Клубная деятельность в доу

Обновлено: 05.07.2024

Поддержка инициативы в разных видах деятельности, учет индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка выступают основными принципами современного дошкольного образования, а значит и тактическими задачами обновления педагогического процесса детского сада в соответствии с нормативными требованиями ФГОС ДО.

Обращение к такой форме взаимодействия участников образовательного процесса как Клуб по интересам служит не только продуктивным шагом обновления форм педагогической работы в ДОУ, но и эффективным способом поддержки интересов и инициатив детей.

Клуб по интересам организуется во второй половине дня, когда в основном и проводится совместная и самостоятельная деятельность детей.

Частота заседаний клуба зависит от интереса воспитанников. Важно создавать и поддерживать ситуацию ожидания данного мероприятия, поэтому заседать клуб должен 2 раза в месяц. Срок активной деятельности Клуба также зависит от интереса дошкольников. Он может функционировать целый учебный год, а может и месяц.

В нашем ДОУ организованы клубы по интересам в старшей и подготовительной к школе группе.

Опыт организации клубной деятельности показывает, что она интересна для старших дошкольников. Дети охотно включаются во взаимодействие со сверстниками и взрослым, проявляют инициативу при выборе содержания деятельности.

Создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативы предполагает включение дошкольников в выбор деятельности, материалов, партнеров общения в детском саду в соответствии со своими интересами и потребностями.

Назначается день и время его проведения. Наиболее удобным днем для этого является пятница, вторая половина дня. В это время одновременно начинают работать несколько форм организации детской деятельности на основе учета детских интересов: студия, лаборатория, мастерская. Они могут размещаться во всем пространстве детского сада:

- в музыкальном зале,

- в физкультурном зале,

- в кабинете специалистов,

- летом – на улице.

Таким образом, поддержка интересов дошкольников не только повышает степень заинтересованности содержанием образовательной деятельности, но и способствует проявлению и развитию их инициативности и самостоятельности.

Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. А результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами. В основу должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Для многих коллективов дошкольных организаций актуальным стал поиск таких форм сотрудничества, которые позволят учесть потребность родителей и будут способствовать формированию активной родительской позиции. В нашем детском саду педагоги отдали предпочтение такой форме, как клуб по интересам. Сейчас родительскими клубами, университетами не удивишь. Они действуют во многих дошкольных организациях и наш детский сад не исключение. Практика работы в данном направлении показала, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

- повышение компетентности родителей;

- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;

- успешная адаптация детей и родителей к условиям в ДОО.

Цель: совершенствовать условия продуктивного сотрудничества педагогов детского сада и семьи.

• активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

• выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОО и дома;

• оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания и развития;

• использовать активные формы взаимодействия.

• гармонизация детско-родительских отношений;

• повышение чувства ответственности родителей за благополучное развитие и воспитание своих детей;

• повышение профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.

Принципами работы клуба являются : добровольность, компетентность, открытость, согласованность действий, соблюдение педагогической этики, преемственность согласованных действий.

Результатом работы считаю следующее:

Расширилось представление об особенностях развития детей.

Повысилась роль родителей в формировании эмоционального образа ребенка.

Отмечается стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; а также следовать советам воспитателя, психолога, врача.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях.

Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного.

К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации Ракова Евгения Сергеевна воспитатель.

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении на современном этапе требует.

Моделирование маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации Анализ возможностей и перспектив развития дошкольной образовательной организации в условиях рынка Оба корпуса ДОУ расположены в центре города,.

Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС до Знакомясь с публикациями авторов и разработчиков Стандартов, мы не раз находили материалы, касающиеся моделей организации образовательного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как показывает практика,родители не очень любят посещать собрания и чтобы родители проявляли больший интерес к воспитанию своих детей, возникла идея создания семейного клуба " Теремок".

Выступление на городских педагогических чтениях

Клубная работа – одна из эффективных форм сотрудничества

детского сада и семьи.

Наталья Викторовна Дитман

МБДОУ «Детский сад комбинированного

воспитатель 1-ой категории

д. 44-61-37 сот.89135023306

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Любознательность и желание узнавать- это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом.

Воспитание детей в саду и в семье преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

В стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребенка как можно больше, родители часто не успевают дать ему главного… Любви. Ребенок, чувствующий, что его любят, будет развиваться нормально. Но если любви ему недостаточно, возникают различные нарушения. Психологи пришли к выводу: потребность быть любимыми является основной эмоциональной потребностью человека. Порой родители не догадываются, насколько это просто- проявить любовь! Не задумываются, часто ли звучат слова любви в доме, часто ли они ласково обнимают ребенка, сколько ему уделяют времени.

Детский сад при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей и любви к ребенку. Очень важно, чтобы рядом оказался компетентный педагог, на чью помощь могла бы рассчитывать семья. Ведь даже обладая определенными знаниями в области педагогики и психологии, взрослые часто не умеют или не успевают применять их в семье.

Привлекая родителей к участию в воспитательно – образовательном процессе, мы поставили перед собой задачи:

Устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях;

Учитывать пожелания родителей, их предложения.

Разговаривая с детьми, наблюдая за ними, с каждым разом я убеждаюсь как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Ребенок необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо- опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям. На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений и быть примером хороших людей.

Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные и праздничные дни, при сборах в детский сад и по вечерам. Мать и отец пользуются знаниями и умениям, опираясь на опыт старшего поколения; используют разные средства информации (печать, телевидение, радио, интернет); советуются с воспитателями. Но каждый из родителей несомненно сознает, что этого недостаточно, что надо овладеть знаниями о психологических и физиологических особенностях детей дошкольного возраста, о содержании и основных способах их воспитания и обучения. Каждой семье требуется дополнительные знания о психологии и этики семейных отношений.

Мы используем различные методы и формы педагогического просвещения родителей:

Нетрадиционные (родительские гостиные, тренинги, вернисажи, конференции, круглые столы, деловые игры, диспуты и семейные досуги)

Как показывает практика, родители не очень любят посещать собрания; анкеты и опросники тоже не пользуются у них уже популярностью. Организовать что-то интересное возможно, только если удается достичь взаимного понимания, доверия, пробудить в родителях интерес к своему ребенку как личности.

Я не раз наблюдала, что на празднике родители преображаются: появляются улыбки, загораются глаза, меняется настроение. Это происходит, когда праздники проходят неформально, по-домашнему, когда дети чувствуют себя естественно.

Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитанию своих детей, они должны иметь возможность приобщиться к делам детского сада, видеть результаты творчества детей и доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплоченности, инициативы положительно влияет на родителей.

На праздниках использовали театрально- игровые методы и приемы, в результате каждому нашлась роль и работа. В непосредственной обстановке все мы лучше узнавали друг друга, а это по- настоящему нас сближало и позитивно отзывалось на детях.

На заседаниях семейного клуба мы рассказываем и показываем, чем и как можно заниматься с детьми дома, даем друг другу советы, пожелания. Приглашаем специалистов детского сада: учителя- логопеда, инструктора по физическому воспитанию, музыкальных работников, медицинских работников.

Вместе с родителями создали папки консультаций:

Проводим регулярные фотовыставки, творческие выставки:

«Наш семейный поход в …(кино, театр, экскурсию, в гости)

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми – это еще раз дает нам возможность применять инновационные формы сотрудничества с семьей и по проблеме воспитания культуры здоровья дошкольников. Для нормального физического развития и здоровья ребенка большое значение имеют его эмоциональное благополучие, целесообразная организация условий жизни и предметно-игровой среды, наличие у него необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и осознание элементарных правил безопасного поведения.

Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры. Одним из обязательных условий здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.

Мы поставили перед собой задачи:

Содействовать охране и укреплению здоровья детей;

Осуществлять необходимые мероприятия, содействующие укреплению иммунной системы организма ребенка и предупреждению острых респираторно-вирусных инфекций;

Формировать первоначальные умения беречь свое здоровье, воспитывать навыки личной гигиены;

Вырабатывать осторожное поведение в опасных ситуациях.

Вместе с родителями мы создали папки-передвижки:

По просьбам родителей мы организовали встречу с врачами- специалистами: аллергологом, стоматологом. Специалисты рассказали, показали и научили некоторым приемам и методам оздоровления детей.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Какие же это особенности и условия? Это особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радость и удовольствие исходят от родных: мамы, папы, бабушки и дедушки.

Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Главная ценность совместного труда взрослых членов семьи и детей в том, что взрослые являются для ребенка образцом для подражания. Общий труд особо интересен, привлекателен. В ходе ее взрослые формируют у детей трудовые умения и навыки, учат правильно организовывать работу.

Вместе с родителями мы договорились и поставили перед собой задачи:

Продолжать развивать самостоятельность в самообслуживании;

Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться;

Формировать элементарные способы сотрудничества: договариваться, помогать друг другу, заботиться о своевременном завершении совместного задания;

Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, результат которого важен для других людей (взрослых или сверстников);

Приобщать к разнообразной природоохранной деятельности;

Развивать заботливое отношение к животным.

Еще одной из главной ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования. Игра предстает как практическая форма размышления ребенка об окружающей его действительности. Присвоение, понимание тех или иных содержаний в игре происходит только в процессе активной самостоятельной деятельности, в которой ребенок начинает учить себя, самостоятельно ставить и пытаться решить задачи собственной деятельности.

Необходимо различать игру как деятельность и игру как форму педагогического процесса. В сюжетно-ролевой игре ребенок сначала эмоционально , а затем интеллектуально осваивает доступную ему систему человеческих отношений. Сюжетно- ролевая игра – это игра, в которой ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль и в воображаемом плане воспроизводит его поведение. Копируя деятельность взрослых, подражая им в ролевых и сюжетных играх, ребенок глубже узнает окружающий мир, знакомиться с жизнью людей, отношений, их трудом.

В нашем саду создаются условия и для формирования у детей любознательности, познавательных интересов. Эти интересы развиваются по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование, лепку), учиться более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуются фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов.

Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников всех ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для развития у ребенка интереса к познанию. Родители хорошо знают своего ребенка, его особенности и могут воздействовать на его чувства. В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении.

Прекрасное время! Ребенок и его родители рядом, у них есть общее дело!

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Содержание речевого воспитания дошкольников составляют познание и обозначение словом явлений окружающей действительности, налаживание взаимоотношений и речевого общения с окружающими. Для ребенка по-прежнему общение со взрослыми выступает как основной источник развития языка, форм и функций речи. Не менее важны для полноценного развития ребенка совместные игры со сверстниками. Играя рядом, дети испытывают радость от присутствия сверстника и его внимания к себе, комментируют свои игровые действия. Возникают совместные игры-развлечения, в которых дети словом обозначают роли, предметы-заместители, игровые действия, договариваются о совместных действиях, развитии сюжета, ведут несложный ролевой диалог.

Разговаривая и обсуждая с родителями проблемы речевого развития, мы поставили перед собой задачи:

Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей данного дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Как и в любой деятельности, в работе семейного клуба следует определить конечный результат: для чего затевается вся эта трудоемкая работа, нужна ли она детям и родителям, в чем ее эффективность?

Опросы и письменные отзывы родителей, а также активная посещаемость свидетельствует о том, что родителям нравится такая форма взаимодействия. Родители и дети довольны атмосферой совместного общения. Родители имеют возможность вместе с ребенком не только поиграть, пошутить, а заняться делом, наблюдая своего ребенка в деятельности, видеть его успехи или проблемы и вовремя прийти на помощь, что-то подкорректировать, а потом дома еще раз по желанию ребенка повторить что-то понравившееся или что-то свое, новое.

Все эти положительные факторы могут свидетельствовать о том, что семейный клуб – интересная, познавательная, эффективная форма работы, которую следует использовать при взаимодействии с родителями.

Родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду, и дома. Интерес и доверие друг к другу позволяют родителям наших воспитанников узнать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.

Список литературы:

Досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество

Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.

Значение организации досуговой деятельности в детском саду

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.

Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной

Цель и принципы организации досуга в ДОУ

Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:

  • позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
  • самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
  • целостности: развитие самосознания детей.

Дети и педагоги в костюмах отмечают Масленицу

Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны

Направления деятельности

Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:

  • Спортивный:
    • соревнования,
    • весёлые старты,
    • турниры.

    Дети в спортивной форме участвуют в празднике, посвящённом Олимпийским играм

    Спортивный досуг не только способствует физическому здоровью, но и создаёт дружескую атмосферу

    Малыши рассматривают портрет П.И. Чайковского

    Во время музыкальных досугов дети знакомятся с великими композиторами и их произведениями, учатся эмоциональному восприятию мелодии и ритма

    Девочки с игрушками в руках участвуют в досуге, посвященном А. Барто

    Во время досугов дети знакомятся с писателями и их произведениями, учатся выражать свои впечатления, пополняют словарный запас

    Дети в костюмах животных участвуют в театрализованном представлении

    Участие в постановках позволяет раскрыть таланты воспитанников

    Дети делают совместную композицию на космическую тему

    Занятия изодеятельностью в свободное время могут быть приурочены к важному мероприятию или празднику, например, ко Дню космонавтики

    Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества

    • формирование экологического сознания у детей,
    • воспитание любви к природе и родному краю,
    • проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
    • участие в экологических акциях.

    Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую

    Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду

    • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
    • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
    • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
    • Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
    • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
    • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
    • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
    • Воспитание патриотических чувств.

    Виды досугов и развлечений в ДОУ

    Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.

    Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.

    Ребёнок едет на санках по снежной горке, остальные дети наблюдают

    Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности

    • театрализованные (спектакли),
    • познавательные (викторины, КВН),
    • спортивные,
    • музыкальные,
    • литературные развлечения,
    • забавы (масленичные и рождественские гуляния, вечера загадок и сюрпризов).

    Дети и родители участвуют в творческом мастер-классе

    Совместные развлечения с родителями укрепляют отношения внутри семьи

    К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита

    Проведение досуга и развлечений в ДОУ

    Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.

    Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности

    Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:

    • изучение наглядного материала:
      • рассматривание тематических плакатов,
      • картинок,
      • репродукций,
      • иллюстраций в книгах,
      • макетов,
      • мини-выставки в уголке познания;
      • посещение группы сказочным персонажем,
      • воображаемое путешествие в фантастическую страну,
      • перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);

      Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников — игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.

      Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем

      1. Создание сюрпризного момента.
        В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства.
      2. Включение в игровую ситуацию.
        Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
      1. Изучение наглядного материала.
        Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:
        • Каких сказочных героев вы узнали?
        • Из каких они сказок?
        • Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
        • Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
      2. Создание проблемной ситуации.
        Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
      • Что окружает Австралию? (Вода, океан).
      • Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
      • Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
      • Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус — самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).

      Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.

      Планирование мероприятий

      Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).

      Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.

      Дети на площадке участвуют в летнем спортивном мероприятии, родители наблюдают

      Проводить большие праздники рекомендуется несколько раз в течение учебного года

      Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.

      Дети и педагоги в святочных костюмах на улице

      Приобщение к народным традициям — важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

      Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

      Дети и родители участвуют в спортивном мероприятии в зале

      Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения

      Таблица: картотека тем культурных мероприятий

      Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе

      • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
      • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
      • Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
      • Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
      • Воспитывать активный интерес к сказкам.
      • Чтение сказок,
      • рассматривание иллюстраций,
      • обыгрывание фрагментов сказок.
      • Музыкальное сопровождение,
      • иллюстрации к сказкам,
      • лепестки цветка разных цветов.
      • Он носит вместо шапки
        Весёлый колпачок.
        И ростом он всего лишь
        С ребячий башмачок.
        С фонариком и с песней
        Идёт в лесу ночном.
        Не ошибёшься, если
        Ты скажешь: — Это … (Гном).

      Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
      Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета).
      Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:

      • Бабушка девочку очень любила,
        Шапочку красную ей подарила.
        Девочка имя забыла своё.
        А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).

      Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте!
      Загадки:

      • Мальчик… (с пальчик).
      • Соловей… (Разбойник).
      • Сестрица… (Алёнушка).
      • Лиса… (Патрикеевна).
      • Аленький… (Цветочек).
      • Гуси… (лебеди).
      • Крошечка… (Хаврошечка).
      • Братец… (Иванушка).
      • Баба… (Яга).
      • Сивка… (Бурка).
      • Красная… (Шапочка).
      • Спящая… (Красавица).
      • Заюшкина… (Избушка).
      • Винни… (Пух).
      • Два раза хлопни,
        Три раза топни,
        Вокруг себя обернись
        И в детском саду очутись!

      Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности

      Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

      • в младших и средней группах — 25–30 минут;
      • в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.
      • в первой младшей группе — 20–30 минут;
      • во второй младшей группе — 30–35 минут;
      • в средней группе — 45–50 минут;
      • в старшей группе — 60 минут;
      • в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.

      Мальчики в бескозырках танцуют в зале

      Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников

      Длительность уличных забав и народных гуляний:

      • в младших и средней группах — не более 1 часа;
      • в старшей и подготовительной группах — до 1 часа 30 минут.

      Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.

      Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе

      Примеры организации досугов и развлечений в детском саду

      Представленные далее варианты организации культурно-досуговой деятельности дошкольников позволят педагогам перенять успешный опыт коллег, а родителям воспитанников — подготовиться к запланированным мероприятиям.

      Читайте также: