Сравните окончание французской революции с окончанием английской революции что у них общего кратко

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассматриваются причины революций во Франции и в Англии. Эти две революции сыграли важнейшую роль в развитии Европы в целом в сторону капиталистического развития и формирования буржуазных свобод. Сравнительный анализ двух революций выявляет сходства и различия в причинах и предпосылках данных известных европейских событий.

Если сравнить причины революции в Англии и Франции, то выявиться следующее.

Первый момент, который бы хотелось затронуть, будет касаться социальных противоречий феодальных слоев помимо церкви.

Почти до конца XVI в. интересы монархии Тюдоров совпадали с интересами буржуазии – в борьбе против Испании, против международной католической церкви, против знатных семей, оспаривавших верховный контроль над страной у дома Тюдоров и разорявших страну своими частными войнами. Отсюда возникло сотрудничество монархии и буржуазии в парламенте. Однако вскоре это единство интересов распалось [1, с. 498]. То есть до определенного момента буржуазия и феодальное дворянство могли жить при монархии согласно. Иначе говоря, главным образом, внешние препятствия и угрозы сдерживали единство ряда высших слоев населения.

Однако, по мере того как их доходы от земли падали, феодалы стали все больше зависеть от двора. По мере того как монархия Стюартов становилась менее полезной для буржуазии, она становилась более необходимой для феодалов, – для них она превратилась в единственную гарантию экономического существования.

Монархия в Англии была связана с феодальным строем, как из-за консервативности, так и из-за того, что сама была как самый крупнейший лендлорд. Монарх не меньше иного землевладельца противился коренной перемене – переходу от феодального к капиталистическому общественному строю.

Суть проблемы заключалась в финансах. Цены поднимались, богатство буржуазии росло бурными темпами, но доходы короны, как и доходы всех крупных землевладельцев, оставались неизменными и не соответствовали новым нуждам.

Три попытки английской монархии (1) желание повысить налоги за счет буржуазии и дворянства привели к конкретным мерам – повышению пошлин, принудительным займам, новым налогам – привели к резким конфликтам с парламентом; 2) стремление контролировать некоторые отрасли промышленности за счет создания монополий возмутила все торгово-промышленное население, привело к саботажу, к кризису перепроизводства и широкой безработице, вина за которую также была возложена на корону; 3) попытка увеличить доход от феодальных повинностей, что оттолкнуло от монарха и феодалов) сохранить свое положение не увенчались успехом.

То есть и в Англии, и во Франции двигателем процесса революции были зарождение капитализма как такового, который вполне естественно, не мог не прийти в противоречии с одной стороны с остатками феодального строя, и с феодалами как жизненно заинтересованными в сохранении архаичного феодального строя.

Ревякин А.В. подчёркивал, что в течение длительного времени общественные противоречия во Франции не разрешались с помощью реформ, которым оказывалось сопротивление значительной части правящих кругов, поместного дворянства, бюрократического аппарата [2, с. 191]. То же самое можно сказать и об Англии.

Второй момент связан с отношением к церкви со стороны различных слоев населения.

Авторитет англиканской церкви с начала XVII в. уже не мог опираться на папство, с которым порвал Генрих VIII, а зависел от национальной монархии, единственной защитницы церкви от католической реакции и левых протестантских революционеров. В связи с этим елизаветинская церковь стояла за пассивное послушание установленной богом власти и проповедовала, что неповиновение – самый тяжелый грех [3, с. 562]. То есть была очевидна зависимость церкви от монаршей власти.

По мере того как расширялась брешь между короной и буржуазией, нападки пуритан на церковь, на её формы и обряды, на её суды и дисциплину становились все сильнее.

То есть можно сказать, что борьба за господство над церковью имела величайшее значение. Кто властвовал над её учением и организацией, тот мог определять структуру общества.

И этим фактором, о котором мы говорили как о втором моменте, английская революция отличается от французской. Ведь в последней не было противостояние с церковью как таковой.

Третий момент – это масштабность революции.

Таким образом, кризис старого режима был присущ не одной Франции, и французская революция не была изолированным феноменом, но она была куда более значительной, чем любая из современных ей революций нового времени, а также английской революции XVII в. и ее последствия из-за этого были гораздо глубже. Прежде всего, она произошла на территории самого могущественного и густонаселенного государства Европы (не считая России). В 1789 г. один европеец из пяти был французом. Она была на втором месте среди всех революций до и после нее, как массовая социальная революция и гораздо более радикальная, чем любая другая по сравнению с ней.

Таким образом, по масштабу страны, населения и самой революции Франция превосходила Англию.

Четвертый момент свяжем с составом противоборствующих сторон.

Отметим, что экономическое развитие Франции в XVIII столетии усилило противоречия сословного общества – между привилегированными сословиями и третьим сословием. Иначе говоря, во Франции противоречия были между феодалами с одной стороны и третьим сословием с иной. Но понятие третье сословие было гораздо шире, нежели в Англии. Помимо купцов и промышленников (буржуазии), туда входили и представители остальных слоев населения, в том числе горожане и крестьяне. В Англии же противостояние было главным образом между феодалами и королем с одной стороны и буржуазией с другой. И причем это было также противостояние короля с парламентом. Если феодалы поддерживали короля, то в парламенте защищали свои интересы представители буржуазии.

1. Основной объективной задачей этих революций являлась замена феодальных отношений буржуазными, ликвидация старых порядков и политического строя и установление новых. Однако в ранних буржуазных революциях эта задача решалась недостаточно последовательно или частично. Радикальный перелом произошел лишь в результате Французской буржуазной революции.

2. Руководителем ранних буржуазных революций фактически являлись зарождающаяся буржуазия и близкие ей социальные прослойки (новое дворянство в Нидерландах и Англии). Только во Французской революции буржуазия выступила в союзе с народом.

3. Главной движущей силой этих революций являлись народные массы - крестьянство и городские низы, - от степени активного участия которых зависела радикальность всего движения. Союз городского плебса с крестьянством придавал особый размах и силу Французской революции.

4. Идеологической формой ранних буржуазных революций были религиозные учения, направленные против государственной религии, в целом против старых, феодальных порядков, на создание новых - буржуазных. Только Французская революция заменила религиозную идеологию светской.

Вопрос по истории:

Сравните окончание французской революции с окончанием английской революции что у них общего что отличается

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 16.02.2018 13:12
  • История
  • remove_red_eye 15404
  • thumb_up 50
Ответы и объяснения 1

Оксиген - вещь открытая украинским ученым Славой Украиняном, который изучал сальную термодинамику в третьем классе под ЛСД.

Великим героям слава!

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Подведём итоги глава 3

Новая история 7 кл.

Подведём итоги: глава 3

Вопрос 1. Подумайте, почему XVIII в. называют эпохой Просвещения.

XVIII в. называют эпохой Просвещения, потому что это время развития научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. В Англии и Франции в это время мыслители разрабатывают идеи равенства и свободы людей, отрицают старые феодальные пережитки.

Вопрос 2. Обсудите с одноклассниками, какие идеи просветителей выдержали проверку временем, а какие нет. Свою точку зрения докажите.

Многие из идей просветителей выдержали проверку временем. Прежде всего, это идеи равенства людей, идеи прав человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. В политической сфере принцип разделения властей остается самым прогрессивным и используется в развитых государствах. Не выдержали проверку временем идеи о всеобщем первобытном счастье людей, существовавшем, якобы, из-за отсутствия частной собственности

Вопрос 3. Подумайте, какие изменения произошли в развитии экономической жизни Англии во второй половине XVIII в. и какие это имело последствия для различных слоёв населения и для страны в целом.

В экономической жизни Англии во второй половине XVIII в. произошли грандиозные перемены. Произошла аграрная революция, в результате которой земля сосредоточилась в руках крупных собственников и почти исчезло крестьянство, но сельское хозяйство стало более продуктивным.

В это же время в стране происходил промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В ходе промышленного переворота становилось больше предпринимателей и наёмных рабочих. К концу XVIII в. Англия стала первой промышленной страной мира, где всё нагляднее проступали черты индустриального общества.

Вопрос 4. Как вы думаете, что дало основание американцу в середине XVIII в. писать своим родным в Англию: «Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два года назад и с тех пор ни разу не заплатил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для поклона перед каким бы то ни было господином*?

Американец так писал, потому что на американской земле не было лендлордов, сюда приезжали, в основном, бедные слои населения, поэтому не было сословного неравенства, не было дворян, перед которыми надо было снимать шапку в поклоне. Налогов тоже было меньше, чем в странах Европы.

Вопрос 5. Укажите, какие положения Декларации независимости и Конституции США написаны под влиянием идей Просвещения.

Декларация независимости и Конституция США были написаны под влиянием идей Просвещения. Конституция закрепляла республиканский строй, предусматривала разделение судебной, законодательной и исполнительной власти. Законодательная и исполнительная власть была выборной. Декларация независимости утверждала, что все люди сотворены равными и все они обладают некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью.

Вопрос 6. Сравните причины английских революций, революции в английских колониях в Америке и Великой французской революции. Выделите общие черты и различия.

Сравнение причин революций.

Английская революцияРеволюция в английских колониях В АмерикеВеликая Французская революция
ОтличиеРелигиозный конфликт: католики – протестанты. Политический конфликт: король – парламент.Политический конфликт: колонии требовали представительства в парламенте и распространение английской конституции на территорию колоний. Экономический конфликт: Англия тормозила развитие хозяйства колоний.Социальный конфликт: феодальные пережитки в деревне, сохранение сословий, бедность третьего сословия. Экономические проблемы: засуха, голод, долги, дефицит бюджета, бедность.

Общее: борьба против абсолютизма, попытки внедрения новых идей об устройстве общества. Появление и усиление буржуазии, требовавшей участия в политической жизни.

Вопрос 7. Графу Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдётся без злодеяний и слёз*. Как вы думаете, какие причины вселили в графа уверенность в возможность быстрого и бескровного разрешения всех противоречий? Оправдались ли его надежды? Свою точку зрения обоснуйте.

Мирное провозглашение Учредительного собрания как органа власти и отмена абсолютизма дали Мирабо основания быть уверенным, что образованные люди в эпоху просвещения могут решить противоречия цивилизованно, без кровопролития. Его надежды не оправдались, революция свершилась с большой кровью.

Вопрос 8. В чём вы видите источники и причины террора во время Великой французской революции? Какое воздействие оказывала политика террора на французское общество? Ф. Энгельс писал в 1870 г.: «Террор – это большей частью бесполезные жестокости, совершаемые для собственного успокоения людьми, которые сами напуганы*. Прокомментируйте это суждение.

Энгельс хотел сказать, что террор, по своей сути, совершают только те люди, которые кого-то или чего-то боятся, а якобинцы боялись потерять власть.

Вопрос 9. Французский историк Франсуа Фюре писал: «Старая Франция была королевством подданных, новая стала нацией граждан*. Напишите эссе на эту тему и проведите его презентацию.

Франция до революции представляла собой абсолютную монархию. Во главе государства стоял монарх, чья власть была ничем и никем не ограниченной. Власть монарха была божественной по своей природе, дарованной самим Господом и освященной церковью. Поэтому все жители государства были его подданными, которые должны были подчиняться королю всегда и во всем. (Подведём итоги глава 3)

Это не означало, что монарх был тираном и деспотом. Он отвечал за своих подданных перед богом, как отец отвечает за своих детей. В то же время это означало, что подданные обязаны беспрекословно подчиняться своему отцу. Такое положение вещей, которое было естественным в эпоху средневековья, когда человек мыслил исключительно в рамках религиозного сознания, было в порядке вещей. Однако в эпоху Нового времени эта идея стала подвергаться сомнению. Гуманисты и просветители заставили совершенно иначе посмотреть на человека, его место в этом мире и в государстве.

Просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали совершенно новую концепцию происхождения государства и власти. Не Бог даровал власть монарху, сделав ее неприкасаемой для подданных, но сами люди, объединившись, добровольно создали общество и государство для его защиты.

Люди сами выбрали для себя власть в лице монарха, а значит, если она вдруг переставали их устраивать, если монарх не соблюдал им же установленные законы, то он терял право на власть. Это и произошло сначала в Нидерландах, потом в Англии, когда англичане судили своего короля за тиранию и нарушение законов королевства, в североамериканских колониях, где жители отказались подчиняться королю-тирану, отказывавшемуся соблюдать их права, а затем и во Франции.

В силу различных экономических, социальных и политических причины в стране произошла революция. Многие надеялись, что король прислушается к воле своих подданных, однако этого не произошло.

В стране была установлена республика, в которой каждый гражданин получил право участвовать в управлении государством. Из беспрекословных подданных французы превратились в граждан, которые обладали правами и обязанностями в новом государстве, и от выбора которых теперь зависело направление развития их страна.

Это произошло не сразу, человек не может из подданного, привыкшего, что все решают за него, вдруг стать гражданином, осознающим всю ответственность за свой выбор и за свои действия. Французам предстояло первым в Европе научиться быть нацией граждан, чьему примеру позже последуют остальные народы Европы.

Читайте также: