Каковы основные свойства науки как отрасли культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Так уж вышло, что в настоящем без науки не получиться ступить и шагу. Начиная от поездки в институт и заканчивая написанием данного реферата я повсеместно использую электронику, средства мобильной связи, интернет. Выбор именно этой темы я могу обусловить своим интересом к постоянно меняющейся научной картине мира. И постоянным появление полезных и не очень научных открытий и теорий.

Содержание

1. Введение
2. Что есть наука
3. Основные черты науки
4. Наука как часть культуры
5. Отличия науки от других отраслей культуры
6. Вывод

Прикрепленные файлы: 1 файл

ксе.docx

    1. Введение
    2. Что есть наука
    3. Основные черты науки
    4. Наука как часть культуры
    5. Отличия науки от других отраслей культуры
    6. Вывод

Так уж вышло, что в настоящем без науки не получиться ступить и шагу. Начиная от поездки в институт и заканчивая написанием данного реферата я повсеместно использую электронику, средства мобильной связи, интернет. Выбор именно этой темы я могу обусловить своим интересом к постоянно меняющейся научной картине мира. И постоянным появление полезных и не очень научных открытий и теорий.

Наука — рациональная деятельность, направленная на обнаружение, хранение, пере дачу и применение специализиро ванных знаний или сведений об окружающем мире

То есть цель науки когнитивная( познавательная). Но это совсем не значит, что только учёный и только в лаборатории может получать знания и называть их научными. Они могут оказаться результатом деятельности человека в сфере повседневной жизни, эстетико-творческой деятельности, религиозного опыта. . Но лишь наука делает приобретение знаний своей главной задачей. В других же видах деятельности знания являются побочным, не самым главным её результатом. Таким образом, продуктом научной деятельности будут являться знания.

Основные черты науки

Наука – многогранное явление, и как следствие можно выявить три его функции: познавательная, культурно – мировоззренческая, социальная, практически деятельная.

Так же можно выделить её основные черты:

  1. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
  2. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ— новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
  3. КРИТИЧНОСТЬ — готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.
  4. ОСТОВЕРНОСТЬ — научные выводы требуют, допускают проходят проверку по определенным сформулированным правилам.
  5. ЧУВСТВЕННОСТЬ — научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Наука как часть культуры.

Наука – сфера творческой деятельности человека, направленная на получение обоснований и систематизацию новых знаний.

Как социальный институт наука начала своё существование лишь в 17 веке, и только в 20ом веке человечество выработало боле взвешенную позицию, признав важную роль науки в нашей жизни.

Культура находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования человека, в различных нормах поведения и разнообразных знаниях об окружающем мире. Вся совокупность практических проявлений культуры подразделяется на две основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культуру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусство, религию, формирует мир духовной культуры.

Культура является важнейшей сущностной характеристикой человека, отличающей его от всего остального органического мира нашей планеты. С ее помощью человек не приспосабливается к окружающей среде, как, например, растения и животные, а меняет ее, преобразует мир, делая его удобным для себя. В этом проявляется важнейшая функция культуры — защитная, направленная на то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей. Все сферы культуры, так или иначе, участвуют в решении этой важнейшей задачи, отражая при этом определенные личностные характеристики человека, а также его потребности и интересы.

Задача науки — получение объективных знаний об окружающем мире, познание законов, по которым он функционирует и развивается. Обладая этим знанием, человеку намного легче преобразовывать мир. Именно бурный рост науки, начавшийся в Новое время, создал современную техническую цивилизацию — мир, в котором мы сегодня живем.

Отличия науки от других отраслей культуры.

Наука безусловно является неотъемлемой частью культуры, но как и прочие части имеет свои отличительные черты.

  • Самоценность науки – (Самоценность - качество системы, заключающееся в том, что ее целевая функция направлена на саму систему). Целевая функция науки есть получение знаний, в последствии используемых в научной системе. То есть работа самой системы на себя, на своё будущее. Из этого можно сделать вывод о самоценности науки.
  • Полезно практический характер - особенность, заключающаяся в направленности данной области культуры на улучшение и упрощение жизнедеятельности человека
  • Исследование направлено на развитие инноваций.
  • В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен

Сравнение науки и других отраслей культуры.

  • От ИСКУССТВА наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теории.
  • В отличие от ТЕХНИКИ наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.
  • По-сравнению с ИДЕОЛОГИЕЙ научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
  • От ФИЛОСОФИИ науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос "почему?", а на вопрос "как?", ''каким образом?"
  • Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют большее значение, чем вера.
  • В отличие от МИФОЛОГИИ наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природа, допускающих эмпирическую проверку.

Теоретическим освоением действительности наука отличается от обыденного сознания..

3)Каковы основные свойства религии как отрасли культуры ?

4)Каковы функции религии

Богословские концепции основываются НА МОРАЛИ, а светские — НА ПРАВЕ.
Мораль, в свою очередь, включает высшие ценности, идеалы человеческого разума, например, стремление к истине, любви, добру и понимание зла, борьба с ним.
А права, свободы и законы помогают регулировать общество, но являются идеальными, т. к. люди разные.
2)Религия, как культура, помогает раскрыть" душевные способности",(разумеется, не каждая религия) приобщает любовь к прекрасному: добру, справедливости, любовь к природе, вдохновляет (некоторых), к примеру, фрески и росписи храмов.
3) Всесторонне развиты функции религии.
Так, одни могут вдохновляться на честную жизнь, любовь к труду.
Других религия сближает духовно.
Третьи создают благотворительные фонды и пр.

Наука, является частью культуры, в качестве одной из форм специфически человеческой деятельности имеющей социальную природу. Наука по определению способ постижения бытия имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле наука это построение рациональной картины мира с этой точки зрения мы можем сказать, что наука возникает уже в античности. В более узком смысле наука предполагает развитую систему методов эксперимента и наблюдения, в этом значении термин наука применим только к системе мировоззрения и познания сложившейся в Европе Нового времени.

Наука сложным образом взаимодействует с другими феноменами культуры, которые выполняют функции осмысления мира. Наука отличается от мифологии, тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое, в той или иной степени обобщенное знание, она оперирует понятиями, а мифология образами. В тоже время некоторые сведения, накопленные в форме мифов, иногда поддаются научному осмыслению. С другой стороны данные науки преломляясь в сознании людей могут творить своеобразную научную мифологию.

Граница между религией и наукой определяется соотношением в них разума и веры, это не означает, что в науке полностью отсутствует такая форма отношения к действительности как вера (как знания имеющего прочную субъективную основу, внутреннюю убежденность человека, но имеющего прочной объективной основы то есть достоверных доказательств исходящих из эмпирической реальности). Но религия ориентирована на область внечувственного, а наука на эмпирическую реальность, данное различие было выявлено еще в эпоху средневековья, что позволило провести границу между наукой и религией и обособить эти две области знания. Все сказанное не относится к области суеверий, которая не связанна ни с наукой, ни с религией.

Не менее сложными, чем с религией были взаимоотношения науки с философией, Существует несколько трактовок соотношения науки и философии, философия рассматривалась как методологическая база научного исследования (то есть науки заимствуют из философии общие понятия и принципы), как результат предельного обобщения эмпирических (то есть опытных) данных прикладных дисциплин, как способ интеграции частных наук в нечто единое, как основу для создания целостной картины мира. И то и другое и третье, несомненно, верно, но это не должно стирать границу, между философией и наукой, данные науки могут быть отправной точкой для создания философской концепции, наука может оперировать предельно обобщенными категориями, сформулированными философией (пространство, время и т.д.), но проблематика философии всегда принципиально иная чем у науки, наука задается вопросами о формах и способах существования явлений окружающего мира, философия о причинах и целях.

Наука отличается от идеологии (т.е. системы взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности и друг другу), тем что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. В то же время наука способна порождать определенный тип идеологии, оказывая воздействие на мировосприятие больших групп населения.

Исходя из этого, можно выделить ряд характерных черт отличающих науку от других связанных с ней феноменов культуры:

  • Наука универсальна: с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей вселенной при тех условиях, при которых получены исследователем.
  • Наука фрагментарна – она изучает не бытие в целом, различные компоненты или параметры реальности, в структуре самой науки этот признак раскрывается через ее деление на особые научные дисциплины.
  • Наука общезначима – ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности.
  • Наука безлична – индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования.
  • Наука систематична – она представляет собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику.
  • Наука принципиально незавершенна – в основе мировосприятия характерного для нашей культуры лежит убежденность в безграничности научного познания.
  • Наука преемственна – новые знания определенным образом всегда связанны с прежними. Ни одно положение не возникает в науке на пустом месте, даже если оно сформулировано как критика предшествующих теорий.
  • Наука критична – сомнение один из основных принципов науки Нового времени, в науке нет таких положений, даже среди самых фундаментальных, которые не могут быть подвергнуты проверке и пересмотру.
  • Наука достоверна – ее данные могут и должны быть проверены по определенным, сформулированным в ней правилам.
  • Наука внеморальна – сами по себе научные истины нейтральны в морально--этическом смысле. Нравственной оценке подлежат только те действия, которые ученый предпринимает для получения данных, или применение полученных результатов научного исследования.
  • Наука рациональна: она оперирует эмпирическими данными. Наука опирается на данные опыта, результаты воздействия явлений объективной действительности на наши органы чувств, непосредственно или через посредство приборов), но оперирует на основе рациональных процедур и законов логики (т.е. средствами разума наука поднимается над уровнем исследования конкретного предмета или явления и создает обобщенные понятия, концепции, теории).
  • Наука чувственна – проверка результатов научного исследования осуществляется эмпирически, средствами чувственного восприятия и только на этом основании признаются вполне достоверными.
  • Можно говорить о научной культуре, как специфической области или сфере культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов является познание мира вместе с обществом и человеком на основе эмпирических данных и рациональных форм знания. Однако как существуют специфические формы культуры или если рассматривать ее как нечто единое этапы ее развития, так и научная культура проходит по мере всего развития определенную трансформацию.

    Однако античной науке не были свойственны все те черты, которые мы отметили для современной науки. Греческая наука была по преимуществу умозрительной дисциплиной (слово теория в переводе с греческого означает умозрение), научные представления древних греков не предполагали их эмпирической проверки или практического использования. Для античности характерна негативная оценка, любых прикладных исследований, идеалом было чистое незаинтересованное познание не ориентированное ни на какую выгоду. Представления об эксперименте отсутствовали вообще, а метод наблюдения, хотя и использовался, но не применялся систематически.

    По преимуществу религиозный характер средневековой культуры накладывал значительный отпечаток на развитие научного знания, поскольку контроль над образованием был фактически монополизирован церковью, наука в значительной степени была сведена к роли института обслуживающего нужды богословия. Развитие средневековой науки в значительной степени определялось, тем представление, согласно которому Бог не только существо всемогущее, но и всеведущее. Поэтому изучение природы может быть безболезненно заменено изучением откровения. Средневековые ученые по преимуществу занимались комментированием Библии и некоторых античных авторов (прежде всего Аристотеля). Сама вселенная представлялась им колоссальной книгой, которая требует правильного прочтения и толкования.

    Современник Декарта английский философ Ф. Бекон разработал основные положения экспериментальной науки, именно к Бекону принято возводить такие характерные особенности современной науки как, опора на эксперимент, поставляющий начальные данные научного исследования и проверяющий его результаты и господство аналитического подхода к действительности, направленного на поиск простейших. Далее неразложимых первоэлементов реальности.

    Таким образом, из всего сказанного можно определить современную науку как – особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

    Естествознание – это раздел науки основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Предмет естествознания - факты и явления, воспринимаемые нашими органами чувств. Задача ученого обобщить эти факты и создать теоретическую модель изучаемого явления природы включающую законы управляющие им. Явления, например закон всемирного тяготения, даются нам в опыте, законы науки, например закон всемирного тяготения, представляют собой варианты объяснения этих явлений. Факты, будучи установлены, сохраняют свое значение всегда, законы могут быть пересмотрены или скорректированы в соответствии с новыми данными или новой концепцией их объясняющей. Факты действительности являются необходимой составляющей научного исследования. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Это не означает, что научная теория должна немедленно подтверждаться, но каждое ее положение должно быть таким, чтобы такая проверка была возможна в принципе.

    От технических наук естествознание отличает то, что оно преимущественно направлено не на преобразование мира, а на его познание. От математики естествознание отличает. То что оно исследует природные, а не знаковые системы. Однако пытаться изолировать естественные, социальные и общественные науки не следует, поскольку существует целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными. Например, определенные черты естественных и социальных наук соединяет экономическая география, на стыке естественных и технических наук находится бионика. А социальная экология является комплексной дисциплиной, которая включает естественные, социальные и технические разделы.

    Человек обладает знанием об окружающей вселенной о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела естественнонаучное и гуманитарное знание. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:

    Таким образом можно утверждать закономерно выделения естественно научной и гуманитарной культур как особых типов культуры, они неразрывно связаны между собой

    1. сам человек существо биосоциальное, природное и общественное в нем неразрывно связанно;
    2. оба типа культуры принимают участие в формировании человеческого мировоззрения, а оно представляет собой целостное явление;
    3. имеется целый ряд пограничных проблем;
    4. естествознание часто сталкивается с проблемами социального или этического характера, хотя естество знание изучает преимущественно природу, но второй стороной исследования всегда является человек, поэтому методология исследования всегда включает в себя элементы гуманитарного знания, гуманитарные науки могут дать дополнительные данные подтверждающие истинность теории н-р ее красота внутренняя гармони и т.д.
    5. с другой стороны гуманитарные науки все шире используют методы и данные естественных наук.

    Кроме того, противоречия содержит сам способ познания, составляющий сущность науки: природа едина и целостна, а наука разделена на самостоятельные дисциплины,. Объекты действительности – это целостные сложные образования, наука абстрагирует некоторые из них принимаемые за наиболее важные изолируя их от других аспектов того же явления. В настоящее время этот метод, как и метод сведения явления к простейшим элементам, во многих дисциплинах признается ограниченно применимым, но проблема состоит в том, что вся современная наука построена на их основе.

    Сама структура науки разделенной на множество самостоятельных дисциплин вытекает именно из этого, но в настоящее время многие исследователи признают, что процесс дифференциации науки зашел слишком далеко, преодолеть эту тенденцию должны комплексные и интегративные дисциплины.

    ► Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

    Науку как составляющую общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличает целый рядпризнаков. В отличие от техники целью науки является познание мира, а не использование полученных знаний о мире для его преобразования. От искусства наука отличается рациональностью. От философии науку отличает то, что ее выводы требуют эмпирической проверки. В отличие от идеологии научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От религии наука отличается тем, что опирается не на веру, а на чувственную реальность. Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина.

    Как сфера человеческой деятельности наука имеет специфические черты.

    Универсалъностъ – сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.

    Обезличенностъ – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.

    Систематичностъ – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.

    Фрагментарностъ – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.

    Общезначимостъ – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.

    Незавершенностъ – процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.

    Преемственностъ – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.

    Критичностъ – всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены подсомнение и пересмотрены.

    Достоверностъ – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.

    Внеморалъностъ – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.

    Рационалъностъ – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.

    Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.

    Кроме того, для науки характерны свои методы исследований, использование приборов и оборудования, особый язык.

    Таким образом, специфика науки как отрасли культуры заключается в следующем:

    ♦ наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей;

    ♦ результаты науки требуют эмпирической проверки.

    Читайте также: