Почему в литературе так распространен сюжет о магической силе изобразительного искусства кратко

Обновлено: 07.07.2024

Само название этого жанра, на мой взгляд, типичный оксюморон. Но, с другой стороны, оно очень хорошо отражает его сюрреалистичность и даже в какой-то степени бредовость. Но все по порядку.

На мысль написать об этом жанре меня натолкнули две вещи. Во-первых, его необычность, несочетаемость с другими жанрами. Во-вторых, попытки свести магический реализм к жанру городского фэнтези.

Зародился магический реализм, как литературный жанр, в странах Латинской Америки в первой трети XX века, тогда же появился и этот термин. И первоначально, в своем классическом варианте магический реализм отражал фантасмагоричность латиноамериканской культуры, в которой древние индейские мифы и своеобразная ментальность народов Доколумбовой Америки переплетались с христианскими народными суевериями. Смесь получалась весьма своеобразная, впрочем, как и произведения этого жанра.

Главная особенность его в том, что повествование описывает события, в которых магическое, сверхъестественное вторгается в реальную жизнь. Причем это не только не объясняется, а, наоборот, делается максимально непонятным и от этого еще больше пугающим. Очень часто в центре повествования главный герой – своеобразный посредник между реальным и магическим миром или проводник, через который магическое проникает в наш мир.

В магическом реализме времени либо не существует, оно не движется, либо течет по каким-то особым законом. В этом жанре много аллегорического и символического, причем часто недоступного пониманию ни европейского, ни русского мышления.

Чем отличается магический реализм от городского фэнтези

Маги́ческий реали́зм — это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.

Содержание

Истоки магического реализма

Основами латиноамериканского магического реализма являются литература, верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки, майя, чибча, инки. Уже в произведениях, имеющих индейские корни, будь то написанные самими индейцами, будь то испанскими писателями — историками, священниками, солдатами, сразу после конкисты, встречаются все составляющие чудесной реальности. Наиболее значимыми авторами являлись:

    — перуанский священник, писавший на языке кечуа и собравший богатый этнографический материал народов кечуа. — разработчик мифа об Эльдорадо. — житель крупнейшего мегаполиса Старого и Нового Света — Потоси, разработавший соединение истории и мифа.

Магический реализм в литературе

В современной европейской литературе представителем магического реализма можно смело назвать серба Горана Петровича.

В русской литературе родственным магическому реализму является метафизический реализм, основателем которого в России является Юрий Мамлеев. Другие представители направления из числа русскоязычных авторов: Павел Крусанов, Сергей Сибирцев, Ольга Славникова, Дмитрий Силкан, Наталья Макеева, Виктор Ерофеев, Наталья Силкан-Буттхоф, Андрей Емельянов-Хальген, Дмитрий Коледин, Анна Сусид, Владимир Гугнин, Андрей Минин, Ольга Козарезова, Роман Сенчин, Алексей Орлов.

Элементы магического реализма

  • Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.
  • Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.
  • Многочисленные детали сенсорного восприятия.
  • Часто используются символы и образы.
  • Эмоции и сексуальность человека как социального существа часто описаны очень подробно.
  • Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.
  • Меняются местами причина и следствие — например, персонаж может страдать до трагических событий.
  • Содержатся элементы фольклора и/или легенд
  • События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний.
  • Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.
  • Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.

Магический реализм в изобразительном искусстве

Магический реализм — это стиль изобразительного искусства, который использует реализм в сочетании с некоторой кажущейся аберрацией зрения художника при изображении повседневных сюжетов. В живописи этот термин иногда взаимозаменяем с постэкспрессионизмом. В 1925 году критик Франц Рох использовал это термин для описания картины, которая положила начало возвращения к реализму после экстравагантности экспрессионистов, которые изменяли внешний вид объектов для проявления их внутренней сущности. Согласно определению Роха, другие важные аспекты магического реализма в живописи включают:

  • Возвращение к повседневным объектам в противоположность фантастическим
  • Наложение движения вперёд с ощущением расстояния, в противоположность экспрессионистской тенденции укорачивания объекта
  • Использование миниатюрных деталей даже в очень больших картинах, например, больших ландшафтах.

Художники — представители магического реализма

Магический реализм в кинематографии

История зарождения художественного приема

Изначально прием магического реализма использовался авторами из Латинской Америки. Его стали применять с 1920-ых годов.

За основу этого приема брались неоправданные ожидания читателей: люди в детстве верили, что в мире есть волшебство, но, взрослея, разочаровывались. Авторы же в своих литературных произведениях вновь предлагали читателям обрести эту веру, и через нее говорили о важных проблемах человека или общества в целом.

Писатели Латинской Америки обращались к культурному наследию. Например, в своих книгах они могли добавлять мистические элементы из доколумбовских цивилизаций (майя, ацтеки и пр.). Со временем же этот прием стал и распространяться в международной литературе, и определяться в ней же.

Среди русских писателей магический реализм использовал Н. Гоголь. Однако творил он в XIX веке, а узнавать и определять этот прием в его творчестве начали уже после 1930-ых годов.

Магический реализм как самостоятельное литературное движение

Магический реализм в литературе

Главные признаки направления

Узнать магических реализм в литературных произведениях можно по ряду признаков. Не обязательно, чтобы в книге встречались они все: достаточно лишь нескольких для того, чтобы определить этот прием.

Двоемирие

Персонажи книг с магическим реализмом будто бы проживают две жизни одновременно. С одной стороны у них – реальный мир, который привычен читателю, а с другой – они существуют в другом, мистическом мире. Это может выражаться по-разному: например, герои попадают в прошлое, остаются в своих грезах или снах, встречают элементы субъективного мира.

Условность времени

Еще один признак – само течение времени. Иногда оно бежит слишком быстро, и герои за ним не успевают, а иногда – вовсе застывает, и персонажи вынуждены существовать в условиях без движения.

Притчевость

В книгах с магическим реализмом авторы обращаются к религиозным или культурным притчам, переплетая их образы с реалистичным миром. При этом они встречаются лишь эпизодически и включаются для того, чтобы продемонстрировать сравнение или яркий пример, но писатели ими не злоупотребляют.

Также, как и в притчах, в книгах с магическим реализмом авторы обращаются к вечным темам. Они могут говорить о любви и ненависти, смерти, смысле жизни, одиночестве. Для того, чтобы читатель лучше узнавал эти темы, как раз используется притчевость.

Магический реализм книги

Миф как способ постижения мира

Основой магических элементов в литературных произведениях всегда является миф. Например, существуют легенды о сфинксах и кентаврах: этих существ нет не самом деле, однако большинство людей четко представляет себе их образы благодаря тому, что они часто встречаются в творчестве. В магическом реализме таких существ (или любой другой мифологический элемент) автор помещает в условия узнаваемого читателю мира.

Хорзе Луис Борхес опирается также на то, что по мере развития человеческой цивилизации люди постоянно использовали миф как способ узнать окружающий мир (впрочем, мы можем отнести к этому факту даже появление разных религий).

Поэтизация образа народа

Здесь мы возвращаемся к историческому образованию магического реализма, где авторы обращались к элементам культуры ацтеков и майя. Это были целые народы, которые не дожили до наших дней (или до дней писателей). В книгах представители этих древних культур часто олицетворяют собой мудрость и понимание мира (к которому и стремятся, так или иначе, герои). К тому же, сами персонажи таких произведений практически всегда имеют четкую национальную принадлежность и живут с соответствующими ей обычаями, культурным наследием и восприятием мира.

Мотив одиночества

Магический реализм в современной литературе

Магический реализм – это литературный прием, для которого характерно вплетение фантазии и мифа в повседневную жизнь. Так в мире магического реализма привычное обретает способность удивлять, а магия становится рядовым явлением.

Зарождение магического реализма

Франц Кафка не знал про магический реализм, но писал в похожем стиле

Франца Кафку можно считать предвестником магического реализма

Магический реализм как самостоятельное литературное движение

Фотография основателя магического реализма в литературе аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса

Отец магического реализма в литературе Х. Л. Борхес

Согласно Флоресу, магический реализм зародился в 1935 году с появлением рассказа аргентинского патриарха литературы Хорхе Луиса Борхеса. Другие критики приписывают зарождение движения иным авторам. Однако, не вызывает сомнений, что Борхес помог заложить основы латиноамериканского магического реализма, который стал уникальным и непохожим на работы европейских писателей. Другие последователи этой традиции – Хуан Рульфо, Мигель Анхель Астуриас, Габриэль Гарсиа Маркес, Исабель Альенде, Лаура Эскивель, Элена Гарро, Ромуло Гальегос.

6 ключевых признаков магического реализма

Магический реализм довольно легко спутать с похожими по стилю жанрами, использующими воображение. Однако, сказки не относятся к магическому реализму, также как ужасы, романы о призраках, научная фантастика, антиутопии, паронормальная литература, абсурдизм, волшебное фэнтези. Чтобы соответствовать традиции магического реализма, произведение должно обладать несколькими (а лучше всеми) из этих шести признаков:

1. Ситуации и события, отрицающие логику

2. Мифы и легенды

3. Исторический контекст и социальные проблемы

4. Искажение времени и последовательности событий

5. Реальные декорации

6. Серьезный тон

Магический реализм в современной литературе

Сегодня магический реализм рассматривается как мировой тренд, нашедший отражение во многих странах и культурах. Книжные обозреватели, книготорговцы, литературные агенты, издатели и сами авторы используют термин для характеристики произведений, которые сочетают реалистичные сцены с вымыслом и легендами. Элементы магического реализма можно найти в книгах Кейт Аткинсон, Итало Кальвино, Анджелы Картер, Нила Геймана, Гюнтера Грасса, Марка Хелприна, Элис Хоффман, Кобо Абэ, Харуки Мураками, Тони Моррисон, Салмана Рушди и множества других авторов по всему миру.

Читайте также: