Подсистемы управления проектом кратко

Обновлено: 30.06.2024

Предметные области и управляемые параметры в рамках проекта включают: время (сроки), трудовые ресурсы, стоимость и издержки, доходы, закупки и поставки ресурсов и услуг, ресурсы, изменения по проекту, риски, информацию и коммуникации, качество.

Отличие подсистем от функций управления проектом заключается в том, что подсистемы ориентированы на предметную область, а функции нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Так, планирование расходов и контроль расходов базируются на одной и той же предметной области - затратах, а планирование расходов и качества базируется на одинаковых процедурах (функции) составления планов, сетевом моделировании и пр.

Подсистемы управления проектами в общем случае подразделяются на управление: содержанием проекта, объемами работ, временем, продолжительностью, стоимостью, качеством, закупками и поставками, распределением ресурсов, информацией и коммуникациями, человеческими ресурсами, рисками, запасами ресурсов, интеграционное (координационное) управление. [11]

Управление содержанием и объемами работ проекта включает: определение его исходного содержания, контроль изменений, описание границ, рамок проекта, объемов работ и соответствующих ресурсов, планирование общей структуры проекта и объемов работ, отчетность по содержанию проекта, определение временных рамок проекта, проверку содержательной части проекта.

Управление продолжительностью проекта иногда называют управлением календарными графиками, временными параметрами. Подсистема нацелена на планирование, контроль, корректировку, оценку, анализ сроков и резервов выполнения работ с позиций своевременного завершения. Управление продолжительностью подразумевает распределение времени выполнения проекта по последовательным стадиям его осуществления; составление графиков и контроль за ходом их выполнения; планирование и контроль сроков выполнения проекта и его отдельных работ.

Управление стоимостью включает деятельность по мониторингу бюджета проекта, ресурсное планирование, стоимостные оценки, сметные расчеты и стоимостный контроль. Управление стоимостью базируется на системе учета затрат по проекту, бухгалтерской системе учета активов, задолженностей, обязательств, уплаты налогов, начисления амортизации, движения материалов, закупок и продаж, ожидаемых и реальных прибылей.

Основа управления стоимостью - контроль за расходами и выполнением календарного плана по проекту. Работа над календарным планом и бюджетом не прекращается в течение всего времени выполнения проекта. Изменения и отклонения от реального состояния дел (плана) ведут к необходимости создания нового календарного плана и к изменению стоимости и бюджета.

Одно из важнейших направлений управления стоимостью - финансирование проекта, которое может осуществляться за счет денежных средств, а также выражаемых в денежном эквиваленте прочих инвестиций, в том числе основных и оборотных средств, имущественных прав и нематериальных активов, кредитов, займов, залогов и пр.

Управление качеством. Его основными элементами являются:

· концепция системы управления качеством, имеющая целью согласовать интересы заказчика и команды проекта;

· обеспечение (поддержка) качества - комплекс управленческих мероприятий, направленных на обеспечение всеми участниками проекта требуемых им характеристик качества;

· контроль качества - комплекс технических и технологических мероприятий по проверке, анализу и внесению необходимых корректирующих воздействий.

Управление трудовыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами. В каждый текущий момент времени ресурсы проекта ограничены, и потому главными задачами управления являются их оптимальное планирование, закупки, поставки и наилучшее (оптимальное) распределение. Управление ресурсами осуществляется в рамках специальных подсистем управления проектами.

На этапе планирования проводится анализ требуемых и доступных ресурсов, необходимых для проекта, их прогнозное распределение на основе графиков потребностей в ресурсах. Различают: закупки работ, материалов, оборудования, услуг, закупки (использование услуг) консультантов проекта. Отечественная структура закупок близка к зарубежной, отличается от нее только последним элементом, не нашедшим пока широкого применения: использованием услуг консультантов.

В качестве целевой функции, подлежащей минимизации, в задачах управления запасами выступают суммарные затраты на их содержание. Управляемыми переменными в таких задачах являются объем запасов, частота и сроки их пополнения (путем производства, закупки и т.д.), степень готовности продукции, хранящейся в виде запасов, и др. Размеры запасов бывают обусловлены, как правило, колебаниями в поставках.

Управление человеческими ресурсами - подсистема управления проектом, которая включает организационное планирование, кадровое обеспечение проекта, создание команды проекта, разрешение конфликтов , совещания, переговоры, принятие решений, а также осуществляет функции контроля и мотивации трудовых ресурсов для эффективного хода работ и завершения проекта. Подсистема нацелена на руководство и координацию деятельности человеческих ресурсов проекта и использует стили руководства , методы мотивации, административные методы, повышение квалификации кадров.

Управление изменениями включает процессы прогнозирования и планирования будущих изменений, регистрации всех потенциальных изменений в содержании проекта, спецификациях, стоимости, сетевых графиках и прочем для детального изучения, оценки последствий, одобрения или отклонения, а также организации мониторинга и координации исполнителей, реализующих изменения в проекте. Один из подходов к управлению изменениями состоит в том, что управляющему проектом необходимо периодически запрашивать все документы об изменениях для контроля, перепроверки и оценки. Процесс управления изменениями должен осуществляться на всех этапах жизненного цикла проекта.

Управление рисками. Риском называют неопределенность, связанную с возможностью возникновения убытков или снижением эффективности проекта. Этапы управления рисками включают анализ рисков, разработку методов их снижения и контроль рисков.

Основными методами снижения рисков являются передача риска, диверсификация, создание резервов средств на непредвиденные расходы. Контроль и смягчение последствий рисков подразумевают пересмотр объемов работ по проекту, смет, бюджета, планов и графиков работ или изменение уровня качества без ощутимого воздействия на цели проекта.

Координационное (интеграционное) управление. Одной из важнейших управляющих подсистем является подсистема координационного, или интеграционного, управления, основная цель которой - соблюдение и поддержание существования проекта. Интеграционное (координационное) управление проектом включает мониторинг и координацию всех элементов, фаз, функций, подсистем, исполнителей проекта для обеспечения его целостности; планирование взаимоувязанной разработки проекта и контроль согласованных изменений по элементам и исполнителям.

В целом интегрированность означает требование согласованной целенаправленной деятельности участников проекта в соответствии с его целями.

Управление информацией и координацией проекта. Успешная реализация всех этапов проекта существенно зависит от своевременности информирования участников проекта, согласованной выработки и принятия решений. Обеспечение участников и процессов проекта информацией включает каналы связи, накопление, обмен и актуализацию данных, ведение баз данных, распределение информации по потребителям. Эта подсистема осуществляет предоставление, оценку, переработку, мониторинг, анализ информации в течение жизненного цикла проекта. [11]

Для управления проектами необходимы рычаги. Влиять на пути достижения результатов проекта, цели, качество, сроки и стоимость исполнения работ можно, выбирая применяемые технологии, состав, характеристики и назначения ресурсов на выполнение тех или иных работ. Существуют и вспомогательные рычаги управления: контракты, которые позволяют привлечь нужные ресурсы в нужные сроки. [10]

Участники проекта

В рамках самого проекта, а также его окружения следует выделять участников проекта, т.е. субъектов деятельности, подвергаемой проектному управлению. [23]

Состав участников проекта, их роли, распределение обязанностей, прав и ответственности зависят от типа, вида, масштаба, сложности, а также жизненного цикла проекта. Структура участников проекта не является стабильным во времени состоянием. Между проектом и окружающей его средой происходит постоянное взаимодействие и обмен материальными, финансовыми, энергетическими и информационными ресурсами с изменением состава участников, их ролей, системы взаимодействия между ними.

Участников проекта в PMI PMBOK называют стэйкхолдерами проекта. Выявить всех стэйкхолдеров проекта, их интересы часто бывает трудно и это является одной из первых задач менеджера проекта. К ключевым стэйкхолдерам относятся:

Инициатор - это субъект (физическое или юридическое лицо), являющийся носителем основной идеи проекта и инициативы его реализации. В качестве инициатора может выступать любой из будущих участников проекта, но в конечном счете деловая инициатива по реализации проекта должна исходить от существующего заказчика.

Заказчик - это субъект деятельности, заинтересованный в достижении основной цели и результатов проекта. Заказчик определяет основные требования и рамки проекта, обеспечивает его финансирование, заключает контракты с другими участниками, несет ответственность за результаты проекта.

Инвестор - это участник, осуществляющий финансирование проекта и заинтересованный в достижении его финансовых результатов. Инвестор вступает в контрактные отношения с заказчиком, осуществляет расчеты с другими участниками по мере выполнения проекта.

Руководитель проекта (проект-менеджер) - это участник, которому делегированы полномочия по управлению деятельностью, направленной на достижение целей проекта. Он несет ответственность перед заказчиком за достижение целей проекта. В отдельных крупных и сложных проектах за выполнение обязанностей руководителя проекта отвечает специально приглашенная управляющая фирма, но в любом случае в качестве полноценного руководителя проекта выступает один человек.

Для эффективного выполнения своей роли менеджер проекта должен обладать знаниями и реальным опытом в следующих областях:

ü проектный менеджмент - технологические знания и методы управления проектами;

ü общий менеджмент - знания и методы повседневного управления компаниями;

ü конкретные прикладные, предметные области.

Команда проекта - это совокупность участников, действующих под руководством проект-менеджера для достижения целей проекта. Состав и обязанности команды зависят от масштабов, сложности и других характеристик, однако во всех случаях состав команды должен иметь высокий профессиональный уровень для выполнения возложенных на нее обязанностей. Команда формируется в зависимости от потребностей, условий и организации проекта, опыта и квалификации персонала.

В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте можно выделить по крайней мере три типа проектных команд:

. Команда проекта (КП) - организационная структура, создаваемая на период осуществления всего проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду входят лица, представляющие интересы различных участников проекта.

. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей отдельных участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.

. Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления всего проекта или его фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.

К участникам проекта относятся:

• потребитель продукции проекта.

Контрактор - участник проекта, берущий на себя обязательства по выполнению отдельных работ, предоставлению продукции или услуг. Контрактор может выступать как подрядчик (исполнитель работ), поставщик (продукции, основных средств или ресурсов) или консультант. Контрактор может отвечать за выполнение всех работ по проекту, тогда он называется генеральным контрактором (или генеральным подрядчиком).

Субконтрактор -участник проекта, берущий на себя обязательства перед контрактором за выполнение отдельных работ, предоставление продукции или услуг. Субконтрактор (субподрядчик) выступает как косвенный участник проекта, работая через контрактора, с которым у него заключены договорные обязательства.

Потребитель продукции проекта - объект (юридическое или физическое лицо), являющийся покупателем или пользователем результатов проекта. Потребитель может быть конечный, который использует результаты проекта самостоятельно, или промежуточный, который осуществляет их дальнейшую передачу другим потребителям, выступая при этом посредником.

Кроме этого, в типичном проекте всегда задействованы органы государственной и местной власти, общественные группы и население, чьи интересы затрагиваются в ходе реализации проекта, спонсоры, разнообразные консалтинговые, инжиниринговые и юридические организации, вовлеченные в процесс его реализации. [23]

Управление содержанием (предметной областью) проекта определяет те процессы, которые обеспечивают включение в проект необходимых работ.

Предметную область проекта определяют:

  • цели,
  • свойства и структура продукта (услуги),
  • работы, которые должны быть выполнены для получения продукта (услуги).

Основные методы и инструменты управления – сетевой график

Направления деятельности (процессы):

  • разработка концепции,
  • определение предметной области проекта,
  • распределение работ,
  • установление отчетности,
  • введение системы контроля,
  • завершение проекта.

5.2. Подсистема управления временем

Управление временем включает те процессы, которые обеспечивают своевременное завершение проекта на основе разработанного расписания, а именно:

  • определение состава операций для получения различных результатов проекта;
  • определение взаимосвязи операций;
  • оценка длительности операций;
  • составление расписания исполнения проекта с учетом длительности операций и потребности в ресурсах;
  • управление расписанием – управление изменениями расписания проекта.

Основные методы и инструменты управления – сетевой график.

Направления деятельности (процессы):

  • планирование времени в проекте,
  • оценка продолжительности,
  • календарное планирование,
  • контроль временем в проекте.

5.3. Подсистема управления стоимостью

Управление стоимостью включает те процессы, которые обеспечивают завершение проекта в рамках установленного бюджета.

Основные методы и инструменты управления – методы определения эффективности инвестиций, сетевой график

Направления деятельности (процессы):

  • оценка и прогнозирование стоимости,
  • бюджет и сметы,
  • контроль стоимости,
  • функционально-стоимостной анализ.

5.4. Подсистема управления качеством

Управление качеством включает те процессы, которые обеспечивают удовлетворение потребности, ради которой был начат проект.

Основные методы и инструменты – стандарты, нормативы, требования, система контроля и поддержки.

Направления деятельности (процессы):

  • планирование качества – определение стандартов качества, которые соответствуют проекту, и средств реализации этих стандартов;
  • подтверждение качества – регулярная общая оценка исполнения проекта с целью подтверждения того, что проект удовлетворяет принятым стандартам качества;
  • управление качеством – контроль с целью проверки соответствия промежуточных результатов принятым стандартам качества и определение путей устранения причин неудовлетворительного исполнения.

5.5. Подсистема управления человеческими ресурсами

Управление человеческими ресурсами включает процессы, необходимые для наиболее эффективного использования людей в проекте.

Основные методы и инструменты управления – неформальные (психологические и социологические) в следующих аспектах: служебные отношения, оценка и оплата труда, трудовое законодательство и регулирование, внешние участники проекта, члены команды проекта, команда проекта.

Направления деятельности (процессы):

  • организационное планирование – определение, документирование и назначение проектных ролей, ответственностей и отношений отчетности;
  • назначение персонала – привлечение необходимых человеческих ресурсов для работы в проекте;
  • развитие команды – развитие индивидуальной и групповой компетентности с целью улучшения выполнения проекта.

5.6. Подсистема управления коммуникациями

Управление коммуникациями (взаимодействием) включает процессы, необходимые для своевременной и соответствующей подготовки, сбора, распределения, хранения и конечного использования проектной информации. Обеспечиваются связи между людьми, идеями, информацией, которые необходимы для достижения успеха.

Основные методы и инструменты – формальные (информационные технологии) и неформальные (межличностные контакты).

Направления деятельности (процессы):

  • планирование взаимодействием – определение потребностей участников проекта в информации и взаимодействии: кому и какая информация нужна, когда она необходима и каким образом будет предоставляться;
  • распределение информации – своевременное обеспечение участников проекта необходимой информацией;
  • отчетность по исполнению – сбор и распространение информации по исполнению (отчеты о текущем состоянии, измерение хода исполнения работ и прогнозирование);
  • административное завершение – подготовка, сбор, распространение информации с целью формализации завершения фазы или проекта.

5.7. Подсистема управления контрактами

Управление контрактами проекта включает процессы, необходимые для получения продуктов и услуг, обеспечивающих исполнение содержания проекта.

Основные методы и инструменты – неформальные (стратегия контрактной деятельности) при регулировании отношений с заказчиком и поставщиками.

Направления деятельности (процессы):

  • планирование контрактов – определение предмета и сроков поставки;
  • планирование заявок – документирование требований к продукту и определение потенциальных поставщиков;
  • получение предложений – получение расценок, заявок от потенциальных поставщиков;
  • выбор поставщиков;
  • администрирование контрактов – управление взаимоотношениями с поставщиками;
  • закрытие контрактов – завершение и проведение взаиморасчетов по контрактам.

5.8. Подсистема управления риском

Управление риском (воздействие на проект непредвиденных событий) – это процесс идентификации, анализа и реагирования на проектные риски. Он включает максимизацию вероятности наступления благоприятных событий и минимизацию вероятности наступления и последствий неблагоприятных событий.

Характеристика риска: непредвиденные события, вероятность появления этих событий, оценка ущерба.

Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

Функции управления процессами: планирование, организация, мотивация и контроль.

Функции управления проектами – функции, выполнение которых является необходимым при управлении проектами.

Управленческие функции включают основные, базовые виды деятельности, которые должны осуществлять управляющие работники на всех уровнях и во всех предметных областях по проекту.

Функции управления проектом осуществляются на всех этапах и фазах управления проектом и включают: планирование контроль проекта анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления , мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.

Основные функции управления проектами рассматриваются всеми школами управления проектами. (Стандарт PMI рассмотрен в практике)

В качестве основных функций можно выделить



Подсистемы управления проектами формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в рамках проекта. Предметные области и управляемые элементы в рамках проекта в самом общем виде включают: сроки, трудовые ресурсы, стоимость и издержки, доходы, закупки и поставки ресурсов и услуг, ресурсы (уже закупленные), изменения по проекту, риски проекта, информацию и коммуникации, качество и прочие. Эти подсистемы присутствуют практически в любом проекте. В каждом конкретном проекте могут добавляться специфические подсистемы.

Отличие подсистем от функций управления проектом заключается в том, что подсистемы ориентированы на предметную область, а функции нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Управление подсистемой включает выполнение практически всех функций. Так, планирование расходов и контроль расходов базируются на одной и той же предметной области - затратах, а планирование расходов и планирование качества базируются на одинаковых процедурах составления планов, сетевом моделировании и прочих.

Пояснение некоторых функций управления проектами :

1. Функции целеполагания, т.е. разработка системы целей проекта.

Методы выполнения функции:

- Бенчмаркинг (изучение опыта лидеров глобального рынка);

- Построение проблемного поля организации;

- SWOT – анализ (анализ сильных и слабых сторон организации);

- STEP –анализ (анализ факторов внешней среды, способных воздействовать на проект, создавать угрозы, вызовы, увеличивать риски проекта). Метод подразумевает исследования социальной сферы, технологической сферы, экономической сферы, политической сферы, а так же экологической сферы.

- Метод экспертных оценок;

- Технико – экономический анализ;

- Функционально – стоимостной анализ (анализ затрат на осуществление полезных функций);

- Комплексный финансово – экономический анализ и диагностика хозяйственной деятельности организации;

- Построение деревьев проблем, целей, задач, решений.

2. Функция управления качеством проекта.

Функция пронизывает все фазы, стадии и этапы жизненного цикла проекта и включает:

- Обеспечение качества проектных работ;

- Обеспечение организационных и управленческих решений;

- Обеспечение качества используемых материалов, оборудования, инструмента;

- Обеспечение качества строительно – монтажных, пуско –наладочных, эксплуатационных и сервисных работ;

- Обеспечение качества результатов проекта (продукции, услуг).

3. Функция управления временем проекта.

- Определение характера работ и их продолжительности;

- Установление сроков начала и завершения проекта;

- Минимизация (оптимизация) временных характеристик проекта;

- Контроль за развитием проекта по временным характеристикам;

- Прогнозирование сроков завершения работ, этапов и проекта в целом.

- Функция управления временем осуществляется с использованием следующих методов:

- Составлением мастер –плана проекта;

- Составления сетевых графиков работ;

- Разработкой нормативов времени на различные виды работ, в т.ч. на уникальные виды работ;

- Составлением матрицы ответственности за выполнение работ и проекта в целом.

4. Функция управления стоимостью проекта.

- Предварительную оценку затрат, связанных с проектированием и работами проекта;

- Оценка различных вариантов финансовых планов проекта и принятие оптимального финансового плана проекта;

- Определение сметы расходов на проект в целом;

- Разработка бюджета работ проекта;

- Разработка стоимостных нормативов затрат на уникальные виды работ;

- Разработка схемы движения денежных потоков;

- Аннуитет проекта (ведение бухгалтерского и управленческого учета, а также создание системы контроллинга проекта).

5. Функция управления рисками проекта.

- Изучение и прогнозирование событий, способных оказать негативное воздействие на проект;

- Оценка вероятности наступления негативных событий;

- Оценка ущерба, который могут нанести проекту негативные события;

- Разработку мер по снижению степени рисков в проекте на протяжении всего жизненного цикла проекта;

- Предупреждение возникновения рисковых событий;

- Разработку схем страхования рисков проекта, в т.ч. финансовых, технических, организационных (связанных с возможными нарушениями сроков выполнения работ в проекте), социально – политических, форс – мажорных и т.д.

6. Функции управления человеческими ресурсами в проекте.

- Определение потребностей в человеческих ресурсах, численного и квалификационного состава персонала, задействованного в проекте;

- Персональный подбор команды проекта;

- Планирование и распределение работников по рабочим местам;

- Организация обучения и повышения квалификации;

- Установление требований к компетенциям членов команды проекта;

- Установление ответственности за качество работы конкретного работника (должностные инструкции);

- Создание условий и рабочей атмосферы для коллективной работы, разрешения конфликтов;

- Разработка системы оплаты труда для команды проекта.

7. Функция управления контрактами и поставками в проекте.

- Выбор стратегии контрактной деятельности;

- Обеспечение информационно – рекламной работы;

- Определение состава, номенклатуры и сроков работы привлекаемых по контракту субъектов;

- Подготовка контрактных предложений;

- Выбор контрагентов и поставщиков проекта;

- Подготовка документации для заключения контрактов;

- Контроль за ходом выполнения контрактов и принятия мер по их выполнению.

- 8.Функция управления коммуникациями в проекте.

- Обеспечение процесса сбора, передачи, сортировки, отображения и интерпретации информации;

- Подготовка отчетов для команды управлению проектов;

- Приемка проектов (подготовка и подписание актов приемки – сдачи этапов, работ, объектов проекта);

9. Функция управления изменениями в проекте и реинжинирингом проекта.

- Мониторинг состояния и тенденций изменений основных факторов внешней среды проекта, способных вызвать в нем изменения;

- Прогнозирование возможных изменений среды и оценка их влияния на проект;

- Разработка стратегий и планов защиты проекта от возможных внешних и внутренних изменений;

- Определение необходимых изменений и их разработка;

- Сопровождение и поддержка внесения одобренных изменений в проект;

- Контроль и проверка качества изменений и реинжиниринга проекта.

10. Функция оценки эффективности проекта.

- Выполнение проектного анализа на предынвестиционной фазе проекта;

- Выбор критериев эффективности проекта, отвечающих миссии, целям и задачам проекта;

- Выбор интегральных и обобщенных критериев эффективности проекта в целом;

- Оценка бюджетной эффективности проекта;

- Оценка социальной эффективности проекта;

- Оценка народнохозяйственной эффективности проекта.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Опыт ФРГ, Японии, Кореи, США и других развитых стран свидетельствует о том, что система управления проектами – мощное средство выхода из экономического кризиса и метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем. Именно этот метод является средством управления в изменяющихся условиях и развивающихся системах, в условиях нестабильности и неопределенности, когда недостаточно проработаны вопросы законодательства, в условиях слабо контролируемого роста цен и дефицита ресурсов, отказа государства от непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, в условиях появления собственников и частных инвесторов, нестабильной налоговой системы и др. В странах с традиционно рыночной экономикой к началу XXI в. управление проектами (УП) перестало быть только средством управления последовательностью и темпом выполнения работ с целью их своевременного завершения. УП стало чем-то вроде корпоративного голоса заказчика/клиента, побуждающего оптимизировать все усилия по проекту/продукту, предпринимаемые командами, интегрируясь с производителями, поставщиками, системой послепродажного обслуживания. Такой подход, помимо прочего, позволяет теперь с высокой степенью точности определять (и, соответственно, снижать) предстоящие затраты по проекту.

Крупнейшей международной организацией в области управления проектами является ИПМА (IPMA – International Project Management Association) – Международная ассоциация управления проектами, объединяющая более 20 национальных обществ Европы, а также других стран.

Управленческие функции включают основные, базовые виды деятельности, которые должны осуществлять управляющие работники на всех уровнях и во всех предметных областях по проекту.

Функции управления проектом осуществляются на всех этапах и фазах управления проектом и включают:

  • планирование,
  • контроль проекта,
  • анализ,
  • принятие решений,
  • составление и сопровождение бюджета проекта,
  • организацию осуществления,
  • мониторинг,
  • оценку,
  • отчетность,
  • экспертизу,
  • проверку и приемку,
  • бухгалтерский учет,
  • администрирование.

Подсистемы управления проектами формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в рамках проекта. Предметные области и управляемые элементы в рамках проекта в самом общем виде включают: сроки, трудовые ресурсы, стоимость и издержки, доходы, закупки и поставки ресурсов и услуг, ресурсы (уже закупленные), изменения по проекту, риски проекта, информацию и коммуникации, качество и пр. Эти подсистемы присутствуют практически в любом проекте. В каждом конкретном проекте могут добавляться специфические подсистемы.

Отличие подсистем от функций управления проектом заключается в том, что подсистемы ориентированы на предметную область, а функции нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Управление подсистемой включает выполнение практически всех функций. Так, планирование расходов и контроль расходов базируются на одной и той же предметной области – затратах, а планирование расходов и планирование качества базируются на одинаковых процедурах составления планов, сетевом моделировании и пр.

Подсистемы системы управления проектом по основным предметным областям подразделяются на: управление содержанием проекта, объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное (координационное) управление, управление информацией и коммуникациями.

Читайте также: