадлежащие условия воспитания в семье, жестокое обращение с подростком. Поводами к сомнению в способности несовершеннолетнего осознавать значение своих действий и руководить ими могут служить несоразмерность объективного поведения подростка с целями его действий, необычность мотивации его поведения.

При наличии сведений о возможном отставании подростка в психическом развитии, несовершеннолетний подозреваемый должен допрашиваться с участием специалиста-психолога.

При расследовании уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, проведение допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие психолога обязательно.

Показания несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, полученные без участия педагога или психолога, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.

Согласно ст.ст. 191, 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. Продолжительность следственных действий имеет существенные ограничения и зависит от возраста несовершеннолетнего. Их производство в ночное время допускается в исключительных случаях, не терпящих отлагательства. При этом в случае неявки без уважительных причин по вызову лица, осуществляющего досудебное производство по уголовному делу, несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет приводу не подлежат.

Применение видеозаписи или киносъемки допускается в ходе следственных действий, осуществляемых с участием несовершеннолетнего, если они или их законные представители против этого не возражают. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле и не предъявляются подозреваемому, обвиняемому, его законному представителю и защитнику.

Согласно ч. 2 ст. 423 УПК РФ при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность передачи его под присмотр в порядке, установленном ст. 105 УПК РФ. В соответствии со ст. 108 УПК РФ, ч. 6 ст. 88 УК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть избрана несовершеннолетним, впервые совершившим преступление небольшой и средней тяжести в возрасте до 16 лет, а также остальным несовершеннолетним, совершившим впервые преступление небольшой тяжести.

Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Рассмотрение уголовного дела в отношении несовершеннолетних возможно в закрытом судебном заседании (п. 2 ч. 2 ст. 241 УПК РФ). Данное правило направлено на то, чтобы уменьшить психотравмирующее воздействие судебного процесса на несовершеннолетнего и обеспечить индивидуализацию судебного процесса, — одно из важнейших требований ювенальной юстиции. Однако и в этом случае действует общее правило, установленное ч. 7 ст. 241 УПК РФ, о том, что приговор должен быть провозглашен в открытом заседании.

В судебном заседании, как и в стадии предварительного процесса, законный представитель (ст. 428 УПК РФ) является активным участником процесса. Он наделяется широкими правами, что позволяет ему (наряду с защитником) активно представлять и защищать интересы несовершеннолетнего.

Законные представители имеют право участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения суда, участвовать в заседании суда, рассматривающего дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Вместе с тем, если есть основания считать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого или направлены на воспрепятствование объективному рассмотрению дела, мотивированным определением (постановлением) суда он может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве. В этом случае допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого. Законный представитель несовершеннолетнего подсудимого может участвовать в деле в качестве защитника или гражданского ответчика, он имеет права и несет обязанности указанных участников процесса (ст. 428 УПК РФ).

По ходатайству сторон либо по инициативе самого несовершеннолетнего подсудимого он может быть удален из зала суда на время исследования обстоятельств, могущих оказать на него отрицательное влияние (ст. 429 УПК РФ). При этом суд обязан сообщить несовершеннолетнему подсудимому в достаточном объеме содержание разбирательства, происходившего в его отсутствие. Несовершеннолетнему предоставляется возможность задать вопросы лицам, допрошенным без его участия.

Имеются особенности, касающиеся заключительного этапа судебного разбирательства, связанного с постановлением и провозглашением приговора. При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего суд наряду с вопросами, обязательными для судебного разбирательства (ст. 299 УПК РФ), обязан решить еще вопрос о возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия в случаях, предусмотренных ст. 90, 91 УК РФ, вопрос возможности условного осуждения, вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы, а также вопрос об освобождении от наказания в случаях, предусмотренных ст. 92 УК РФ.

Если по делу о преступлении небольшой или средней тяжести будет признано, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения мер уголовного наказания, суд вправе прекратить уголовное дело, освободить несовершеннолетнего подсудимого от отбывания наказания и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ (ст. 431 УПК РФ). Прекращение уголовного преследования, влечет освобождение от уголовного наказания и от уголовной ответственности несовершеннолетнего. Следует уточнить, что применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним при вынесении обвинительного приговора означает освобождение несовершеннолетнего от уголовного наказания, но не от уголовной ответственности.

Ульянова Алена

При расторжении брака между родителями детей и разрешении сопутствующих вопросов в судебном порядке весьма актуальной является проблема участия несовершеннолетних в гражданском процессе – точнее, сложности, которые при этом возникают.

С одной стороны, государство предусматривает охрану и защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, а также заботу о его здоровье. Конвенция о правах ребенка гарантирует ему право быть заслушанным в ходе любого судебного заседания, которое затрагивает его интересы. Семейный кодекс РФ также содержит положения, наделяющие ребенка правом быть заслушанным в ходе судебного разбирательства.

С другой – на практике ребенку, как правило, предоставляется право высказать его мнение по вопросам, затрагивающим его интересы. Но действительно ли в заседании ребенок озвучивает именно свое мнение по интересующему суд вопросу?

Например, рассматривается вопрос об определении места жительства ребенка или о лишении отца родительских прав. Если ребенок достиг возраста 10 лет, то в обязательном порядке он приглашается в суд, который спрашивает его мнение по тому или иному вопросу. Хочет ли ребенок давать какие-либо пояснения в заседании, суд в принципе не интересует.

Здесь, конечно, сложно разграничить нежелание ребенка включаться в конфликт и нежелание одного из родителей, чтобы мнение ребенка было услышано, если оно не совпадает с мнением (желанием) этого родителя.

Когда решается вопрос об определении места жительства ребенка, то, как правило, суд назначает психолого-педагогическую экспертизу, чтобы выяснить, с кем из родителей с психологической точки зрения предпочтительнее остаться ребенку. Идея экспертизы, на мой взгляд, очень хорошая, но и здесь существует ряд недостатков, на которые обращают внимание и сами эксперты.

Во-первых, эксперт чаще всего проводит психологическое исследование ребенка, не прибегая к изучению иных педагогических аспектов, связанных с его обучением и воспитанием. Также им не запрашиваются и не исследуются характеристики с места учебы ребенка и иная медицинская документация, что, безусловно, влияет на итоговые выводы.

Во-вторых, встреча ребенка с экспертом, как правило, всего одна, в ее ходе проводится ряд тестов, помогающих определить уровень развития ребенка, его отношение к окружающему миру, семье, родителям и пр. Одна встреча и ряд тестов, с моей точки зрения, не могут дать объективную оценку психологических особенностей несовершеннолетнего, определить уровень его тревожности, характер взаимоотношений в семье, отношение к каждому из родителей. Не все дети сразу могут раскрыться перед незнакомым человеком, даже профессиональным психологом. В результате это может привести к необъективности полученных данных.

В-третьих, нередко на таких встречах присутствует мать ребенка, что также влияет на объективность выводов, содержащихся в заключении.

В-четвертых, в некоторых случаях экспертное заключение необъективно. Адвокаты сторон спора, как и суд, не смогут сами оценить выводы эксперта по этому критерию, поскольку у суда не появится оснований для сомнений при наличии у эксперта надлежащих документов, лицензии и пр. Поэтому чаще всего установить необъективность заключения сложно. Но проблема существует, о чем говорят сами специалисты в данной области. Анализируя подобные экспертные заключения, они указывают на их низкий уровень, а порой – на неверную интерпретацию результатов обследования ребенка.

Законодательство также предусматривает необходимость присутствия педагогического работника при допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданском процессе. По моему мнению, педагог, участвующий в судебном заседании, как правило, не выполняет каких-либо функций в плане защиты интересов ребенка. Если говорить о том, что он должен оградить ребенка от агрессии со стороны одного из родителей или обоих, то с этим хорошо справляется суд. Если иметь в виду, что педагог должен помочь ребенку не бояться и сформулировать свое мнение, то на практике это не работает, так как ребенок видит данного человека впервые – непосредственно в судебном заседании – и относится к нему с недоверием. С точки зрения психологии ждать от ребенка обратной реакции непрофессионально. Таким образом, роль педагога в гражданском процессе на практике представляется номинальной.

Таким же номинальным будет и участие адвоката, если обсуждать предложение о предоставлении несовершеннолетним права на бесплатную юридическую помощь адвоката.

О праве несовершеннолетнего на обращение с ходатайством о назначении ему адвоката или иного представителя

Тема внесения изменений в Семейный кодекс РФ, ГПК РФ и Закон об оказании бесплатной юридической помощи в части поправок, предусматривающих предоставление несовершеннолетним адвоката по назначению, периодически обсуждается в СМИ. Однако, на мой взгляд, предоставление адвоката несовершеннолетнему вряд ли достигнет цели, для достижения которой разрабатываются поправки. Что может узнать у ребенка адвокат в судебном заседании, какое мнение выскажет ребенок и действительно ли это его мнение? Те же самые вопросы задает и судья, получает ответы и, исходя из обстоятельств, выносит решение. Адвокат в данном случае будет лишь выполнять функцию наблюдателя и не сможет повлиять на ситуацию, так как не знает ее изнутри. Как в таком случае он будет защищать права и законные интересы ребенка, не представляя его истинного мнения? Адвокат – не профессиональный психолог. К тому же, чтобы ребенок раскрылся, нужно время, которого в судебном процессе нет.

Полагаю, если законодатель действительно беспокоится о здоровье детей, особенно психическом, и желает, чтобы суд, рассматривая подобные споры, услышал именно позицию самого ребенка, необходимо кардинально изменить подход к этому процессу.

В связи с этим представляется более правильным исключить непосредственное участие несовершеннолетнего в судебном заседании, чтобы снизить психологическое воздействие на него. Одновременно необходимо создание экспертных учреждений, которые будут заниматься психологическим обследованием семьи (не только ребенка, а именно семьи: психологической обстановки, отношения каждого из родителей к ребенку, психологического развития ребенка, его отношения к каждому из родителей, насколько развитие ребенка позволяет сделать выводы по поставленным судом вопросам, а также прочих аспектов, которые помогут выявить уровень психологической готовности ребенка оценивать ситуацию и формировать именно собственное, а не навязанное мнение по интересующему суд вопросу). Подобная оценка должна проводиться со всей тщательностью, и приоритетными должны быть интересы ребенка, его психологическое состояние.

Такое обследование должно занимать не меньше месяца – в зависимости от того, как быстро ребенок раскрылся перед экспертом. Эксперт, в свою очередь, должен подходить к этому вопросу не формально, а работать с ребенком, быть заинтересованным в нем, беседовать в игровой форме, а не только проводить тесты, которые покажут уровень развития, социальной адаптивности и прочие психологические характеристики. По итогам обследования эксперт представляет заключение в суд, которое и будет учитываться с точки зрения позиции несовершеннолетнего. Таким образом, уменьшится психологическая нагрузка на неокрепший детский организм.

Считаю, что создание названной экспертной службы и проведение обследования помогут выявить психологически неблагополучные семьи, а также семьи, в которых может быть применено физическое или психологическое насилие в отношении несовершеннолетнего.

Безусловно, экспертное заключение не должно рассматриваться как основополагающее при решении конкретного вопроса, его следует учитывать в совокупности с другими доказательствами и по возможности исключать непосредственное участие ребенка в судебном заседании.

Читайте также: