Какова роль москвы как инновационного центра кратко

Обновлено: 26.06.2024

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику особенностей физико-географического и экономико-географического положения, населения и хозяйства Москвы. Какие вам потребуются для этого источники информации?

Для подготовки ответа на вопрос задания потребуется физическая карта России, физическая карта Центральной России, экономическая карта Центральной России, карта плотности и численности населения, Интернет.

Самый большой город России, столица страны ‒ это Москва. Находится в центре Восточно-Европейской равнины, на реке Москва. Площадь Москвы без населенных пунктов составляет 994,8 кв. км. Граница города проходит по Московской кольцевой дороге. В Москве удобное транспортное положение, которое способствует развитию ЭГП региона.

Столица располагается в близости к сырьевым базам: Урал металлы; Поволжье нефть; Европейский север лес, нефть, газ, уголь и рыба. В Москве выгодное ЭГП, так как столица может влиять на развитие хозяйства всей страны. Численность населения около 15 млн. человек с высокой плотностью.

Столица Москва ‒ это один из крупнейших населенных пунктов страны, так как существует большой процент притока населения из других регионов. В Москве сосредоточена больше половины банков и крупных компаний.

Также Москва крупный центр машиностроения, энергомашиностроения, судостроения, станкостроения, приборостроения; цветной и черной металлургии; химической промышленности; легкой промышленности.

2. Перечислите основные функции Москвы и подтвердите их примерами. Какие особенности развития Москвы определены ее столичной функцией?

Основные функции Москвы:

Если проанализировать материалы средств массовой информации за день, неделю или месяц, то можно увидеть Москву, как управленческий, хозяйственный и культурный центр:

  • управленческий ‒ информация о работе правительства, административного аппарата;
  • хозяйственный ‒ информация в АПК, в промышленных центрах;
  • культурный ‒ информация про концерты, спектакли и так далее.

4. Москва считается самым дорогим, контрастным городом России с наибольшим социальным расслоением населения. Подтверждают ли материалы средств массовой информации эту мысль? Приведите примеры.

Для Москвы характерно наибольшее социальное расслоение населения, во многих средствах массовой информации уделяется достаточно внимания этой проблеме.

Действительно, уровень жизни населения Москвы очень разнообразен. В современных российских городах более выраженными становятся социальные различия в обществе, которые начали активно развиваться с окончанием социалистического периода планового хозяйства и вхождением страны в стадию глобальных процессов рыночного капиталистического развития. Наиболее ярко трансформационные процессы этого типа проявляются в пространственной структуре Москвы, которая делается всё больше похожей на западные мегаполисы.

В Москве этот показатель катастрофически велик: по состоянию на 2021 год разрыв между богатыми и бедными достиг 177,3 тысячи рублей против 20,3 тысячи рублей. 82,5 тысячи рублей, а пятая часть наименее бедных — 9,88 тысячи рублей в месяц по стране в целом. Неравенство среди доходов населения в Москве ощущается гораздо острее и имеет пространственную проекцию, которая отражается прежде всего в делении территории Москвы на богатые и бедные, или престижные и непрестижные, районы.


Исследование базируется на данных Рейтинга инновационной привлекательности мировых городов (HSE Global Cities Innovation Index 2020), в рамках которого эксперты ВШЭ проанализировали 36 глобальных центров на основе 120 показателей, характеризующих развитие технологий, институциональной среды, креативных индустрий и инфраструктуры. Доклад дает комплексное представление о сильных и слабых сторонах столицы относительно других мировых центров инноваций и может быть полезен в деятельности представителей инновационного класса Москвы — технологических предпринимателей, ученых, творческих деятелей, практиков, вовлеченных в процессы управления инновациями и отдельными секторами экономики знаний.

Исследователи ВШЭ выделили 10 ключевых вызовов развития столицы до 2030 года, а также предложили систему мер по их преодолению.

Ключевые вызовы

Москва — один из глобальных лидеров по числу стартапов (более 1,5 тыс.), но среди них нет единорогов.

Спрос московских стартапов на венчурные инвестиции превышает предложение. Несмотря на внушительное количество стартапов, город занимает 25-е место по объему венчурных инвестиций и 30-е по числу бизнес-ангелов.

В Москве локализованы представительства крупнейших компаний (всего — 424), но на 10 представительств этих компаний приходится 1,2 R&D подразделения, тогда как по всем городам Рейтинга этот показатель равен 1,6, а у топ-10 городов — 2,2.

Москва активно продвигает цифровую повестку, является лидером по развитию цифровой инфраструктуры (1-е место по числу бесплатных точек доступа Wi-Fi — более 36 тыс.), но в патентном профиле города цифровые технологии малозаметны (20-е место по числу патентных заявок в области ИКТ — 2,6 тыс.).

Московские университеты известны в мире, но пока не пользуются должной популярностью среди ведущих мировых исследователей. В российской столице расположены 15 ведущих университетов (5-е место), входящих в рейтинги QS, THE и ARWU, но с ними аффилированы лишь 5 из более чем 6 тыс. высокоцитируемых исследователей по версии Web of Science (32-е место).

В московской науке доминируют естественно-научные направления (54,5% от общего числа публикаций города), а новые быстрорастущие области представлены недостаточно. Так, Москва по-прежнему занимает последнее место среди городов выборки по доле медицины в научных публикациях (7,1%). По доле работ в области искусственного интеллекта (1,2%) московские авторы вывели столицу на 25-е место (у лидеров — Гонконга и Сингапура этот показатель составляет 4,1 и 4,0% соответственно). При этом по темпам роста публикаций в данной области Москва вышла на второе место в мире (2,53 за последние пять лет при средних темпах роста в 1,42 раза в других городах).

Москва входит в топ-10 мировых городов по развитию креативных индустрий, но отстает от лидеров по большинству показателей в 3-4 раза.

Креативный сектор Москвы обладает высоким потенциалом, но развит неравномерно. Москва занимает 3-е место по уровню развития рекламной и PR-индустрии, 10-е — по уровню развитию игровой индустрии, но только 20-е и 22-е по индустриям кино и моды.

Достопримечательности Москвы привлекают туристов, однако для инноваторов важнее состояние экосреды. Российская столица занимает первое место среди самых инновационно привлекательных центров мира по числу театров и второе — по числу музеев и картинных галерей, но находится только в третьей десятке городов по качеству экосреды.

Наше исследование показало, что Москва уверенно входит в топ-10 глобальных городов, привлекающих инноваторов. Однако в мире обостряется конкуренция за технологические и креативные таланты: традиционным лидерам Запада бросают вызов растущие мегаполисы Азии и Латинской Америки. Сохранит ли столица позиции и статус мирового инновационного центра, будет зависеть от того, насколько успешно сможет парировать ключевые стратегические вызовы ближайшего десятилетия. В частности, удастся ли Москве вырастить и привлечь компании-единороги, нарастить объемы предложения венчурного капитала, стать центром креативных индустрий, цифровых технологий и научных разработок транснациональных корпораций, наконец, безопасным и экологичным городом. Мы надеемся, что предложенные в докладе 48 рекомендаций помогут точнее настроить существующий комплекс мер поддержки и внесут свой вклад в дальнейшие инновационные успехи столицы.

Мегаполис продолжает свое превращение в умный город. Этого удается достичь с помощью разработки и внедрения новейших технологий и крупных проектов в строительстве, медицине, образовании, IT-сфере.

Свое технологическое первенство Москва подтверждает не только в России, но и на мировом уровне. Столица стала одним из признанных лидеров по внедрению решений умного города. К примеру, по оказанию электронных услуг населению Москва заняла первое место в рейтинге ООН. При этом российский мегаполис обошел сорок мировых мегаполисов, включая Париж, Лондон, Токио и Нью-Йорк.

Умными станут и детские сады. Дошкольные корпуса становятся мобильными. Это здания-трансформеры, в которых можно двигать стены-перегородки и менять внутренние помещения в зависимости от распорядка дня детей.

В 2019 году столичные власти займутся созданием московского инновационного кластера. Чтобы поддерживать высокий уровень цифровой инфраструктуры и услуг, нужно постоянно совершенствоваться. Кластер объединит технопарки, IT-компании, образовательные учреждения, научно-исследовательские институты и высокотехнологичные предприятия. Глобальная цель инновационного кластера – создать базу для прорывного развития всей страны.

Достижение городом Москвой не менее чем 20 позиции среди ведущих инновационных городов Европы и не менее чем
50 позиции среди ведущих инновационных городов мира за счет реализации значительного потенциала в области инноваций.

Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы

II . Характеристика текущего состояния и основные проблемы инновационного развития города Москвы

III . Основные приоритеты, цели, задачи Подпрограммы


Основные ограничивающие факторы развития инновационной системы города Москвы: - низкий уровень информированности о существующей инновационной инфраструктуре; - недостаточный уровень предпринимательской активности исследователей и населения в целом; - низкий уровень доступности программ поддержки инновационной деятельности; - некачественная работа объектов инновационной инфраструктуры; - незначительная доля инновационной продукции в государственных закупках, как городских, так и федеральных; - низкая инновационная активность в науке и промышленности, в том числе в части адаптации зарубежных и разработке собственных технологий; - отсутствие региональной политики стимулирования инновационной активности. Приоритеты города Москвы в области стимулирования инновационной активности:

- формирование инновационной экосистемы города Москвы;

- содействие опережающему развитию высокотехнологичных секторов экономики города Москвы;

- содействие осуществлению в организациях города Москвы научных исследований и разработок в приоритетных направлениях развития науки и техники;

- развитие устойчивых внутренних, межрегиональных и международных кооперационных связей организаций науки, промышленности, высших образовательных учреждений;

- создание благоприятной деловой среды для развития инновационной деятельности.

Основной целью Подпрограммы является достижение городом Москвой не менее чем 20 позиции среди ведущих инновационных городов Европы и не менее чем 50 позиции среди ведущих инновационных городов мира за счет реализации значительного потенциала в области инноваций.

Основными задачами Подпрограммы являются:

1. Стимулирование инновационной активности в городе Москве.

2. Создание эффективной системы поддержки субъектов инновационной деятельности.

3. Развитие современной и доступной инновационной инфраструктуры.

4. Стимулирование спроса на инновационную продукцию.

5. Популяризация инновационной деятельности.

IV . Характеристика мероприятий Подпрограммы

V . Характеристика мер государственного регулирования

VI . Обоснование расчета финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы


Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы в 2012-2016 годах составит 23 260 280,1 тыс. руб. за счет средств бюджета города Москвы, из них по годам реализации: - в 2012 году – 6 133 146,1 тыс. руб.; - в 2013 году – 5 176 338,0 тыс. руб.; - в 2014 году – 4 542 636,0 тыс. руб.; - в 2015 году – 3 596 194,2 тыс. руб.; - в 2016 году – 3 811 965,8 тыс. руб. Ресурсное обеспечение реализации мероприятий подпрограммы за счет средств бюджета города Москвы приведено в таблице 6. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета города Москвы, федерального бюджета и юридических лиц на реализацию целей подпрограммы содержаться в таблице 7. Порядок ежегодной корректировки объемов и структуры расходов бюджета города Москвы на реализацию Подпрограммы определяется порядком составления проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год и плановый период реализации Подпрограммы.

VII . Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками Подпрограммы


Анализ рисков и принятие мер по минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы осуществляет Ответственный исполнитель Подпрограммы. Основные риски реализации Подпрограммы могут быть сведены в две группы – риски общего характера и риски, обусловленные действием внешних факторов. К рискам общего характера относятся риски неэффективного и неполного использования органами исполнительной власти города Москвы и субъектами инновационной деятельности инновационной инфраструктуры, совершенствуемой в рамках Подпрограммы. К рискам, обусловленным действиями внешних факторов, могут быть отнесены: - рост инфляции и ухудшение финансового состояния организаций, осуществляющих инновационную деятельность; - увеличение ставок налоговых и рентных платежей; - значительное сокращение спроса на инновационную продукцию, произведенную в городе Москве (в том числе после дня вступления в силу для Российской Федерации протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации); - усиление кризисных явлений в банковском секторе, включая увеличение процентной ставки за пользование кредитами; - увеличение дефицита кадров в инновационной сфере, в том числе по причине отсутствия программ поддержки специалистов в высокотехнологичных секторах экономики и программ привлечения зарубежных исследователей; - низкие темпы формирования инновационной инфраструктуры города Москвы; - замедленное реформирование системы государственного заказа в Российской Федерации, в том числе на основе применения федеральной контрактной системы; - возможные изменения порядка и объемов бюджетного финансирования мероприятий Подпрограммы в случае ухудшения экономической ситуации; - изменение нормативного правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации, в том числе после дня вступления в силу для Российской Федерации протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации; Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации мероприятий Подпрограммы, оценки их эффективности и результативности. Минимизация рисков общего характера осуществляется на основе формирования ежегодных планов реализации Подпрограммы и мониторинга ее выполнения, позволяющего выявлять причины и принять соответствующие меры: повышение инвестиционной привлекательности проектов Подпрограммы; повышение квалификации государственных гражданских служащих, популяризации приоритетов и мероприятий Подпрограммы среди населения и организаций, осуществляющих инновационную деятельность, а также инвесторов (при неэффективном и неполном использовании результатов осуществленных проектов и мероприятий Подпрограммы). Минимизация рисков, обусловленных действиями внешних факторов, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны Ответственного исполнителя Подпрограммы в адрес исполнительных органов власти.

Читайте также: