Что такое финансирование кратко

Обновлено: 02.07.2024

Финансирование (англ. Funding ) - обеспечение финансовыми ресурсами (денежными средствами) организаций и предприятий, различных экономических проектов. Может осуществляться как из собственных средств организаций и предприятия, так и из государственных источников, из средств бюджетов всех уровней, кредитных средств, взносов юридических и физических лиц. [1] Если финансирование предприятий, учреждения и организаций осуществляется государством, это предусматривает безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления их текущей деятельности [2] .


Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами.

ФИНАНСИ'РОВАНИЕ, я, мн. нет, ср. Действие по глаг. финансировать.

финанси́рование

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: четырёхконечный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.

Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Составление отчета о целевом применении средств

Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

Налогообложение

При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

Разбираемся, как финансируются организации, что включает это понятие, а также проводим анализ источников финансирования.

Источники финансирования организации

Источниками финансирования (ИФ) называют различные каналы получения предприятием денежных средств, которые будут направлены на развитие бизнеса и на ведение СМП финансово-хозяйственной деятельности.

Источники финансирования деятельности организации классифицируются следующим образом:

  1. По месту возникновения финансовые ресурсы подразделяются на внутренние и внешние.
  2. По источникам формирования выделяют ресурсы, образуемые за счет:
  • собственных средств предприятия;
  • привлеченных средств финансового рынка;
  • финансов, полученных в порядке распределения.

Еще одна классификация систематизирует происхождение финансирования как внутреннее (прибыль — чистая или от реализации продукции, амортизация и проч.), привлеченное (инвестиции от иностранных компаний), заемное (кредит, лизинг и т. п.) и смешанное (комплексное).

Внутренние источники финансирования малого бизнеса

Внутренние ИФ — это персональные ресурсы компании, то есть фонды, образованные за счет собственных либо приравненных к ним средств предприятия. К таким ИФ относятся:

  • прибыль;
  • амортизационные отчисления;
  • уставный капитал;
  • кредиторская задолженность;
  • реализация продукции, имущества и проч.

Компании зачастую самостоятельно перераспределяют полученную ими прибыль. Чем больше величина полученной прибыли, тем большее количество средств направляется на внутренние ИФ, и, соответственно, тем меньше потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов.

Внутренние ИФ исключает дополнительные издержки организации малого бизнеса на привлечение капитальных вложений извне, что влечет к сохранению контроля собственников за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.

Однако величина прибыли после уплаты налогов не всегда позволяет воспользоваться ей в полной мере, поэтому в современных условиях большинство организаций, относящихся к СМП, не ограничиваются внутренними ИФ.

Внешние источники финансирования малого бизнеса

Внешние, или привлеченные, ИФ — это ресурсы, которые поступают в учреждение извне от таких субъектов, как учредители и иные физические и юридические лица, государство, кредитные, финансовые и нефинансовые организации.

К внешним ИФ относятся ресурсы, мобилизуемые на финансовых рынках и получаемые предприятием за счет распределения.

К первой группе относятся средства, поступающие в учреждение за счет продажи акций и облигаций, операций с валютными фондами, полученных кредитов и процентов по предоставленным кредитам и прочее.

К ресурсам, получаемым организацией за счет распределения, относятся государственные субсидии, возмещения по страховым взносам и поступления от различных компаний и отраслевых структур.

Также внешними ИФ могут выступать и иностранные инвестиции, однако для предприятий малого бизнеса это чревато потерей контроля над финансово-хозяйственной деятельностью и увеличением доли инвестора в структуре предприятия.


Многие предприниматели, желающие начать свой бизнес, не понимают, какой источник финансирования лучше всего искать для своего стартапа. Поскольку существует множество вариантов, выбор идеального источника финансирования может оказаться непростым процессом; однако взвешивание плюсов и минусов каждого источника поможет вам выбрать идеальный вариант. Ниже перечислены некоторые распространенные источники финансирования с кратким описанием каждого из них, которое поможет вам упростить работу.

1. Личные сбережения:

Это наиболее привлекательный источник финансирования, потому что вы используете свои собственные деньги, чтобы начать свой бизнес, и при этом никому не должны.

Плюсы:

  • Вы полностью контролируете свой бизнес и можете распоряжаться деньгами по своему усмотрению.
  • Есть такое удовлетворение, что вы используете свои собственные деньги для финансирования бизнеса.

Минусы:

  • Если бизнес потерпит неудачу, вся тяжелая работа, которую вы вложили в свои сбережения, пойдет напрасно.
  • Вы можете упустить ценные советы и наставничество со стороны бизнес-ангелов и венчурных капиталистов.

2. Семья и друзья:

Вы можете попросить своих друзей, семью или близких помочь финансировать ваш бизнес. Этот тип финансирования больше связан с самими отношениями, чем с оценкой осуществимого бизнес-плана. Цель этого типа финансирования - помочь начать бизнес до такой степени, чтобы он мог искать и получать другие виды финансирования.

Плюсы:

  • Более быстрый процесс финансирования и гибкие способы оплаты.

Минусы:

  • Семья и друзья предоставляют финансирование, не оценивая жизнеспособность самого бизнес-плана.
  • Ничего не приносит, кроме начальных капитальных вложений.

3. Краудфандинг:

Это предполагает финансирование бизнеса за счет привлечения небольшого капитала от большого количества людей, обычно через Интернет. Этот тип финансирования использует обширные сети ваших друзей, семьи и коллег через различные социальные платформы, чтобы рассказать о бизнесе с целью привлечения новых инвесторов.

Плюсы:

  • Имеет потенциал для расширения бизнеса за счет объединения инвесторов, которые могут помочь в сборе средств.

Минусы:

  • Требуется время и преданность делу, прежде чем можно будет добиться результатов.

4. Бизнес-ангелы:

Бизнес-ангелы - это состоятельные люди, которые предоставят финансирование в обмен на долю в капитале бизнеса. Некоторые инвесторы работают в группах и вместе просматривают сделки, прежде чем предоставлять средства, в то время как большинство работают самостоятельно.

Плюсы:

  • Бизнес-ангелы могут предложить ценные советы и рекомендации, поскольку у них есть опыт работы в отрасли, в которой вы работаете.
  • Гибкие условия ведения бизнеса.

Минусы:

  • В какой-то степени вы можете быть вынуждены отказаться от контроля над своим бизнесом.

5. Венчурный капитал:

Венчурные капиталисты - это инвесторы, которые вкладывают значительные суммы денег в обмен на долю в бизнесе и получают прибыль, когда бизнес становится публичным или приобретается другой компанией. Венчурные капиталисты стремятся к деньгам и инвестируют только в те предприятия, которые могут обеспечить хорошую отдачу от их инвестиций.

Плюсы:

  • Венчурные капиталисты не только предоставляют финансирование, но и могут предложить свои знания и наставничество, чтобы помочь в развитии бизнеса.
  • Венчурное финансирование дает бизнесу немедленный авторитет и открывает новые двери для широкой сети важных лиц, таких как будущие инвесторы и партнеры.

Минусы:

  • Вы можете быть вынуждены отказаться от значительной части своего бизнеса из-за значительного объема предоставленного финансирования.

6. Банковские ссуды:

Банковские кредиты - популярный источник финансирования для многих стартапов. Прежде чем подавать заявку на получение банковского кредита, важно убедиться, что вы хорошо осведомлены о различных доступных вариантах и ​​процентных ставках, которые предоставляются с каждым вариантом.

Плюсы:

  • Существуют разные варианты финансирования в зависимости от ваших потребностей.
  • Если вы соответствуете требованиям, процесс финансирования будет относительно быстрым.
  • Вам не нужно отказываться от контроля над своим бизнесом.

Минусы:

  • Требуется много документации, которая может быть утомительной и трудоемкой.
  • Вам необходимо узнать о лучшем доступном для вас варианте; в противном случае вы можете выбрать сделку, которая в конечном итоге нанесет ущерб вашему бизнесу.
  • Деньги должны быть возвращены независимо от того, будет бизнес успешным или нет, неудача может привести к потере ваших активов, если таковые имеются.

7. Ссуды на управление малым бизнесом (SBA):

Это предполагает финансирование со стороны государственной администрации, направленное на оказание помощи малому бизнесу в достижении успеха. SBA помогает малым предприятиям получить капитал и гарантирует, что определенный процент контрактов будет предоставлен малым предприятиям.

Плюсы:

  • Помогает улучшить отношения между кредиторами и заемщиками.
  • Повышенные шансы на получение банковской ссуды при правильном управлении ссудой SBA.

Минусы:

Чтобы помочь вам выбрать идеальный источник финансирования для вашего бизнеса, обязательно проанализируйте свои финансовые потребности, квалификацию и срочность финансирования. Для некоторых источников финансирования необходимо выполнить определенные требования, прежде чем вы получите право на участие. Таким образом, важно убедиться, что вы хорошо осведомлены о различных доступных вам вариантах и ​​их соответствующих преимуществах и недостатках.

Читайте также: